Список еврейских каббалистов
Часть серии о |
Каббала |
---|
В этой статье перечислены деятели Каббалы в соответствии с исторической хронологией и школами мысли. В популярном упоминании Каббала использовалась для обозначения всей истории еврейского мистицизма , но более точно, и при использовании в академических иудаистских исследованиях , Каббала относится к доктринам, практикам и эзотерическим экзегетическим методам Торы , которые возникли в 12-13 веках. века в Южной Франции и Испании и получил дальнейшее развитие в Османской Палестине 16 века . Они легли в основу последующего еврейского мистического развития.
Это неполный список еврейских каббалистов; Вторичная литература, включающая каббалу, огромна, особенно в обширной библиотеке хасидского иудаизма , которая превратила эзотерическую каббалу в популярное движение возрождения. Хасидизм не только адаптировал каббалу к своим внутренним психологическим проблемам, но и продолжил развитие еврейской мистической традиции. только формирующие выразители хасидской мысли Таким образом, сюда включены или, в частности, каббалистические школы/авторы хасидизма. В саббатейской отколовшейся от иудаизма мистической ереси перечислены только основатели. Здесь не перечислены исключительно академические университетские иудаики- исследователи еврейского мистицизма, не являющиеся «каббалистами» и не обязательно евреями; не являются и отдельные нееврейские производные/синкретические традиции Каббалы.
Раввинистические деятели в иудаизме часто известны по названию их великого произведения или как еврейские аббревиатуры, основанные на их имени, которым предшествует буква R, обозначающая раввин / Рав .
Ранний еврейский мистицизм
[ редактировать ]Талмудические танаические мудрецы: Маасе Меркаба (мистическая Колесница)-Маасе Берейшит ( мистическое Творение) (I-II вв.). Йордей Меркаба (Всадники на колесницах) - хейхалот (дворцовый) мистицизм (I-XI вв.). Ранние формирующие тексты могут быть традиционными / приписываемыми / анонимными / псевдоэпиграфическими :
- Нехунья бен ХаКана Традиционное приписывание Бахира . 1 век
- Четверо, вошедшие в Пардес (включая рабби Акиву, ок. 40–137 гг. Н. Э.)
- Шимон бар Йохай (РаШБИ) Главный герой Зоара I -II вв.
Хасидей Ашкеназ (1150-1250 немецкие пиетисты). Мистические концепции повлияли на средневековую каббалу:
- Самуил Шпейерский (Шмуэль ХаХасид) 12 век.
- Иуда бен Самуил Регенсбургский (Иегуда ХаХасид) 1140–1217 гг.
- Елеазар Вормсский (Элеазар Рокич) ок. 1176–1238 гг.
Средневековое возникновение и развитие Каббалы (12-15 вв.)
[ редактировать ]Провансальный круг (Юг Франции – Прованс и Лангедок 12-13 вв.):
- Авраам бен Исаак Нарбоннский (РАВаД II) ок. 1110–1179 гг.
- Авраам бен Давид Поскьер ( RABaD/RAVaD III) 1125–1198 гг.
- Исаак Слепой (Ицхак Саги Нехор) Неоплатонический подход ок. 1160–1235 гг.
Каталония / Жироны круг (Северо-Восточная Испания, 13 век):
- Эзра бен Соломон
- Азриэль Жеронский Синтезировал гностические и неоплатонические элементы ок. 1160–1238 гг.
- Нахманид (Моисей бен Нахман, РаМБаН) представил каббалу в классическом библейском комментарии 1194–1270 гг.
- Якоб бен Шешет
- Мешуллам бен Соломон да Пьера
Кастильский круг (Северная Испания, 13 век). Развитая демоническая/гностическая теория:
- Джейкоб ХаКоэн
- Исаак ГаКоэн, автор «Трактата о левой эманации».
- Тодрос бен Джозеф Абулафия ок. 1225–1285 гг.
- Моисей из Бургоса
Экстатическая/пророческая -медитативная Каббала (13 век):
- Авраам Абулафия Испания, Италия, Мальта. 1240-после 1291 г.
Публикация Зоара ( 1280–90-е годы, Северная Испания):
- Моисей де Леон ок. 12:50–13:05
Каббалистический комментарий XIII века:
- Авраам бен Исаак из Гранады, Южная Испания, 13 век.
- Джозеф Гикатилла Плодотворные сочинения, в том числе Шаарей Ора . Испания 1248 г. – после 1305 г.
- Менахем Реканати Единственный итальянец своего времени, писавший в основном каббалу 1250–1310 гг.
В XIV-XV веках каббалистические комментарии продолжали замедляться:
- Исаак Акко, ученик Нахманида. Израиль и Испания 13-14 века.
