Йоханнес Клауберг
Йоханнес Клауберг | |
---|---|
Рожденный | 24 февраля 1622 г. |
Умер | 31 января 1665 г. |
Эра | Философия 17 века |
Область | Западная философия |
Школа | картезианство [1] |
Иоганнес Клауберг (24 февраля 1622 — 31 января 1665) — немецкий теолог и философ . Клауберг был ректором-основателем первого Дуйсбургского университета , где он преподавал с 1655 по 1665 год. Он известен как «схоластический картезианец».
Биография
[ редактировать ]Он родился в Золингене и получил образование в рамках аристотелевской традиции в Кёльне, Мёрсе и Бремене, затем в Гронингене , где он открыл то, что стало называться реформированным вариантом аристотелизма. Свои первые диспуты он дал в Гронингене под руководством Тобиаса Андреа. В студенческие годы был написан его первый трактат по метафизике: Elementa philosophiae sive Ontosophia (1647). Путешествуя по Франции и Англии, он приехал изучать картезианскую философию у Иоганна де Рея в Лейдене . В 1649 году он стал профессором философии и теологии в Херборне , но впоследствии (1651 год), вследствие ревности коллег, принял приглашение на аналогичную должность в Дуйсбурге. [2]
Клауберг был одним из первых учителей новых доктрин в Германии и точным и методичным комментатором произведений своего учителя. Его теория связи души и тела в некотором отношении аналогична теории Мальбранша ; но поэтому его не следует считать истинным предшественником окказионализма , поскольку он использует Случай в качестве стимула, который непосредственно вызывает ментальный феномен, не постулируя вмешательства Бога. [2] [3] его взгляд на отношение Бога к своим творениям предвосхищает пантеизм Спинозы Считается, что . Все создания существуют только благодаря непрерывной творческой энергии Божественного Существа и не более независимы от его воли, чем наши мысли независимы от нас, или, вернее, в меньшей степени, ибо есть мысли, которые навязываются нам, хотим мы этого или нет. [2]
Метафизика, в концепции Клауберга, изучает не бытие (ens), а умопостигаемое, как самый общий предмет интеллекта ( ens cogitabile ). Высшим понятием является не бытие, а предмет вообще, известный интеллекту. Для метафизики Клауберг предложил названия онтософия или онтология , причем последнее впоследствии было принято Вольфом . [2] В пролегоменах к своим «Элементам философии или онтософиям» (1647 г.) Клауберг говорит:
Поскольку наука о Боге называет себя теософией или теологией, то, казалось бы, уместно было бы назвать онтософией или онтологией ту науку, которая занимается не тем или иным бытием, в отличие от других в силу своего особого имени или свойств, а бытием. в общем.
Этьен Жильсон пишет: [4]
При нынешнем состоянии исторических знаний этот текст можно считать свидетельством о рождении онтологии как науки, задуманной по образцу теологии, но радикально отличной от нее, поскольку бытие как бытие рассматривается там как безразличное ко всем ее мыслимым определениям. . «Существует, — говорит Клауберг, — определенная наука, которая рассматривает бытие постольку, поскольку оно есть бытие, то есть постольку, поскольку оно понимается как имеющее определенную общую природу или степень бытия, степень, которую можно найти как в телесном, так и в бестелесном мире. в существах, в Боге и в тварях, в каждом отдельном существе по его собственному образцу». Позже Лейбниц похвалит Клауберга за такое предприятие, но будет сожалеть, что оно не оказалось более успешным. Само слово «онтология» встречается по крайней мере один раз в недатированном фрагменте Лейбница. [5] и можно ожидать, что он случайно встретится позже в различных местах, но только в 1729 году он наконец вступает в свои права с «Онтологией» Кристиана Вольфа».
Клауберг умер в Дуйсбурге и похоронен в городском соборе.
Работает
[ редактировать ]Собрание его философских сочинений было опубликовано в Амстердаме (1691 г.) с жизнью Х. К. Хеннина; см. также Целлер Э. , История немецкой философии со времен Лейбница (1873). [2]
- Практический богословский дискурс о сознании , Гронинген, 1646 г.
- [реквизит], Тобиас Андреа [предварительно], Тессаракас философских тезисов по логике из других дисциплин, с которыми их обычно путают из-за различия (Гронинген, 1646), 4 стр.
