Саломон Маймон
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2014 г. ) |
Саломон Маймон | |
---|---|
Рожденный | Шломо бен Джошуа [ 2 ] 1753 |
Умер | 22 ноября 1800 г. |
Образование | Гимназия Христианеум |
Эра | Философия XVIII века |
Область | Западная философия |
Школа | Немецкий идеализм Немецкий скептицизм [ 1 ] |
Основные интересы | Эпистемология , метафизика , этика |
Известные идеи | Критика кантовских quid juris и quid facti . [ 2 ] Доктрина дифференциалов [ 2 ] определимости Принцип [ 2 ] [ 3 ] |
Саломон Маймон ( / ˈ m aɪ m ɒ n / ; Немецкий: [ˈmaɪmoːn] ; Литовский : Саломонас Маймонас ; Иврит : שלמה בן יהושע מימון Шломо бен Иегошуа Маймон ; 1753 — 22 ноября 1800) — философ литовского еврейского происхождения в Великом княжестве Литовском ( современная Белоруссия) . Некоторые из его работ были написаны на немецком языке.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Саломон Маймон родился Шломо бен Джошуа. [ 2 ] в городе Жуков-Борок близ Мира в Великом княжестве Литовском (современная Белоруссия ), где его дед арендовал имение у князя Кароля Станислава «Пание Кочанку» Радзивилла . Его обучал Торе и Талмуду сначала его отец, а затем инструкторы в Мире. Его признали гением в области талмудических исследований. Для его родителей настали тяжелые времена, и они обручили его с двумя разными девушками, чтобы воспользоваться их приданым, что привело к ожесточенному соперничеству. В одиннадцать лет он женился на одной из двух перспективных, девушке из Несвижа . В 14 лет он уже был отцом и зарабатывал деньги, преподавая Талмуд. Позже он немного выучил немецкий язык по книгам и прошел весь путь до Слонима , где встретил раввина по имени Шимшон бен Мордехай из Слонима, который учился в Германии. Он брал у него немецкие книги по физике, оптике и медицине. После этого он решил учиться дальше.
Интерес к Каббале
[ редактировать ]Маймон описывает, как он заинтересовался Каббалой и совершил паломничество ко двору Маггида из Мезрича около 1770 года. [ 4 ] Он высмеивал сторонников Маггида за их энтузиазм и обвинял Маггида в манипулировании своими последователями. [ 5 ] : 30 Он также писал, что идеи Маггида «ближе к правильным представлениям о религии и морали», чем те, которым его учили в хедере . [ 5 ] : 30 "
В Германии
[ редактировать ]Когда Маймону было около двадцати пяти лет, он покинул родной край и направился в немецкоязычные страны. Его первая попытка поселиться в Берлине в 1778 году провалилась. Его исключили за хранение черновика комментария к « Море Небухим Маймонида » . Более поздняя попытка перейти в протестантизм в Гамбурге провалилась из-за признанного отсутствия веры в христианские догмы. [ 6 ] Его вторая попытка поселиться в Берлине в 1780 году увенчалась успехом; он установил тесную связь с Моисеем Мендельсоном и вошел в круги Хаскалы ( движения еврейского Просвещения) в Берлине. [ 4 ] Мендельсон познакомил его с некоторыми богатыми евреями в Берлине, на покровительство которых Маймон полагался во время учебы. Он посвятил себя изучению философии в духе Лейбница , Вольфа и Мендельсона.
Маймона В 1783 году Мендельсон попросил Маймона покинуть Берлин из-за открытого спинозизма . После поездки в Гамбург , Амстердам , а затем обратно в Гамбург, он начал посещать Христианскую гимназию в Альтоне . Во время пребывания там он улучшил свои знания в области естественных наук и владение немецким языком. В 1785 году Маймон уехал в Берлин (где он в последний раз встретился с Мендельсоном), затем переехал в Дессау , а затем поселился в Бреслау , где пытался изучать медицину, но в итоге занял должность репетитора.
После многих лет разлуки жене Маймона Саре в сопровождении старшего сына Дэвида удалось найти его в Бреслау. Она потребовала, чтобы он либо вернулся к себе домой в Литву, либо дал ей развод. В конце концов Маймон согласился на развод.
Лишь в 1787 году в Берлине Маймон познакомился с кантовской философией, а в 1790 году опубликовал « Очерк трансцендентальной философии» ( Versuch über die Transcendentalphilosophie ), в котором сформулировал свои возражения против системы Канта. Кант, похоже, считал Маймона одним из своих самых проницательных критиков. [ 4 ] Маймон опубликовал комментарий к « Море Невухим» Маймонида в 1791 году ( «Гивеат Хамор» , «Холм Путеводителя» ). В 1792/3 он опубликовал свою «Автобиографию» ( Lebensgeschichte ).