- Бахья бен Ашер (Рабейну Бехайе) Классический каббалистический комментарий к Торе. Испания д. 1340
Фьюжн-влияния (15-17 вв.)
[ редактировать ]Влияние средневекового еврейского рационализма в Испании снизилось, что привело к изгнанию . Еврейские слияния философии и каббалы разделялись более широкими нееврейскими тенденциями Возрождения (здесь не перечислены):
- Авраам Коэн де Эррера Слияние философии и каббалы. Испания и другие страны c. 1570–1635 гг.
Каббалистический ренессанс XVI века.
[ редактировать ]Эмигранты, некоторые из Испании , некоторые основали новый центр Цфат в Османской Палестине:
- Меир ибн Габбай Испания на Востоке. Ранний организатор. Каббалистический ответ на философию-рационализм р.1480
- Джозеф Каро (Бейт Йосеф) Центральный законник и мистический дневник. От Испании до Цфата 1488–1575 гг.
- Шломо Алькабец из Греции в Цфат ок. 1500–1580 гг.
- Моше Альшич (Алшич Хакадош) Турция в Цфат. Каббалистический классический комментарий к Библии 1508–1593 гг.
Кордоверская школа. Рациональная систематизация предшествующей Каббалы:
- Моисей бен Якоб Кордоверо (РаМаК) Преподавал в Цфате. Автор книги «Пардес Римоним» 1522–1570 гг.
Лурианская школа. Новая мифологическая систематизация Каббалы. Основы современной Каббалы. Китвей хаАри — Писания Ари, написанные учениками:
- Исаак Лурия (ХаАРИ-зал) Преподавал в Цфате. 1534–1572 гг.
- Хаим Виталь Италия, Цфат, Сирия. Выдающийся ученик Лурии. Автор Эц Хаим 1543–1620 гг.
- Исраэль Саруг распространял лурианство в Европе 1500–1610 гг.
Распространение Цфата:
- Элияху де Видас Османская Палестина. Автор Решит Хохма 1518–1592 гг. каббалистически- этического труда
Каббалистический комментарий XVI-XIX веков.
[ редактировать ]Центральноевропейские раввины-каббалисты:
- Иуда Лев бен Бецалель (МаХаРал) Мистическая еврейская мысль в философском стиле. Прага гр. 1520–1609 гг.
- Исайя Горовиц (ШеЛаХ хаКадош, автор книги «Шней Лухот хаБрит» ) от Праги до Палестины ок. 1565–1630 гг.
- Джонатан Эйбешуц Центральная Европа. Главный герой спора о мистицизме Эмдена-Эйбешуца 1690–1764 гг.
- Натан Адлер Германия 1741–1800 гг.
Итальянские каббалисты:
- Моше Хаим Луццатто (RaMHaL) Каббалистическое распространение и культурные произведения. Италия, Голландия, Израиль 1707–1746 гг.
- Элайджа Бенамозег Универсалистская интерпретация Каббалы. Итальянский раввин и ученый 1822–1900 гг.
Сефардско - мизрахийская (восточная) каббала:
- Авраам Азулай, автор книги «Хесед ле-Авраам» . Марокко в Израиль ок. 1570–1643 гг.
- Хаим ибн Аттар ( Ор ха-Хаим классический комментарий Торы ) Марокко – Израиль 1696–1743 гг.
- Шалом Шараби (РаШаШ) из Йемена в Израиль. Эзотерический разъяснитель главы синагоги Лурии и Бет-Эль 1720–1777 гг.
- Хаим Джозеф Давид Азулай (HIDA) библиофил и эмиссар израильских раввинов 1724–1806 гг.
- Бен Иш Хай (Йосеф Хайим) Сефарди Хахам в Ираке 1832–1909 гг.
Саббатейская мистическая ересь (только основатели):
- Саббатай Цви — мессианский претендент . Основатель саббатианского разрыва с иудаизмом. Османская империя 1626–1676 гг.
- Натан из Газы Пророк Саббатая Цви. Израиль и Османская империя 1643–1680 гг.
Восточноевропейские Баал Шем / Нистарим и другие мистические круги:
- Элайджа Баал-Шем из Хелма Первым получил титул Баал-Шема. Польша 1550–1583 гг.
- Илия Баал-Шем из Вормса. Основатель мистических активистов Нистарима . Польша/Германия родился ок. 1532 [ нужна ссылка ]
- Элайджа Лоанс . 1555–1636 гг.
- Джоэл Баал Шем из Ропшица
- Адам Баал Шем . Учитель Бешта
- Авраам Гершон из раввинистического лурианского круга Китов Броды , прежде чем стать зятем Бешта. Украина, Израиль гр. 1701-1761 гг.
