Борис Аронсон
Борис Аронсон | |
---|---|
![]() Борис Аронсон (1920) | |
Рожденный | Борех-Бер Аронссон 15 октября 1898 г. Киев, Российская Империя |
Умер | 16 ноября 1980 г. Нью-Йорк, Нью-Йорк, США |
Другие имена | Борис Соломонович Аронссон |
Супруг | Лиза Яловец Аронсон (1945–1980, смерть) |
Родственники | Марк Аронсон (звук), Генрих Яловец (тесть) |
Аронсон (15 октября 1898 — 16 ноября 1980) — американский сценический художник Бродвея Борис и театра на идише . он шесть раз выигрывал премию Тони За свою карьеру за сценический дизайн.
Биография
[ редактировать ]Сын раввина , Аронсон родился в Киеве , в Российской империи (на территории современной Украины ), и в юности поступил в художественную школу. Аронсон стал учеником дизайнера Александры Экстер , которая познакомила его с оказавшими на него влияние режиссерами Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым . Эти три ветерана театра и искусства были сторонниками конструктивистской школы в России, в отличие от Станиславского формы реализма , и убедили Аронсона принять конструктивистский стиль.
Аронсон несколько лет работал в Москве и Германии . В Берлине он выставлялся в оригинальной галерее Ван Димена «Первая выставка русского искусства» вместе с конструктивистами Эль Лисицким и Наумом Габо , которые представили конструктивизм Западу. Он написал две книги в Берлине, о Марке Шагале и еврейской графике, прежде чем получил иммиграционную визу в Америку в 1923 году. Он переехал в Нижний Ист-Сайд в Нью-Йорке и начал создавать декорации и костюмы для более экспериментальных жителей города. Идишские театры , в том числе Театр Унсер, Театр Шильдкраут и, прежде всего, Мориса Шварца Идишский художественный театр . Нью-Йорка Он добился известности в еврейской общине , когда в 1926 году оформил возрожденную Шварцем Авраама Гольдфадена пьесу «Десятая заповедь» . Хотя он избегал политики, Аронсон в 1930 году продюсировал декорации для связанной с коммунистами ARTEF (Arbeiter Teater Farband, Союз рабочих театров), таких как Лаг Боймер и Джим Куперкоп . Однако вскоре после этого он покинул Идишский театр, чтобы предотвратить «геттоизацию» своих работ. и дебютировал на Бродвее в 1932 году с возрождением Вернон Дьюк и Ип Харбург идут немного быстрее . В 1930-е годы он работал над постановками « Группового театра» , в том числе над произведениями Клиффорда Одетса и Ирвина Шоу .
С 1934 по 1952 год Аронсон проектировал сцены, костюмы и освещение для тридцати четырех пьес и трех мюзиклов на Бродвее (включая его дизайн для того, что считается первым « концептуальным мюзиклом », » Курта Вайля и Алана Джея Лернера) . «Любовная жизнь ), но эти успехи были омрачены его работой над оригинальной постановкой 1953 года «Горнило» и «Дневником Анны Франк» 1955 года (пьеса Фрэнсис Гудрич и Альберта Хакетта по мотивам книги «Анна Франк: Дневник молодой девушки »). Он продолжал работать на Бродвее в 1960-е и 1970-е годы с такими мюзиклами, как «До Ре Ми» , «Скрипач на крыше» (для которого Аронсон вернулся к своему предыдущему опыту работы в еврейском театре), «Кабаре» , «Зорба» , «Компания» , «Безумие» , «Маленькая ночная музыка » и «Тихий океан». Увертюры . Он выигрывал премию Drama Desk за выдающийся дизайн декораций трижды .
В 1945 году он женился на дизайнере Лизе Яловец Аронсон (1920–2013), дочери музыкального дирижера Генриха Яловца . [ 1 ] [ 2 ] Она помогала Борису с оформлением многих его постановок. [ 2 ]
Аронсон оформил декорации для Метрополитен-оперы и балетных трупп, в том числе постановку «Щелкунчик» в хореографии Михаила Барышникова . Он также был нетеатральным художником, работал живописцем и скульптором. На момент своей смерти в 1980 году он был членом театрального и художественного сообщества Нью-Йорка и одним из его дизайнеров. Женой Аронсона была Лиза Яловец, которая работала на многих шоу Аронсона в качестве его помощницы.
