Нагльфар
В скандинавской мифологии Нагльфар или Нагльфари ( древнескандинавское « гвоздодер » ) — лодка, полностью сделанная из ногтей на руках и ногах умерших. Во время событий Рагнарека Вигрид , предсказано, что Нагльфар отправится в переправляя орды монстров, которые будут сражаться с богами. Нагльфар засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , также составленной в 13 веке. Сама лодка была связана учеными с более широкой практикой ритуального удаления волос и ногтей среди индоевропейцев , восходящей к протоиндоевропейским обычаям, [2] и это может быть изображено на руническом камне Таллсторп в Скании , Швеция .
Этимология
[ редактировать ]ведутся по поводу этимологии Нагльфара Некоторые споры . В конце 19-го века Адольф Норин предположил, что nagl- здесь не имеет своего обычного значения « гвоздь », а вместо этого является вариантом древнескандинавского nár (что означает «труп») и в конечном итоге происходит от протоиндоевропейского языка. * нок-ви . Норин утверждала, что представление о Нагльфаре как о «корабле-гвозде» связано с народной этимологией ; Эта разработка народной этимологии привела к появлению понятия «корабль-гвоздь». [3]
Однако Зигмунд Файст (1909) отвергает эту теорию по этимологическим причинам, как и Альберт Морли Стертевант (1951) по причине серьезных трудностей, и их точка зрения побудила Брюса Линкольна (1977) прокомментировать, что «нет никаких оснований утверждать, что что нагл- не имеет своего обычного значения «гвоздь» и что Нагльфар — это нечто иное, чем корабль-гвоздь, как его описывает Снорри». Кроме того, Линкольн считает, что корабль является частью более широкой модели религиозного избавления и принесения в жертву волос и ногтей у индоевропейцев ( см. ниже). [3]
Сертификаты
[ редактировать ]Нагльфар засвидетельствован как в Поэтической Эдде , так и в Прозаической Эдде . В « Поэтической Эдде » Нагльфар упоминается только в двух строфах поэмы «Вёлюспа» . В стихотворении умершая вёльва предсказывает, что с поднимающейся водой прибудет корабль, унося с собой Хрима и Локи , а с ними и толпу других:
|
|
|
В «Прозаической Эдде » Нагльфар упоминается четыре раза. Корабль впервые упоминается в главе 43 «Gylfaginning» , где восседающая на троне фигура Хай отмечает, что, хотя Скидбладнир — лучший корабль, построенный с высочайшим мастерством, «самый большой корабль — Нагльфари , он принадлежит Муспеллу ». [7]
В главе 51 Хай предсказывает события Рагнарёка. Что касается Нагльфара , Хай говорит, что после того, как звезды исчезнут с неба, ландшафт потрясется так сильно, что горы развалятся, деревья вырвутся с корнем, и все путы разорвутся, заставив волка Фенрира вырваться на свободу. После этого змей Мидгарда Ёрмунганд придет в ярость и поплывет к берегу, заставив океан вылиться на сушу. Нагльфар тоже освободится от своих причалов. Хай описывает состав Нагльфара как состав из необрезанных ногтей мертвецов и предупреждает о необходимости хоронить мертвых с необрезанными ногтями, заявляя, что «корабль сделан из ногтей мертвецов, и стоит позаботиться о том, чтобы кто-нибудь не умер с необрезанными ногтями». , поскольку такой человек вносит много материала в корабль Нагльфар, на постройку которого, по мнению богов и людей, уйдет много времени». [8] Хай добавляет, что капитаном корабля будет йётунн Хрим , и что Нагльфара унесёт вместе с бушующими водами потопа. [8] Далее в главе 51 Хай цитирует приведенные выше строфы Völuspá , в которых упоминается корабль. [9]
о Нагльфаре Последнее упоминание содержится в «Прозаической Эдде» в Скальдскапармале , где он включен в список кораблей. [10]
Рунный камень Таллсторпа
[ редактировать ]Если изображения на Рунном камне Таллсторп правильно идентифицированы как изображения Рагнарёка, то Нагльфар показан под чудовищным волком Фенриром . [11] Было отмечено, что изображение корабля имеет клювы как в носовой, так и в кормовой части, в отличие от любого известного корабля викингов , и, таким образом, вероятно, является символическим кораблем. [12]
В надписи упоминается имя Ульфр («волк») и имя Клеппир / Глиппир . Последнее имя не до конца понятно, но, возможно, оно обозначало Глаипи , похожее на Глейпнир , который был веревкой, которой был связан волк Фенрир. Два мужских имени, возможно, вдохновили тему, изображенную на руническом камне. [13] [14]
Интерпретации и теории
[ редактировать ]В своем исследовании обращения с волосами и ногтями у индоевропейцев Брюс Линкольн сравнивает комментарии Снорри в «Эдде» в прозе об избавлении от ногтей с авестийским текстом, где Ахура Мазда предупреждает, что даэвы и храфстры произойдут из волос и ногтей, лежащих без надлежащего захоронения. отмечая их концептуальное сходство. Линкольн комментирует, что «конкретный образ Нагльфара, «корабля-гвоздя», несомненно, характерен для германского мира, хотя он действительно восходит к древней дате в этой области. избавление от волос и ногтей — это акт, который угрожает благополучию космоса — действительно восходит к индоевропейскому периоду, как видно из сравнений [с иранским мифом ]». [3]
Культурное влияние
[ редактировать ]Корабль появляется в видеоигре The Witcher 3: Wild Hunt и в ее спин-оффе Gwent как транспортное средство, которое злая Дикая Охота использует для путешествий между мирами.
