Хайим бен Джозеф Виталь
Хайим бен Йосеф Виталь ( ивр .: Хайим бен Йосеф Виталь ; Цфат , [1] 23 октября 1542 г. ( юлианский календарь ) / 11 октября 1542 г. (григорианский календарь) — Дамаск , 23 апреля 1620 г. [2] ) был раввином в Цфате и выдающимся учеником Исаака Лурии . Он записал большую часть учений своего учителя. После смерти Виталя его сочинения начали распространяться и оказали «мощное влияние на различные круги еврейского мира». [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Часть серии о |
Каббала |
---|
Хайим Виталь родился в Цфате и в юности получил образование у учёного Моше Альшича . [4] Говорят, что Джозеф Каро уделял особое внимание ранним талантам Виталя и в 1557 году попросил Альшича проявить особую заботу о его образовании, поскольку ему суждено было стать преемником своего учителя в мире изучения Торы . В том же году Виталь впервые познакомился с каббалистом Исааком Лурией , который оказал на него длительное влияние.
Виталь, судя по всему, женился в молодом возрасте. Это был несчастливый брак, и когда он ушел от жены, ему во сне явился пророк Илия и привел в прекрасный сад, где он увидел благочестивых людей всех возрастов в образе птиц, летающих по саду и изучая Мишну . [5] В центре сада Бог на троне, окруженном благочестивыми людьми и покоящемся на искусно украшенных гобеленах, восседал . Убежденный этим видением, что ему суждено стать каббалистом, Виталь посвятил следующие два с половиной года изучению алхимии . По окончании учебы Илия снова явился ему в видении и сказал, что он добьется успеха в своих усилиях и напишет комментарий к Зоару .
Учитесь у Кордоверо
[ редактировать ]Когда Лурия прибыл в Цфат, раввин Моисей бен Якоб Кордоверо на протяжении многих лет был главной фигурой каббалистического сообщества. «Кордоверо был учителем довольно сплоченного круга учеников. Наиболее важными из них были Илия де Видас , Авраам Галанте , Моисей Галанте, Хайим Виталь, Авраам бен Элиэзер ха-Леви Берухим, Элазар бен Моше Азикри [ 1] Самуэль Галлико и выдающийся каббалист, недолгое время обучавшийся у Кордоверо в 1560-х годах, Мордехай Дато». [6]
Есть основания полагать, что Исаак Лурия также считал Моисея Кордоверо своим учителем. Джозеф Самбари (1640–1703), египетский летописец, свидетельствовал, что Кордоверо был «учителем Ари в течение очень короткого времени». [7] Лурия, вероятно, прибыл в начале 1570 года, а Кордоверо умер 27 июня того же года (23-й день Таммуза). [6] Лишенные своего самого выдающегося авторитета и учителя, каббалисты искали нового руководства, и Исаак Лурия помог заполнить вакуум, образовавшийся после кончины Кордоверо.
Ученик Исаака Лурии
[ редактировать ]В 1570 году Виталь стал учеником Исаака Лурии, выдающегося каббалиста того времени. В исследовании лурианского мистицизма Лоуренс Файн пишет:
Виталь сообщает нам имена 38 человек, которые, по его словам, составляли ученичество Лурии... По его словам, сообщество было разделено на четыре иерархически упорядоченные группы. Первый и самый важный состоял из 11 человек, перечисленных в следующем порядке: Хайим Виталь, Джонатан Сагис, Джозеф Арзин, Исаак Коэн, Гедалия ха-Леви , Самуил Уседа , Иуда Мишан, Авраам Гавриэль, Шаббатай Менаше, Иосиф ибн Табул, и Элайджа Фалько (или Фалькон). [8]
Принято считать, что в течение года Хайим Виталь стал ведущим учеником, так что, когда Аризаль умер в 1572 году в возрасте 38 лет, Виталь стал его преемником. Поскольку Аризаль почти ничего из своих учений не оставил в письменном виде, Виталь начал записывать все, чему научился у своего учителя.
Изгнание и возвращение
[ редактировать ]Хайим Виталь прибыл в Египет в 1577 году, но вскоре вернулся в Османскую Сирию , поселившись в деревне Эйн-Зейтим (близ Цфата), а затем в Иерусалиме . После этого он уехал жить в Дамаск , где стал главой сицилийской еврейской общины.
В Дамаске он начал писать свою первую собственную работу. Большая часть книги состоит из описания заклинания облаков и бесед о семи блуждающих звездах (планетах), семи небесах и соответствующих им металлах. Завершив свою книгу, Виталь вернулся в Иерусалим, где его бывший учитель Моше Альшич рукоположил его «в 1590-х годах». [9] Однако через некоторое время Виталь уехал из Иерусалима в Цфат, где заболел и целый год был прикован к постели.
