Шимшон бен Мордехай Слонимский.
Раввин Шимшон бен Мордехай из Слонима. | |
---|---|
Рожденный | 1734 или 1736 год |
Умер | 13 мая 1794 г. | ( 59–60 лет
Другие имена | Самсон Слонимский |
Род занятий | Главный раввин Слонима Кенигсберга и , учёный, астроном, философ, математик и теолог. |
Годы активности | 1769–1794 |
Эра | Философия 18 века |
Известный | Хаскала Движение , Движение Миснагдим , Одобрение Сефера Оклидуса |
Движение | Хаскала , Миснагдим |
Они будут выступать против | Хасидские евреи |
Супруг | Баш |
Дети | Гершон Зелиг |
Отец | Мордехай |
Семья | Карелиц |
Шимшон (Самсон) бен Мордехай Слонимский (ок. 1734/1736 - 13 мая 1794 г.) был раввином, философом, математиком и ученым XVIII века. Он был одним из лидеров Хаскалы и Миснагдим и находился под влиянием Виленского Гаона . Он был Ав Бейт Дином Слонима и, как полагают , и Кенигсберга происходил от Шимшона Лева бен Бецалеля, махараля Праги брата , через его внука Самсона бен Песаха Острополи . [ 1 ]
Ранняя жизнь и ранняя взрослая жизнь (ок. 1734–1765)
[ редактировать ]Мало что известно о молодости Шимшона. Он родился в Литве где-то между 1734 и 1736 годами. [ 1 ] Когда-то в раннем возрасте он уехал в Гамбург, чтобы изучать немецкий, латынь и греческий язык, а также естественные науки. [ 2 ] Вернувшись из Гамбурга примерно в 17 или 18 лет (1751–1753), он был рукоположен в сан раввина. В последующие годы он был раввином в небольших городах Колышки и Краслава . Позже Шимшон часто приезжал в Гамбург, чтобы покупать книги для своей коллекции. [ 1 ]
Брак и жизнь в Слониме (1765–1788).
[ редактировать ]Примерно в 1765 году Шимшон был женат на Баше, племяннице Арье Лейба Эпштейна . Они поженились 26 октября 1765 года.
В 1769 году Шимшон получил место в Слониме как Ав Бейт Дин . Он занимал эту должность примерно до 1791 года. Шимшон попал под большое влияние движения Хаскалы . Став главным раввином, он начал распространять концепцию Хаскалы по всему городу.
библиотека Шимшона
[ редактировать ]У Шимшона дома была небольшая библиотека, насчитывавшая от 250 до 300 книг, которые он собрал во время своих путешествий в Гамбург и другие города. Такие деятели, как Виленский Гаон и Саломон Маймон, приезжали в Слоним, чтобы взять книги из его библиотеки. Среди ценных вещей Шимшона была неопубликованная работа раввина Джозефа Соломона Дельмедиго « Босмат Бат Шеломо». [ 1 ]
Визит Саломона Маймона
[ редактировать ]приехал молодой Саломон Маймон В 1770-х годах из Несвижа в гости в библиотеку в поисках книг по науке и медицине . По словам Маймона: «Как только я прибыл на место, я пошел к главному раввину, рассказал ему о своем желании и искренне просил его о помощи... Он обещал одолжить мне несколько старых немецких книг. Самая важная из них были старые работы по оптике и физике Штурма». (вероятно, Иоганн Кристоф Штурм ). Эти книги вдохновили Маймона найти «ключ ко всем тайнам природы» и посмотреть свысока на тех, кто не знал того, что знал он. [ 3 ] Эта связь была выявлена историком Сэмюэлем Джозефом Фуэнном в его книге «Сафах ле-Неэманим » (1881 г.). [ 4 ]
Встреча с Барухом Шиком из Шклова
[ редактировать ]В 1778 году по рекомендации Виленского Барух Гаона Шик из Шклова (1744-1808) отправился в Слоним, чтобы попросить Шимшона написать одобрение к первому в истории переводу на иврит «Начал» Евклида — Сеферу Оклиду. Шимшон согласился и написал часть введения к книге. Несколько других раввинов, таких как Саул Левенштамм и Соломон Шалем из Гааги и Амстердама, также внесли свой вклад во вступление. [ 5 ]
Во-первых, он говорил о надлежащем месте Евклида в истории. Шимшон предположил, что Евклид жил в Греции примерно в то время, когда Мардохей и Эстер жили в Персии . Далее он подробно изложил содержание книги.
