Иешива Шаар ха-Шамаим
Иешива Шаар ха-Шамаим ישיבת שער השמיםИешива Шир ХаШемим | |
---|---|
Адрес | |
ул. Раши, 71 | |
Координаты | 31 ° 47'15,54 "N 35 ° 12'39,71" E / 31,7876500 ° N 35,2110306 ° E |
Информация | |
Учредил | 1906 |
Rosh Yeshiva | Раввин Реувен Гросс Раввин Гамлиэль Рабиновиц |
Принадлежность | харедим |
Шаар ха-Шамаим ешива ( ивр . ישיבת שער השמים , букв. «Врата рая») — ашкеназская ешива в Иерусалиме, занимающаяся изучением каббалистического учения Аризала ( раввина Исаака Лурии). Он известен своим студенческим составом продвинутых каббалистов, многие из которых являются росшей ешивой и знатоками Торы, а также учеными начального и среднего уровня, которые изучают как открытую, так и скрытую Тору.
Имя
[ редактировать ]Название ешивы было взято из отрывка Торы , в котором Иакову снится лестница , тянущаяся от земли к небу. Проснувшись от сна, Иаков восклицает: «Это не что иное, как Дом Божий, и это Врата Рая ( Шаар Ха-Шамаим )!» ( Бытие 28:19). [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Толчком к созданию ешивы «Шаар ха-Шамаим» послужил сон, который увидели два выдающихся иерусалимских раввина в одну ночь в 1906 году. Раввин Хаим Иегуда Лейб Ауэрбах , автор «Хахам Лев» , однажды ночью проснулся от странного сна и снова заснул, но только для того, чтобы снова проснуться после того, как сон повторился. Он оделся и отправился в дом раввина Шимона Горовица, знатока каббалы и автора книг «Шем МиШимон» и «Коль Мевасер» , чтобы обсудить с ним сон. По дороге он увидел, что кто-то приближается к нему ночью, и удивился, что это был не кто иной, как Горовиц, который приходил к нему по поводу сна, который ему только что приснился. Оказалось, что им приснился один и тот же сон. Каждый из них представлял себе благородного еврея с лицом, сияющим сверхъестественным светом, который требовал знать, почему люди не изучают его учение. «Моя Тора обладает силой вернуть Божественное Присутствие из изгнания», — сказал им мужчина. Они поняли, что человеком во сне был Аризаль, мистик шестнадцатого века. Цфат , который, как известно, сожалел о том, что немногие евреи, изучавшие Тору, также изучали Каббалу, в частности евреи-ашкенази в Иерусалиме. В то время единственным местом, где изучалось учение Аризаля, была синагога Бейт-эль в Иерусалиме. Сразу же Ауэрбах и Горовиц решили открыть ешиву для изучения каббалы Аризала и разделить обязанности как совместная ешива-рошей. [ 1 ] [ 2 ]
открылась ешива Вскоре после этого в Старом городе Иерусалима , в которой были помещения для Талмуд-Торы , ешива-кетана , ешива-гедола и колель для женатых студентов. [ 1 ]
Учебный план
[ редактировать ]В 1924 году ешива опубликовала брошюру, описывающую ее цели и подход следующим образом:
Во-первых, изучение богооткровенной Торы, так как ее изучают во всех священных иешивах, [в том числе] Шасе углубленно и поским . Во-вторых, изучение каббалы, муссар и исследований. [Это] единственное место в мире, где Каббала Тора изучается упорядоченным образом, переходя от простых учений к более сложным, которым преподают талмидеи хачамим, которые подходят для этой задачи. …
Намерение ешивы состоит не в том, чтобы дать своим ученикам простое, поверхностное понимание работ по каббале, а в том, чтобы дать им лишь беглый взгляд, в котором таится опасность споткнуться - как Чазал выразился : «Он взглянул и был ранен». Только обширное исследование и углубленное изучение всех работ по Каббале обеспечивает полное и всестороннее знание. Это то, что стремятся обеспечить ешивы Шаар Ха-Шамаим и их филиалы. [ 1 ]
Тогда, как и сейчас, каббалисты, желающие учиться в ешиве, должны продемонстрировать обширные знания богооткровенной Торы и провести в ешиве половину дня, изучая богооткровенную Тору. Ешива предлагает ежедневные шиурим (классы) по Талмуду , поским , галахе и агаде . Занятия по скрытой Торе (т.е. каббале) организованы по уровням. Аризала Первый уровень – вводный, с изучением «Оцрос Хаим» . изучаются уроки Аризала в «Эйц Хаим» На втором уровне углубленно . Третий уровень изучает каваннот (мистические концентрации) Рашаша . [ 1 ]
Студенческий состав
[ редактировать ]Одним из первых студентов новой ешивы был раввин Цви Песах Франк , даян (раввинский судья) иерусалимского бейт-дина (раввинского суда) и будущий главный раввин Иерусалима. Ешива выпустила ряд ученых Торы, распространителей Торы и раввинов . Он также опубликовал множество работ по каббале. [ 1 ]
Разрушение и переселение
[ редактировать ]Ешива Шаар Ха-Шамаим действовала на улице Галед, 1 в Старом городе Иерусалима с 1906 по 1948 год. Землетрясение в Иерихоне 1927 года повредило здание. [ 1 ] [ 3 ] Во время арабо-израильской войны 1948 года боевики Хаганы использовали крышу ешивы для обстрела иорданской армии . Когда Старый город захватил иорданцы, ешива была эвакуирована на улицу Аматция в районе Катамон . Иорданцы подожгли здание Старого города, сожгли все сефоримы ( священные книги) и мебель внутри. После освобождения Старого города израильской армией в 1967 году ешива безуспешно пыталась вернуть себе свою собственность. [ 1 ]
Затем ешива Шаар ха-Шамаим переехала в район Бейт-Исраэль , заняв здание, в котором сейчас находится штиблех . В 1958 году ешива переехала на улицу Рашбам в районе Мекор Барух . [ 1 ]
Когда раввин Рефоэль Довид Ауэрбах стал рош-ешивой , ему удалось основать постоянный дом для ешивы на улице Раши, 71 в 1992 году. [ 1 ] [ 4 ] Проект верхнего этажа здания включает тринадцать окон по бокам, выходящим на улицу и во двор, всего двадцать шесть ( гематрия ЯХВЕ , одно из имен Бога ). [ 1 ] (В последние годы пристройка на верхнем заднем этаже закрыла три из тринадцати окон.)
