Jump to content

Соломон Ашкенази

Соломон бен Натан Ашкенази ( ок. 1520–1602 ) был еврейским врачом и бизнесменом, участвовавшим в османской , венецианской и польско-литовской политике в конце 16 века. Ашкенази пользовался значительным влиянием, самым известным из которых является помощь в реадмиссии евреев в Венецию в 1573 году.

Ранняя жизнь и миграция

[ редактировать ]

Ашкенази родился в Удине в семье евреев немецкого происхождения. Он изучал медицину в Падуанском университете и получил образование раввина . [ нужна ссылка ] После изгнания евреев из Удине в 1556 году Ашкенази отправился в Краков , Польша, чтобы служить главным врачом короля Сигизмунда II Августа . [ 1 ] В 1564 году Ашкенази уехал на должность придворного врача в Константинополь . [ 2 ] [ 3 ]

Придворный врач в Константинополе

[ редактировать ]

В Константинополе Ашкенази приобрел известность, подружившись с венецианцем Байло Маркантонио Барбаро и османским великим визирем Мехмедом Соколлу . [ 1 ] Он и его брат также участвовали в торговле вином между Критом и Польшей, центром которой был Константинополь, как и многие евреи того времени. [ 4 ] Начало Османско-венецианской войны в 1570 году превратило Ашкенази в ключевую посредническую партию между Османской империей и Венецией. [ 5 ] Ашкенази во время войны занимал две должности: королевского врача жены Соколлу и официального врача венецианской общины в Константинополе. Он выполнял секретные приказы великого визиря, направленные на установление мира, предотвращая аресты военачальников и передавая сообщения между двумя сторонами. Вместе с великим драгоманом Али-беем Ашкенази разработал мирный договор, положивший конец войне в 1573 году. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ]

Ашкенази сыграл важную роль в выборе преемника польского короля Сигизмунда II Августа, который не оставил наследника после своей смерти в 1572 году. Польский закон требовал проведения выборов. В число кандидатов входили русский царь Иван Грозный ; германский император Максимилиан II ; кандидат Папы , второстепенный католический принц; и французский принц Анри Анжуйский . Весь баланс сил в Европе находился в подвешенном состоянии. Несмотря на якобы принадлежность к польской шляхте, выбор следующего польского короля фактически находился в руках Османской Порты, сфера влияния которой распространялась на Польшу. Французский посол отправился в Константинополь, чтобы заручиться поддержкой османских лидеров. Он встретился с Ашкенази, убедив его, что французский король Польши необходим для поддержания баланса сил; в свою очередь, Ашкенази убедил великого визиря поддержать Анри. После того как Генрих взошел на польский престол, Ашкенази отправил королю поздравления, написав: «Я оказал вашему величеству самую важную услугу в обеспечении вашего избрания: я осуществил все, что было сделано здесь». [ 8 ]

Реадмиссия венецианских евреев

[ редактировать ]

В 1572 году венецианский дож Альвизе I Мочениго призвал к повторному исполнению указа 1556 года об изгнании, побудив многих евреев покинуть страну и вызвав спорные дебаты в Сенате . [ 1 ] Участие евреев во внешней торговле и ростовщической деятельности сделало их жизненно важным экономическим активом для венецианского города-государства. Более того, некоторые венецианские граждане морально возражали против замены еврейских банков христианскими Монте-ди-Пьета , многообещающим учреждением в венецианских городах. В то же время другие утверждали, что изгнание евреев было вопросом моральной необходимости, ссылаясь на изгнание евреев из Испании и Португалии . [ 9 ]

Вернувшись в Константинополь, Ашкенази использовал свои связи для оказания политического давления на венецианские власти по вопросу изгнания евреев. [ 10 ] По договоренности с Якопо Соранзо, венецианским чиновником в Константинополе, Ашкенази организовал приезд некоторых изгнанных венецианских евреев в Османскую империю. Вскоре после этого Сорансо вернулся в Венецию, чтобы предупредить Сенат об угрозе, связанной с этой договоренностью. Он объяснил, что евреи, живущие в настоящее время в Османской империи и ранее изгнанные из Испании и Португалии, теперь производят оружие для османских войск, чтобы использовать его против Венеции. Добавление к ним евреев, изгнанных из Венеции, может оказаться дорогостоящим или даже опасным. Ашкенази привел аналогичные аргументы Барбаро, который передал их дожу в своих донесениях о ситуации в Османской империи. [ 11 ]

