Теофизика
В философии теофизика – это подход к космологии , который пытается примирить физическую космологию и религиозную космологию . Это связано с физикотеологией , разница между ними в том, что цель физикотеологии — вывести теологию из физики, тогда как цель теофизики — объединить физику и теологию.
Использование
[ редактировать ]Пол Ричард Блюм (2002) использует этот термин в критике физикотеологии, т.е. взгляда, согласно которому аргументы в пользу существования Бога могут быть выведены из существования физического мира (например, « аргумент, основанный на замысле »). Теофизика была бы противоположным подходом, то есть подходом к материальному миру, основанному на знании того, что он создан Богом. [1]
Ричард Х. Попкин (1990) применяет этот термин к «духовной физике» кембриджского платоника Генри Мора и его ученицы и соратницы леди Энн Конвей . [2] который с энтузиазмом принял новую науку, но отверг различные формы материалистического механизма, предложенные Декартом , Гоббсом и Спинозой для ее поддержки, [3] поскольку они, как утверждали Мор и Конвей, неспособны объяснить продуктивную причинность. [4] Вместо этого Мор и Конвей предложили то, что Попкин называет «действительно важной альтернативой современной механистической мысли». [3] «полностью научный взгляд с метафизикой духов, позволяющей всему работать». Однако материалистический механизм восторжествовал, и сегодня их духовная космология, как отмечает Попкин, «действительно выглядит очень странно». [4]
Этот термин применялся некоторыми философами к системе Эмануэля Сведенборга . Уильям Денован (1889) писал в «Разуме» : «Высшую стадию его откровения можно было бы назвать теофизикой , или наукой о Божественной цели в творении». [5] Р.М. Венли (1910) называл Сведенборга «шведским теофизиком». [6]
Пьер Лаберж (1972) отмечает, что Критике знаменитая критика физикотеологии Канта в « чистого разума» (1781; второе издание 1787) имела тенденцию затушевывать тот факт, что в его ранней работе « Всеобщая история природы и теория небес» (1755) ), Кант защищал физикотеологию, которая в то время была поразительно оригинальной, но она преуспела лишь в той степени, в которой она скрывала то, что Лаберж называет теофизикой («ce que nous appellerons une théophysicalique »). [7]
Теофизика является фундаментальной концепцией мысли Раймона Паниккара , который писал в «Онтономии де ла наука» (1961), что он искал «теологическое видение Науки, которое было бы не Метафизикой , а Теофизикой… Это не речь идет о Физике «Бога», а скорее о «Боге Физического» Бога, творца мира... не мира как автономного существа, независимого и оторванного от Бога, а, скорее, онтономически связанного с Ним» . Как видение «Науки как теологии», оно стало центральным в «космотеандрическом» взгляде Паниккара на реальность. [8]
Фрэнка Дж. Типлера ( Теория точки Омега 1994), которая отождествляет концепции физической космологии с теистическими концепциями, иногда обозначается термином [9] хотя и не самим Типлером. Типлер был атеистом, когда написал «Антропный космологический принцип» (1986, в соавторстве с Джоном Д. Барроу , во многих популярных книгах которого богословие редко упоминается) и «Физику бессмертия» (1994). [10] но христианином, когда он написал «Физику христианства» (2007). В 1989 году Вольфхарт Панненберг , либеральный богослов континентальной протестантской традиции, приветствовал работу Типлера по космологии как открывающую «перспективу сближения физики и теологии в области эсхатологии ». [11] В последующих эссе, хотя и не соглашаясь со всеми деталями дискуссии Типлера, Панненберг защищал теологию Точки Омега. [9]
См. также
[ редактировать ]- Антропный принцип
- Точно настроенная вселенная
- Список ученых и религиоведов
- Мультивселенная
- Естественное богословие
- Омега-Пойнт
- Точка Омега Типлера
- Окончательная судьба вселенной
- Зайгон: Журнал религии и науки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Ричард Блюм, «Божественный проект: от физической теологии к теофизике», Philosophisches Jahrbuch ISSN 0031-8183 , 2002, Том. 109, № 2, стр. 271-282.
