Старое еврейское кладбище, Прага
Старое еврейское кладбище | |
---|---|
Старое еврейское кладбище | |
![]() Тысячи надгробий забиты Старым еврейским кладбищем в Праге. | |
![]() | |
Подробности | |
Учредил | первая половина 15 века |
Расположение | |
Страна | Чешская Республика |
Координаты | 50 ° 05'23 "N 14 ° 25'02" E / 50,08972 ° N 14,41722 ° E |
Тип | иудейский |
Владелец | Еврейская община в Праге |
Веб-сайт | https://www.jewishmuseum.cz/en/explore/sites/old-jewish-cemetery/ |
Старое еврейское кладбище ( чеш . Starý židovský hřbitov ) — еврейское кладбище в Праге , Чехия , которое является одним из крупнейших в своем роде в Европе и одним из важнейших еврейских исторических памятников в Праге . Свое назначение он выполнял с первой половины XV века до 1786 года. Здесь похоронены известные деятели местной еврейской общины; среди них раввин Иегуда Лива бен Бекалель-Махарал (ок. 1526–1609), бизнесмен Мордехай Мейзель (1528–1601), историк Давид Ганс (ок. 1541–1613) и раввин Давид Оппенгейм (1664–1736). Сегодня кладбище находится в ведении Еврейского музея в Праге .
Кладбище упоминается в романе Умберто Эко « Пражское кладбище » , названном в его честь.
История [ править ]


Стереоскопия в виде цветной открытки № 782 от Knackstedt & Näther, Гамбург.
Предшественник [ править ]
Старое еврейское кладбище не является первым еврейским кладбищем в Праге – его предшественником был так называемый «Еврейский сад», расположенный в районе нынешнего Нового города Праги . Это кладбище было закрыто по приказу короля Владислава II в 1478 году из-за жалоб Пражане Позже он исчез под улицами Нового города .
Эволюция [ править ]
Мы знаем, что история Старого кладбища началась еще до закрытия старого, но точная дата его основания неизвестна. Единственная подсказка - самое старое надгробие на кладбище 1439 года, принадлежащее раввину и поэту Авигдору Кара .

Начиная с середины XV века, запись надгробий представляет собой непрерывную хронологию захоронений. Последнее надгробие датировано 1787 годом; тремя годами ранее просвещенный государь император Иосиф II запретил захоронения внутри городских стен по гигиеническим соображениям. Позже пражские евреи использовали кладбище в Жижкове, основанное в 17 веке из-за эпидемии чумы .
Пространство и послойное захоронение [ править ]
В течение более чем трех столетий активного использования кладбище постоянно боролось с нехваткой места. Благочестие и уважение к усопшим предкам не позволяет евреям упразднять старые могилы. Лишь изредка еврейской общине разрешалось приобрести землю для расширения кладбища, и столько раз ей приходилось освобождать место другими способами; при необходимости на имеющуюся площадь насыпали новый слой почвы. По этой причине есть места, где сейчас существует целых двенадцать слоев. [ нужна ссылка ] Благодаря этому решению сами старые могилы остались нетронутыми. Однако по мере добавления новых уровней необходимо было либо положить надгробия, связанные со старыми (и более низкими) могилами, чтобы защитить их, либо поднять камни на новую, более высокую поверхность. Это объясняет густой лес надгробий, который можно увидеть сегодня; многие из них посвящены человеку, похороненному несколькими слоями ниже. Это также объясняет, почему поверхность кладбища приподнята на несколько метров выше окружающих улиц; подпорные стены необходимы для удержания почвы и могил на месте.
Надгробия [ править ]
Существует два вида еврейских надгробий (на иврите мацевот) : более древний представляет собой плиту из дерева или камня, в основном прямоугольную, но с различными окончаниями вверху. Тумба (по-еврейски охель – палатка) появляется позже, во барокко времена . В целом он более репрезентативен, чем первый упомянутый вид, и напоминает домик. Такие тумбы поминают на кладбище например Махарала или Мордехая Майзеля. [1] Тумбас не содержит останков; они закопаны в землю.
Самые старые надгробия на Старом еврейском кладбище невзрачные, однако очень скоро количество украшений ( пилястр , волют , ложных порталов и т. д.) стало увеличиваться. Большинство украшенных надгробий относятся к 17 веку. Однако на каждом надгробии есть еврейские буквы, сообщающие имя умершего и дату его смерти или захоронения. Обильное восхваление добродетелей умершего в эпоху Возрождения появляется рядом с краткой хвалебной речью («светлой памяти»). С XVI века надгробия характеризуют умерших также посредством различных символов, намекающих на жизнь, характер, имя или профессию людей (подробнее см. в таблицах ниже). [2]
Религиозные характеристики | Личные качества | ||
---|---|---|---|
Корона | Хорошая репутация | ||
Пара благословляющих рук | Винный виноград | Плодородие, хорошая, благополучная жизнь | |
Кувшин и миска |
Имя или по имени | Профессия | ||||
---|---|---|---|---|---|
Мужской | Женский | ||||
Лев | Арье, Лейб или Иуда (см. Быт. 49:9) | Птица | Ципора, Фейгеле или Таубеле | Книга | Кантор |
Олень | Неффалим (Быт 49, 29). Цви или Хирш | Роза | Роза | Арфа или скрипка | Музыкант |
Медведь | Иссачар, Дов или Пиво | По имени | Ланцет | Врач | |
Волк | Зеев или Вениамин (Быт. 49,27) | Мышь | Мейзел | Ножницы | Портной |
Гексаграмма | Давид или Менахем | Гусь | Ганс | Теленок | мясник |
Известные люди [ править ]
Этот список соответствует нумерации плана справа.

