Jump to content

Квакеры в Европе

Движение квакеров зародилось в Англии в 17 веке. В этот ранний период небольшие группы квакеров были основаны в различных местах Европы (например, см. статью Стивена Криспа ). Квакеры в Европе за пределами Великобритании и Ирландии не очень многочисленны (2023 г.), хотя новые группы возникли в бывшем Советском Союзе и странах-преемниках. Безусловно, самая крупная национальная группа квакеров в Европе находится в Великобритании. По состоянию на 2017 год в Европе насчитывалось около 32 100 квакеров (друзей). [ 1 ]

По стране

[ редактировать ]

) собрании присутствовало 380 Друзей В 2017 году в Албании на одном евангелическом ( гурнейском . [ 1 ]

Бельгия и Люксембург

[ редактировать ]

Собрания квакеров проводятся в Брюсселе и Люксембурге , а также время от времени в Антверпене и Генте . Первая встреча бизнеса состоялась в Брюсселе в марте 1975 года. [ 2 ] По состоянию на 2017 год на объединенном Ежемесячном собрании присутствовало 106 Друзей. [ 1 ]

Квакерский совет по европейским делам

[ редактировать ]

Совет квакеров по европейским делам (QCEA) — это международная некоммерческая организация, целью которой является продвижение ценностей и политических интересов Религиозного общества друзей (квакеров) на европейском уровне. Он проводит исследования и пропаганду в области миростроительства и политики в области прав человека, особенно в отношении Европейского Союза и Совета Европы. Основанная в 1979 году квакерами, работавшими в европейских институтах, она базируется в Брюсселе, Бельгия, и зарегистрирована в соответствии с бельгийским законодательством.

Квакерский дом Брюссель

[ редактировать ]

Дом Квакера, расположенный на площади Амбиорикс в Брюсселе, был приобретен вскоре после основания QCEA. Квакерский дом в Брюсселе служит главным домом собраний квакеров Бельгии и Люксембурга. Само здание, построенное в 1890-х годах архитектором Жоржем Хобе, представляет собой хорошо сохранившийся образец архитектуры в стиле модерн и имеет статус охраняемого наследия.

Британия

[ редактировать ]

насчитывалось 23 067 квакеров В 2017 году в Соединенном Королевстве . [ 1 ] В Великобритании существует 70 региональных собраний и 470 местных собраний . Подавляющее большинство британских квакеров посещают собрания незапланированного богослужения .

Известные британские квакеры: См.: Список британских квакеров.

Хорватия

[ редактировать ]

В 2017 году в Хорватии было 50 друзей-евангелистов ( гурнейцев ). [ 1 ]

В 2017 году на одном Годовом собрании присутствовало 30 датских Друзей. [ 1 ]

Финляндия

[ редактировать ]

В 2017 году на одном Годовом собрании присутствовало 30 финских Друзей. [ 1 ]

Среди известных французских квакеров: Фердинанд Барлоу , Стивен Грелле и Жанна Генриетта Луи .

В 2017 году во Франции состоялось одно Годовое собрание, в котором приняли участие 160 Друзей. [ 1 ]

Германия

[ редактировать ]

Среди известных немецких квакеров: Элизабет Абегг , Аннот , Джон Уильям Герард де Брам , Ганс Эйнштейн , Карл Герман , Джон Теодор Мерц , Марчелло Пирани и Герхарт фон Шульце-Гаверниц .

Ежегодное собрание Германии проводится как для Германии, так и для Австрии . В 2017 году на собрании присутствовало 453 Друзей. [ 1 ]

присутствовало 4012 венгерских друзей . По состоянию на 2017 год на двух собраниях, включая одно евангелическое ( гурнейское ) собрание, [ 1 ]

Ирландия

[ редактировать ]

В 2017 году в Ирландии было 2046 Друзей. Помимо основного Годового собрания Ирландии , есть одно евангелическое собрание. [ 1 ]

Среди известных итальянских квакеров: Пьер Чезаре Бори .