Эти факторы, несомненно, способствовали решению Сената о реадмиссии евреев в декабре 1573 года. Но было бы ошибочно приписывать полную заслугу Ашкенази. Другое предложение, представленное венецианскому сенату ранее в том же году, предлагало разрешить въезд евреям, изгнанным из Испании и Португалии, при условии, что они живут в гетто . Хотя это предложение не было принято, оно послужило напоминанием Сенату об экономической значимости евреев и, вероятно, способствовало их окончательной реадмиссии. [ 12 ]

Посол в Венеции

[ редактировать ]

После выборов в Польше Порта назначила посланника Ашкенази в Венецию. С обеих сторон разгорались споры по поводу назначения еврея. В Османской империи Соколлу ручался за политическую хватку доктора, а в Венеции Барбаро восхвалял Ашкенази. [ 8 ] После некоторых дебатов Ашкенази получил это место и в мае 1574 года отправился в Венецию. [ 13 ]

Венецианские власти и еврейская община по прибытии осыпали Ашкенази подарками. [ 8 ] Его послужной список в качестве посла Османской империи оказался неоднозначным. Ашкенази успешно урегулировал спор о границах Далмации . [ 14 ] но потерпел неудачу в своей защите формирования венецианско-османского военного союза. [ 2 ] Находясь в Венеции, он также помог группе еврейских купцов ходатайствовать о компенсации за имущество, которое они потеряли после того, как покинули Венецию из-за указа о изгнании. Ходатайство было удовлетворено, и купцы получили компенсацию; тем не менее многие предпочли не возвращаться в Венецию. [ 15 ]

Возвращение в Константинополь и смерть

[ редактировать ]

Ашкенази вернулся в Константинополь в июле 1574 года, оставаясь активным в политике до смерти Соколлу в 1579 году. Он плохо управлял своими финансовыми делами и умер в бедности в 1602 году. [ 16 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Арбель п. 78
  2. ^ Jump up to: а б с Коэн, Эли (2007). История турецких евреев и сефардов: воспоминания о прошлом золотом веке . Лэнхэм: Университетское издательство Америки. стр. 105–106.
  3. ^ Э.М. Джонс (2008). Еврейский революционный дух и его влияние на мировую историю (Избранное) . Рипол Классик. стр. 15–. ISBN  978-5-88113-340-5 .
  4. ^ Доска, стр. 82–86.
  5. ^ Алиса М. Гинио (1992). Евреи, христиане и мусульмане в средиземноморском мире после 1492 года . Тейлор и Фрэнсис. стр. 146–. ISBN  978-0-7146-8050-7 .
  6. ^ Сол Шарфштейн (1997). Хроника еврейской истории: от патриархов до XXI века . Издательство «КТАВ», ООО С. 169–. ISBN  978-0-88125-606-2 .
  7. ^ Сало Виттмайер Барон (январь 1973 г.). Социальная и религиозная история евреев - позднее средневековье и эпоха европейской экспансии, 1200-1650: переселение и исследования . Издательство Колумбийского университета. стр. 172–. ISBN  978-0-231-08852-7 .
  8. ^ Jump up to: а б с Грец, Генрих (1894). История евреев Том. IV: От возникновения каббалы (1270 г. н.э.) до постоянного поселения марранов в Голландии (1618 г. н.э.) . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки. стр. 603–6.
  9. ^ Арбель, с. 87.
  10. ^ Артур Ф. Маротти (1 октября 2013 г.). Религиозное разнообразие и английские тексты раннего Нового времени: католические, иудейские, феминистские и светские аспекты . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 111–. ISBN  978-0-8143-3956-5 .
  11. ^ Доска, стр. 88–89
  12. ^ Арбель, с. 92.
  13. ^ Сало Виттмайер Барон (январь 1983 г.). Социальная и религиозная история евреев: позднее средневековье и эпоха европейской экспансии, 1200-1650 гг . Издательство Колумбийского университета. стр. 485–. ISBN  978-0-231-08855-8 .
  14. ^ Арбель с. 93.
  15. ^ Арбель, с. 94.
  16. ^ Арбель, Бенджамин (октябрь 2010 г.). «Ашкенази, Соломон» . Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл Онлайн . Проверено 2 марта 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7463875a08d1c24a5167dcfde93459f__1709349540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/9f/a7463875a08d1c24a5167dcfde93459f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Solomon Ashkenazi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)