Jump to content

Елизавета Пфальцская

Принцесса Элизабет
Принцесса-аббатиса Херфордского аббатства
Царствование 29 марта 1667 г. - 11 февраля 1680 г.
Предшественник Элизабет Луиза Юлиана Пфальц-Цвайбрюккен
Преемник Принцесса Элизабет Альбертина Ангальт-Дессау
Рожденный ( 1618-12-26 ) 26 декабря 1618 г.
Гейдельберг , Пфальцский электорат , Священная Римская империя
Умер 11 февраля 1680 г. (11 февраля 1680 г.) (61 год)
Императорское аббатство Херфорд , Священная Римская империя
Похороны
Херфордское аббатство
Дом Пфальц кипящий
Отец Фридрих V, курфюрст Палатин
Мать Элизабет Стюарт
Религия Кальвинист

Елизавета Пфальцская ( нем . Элизабет фон дер Пфальц ; 26 декабря 1618 — 11 февраля 1680), также известная как Элизабет Богемская ( Элизабет фон Бёмен ), принцесса Элизабет Пфальцская или принцесса-аббатиса Херфордского аббатства , была старшей дочь Фридриха V, курфюрста Палатина (который недолгое время был королем Богемии ) и Елизаветы Стюарт . Элизабет Пфальцская была философом, наиболее известным благодаря своей переписке с Рене Декартом . [1] Она критиковала дуалистическую метафизику Декарта , и ее работы предвосхитили метафизические проблемы более поздних философов. [2] [3]

Элизабет Богемия-Пфальц в 12 лет из «Сестры принца Руперта» Э. Годфри. Судя по тексту, оригинальная картина, на которой основана эта фотография, была написана Каспаром Барленсом и находится в Херфордском музее.
Элизабет в 12 лет.

Элизабет Зиммерн ван Палландт родилась 26 декабря 1618 года в Гейдельберге . [1] [4] Она была третьей из тринадцати детей и старшей дочерью Фридриха V, курфюрста Палатина , и Елизаветы Стюарт , дочери Якова VI Шотландии и I Англии и сестры Карла I. [1]

Большая часть ранней жизни Элизабет, за исключением ее семейных отношений, неизвестна. [5] После недолгого и неудачного правления в Богемии родители Елизаветы были вынуждены покинуть страну в Нидерландах в 1620 году. [2] [6] Элизабет осталась со своей бабушкой Луизой Юлианой Нассау в Гейдельберге, прежде чем переехать в Нидерланды в возрасте девяти лет. [5] [6]

Элизабет имела разностороннее образование, изучая философию, астрономию, математику, юриспруденцию, историю, современные и классические языки. [4] [6] Братья и сестры прозвали ее «Ла Грек» («Гречанка») из-за ее навыков владения древним языком. [2] [6]

Элизабет также изучала изобразительное искусство, включая живопись, музыку и танцы. [1] Возможно, ее наставником был Константин Гюйгенс . [1]

В 1633 году Елизавета получила предложение руки и сердца от Владислава IV Васы , короля Польши. [4] [5] Брак был бы полезен для состояния Палатинов, но король был католиком, и Элизабет отказалась отказаться от своей протестантской веры, чтобы облегчить брак. [4] [5]

Эдвард Рейнольдс посвятил свой «Трактат о страстях и способностях души человека» (1640 г.). Элизабет [1] Хотя точный контекст посвящения неизвестен, оно предполагает, что Элизабет видела черновик работы. [1]

В 1642 году Элизабет прочитала «Размышления Декарта о первой философии» . [7]

В 1646 году брат Елизаветы Филипп убил человека на дуэли. [7] Элизабет отправили к семье в Германию, где она пыталась заинтересовать профессоров работами Декарта. [7]

В 1660 году Елизавета поступила в лютеранский монастырь в Херфорде , а в 1667 году стала настоятельницей монастыря. [1] Хотя монастырь был лютеранским, Элизабет была кальвинисткой . [8] Хотя предыдущая настоятельница (двоюродная сестра Елизаветы) также была кальвинисткой, эта разница в вере вызвала некоторое первоначальное недоверие. [8]

В качестве настоятельницы она руководила монастырем, а также управляла окружающей общиной, насчитывающей 7000 человек. [9] Пока Елизавета была настоятельницей, монастырь стал для людей убежищем от религиозных преследований, и она приветствовала более маргинальные религиозные секты, в том числе лабадистов . [1] [9] Когда Роберта Барклая отец Дэвид был заключен в тюрьму, Элизабет вмешалась и помогла его освободить. [10]

Элизабет умерла 12 февраля 1680 года. [8] Она была похоронена в церкви аббатства Херфорд. [8]

Переписка

[ редактировать ]
Элизабет Богемия-Пфальц с охотничьим копьем из «Сестры принца Руперта» Э. Годфри. Судя по тексту, оригинальная картина, на основе которой основана эта фотография, находится в Бодлианской Оксфордской библиотеке в школе Хонтхорст.
Элизабет-охотница.

На протяжении своих взрослых лет Элизабет переписывалась со многими известными интеллектуалами своего времени. [11]

К 1639 году Элизабет вела переписку с Анной Марией ван Шурман , ученой женщиной, прозванной голландской Минервой . [11] [12] В одном из первых писем ван Шурман предложил Элизабет рекомендации относительно того, какие предметы изучать, аргументируя это тем, что история полезна. [11]

Переписка Элизабет с Декартом началась в 1643 году и продолжалась до его смерти в начале 1650 года. [1] По ее просьбе Декарт стал ее учителем по философии и морали, а в 1644 году посвятил ей свои «Начала» . [11] Декарт очень уважал интеллект Елизаветы и дорожил своей перепиской с ней.

Многие письма Декарта к Элизабет были опубликованы в томах его переписки под редакцией Клода Клерселье , но Элизабет отклонила просьбу опубликовать свою точку зрения. [1] Переписка со стороны Элизабет была впервые опубликована в 1879 году Луи-Александром Фуше де Карелем после того, как его предупредил о ее существовании продавец антикварных книг Фредерик Мюллер, который нашел пачку писем в Розендале. [1] [13]

Элизабет также переписывалась со многими видными квакерами , включая Роберта Барклая и Уильяма Пенна . [1]

В английском календаре государственных газет есть письма, написанные ею и ей по политическим и финансовым вопросам. [1]

Братья и сестры

  1. Генри Фредерик, потомственный принц Пфальца (1614–1629); утонул
  2. Карл I Людовик, курфюрст Палатин (1617–1680); женился на Шарлотте Гессен-Кассельской , имел проблемы, включая Элизабет Шарлотту, принцессу Палатину , герцогиню Орлеанскую; У Марии Луизы фон Дегенфельд была проблема; У Элизабет Холландер фон Бернау была проблема
  3. Елизавета Пфальцская (1618–1680), героиня этой статьи, была третьим ребенком.
  4. Руперт, граф Палатин Рейнский (1619–1682); было двое внебрачных детей
  5. Морис Пфальцский (1620–1652)
  6. Луиза Олландин Пфальцская (18 апреля 1622 г. - 11 февраля 1709 г.)
  7. Луи (21 августа 1624 г. - 24 декабря 1624 г.)
  8. Эдвард, граф Палатин Зиммернский (1625–1663); женился на Анне Гонзага , имел проблемы
  9. Генриетта Мария Пфальцская (7 июля 1626 г. - 18 сентября 1651 г.); вышла замуж за Сигизмунда Ракоци, брата принца Трансильвании , 16 июня 1651 года.
  10. Джон Филип Фредерик Пфальцский Фредерик (26 сентября 1627 - 16 февраля 1650 г.) [14] ); Также сообщается, что он родился 15 сентября 1629 г.
  11. Шарлотта Пфальцская (19 декабря 1628 - 14 января 1631)
  12. София, Электрица Ганноверская (14 октября 1630 г. - 8 июня 1714 г.); вышла замуж за Эрнеста Августа, курфюрста Ганновера , имела проблемы, в том числе с королем Великобритании Георгом I. Многие другие королевские семьи являются потомками Софии. София была близка к восхождению на британский престол, но умерла за два месяца до королевы Анны .
  13. Густав Адольф Пфальцский (14 января 1632-1641)

Вклад в философию: Декарт и другие выдающиеся деятели.

[ редактировать ]

Элизабет познакомилась с Декартом во время одного из его визитов в Гаагу . [15] Декарт посетил Гаагу, чтобы встретиться с некоторыми из ведущих интеллектуальных деятелей Голландии, которые могли бы поддержать его философию. Гаага часто была местом встречи с другими влиятельными и влиятельными людьми. Пока Декарт рассказывал о своих идеях, Элизабет внимательно слушала и очень заинтересовалась мыслями Декарта о разуме и теле. После его визита ему сказали, что Элизабет очень заинтересовалась его работой. Декарт был польщён и сказал окружающим, что хотел бы поближе узнать принцессу. Декарт совершил очередной визит в Гаагу и намеревался завести разговор с Елизаветой, хотя этот разговор по каким-то причинам не состоялся.

Элизабет Богемии-Пфальца из «Сестры принца Руперта» Э. Годфри. Судя по тексту, оригинал картины, на основе которой снято это фото, был написан Джерардом Хонтхорстом и висит в Национальной галерее.
Портрет Элизабет из Национальной галереи.

Элизабет, узнав о неудачной попытке Декарта поговорить с ней, написала Декарту письмо. В этом письме от 16 мая 1643 года Элизабет пишет: «Скажите мне, пожалуйста, как душа человека (будучи лишь мыслящей субстанцией) может определять телесные духи и тем самым вызывать волевые действия». [16] Элизабет ставит под сомнение идею Декарта о дуализме и о том, как душа и тело могут взаимодействовать. Элизабет задавалась вопросом, как что-то нематериальное (идея разума Декарта) может двигать что-то материальное (тело). Она предлагает три способа «перемещения» чего-либо: посредством самодвижения, внешнего движения или движения, определяемого свойствами чего-то, толкающего это. Первый и второй варианты требуют физического контакта, а третий вариант требует расширения. Если разум не является частью физического мира, то он не может ни с чем вступать в физический контакт, то есть разум не может взаимодействовать с телом. По мнению Декарта, физическое взаимодействие возможно только посредством расширения, но, поскольку Декарт считает, что разум лишен этого свойства, это делает взаимодействие невозможным, исключая и третий вариант. [5] На письмо Элизабет Декарт ответил ответом, что об этом взаимодействии не следует думать как между двумя телами и что это такой вид союза, который существует между двумя качествами тяжести и тел. [16]

Элизабет не удовлетворила этот ответ, поэтому она снова написала Декарту. В этом письме от 20 июня 1643 года Элизабет пишет, что она не может «понять идею, посредством которой мы должны судить о том, как душа (непротяженная и нематериальная) способна двигать тело, то есть ту идею, посредством которой вы имеете возможность в другой раз понял тяжесть... И я признаю, что мне было бы легче признать материю и протяженность разума, чем мне было бы признать способность перемещать тело и перемещаться им к нематериальной вещи». [16] Джэгвон Ким называет это первым причинным аргументом в пользу доктрины физикализма в философии сознания. [17] В другом письме Элизабет Декарту от 1 июля 1643 года Элизабет соглашается с Декартом в том, что наши чувства являются свидетельством того, что душа действительно движет телом, а тело движет душой, но что это взаимодействие ничему не учит нас о том, как это происходит. [16] В переписке Элизабет с Декартом мы видим, что Элизабет предполагает, что Декарт действительно имеет представление о том, как взаимодействуют душа и тело, и просит разъяснить, как душа это делает. [1] На самом деле Декарт не имел точного объяснения того, как это происходит, а просто предполагал, что душа обладает такой способностью. Эта конкретная переписка между Декартом и Элизабет закончилась этим письмом от 1 июля.

Переписка возобновилась, но через два года. В этой переписке Элизабет и Декарт обсуждают болезнь, от которой Элизабет перенесла летом 1645 года. [1] Декарт пишет Элизабет, что, по его мнению, ее симптомы вызваны печалью. Это вполне могло быть правдой, поскольку брат Элизабет, Филипп, бросил вызов семейному поклоннику, а затем публично нанес ему ножевое ранение, что вызвало общественную реакцию. [1] Это причинило Элизабет много беспокойства и беспокойства. Первоначально Элизабет планировала, что письма будут частными, и у нее не сохранилось философских работ. Это делает ее место в истории философии сложным и предметом дискуссий. [5] Это конкретное соответствие между Элизабет и Декартом часто игнорируется многими историками, поскольку они считают его незначительным, но некоторые считают его влиятельным, поскольку Декарт и Элизабет, кажется, говорят о « страстях души », как говорил Декарт. их. Некоторые историки отмечали, что Элизабет могла бы стать самостоятельным философом, если бы не отсутствие систематического изложения ее философской позиции. [1]

Помимо Декарта, Элизабет вела переписку со многими другими, в том числе с пресвитерианским и пуританским божественным Эдвардом Рейнольдсом и различными квакерами. Среди них наиболее заметными были Николас Мальбранш , Готфрид Вильгельм Лейбниц , Роберт Барклай и Уильям Пенн . Хотя казалось, что они преследовали цель обратить ее в свою веру, Элизабет, казалось, была сосредоточена на интеллектуальном интересе к их идеалам и убеждениям. [1] Она также какое-то время вела переписку с «голландской Минервой» Анной Марией ван Шурман , которая поощряла Элизабет продолжать свои исследования в области истории , физики и астрономии . Хотя их переписка не была обширной, Ван Шурман был наставником Элизабет и руководил ее научными исследованиями. Ее очень уважала и почитала принцесса Елизавета. Элизабет часто просила ее совета по новым темам и предметам изучения. Ван Шурман взял на себя инициативу и высказал Элизабет свое мнение о новых открытиях своего времени. Областью, в которой они, казалось, расходились, была, по их мнению, Декарт. Элизабет была заинтригована новой картезианской философией и захотела узнать о ней больше. Ван Шурман, однако, решительно опроверг эту идею, когда Элизабет спросила о ней, вместо этого защищая схоластическую традиционную точку зрения. Как бы она ни уважала Ван Шурмана, это не помешало Элизабет продолжать интересоваться Декартом и его доктриной. Было высказано предположение, что переписка Элизабет и глубокая связь с Декартом фактически положили конец ее общению с Ван Шурманом. [18]

Вклад в феминистскую историю философии

[ редактировать ]

Элизабет Богемская была ключевым персонажем в феминистской истории философии. [19] [20] Она привлекла внимание как выдающаяся женщина-мыслитель, а также своей практической ролью в развитии женщин-ученых 17 века. Ученые-феминистки изучают ее переписку и жизнь, чтобы понять ограничения, налагаемые на женщин-мыслителей 17 века. Некоторые ученые приводят Элизабет как пример того, как философские представления о женщинах-философах исключили их из философского канона. [21] Для ученых-феминисток ее переписка с Декартом представляет собой пример ценности включения женщин в канон. Некоторые утверждают, что переписка Элизабет с Декартом помогает ученым-феминисткам по-новому взглянуть на то, как женщины должны быть включены в философский канон. [2] Ученые-феминистки обеспокоены тем, как пол Элизабет повлиял на ее философию. Многие полагают, что Элизабет остро осознавала ограниченность своего пола. Один ученый утверждает, что здоровье и женственность Элизабет повлияли на ее интерес к влиянию нематериальной души на материальное тело. [22] Влияние Элизабет также распространяется на развитие других женщин-мыслителей 17 века. Она использовала свой суд в изгнании в Гааге, чтобы создать сеть женщин-учёных. Ее сеть представляла собой пространство, где женщины могли заниматься философскими исследованиями посредством переписки. Включая Элизабет, в сеть входили Анна Мария ван Шурман , Мари де Гурне и леди Ранела . [10]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Шапиро, Л. (2013). «Елизавета, принцесса Богемии» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Броуд, Жаклин (2002). Женщины-философы XVII века . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780511487125 . OCLC   56208440 .
  3. ^ Крейг, Эдвард (1998). Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9780415073103 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Ласкано, Марси (январь 2015 г.). Кембриджский Декартовский лексикон . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 234–237. дои : 10.1017/CBO9780511894695.092 . ISBN  9780511894695 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элизабет, графиня Палатин (2007). Переписка принцессы Елизаветы Богемской и Рене Декарта . Шапиро, Лиза. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226204413 . OCLC   184842234 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Кэрролл, Шон (10 мая 2016 г.). Большая картина: о происхождении жизни, ее смысла и самой Вселенной . Пингвин. ISBN  9780698409767 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Гарбер, Дэниел (1998). Кембриджская история философии семнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521537216 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Голдстоун, Нэнси (10 апреля 2018 г.). Дочери Зимней королевы: четыре замечательные сестры, чешская корона и непреходящее наследие Марии, королевы Шотландии . Маленький, Браун. ISBN  9780316387880 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Грейлинг, AC (01 марта 2016 г.). Эпоха гениев: семнадцатый век и рождение современного разума . Издательство Блумсбери США. ISBN  9781620403457 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Росс, Сара Гвинет (16 августа 2013 г.). «Республика женщин: переосмысление республики писем в семнадцатом веке Кэрол Пал (обзор)» . Журнал междисциплинарной истории . 44 (2): 258–259. дои : 10.1162/JINH_r_00546 . ISSN   1530-9169 . S2CID   142257464 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Дейк, Сюзанна ван; Несбитт, Джо (2004). Я слышал о вас: писания иностранных женщин, пересекающих голландскую границу: от Сафо до Сельмы Лагерлёф . Издательство Верлорен. ISBN  9065507523 .
  12. ^ Ларсен, Энн Р. (14 апреля 2016 г.). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Рутледж. ISBN  9781317180708 .
  13. ^ Родис-Льюис, Женевьева (1999). Декарт: Его жизнь и мысли . Издательство Корнелльского университета. п. 221 . ISBN  0801486270 . Элизабет Декарт Фуше де Карей.
  14. ^ Оман, Карола (1938), Элизабет Богемская , Лондон: Hodder and Stoughton Limited
  15. ^ Най, А. (1999). Принцесса и философ: письма Елизаветы Палатинской Рене Декарту. Лэнхэм, Мэриленд: издательство Rowman and Littlefield Publishers
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Шапиро, Л. (2008). Принцесса Елизавета и Декарт: Союз души и тела и философская практика. Британский журнал истории психологии, 7 (3), 503–520.
  17. ^ Ким, Дж. (2009). «Ментальная причинность». Маклафлин Б., Беккерманн А. и Уолтер С. (ред.), Оксфордский справочник по философии разума (стр. 31). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  18. ^ Ван Дейк, С. и Несбитт, Дж. (2004) Я слышал о вас: Писание иностранных женщин, пересекающих голландскую границу: от Сафо до Сельмы Лагерлофф . Дания. Издательство Верлорен.
  19. ^ Аланен, Лилли; Витт, Шарлотта (2004). Феминистские размышления об истории философии . Дордрехт; Бостон: Академическое издательство Kluwer. ISBN  9781402024894 .
  20. ^ Витт, Шарлотта; Шапиро, Лиза (2017). «Феминистская история философии». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2017 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  21. ^ О'Нил, Эйлин (1997). «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Исчезающие чернила: женщины-философы раннего Нового времени и их судьба в истории». В Курани, Джанет А. (ред.). Философия феминистским голосом . стр. 17–62. дои : 10.1515/9781400822324.17 . ISBN  9781400822324 .
  22. ^ Дочери Гипатии: полторы тысячи лет женщины-философы . Макалистер, Линда Л. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 1996. ISBN  9780253210609 . OCLC   33357980 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
[ редактировать ]
Царственные титулы
Предшественник Принцесса-аббатиса Херфорда
1667–1680
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce3e3f9fcdc9a4529ee00c034f0ee142__1721488800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/42/ce3e3f9fcdc9a4529ee00c034f0ee142.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elisabeth of the Palatinate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)