По состоянию на 2017 год в Италии было всего 16 Друзей на двух встречах, одна из которых проходила в Риме . [ 1 ]

Нидерланды

[ редактировать ]

Семнадцатый век

[ редактировать ]

Квакеры впервые прибыли в Нидерланды в 1655 году, когда племянник Уильяма Эймса и Маргарет Фелл , Уильям Катон , поселился в Амстердаме . Квакеры рассматривали Нидерланды как убежище от преследований в Англии, и они считали, что имеют родство с голландскими коллегами и меннонитами , которые искали убежища в стране. Однако квакеры по-прежнему сталкивались с преследованиями, подобными тем, от которых они надеялись спастись в Англии. Однако это не помешало началу проповеднических туров, и в 1661 году Эймс и Катон посетили Палатин Рейнского графства и встретились с Карлом I Людовиком, курфюрстом Палатином в Гейдельберге.

Уильям Пенн , основатель квакеров Пенсильвании , имел материнскую связь с Нидерландами и посетил их в 1671 году. Он вернулся в 1677 году с Джорджем Фоксом и Робертом Барклаем и в замке Уолта, их религиозной общине в Вивверде во Фрисландии , безуспешно пытался обратить придерживались схожих взглядов Лабадисты с квакерством. Мужчины также отправились по Рейну во Франкфурт в сопровождении амстердамского квакера Яна Клауса, который был их переводчиком. Его брат, Джейкоб Клаус, перевел и опубликовал на голландском языке книги квакеров, а позже создал карту Филадельфии .

восемнадцатый век

[ редактировать ]

Привлекательность жизни, свободной от преследований в Новом Свете, привела к постепенной миграции голландских квакеров. Английским квакерам в Роттердаме было разрешено без ограничений перевозить людей и грузы на кораблях в английские колонии, и на протяжении 18 века многие голландские квакеры эмигрировали в Пенсильванию. В 1710 году в Амстердаме проживало около 500 семей квакеров, но к 1797 году в городе осталось только семь квакеров. Изабелла Мария Гауда (1745–1832), внучка Яна Клауса, заботилась о молитвенном доме на Кайзерсграхте , но вскоре после этого была выселена.

Присутствие квакеров исчезло из жизни Нидерландов к началу 1800-х годов, пока оно не появилось вновь в 1920-х годах, когда в 1931 году было основано Годовое собрание Нидерландов.

Среди известных голландских квакеров: Кес Буке , Ян Клаус , Ян де Хартог и Уильям Сьюэл .

Сегодняшний день

[ редактировать ]

В 2017 году на одном Годовом собрании присутствовало 115 голландских друзей. [ 1 ]

Норвегия

[ редактировать ]

В Норвегии существует яркая история квакерства. В отличие от многих других европейских стран, общины квакеров пережили миграцию и преследования на протяжении более трехсот лет. Годовое собрание Норвегии проводит встречи в Бергене , Бё в Телемарке , Кристиансанде , Фарсуне , Мандале , Осло , Ставангере и Тронхейме .

По состоянию на 2017 год на Годовом собрании Норвегии присутствовало 200 Друзей. [ 1 ]

Раннее начало

[ редактировать ]

Квакеры впервые посетили Норвегию в 1650-х годах, когда квакерская вера была еще в зачаточном состоянии. в 1666 году корабль Британские квакеры зафиксировали застрявший в Бергене , который депортировал квакеров в британские колонии. Лоуренс Фуллав, один из квакеров на борту корабля, сообщает, что любопытным жителям Бергена раздавались брошюры. В том же 1666 году был опубликован первый квакерский трактат на датском и норвежском языках: « Послание Господа ко всем людям, исповедующим свою веру в Бога» Джона Хиггина. [ 3 ]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

Общество друзей в Норвегии было основано в 1814 году, при этом наибольшая концентрация квакеров проживала в Ставангере и его окрестностях . В 1819 году брак квакеров Кнута и Анны Халворсен был признан и им было разрешено проживать в Норвегии. Другим названным квакерам было разрешено жить в районе Ставангера норвежскими королевскими указами 1826 и 1828 годов при условии, что они будут сообщать властям о рождениях, смертях и браках и не будут заниматься прозелитизмом. За это время двое квакеров, Элиас Тастад и Кнут Халворсен, были привлечены к ответственности за то, что похоронили умерших членов своей семьи в неосвященной земле. Во время массовой миграции норвежцев в Америку в 1825 году численность норвежских квакеров в стране сократилась на треть.

