Соломон Ашкенази
Соломон бен Натан Ашкенази ( ок. 1520–1602 ) был еврейским врачом и бизнесменом, участвовавшим в османской , венецианской и польско-литовской политике в конце 16 века. Ашкенази пользовался значительным влиянием, самым известным из которых является помощь в реадмиссии евреев в Венецию в 1573 году.
Ранняя жизнь и миграция
[ редактировать ]Ашкенази родился в Удине в семье евреев немецкого происхождения. Он изучал медицину в Падуанском университете и получил образование раввина . [ нужна ссылка ] После изгнания евреев из Удине в 1556 году Ашкенази отправился в Краков , Польша, чтобы служить главным врачом короля Сигизмунда II Августа . [ 1 ] В 1564 году Ашкенази уехал на должность придворного врача в Константинополь . [ 2 ] [ 3 ]
Придворный врач в Константинополе
[ редактировать ]В Константинополе Ашкенази приобрел известность, подружившись с венецианцем Байло Маркантонио Барбаро и османским великим визирем Мехмедом Соколлу . [ 1 ] Он и его брат также участвовали в торговле вином между Критом и Польшей, центром которой был Константинополь, как и многие евреи того времени. [ 4 ] Начало Османско-венецианской войны в 1570 году превратило Ашкенази в ключевую посредническую партию между Османской империей и Венецией. [ 5 ] Ашкенази во время войны занимал две должности: королевского врача жены Соколлу и официального врача венецианской общины в Константинополе. Он выполнял секретные приказы великого визиря, направленные на установление мира, предотвращая аресты военачальников и передавая сообщения между двумя сторонами. Вместе с великим драгоманом Али-беем Ашкенази разработал мирный договор, положивший конец войне в 1573 году. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ]
Ашкенази сыграл важную роль в выборе преемника польского короля Сигизмунда II Августа, который не оставил наследника после своей смерти в 1572 году. Польский закон требовал проведения выборов. В число кандидатов входили русский царь Иван Грозный ; германский император Максимилиан II ; кандидат Папы , второстепенный католический принц; и французский принц Анри Анжуйский . Весь баланс сил в Европе находился в подвешенном состоянии. Несмотря на якобы принадлежность к польской шляхте, выбор следующего польского короля фактически находился в руках Османской Порты, сфера влияния которой распространялась на Польшу. Французский посол отправился в Константинополь, чтобы заручиться поддержкой османских лидеров. Он встретился с Ашкенази, убедив его, что французский король Польши необходим для поддержания баланса сил; в свою очередь, Ашкенази убедил великого визиря поддержать Анри. После того как Генрих взошел на польский престол, Ашкенази отправил королю поздравления, написав: «Я оказал вашему величеству самую важную услугу в обеспечении вашего избрания: я осуществил все, что было сделано здесь». [ 8 ]
Реадмиссия венецианских евреев
[ редактировать ]В 1572 году венецианский дож Альвизе I Мочениго призвал к повторному исполнению указа 1556 года об изгнании, побудив многих евреев покинуть страну и вызвав спорные дебаты в Сенате . [ 1 ] Участие евреев во внешней торговле и ростовщической деятельности сделало их жизненно важным экономическим активом для венецианского города-государства. Более того, некоторые венецианские граждане морально возражали против замены еврейских банков христианскими Монте-ди-Пьета , многообещающим учреждением в венецианских городах. В то же время другие утверждали, что изгнание евреев было вопросом моральной необходимости, ссылаясь на изгнание евреев из Испании и Португалии . [ 9 ]
Вернувшись в Константинополь, Ашкенази использовал свои связи для оказания политического давления на венецианские власти по вопросу изгнания евреев. [ 10 ] По договоренности с Якопо Соранзо, венецианским чиновником в Константинополе, Ашкенази организовал приезд некоторых изгнанных венецианских евреев в Османскую империю. Вскоре после этого Сорансо вернулся в Венецию, чтобы предупредить Сенат об угрозе, связанной с этой договоренностью. Он объяснил, что евреи, живущие в настоящее время в Османской империи и ранее изгнанные из Испании и Португалии, теперь производят оружие для османских войск, чтобы использовать его против Венеции. Добавление к ним евреев, изгнанных из Венеции, может оказаться дорогостоящим или даже опасным. Ашкенази привел аналогичные аргументы Барбаро, который передал их дожу в своих донесениях о ситуации в Османской империи. [ 11 ]
