Адам Борил
Адам Борил (2 ноября 1602 г. в Мидделбурге - 20 июня 1665 г. в Слотердейке, Амстердам ) был голландским богословом и исследователем иврита . Он был одним из основателей Амстердамского колледжа; Коллегиантов , еще часто называли борелистами [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и считалась небольшой сектой. Другими участниками Коллегиантов были Даниэль ван Брин , Мишель Куманс , Якоб Отто ван Халмаэль и меннонит Гален Абрахамс де Хаан .
Биография
[ редактировать ]Борель был рукоположен в голландскую реформатскую церковь , но откололся. В Ad legem et testimonium (1645) он обосновал позицию sola scriptura , согласно которой не следует признавать никакой другой религиозный авторитет, кроме Библии. [ 4 ] На него напали Иоганн Хорнбек ( Apologia pro ecclesia Christiana non aposticaa 1647) и Самуил Марезиус . [ 5 ]
В число соратников Бореля входили Питер Серрариус , его коллега -милленарий , Барух Спиноза , который переехал с Коллегиантами после исключения из еврейской общины Амстердама, и Генри Ольденбург , корреспондент. Борил был близок также к Джону Дьюри . Они были маргинальной группой, но считаются важными представителями «Третьей силы», пытающимися примирить религиозную ортодоксальность с научным скептицизмом . [ 6 ] В начале 1660-х годов коллегиантов стало труднее отличить от других движений квакеров , антитринитариев и социниан . [ 7 ] Адам Борил считается автором «Суперканделябра Люцерны» ( «Свет на подсвечнике» , 1663 г.), мистического текста, принятого как коллегами, так и квакерами. [ 8 ]
Интерес к иудаизму
[ редактировать ]Борил проявил пристальный интерес к иудаизму , работая с Менассией Бен Исраэлем и Иудой Леоном Темпло . Среди его проектов с последним были реконструкция Храма Соломона и издания Мишны . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эндрю Купер Фикс, Пророчество и разум: голландские коллеги в эпоху раннего Просвещения , Принстон: Princeton University Press, 1991, стр. 45
- ^ Маргарет Льюис Бейли, Милтон и Якоб Бёме , Исследование немецкого мистицизма в Англии семнадцатого века , Нью-Йорк: Haskell House, 1964 (впервые опубликовано в 1914 году), стр. 90
- ^ Адриан Коербах , Свет, сияющий в темных местах, для освещения основных вопросов теологии и религии , Мишель Вильма, изд. & trans., Leiden NLD: Brill, 2011 (первоначально опубликовано в Амстердаме, 1668 г.), стр. 12
- ^ Борнхойзер, Карл Бернхард
- ^ «ГАМЕО» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ Джонатан Исраэль , Голландская Республика (1995), стр. 587-591.
- ^ Израиль, с. 913
- ^ Уильям Сьюэл , История подъема, увеличения и прогресса христианского народа, называемого квакерами , третье издание, Филадельфия: Сэмюэл Кеймер, 1728 стр. 16
- ^ Дж. Т. Янг (1998), Вера, алхимия и натурфилософия: Иоганн Мориен, реформатский разведчик и Круг Хартлиба , стр. 47.
Источники
[ редактировать ]- Эрнестина Г.Е. ван дер Валл, « Без пристрастия ко всем людям»: Джон Дьюри о голландском гебраисте Адаме Бориле , стр. 145–150 в книге Дж. ван ден Берга и ЭГЕ ван ден дер Валля, ред., Еврейско-христианские отношения в Семнадцатый век, Лейден: Клювер, 1988.
- Эрнестина ван дер Волл, голландский гебраист Адам Борил и проект Мишны , LIAS 16. (1989) 239–63, онлайн-сканирование
- Роберт Илифф, Законодатель Иисуса Назарянина: защита христианства Адамом Борилом , в книге «Гетеродоксия, спинозизм и свободная мысль в Европе начала восемнадцатого века», С. Берти, Ф. Шарль-Добер и Р. Попкин, ред., (Kluwer: Амстердам) 1996, 375-96