картезианство
Часть серии о |
Рене Декарт |
---|
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Картезианство — это философская и научная система Рене Декарта и ее последующее развитие другими мыслителями семнадцатого века, в первую очередь Франсуа Пулленом де ла Барром , Николя Мальбраншем и Барухом Спинозой . [1] Декарта часто считают первым мыслителем, который подчеркивал использование разума для развития естественных наук . [2] Для него философия была системой мышления, воплощающей в себе все знания. [3]
Аристотеля и Св. Августина Работы повлияли на аргумент cogito Декарта . [4] [ не удалось пройти проверку ] [5] Кроме того, существует сходство между работой Декарта и публикацией шотландского философа Джорджа Кэмпбелла 1776 года под названием «Философия риторики» . [6] В своих «Размышлениях о первой философии» он пишет: «Но что же тогда я? Вещь, которая думает. Что такое вещь, которая думает? Это вещь, которая сомневается, понимает, [мыслит], утверждает, отрицает, желает, отказывается, что также воображает и чувствует». [7]
Картезианцы рассматривают разум как нечто совершенно отдельное от телесного тела. Считается, что ощущения и восприятие реальности являются источником неправды и иллюзий, а единственные надежные истины, которые можно иметь в существовании метафизического разума. Такой разум, возможно, может взаимодействовать с физическим телом, но он не существует ни в теле, ни даже в том же физическом плане, что и тело. Вопрос о том, как взаимодействуют разум и тело, будет постоянной трудностью для Декарта и его последователей, поскольку разные картезианцы дают разные ответы. [8] По этому поводу Декарт писал: «Из всего этого мы должны заключить, что те вещи, которые мы представляем себе ясно и отчетливо как различные субстанции, как мы считаем разум и тело, в действительности являются субстанциями, существенно отличными друг от друга; и это завершение Шестого размышления». [7] Следовательно, мы можем видеть, что, хотя разум и тело действительно разделены, поскольку они могут быть отделены друг от друга, но, постулирует Декарт, разум представляет собой целое, неотделимое от самого себя, в то время как тело может в некоторой степени отделяться от самого себя. , например, когда кто-то теряет руку или ногу.
Онтология
[ редактировать ]Декарт считал, что все существование состоит из трех отдельных субстанций, каждая из которых имеет свою сущность: [8]
- материя, обладающая протяженностью в трех измерениях
- ум, обладающий застенчивой мыслью
- Бог, обладающий необходимым существованием
Эпистемология
[ редактировать ]Декарт выдвинул вопрос о том, как можно получить надежное знание ( эпистемологию ), на передний план философских исследований. Многие считают, что это самое продолжительное влияние Декарта на историю философии. [9]
Картезианство является формой рационализма , поскольку оно утверждает, что научное знание может быть получено априори из « врожденных идей » посредством дедуктивного рассуждения . Таким образом, картезианство противоположно как аристотелизму, так и эмпиризму с их упором на чувственный опыт как источник всего познания мира. [8]
По мнению Декарта, способность к дедуктивному разуму предоставлена Богом, и поэтому ей можно доверять, потому что Бог не обманет нас. [8] [10] [11]
Географическое рассредоточение
[ редактировать ]В Нидерландах , где Декарт долгое время жил, картезианство было доктриной, популярной в основном среди университетских профессоров и преподавателей. В Германии влияние этой доктрины не было существенным, и последователи картезианства в немецкоязычных приграничных регионах между этими странами (например, ятроматематик Иво Гаукс из Восточной Фризии) часто предпочитали публиковать свои работы в Нидерландах. Во Франции он был очень популярен и приобрел влияние также среди янсенистов, таких как Антуан Арно , хотя и там, как и в Италии, ему стала противостоять церковь. В Италии доктрина не получила распространения, вероятно, после того, как работы Декарта были внесены в Index Librorum Prohibitorum в 1663 году. [12]
В Англии по религиозным и другим причинам картезианство не получило широкого распространения. [12] Хотя Генри Мора изначально привлекала эта доктрина, его собственное меняющееся отношение к Декарту отражало отношение страны: «быстрое принятие, серьезное исследование с накапливающейся двойственностью, окончательное отвержение». [13]
Критика
[ редактировать ]По мнению римско-католического философа Жака Маритена , Декарт устранил различие между ангельским и человеческим разумом, как если бы люди были ангелами, населяющими машины, - позиция, которую Маритен высмеивал как «ангелизм». [14] По мнению Фомы Аквинского , ангелы способны мгновенно получать знания, не опосредованные человеческими чувствами. [15] (Декарт, со своей стороны, отверг размышления Фомы Аквинского о познании ангелов как «неумелые». [16] ) Интерпретация Маритена — лишь одна из многих интерпретаций взглядов Декарта на взаимоотношения тела и души, а некоторые интерпретации вместо этого изображают Декарта, например, схоластически-аристотелевским гиломорфистом или даже скрытым материалистом. [14] Этьен Жильсон ответил Маритену, сказав, что если Декарт и совершил грех ангелизма, то это не был « первородный грех », но первыми его совершили Платон , Святой Августин , Авиценна и даже Библия . [16] Джон Кроу Рэнсом назвал обвинение Маритена в ангелизме «фантазией». [17] По мнению К. Ф. Фаулера, Декарт явно отрицал тождество человеческого разума и ангелов, но иногда использовал язык таким образом, что был уязвим для противоположной интерпретации. [16]
Известные картезианцы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Декартова система координат
- Дуализм разума и тела
- Размышления о первой философии
- Ментализм (психология)
- Симулизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карта 1911 г. , с. 414.
