Кайи (племя)
Кайи | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Турция , Туркменистан [ 1 ] | |
Языки | |
турецкий , туркменский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Огузы-тюрки |
Племя Кайы или Кайи ( караханид : قَيِغْ , латинизированное: qayïγ или qayig ; турецкий : Kayı boyu , туркменский : Gaıı təpəsy ) было огузским тюркским народом и дочерней ветвью племенной федерации Бозок . В своем «Диван Лугхат ат-Турк» XI века из Кара-Ханидов ученый Махмуд аль-Кашгари назвал Кайы одним из 22 огузских племен, заявив, что огузов также называли тюркманами . [ 2 ] Имя Кайы означает « тот, кто обладает силой и властью благодаря родству », а туркменская пословица гласит, что « людьми будут руководить племена Кайы и Баят» ( туркменский : Иль башы-гайы-баят ). [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]В своей исторической работе Шаджара-и Таракима , хан Хивы и историк Абу аль-Гази Бахадур , упоминает Кайы среди 24 древних туркменских ( огузских тюркских ) племен, прямых потомков Огуза-кагана . Огуз-каган — полулегендарная фигура, считающаяся древним прародителем тюрков-огузов. Кайы переводится как «сильный». в своем обширном историческом труде « Джами ат-таварих Государственный деятель и историк Ильханства Рашид -ад-Дин Хамадани » (Сборник летописей) также говорит, что племя Кайы происходит от старшего из 24 внуков Огуз-хана, которые были патриархами. древних огузских племен, а имя Кайы означает «могучий».
Советский китаевед и тюрколог Юрий Зуев на основе анализа племенных названий и тамг из Тан Хуйяо отождествляет ряд древних среднеазиатских тюркских племен с огузо-туркменскими племенами, одно из них — племя Кай, которое китайцы знали как Си 奚 (< MC* γiei ). Изучив китайские источники и ознакомившись с работами других ученых ( Пеллиот , Минорский ), Зуев предполагает, что Кей принадлежали к протомонгольскому сяньбэй племенному союзу Ювэнь Сюнну и что Кей были этническими и языковыми родственниками монголоязычных киданей . до того, как к 9 веку стало известно как огузско-туркменское племя. [ 4 ] Точно так же венгерский ученый Дьюла Немет (1969) связывает Кайы(ğ) с (пара-)монгольским Кай / Си , которого тибетцы знали как Дад-пи , а Гёктюрки знали как Татаби ; однако тезис Немета отвергается, Мехметом Фуатом Кёпрюлю в частности, . Позже Немет (1991) предполагает, что Mg. Qay происходит от Tk. корень qað- «пурга, метель»; тем не менее, Голден отмечает, что Кай имеет несколько монгольских этимологий: ɣai «несчастье», χai «междометие горя», χai «искать», χai «рубить». [ 5 ] [ 6 ]
Несмотря на это, Кёпрюлю отвергает попытки ученых связать бывшего монгольского Кай/Си с огузским тюркским племенем Кайы(ğ); он указывает, что Кашгари « Диван Лугат ат-Турк» отличает племя Кай от ветви / подплемени Кайыг огузско-туркменского племени. [ 7 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]
Согласно османской традиции, Осман I , основатель Османской империи , был потомком племени Кайы. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Однако это утверждение было поставлено под серьезное сомнение многими современными историками. Единственным свидетельством происхождения османов Кайы являются генеалогии, написанные в пятнадцатом веке, через несколько столетий после жизни Османа. Что еще более важно, самые ранние генеалогии, написанные османами, вообще не содержали никаких упоминаний о происхождении Кайы, что указывает на то, что оно могло быть сфабриковано позднее. [ 13 ]

Знаменитый огузско- тюркский народный сказитель, прорицатель и бард Горкут-ата (Деде Коркут) принадлежал к племени Кайы. [ 14 ] В X веке среднеазиатское государство огузов Ябгу возглавляли верховные вожди (или Ябгу ), принадлежавшие к племени Кайи. [ 15 ]
По мнению советского археолога и этнографа Сергея Толстова , часть племени Кайи переселилась в средние века из Средней Азии на современную Украину они известны . В древнерусских летописях как ковуи и кэпичи как одно из племен, образовавших Тюркскую племенную конфедерацию. называемые Чёрными Клобуками , [ а ] которые были союзниками династии Рюриковичей Русского каганата ; [ 17 ] Однако Голден считает, что Каэпичи являются потомками монгольского или парамонгольского Кая . [ 18 ] [ 19 ]