В 1846 году Общество друзей стало первым официально зарегистрированным и легальным религиозным обществом за пределами государственной церкви Норвегии. Лишь в 1956 году методистов аналогичным образом были зарегистрированы и другие группы (общество и ламмеров). На протяжении 1840-х годов на норвежских квакеров действовал Закон о несогласных (1845 г.), который был призван удерживать инакомыслящие группы в небольших, изолированных группах норвежского общества. Несмотря на это, квакерство продолжало распространяться, и новые молитвенные дома были построены в Квинесдале , Сауде , Рольдале , Скьольде и Тромсё в 1840-х годах . По данным переписи 1865 года, квакеры все еще были относительно небольшим населением и насчитывали 473 человека.

Во второй половине девятнадцатого века квакеры были очень активны в норвежском движении за мир, что угрожало их статусу как организации. После наполеоновских войн в Норвегии сохранялась воинская повинность. [ 4 ] и ряд норвежских квакеров были наказаны за отказ от военной службы по убеждениям . Одного из первых зарегистрированных норвежских квакеров, отказывающихся от военной службы по убеждениям, Сорена Олсена, в 1848 году три дня избивали плетьми. [ 5 ] В качестве более широкого протеста в 1898 году секретарь собрания в Ставангере отказался сообщить местным властям имена квакерских призывников.

В 1898 году Норвежское общество друзей стало частной религиозной организацией, а это означало, что на организацию больше не распространялся закон об инакомыслящих. Общество приняло новых членов и смогло продолжать проводить похороны и бракосочетания.

Двадцатый век

[ редактировать ]

В 1909 году группа норвежских Друзей посетила Лондонское Годовое собрание, а в 1920 году несколько норвежских Друзей посетили первую всемирную конференцию Друзей. Свидетельства о мире вызвали новое движение по сбору пожертвований и проведение кампаний в Норвегии, которое продолжается и по сей день. В 1937 году Оле Олден основал периодическое издание «Квекерен» , выходившее в скандинавских странах.

Во время Второй мировой войны ряд норвежских квакеров, в том числе Олден и Лунд, были заключены в тюрьму оккупационными немецкими войсками за работу по сопротивлению. Лунд принимала активное участие в норвежском подпольном движении, защищая норвежских евреев и беженцев, а в 1947 году она стала первым членом группы поклонения Осло, ставшим квакером. Позже Олден был номинирован на Нобелевскую премию мира 1957 года . Школа Линдгров была основана Норвежскими друзьями в 1959 году, внося идеи в национальную политику, касающуюся обучения и работы как аспектов ухода за людьми с ограниченными возможностями обучения. было учреждено Ежемесячное собрание В 1975 году в Кристиансанде .

Известные квакеры

[ редактировать ]

Среди известных норвежских квакеров — Элиза М. Боулдинг , Асбьёрн Клостер и Сигрид Хеллисен Лунд .

Квакеры прибыли в Польшу в межвоенный период (1918-1939), чтобы оказать гуманитарную помощь вновь обретшей независимость стране .

По состоянию на 2017 год насчитывалось всего 20 польских друзей, разделенных на 3 небольших собрания. [ 1 ]

По состоянию на 2017 год в Румынии насчитывалось 920 квакеров, большинство из которых принадлежали к евангелической ( гурнейской ) ветви квакерства. [ 1 ]

Квакерские собрания проводятся еженедельно в Москве (Ежемесячное собрание) и по договоренности в Санкт-Петербурге . По состоянию на 2017 год в России было 26 Друзей. [ 1 ]

История квакерства в России долгая и разнообразная, с многочисленными отсылками и неясными связями с британским квакерством на протяжении всей российской истории.

