Католицат Абхазии
Католицат Абхазии ( грузинский : აფხაზეთის საკათალიკოსო , романизированный : apkhazetis sak'atalik'oso ) — подразделение Грузинской Православной Церкви в Грузии с 1470-х по 1814 год. Его возглавил Католикос (позже Католикос-Патриарх), официально именуемый как Католикос-Патриарх. Католикос-Патриарх Имерети , Одиши , Понта - Абхаза - Гурии , Рачи - Лечхума - Сванетии , осетин , двалов и всего Севера. Резиденция католикоса находилась в Бичвинте (ныне Пицунда) в Абхазии (отсюда и название католикоса), но была перенесена в монастырь Гелати в конце XVI века в Имерети. В 1814 году должность Католикоса Абхазии была упразднена Российской империей , которая взяла под свой контроль Грузинскую церковь до тех пор, пока
История
[ редактировать ]
Дата основания католиката Абхазии не совсем ясна: некоторые ученые относят его к IX или X векам. [ 1 ] Проверено 2 мая 2007 года. Примерно в это же время абхазские епископства перешли из Константинополя в Мцхету. [ 2 ] Титулярные католикосы Абхазии впервые упоминаются в современных источниках в XI веке и, вероятно, не пользовались в то время независимостью. Первое письменное сообщение о католикате Абхазии датируется 1290 годом, а некоторые ученые относят его основание к 13 веку. К этому времени монгольское владычество разделило Грузию на восточную и западную части, причем последняя стала де-факто независимой от монгольской династии Ильханидов , подданной которой была Грузия. Политическая независимость западногрузинских правителей, царей Имерети , могла также привести к возрождению католиката Абхазии. [ 1 ] но так продолжалось до конца 15 века, когда он стал независимым религиозным образованием. Обычно это связывают с хиротоной IV Михаилом Антиохийским Патриархом архиепископа Цаишского и Бедийского Иоакима в католикосы Абхазии в период правления имеретинского царя Баграта VI (1463-1478). [ 3 ] Чтобы оправдать разрыв с Мцхетской кафедрой, Михаил издал специальный документ « Закон веры» , в котором заявил, что западная и восточная Грузия имеют разную историю обращения и, следовательно, они должны быть независимы друг от друга. [ нужна ссылка ]

Таким образом, католикосы Абхазии обрели независимость и позднее приняли титул Патриарха. Их духовная юрисдикция распространялась на Имеретинское царство и его вассальные княжества – Гурия , Мингрелия , Сванетия и Абхазия . Они считали себя наместниками святого Андрея , который, согласно средневековой грузинской традиции, проповедовал христианство в Западной Грузии, известной тогда классическим авторам как Колхида . В разные периоды своего существования Католикат Абхазии подразделялся на несколько епархий (епархий), в том числе Бичвинтинскую, Кутаисскую, Гелатскую, Цагерскую, Цаиши, Цаленджихскую , Чкондиди, Хони, Ниноцминду, Никорцминду, Шемокмеди , Джумати, Дранду , Бедиа. и Мокви , в центре которых находятся соответствующие соборы. [ 1 ]
Во второй половине XVI века католикос-патриарх Евдем I ( Чхеидзе ) был вынужден перенести свою резиденцию из Бичвинты в монастырь Гелати в Кутаиси, спасаясь от османской экспансии в Абхазию. Евдемос начал ряд важных реформ и восстановил общение с Грузинским Патриархатом, однако сохранив свой статус независимого прелата. Католикосы Абхазии в основном происходили из ведущих грузинских дворянских домов и могли поддерживать церковь финансово и обеспечивать ее постоянное участие в политической и культурной жизни Западной Грузии. Однако исламизация Абхазии, Аджарии и Нижней Гурии под властью Османской империи нанесла тяжёлый удар по католикатству. Тесное сотрудничество царской династии и церкви в конце XVIII века привело к возрождению христианства в Гурии и части Абхазии. После завоевания Имерети императорской Россией в 1810 году, католикат Абхазии также был упразднен в 1814 году российскими властями и присоединен к Экзархат Грузии — подразделение Русской Православной Церкви , в состав которой он входил до восстановления единой и автокефальной Грузинской Православной Церкви в 1917 году. [ 1 ]
В 2009 году Абхазская Православная Церковь была основана как продолжение Католицата Абхазии, хотя сегодня (2019 г.) эта церковь остается неканонической в составе Восточной Православной Церкви. [ 4 ]
Католикос Абхазии
[ редактировать ]- Николая (вторая половина XIII века)
- Арсений (ок. 1390 г.)
- Даниил (конец 14 века)
- Иоахим (1470-е гг.)
- Стефан (1490-1516)
- Малахия I Абашидзе (1519-1540)
- Евдемий I Чхетидзе (1557-1578)
- Евфимий I Сакварелидзе (1578-1616)
- Малахия II Гуриели (1616-1639)
- Григорий I (1639)
- Максим I Мачутасдзе (1639-1657)
- Закари Квариани (1657-1660)
- Симеон I Чхетидзе (1660-1666)
- Евдемий II Сакварелидзе (1666-1669)
- Евфимий II Сакварелидзе (1669-1673)
- Давид Немсадзе (1673-1696)
- Григорий II Лордкипанидзе (1696-1742)
- Герман Цулукидзе (1742-1751)
- Бессарион Эристави (1751-1769)
- Иосиф Багратиони (1769-1776)
- Максим II Завоеватель (1776-1795)
- Досифей Церетели ( де-факто ; 1795-1814)
Самопровозглашенный католикос Абхазии
[ редактировать ]![]() |
- Виссарион Аплаа на посту Предстоятеля Абхазской Православной Церкви с 2009 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д (in Russian) АБХÁЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСÁТ (по материалам статьи из «Православной энциклопедии». Т.1. М., 2000. С.67-72)
- ^ Рэйфилд, Дональд (2013). Край империй: История Грузии . Книги реакции. п. 62. ИСБН 978-1-78023-070-2 .
- ^ Ш. Гугушвили; А. Ю. Виноградов (2018). "ОЧЕРК ИСТОРИИ АБХАЗСКОГО КАТОЛИКОСАТА. ЧАСТЬ 2. XI–XV ВВ" (PDF) . Богословские труды (in Russian) (47–48): 317 . Retrieved 25 January 2023 .
- ^ «Русская Православная Церковь «уважает» власть Грузинской Церкви в Абхазии и Южной Осетии» . Civil.ge. Civil.ge. 16 сентября 2009 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- (in Russian) АБХÁЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСÁТ (по материалам статьи из «Православной энциклопедии». Т.1. М., 2000. С.67-72) . Retrieved on May 2, 2007.
- Даулинг, Теодор Эдвард (первоначально опубликовано в Лондоне, 1912 г.), «Очерки истории грузинской церкви» . ISBN 1-4212-2891-2
- (на французском языке) М. Ф. Броссе , Хронологический очерк по ряду католикосов Афхазетских (прочитано 22 сентября 1843 г.), в: Вестник класса исторических, филологических и политических наук Императорской Академии Наук Санкт-Петербурга, т. 1, с. I, № 20/21, 1843 г., полк. 305-324.