Лидерство
[ редактировать ]Основателями первой рошей ешивы Шаар ха-Шамаим ешивы были раввин Хаим Иегуда Лейб Ауэрбах и раввин Шимон Горовиц. Ауэрбах решил остаться в ешиве даже после того, как его отец, - Хмельника адмор Черновиц , умер и его хасиды попросили Ауэрбаха занять место его отца. Он отказался, оставив позицию Адмора невыполненной. [ 1 ]
После смерти Ауэрбаха в 1954 году его сын, раввин Элиэзер Ауэрбах, много лет возглавлял ешиву. После его смерти лидерство взял на себя другой сын Ауэрбаха, раввин Рефоэль Довид Ауэрбах. Последующими рошей-ешивой были раввин Аарон Слоткин (умер в 1973 году), раввин Йехиэль Фишель Айзенбах (который служил с 1973 года до своей смерти в 2008 году), а нынешняя росей-ешива - раввин Яаков Меир Шехтер и раввин Гамлиэль Рабиновиц . [ 1 ]
Старший сын Ауэрбаха, раввин Шломо Залман Ауэрбах , был президентом ешивы; после его смерти его сын, раввин Шмуэль Ауэрбах его преемником стал . Племянник раввина Шломо Залмана, раввин Яков Шлафф, исполняет обязанности администратора ешивы. [ 1 ]
Публичные мероприятия
[ редактировать ]Ешива Шаар ха-Шамаим приглашает общественность принять участие в специальных мероприятиях ешивы в течение года. Наиболее популярным является дневное молебное служение в четверг , проводимое в течение недель Шовавим (недели, совпадающие с чтениями Торы Шмот , Ваэйра , Бо , Бешалах , Итро и Мишпатим , а в еврейский високосный год - Терума и Тецаве) . ). Эта услуга включает в себя специальные каббалистические тиккуним (исправления). Другие виды тиккунимов и пидёнос (выкупов) также проводятся в ешиве, но без огласки. [ 1 ]
Иешива Шаар а-Шамаим повысила осведомленность общественности о ярзите Аризала 5 ава и восстановила традицию посещения его могилы в Цфате в этот день. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гефен, раввин Арье (20 сентября 2006 г.). «Век со дня основания иешив Шаар ха-Шомаим – 5666-5766» . Дейа Ведибур . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Россофф, Довид (2005). Святые, находящиеся на земле: гробницы праведников в Иерусалиме и Бней-Браке [ Святые на земле: Могилы праведников в Иерусалиме и Бней-Браке ] (на иврите). Иерусалим: Махон Оцар ХаТора. п. 425.
- ^ Россофф, Довид (1998). Там, где небо касается земли: еврейская жизнь в Иерусалиме от средневековья до наших дней . Гардиан Пресс. п. 454. ИСБН 0-87306-879-3 .
- ^ Россофф, Там, где небеса касаются земли , с. 403.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонатан Меир , «Воображаемый упадок каббалы: каббалистическая ешива Шаар ха-Шамаим и каббала в Иерусалиме в начале двадцатого века» в книге «Каббала и современность » . Боаз Хусс , Марко Паси и Коку фон Штукрад , ред. Брилл: Лейден и Бостон, 2010, стр. 197–220.
- Джонатан Меир , «Реховот ха-Нахар: Каббала и экзотеризм в Иерусалиме (1896-1948)» . Иерусалим: Яд Ицхак Бен Цви, 2011.
- Джонатан Меир , «На пути к популяризации каббалы: Р. Йосеф Хайим из Багдада и каббалисты Иерусалима» , Современный иудаизм 33 (2) (май 2013 г.), стр. 147–172