Первое квакерство и преследования

[ редактировать ]

Первая связь квакеров с Россией произошла в 1656 году, когда британский квакер Джордж Фокс направил послание московскому царю Алексею Михайловичу . В 1697 году Петр Великий в составе Великого посольства посетил Англию , где ему были вручены «Апология» Барклая и другие квакерские произведения. [ 6 ] Питер встречался с Уильямом Пенном и посещал богослужения, находясь в Англии. Несмотря на эти первоначальные связи, во второй половине XVII века в России имя «квакер» было одним из множества уничижительных терминов для религиозных людей, бросавших вызов земным силам во имя личного опыта божественного. Записи показывают, что квакеры подвергались судебному преследованию в России еще в 1689 году. [ 6 ] На протяжении восемнадцатого века религиозных инакомыслящих, которых называли «девицами-квакерами», за свои убеждения ссылали в Сибирь. [ 7 ] В 1779 году « Церковный словарь » перечислил «квакеров» как «не что иное, как толпы невменяемых людей и одержимых энтузиастов». [ 8 ]

Дальнейшие официальные контакты квакеров с Россией произошли в 1760-х годах, когда императрица Екатерина II обратилась к врачу, чтобы сделать себе и своему сыну прививку от оспы. Кэтрин обратилась к врачу-квакеру Томасу Димсдейлу, который впоследствии был отозван в Россию для прививки внукам Кэтрин.

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

Когда царь Александр I посетил Англию в 1814 году как один из победителей наполеоновской Франции ; квакеры искали правителя, как и Петра I. Евангелическая вера Александра не отличалась от веры тогдашних Друзей: он «принял их тепло, молился с ними, «полностью соглашался» с их мирным свидетельством и посещал собрания для поклонения. ". Он также пригласил Друзей посетить его Империю, а впоследствии приветствовал гостей-квакеров, в частности Уильяма Аллена, который работал в России над продвижением образования и тюремной реформы и путешествовал среди многих инакомыслящих религиозных групп на юге России. В 1817 году российское правительство пожелало осушить болота под Санкт-Петербургом , и Александр направил в Общество друзей в Британии просьбу о подходящем специалисте. Квакеры Дэниел Уиллер и его семья откликнулись на этот призыв; они потратили около тридцати лет на освоение земель под Санкт-Петербургом и внедрение современных методов ведения сельского хозяйства. Жена Дэниела Джейн Уиллер умерла в России в 1832 году, а ее дочь - в 1837 году. В знак признания заслуг Уилеров имперское правительство предоставило им навечно землю, на которой были похоронены мертвые: квакерское могильник все еще существует в Шушары , недалеко от города.

миссию, В 1854 году Британские друзья направили к императору Николаю I пытаясь, но безуспешно, предотвратить Крымскую войну . Позже они работали с великим писателем и пацифистом Львом Толстым и его последователями. Невестка Толстого стала членом Общества.

Важным аспектом сотрудничества квакеров с Россией, начавшегося в это время, была война и помощь голодающим, впервые осуществленная в Великом княжестве Финляндском в России в 1850-х годах. Это стало основным направлением работы, и британские и американские Друзья оказали значительную помощь во время Волжского голода 1890-х годов. [ 9 ]

Культура девятнадцатого века

[ редактировать ]

Образ пиетиста, «доброго квакера», задержался в русском культурном воображении вплоть до XIX века и стал особенно заметен во второй половине правления Александра I , когда император все больше увлекался мистицизмом. Взгляд на «доброго квакера» ознаменовал религиозное пробуждение, полностью проявившееся в русском мартинизме , усиленное развитие оно нашло в 1820-х годах. [ 10 ]

Онегин, главный герой романа Александра Пушкина 1823 года «Евгений Онегин», называет квакеров одним из множества социальных обличий, которые он может принять:

«Он наконец-то стал ручным и мягким?» / Или он следует своим старым наклонностям / И по-прежнему играет в чудаков? / Молитесь, кого теперь он представляет? / Будет ли он Мельмотом или Чайльд-Гарольдом, / Или как одетый квакер, / Кажется фанатиком - патриотом - / Космополитом - или кем? [ 11 ]

У Николая Лескова была тетя-английская квакерша, которая воспитывала его до шестнадцати лет. [ 12 ] Академики отмечают, что позднее принятие Лесковым русского православия было отмечено отчетливой рационалистической этикой, которую можно отнести к его раннему квакерству. [ 13 ] [ 14 ]

