Садок Ха-Коэн
Раввин Садок ха-Коэн Рабинович из Люблина (на иврите : צדוק הכהן מלובלין) ( Крейсбург , 1823 – Люблин, Польша , 1900), или Цадок Хакоэн или Цадок из Люблина , был выдающимся еврейским мыслителем и хасидским лидером. [1] [2]
Биография
[ редактировать ]Он родился в семье литовских раввинов, а затем стал последователем хасидского Ребе, раввина Мордехая Йосефа Лейнера из Ижбицы и Йехуды Лейба Эйгера [3] (внук знаменитого раввина Акивы Эйгера , сына раввина Соломона Эгера и еще одного ученика Мордехая Лейнера), которого он сменил в 1888 году. [4] Он также был учеником раввина Шолома Рокича из Белза . [5] Он является классическим примером литовского еврея, ставшего хасидом .
В молодости он получил широкое признание как иллюй (блестящий талмудист ). Раввин Садок большую часть своей жизни отказывался принимать какие-либо раввинские должности. Он зарабатывал на жизнь тем, что его жена владела небольшим магазином подержанной одежды. После смерти Эйгера в 1888 году Садок Хакоэн согласился взять на себя руководство люблинскими хасидами вместе с сыном Эйгера раввином Авраамом Эйгером. [6] Именно тогда он начал проводить публичные занятия, которые проводились в субботу, праздники, Рош Ходеш и в особых случаях. Транскрипции этих занятий были собраны в его работу, известную как «При Цадик» .
Раввин Садок был плодовитым писателем во всех областях иудаизма, галахи , хасидизма , каббалы , ангелологии и этики; он также писал научные эссе по астрономии, геометрии и алгебре.
Один из его одиноких выживших учеников [ нужны разъяснения ] был раввин Михаил Мокотовский, чьим сыном был раввин Авраам Элияху Мокотовский, более известный под псевдонимом Элияху Китов .
Идеи
[ редактировать ]Радикальная философия иудаизма Садока Ха-Коэна во многом продолжает мысль его учителя раввина Мордехая Йосефа Лейнера . Садок Ха-Коэн был гораздо более плодовитым писателем, чем Лейнер. Поэтому трудно определить, где радикализм раввина Садока является простым выражением идей, оставленных несколько завуалированными (хотя, возможно, намеренно) в трудах Лейнера, а где раввин Садок фактически открывает новые горизонты.
Цидкас ха-Цадди
[ редактировать ]По снам можно многое узнать о человеке. То, что мы мечтаем, является отражением того, кем мы являемся. Это мера наших стремлений и целей, а также тех ценностей, которые нам дороги и которые мы ставим превыше всего.
Человек не подавляет злое начало, а скорее помогает направить его энергию в позитивное русло.
При Цадик, Бытие
[ редактировать ]Первым грехом человечества было не то, что Адам и Ева съели запретный плод, а то, как они его съели. Дерево познания, говорит он, не было ни деревом, ни пищей, ни чем-то вообще. Скорее, это был способ еды. Всякий раз, когда человек хватает застенчивое удовольствие от мира, он в этот момент падает из сознания Бога и ест от Древа Познания. [7] [ нужна проверка ]
Такканас ха-Шавим
[ редактировать ]Садок Ха-Коэн сказал, что Устный Закон полностью развился после победы Хасмонеев над греческой культурой, культурой, характеризующейся глубоким анализом и острой аргументацией. Эти добродетели приобрели святую природу после победы Израиля над Грецией. Это было исполнением аята «Бог даст красоту Йефету, и эта красота будет обитать в шатрах Сима» (согласно Мегиле 9б). После победы евреи смогли начать успешную интеграцию естествознания, логики и философии в мир Письменного Закона . Только тогда Устный Закон мог по-настоящему процветать.
Влияние
[ редактировать ]Философия Садока Ха-Коэна оказала большое влияние на раввина Ицхака Хутнера .
Раввин Моше Тувиа Лиефф прочитал множество лекций о произведениях Садока Ха-Коэна. [8]
Работает
[ редактировать ]- Ресисей Лейла
- Такканас ха-Шавим
- Цидкас ха-Цади
- Мачашавос Чаруц
- Сихат Малахей ха-Шарейт
- Для Диврей Софри
- Покед Акарим
- Ликкутей Маамарим
- Дувр-Цедек
- Исраэль Кедошим
- Ор Заруа Ла Цадик
- При Цадик (Составлено его учениками на еженедельных занятиях)
- Оцар Хамелех (комментарии к Рамбаму и длинная шува к Тумасу Огелю )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал еврейской мысли и философии, 1993, 3-4, стр. 153 «Р. Садок ха-Коэн Рабиновиц (1823-1900) родился в семье раввинов / митнагдов в Латвии; вундеркинд ... Он был невероятно плодовитым, и многие из его работ, ни одна из которых не была опубликована при его жизни, предположительно, были потеряны при разрушении Люблинского гетто, хотя некоторые, похоже, так и остались».
- ^ Алан Брилл Думающий Бог: Мистика раввина Садока из Люблина, 2002 г. «Эта работа также проливает важный свет на литовский талмудический интеллектуализм и польский хасидизм. Это первая книга, в которой представлен критический, аналитический портрет хасидского богословия».
- ↑ Некоторые говорят, что он был ровесником Иегуды Лейба Эйгера, см. Иудаистский кодекс Матиса Кантора, стр.274.
- ^ Кодекс Иудаики , Кантор, стр.274.
- ^ Ами Ливинг . № 87. 12 сентября 2012 г. п. 44.
- ^ Геберер, Иегуда; Сафье, Дови (30 января 2024 г.). «Хасидский ярлык для рава Лейбеля - журнал Мишпача» . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ [1]
- ^ Раввин Моше Тувиа Лиефф . Тора в любое время .
Библиография
[ редактировать ]- Брилл, Алан (2002). Думающий Бог: Мистика раввина Садока Ха-Коэна из Люблина . Ктав: Издательство Йешивы Университета. ISBN 9780881257267 .
- Элман, Ю. (1986). «Реб Садок Хакоэн из Люблина о пророчествах в галахическом процессе». Исследования Еврейской юридической ассоциации . 1 (1). Ученые Прессы: 1–16.
- Элман, Ю. (1985). «Р. Садок Ха-Коэн по истории Галахи» . Традиция . 21 (4): 1–26. Архивировано из оригинала 7 августа 2007 г. Проверено 18 октября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лекции раввина Ноаха Исаака Ольбаума из Фонда еврейского наследия
- Авихай Цур, «Скрытый корень – экзистенциальный парадокс раввина Цадока ха-Коэна из Люблина» , Традиция , 53:4 (2021), стр. 53-72.
![]() |