В 1979 году, за год до смерти, Аронсон был введен в Зал славы американского театра . [ 3 ]
Комментарии режиссеров и дизайнеров
[ редактировать ]«Для компании , Гарольд Принс и Аронсон подробно обсуждали Фрэнсиса Бэкона картину * , изображающую фигуру, движущуюся за журнальным столиком из стали и стекла. Они решили, что она передает «неистовое, тревожное, целеустремленное» качество городской жизни и... Аронсон подарил Принцу знаменитый фон из хрома и стекла... Аронсон изучил, сколько кнопок он нажимает в среднем за день в Нью-Йорке ... Принс... был рад обнаружить это. что Аронсон дал ему два работающих лифта ». для игры [ 4 ]
« Майкл Беннетт … был удивлен тем, что Аронсон «не делал три проекта одновременно», как это делали многие дизайнеры, а вместо этого «каждую ночь наблюдал за тем, как меняется каждая линия». Опытный художник по свету Тэрон Мюссер ... чувствовала, что она научилась у Аронсона большему, чем у любого другого художника-постановщика за свою долгую карьеру: «Его концепции дизайна были настолько сильны, что, если бы кто-то пошел против них, шоу было бы испорчено». [ 5 ]
Тони награды
[ редактировать ]
- 1951 года» «Сезон солнца , «Татуировка с розой» и «Деревенская девушка» — победитель
- 1956 «Дневник Анны Франк» , «Вид с моста» , «Однажды портной» и «Автобусная остановка» — номинант
- 1957 Дыра в голове и маленькая война на Мюррей-Хилл - номинант
- 1958 Танцоры на канате , Спуск Орфея и Дыра в голове - номинант
- 1959 Джей Би - номинант
- 1965 Скрипач на крыше - номинант
- 1967 Кабаре - победитель
- 1968 Цена - номинант
- 1969 Зорба - победитель
- 1971 Компания - победитель
- 1972 Безумие - победитель
- 1973 Маленькая ночная музыка - номинант
- 1976 Pacific Overtures - победитель
Избранные бродвейские работы
[ редактировать ]- Маленькое чудо (1934)
- Просыпайтесь и пойте! (1935)
- Йонкерсский торговец (1938) (пьеса, которая в конечном итоге стала «Сватом» , а затем мюзиклом « Привет, Долли! »)
- Дамы и господа (1939)
- Хижина в небе (1940)
- Сэди Томпсон (1944)
- Песня пустыни (1946) (возрождение)
- Я камера (1951)
- Сотворение мира и другой бизнес (1972)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Интервью с Лизой Яловец Аронсон» . Исследования Черной горы . Свободный университет Берлина. 10 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Симонсон, Роберт (16 мая 2013 г.). «Лиза Яловец Аронсон, дизайнер и жена Бориса Аронсона, умерла в 93 года» . Афиша . Архивировано из оригинала 14 февраля 2019 года . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ «Зал театральной славы хранит 51 артиста» (PDF) . www.nytimes.com .
- ^ Голд, Сильвиана (октябрь 1984 г.). « В подземелье нельзя делать французский фарс «Гарольд Принс по замыслу». Театральное ремесло . 18 (8): 58.
- ^ Фрэнк Рич с Лизой Аронсон (1987). Театральное искусство Бориса Аронсона . Нью-Йорк: Кнопф. п. 26. ISBN 0-394-52913-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Борис Аронсон» . Найдите могилу . Проверено 12 августа 2010 г.
- Борис Аронсон на IMDb
- Борис Аронсон в базе данных Internet Broadway
- Коллекция Бориса Аронсона в Центре выкупа Гарри Остине Техасского университета в
- Коллекция Бориса Аронсона в Музее Израиля. Проверено 1 сентября 2016 г.
- Документы и рисунки Бориса Аронсона, 1923–2000 гг ., Хранящиеся в Театральном отделении Билли Роуза Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- Биографический очерк Бориса Аронсона. Архивировано 15 апреля 2012 года в Wayback Machine на веб-сайте PBS / Stars Over Broadway.
- Films42 FAQ: Кем был Борис Аронсон? Связь ФИДДЛЕР
- 1898 рождений
- 1980 смертей
- Театральные люди из Киева
- People from Kievsky Uyezd
- Украинские евреи
- Советские эмигранты в Германии
- Советские эмигранты в США
- Американские сценические дизайнеры
- Оперные дизайнеры
- Художники-постановщики Бродвея
- Лауреаты премии Drama Desk Award
- Американские художники-евреи
- Лауреаты премии Тони
- Идиш театр
- Американские евреи 20-го века