Владимир Медем

Владимир Давидович Медем , урожденный Гринберг ( русский : Владимир Давидович Медем , латышский : Владимирс Медемс ; 30 июля 1879 — 9 января 1923), российский еврейский политик и идеолог Еврейского Трудового Бунда . Его имя носит библиотека Медем в Париже , крупнейшее в Европе идишское учреждение.
Часть серии о |
бундизм |
---|
![]() |
1890-е годы до Первой мировой войны |
|
Межвоенные годы и Вторая мировая война |
После 1945 г. |
|
Люди |
Нажимать |
Песни |
Ассоциированные организации |
Отколовшиеся группы |
|
Категории |
Жизнь
[ редактировать ]Сын русского медицинского офицера, перешедшего из иудаизма в лютеранство . [ 1 ] Владимир Медем получил образование в Минской гимназии . Позже он учился в Киевском университете и заинтересовался пролетариатом, говорящим на идиш, и его суровыми условиями жизни. Его беспокоил тот факт, что российские евреи не имели нации и права на забастовку. Несмотря на свой интерес к еврейским делам, Медем не обратился повторно в иудаизм. Однако, будучи арестованным в 1901 году за деятельность в качестве члена Бунда, он представился полиции евреем. [ 2 ]
Медем выучил идиш только в 22 года; этот язык был табу в его семейной среде. Из-за студенческой забастовки в 1899 году ему пришлось покинуть университет, и в это время, вдохновленный друзьями -марксистами , он примкнул к минским социалистам. Его большой интерес к миру рабочих, говорящих на идише, и к проблеме политического антисемитизма побудил его стать активным членом Еврейского Трудового Бунда (сторонники которого были известны как Бундисты). Основанная в 1897 году в Вильне, Российская империя (современный Вильнюс , Литва), «Медем» сыграла решающую роль в формировании политики и идеологии Бунда. Под влиянием Медема Бунд принял антиклерикалистскую , антиассимиляционистскую и антисионистскую политику; Это было подчеркнуто Четвертым съездом Всеобщего еврейского рабочего Бунда в Белостоке в апреле 1901 года, где Бунд принял официальную позицию, отвергающую как создание еврейского государства , так и возрождение языка иврит . [ 2 ] Это привело к отделению сионистской фракции партии в Сионистский Социалистический Рабочий Союз под руководством Бера Борохова ; что, в свою очередь, помогло Медему и Аркадию Кремеру укрепить позиции Бунда в РДЛСП . [ 2 ] Медем рассматривал сионизм как экзистенциальную угрозу делу Бунда, поскольку он считал, что эмиграция еврейских революционеров из Российской империи ослабит их силы. [ 3 ] Эта власть Бунда была отменена на 2-м съезде РСДРП, однако после того, как Юлиуса Мартова фракция РСДРП проголосовала против признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата », в результате чего Медем и Кремер в знак протеста покинули съезд, и что привело к тому, что Владимира Ленина получила фракция большинства контроль над партией. [ 2 ]
В 1918 году Бунд был восстановлен как отдельная партия в новой независимой Польше , где Медем снова стал ее ведущим теоретиком. [ 1 ]
Медем эмигрировал в США в 1921 году и прибыл в Нью-Йорк в середине января; в США занимал должность представителя Бунда в Польше . [ 4 ] Он умер в Нью-Йорке менее чем через два года, 9 января 1923 года. Он похоронен на кладбище Маунт-Кармель в Квинсе, штат Нью-Йорк. [ 4 ]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Еврейский Трудовой Бунд был привержен культурным и национальным правам евреев в Восточной Европе. В этом отношении Медем осмелился выступить против взглядов русских марксистов и даже Ленина . Эти цели получили поддержку в Центральной и Западной Европе, например, со стороны австромарксистов , и особенно в нескольких клубах еврейских рабочих-иммигрантов в Париже, члены которых называли себя бундистами. Один из таких клубов, который также считал своей главной задачей воспитание рабочих, получил название «Арбетер-клуб афн номен Владимир Медем» ( «Рабочий клуб Владимира Медема» ). Его амбиции в области образовательной политики достигли кульминации в 1929 году, когда была основана библиотека Медем , который насчитывает 30 000 томов и в настоящее время является крупнейшим учреждением идишской культуры в Европе.
Основные произведения
[ редактировать ]- 1904 год: социал-демократия и национальный вопрос
- 1916: Учение Бунда
- 1938 (посмертно): Идиш : Di Legende fun der jidišher arbeter-bawegung (Hg. Gros, Naftole; Gros, Naftoli). Верлаг Киндер-Ринг, 87 с., с иллюстрациями; переиздано Национальным центром книги идиш, Амхерст, Массачусетс (США), 1999 г. Коллекция: « Стивена Спилберга » № 06827. Цифровая библиотека идиш
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гехтман, Рони (30 августа 2010 г.). «Медем, Владимир Давидович» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Введение в бундизм (1897–1903) , получено 19 июля 2023 г.
- ^ Вторая алия (1905-1915) , получено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б " Геноуз Медем тойт ". Форвертс , 10 января 1923 г., с. 1, 8. Английский перевод Даниэлы Гудман Рабнер, доступен на сайте Mapping Yiddish New York . Институт Израиля и еврейских исследований Колумбийского университета. jewishstudiescolumbia.com. Проверено 10 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Владимир Медем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- YIVO Энциклопедия восточноевропейского еврейства
- Владимир Медем, «О терроре» , 1918 год.
- Рони Гехтман, «Национально-культурная автономия и« нейтрализм »: марксистский анализ национального вопроса Владимира Медема, 1903-1920 гг.», 2007 г.
- Владимир Медем (1 июня 1979 г.). Владимир Медем, жизнь и душа легендарного еврейского социалиста . Ктав Паб. Дом. ISBN 978-0-87068-332-9 .
- Фото могил Владимира Медема, Шолом-Алейхема , Морриса Розенфельда и других на кладбище горы Кармель: [1]