Двадцатый век

[ редактировать ]

Во время и после Первой мировой войны , революций и Гражданской войны в России квакеры работали с беженцами и другими жертвами неурожаев, войн и переселений, создавая центры питания, больницы, детские приюты, школы и надомные предприятия. Пожалуй, самым известным примером работы квакеров по оказанию помощи в России было участие «Друзей» в международной реакции на голод 1921 года . Только в этом году Британские и Американские Друзья накормили 212 000 человек. [ 9 ] [ 15 ]

Небольшой квакерский офис, созданный в Москве в связи с этой деятельностью, сумел сохранить сотрудничество с новыми советскими властями в области здравоохранения на протяжении 1920-х годов и просуществовал до 1931 года. Он стал последним представителем какой-либо западной религиозной организации в Москве, как Сталин. усилил контроль над Советским Союзом . [ 15 ]

Замечательные графические записи этого периода сохранились в виде зарисовок, сделанных в 1923 году Ричардом Килби из Уэллса-следующего-Морского собрания, когда он и его брат Эрнест работали по оказанию помощи на юго-востоке России, в городе Бузулук . На одном из эскизов показано, как команда квакеров возвращается на санях в штаб-квартиру квакерского подразделения. Через дорогу находилась клиника по борьбе с малярией, в здании со следами недавних боев между красными и белыми частями во время Гражданской войны. [ 16 ]

При Сталине Друзья могли совершать официальные визиты в Советский Союз в 1930, 1948 и 1949 годах; в остальном контакты ограничивались несколькими необычными и энергичными личностями. После Второй мировой войны , начиная с 1950 года, Комитет британских друзей Восток-Запад и Комитет обслуживания американских друзей пытались расширить связи, с некоторым успехом, особенно при Хрущеве . С наступлением перестройки контакты стали проще. [ 15 ]

Нынешнее (2015 г.) Московское Ежемесячное собрание возникло из небольшой местной группы, которая начала собираться в Москве по принципу «Друзья» в конце 1980-х годов. В 1983 году российский историк Татьяна Павлова вступила в контакт с британскими квакерами. В течение следующих нескольких лет случайные посещения и богослужения постепенно превратились в группу прославления, первоначально размещавшуюся в квартире Татьяны. [ 15 ] После распада Советского Союза собрание переросло ее дом; он переехал в подвал русской православной церкви, затем в школу, в помещение Дома друзей в Москве и, в конечном итоге, в более крупные и общественные помещения. Сейчас (2015 г.) это крупнейшая квакерская группа в России. [ 15 ]

Распад Советского Союза и огромные трудности, которые пережил российский народ в 1990-е годы, поставили западных друзей перед новыми вызовами. Московские представители Quaker Peace and Service (Великобритания) были повторно назначены в 1991 году, а в 1992 году Тихоокеанское годовое собрание (США) попросило представителей рассмотреть отношения с Россией. Несколько лет спустя Годовое собрание Друзей Аляски начало пастырские визиты к своим этническим братьям и сестрам в Восточной Сибири , а Американские Друзья приняли участие в программе материальной помощи экуменических Аляскинских Друзей Чукотки . Дом Друзей Москвы открылся 1 января 1996 года.

Среди известных российских квакеров: Николай Лесков и Татьяна Павлова (историк Российской академии наук ). [ 17 ]

В 2017 году в двух группах поклонения насчитывалось 50 сербских квакеров, одна из которых находилась в Белграде . [ 1 ]

Как и во всех скандинавских странах, поселения квакеров в Швеции существовали с 1660-х по 1800-е годы. Известно, что в XIX веке в Швеции существовали небольшие группы Друзей под опекой Норвежского Годового Собрания. Однако они были запрещены шведским правительством в девятнадцатом веке как альтернатива государственной церкви ( Шведской церкви ). Годовое собрание Швеции возникло спонтанно из небольшой группы прославления, которая собиралась во время Первой мировой войны . В 1937 году ряд шведских квакеров (в том числе Эмилия Норлинд ) сформировали Годовое собрание Швеции, которое было признано правительством как независимое религиозное общество вне государственной церкви. С 1956 года у Шведских друзей есть собственный Дом собраний в Стокгольме под названием «Квакаргорден». Примерно в семидесяти километрах к северу от Стокгольма, сельский район Свартбекен используется для деловых встреч, ретритов и детских летних лагерей. Samfundsrådet, общее деловое собрание, собирается два раза в год для ведения бизнеса между ежегодными собраниями. [ 18 ]

