Франциск Меркурий ван Гельмонт
Франциск Меркурий ван Гельмонт | |
---|---|
![]() Франциск Меркурий (справа) со своим отцом Яном Баптистом ван Гельмонтом из Ortus Medicinae (1648 г.) [ 1 ] | |
Рожденный | Крещен 20 октября 1614 г. |
Умер | декабрь 1698 г. [ 2 ] |
Научная карьера | |
Поля | Химия |
Франциск Меркурий ван Гельмонт (крещен 20 октября 1614 г. - декабрь 1698 г.) [ 3 ] ) — фламандский алхимик и писатель, сын Яна Баптиста ван Гельмонта . Сейчас он наиболее известен своей публикацией в 1640-х годах новаторских работ своего отца по химии , которые связывают истоки науки с изучением алхимии .
С самого начала своей работы врачом он стал каббалистом и вместе с Генри Мором из кембриджских платоников комментировал Кристиана Кнорра фон Розенрота . переводы каббалистических текстов [ 4 ]
Контакты и движение
[ редактировать ]Он вел странствующую жизнь, странствуя по Европе - прилагательное, которое уже применил к нему Энтони Эшли-Купер, 3-й граф Шефтсбери в его «Характеристиках людей, манер, мнений, времен» 1711 года . [ 5 ] Он называл себя «странствующим отшельником». [ 6 ]
У Франциска ван Гельмонта были важные группы контактов в Нидерландах, где он знал Адама Борила и Серрариуса . [ 7 ] а позже, в «Фонаре», круг вокруг роттердамского купца Бенджамина Ферли , в который входил Джон Локк . [ 8 ] Он оказал влияние на Франциска ван ден Эндена и на испанского профессора медицины Хуана де Кабриаду . [ 9 ] Около 1690 года в Амстердаме он разработал теорию, подтверждающую работу Иоганна Конрада Аммана с глухими людьми. [ 10 ]
Он также провел много времени в Германии и Англии. С 1644 года, когда умер его отец, до 1658 года, когда Леопольд I, император Священной Римской империи , пожаловал его дворянством, он постоянно участвовал в дипломатии в интересах немецких князей и их семей. [ 11 ]
Жизнь с 1660 года
[ редактировать ]В 1661 году он находился в Китцингене, насильно увезли его когда солдаты Филиппа Вильгельма, курфюрста Палатина, в Рим и в тюрьму инквизиции , где его пытали и держали в течение 18 месяцев. [ 12 ]
Его первой опубликованной работой был латинский трактат 1667 года Alphabeti veri naturalis hebraici brevissima delineatio (обычное короткое английское название «Алфавит природы ») на адамическом языке , который он приравнивал к ивриту . [ 13 ] Он утверждал, что еврейский алфавит неявно дает руководство по произношению, аналогично нотной записи языка и голоса. [ 14 ]
Он был другом Готфрида Лейбница , написавшего ему эпитафию, и познакомил Лейбница с Кристианом Кнорром фон Розенротом в 1671 году. [ 15 ] Лейбниц, писавший в 1669 году, серьезно относился к «гельмонтианцам» как к одной из трех соперничающих групп в философии, остальные были традиционалистскими последователями Аристотеля и картезианцами . [ 16 ] В состав гельмонтианцев входили оставшиеся парацельсанцы и те, кто близко к сердцу принял труды Яна Баптиста ван Гельмонта.
