Мордехай Йоффе
Мордехай Йоффе | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 15:30 |
Умер | |
Религия | иудаизм |
Мордехай бен Авраам Йоффе (или Яффе или Иоффе ) ( ок. 1530 — 7 марта 1612; иврит : מרדכי בן אברהם יפה ) был раввином ешивы Рош- и посек . Он наиболее известен как автор «Левуша Малхуса» , десятитомной кодификации еврейского закона , в которой особое внимание уделяется обычаям евреев Восточной Европы . За эту работу он известен как «Левуш» или «Баал Халевушим».
Биография
[ редактировать ]Иоффе родился в Праге ; он мог причислить к своим предкам Раши , а до него — Гиллеля , Елнатана (правителя Иудеи) и, в конечном итоге, обратно к царю Давиду . Его отец, Авраам б. Иосиф был учеником Авраама бен Абигдора .
Левуши Моисея учились у Иссерлеса и Соломона Лурии ; Маттифия б. Соломон Делакрут был его учителем по каббале . Иоффе также изучал философию, астрономию и математику (видимо, по настоянию Иссерлеса). [1] ).
Он был Рош-ешивой в Праге до 1561 года, когда по приказу императора Фердинанда евреи были изгнаны из Богемии . Затем Иоффе отправился в Венецию и изучал астрономию (1561–71). В 1572 году он был избран раввином Гродно ; в 1588 году раввин Люблина , где стал одним из руководителей Совета Четырех Земель . Позже Иоффе принял раввинство Кременца . В 1592 году его призвали раввином в Прагу ; с 1599 года и до самой смерти занимал должность главного раввина Познани .
Помимо изучения Торы, написания и преподавания, он занимался общественными нуждами и посещал ярмарки в Ярославе и Люблине , где лидеры общин и раввины из крупных общин встречались, чтобы обсудить вопросы, представляющие общий интерес. Эти встречи были предшественниками Совета Четырех Земель и Совета Литвы .
Он также является патриархом семьи Яффе . [2]
Другой раввин Мордехай Йоффе – Мордехай бен Моисей Йоффе – известен разногласиями по поводу его назначения в 1549 году раввином Гродно , которые пришлось урегулировать королеве Боне , и в конечном итоге побудили литовское правительство формализовать многие процедуры еврейской общины. . [3]
Работает
[ редактировать ]Левуш Малхус Иврит : לבוש מלכות , букв. «Одеяния царственности» представляет собой труд по практической галахе, сопровождаемый причинами различных галахических решений в соответствии с логикой и более ранними источниками , и включает разделы, посвященные комментариям Торы, философии и мистицизму. Эта работа была разделена на десять разделов, известных как «левушим» (одежда или «одежда»).
Еще в юности раввину Йоффе пришла в голову идея составить книгу по еврейскому праву, которую можно было бы использовать для принятия галахических решений . » Р'Йосефа Каро Появление « Шулхан Арух , дайджеста его «Бейт Йосеф», заставило раввина Йоффе задуматься, стоит ли ему продолжать писать свою собственную работу. Поразмыслив, он пришел к выводу, что для этого есть место, поскольку он будет содержать «те законы, которые соблюдают евреи-ашкенази в Богемии». Когда в 1578 году в Кракове появился толкование Р’Моше Иссерлеса к «Шулхан Арух» (называемому «Маппах» ), раввин Йоффе почувствовал, что раввин Иссерлес был слишком краток, как это сделал рав Йосеф Каро в «Шулхан Арух», и решил возобновить свою первоначальную работу: это будет посередине между двумя крайностями: длинным «Бейт Йосеф Каро», с одной стороны, и «Шулхан Арух» рава Йосефа Каро вместе с «Маппой» раввина Иссерлеса, с другой, которая слишком кратка». [1] В общей сложности раввин Йоффе работал над этой книгой почти 50 лет. Однако после завершения своей книги он столкнулся с другим раввином, который также написал аналогичную работу, хотя и не такую обширную, как работа раввина Йоффе. Они достигли соглашения опубликовать книгу раввина Йоффе и представить дополнительные комментарии другого раввина в глоссах (хагахос) на протяжении всей книги. [4]
Работа организована следующим образом. Первые пять «одежд» посвящены законам, изложенным в « Бейт Йосеф» рава Йосефа Каро ; шестой, Ха-Ора, представляет собой разъяснение ; библейского комментария Раши седьмой, Симха ве-Сасон , содержит проповеди на праздники и свадьбы. Раввин Йоффе в совокупности назвал последние три «раввинскими одеждами», считая, что их должен изучать «каждый студент в таком порядке: философия, астрономия и каббала». [1] Это: восьмой, «Пиннат Йикрат» , представляет собой комментарий к Маймонида » «Путеводителю растерянных ; девятый, Эдер Якар , представляет собой комментарий к законам еврейского календаря согласно Маймониду и дополнительный комментарий к » Авраама бар Хийи географо-астрономическому «Цурат ха-Арец ; десятый, Эвен Йикрат , относится к Менахема Речанати комментарию к Торе .
Левуш является исключением среди кодификаторов, рассматривающих ритуально-правовые вопросы с каббалистической точки зрения ; его подход в определенной степени «имеет тенденцию сближать талмудистов и каббалистов, иначе им грозит открытый разрыв». [5]
Внешние ссылки и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Яффе, Мардохей бен Авраам» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ «ЯФФЕ (JOFFE) — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Еврейская энциклопедия: Литва
- ^ See introduction to his Levush
- ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Яффе (Иоффе)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Яффе (Иоффе)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- СМИ, связанные с Мордехаем Йоффе, на Викискладе?
- Мордехай Яффе , jewishencyclepedia.com
- Rabbi Mordechai Yoffe (The Levush) , chabad.org
- Йоффе, Мордехай Бен Авраам , jewishvirtuallibrary.org
- Яффе, Мордехай Бен Авраам , Левуш в родословной семьи Яффе