Бертон Л. Мак
Бертон Л. Мак (1931 – 9 марта 2022) был американским писателем и исследователем ранней христианской истории и Нового Завета. Джона Уэсли Он был почетным профессором раннего христианства в Клермонтской теологической школе в Клермонте, Калифорния . [1] Мак был прежде всего ученым христианского происхождения и подходил к этому вопросу с точки зрения формирования социальных групп . Подход Мака был скептическим , и он рассматривал традиционные христианские документы, такие как Евангелия, как миф , а не историю . Он рассматривал Евангелия скорее как уставные документы ранних христианских движений, а не как достоверные рассказы о жизни Иисуса .
В области религиоведения в целом Мак был известен популяризацией термина «Социальная формация», первоначально пришедшего из работ Луи Альтюссера , как описательной категории религии. Это вытекает из его разработки теории религии как «социальных интересов». Вместе со своим близким другом Джонатаном З. Смитом Мак принимал активное участие в работе группы «Переописание христианского происхождения» Общества библейской литературы . [1]
Мак умер 9 марта 2022 года в возрасте 90 лет. [2]
Работает
[ редактировать ]Хотя он не считал себя исследователем истории Иисуса , он предположил, что Иисус был странствующим мудрецом , похожим по стилю на греко-римских циников , и что самые ранние «Движения Иисуса» следовали аналогичной модели. Он был известным исследователем гипотетического Q-документа и уверен, что его можно разделить на три слоя: один содержит в основном мудрые высказывания, другой содержит подробности о том, как должно вести себя сообщество, а третий содержит апокалиптические заявления.
Потерянное Евангелие
[ редактировать ]«Утерянное Евангелие» развивает гипотезу об источнике « Q » для общего материала Луки и Матфея , не найденного у Марка . Мак развивает тезис о том, что это было самое раннее сочинение об Иисусе, разработанное на протяжении десятилетий сообществом, которое он описывает с непоколебимой уверенностью. Вслед за Джоном С. Клоппенборгом он считает, что в нем есть три основных слоя, каждый из которых соответствует определенному этапу в жизни этого сообщества. Слои существенно структурированы: самый ранний материал отделен и заключен в скобки более поздним материалом, причем более поздний материал демонстрирует осознание более ранних высказываний, но не наоборот.
- Самый ранний слой, называемый Q1, состоит из высказываний, приписываемых Иисусу и обращенных непосредственно к аудитории. В основном это инструкции о том, как себя вести . Основные учения — жить в бедности , давать взаймы, не ожидая ничего взамен, любить врагов своих, не судить и не беспокоиться , поскольку Бог даст то, что вам нужно. Мак утверждает, что сам Q1 можно разбить на два исторических этапа: первый представляет собой простые максимы, содержащие суть учения, а более поздний этап представляет собой разработки сообщества, дающие иллюстрации и аргументы в пользу этих максим. Мак предполагает, что в то время сообщество, создавшее текст, рассматривало Иисуса просто как учителя, во многом похожего на мудреца из цинической традиции.
- Следующее важное событие, Q2, включает в себя большую часть документа Q, реконструированного Маком. В этом слое представлена фигура Иоанна (в документе Q он не назван баптистом), а также эсхатологическая тема суда в конце времен, а также противостояние посторонним: фарисеи критикуются и книжники. Мак видит в этом слое повышенную тревогу со стороны сообщества, необходимость определить себя по отношению к другим, а также намек на то, что сообщество само вызывает напряжение: есть упоминание об отце, восставшем против сына, брате, восставшем против брата и т. д.
- Последний слой, Q3, очень скуден и, по мнению Мака, был написан после римско-еврейской войны 66-73 гг. Отрывки, добавленные в это время, включают искушения Иисуса и плач по Иерусалиму. Остальное состоит из строгих предупреждений и угроз соблюдать закон, первое упоминание о геенне на этом этапе происходит (адском огне). Считается, что суровость языка и скудность материала по сравнению с более ранними этапами отражают потери, понесенные общиной во время войны.