Он приехал в Англию в 1670 году, встретившись с королем Карлом II . [ 17 ] [ 18 ] Он находился с дипломатической миссией от имени Елизаветы Богемской, принцессы Палатинской . В это время он встретил Роберта Бойля , ведущего гельмонтийского химика. [ 19 ]
Благодаря своим отношениям в качестве врача с Анной Конвей, виконтессой Конвей , он начал посещать квакеров в 1675 году. собрания [ 20 ] Взамен он познакомил ее с каббалистической мыслью. Он проживал в старом Рэгли-холле с 1671 по 1679 год, когда она умерла. [ 21 ] Двадцать лет спустя он стал фигурой в « Китианском споре» — расколе, образовавшемся среди квакеров, в котором ван Гельмонт принял сторону Джорджа Кейта . отколовшегося [ 22 ] Кейт перевел «Две сотни запросов» ван Гельмонта в 1684 году; это был труд по спекулятивному богословию, написанный на латыни в одновременно опубликованной версии и анонимный до следующего года, и ван Гельмонт надеялся оказать влияние на веру квакеров, в то время еще пластичную и некодифицированную. Но он встретил серьёзное сопротивление со стороны Джорджа Фокса . [ 6 ] [ 23 ] [ 24 ] ван Гельмонта Кейт участвовал в написании «Парадоксальных бесед» 1685 года, но приложил все усилия, чтобы отрицать, что придерживается тех же взглядов. [ 25 ]
В «Каббалистическом диалоге» (первая латинская версия, 1677 г., на английском языке - 1682 г.) он выступил в защиту каббалистической метафизики. Он был тесно связан с Каббалой Денудата Розенрота. Диалог помещает материю и дух в континуум, описывая материю как «коалицию» монад . [ 26 ] [ 27 ] Существуют различные взгляды на эволюцию понятия «монада», которое Конвей и Ван Гельмонт разделяли с Лейбницем. Физик и философ Макс Бернхард Вайнштейн счел это разновидностью пандеизма . [ 28 ] В тот же период приписываемая работа Adumbratio Kabbalae Christianae , иногда включенная в «Каббала Денудата» как анонимное эссе, претендовала на то, чтобы быть трактатом по обращению евреев в христианство, но в равной степени служила введением в христианские каббалистические взгляды и идентификацией Адама. Кадмон Лурианской Каббалы со Христом. [ 29 ]
В последние годы своей жизни он находился в Германии и продолжал тесно сотрудничать с Лейбницем. Утверждалось, что Лейбниц, возможно, написал последнюю книгу, вышедшую под именем ван Гельмонта, « Quaedam praemeditatae et рассмотрениетае cogitationes super quattuor capita libri primi Moisis» (Амстердам, 1697 г.), переведенную на английский язык в 1701 г. как «Преднамеренные и взвешенные мысли» . главы Книги Бытия . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженсен, Уильям Б. (2004). «Ранее непризнанный портрет Джоан Баптист ван Гельмонт (1579–1644)» (PDF) . Амбикс . 51 (3): 263–268. дои : 10.1179/amb.2004.51.3.263 . S2CID 170689495 .
- ^ Биографический раздел в Кэролин Мерчант (1979). «Витализм Фрэнсиса Меркьюри ван Гельмонта: его влияние на Лейбница». Амбикс . 26 (3): 170–183. дои : 10.1179/amb.1979.26.3.170 . ПМИД 28521588 .
- ^ Кудерт, Эллисон П. (1995): Лейбниц и ван Гельмонт: хронологическая таблица, в: Лейбниц и Каббала. Международный архив истории идей № 142. Дордрехт: Kluwer pdf.
- ^ Ричард Попкин , изд. (1999). Пимлико История западной философии . Пимлико. п. 363. ИСБН 071266534X .
- ^ Лоуренс Э. Кляйн, изд. (1999). Шефтсбери: характеристики мужчин, манеры, мнения, времена . Издательство Кембриджского университета. п. 128. ИСБН 0521578922 .
- ^ Перейти обратно: а б Эллисон Кудерт (1976). «Спор между квакерами и каббалистами: реакция Джорджа Фокса на Фрэнсиса Меркьюри ван Гельмонта». Журнал институтов Варбурга и Курто . 39 : 171–189. дои : 10.2307/751137 . JSTOR 751137 .
- ^ Джонатан Исраэль (1995). Голландская республика: ее взлет, величие и падение 1477–1806 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 589. ИСБН 0198207344 .
- ^ Джон Маршалл (2006). Джон Локк, Толерантность и культура раннего Просвещения: религиозная нетерпимость и аргументы в пользу религиозной терпимости в Европе раннего Нового времени и эпохи «раннего Просвещения» . Издательство Кембриджского университета. п. 494. ИСБН 0521129575 .
- ^ Джонатан Исраэль (2001). Радикальное Просвещение . Издательство Оксфордского университета. стр. 170, 530. ISBN. 0191622877 .
- ^ Джонатан Ри (1999). Я вижу голос . Столичные книги. стр. 62 . ISBN 0805062548 .
- ^ Эллисон Кудерт (1999). Влияние каббалы в семнадцатом веке: жизнь и мысли Фрэнсиса Меркьюри Ван Гельмонта (1614–1698) . БРИЛЛ. п. 34. ISBN 9004098445 .