В Силезии
[ редактировать ]В 1795 году Маймон обрел мирную резиденцию в доме графа фон Калькройта (1766–1830), [ 7 ] молодой силезский дворянин, и переехал в имение последнего в Зигерсдорфе , недалеко от Фрайштадта в Нидершлезиене (Нижняя Силезия). Маймон умер там в возрасте 48 лет от явного алкоголизма. [ 8 ] [ 9 ]
Мысль
[ редактировать ]Вещь в себе
[ редактировать ]Он ухватывается за фундаментальную несовместимость сознания , себе, но при этом отделено от которое может постичь вещь в нее . То, что является объектом мысли, не может находиться вне сознания; точно так же, как в математике «–1» является нереальной величиной, так и вещи в себе являются ex-hythesi вне сознания, т. е. немыслимы. Кантианский парадокс он объясняет как результат попытки объяснить происхождение данного в сознании. Форма , вещей, по общему признанию субъективна ; разум . пытается объяснить материал данного в тех же терминах, попытка, которая не только невозможна, но предполагает отрицание элементарных законов мышления Знание данного, следовательно, существенно неполно. Полное или совершенное знание ограничивается областью чистой мысли, логикой и математикой . Таким образом, проблема вещи в себе исключается из исследования, и философия ограничивается сферой чистого мышления.
Применение категорий
[ редактировать ]Кантовские категории доказуемы и истинны , но их применение к данности бессмысленно и немыслимо. Этим критическим скептицизмом Маймон занимает промежуточное положение между Кантом и Юмом . Отношение Юма к эмпирическому полностью поддерживается Маймоном. Причинное понятие , данное опытом, выражает не необходимый объективный порядок вещей, а упорядоченную схему восприятия ; он субъективен и не может быть постулирован как конкретный закон вне сознания .
Доктрина дифференциалов
[ редактировать ]В то время как Кант выдвигал дуализм между пониманием и чувственностью или между понятиями и данным, Маймон относит обе эти способности к единому источнику познания. Чувствительность, по мнению Маймона, поэтому не лишена концептуального содержания, а порождается в соответствии с правилами, которые Маймон называет дифференциалами . Называя их так, Маймон имеет в виду дифференциалы из исчисления, которые представляют собой сущности, которые, хотя и не являются ни качественными, ни количественными, тем не менее могут порождать определенное количество и качество, когда они связаны с другими дифференциалами. Поэтому для Маймона действия чувственности принципиально не отличаются от операций математической интуиции: видеть красный цвет — это та же самая процедура, что мысленно нарисовать геометрическую фигуру, например, линию в круге. Причина, по которой качества, тем не менее, «даны», состоит в том, что только бесконечное понимание может уловить правила порождения качеств так же, как человеческое понимание может уловить правила рисования круга.
Комментарии Канта
[ редактировать ]Кант получил первую главу книги Маймона в рукописи от Маркуса Герца . В письме Герцу от 26 мая 1789 г. Кант пишет следующее:
«Я почти решил немедленно отправить рукопись обратно... Но один взгляд на работу заставил меня осознать ее превосходство и что никто из моих критиков не только не понимал меня и основные вопросы так хорошо, как г-н Маймон, но кроме того, очень немногие люди обладают такой проницательностью для таких глубоких исследований, как он...» [ 10 ]
Тем не менее Кант не согласен с оценкой Маймона. Для Канта на вопрос о взаимосвязи способностей адекватно отвечает трансцендентальная дедукция, в которой Кант утверждает, что категории делают опыт возможным. Более того, в качестве объяснения гармонии способностей Кант предлагает лейбницианскую концепцию предустановленной гармонии .
Библиография
[ редактировать ]Собрание сочинений на немецком языке
[ редактировать ]- Маймон, Соломон. Собрание сочинений под редакцией Валерио Верра, 7 томов, Хильдсхайм: Олмс, 1965–1976.
английские переводы
[ редактировать ]- Маймон, Саломон. Автобиография Саломона Маймона с эссе о философии Маймона , Введение Майкла Шапиро, перевод Дж. Кларка Мюррея, Урбана: University of Illinois Press, 2001 (оригинальное издание: Лондон, Бостон: А. Гарднер, 1888).
