Энн Конвей (философ)
Энн Конвей | |
---|---|
Рожденный | Энн Финч 14 декабря 1631 г. Лондон , Англия |
Умер | 23 февраля 1679 г. Рэгли-Холл , Уорикшир , Англия | ( 47 лет
Место отдыха | Церковь Святой Троицы , Эрроу, Уорикшир [1] |
Занятие | Философ |
Супруг | |
Дети | Хенидж Эдвард Конвей |
Родители) | сэр Хенидж Финч Элизабет Крэдок |
Родственники | Джон Финч (брат) |
Энн Конвей (также известная как виконтесса Конвей ; урожденная Финч ; 14 декабря 1631 г. - 23 февраля 1679 г.) [2] ) — английский философ эпохи Просвещения , чье творчество было в традиции кембриджских платоников . Мысль Конвея представляет собой глубоко оригинальную форму рационалистической философии с признаками гиноцентрических проблем и моделей, которые заставляют некоторых думать о ней как об уникальной среди систем семнадцатого века. [3] Работы Конвея оказали влияние на Готфрида Лейбница , а Хью Тревор-Ропер назвал ее «величайшей женщиной-философом Англии». [4] [5]
Жизнь
[ редактировать ]Энн Финч родилась в семье сэра Хениджа Финча (который занимал посты регистратора Лондона и спикера Палаты общин при Карле I ) и его второй жены Элизабет (дочери Уильяма Крэдока Стаффордширского). Ее отец умер за неделю до ее рождения. Она была младшим ребенком. [6] Энн выросла в доме, ныне известном как Кенсингтонский дворец , которым в то время владела ее семья. [6] В молодые годы ее обучали репетиторы. Она изучала латынь , а позже выучила греческий и иврит . Ее сводный брат Джон Финч поощрял ее интерес к философии и теологии . Он познакомил Анну с одним из своих наставников в Крайстс-колледже в Кембридже , платоником Генри Мором . Это привело к пожизненной переписке и тесной дружбе между Генри и Анной. Общение пары было сосредоточено на теме философии Рене Декарта . В конце концов, Энн выросла из неформальной ученицы Мора до его интеллектуального равного. Говоря о ней, Мор сказал, что он «едва ли когда-либо встречал человека, мужчину или женщину, с лучшими природными способностями, чем леди Конвей» (цитата по книге Ричарда Уорда « Жизнь Генри Мора» (1710), стр. 193), и что «В познании вещей, как естественных, так и божественных, вы не только превзошли весь свой пол, но даже и другой». [7]
В 1651 году она вышла замуж за Эдварда Конвея , впоследствии 1-го графа Конвея . Ее муж также интересовался философией, и его обучал Мор. Энн и Эдвард обосновались в доме Анны в Кенсингтонском дворце. Через год после ее замужества Мор посвятил свою книгу «Противоядие против атеизма» Анне . В 1658 году она родила единственного ребенка, Хениджа Эдварда Конвея, который умер от оспы всего два года спустя. [8] Сама Анна также заразилась болезнью, которая убила ее сына, но сумела пережить болезнь. [9]
Энн связалась с Элизабет Фокскрофт, вероятно, через Мора, и когда муж Фокскрофт уехал в Индию в 1666 году, она переехала к Анне и стала ее спутницей и секретарем . У них были общие интересы, и Фокскрофт жил в Рэгли-холле до 1672 года. [10] Конвей заинтересовался лурианской каббалой , а затем квакерством , в конечном итоге обратившись в 1677 году. В Англии того времени квакеров в целом не любили и боялись, они подвергались преследованиям и даже тюремному заключению. Когда Анна решила принять христианство, она превратила свой дом в центр деятельности квакеров. [ нужна ссылка ] Хотя ее семья не очень поддерживала обращение Анны в квакерство, они все же уважали ее решение.
Жизнь Анны ознаменовалась рецидивом тяжелой мигрени, начиная с двенадцатилетнего возраста, когда она перенесла период лихорадки. Это означало, что она часто выходила из строя из-за боли и проводила много времени под медицинским наблюдением в поисках лекарства, в какой-то момент ей даже вскрыли яремные вены . Сильная боль, которую она испытала, побудила ее продолжить свои философские исследования, не выходя из собственного дома. Она получила медицинские советы от доктора Томаса Уиллиса и многих других. [11] Конвеи консультировались со швейцарским королевским врачом того времени Теодором Тюрке де Майерном , а также с натурфилософом Робертом Бойлем . [9] Она также консультировалась с Уильямом Харви , врачом и исследователем циркуляции крови в человеческом организме. Несмотря на то, что Конвей лечилась у многих великих врачей своего времени, ни один из методов лечения не оказался успешным. [12] Она умерла в 1679 году в возрасте сорока семи лет.