В заключение Шимшон связал все это с желанием Шика обучать евреев наукам. [ 5 ] Его слова следовали той же теме, что и Шик: «Благословенна ваша логика, и она принесет еще больше благословений, поскольку в своей книге вы опровергли претензии, которые наши враги выдвигают против нас, говоря: «Где ваша мудрость и ваша ученость в мире?» глаза народов?» Иаков не постыдится, ибо земля наполнится знанием, как воды наполняют море». [ 6 ] Шимшон говорил, что евреев считают необразованными и невежественными. Его намерения состояли в том, чтобы внести науку и математику в повседневную жизнь еврейского народа, чтобы их можно было признать более умными и цивилизованными людьми. [ 7 ]
Визит Джереми Бентама
[ редактировать ]В декабре 1787 года английский философ Джереми Бентам собирался навестить своего брата Самуила в Кричеве , когда тот ночевал в Слониме . Как он пишет в своем дневнике, все постоялые дворы были переполнены, поэтому ему пришлось ночевать у раввина, который также держал хозяйственный магазин. Далее он описывает дом раввина и то, что у него было два книжных шкафа с «не менее 250 или 300 томами». Бентам также рассказал о том, что у раввина была копия « Начал» Евклида , а также рукопись по астрономии, содержащая диаграмму, созданную самим раввином. Историки, такие как Исраэль Бартал, логически предположили, что это был тот же раввин, который одолжил книги Соломону Маймону девятью годами ранее. [ 8 ]
Последние годы (1788-1794)
[ редактировать ]Где-то в конце 1780-х годов, после визита Бентама, в соломенной крыше дома Шимшона начался пожар. В конце концов он поглотил все в его доме, включая все его книги и рукописи. Его охватило горе. Говорят, что после пожара «Шимшон восхвалял свою утрату в синагоге и плакал горькими слезами». [ 9 ]
В 1791 году, после пожара, он покинул город и устроился Ав Бейт-Дином в город Кенигсберг. К этому моменту Шимшон был очень болен и устал. Он провел там всего несколько лет до своей смерти в мае 1794 года. [ 1 ] [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Все книги Шимшона и его собственные рукописи были уничтожены в вышеупомянутом пожаре. К сожалению, это лишило многих историков возможности определить его роль в еврейской истории. В семейной традиции он был известен как «ученый и каббалист , астроном и философ, владеющий всеми семью науками, автор многих книг по экзотерическим и эзотерическим наукам , а также по хохмоту». [ 11 ] Шимшона также помнили за то, что он привел Хаскалу в Слоним, а также за то, что он был митнагедом . [ 9 ] Он также призвал внести образование в повседневную жизнь каждого еврея. Он считается одним из самых влиятельных раввинов Слонима, наряду с Моисеем бен Исааком Иудой Лимой . [ 7 ]
Потомки
[ редактировать ]Потомки Шимшона в основном поселились в Косаве . Фамилию Карелиц они приняли по имени города Кареличи . Некоторыми из его самых известных раввинских потомков были раввины Аврохом Йешая Карелиц (автор Хазон Иш ), Ниссим Карелиц и Шмарьягу Йосеф Хаим Каниевский .
Среди других потомков - политик Фрэнк Н. Ньюман , писатель Джин Ханф Корелитц , математик Леонард Карлитц , застройщик, Гэри Барнетт , доктор Сэмюэл Карелиц, педиатр и председатель-основатель Еврейского медицинского центра Лонг-Айленда (LIJ), Кларенс Карелитц , житель Массачусетса. Представитель штата и Джейкоб Рейнгольд , заместитель председателя Еврейского дома для престарелых в Ривердейле, который заложил основу для празднования Национального дня бабушек и дедушек в Соединенных Штатах. [ 12 ] [ 13 ]
-
Раввин Авраам Йешая Карелиц (1878-1953) ( Хазон Иш )
-
Раввин Нисим Карелиц (1926-2019)
-
Раввин Шмарьягу Йосеф Хаим Каниевский (1928-)
-
Кларенс Карелиц ( представитель штата Массачусетс ) (1901–1958)
Известные соратники
[ редактировать ]- Шломо бен Джошуа, Соломон Маймон (1753–1800) немецкий философ.