Наследие племени Кайи
[ редактировать ]Советский и российский лингвист и тюрколог А. В. Суперанская связывает племя Кайы с происхождением названия города Киева ; [ 20 ] однако канадский украинский лингвист Ярослав Рудницкий связывает название Киев с праславянским корнем *kyjь , который следует интерпретировать как означающий «палка, шест», как в его современном украинском эквиваленте Кий ; поэтому топоним в этом случае следует интерпретировать как «частокол». [ 21 ]
В Анатолии двадцать семь деревень носят имя Кайы . [ 22 ]
В Туркменистане племя Кайи — одно из основных подразделений туркмен Гёклен, проживающих в Балканском велаяте , и состоит из следующих родов: аднакел, ак кель, алателпек, багло, барак, бурказ, ганджук, капан, гарабалкан, гараул, гарагол. , каракуль, карадашлы, каракел, карга, гаришмаз и другие. Кайы также являются подплеменем баятских туркмен Лебапского велаята . [ 23 ]
Вдохновение
[ редактировать ]Название и логотип партии İyi ( İyi означает «добро» по -турецки ) Мерала Акшенера вдохновлены печатью племени Кайы. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Османская династия
- Туркменские племена
- Традиционная племенная организация огузов
- Каза-и Джума (или Кайылар Казасы )
- Хорошая вечеринка
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Неясно, связаны ли Чёрные Клобуки с каракалпаками . современными [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Atanyýazov, Soltansha (1988). Словарь туркменских этнонимов [ Dictionary of Turkmen Ethnonyms ] (in Russian). ISBN 9785833800140 .
- ^ Махмуд ал-Кашгари (Mahmud al-Kashgari) (1939). "Диван лугат ат-турк (Dīwān Lughāt al-Turk)" (in Russian). Москва-Ленинград (Moscow-Leningrad): АН СССР (USSR Academy of Sciences).
Огуз — одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены...Второй (род) — Кайыг/(Oghuz - one of the Turkic tribes (kabile), they are also Turkmens. Second (clan) - Kayig)
- ^ Г.И.Карпов . Племенной и родовой состав туркмен. (G.I.Karpov. Turkmen tribal and clan composition) — Полторацк (Асхабад) : Наркомвмутдел Туркменск. С. С. респ., 1925
- ^ Ю.Зуев (Yu.Zuyev) (1960). "Тамги лошадей из вассальных княжеств (Horse Tamgas from Vassal Principalities)" . Алма-Ата/Alma-Ata: Издательство Академии Наук Казахской ССР (Academny of Science of the Kazakh SSR).
- ^ Голден, Питер Б. (2006). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки» в Архиве Евразийского средневековья 15: примечания 24–25 п. 17 из 13–42
- ^ Голден, ПБ (2003) «Куманика II: Олберли (Олперли): удачи и несчастья кочевого клана Внутренней Азии» в книге «Кочевники и их соседи в русской степи» . 49 с. 17 из 5–29
- ^ Кёпрюлю, Мехмет Фуад (2006) Ранний мистик в турецкой литературе в переводе Лейзера и Данкова. 146-147
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». (1982) Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. Часть I. п. 82-84, 101-102; Часть II. п. 230
- ^ «Некоторые османские генеалогии заявляют, возможно, причудливо, о своем происхождении от Кайи», Картер Вон Финдли, «Турки в мировой истории » , стр. 50, 2005, Oxford University Press; Шоу, Стэнфорд Джей. История Османской империи и современной Турции . Издательство Кембриджского университета , 1976, с. 306
- ^ «Османская империя» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Аталай, Бесим (2006). Divanü Lügati't - Тюрк. Анкара: Типография Турецкого исторического общества. ISBN 975-16-0405-2 , том I, стр. 55.
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 358, 359
- ^
Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 122.
То, что они происходили из кайской ветви конфедерации огузов, кажется творческим «новым открытием» в генеалогической выдумке пятнадцатого века. Его нет не только у Ахмеди, но и, что более важно, в повествовании Яхши Факих-Ашикпашазаде, которое дает свою собственную версию сложного генеалогического генеалогического древа, восходящего к Ною. Если бы существовали особенно значительные претензии к линии Кайы, трудно представить, чтобы Яхши Факих не услышал об этом.
- Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. п. 78. ИСБН 0-7914-5636-6 .
Основываясь на этих грамотах, все из которых были составлены между 1324 и 1360 годами (почти за сто пятьдесят лет до возникновения османского династического мифа, идентифицирующего их как членов кайской ветви огузской федерации тюркских племен), мы можем утверждать, что что...
- Линднер, Руди Пол (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Издательство Университета Индианы. п. 10 . ISBN 9780933070127 .
На самом деле, как ни старайся, источники просто не позволяют восстановить генеалогическое древо, связывающее предков Османа с Кайы племени Огузов.
- Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. п. 78. ИСБН 0-7914-5636-6 .
- ^ "АБУ-Л-ГАЗИ->РОДОСЛОВНАЯ ТУРКМЕН->ЧАСТЬ 1" . www.vostlit.info . Retrieved 2020-11-27 .
- ^ Росляков (Roslyakov), А. (A.) (1956). "Краткий очерк истории Туркменистана (до присоединения к России)" [A Brief Outline of the History of Turkmenistan (before accession to Russia)] (in Russian). Ashgabat, Turkmenistan: Turkmegosizdat. p. 70.
- ^ Дэвид Николль , Ангус МакБрайд (2001), Армии средневековой России , Osprey Publishing, ISBN 978-1-85532-848-8
- ^ Толстов (Tolstov), Сергей (Sergey) (1947). "Города Гузов (историко-этнографические этюды)" [The Cities of the Ghuz (historical and ethnographic studies)] (in Russian). Moscow: Soviet Ethnography Journal. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Голден, Питер Б. (1990). «Народы южнорусских степей». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии. Издательство Кембриджского университета. п. 279 стр. 256–284. цитата: «Аналогичным образом каи или их элементы прибыли в причерноморские степи, где русские летописи свидетельствуют об их настоящем как кепичи, т.е. «сыны кая», обрусевшее от племенного или кланового имени *Кай-оба. "
- ^ Голден, Питер Б. (2006). «Куманика V: Басмилы и кипчаки» в Archivum Eurasiae Medii Aevi , с. 16-17. цитата: «Кай (Татабы тюркских надписей) обозначаются как Си (奚 Поздний среднекитайский xɦjiaj = Ġay/Qay), в китайских источниках, часть более крупной группы Кумокси, происходящей от Сяньбэй (*Сарби?), группа людей, которую обычно считают «прамонгольской» или, что более вероятно, монгольской и/или «парамонгольской». этнолингвистическая принадлежность».
- ^ Лезина, И.Н. (1994). Словарь-справочник ти︠у︡ркских-родоплеменных названий: И. Н. Лезина, А. В. Суперанскаи︡ (на кыргызском языке). ИНИОН РАН.
Как свидетельствуют этнографы, этнически «чистых» народов нет и не может существовать. Напротив, новые народы возникают из этнических смешений двух и более народов, обычно усваивая лучшие черты каждого. Существует много народных преданий о том, что начало нации положили два (или несколько) братьев... Видимо, нечто подобное лежит в легенде о Кии, Щеке, Хореве и Лыбеде. Племенное имя Кый (Кий) принадлежало древнетюркским народам. Оно и сейчас присутствует в названиях родоплеменных структур современных тюркских народов.
- ^ Рудницкий, Ярослав Богдан (1962–1982). Этимологический словарь украинского языка. 2., ред. ред. Виннипег: Украинский свободный акад. наук, стр. 660–663.
- ^ Еремеев (Yeremeyev), Дмитрий (Dmitriy) (1971). "Этногенез турок (Ethnogenesis of the Turks)" . Google Books .
- ^ Atanyýazov, Soltansha (1988). Словарь туркменских этнонимов [ Dictionary of Turkmen Ethnonyms ] (in Russian). ISBN 9785833800140 .
- ^ «Лук и две стрелы» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 7 июня 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Кафесоглу, Ибрагим. Турецкая национальная культура . Турецкий научно-исследовательский институт культуры, 1977. стр. 134.
- Гмыря Л. 1995. «Страна гуннов у Каспийских ворот: Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов» . Махачкала: Дагестанское издательство.
- Шумер, Фарук (2002). КАЙИ - Статья, опубликованная в 25-м томе Турецкой энциклопедии ислама (на турецком языке). Том. 25. Анкара: Исламская энциклопедия TDV . стр. 77–78. ISBN 978-97-53-89403-6 .