Эти факторы, несомненно, способствовали решению Сената о реадмиссии евреев в декабре 1573 года. Но было бы ошибочно приписывать полную заслугу Ашкенази. Другое предложение, представленное венецианскому сенату ранее в том же году, предлагало разрешить въезд евреям, изгнанным из Испании и Португалии, при условии, что они живут в гетто . Хотя это предложение не было принято, оно послужило напоминанием Сенату об экономической значимости евреев и, вероятно, способствовало их окончательной реадмиссии. [ 12 ]
Посол в Венеции
[ редактировать ]После выборов в Польше Порта назначила посланника Ашкенази в Венецию. С обеих сторон разгорались споры по поводу назначения еврея. В Османской империи Соколлу ручался за политическую хватку доктора, а в Венеции Барбаро восхвалял Ашкенази. [ 8 ] После некоторых дебатов Ашкенази получил это место и в мае 1574 года отправился в Венецию. [ 13 ]
Венецианские власти и еврейская община по прибытии осыпали Ашкенази подарками. [ 8 ] Его послужной список в качестве посла Османской империи оказался неоднозначным. Ашкенази успешно урегулировал спор о границах Далмации . [ 14 ] но потерпел неудачу в своей защите формирования венецианско-османского военного союза. [ 2 ] Находясь в Венеции, он также помог группе еврейских купцов ходатайствовать о компенсации за имущество, которое они потеряли после того, как покинули Венецию из-за указа о изгнании. Ходатайство было удовлетворено, и купцы получили компенсацию; тем не менее многие предпочли не возвращаться в Венецию. [ 15 ]
Возвращение в Константинополь и смерть
[ редактировать ]Ашкенази вернулся в Константинополь в июле 1574 года, оставаясь активным в политике до смерти Соколлу в 1579 году. Он плохо управлял своими финансовыми делами и умер в бедности в 1602 году. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Арбель п. 78
- ^ Jump up to: а б с Коэн, Эли (2007). История турецких евреев и сефардов: воспоминания о прошлом золотом веке . Лэнхэм: Университетское издательство Америки. стр. 105–106.
- ^ Э.М. Джонс (2008). Еврейский революционный дух и его влияние на мировую историю (Избранное) . Рипол Классик. стр. 15–. ISBN 978-5-88113-340-5 .
- ^ Доска, стр. 82–86.
- ^ Алиса М. Гинио (1992). Евреи, христиане и мусульмане в средиземноморском мире после 1492 года . Тейлор и Фрэнсис. стр. 146–. ISBN 978-0-7146-8050-7 .
- ^ Сол Шарфштейн (1997). Хроника еврейской истории: от патриархов до XXI века . Издательство «КТАВ», ООО С. 169–. ISBN 978-0-88125-606-2 .
- ^ Сало Виттмайер Барон (январь 1973 г.). Социальная и религиозная история евреев - позднее средневековье и эпоха европейской экспансии, 1200-1650: переселение и исследования . Издательство Колумбийского университета. стр. 172–. ISBN 978-0-231-08852-7 .
- ^ Jump up to: а б с Грец, Генрих (1894). История евреев Том. IV: От возникновения каббалы (1270 г. н.э.) до постоянного поселения марранов в Голландии (1618 г. н.э.) . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки. стр. 603–6.
- ^ Арбель, с. 87.
- ^ Артур Ф. Маротти (1 октября 2013 г.). Религиозное разнообразие и английские тексты раннего Нового времени: католические, иудейские, феминистские и светские аспекты . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 111–. ISBN 978-0-8143-3956-5 .
- ^ Доска, стр. 88–89
- ^ Арбель, с. 92.
- ^ Сало Виттмайер Барон (январь 1983 г.). Социальная и религиозная история евреев: позднее средневековье и эпоха европейской экспансии, 1200-1650 гг . Издательство Колумбийского университета. стр. 485–. ISBN 978-0-231-08855-8 .
- ^ Арбель с. 93.
- ^ Арбель, с. 94.
- ^ Арбель, Бенджамин (октябрь 2010 г.). «Ашкенази, Соломон» . Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл Онлайн . Проверено 2 марта 2015 г.
- Бенджамин Арбель (1995). Торговые нации: евреи и венецианцы в Восточном Средиземноморье раннего Нового времени . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10057-1 .
- 1602 смерти
- Послы Османской империи в Италии
- Рождения в 16 веке
- Евреи-ашкенази из Османской империи
- Венецианские евреи
- Врачи из Стамбула
- Выпускники Падуанского университета
- 16 век в Венецианской республике.
- Бизнесмены XVI века из Османской империи
- Бизнесмены 17 века из Османской империи
- Итальянские евреи XVI века
- Дипломаты из Стамбула