- Раввин Илия бен Соломон Залман, Виленский Гаон (1720–1797), лидер Митнагдима и Хаскалы.
- Раввин Барух бен Якоб Шик, Барух Шик из Шклова (1744–1808), один из пионеров Хаскалы и автор.
- Раввин Арье Лейб бен Мордехай Эпштейн из Кенигсберга , Арье Лейб Эпштейн из Кенигсберга (1708–1775), раввин и автор книги «Ор ха-Шаним»
- Раввин Ицхак бен Арье Лейб Эпштейн , Ичиле Гиншприкер из Слонима (1730–1807), двоюродный брат Баши (жены Шимшона). Сын раввина Арье Лейба Эпштейна из Кенигсберга.
См. также
[ редактировать ]- Гетцель Крессель (1911–1986) израильский писатель .
- Сэмюэл Джозеф Фуэнн (1818–1891) русский ученый.
- Менахем Мендель Франкфуртер (1742–1823), основатель Талмуд-Торы в Гамбурге.
- Элиезер Сигал (1950–) канадский профессор
- Раввин Эфраим бен Шломо Залман Эпштейн из Виленского раввина и автора «Гевурот ха-Ари» . Правнук раввина Арье Лейба Эпштейна из Кенигсберга.
- Кальман Лихтенштейн (род. 1899) автор Пинкаса Слонима (Книги памяти Слонима)
- Исраэль Барталь (1946–) израильский профессор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лихтенштейн, Кальман (1961). Пинкас Слоним [Книга памяти Слонима] . Том. 1. Тель-Авив: Иргун оле Слоним бе-Исраэль. стр. 33–39.
- ^ Шухат, Б. Рафаэль (1998). Споры о светских учениях среди учеников Виленского Гаона . Том. 8. Журнал Тора У-Мадда. п. 287.
- ^ Маймон, Соломон (2019). Автобиография Соломона Маймона: Полный перевод . Издательство Принстонского университета. стр. 107–108. ISBN 978-0691163857 .
- ^ Фуэнн, Сэмюэл Джозеф (1881). Сафах ле-Неэманим . Злодей.
- ^ Jump up to: а б Цвип, Ирен (2008). Сефарад в Ашкеназе: средневековые знания и просвещенный еврейский дискурс восемнадцатого века . Редактировать. стр. 100-1 300–301. ISBN 978-9069844824 .
- ^ Файнер, Шмуэль (2002). Соблазнительная наука и появление светского еврейского интеллектуала . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 129.
- ^ Jump up to: а б Сигал, Элиезер (2015). «Неевклидова теократия». Хроники и комментарии: дополнительные исследования еврейской жизни и обучения . Книги Quid Pro. ISBN 9781610278232 .
- ^ Барталь, Израиль (2013). «Иереми Бентам и Самсон Слонимский: история двух книголюбов». Прикосновение благодати: исследования ашкеназской культуры, женской истории и языков евреев, представленные Хаве Турнянскому . Иерусалим: Шазар. стр. 215, 221–226.
- ^ Jump up to: а б Макдауэлл, Миссисипи Фред (13 июня 2011 г.). «На главной линии: Несколько заметок о библиотекаре Виленского Гаона, или Математика — это весело» . На Главной линии . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Коэн, Шломо (1966). Великолепие поколения: главы из трактата о жизни и деятельности Авраама-Йешаягу Карлица . Мичиганский университет: навсегда.
- ^ Файнер, Шмуэль (2011). Еврейское Просвещение . США: Пенсильванский университет Press. стр. 24–25. ISBN 978-0812221725 .
- ^ «Карелиц – Корелиц – Домашняя страница семьи Карелис» . www.karelitzfamily.com . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ Пейс, Эрик (5 февраля 1999 г.). «Джейкоб Рейнгольд умер в возрасте 83 лет; лидер в уходе за пожилыми людьми» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зинберг, Израиль (1988), Итальянское еврейство в эпоху Возрождения. Ктав Паб Инк. 174.
- Надлер, Аллан (1997) Вера Мифнагдим: ответы раввинов на хасидское восхищение. Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 137.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://kehilalinks.jewishgen.org/slonim/Ledger.html
- http://www.karelitzfamily.com/ Генеалогическое древо потомков Шимшона.
- https://people.ucalgary.ca/~elsegal/Shokel/130607_Euclid.html