- Небольшое надгробие с треугольным окончанием и выгравированными символами Маген Давида и гуся ( gans по-немецки означает гусь). [3] принадлежит Давиду Гансу (1541–1613), современнику Махарала и других значительных еврейских деятелей XVI века, математику, астроному, географу и историку, чья хроника «Чемах Давид» включает и чешскую историю.
- Надгробие Герсонида – Мордехая Каца бен Гершома (умер в 1592 г.) и его сына Бецалеля (ум. 1589 г.) – отмечает место вечного упокоения выдающихся пражских еврейских печатников. Одно из их произведений, Пражская Агада , было известно во всей Европе.
- Тумба с гексаграммой наверху передней стены, относящейся к имени Давид, принадлежит раввину Давиду Оппенгейму (1664–1736). Его книжная коллекция составляет важную часть еврейского отдела Бодлианской библиотеки в Оксфорде .
- Простое прямоугольное надгробие раввина и поэта Авигдора Кара (умер в 1439 г.) - самое старое на кладбище. Его элегия , описывающая великий погром Пражского гетто в 1389 году, до сих пор читается в Йом Кипур в Староновой синагоге .
- Высокий прямоугольный надгробный камень посвящен памяти Аарона Мешулама Горовица (ум. ок. 1545 г.), самого богатого еврея своего времени, который инициировал строительство синагоги Пинкас .
- На холме Нефеле (нефеле — выкидыш на иврите ) хоронили детей, умерших в возрасте до одного месяца. останки и надгробия, найденные при строительстве современной Праги . Сюда же были перенесены
- Самая старая тумба на кладбище принадлежит бизнесмену, благотворителю и известному общественному деятелю гетто Мордехаю Майзелю (1528–1601). Он построил синагогу в еврейском квартале, названном в его честь.
- Раввин Иуда Лёв бен Бецалель (1512–1609) и его жена отдыхают под другой тумбой, украшенной символами льва и винного винограда. Раввин Иуда, также известный как Махараль, написал множество религиозных и философских трактатов. С его именем также связаны легенды; легенда о Големе является самой известной.
- Тумба, принадлежащая Хендлу Бассеви (умер в 1628 г.), вероятно, самая представительная на кладбище. Львы, сидящие на фронтонах тумбы, не символизируют имя Иуда; на них изображен герб мужа Хендла Якоба Бассеви . Он был первым евреем в империи Габсбургов , получившим дворянский титул . Однако могилу этого успешного бизнесмена невозможно найти на Пражском кладбище, поскольку он умер и был похоронен в Млада-Болеславе .
- Последняя тумба, о которой следует упомянуть, покрывает могилу Иосифа Соломона Дельмедиго (1591–1655), врача и замечательного ученого, родившегося на Крите, который работал во многих научных областях и жил во многих местах Европы , Азии и Африки .
Ссылки [ править ]

- ^ Пекны, Томас (2001). История евреев в Чехии и Моравии . Прага: Сефер. стр. 593.
- ^ Старое еврейское кладбище в Праге . Прага: Пражская информационная служба. 2000 стр. 4–5.
- ^ «Старое еврейское кладбище» . Атлас Обскура .
- ПАРЖИК, Арно и Властимила ГАМОЧКОВА, Еврейские кладбища Праги = Еврейские кладбища Праги = Prager jüdische Friedhöfe, Прага: Еврейский музей в Праге, 2008.