Менахем Азария да Фано
Менахем Азария да Фано | |
---|---|
![]() Менахем Азария да Фано | |
Персональный | |
Рожденный | 1548 |
Умер | 1620 г. (71–72 года) |
Религия | иудаизм |
Менахем Азария да Фано (также называемый Иммануил да Фано и Рема МиПано ( иврит : רמ״ע מפאנו )) (1548–1620) был итальянским раввином , талмудистом и каббалистом .
Жизнь
[ редактировать ]
Он был учеником раввина Моисея бен Якоба Кордоверо , чьей вдове он предложил 1000 блесток за рукописи ее мужа. Даже в юности Фано имел некоторую репутацию ученого, о чем свидетельствует тот факт, что Моисей Кордоверо (ум. 1570) прислал ему копию своей «Пардес Риммоним» . Другим учителем Фано был Исмаил Ханина б. Мардохей из Вальмонтоне .
Фано был покровителем обучения. Когда раввин Джозеф Каро незадолго до своей смерти (1575 г.) отправил Кесефа Мишне , свой комментарий к Маймониду « Яд ха-Хазака» , в Мантую для публикации, Фано, по предложению Деи Росси , взял на себя часть расходов и взял на себя ответственность за издание.
Согласно сообщению Иммануила Абоаба , Фано некоторое время жил в Реджо-Эмилии . К нему стекались многочисленные ученики из Италии и Германии, и он пользовался всеобщим уважением за его ученость и характер.
Одним из сыновей Фано был Исаак Берехия ; и то же имя носил также зять и ученик Фано (упоминается в письме Исраэля Сфорно своему сыну Обадии бен Исраэлю Сфорно ).
Работает
[ редактировать ]Авторитет Фано как талмудиста очевиден в сборнике респонсов («She'elot Teshubot me-Rabbi Menahem 'Azaryah», Dyhernfurth, 1788), содержащем 130 глав по различным темам, связанным с религиозным правом и ритуальными вопросами. Их отличает точность стиля, а также независимость автора от позднейших авторитетов. Иногда он даже принимает решения вопреки Джозефу Каро (например, № 32) и считает изменения в ритуале оправданными в определенных случаях (см., например, № 25). В своей любви к точности и краткости Фано составил книгу выдержек из кодекса Альфаси , которая сама по себе является лишь сборником Талмуда. Эта книга сохранилась в рукописи. Азулай перечисляет двадцать четыре каббалистических трактата Фано, часть из которых находится в рукописи. Десять из них вошли в работу «Асара Маамарот»; пять из них, под названием «Амарот Техорот», были напечатаны вместе с «Хол Иегудой», философским комментарием Иуды бен Симона (Франкфорт-на-Майне, 1698 г.; Могилев, 1810 г.).
Эти трактаты частично возникли из обращений автора в праздничные дни, особенно в Рош ха-Шана . Несмотря на решительную склонность Фано к схоластическому и аллегорическому толкованию, его произведения не лишены оригинальных замечаний. Например, в связи с каббалистической интерпретацией Числ. xxxiii. 2: «И Моисей записал их выходы в соответствии с их путешествиями», — говорит он: «Тора всегда говорит об идеях, когда кажется, что она описывает конкретные вещи: высший смысл является главным; низший, материальный смысл занимает второе место. Моисей бен Нахман, действительно, следует другому мнению в своем комментарии к Бытию, придерживаясь принципа, что «Тора говорит по-человечески», но мы можем справедливо сказать, что люди говорят по-человечески; " («Хикхур Дин», III, 22). «Запреты Торы никогда не выступают в императиве, а в форме будущего времени: «Да не будет у тебя других богов», «Не поклоняйся другим богам», «Не клянись ложно» и т. д. Это означает: «Я знаю, что ты не будешь виновен в этих вещах, поскольку человеческая природа не терпит таких преступлений, и если грех произойдет в этой жизни, это может быть лишь преходящим эпизодом». С другой стороны, заповеди заключаются в императиве: «Каббед», «закор», то есть «Я не приказываю тебе ничего нового; хорошие инстинкты в тебе всегда были, их нужно только пробудить и развить»» (ib. iv. 9). Это последнее предложение характерно как для оптимизма автора, так и для его мягкого характера, вызвавшего всеобщее сочувствие.
В 1581 году Джедидия Реканати посвятил Фано свой итальянский перевод («Erudizione dei Confusi») «Море Небуким» Маймонида. Исайя Гурвиц особенно упоминает трактат Фано «Йонат Элем» как богословский труд, учение которого очень близко к истине ( Джозеф Соломон Дельмедиго , введение к «Нобелот Хокма»). Ученик Фано Сэмюэл Порталеоне сочинил элегию по случаю его смерти (Oxford MS. № 988c).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Конфорте , Хоре ха-Дорот, с. 42б;
- Азулай , Шем ха-Гедолим;
- Абоав, Номология, ii. 28, с. 300?
- Д. Кауфманн, в REJ xxxv. 84, xxxvi. 108;
- JQR viii. 520
Внешние ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Фано» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.