- Баал Шем из Лондона (Хайим Самуэль Джейкоб Фальк) Украина / Германия и Англия 1708–1782 гг.
- Баал Шем из Михельштадта (Секель Лоб Вормсер), Германия, 1768–1847 гг.
- Ханна Рэйчел Вербермахер
Митнагдич / Литовская каббала:
- Виленский Гаон (Илия бен Соломон Залман, GRA) Глава нехасидского восточноевропейского иудаизма. Противостоящий хасидизму 1720–1797 гг.
- Хаим Воложин Основатель литовского движения иешива. Главный теоретик митнагдизма в своей работе «Нефеш ха-Хаим» 1749–1821 гг.
- Ицхак Эйзик Чавер
- Шломо Эльяшив (Баал ха-Лешем, после его главного произведения) Литва 1841–1926 гг.
- Мордехай Лейб Ха-Коэн Каминецкий
Хасидская популяризация каббалы (18 век-настоящее время)
[ редактировать ]Каббалистические представления пронизывают хасидскую мысль , но они разработали новый подход к Каббале, заменяя эзотерический теософский фокус последовательной психологической интернализацией. лишь минимальный список хасидских Поэтому здесь дан деятелей; основатели или комментаторы эзотерических текстов/традиций Каббалы.
Основатели восточноевропейских хасидских мастеров:
- Баал Шем Тов , (БеШТ, Исраэль бен Элиезер). Основатель хасидизма. Украина 1698–1760 гг.
- Якоб Иосиф из Полного . Первый писатель хасидской мысли. Украина 1710–1784 гг.
- Дов Бер из Мезерича (Магид из Мезерича). Организатор хасидской мысли, архитектор школы движения. Украина гр. 1700/1710–1772 гг.
- Элимелех Лиженский . Основатель общехасидского руководства «практического/народного цадикизма ». Польша 1717–1787 гг.
- Леви Ицхок из Бердичева . Автор классического хасидского комментария к Торе Кедушаса Леви . Украина 1740–1809 гг.
- Шнеур Залман из Ляд . Интеллектуально-хасидизм школа Хабад . Автор Тани систематического изложения хасидского учения. Россия 1745–1812 гг.
- Нахман из Брацлава . Каббалистико-образная Бресловская школа. Каббалистический рассказ. Украина 1772–1810 гг.
Другие хасидские комментаторы каббалы:
- Хайим Тайрер . Автор «Сиддуро шел Шаббат» , каббалистических проповедей на субботние темы, и «Шаар ха-Тфилла» , каббалистических размышлений о молитве. Умер в Иерусалиме в 1813 году.
- Исроэль Хопштайн (Магид Кожницкий) Отец польского хасидизма . Комментарии к Зоару и Тикуней Зоар 1737–1814 гг.
- Довбер Шнеури Второй лидер Хабада. Написал комментарии к Зоару и руководства по созерцанию. Россия 1773–1827 гг.
- Садок Ха-Коэн из Люблина. Каббалистические комментарии, основанные на личном просветлении Избицы . Польша 1823–1900 гг.
- Яаков Иегуда Арье Лейб Френкель (Гевурас Арье). Каббалистическая работа над комментарием Торы Рамбана. Венгрия 1850/1855–1940 гг.
- Леви-Ицхак Шнеерсон .(1878–1944), отец седьмого и последнего Хабад-Любавичского Ребе, раввина Менахема Менделя Шнеерсона.
- Менахем Мендель Шнеерсон . Любавичский Ребе. Единство эзотерической каббалы с экзотерическим иудаизмом через хасидскую мысль 1902–1994 гг.
Каббала 20 века.
[ редактировать ]Из различных традиций Каббалы (исключая подход интернализации хасидской мысли):
- Авраам Исаак Кук, главный раввин Подмандатной Палестины и поэтически-провидческий мистический мыслитель 1865–1935 гг.
- Иегуда Ашлаг (Бааль Сулам, после основной работы) Перевод Зоара с новым подходом в Лурии. Польша и Израиль 1885–1954 гг.
- Баба Сали (Израиль Абухацира) Мудрец Мизрахи. Марокко – Израиль 1890–1984 гг.
- Ицхак Кадури Мизрахи, продолжение Рашаша. Ирак в Израиль d. 2006 г.
Современные учителя еврейского мистицизма
[ редактировать ]Отдельные учителя духовности еврейского мистицизма в современных изложениях. исключительно академические преподаватели, занимающиеся исследованиями в области иудаики Здесь не перечислены .
Православная каббалистика / хасидизм :
Неортодоксальное / неохасидское / еврейское обновление :
Еврейские учителя-универсалисты: