Страсти души
Часть серии о |
Рене Декарт |
---|
![]() |
В своем последнем философском трактате « Страсти души » ( фр . Les Passions de l'âme ), завершенном в 1649 году и посвященном принцессе Елизавете Богемской , Рене Декарт вносит свой вклад в давнюю традицию философских исследований природы « страстей ». ". Страсти — это переживания, которые период обычно называют эмоциями в современный , которые были предметом споров среди философов и теологов со времен Платона .
Известными предшественниками Декарта, которые сформулировали свои собственные теории страстей, являются Св. Августин , Св. Фома Аквинский и Фома Гоббс .
Происхождение и организация текста
[ редактировать ]Истоки книги
[ редактировать ]
В 1643 году Декарт начал плодотворную письменную переписку с принцессой Елизаветой Богемской , в которой отвечал на ее моральные вопросы, особенно о природе счастья , страстей и этики . «Страсти души» были написаны как синтез этого обмена.
Амели Рорти утверждает, что исследование страстей, присутствующих в творчестве Декарта, играет важную роль в иллюстрации развития восприятия когнитивного разума в западном обществе. Согласно ее статье «От страстей к эмоциям и чувствам», необходимость Декарта примирить влияние страстей на разумных существ в других отношениях знаменует собой четкую точку в развитии человеческой самооценки, параллельно со все более рациональным научным методом. [1]
Связь между моральной философией и наукой
[ редактировать ]В условиях развития научной мысли XVII века, отходившей от идеи космоса в пользу открытой Вселенной, руководимой нерушимыми законами природы (см. Александр Койре ), действия человека уже не зависели от понимания порядка и механизма. вселенной (как это было в философии греков ), а вместо этого на понимании основных механизмов природы.
Именно в этом контексте Декарт хотел говорить о страстях не как о моралисте и не с психологической точки зрения, а как о методе исследования фундаментального аспекта естествознания . «Моя цель состоит не в том, чтобы объяснять страсти как оратор, — писал он в письме своему редактору от 14 августа 1649 года, — и даже не как философ, а только как физик». При этом Декарт порвал не только с аристотелевской традицией (согласно которой движения тела возникают в душе), но и со стоической и христианской традициями, определявшими страсти как болезни души и предписывавшими их рассматриваться как таковое. [2] Декарт, таким образом, утверждал, что страсти «все по своей сути хороши и что все, что нам следует избегать, — это злоупотребление ими или их избыток» (статья 211). [3]
В контексте механистического взгляда на жизнь, набиравшего популярность в науке XVII века, Декарт воспринимал тело как автономную машину, способную двигаться независимо от души. Именно на основе этого физиологического восприятия тела Декарт развил свои теории о страстях души. Раньше считавшиеся аномалией страсти стали естественным явлением, требующим научного объяснения.
Понятие страсти
[ редактировать ]Трактат основан на философии, развитой Декартом в его предыдущих работах, особенно на различении тела и души: душа мыслит ( res cogitans ), но бестелесна, тогда как тело физическое ( res extensa ), но не мыслит и определяется прежде всего его формой и движением. Это то, что известно как картезианский дуализм . В «Страстях » Декарт далее исследует эту загадочную дихотомию разума и тела.
Страсти, как их понимал Декарт, примерно соответствуют чувствам, которые сейчас называются эмоциями, но между ними существует несколько важных различий. Их принцип состоит в том, что страсти, как следует из этимологии этого слова, по своей природе являются страданием и переживанием и, следовательно, являются результатом внешней причины, действующей на субъекта. [4] Напротив, современная психология считает эмоции ощущением, которое возникает внутри субъекта и, следовательно, производится самим субъектом.
В «Страстях души » Декарт определяет страсти как «восприятия, ощущения или волнения души, которые мы особенно относим к душе и которые вызываются, поддерживаются и усиливаются каким-либо движением духов» (ст. 27). [5] «Духи», упомянутые в этом определении, — это «животные духи», понятие, центральное для понимания физиологии Декарта. Эти духи действуют аналогично нервной системе современной медицины . Декарт объясняет, что эти духи животных вырабатываются в крови и отвечают за физическую стимуляцию, заставляющую тело двигаться. Например, воздействуя на мышцы, духи животных «движут телом всеми возможными способами» ( «Страсти души » , ст. 10). [6]
Декарт не отвергает страстей в принципе; вместо этого он подчеркивает их благотворную роль в человеческом существовании. Он утверждает, что людям следует работать над тем, чтобы лучше понимать свои функции, чтобы контролировать их, а не быть под их контролем. Таким образом, «даже те, кто обладает самой слабой душой, могли бы приобрести абсолютную власть над всеми своими страстями, если бы они достаточно усердно работали над их обучением и руководством» (статья 50). [7]
Организация трактата
[ редактировать ]Организация « Страстей » Декарта показательна для философии автора. Применяя свой знаменитый метод к моральной философии, Декарт представил проблему душевных страстей в терминах ее простейших целостных составляющих. Он различает шесть принципиально различных страстей:
Но простых и основных страстей не так много... вы легко увидите, что их всего шесть: чудо, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Все остальные либо состоят из некоторых из этих шести, либо являются их разновидностью. Итак, я помогу вам разобраться в великом множестве страстей, рассматривая шесть основных страстей отдельно, а затем показав, как из них вытекают все остальные.
—Декарт, Страсти души , статья 69.
Именно с этих шести основных страстей ( удивление , любовь , ненависть , желание , радость и печаль ) Декарт начинает свое исследование их физиологических эффектов и их влияния на поведение человека. Затем он объединяет шесть страстей, чтобы создать целостную картину страстей.
Сама работа разделена на три части под названием:
- Страсти вообще и, между прочим, вся природа человека;
- Число и порядок страстей и объяснение шести основных страстей;
- Особые страсти.
Далее работа разделена на три большие части на 212 коротких статей, длина которых редко превышает несколько абзацев.
Философские проблемы
[ редактировать ]
Статус предмета
[ редактировать ]По словам Мишеля Мейера, «Страсти» — одна из самых важных опубликованных работ Декарта. [8] Декарт написал трактат в ответ на острую философскую тревогу, но при этом он рисковал разрушить всю свою предыдущую работу и картезианскую систему.
Проблема возникает из-за того, что страсти, неразрывно основанные на человеческой природе, угрожают господству мыслящего субъекта, на котором Декарт основывал свою философскую систему, особенно в «Рассуждении о методе» . Декарт сделал мыслящий субъект основой объективной уверенности в своем знаменитом высказывании: «Я мыслю, следовательно, существую». Именно на этой системе он основал возможность познания и понимания мира. Допуская, что страсти могут нарушить процесс рассуждения внутри человека, он допустил в этом доказательстве внутреннюю ошибку – и если человек был вынужден усомниться в истинности своих собственных восприятий, на чем он мог бы основывать свое понимание мира природы? ?
Кроме того, еще одним различием между работами Декарта по физике и работами о человеческой природе, которые можно найти в «Страстях», является их связь с аристотелевской телеологией . [9] Хотя Декарт выступает против существования конечной причины в физике, характер его работы по изучению происхождения и функций желаний в человеческой душе требует существования конечной цели, к которой стремится человек.
Отношения между телом и духом
[ редактировать ]Проблема трактата « Страсти» — это также проблема картезианского дуализма . В первой части своего труда Декарт размышляет о взаимоотношениях мыслящей субстанции и тела. Единственным связующим звеном между этими двумя субстанциями для Декарта является шишковидная железа (ст. 31), место прикрепления души к телу.
Страсти, которые изучает Декарт, в действительности являются действиями тела на душу (ст. 25). Душа терпит влияние тела и всецело подвержена влиянию страстей. В соответствии с тем, как Декарт объясняет человеческое тело, духи животных стимулируют шишковидную железу и вызывают множество беспокойств (или сильных эмоций) в душе.
Сочетание страстей
[ редактировать ]Страсти нападают на душу и заставляют тело совершать неподобающие поступки. Поэтому Декарту было необходимо изучить во второй части своего трактата особые действия каждой отдельной страсти и способы ее проявления. Изучение страстей позволяет лучше понять и объяснить эти элементы, которые в противном случае могли бы нарушить способность человека к рациональному мышлению.
В то же время необходимо оценить и современность Декарта. Даже обрисовывая страсти и их последствия, он никогда не выдвигает всеобъемлющего запрета на них как на фатальные человеческие недостатки, которых следует избегать любой ценой. Он признает их неотъемлемым аспектом человечества, а не отклонением. При этом роль страстей в теле немаловажна. Декарт указывает, что их надо обуздать, чтобы познать, что хорошо, а что плохо для тела, а значит, и для личности (ст. 211 и 212).
Таким образом, большая часть работы посвящена перечислению страстей и их последствий. Он начинает с шести основных страстей, а затем касается конкретных страстей, возникающих в результате их сочетания. Например, презрение и уважение — две страсти, происходящие от основной страсти восхищения (ст. 150). Страсть, которую Декарт больше всего ценил, — это щедрость за то положительное влияние, которое она оказывает на личность (ст. 153).
Контролируя страсти
[ редактировать ]По Декарту, ничто не может быть более разрушительным для души и, следовательно, для мыслительного процесса, который является ее основной функцией (статья 17), чем тело (статья 2). Он утверждал, что страсти сами по себе не вредны. Однако, чтобы защитить независимость мыслей и гарантировать человеку понимание действительности, он указывал, что необходимо познать страсти и научиться контролировать их, чтобы найти им наилучшее применение. Поэтому также необходимо, чтобы человек стремился овладеть разделением, существующим между телесным телом и разумом.
Влияние Страстей души
[ редактировать ]В своем исследовании популярных современных заблуждений о философии Декарта Лилли Аланен утверждает, что Гилберт Райл , автор книги «Концепция разума» (1949), обычно ассоциируется с современным применением философии Декарта, изложенной в «Страстях» . [10] По словам Аланена, Райл описывает настоящего человека как « призрака в машине », полностью отделяющего физическое тело от метафизического «разума», который фактически заключает в себе также и дух. Аланен утверждает, что эта философия больше похожа на философию Платона , в то время как философия Декарта остается более тесно связанной с Аристотелем. Путаница, которая так тесно связывает Райла с Декартом, возникает из-за запутанной смеси метафор; Декарт и его современники концептуализировали разум как вещь физических (хотя и немыслимых) пропорций, что позволяло проводить различие между «внутренним» и «внешним» чувством. Это связано с « Дискурсом » Декарта , который вывел знание и понимание внешних реалий на основе внутренней уверенности.
См. также
[ редактировать ]- Страсти (философия)
- Теория воздухоплавания
- Рассуждение о методе
- Проблема разума и тела
- Неявное познание
- Принципы философии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Амели Оксенберг Рорти, «От страстей к эмоциям и чувствам», Philosophy 57.220 (апрель 1982 г.): 159–172.
- ^ См. Аристотель и О душе.
- ^ Декарт, Рене. Страсти души . Перевод Джонатана Беннета. Октябрь 2010 г. [1] .
- ^ От латинского passio , что означает «страдание».
- ^ Декарт, Рене. Страсти души . Перевод Джонатана Беннета. Октябрь 2010 г. [2] .
- ^ Декарт, Рене. Страсти души . Перевод Джонатана Беннета. Октябрь 2010 г. [3] .
- ^ Декарт, Рене. Страсти души . Перевод Джонатана Беннета. Октябрь 2010 г. [4] .
- ↑ Согласно Мишелю Мейеру в его предисловии к «Les Passions de l'âme» , Рене Декарт LGF, сб. «Поче», Париж, 1990, с. 5.
- ^ Роберт Рети, «Учение о природе и природе человека в « Страстях Декарта »», 53.3 (март 2000 г.): 657–683.
- ^ Лилли Аланен, «Дуализм Декарта и философия разума», Revue de Métaphysical et de Morale 94e. Год нет. 3 (июль – сентябрь 1989 г.): 391–395.