Среди известных шведских квакеров — Эмилия Фогельклу , Жанна Отердал , Элин Вегнер , Пер Сундберг (св.) и Гуннар Сундберг (св.) .

В 2017 году на Ежегодном собрании в Швеции присутствовало 130 Друзей. [ 1 ]

Швейцария

[ редактировать ]

Швейцарские квакеры проводят ежемесячные собрания в Женеве , и имеются записи о квакерских собраниях в Цюрихе , Базеле , Берне , Биле /Бьене, Невшателе , Лозанне , Монтрё и Романсхорне .

Собрания квакеров в Швейцарии начались с людей, обнаруживших близость к духовным поискам и идеалам квакеров. Они встретились благодаря своему участию в мире и примирении, отказе от военной службы по соображениям совести и службе, и, что не менее важно, в Движении государственной службы, основанном Пьером Серезолем в начале 1920-х годов. Некоторые из них побывали в квакерском центре в Вудбруке , в Бирмингеме , и впоследствии были приняты в качестве индивидуальных членов Лондонского Годового Собрания . Швейцарские квакеры провели свое первое ежегодное собрание в Берне в 1934 году и продолжали собираться ежегодно под эгидой Лондонского годового собрания, от авторитета которого они зависели при приеме новых членов. В 1938 г. они получили право принимать своих членов, а в ноябре 1939 г. были признаны Региональным собранием. Независимое Годовое собрание Швейцарии возникло в 1947 году. [ 19 ]

Среди известных швейцарских квакеров: Пьер Серезол , Адольф Ферьер , Эдмон Прива , Элизабет Роттен и Теофил Вальдмайер .

в Швейцарии присутствовал 181 Друзья В 2017 году на Ежегодном собрании . [ 1 ]

было всего 10 Друзей В 2017 году в Украине , разделенных на 3 встречи, одна из которых проходила в Киеве . [ 1 ]

Панъевропейская организация квакеров

[ редактировать ]

Межконтинентальная организация сыграла центральную роль в распространении и утверждении квакерства. Первые квакеры активно общались и распространяли квакерские материалы, что привело к тому, что в семнадцатом веке в значительном количестве европейских стран присутствовали квакеры, хотя и в небольшом количестве.

В 1693 году Уильям Пенн написал эссе, озаглавленное « На пути к настоящему и будущему миру в Европе посредством учреждения европейского парламента, парламента или поместья» . В этом раннем трактате Пенн писал:

  • Мир в Европе можно поддерживать путем формирования Суверенного парламента европейских государств, который будет коллективно решать споры и объединяться как одна сила в обеспечении исполнения решений.
  • Все европейские государства, включая Россию и Турцию, должны быть включены в Сейм с количеством голосов, равным стоимости их территории.
  • Государства по-прежнему сохранят свой суверенитет над своими внутренними делами.
  • Кровопролитие будет предотвращено, а города и имущество не будут разрушены.
  • Должен существовать суверенный беспристрастный орган для разрешения споров, который превосходит стороны в конфликте.
  • Путешествия между государствами были бы свободными и легкими, а между народами разных стран могла бы развиться личная дружба.
  • Принцам не обязательно было вступать в брак по политическим и дипломатическим причинам, но они могли создавать союзы, основанные на искренней любви. [ 2 ] [ 20 ]

Со времени первых попыток Пенна прозелитизма в пользу общеевропейской организации (один из первых сторонников единой Европы ) [ 21 ] [ 22 ] Были созданы многочисленные квакерские организации, чтобы объединить квакеров по всей Европе.