- ^ Грошхольц, Эмили (1991). Декартовский метод и проблема редукции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-824250-6 .
на области математики и физики Но современные дебаты имеют тенденцию... понимать [картезианский метод] просто как «метод сомнения»... Я хочу определить метод Декарта в более широких терминах... проследить его влияние также . как метафизика .
- ^ Декарт, Рене; Переводчик Джон Вейч. «Письмо автора французскому переводчику «Начал философии», служащее предисловием» . Проверено 18 августа 2013 г.
{{cite web}}
:|author2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Штеуп, Матиас (2018), «Эпистемология» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, заархивировано из оригинала 22 сентября 2019 г. , получено 17 апреля 2019 г.
- ^ Менн, Стивен (2002). Декарт и Августин . Издательство Кембриджского университета. п. 6. ISBN 0521012848 .
На первый взгляд философия Декарта во многом схожа с мыслью Августина. Действительно, мы знаем нескольких людей, которые при жизни Декарта были достаточно поражены этими сходствами, чтобы привлечь к ним внимание Декарта... Во-первых, чтобы мы могли начать с наиболее очевидных вещей, я спрашиваю вас, являетесь ли вы сами существовать. Боитесь ли вы, что вас обманут в этом допросе, ведь вас уж точно нельзя обмануть, если вы не существуете?
- ^ «BBC Radio 4 — В наше время Cogito Ergo Sum» . Би-би-си . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Декарт, Рене (1996). Размышления о первой философии (PDF) . Интернет-энциклопедия философии. п. 10.
- ^ Jump up to: а б с д «Картезианство | философия» . Британская энциклопедия . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Ри, Джонатан (1991). Краткая энциклопедия западной философии и философов . Лондон: Рутледж. п. 78. ИСБН 0415078830 .
- ^ Ри, Джонатан (1991). Краткая энциклопедия западной философии и философов . Лондон: Рутледж. п. 75. ИСБН 0415078830 .
- ^ Келли, Энтони (2006). Расцвет современной философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 123. ИСБН 9780198752769 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Коплстон, Фредерик Чарльз (2003). История философии, Том 4 . Континуум Интернэшнл. п. 174. ИСБН 978-0-8264-6898-7 .
- ^ Леннон, Томас М.; Джон М. Николас; Джон Уитни Дэвис (1982). Проблемы картезианства . McGill-Queen's Press. п. 4. ISBN 978-0-7735-1000-5 .
- ^ Jump up to: а б Лохорст, Герт-Ян (зима 2021 г.). «Декарт и шишковидная железа, § 2.4: Тело и душа» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Ким, Кортни Гест (14 октября 2021 г.). « Три реформатора: Лютер, Декарт, Руссо Жака Маритена: обзор» . catholicreads.com . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Фаулер, К.Ф. (1999). Декарт о человеческой душе: философия и требования христианского учения . Международный архив истории идей. Полет. 60. Дордрехт; Бостон: Kluwer Academic Publishers . стр. 156–160. дои : 10.1007/978-94-011-4804-7 . ISBN 0792354737 . OCLC 40043673 .
- ^ Рэнсом, Джон Кроу (январь 1946 г.). «Ангелы Декарта: Мечта Декарта Жака Маритена». Обзор Севани . 54 (1): 153–156 (155). JSTOR 27537665 .
- ^ Кристофолини, Пол; « Кампайя, Томас » в Биографическом словаре итальянцев - Том 17 (1974), Istituto della Enciclopedia Italiana . Проверено 30 сентября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Франциск Булье, История картезианской философии (2 тома) Париж: Дюран 1854 г. (перепечатка: BiblioBazaar 2010).
- Кэрд, Эдвард (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 414–426. Здесь содержится подробный обзор принципов картезианской философии.
- Эдуард Ян Дейкстерхейс, Декарт и голландское картезианство. Исследования и документы Париж: PUF 1951.
- Гаррод, Рафаэль; Марр, Александр, ред. (2020). Декарт и «Ингениум»: воплощенная душа в картезианстве . Исследования Брилла по интеллектуальной истории. Том. 323. Лейден : Издательство Brill . ISBN 978-90-04-43761-6 . ISSN 0920-8607 .
- Тэд М. Шмальц (редактор), Приемы Декарта. Картезианство и антикартезианство в Европе раннего Нового времени Нью-Йорк: Routledge 2005.
- Ричард А. Уотсон, Падение картезианства 1673–1712 гг. Исследование эпистемологических проблем картезианства конца 17 века. Гаага: Мартинус Нийхофф, 1966.