- ^ Рейнхарт, Макс (1992), «De Consolatione Philosophiae в Германии семнадцатого века: перевод и рецепция», в книге Хардина, Джеймса (редактор), « Теория перевода и перевода в Германии семнадцатого века» , Родопи, стр. 77–8.
- ^ Грейс Б. Шеррер (1938). «Фрэнсис Меркьюри ван Гельмонт: забытый вклад семнадцатого века в науку о языке». Обзор исследований английского языка . 14 (56): 420–427. дои : 10.1093/res/os-14.56.420 .
- ^ Джонатан Ри (1999). Я вижу голос . Столичные книги. стр. 76 . ISBN 0805062548 .
- ^ Эллисон Кудерт (1995). Лейбниц и Каббала . Спрингер. п. 6 . ISBN 0792331141 .
- ^ Антония ЛоЛордо (2007). Пьер Гассенди и рождение ранней современной философии . Издательство Кембриджского университета. п. 35 . ISBN 978-0521866132 .
- ^ Масонские цитаты Brothers . themasonictrowel.com
- ^ Марша Кейт Шухард (2002). Восстановление храма видения: каббалистическое масонство и культура Стюартов . БРИЛЛ. п. 677. ИСБН 9004124896 .
- ^ Эндрю Пайл , изд. (2000). «Ван Гельмонт, Франциск Меркурий». Словарь британских философов семнадцатого века . Континуум Томмеса. стр. 840–843. ISBN 1855067048 .
- ^ Энн Финч, виконтесса Конвей (1631–1678 или 79). Архивировано 20 июля 2011 года в Wayback Machine . Oregonstate.edu
- ^ Дэниел Гарбер, изд. (2003). Кембриджская история философии семнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 1416 . ISBN 0521537207 .
- ^ Эллисон Кудерт (1999). Влияние каббалы в семнадцатом веке: жизнь и мысли Фрэнсиса Меркьюри Ван Гельмонта (1614–1698) . БРИЛЛ. п. 241. ИСБН 9004098445 .
- ^ Барри Леви (1988). Квакеры и американская семья: британское поселение в долине Делавэр . Издательство Оксфордского университета. п. 164 . ISBN 0198021674 .
- ^ Сара Хаттон (2004). Энн Конвей: женщина-философ . Издательство Кембриджского университета. п. 206 . ISBN 0521109817 .
- ^ Эллисон Кудерт (1995). Лейбниц и Каббала . Спрингер. п. 164, примечание 129 . ISBN 0792331141 .
- ^ Эллисон Кудерт (1991). «Забытые способы познания». В Дональде Р. Келли, Ричарде Генри Попкине (ред.). Формы знания от Возрождения до Просвещения: От Возрождения к Просвещению . Спрингер. стр. 87–8. ISBN 9401054274 .
- ^ Би Джей Гиббонс (2001). Духовность и оккультизм: от Возрождения до современности . Психология Пресс. п. 22. ISBN 041524448X .
- ^ Макс Бернхард Вайнстен (1910). Взгляды на мир и жизнь, вытекающие из религии, философии и природы восприятия . п. 338 .
Точно так же, как он стоически рассматривает душу, он также, по сути, создал своего рода пандеизм, в котором предполагается, что Бог отличен от всех вещей, но не отделен и не отделен от всех вещей.
- ^ Шейла А. Спектор (2002). Божественные чудеса: развитие каббалистического мифа Блейка . Издательство Бакнеллского университета. п. 32. ISBN 0838754686 .
- ^ Гленн Александр Маги (2001). Гегель и герметическая традиция . Издательство Корнельского университета. п. 185 . ISBN 0801474507 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клаус Бернет (2005) Франциск Меркурий ван Гельмонт В Баутце, Трауготт. Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке) 25. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 586-597. ISBN 3-88309-332-7 . (на немецком языке, с полной библиографией, требуется подписка)
- Биография в Compossivel
- Избранные сочинения Франциска Меркурия ван Гельмонта, расшифрованные, отредактированные и представленные Доном Карром.
- Орио де Мигель, Бернардино (2024). Лейбниц и герметическая мысль. По поводу «Cogitationes in Genesim» Ф.М. ван Гельмонта . Мадрид: Проект Artits. ISBN 978-84-09-56596-2 .