Он также является автором «Шаар ха-Гилгулим» , каббалистического труда о реинкарнации , который стал одним из « Шмона Шеарим» (см. ниже).
Эц Хайим
[ редактировать ]Во время этой болезни раввин Иеошуа, его ближайший последователь, который сопровождал Виталя почти в каждом путешествии, сумел подкупить младшего брата Виталя, раввина Моше, 500 золотыми монетами, чтобы тот одолжил ему сочинения Виталя, которые хранились запертыми в ящике. Соответственно, раввин Моше принес Иеошуа большую часть рукописей, и сразу же были наняты 100 переписчиков: всего за три дня они смогли воспроизвести более 600 страниц. Хотя по некоторым данным Виталь, узнав об этом, заявил, что скопированные документы не были его собственными сочинениями, они были быстро распространены. Сочинения, о которых идет речь, якобы содержали учение Лурии, а не независимую работу Виталя. [ нужна ссылка ]
Первое печатное издание состояло из восьми томов и было известно как « Шмона Шеарим» , и эта версия до сих пор используется некоторыми каббалистами в сефардском мире. Самая известная редакция была опубликована позже под названием «Эц Хаим» («Древо жизни»), в которой темы были расположены в более систематическом порядке, а части, посвященные ритуалам (« Пери Эц Хаим» ), хранились отдельно от частей, посвященных ритуалам. лежащее в основе богословие. [10] Помимо дани Лурии, в работе содержится утверждение, что для Бога является одним из величайших удовольствий быть свидетелем продвижения учения Каббалы, поскольку одно это может гарантировать пришествие еврейского Мессии .
Однако Виталь по-прежнему высоко ценил учение своего бывшего учителя, каббалиста Моисея Кордоверо. Он утверждал, что Кордоверо часто являлся ему во сне.
Одним из наиболее видных противников Виталя был Менахем Лонцано , который публично осудил его в своей работе «Имрей Эмет» .
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]20 элула 1590 года Виталь получил рукоположение в раввины от своего учителя Моше Альшича . Четыре года спустя, в 1594 году, он поселился на постоянной основе в Дамаске , где каждый вечер читал лекции по каббале. В 1604 году у Виталя стало ухудшаться зрение; в 1620 году он умер, готовясь вернуться в Цфат. Ему было 77.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Каплан, Арье (январь 1985 г.). Медитация и Каббала . Книги Вайзера. ISBN 9780877286165 .
- ^ Преобладающее мнение об этой дате — 3 мая 1620 года, что соответствует еврейской дате 30 нисана 5380 года, следовательно, ярзайт Виталя отмечается 30 нисана каждого года. 23 апреля 1620 года — та же дата по юлианскому календарю, который тогда еще использовался в Дамаске.
- ^ Файн 2003 , с. 2
- ^ Файерштейн, Моррис М.; Виталь, Хаим бен Иосиф; Сафрин, Исаак Иуда Иехиэль (1999). Еврейские мистические автобиографии: Книга видений и Книга тайн . Интернет-архив. Нью-Йорк: Паулист Пресс. п. 6. ISBN 978-0-8091-0504-5 .
- ^ «Виталь, Хаим бен Иосиф | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Файн 2003 , с. 80 -81
- ^ Самбари 1673 , с. 64
- ^ Лоуренс Файн (2003). Врач души, Целитель космоса: Исаак Лурия и его каббалистическое сообщество . Издательство Стэнфордского университета. п. 83. ИСБН 978-0-8047-4826-1 .
- ^ Файн 2003 , с. 52
- ↑ Сейчас существует издание сочинений Виталя в 15 томах, содержащее обе редакции.
Ссылки
[ редактировать ]- Хорошо, Лоуренс (2003). Врач души, Целитель космоса: Исаак Лурия и его каббалистическое сообщество . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 480. ИСБН 0-8047-4826-8 . Проверено 16 августа 2010 г.
- Джозеф бен Исаак Самбари (1994) [1-23-1673]. Сефер Диврей Йосеф . Иерусалим: Институт Бен Цви.
- Хайим бен Джозеф Виталь, Древо жизни: Введение Хаима Виталя в каббалу Исаака Лурии - Дворец Адама Кадмона. Перевод и предисловие Дональда Уайлдера Менци и Цве Паде. Нортвейл, Нью-Джерси и Иерусалим: Джейсон Аронсон, 1999. Это перевод первого тома книги Лурии «Эц Хаим»; введение переводчиков дает общий обзор лурианской системы.
- Файерштейн, Моррис М.; Виталь, Хаим бен Иосиф; Сафрин, Исаак Иуда Иехиэль (1999). Еврейские мистические автобиографии: Книга видений и Книга тайн . Интернет-архив. Нью-Йорк: Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-0504-5 .