первая Всемирная конференция квакеров В 1920 году в Лондоне прошла , на которой присутствовало 936 делегатов со всего мира. Впоследствии были созданы три организации, которые продолжают в значительной степени вовлекать европейских квакеров:

Клерки ВКК: Европа и Ближний Восток. [ 24 ]
Клерк Дата Ежегодное собрание
Рейнинг Хафден-Нилсен 1939–1948 Дания
WH Марвик 1949–1952 Шотландия
Нора Дуглас 1953–1955 Северная Ирландия
Сигрид Х. Лунд 1956–1963 Норвегия
Генрих Карстенс 1964–1970 Западная Германия
Гуннар Сундберг 1971–1973 Швеция
Мадлен Жекье 1974–1976 Швейцария
Джон Уорд 1977–1985 Швейцария
Эрика Вере 1986–1991 Британия
Эна МакДжордж 1992–1996 Британия
Эгиль Ховденак 1996–1997 Норвегия
Марианна Эйсперт 1998–1999 Нидерланды
Анита Вуйтс 2000–2006 Бельгия
Марит Кромберг Текущий Норвегия

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Карта мира ВККД 2017» (PDF) . FWCCAWPS . Проверено 1 августа 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Вайтс, Анита. (2004) От QIAR к QCEA: По случаю 25-летия Квакерского совета по европейским делам 46.
  3. ^ Аарек, Ханс Эйрик, (2002) « Квакеры в Норвегии », Tidsskriftet Kvekeren, (1) 4.
  4. ^ "Защита"
  5. ^ Аарек, Ханс Эйрек (2007). « Призыв на военную службу и отказ от военной службы по соображениям совести на опыте норвежских друзей », Quaker Studies , 11 (1).
  6. ^ Перейти обратно: а б Цапина, Ольга. А. (1997). «Образ квакера и критика энтузиазма в России раннего Нового времени». Русская история . 24 (3): 251–77. дои : 10.1163/187633197X00140 . JSTOR   24658426 . п. 251.
  7. ^ Гурьев, В.В. (1919) Русские девушки, пострадавшие как квакеры: глава религиозной истории России начала XVIII века , Лондон: Headley Bros.
  8. ^ Prodolzhenie Tserkovnago Slovaria, 122–126.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Работа по оказанию помощи голодающим в России 1891–1929» , Квакеры в мире .
  10. ^ Цапина (1997) , с. 277.
  11. ^ Евгений Онегин, VIII
  12. ^ Манке-Девлин, Джулия (2005). «Британская миграция в Россию в XIX веке: интеграция – культура – ​​повседневная жизнь», Отто Харрасовиц Верлаг.
  13. ^ Тэвис, Россия Анны А. Рильке: культурная встреча , издательство Northwestern University Press, 67.
  14. ^ Эджертон, Уильям (1951). «Лесков о квакерах в России» . Вестник Исторического общества друзей . 40 (1): 3–15. JSTOR   41944423 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и «Квакеры в России» , Дом друзей Москва .
  16. ^ « Выставка Ричарда Килби: Самара », FWCC: Европа и Ближний Восток .
  17. ^ Спенсер, М. (1995) « Интервью с Татьяной Павловой ».
  18. ^ "Ежегодное собрание Швеции"
  19. ^ "Годовое собрание Швейцарии"
  20. ^ Рассел, WMS (2004). «Уильям Пенн и мир в Европе». Медицина, конфликты и выживание . 20 (1): 19–34. дои : 10.1080/13623690412331302274 . ПМИД   15015545 . S2CID   41124474 .
  21. ^ Пенн, Уильям; Эндрю Р. Мерфи (2002). «Политические сочинения Уильяма Пенна». Фонд Свободы
  22. ^ Арчибуги, Даниэле. « Уильям Пенн: Англичанин, придумавший Европейский парламент », openDemocracy .
  23. ^ "Хронология QUNO"
  24. ^ FWCC: « Друзья по всему миру », 95.
[ редактировать ]

Квакерские группы в Европе, присутствующие в Интернете:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d189eb663cba786f5ea276f969d21cc4__1722631140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/c4/d189eb663cba786f5ea276f969d21cc4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quakers in Europe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)