- Элементы философии или Онтософии. Первая наука, касающаяся тех вещей, которые обычно приписывают Богу и Его созданиям, делится на четыре части , из которых I. Пролегомены, в которых показана причина завершения этой науки; II. Дидактический, сам ним. Онтософия, или первая и католическая наука о дидактическом методе, включалась очень кратко; III. Об использовании этой науки во всех других способностях и науках; IV. Диакритика об отличии этой науки от других дисциплин и особенно теологии и логики, с которыми ее обычно путают. Разработанные как мера благодати божественного присутствия претендента и с целью отговорить Докторов от продолжения или исправления этих попыток, решения были объявлены публичным законом (Гронинген, 1647 г.).
- Defensio Cartesiana adversus Iacobum Revius ... et Cyriacum Lentulus, первая экзотерическая часть, в которой подтверждается диссертация Ренато Декарта о методе и в то же время представлены прославленные примеры картезианской логики и философии (Амстердам, 1652 г.).
- Старая и новая логика в четырех частях, одновременно представляющая метод поиска и передачи истины в Бытии и простой ее анализ (первое издание, Амстердам, 1654 г.; второе издание, Амстердам, 1658 г.; третье издание, Зульцбах). , 1685); Идеал картезианской логики или способ философствования, при котором... в некоторых случаях истина нового введения в придворную философию тратится на немногих. Этюд Пауля Михаэля Регениуса (Лейпциг, 1689 г.).
- Посвящение философа, или картезианское сомнение, открывающее путь к метафизической уверенности (Лейден, 1655).
- О познании Бога и самих себя, насколько оно может быть получено в свете естественного разума, согласно истинной философии, сто упражнений (Дуйсбург, 1656).
- По мнению Йохана Клаубергенса, рассуждая, человечество понимает, судит и запоминает вещи. Перевод с латыни (Амстердам, 1657 г.).
- Парафраз в книге Р. Декарта Meditationes de prima Philosophia (Дуйсбург, 1658 г.).
- Новая «Онтософия», которая обычно адаптирована для студентов, изучающих метафизику, теологию, юриспруденцию и филологию, особенно немецкого языка. Добавлена «Логика контракта» и то, что из нее демонстрируется, «Немецкая орфография» (Дуйсбург, 1660 г.); Metaphysica de ente, точнее, Ontosophia... Третье издание (Амстердам, 1664 г.); Онтософия, которую обычно называют метафизикой, иллюстрируется постоянными заметками в использовании студентами философии и теологии Иоганн. Генрих Швейцарии приложена внизу . Сокращенная логика Клауберги (Тигури, 1694 г.)
- Этимологическое искусство германцев вышло из истоков философии, т. е. способа открытия происхождения и значения германских слов; с примерами многих из этих Vernunft , Dryen, Außspruch и предварительно продемонстрированными правилами, созданными на их основе (Дуйсбург, 1663). [6]
- Физика, в которой объясняются сила и природа телесных вещей... (Амстердам, 1664 г.); Продиктованная частная физика, то есть физические договоры или положения физики, постоянно поясняемые в комментариях (Франкфурт, 1681 г.; Лейпциг, 1689 г.).
- [настоящее время], Chilias thesium ad philosophiam naturalem pertinium... для обсуждения в Дуйсбургской академии (Гронинген, 1668 г.).
- Разница между картезианской и другой философией, обычной в школах (Гронинген, 1680 г.).
- Все философские труды , изд. Йоханнес Теодор Шальбрух, 2 тт. (Амстердам, 1691 г.); перепечатка Хильдесхайм, Георг Олмс, 1968.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коплстон, Фредерик Чарльз (2003). История философии, Том 4 . Континуум Интернэшнл. п. 174. ИСБН 978-0-8264-6898-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Клауберг, Иоганн ». Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 462. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ См. Х. Мюллер, Й. Клауберг и его место в картезианстве .
- ^ В L'être et l'essence . Париж, Врин, 1948 (английское издание: «Бытие и некоторые философы» , Торонто, Папский институт средневековых исследований, 1952), с. 112.
- ^ Луи Кутюра , Opuscules et фрагменты неотредактированного Лейбница (Париж, 1903), стр. 512.
- ↑ Эта работа была переиздана Иоганном Георгом фон Экхартом в его издании « Готфрид Вильгельм Лейбниц Collectanea Etymologica» (1717), стр. 182–254.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барду, Жан-Кристоф. Йоханнес Клауберг , Стивен Надлер (редактор), «Спутник ранней современной философии» , Молден: Блэквелл, 2002, стр. 140–151.
- Савини, Массимилиано. Йоханнес Клауберг, Декартовский метод и онтология , Париж: Врин, 2011.
- Тео Вербек (ред.). Йоханнес Клауберг (1622–1665) и картезианская философия в семнадцатом веке , Дордрехт: Kluwer, 1999.