Работает
[ редактировать ]Принципы древнейшей и современной философии
[ редактировать ]« Принципы» развивают монистический взгляд Конвея на мир, созданный из одной субстанции. Конвей критикует картезианскую идею о том, что тела состоят из мертвой материи, Генри Мора концепцию души в его «Противоядии против атеизма» и дуалистические теории отношений между телом и духом . [13] Сам текст, вероятно, был написан в 1677 году и свидетельствует о влиянии Франциска Меркурия ван Гельмонта . [14] Текст был впервые опубликован в латинском переводе Ван Гельмонтом в Амстердаме в 1690 году под названием Principia philosophiae antiquissimae et recentissimae . Английский реперевод появился в 1692 году. [15]
Переписка
[ редактировать ]На протяжении всей жизни Энн Конвей она писала множество писем Генри Мору , Фрэнсису Меркьюри ван Гельмонту и другим крупным мыслителям своего времени. Большинство писем Конвея были направлены Генри Мору и обратно, поскольку в них говорилось о многочисленных философских и богословских концепциях. Время от времени Конвей говорила о личных вещах, таких как смерть сына и других событиях, связанных с семьей.
Было также около дюжины писем, написанных тестю Конвея, лорду Конвею , и около дюжины писем, адресованных Конвею, от ее брата, Джона Финча . [9] Эти письма содержали множество различных вещей, включая личную информацию, дискуссии о философии и соображения социальных проблем. В 20 веке Марджори Хоуп Николсон собрала столько писем Конвея, сколько смогла. В 1930 году она написала роман, используя 307 писем переписки Конвея и библиографическую информацию. [16] В 1992 году Сара Хаттон написала переработанную версию « Письм Конвея» Николсона . [9] В версии Николсона основное внимание уделяется общественной жизни Конвей между ее друзьями и семьей, а также анализу ее отношений с Генри Мором и другими. [17]
Библиография
[ редактировать ]- Принципы древнейшей и современной философии (Лондон: n. publ., 1692) 168 стр. в 12-м - первоначально напечатано на латыни: Principia philosophiae antiquissimae et recentissimae de Deo, Christo & Creatura , Амстердам: М. Браун, 1690.
- Письма. Переписка Анны, виконтессы Конвей, Генри Мора и их друзей, 1642–1684 , изд. М. Х. Николсон (Лондон, 1930) 517 стр.
- Сотрудничество с Франциском Меркуриусом ван Гельмонтом (1614–1698).
- Каббалистический диалог (1682) (в книге Кристиана Кнорра фон Розенрота , Kabbalah Denudata , 1677–1684)
- Двести вопросов, умеренно высказанных относительно доктрины революции человеческих душ (1684 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Конвей (1631-1679)» . Проект Вокс . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Хаттон, Сара (2009). "Смерть" . Энн Конвей: женщина-философ . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 215. ИСБН 9780521109819 . OCLC 909355784 .
- ^ Джейн Дюран (2006). Восемь женщин-философов: теория, политика и феминизм . Издательство Университета Иллинойса. п. 73. ИСБН 978-0-252-03022-2 .
- ^ Тревор-Ропер, Хью. Сто писем Хью Тревора-Ропера , Оксфорд, 2014, 73.
- ^ Израиль, Джонатан И. Спиноза, Жизнь и наследие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2023, 1127–28.
- ^ Перейти обратно: а б Аблонди, Фред (1 января 2014 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Жеро де Кордемуа» (изд. осени 2014 г.).
- ^ Броуд, Жаклин (2002). Женщины-философы XVII века . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-511-04237-Х . OCLC 56208440 . [ нужна страница ]
- ^ Хаттон, Сара (2004). Энн Конвей: женщина-философ . Издательство Кембриджского университета. п. 32. ISBN 9780521835473 . OCLC 76904888 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Команда проекта Vox. (2019). «Энн Конвей, виконтесса Конвей и Киллултах». Проект Вокс. Библиотеки Университета Дьюка. https://projectvox.org/conway-1631-1679/
- ^ Мэтью, ХГЧ; Харрисон, Б., ред. (23 сентября 2004 г.). «Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/53695 . Проверено 21 августа 2023 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Кэрол Уэйн Уайт, Наследие Анны Конвей (1631–1679): Отголоски мистического натурализма (2008), стр. 6.
- ^ Оуэн, Гилберт Рой (1937). «Знаменитое дело леди Энн Конвей» . Анналы истории медицины . 9 (6): 567–571. ПМЦ 7942846 . ПМИД 33943893 . [ нужна страница ]
- ^ Броуд, Жаклин (13 августа 2007 г.). Женщины-философы семнадцатого века, с. 66–67 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521039178 .