- Автобиография Соломона Маймона в переводе Пола Рейтера. Отредактировано и представлено Ицхаком Ю. Меламедом и Авраамом П. Сохером (Принстон: Princeton University Press, 2019). [Это первый полный английский перевод автобиографии Маймона].
- Маймон, Саломон. Очерк трансцендентальной философии . Перевод Ника Мидгли, Генри Сомерс-Холла, Алистера Уэлчмана и Мертена Реглица, Лондон, Нью-Йорк: Continuum International Publishing Group, 2010, ISBN 978-1-4411-1384-9 .
- Маймон, Саломон. Эссе к новой логике или теории мышления, Совместные письма Филалета к Энезидему в: Дж. ди Джованни, Х.С. Харрис (ред.), Между Кантом и Гегелем: тексты в развитии посткантианского идеализма, Индианаполис, Индиана: Хакетт , 2001, стр. 158–203.
- Маймон, Саломон. Очерк трансцендентальной философии. Краткий обзор всей работы , перевод Х. Сомерс-Холла и М. Реглица, в Pli: The Warwick Journal of Philosophy 19 (2008), стр. 127–165.
- Маймон, Саломон. Философская языковая путаница в: Джер Пол Сурбер, Metacritique. Лингвистическое нападение на немецкий идеализм, Amherst: Humanity Books, 2001, стр. 71–84.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брансен, Ян. Антиномия мысли: маймонианский скептицизм и связь между мыслями и объектами . Дордрехт: Клювер, 1991.
- ^ Jump up to: а б с д и Келли, Эндрю. «Соломон Маймон (1753–1800)» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Принцип определимости — это тезис о том, что мы можем различать субъект и предикат данного синтеза.
- ^ Jump up to: а б с Тильке, Питер (2023). Саломон Маймон . Стэнфордская энциклопедия философии.
- ^ Jump up to: а б Сочер, Авраам П. (2006). Радикальное Просвещение Соломона Маймона: иудаизм, ересь и философия . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804751366 .
- ^ Соломон Маймон: Автобиография , пер. Дж. Кларк Мюррей, Издательство Университета Иллинойса, 2001.
- ^ Варианты написания: (1) граф фон Калькройт (2) граф фон Калькройт (12 декабря 1766 г. - 27 марта 1830 г.). Его полное имя обычно дается как Генрих Вильгельм Адольф (или Адольф), граф (граф) фон Калькройт, но он также был известен как Ганс Вильгельм Адольф (или Адольф), граф фон Калькройт. Он был прусским дипломатом и писателем. Он писал книги по налогообложению, праву и на различные философские темы, включая философию права. Список некоторых его произведений см.: https://www.worldcat.org/wcidentities/viaf-269163381 .
- ^ Илон, Амос. Жаль всего этого. Портрет немецко-еврейской эпохи, 1743–1933 гг . Пикадор, Столичная книга. Нью-Йорк, Генри Холт и компания, 2002, с. 59.
- ^ Маймон, Соломон. Соломон Маймон: автобиография , введение Майкла Шапиро, перевод Дж. Кларка Мюррея, Урбана: University of Illinois Press, 2001.
- ^ * Кант, Иммануил. Переписка . Перевод и редакция А. Цвейга. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999, стр. 311–311.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Маймон, Соломон ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Атлас, Сэмюэл. От критического идеализма к спекулятивному: философия Соломона Маймона . Гаага: Мартинус Нийхофф, 1965.
- Бергманн, Самуэль, Хьюго. Философия Саломона Маймона . Перевод с иврита Ноя Дж. Джейкобса. Иерусалим: Magnes Press, 1967.
- Эррера, Уго Эдуардо. Комментарий Саломона Маймона на тему данности в «Критике чистого разума» Иммануила Канта, в: Обзор метафизики 63.3, 2010. стр. 593–613.
- Илон, Амос. Жаль всего этого. Портрет немецко-еврейской эпохи, 1743–1933 гг . Пикадор, Столичная книга. Нью-Йорк, Генри Холт и компания, 2002. стр. 54–59.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Саломоном Маймоном, на Викискладе?
- Тильке, Питер; Меламед, Ицхак Ю. «Саломон Маймон» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Запись из Интернет-энциклопедии философии.
- Общество Саломона Маймона
- Работы Соломона Маймона в Project Gutenberg
- Работы Саломона Маймона или о нем в Интернет-архиве
- «Спинозизм, акосмизм и хасидизм». Сеанс с проф. Доктор Ицхак Ю. Меламед и доктор. Хосе Мария Санчес де Леон в Еврейском университете в Иерусалиме