Прием
[ редактировать ]Гипотеза Мака, представляющая Иисуса и первых христиан [ сломанный якорь ] в рамках греко-римского цинизма является спорным. Хотя большинство ученых признают, что Иисус был найден в контексте иудаизма I века , Мак и другие сторонники идут против большинства и утверждают, что Иисуса следует понимать в эллинистическом контексте. Ученый - евангелист Крейг А. Эванс отвергает эту теорию в книге «Неуместный Иисус: интерпретация Иисуса в иудаистском контексте », говоря: «Циническая гипотеза со временем, несомненно, будет отправлена на свалку непродуманных гипотез, но, тем не менее, она будет полезна для обратимся к нему как к нашей отправной точке». [3] Другие ученые, такие как Джон Доминик Кроссан , подтверждают слияние эллинистической и иудейской культур I века в Галилее как потенциальный источник сходства между Христом и философами-киниками-крестьянами древности. [4] Кроссан и Маркус Борг также согласны с точкой зрения Мака о том, что первоначальное учение Иисуса из Назарета не было эсхатологическим. [5] [6]
Мак следует примеру Клоппенборга в реконструкции Q по слоям, уделяя особое внимание сообществам Q. Этот вид реконструкции подвергся критике со стороны ряда ученых, таких как Морис Кейси . По поводу Иисуса как циника Кейси заявляет: «Если принять во внимание все доказательства, предполагаемые параллели такого рода показывают, что Иисус сильно отличался от философа-циника, а не то, что он был на него похож». [7] Лейф Э. Вааге из Эммануэль-колледжа отмечает сходство между документом Q и текстами циников, а именно циническими посланиями : [8] который содержит мудрость и этические анекдоты, используемые проповедниками-циниками, и иллюстрирует их аскетический образ жизни, ориентированный на чистоту. [9]
Избранные работы
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Мак, Бертон Л. (1986). Мудрость и еврейский эпос: хвалебный гимн Бен-Сиры отцам . Чикагские исследования по истории иудаизма. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226500492 . ОСЛК 12103912 .
- ——— (1988). Миф о невиновности: Марк и христианское происхождение . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 9780800621131 . OCLC 16683374 .
- ——— (1989). Образцы убеждения в Евангелиях . Основы и грани - Литературные грани. Сонома, Калифорния: Polebridge Press. ISBN 978-0-944344-08-8 .
- ——— (1990). Риторика и Новый Завет . Путеводители по библейским исследованиям - серия Нового Завета. Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 9780800623951 . OCLC 19970940 .
- ——— (1993). Утерянное Евангелие: Книга вопросов и происхождение христианства (1-е изд.). Сан-Франциско, Калифорния: HarperSanFrancisco . ISBN 978-0-06-065374-3 . OCLC 26262429 .
- ——— (1996). Кто написал Новый Завет?: Создание христианского мифа . Сан-Франциско, Калифорния: HarperSanFrancisco. ISBN 0-06-065518-6 . OCLC 32396578 . - Евангелия как повествования, созданные различными сообществами. [10]
- ——— (2001). Христианский миф: истоки, логика и наследие . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0-8264-1355-0 .
- ——— (2017). Взлет и падение христианского мифа: восстановление наших демократических идеалов . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300222890 . OCLC 953985622 .
Под редакцией
[ редактировать ]- ———; Гринспан, Фредерик Э .; Хильгерт, Эрл , ред. (1984). Питаемые миром: исследования эллинистического иудаизма в память о Сэмюэле Сандмеле . Серия "Посвящение". Чико, Калифорния: Scholars Press. ISBN 9780891307402 . OCLC 10507442 .
Фестиваль
[ редактировать ]- Кастелли, Элизабет А .; Тауссиг, Хэл , ред. (1996). Переосмысление христианского происхождения: коллоквиум в честь Бертона Л. Мака . Вэлли-Фордж, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 9781563381713 . OCLC 34356104 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мак, Бертон Л., Христианский миф: происхождение, логика и наследие , задняя обложка. (Континуум: 2001 г.) ISBN 0-8264-1355-2
- ^ «Памяти: Бертон Л. Мак» . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 г. Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Крейг А. Эванс, «Неуместный Иисус: интерпретация Иисуса в иудаистском контексте» в книге « Пропавший Иисус: раввинистический иудаизм и Новый Завет» Брюса Чилтона, Крейга А. Эванса и Джейкоба Нойснера.
- ^ Джон Доминик Кроссан, (1991), Исторический Иисус: Жизнь средиземноморского еврейского крестьянина , ISBN 0-06-061629-6
- ^ Тайссен, Герд; Мерц, Аннет (1998). Исторический Иисус: подробное руководство . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-3122-2 . сноска
- ^ «Ренессанс в изучении Иисуса» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Морис Кейси, Арамейский подход к Q. 2002.
- ^ Лейф Вааге, (1994), Галилейские выскочки: первые последователи Иисуса согласно Q . ТПИ
- ^ Лейф Э. Вааге, (1990), Цинические послания (Избранное) , Винсент Л. Уимбуш, Аскетическое поведение в греко-римской древности: Справочник , страницы 117-118. Континуум Интернэшнл
- ^ «Кто написал Новый Завет?: Создание христианского мифа» . Архивировано из оригинала 24 января 2013 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Бертона Л. Мака , факультет религиоведения, Университет Алабамы