- ^ Торговец, Кэролайн (1986). «Квакер и философ» (PDF) . Гилфордский обзор (23): 2–13 . Проверено 20 января 2018 г.
- ^ Дерксен, Луиза Д. «20-я ВКП: Критика картезианского дуализма Энн Конвей» . www.bu.edu . Проверено 20 января 2018 г.
- ^ GC Мур Смит. Обзор исследований английского языка 7, вып. 27 (1931): 349–56. http://www.jstor.org/stable/507935 .
- ^ Дюран, Джейн. «ЭНН КОНВЕЙ». В книге «Восемь женщин-философов: теория, политика и феминизм», 49–76. Издательство Университета Иллинойса, 2006. http://www.jstor.org/stable/10.5406/j.ctt1xcn4h.7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Броуд, Жаклин. Женщины-философы семнадцатого века . Кембридж Издательство Кембриджского университета, 2002.
- Браун, Стюарт. «Каббалистический круг Лейбница и Генри Мора», в книге С. Хаттона (ред.) Генри Мор (1614–1687): Исследования трехсотлетия , Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 1990. (Оспаривает мнение о том, что Конвей повлиял на Лейбница.)
- Дюран, Джейн. «Анна виконтесса Конвей: рационалист семнадцатого века». Гипатия: журнал феминистской философии . 4 (1989): 64–79.
- Франкель, Лоис. «Энн Финч, виконтесса Конвей», Мэри Эллен Уэйт, изд., « История женщин-философов» , Vol. 3, Клювер, 1991, стр. 41–58.
- Габби, Алан . «Энн Конвей и Генри Мор: письма о Декарте» ( Archives of Philosophy 40, стр. 379–404).
- Руководитель Джонатан (2021 г.). Философия Энн Конвей: Бог, творение и природа времени . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-1-350-13452-2 .
- Хаттон, Сара. « Конвей, Энн (ок. 1630–79) », 1998, doi: 10.4324/9780415249126-DA021-1. Энциклопедия философии Рутледжа , Тейлор и Фрэнсис.
- Хаттон, Сара, « Леди Энн Конвей », Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- Хаттон, Сара. Энн Конвей, женщина-философ . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2004.
- Хаттон, Сара (1970–1980). «Конвей, Энн». Словарь научной биографии . Том. 20. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 171–172. ISBN 978-0-684-10114-9 .
- Кинг, Питер Дж. Сто философов (Нью-Йорк: Barron's, 2004) ISBN 0-7641-2791-8
- Ласкано, Марси П. «Энн Конвей: Тела в духовном мире»; Философский компас 8.4 (2013): 327-336.
- Мерчант, Кэролайн , «Витализм Анны Конвей: его влияние на концепцию монады Лейбница» ( Журнал истории философии 17, 1979, стр. 255–269) (утверждает, что Конвей повлиял на Лейбница, показав параллели между Лейбницем и Конвеем). .)
- Мерсер, Кристиа. «Платонизм в ранней современной естественной философии: случай Лейбница и Конвея», в книге «Неоплатонизм и философия природы» , Джеймс Вильбердинг и Кристоф Хорн, изд., Оксфорд: Oxford University Press, 2012, 103–26.
- Бернет, Клаус (2004). «Энн Конвей (философ)». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 23. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 232-239. ISBN 3-88309-155-3 .
- Уайт, Кэрол Уэйн. Наследие Анны Конвей (1631–1679): отголоски мистического натурализма (State University of New York Press, 2009)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с Энн Конвей, в Wikiquote
- Энн Конвей, виконтессы Конвей и Киллулта Конвей (1631–1679) - энциклопедическая статья в Project Vox .
- Хаттон, Сара. «Леди Энн Конвей» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Работы Энн Конвей в Открытой библиотеке
- Содержит «Принципы древнейшей и современной философии», слегка измененные для удобства чтения.
- Принципы древнейшей и современной философии Энн Конвей (Лондон: n. publ., 1692) на празднике женщин-писательниц.
- Страница Питера Кинга
- Страница Уильяма Узгалиса
- Какой монисткой является Энн Финч Конвей? Джессика Гордон-Рот, Журнал Американской философской ассоциации , том 4, выпуск, осень 2018 г., стр. 280–297.
- 1631 рождений
- 1679 смертей
- Английские философы XVII века
- Английские писательницы XVII века
- Английские писатели 17 века.
- Кембриджские платоники
- переходит в квакерство
- Английские эссеисты
- Английские англиканцы
- Английские квакеры
- Христианские каббалисты
- Англиканские писатели
- Квакерские писатели
- Ирландские виконтессы
- Британские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Английские виконтессы
- Английские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Английские женщины-философы
- Философы Просвещения
- Семья Финч-Хаттон
- Философы разума
- Британские философы религии
- Рационалисты