- ^ Ричард Х. Попкин, «Спиритуалистические космологии Генри Мора и Энн Конвей», в Саре Хаттон (ред.), Генри Мор (1614–1687): Исследования трехсотлетия . Дордрехт, Нидерланды, 1990 г., с. 105. ISBN 0-7923-0095-5
- ^ Jump up to: а б Попкин, «Космологии», с. 98.
- ^ Jump up to: а б Попкин, «Космологии», с. 111.
- ^ Уильям Денован, «Сведенборгианский взгляд на проблему философии» , Mind , Vol. 14, № 54 (апрель 1889 г.), стр. 216–229.
- ^ RM Wenley, Кант и его философская революция . Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1910, с. 161.
- ^ Пьер Лаберж, «Физико-теология общей естественной истории и теории неба (1755 г.)» , Revue Philosophique de Louvain , 1972, Vol. 70, No. 8, стр. 541–572.
- ^ «Теофизика» , raimon-panikkar.org.
- ^ Jump up to: а б Теофизика: Бог — высший физик
- ^ Фрэнк Дж. Типлер, Физика бессмертия , Глава XII.
- ^ Вольфхарт Панненберг, «Богословское присвоение научных представлений: ответ Хефнеру, Уиккеру, Ивсу и Типлеру», Zygon , Vol. 24, выпуск 2 (июнь 1989 г.), с. 255.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Д. Барроу и Фрэнк Дж. Типлер , Предисловие Джона А. Уиллера , 1986. Антропный космологический принцип . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-851949-4 . Отрывок из Главы 1.
- Уильям Лейн Крейг и Квентин Смит, 1993. Теизм , атеизм и Большого взрыва космология . Оксфордский университет. Нажимать.
- Уильям Дембски , 1998. Выводы о дизайне . Кембриджский университет. Нажимать.
- Дэвид Дойч , 1997. Ткань реальности Нью-Йорк: Алан Лейн. ISBN 0-7139-9061-9 . Выдержки из главы 14: «Концы Вселенной» с дополнительными комментариями Фрэнка Дж. Типлера; также доступно здесь и здесь.
- Артур Эддингтон , 1930. Почему я верю в Бога: наука и религия, как это видит ученый .
- Джордж Эллис и Нэнси Мерфи , 1996. О моральной природе Вселенной: теология, космология и этика . Издательство Аугсбургской крепости. ISBN 0-8006-2983-3
- Генри Маргенау , 1992. Ученые «Космос, Биос, Теос» размышляют о науке, Боге и происхождении Вселенной, Жизни и Homo sapiens . Открытый суд.
- Э. А. Милн , 1952. Современная космология и христианская идея Бога . Оксфордский университет. Нажимать.
- Артур Пикок , 1979. Сотворение мира и мир науки .
- Джон Полкингхорн , 1994. Вера физика . Принстонский университет. Нажимать.
- ---------, 1998. Наука и теология . ISBN 0-281-05176-3 .
- ---------, 2000. Вера, наука и понимание . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08372-6 ; ISBN 978-0-300-09128-1 .
- [Лоуренс Пул], 2003, «Расширение возможностей», ISBN 2-922417-45-X , IQ Press.
- Сондерс, Николас, 2002. Божественное действие и современная наука . Кембриджский университет. Нажимать.
- Рассел Стэннард , 1999. Эксперимент с Богом . Фабер. Лекции Гиффорда 1987–88 гг.
- Ричард Суинберн , 2004 (1979). Существование Бога .
- Фрэнк Дж. Типлер , 1994. Физика бессмертия: современная космология, Бог и воскресение мертвых . Даблдэй. ISBN 978-0385467995 .
- --------, 2007. Физика христианства . Даблдэй. ISBN 0-385-51424-7 . Глава I и отрывок из главы II. Глава I также доступна здесь.
- Чарльз Хард Таунс , 1966, « Конвергенция науки и религии» , « Думайте » .
- Саймон Сэм Гутьеррес, 1991, Формула веков Соломона: теофизическая находка, TXu000559229
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теофизика . Типлера Веб-сайт, в основном посвященный теории точки Омега , со ссылками на короткие нетехнические статьи, в основном Типлера, а также некоторые статьи Дойча и Панненберга.
- entertheophysicals . Веб-сайт, содержащий 12 принципов теофизики, объясненных автором, консультантом по обучению и спикером конференции Лоуренсом Пулом. Пул также рассказывает о нескольких применениях теофизики, включая «формулу единого поля».