Касим-и Анвар
Касим-и Анвар | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1356 Сараб , Азербайджан |
Умер | Октябрь/ноябрь 1433 г. Харджирд , Хорасан |
Муин ад-Дин Али Хусайни Сараби Тебризи , широко известный под своим лакабом (почетным титулом) Касим-и Анвар ( персидский : قاسم انوار ; 1356–1433), был суфийским мистиком, поэтом и ведущим даи (проповедником). ) ) Сефевидов ордена [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Дин Али родился в 1356 году в Сарабе Азербайджанской Муин ад - области. [ 1 ] По мнению историков Х. Джавади и К. Беррилла / Энциклопедия Ираника , он был носителем азербайджанского турецкого языка , в то время как историки Сиаваш Лорнежад и Али Доостзаде утверждают, что он, скорее всего, был носителем языка Фахлави . [ 2 ] Муин ад-Дин Али предпочитал использовать персидский язык, на котором свободно владел. [ 3 ] Он вырос в соседнем городе Тебризе , где и получил образование. [ 4 ] В подростковом возрасте, [ 4 ] он стал учеником Садр ад-Дина Мусы (умер в 1391), который был главой ордена Сефевидов . [ 1 ]
Из-за видения, увиденного Муин ад-Дином Али, дал ему лакаб Садр ад-Дин Муса (почетный титул) Касим-и Анвар («Распространитель света»). После завершения обучения в городе Ардебиль Касим -и Анвар получил хирку от Садр ад-Дина Мусы. Этот плащ давал Касим-и Анвару право обращать других в свою веру и предлагать духовное учение. Касим-и Анвар позднее оставался в Гилане некоторое время в качестве миссионера , а затем отправился в Хорасан . [ 1 ] Первоначально он остался в Нишапуре , но был вынужден переехать в Герат из-за враждебности со стороны улемов (духовенства). [ 1 ] Согласно его собственным записям, Касим-и Анвар обосновался в Герате к 1377/78 году и оставался там до своего изгнания в 1426/27 году. [ 1 ]
После изгнания из Герата Касим-и Анвар отправился в город Самарканд , где остановился при дворе сына Шахруха Улугбека (умер в 1449 г.). Несколько лет спустя Касим-и Анвар вернулся в Хорасан, где умер в Харджирде в октябре/ноябре 1433 года. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Касим-и Анвар составил несколько мистических трактатов, газелей , рубаи и матнави . [ 1 ] Подавляющее большинство его стихов было на персидском языке. [ 2 ] Некоторые из них были на азербайджанском, турецком и гилакском языках . [ 1 ] Его стихи на азербайджанском турецком языке, возможно, были написаны только во время его пребывания в Хорасане, чтобы продвигать орден Сефевидов, а также из-за того, что как тюркский, так и персидский языки переживают «литературный ренессанс». [ 2 ] Однако это также может указывать на рост двуязычия в регионе рождения Касим-и Анвара, где фахлеви и тюркоязычные люди начали вступать в контакт друг с другом. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пикантный 1978 , с. 721.
- ^ Перейти обратно: а б с Лорнежад и Доостзаде, 2012 , с. 151.
- ^ Джавади и Беррилл 1988 , стр. 251–255.
- ^ Перейти обратно: а б Льюисон 2019 , с. 190.
- ^ Лорнежад и Доостзаде, 2012 , стр. 151–152.
Источники
[ редактировать ]- Джавади, Х.; Беррилл, К. (1988). «Азербайджан х. Азербайджано-турецкая литература» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/3: Азербайджан IV – Бачча (-йе) Сакка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 251–255. ISBN 978-0-71009-115-4 .
- Льюисон, Леонард (2019). «Суфизм в позднемонгольской и ранней Тимуридской Персии, от Ала ад-Даулы Симнани (ум. 736/1326) до шаха Касима Анвара (ум. 837/1434)». В Бабайе, Сьюзен (ред.). Иран после монголов . Издательство Блумсбери. стр. 177–211. ISBN 978-1788315289 .
- Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (PDF) . Кавказский центр иранских исследований.
- Савори, РМ (1978). «Хасим-и Анвар» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 721–722. OCLC 758278456 .