Корабль также появляется в видеоигре World of Warcraft в расширении Legion . В подземелье Утроба душ игроки прошли вторую половину подземелья из двух частей на Нагльфаре. Кульминацией этого станет победа над последним боссом подземелья Хелией.
В EVE Online «Нагльфар» — это крупный корабль-дредноут.
Волшебный фолиант главного героя Лиона в Fire Emblem: The Sacred Stones называется Нагльфар.
Джон Майерс Майерс сделал Нагльфар названием корабля, затонувшего в первых абзацах « Сильверлока» , освободив своего героя из современного мира, чтобы он проложил свой авантюрный путь в царство мифов и легенд.
Naglfar — название шведской блэк-метал группы.
Нагльфар находится в центре романа Корабль мертвых» « Рика Риордана , где главные герои отправляются на поиски, чтобы предотвратить его спуск на воду.
См. также
[ редактировать ]- Нагльфари , в зависимости от рукописи, фигура с похожим или идентичным названием.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Когда Фенрир раскрасился» . k-blog.se . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Линкольн, Брюс (1977). «Лечение волос и ногтей у индоевропейцев» . История религий . 16 (4): 351–362. дои : 10.1086/462772 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 1062635 . S2CID 161384998 .
- ^ Перейти обратно: а б с Линкольн (1977:360–361).
- ^ Электоральный прогноз 50–51; текст с https://www.voluspa.org/voluspa.htm
- ^ Торп (1906:7).
- ^ Беллоуз (1923: 21–23).
- ^ Фолкс (1995:36–37).
- ^ Перейти обратно: а б Фолкс (1995:53).
- ^ Фолкс (1995:55).
- ^ Фолкс (1995:162).
- ^ Меррони (2004:136); Крамлин-Педерсен и Тай (1995:170).
- ^ МакКиннелл (2005:114).
- ^ Когда у Фенрира появился цвет , Магнус Келлстрем, главный рунолог Шведского совета по национальному наследию .
- ^ Анализ подтвержден как убедительный в рунических камнях «Укуси меня», проведенный Хенриком Уильямсом , профессором северогерманских языков в Уппсальском университете .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (перевод) (2004) [1923]. Поэтическая Эдда . Дувр (перепечатка издания Американо-скандинавского фонда). ISBN 0486437108 .
- Крамлин-Педерсен, Оле и Тай, Биргитте Мунк (ред.) (1995). Корабль как символ в доисторической и средневековой Скандинавии: материалы международного исследовательского семинара в Датском национальном музее, Копенгаген, 5-7 мая 1994 г. Национальный музей. ISBN 87-89384-01-6
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). Эдда . Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Краппе, Александр Хаггерти (2003) [1930]. Наука фольклора . Перепечатка. Издательство Кессинджер. ISBN 0-7661-5813-6 .
- Линкольн, Брюс (1977). «Лечение волос и ногтей у индоевропейцев» из « Истории религий» , том. 16, № 4, Мифическое воображение (май 1977 г.), страницы 351–362. Издательство Чикагского университета .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515382-0 .
- Меррони, Марк (2004). Викинги: завоеватели, торговцы и пираты . Перипл. ISBN 1-902699-54-8 .
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с Другим в скандинавских мифах и легендах . Д.С. Брюэр. ISBN 1-84384-042-1 .
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1906). Старшие Эдды Сэмунда Сигфуссона, Младшие Эдды Снорре Стерлесона . Общество Норрена .