Мириам III
Мириам III | |
---|---|
Король Иберии | |
Царствование | 284–361 |
Предшественник | Аспакурес I |
Преемник | Савромас II |
Рожденный | в. 277 или 258 [1] Сасанидский Иран [2] |
Умер | 361 (83–84 года) Мцхета , Иберия |
Похороны | Samtavro Monastery , Mtskheta |
Супруг | Абешура Нана |
Проблема | Ред. II Аспакурес II Анонимная дочь |
Династия | Династия Хосроидов |
Религия | Грузинская Православная Церковь ( после 326 г. ) Зороастризм ( до 326 г. ) [2] |
Мириан III ( груз . მირიან III ) был царем ( мепе ) Иберии или Картли ( Грузия ), современником римского императора Константина Великого ( годы правления 306–337). Он был основателем королевской династии Хосроидов .
Согласно раннесредневековым грузинским анналам и агиографии, Мириан был первым христианским царем Иберии, обращенным через служение Нино , каппадокийской женщины-миссионерки. После христианизации Иверии ему приписывают установление христианства своего королевства в качестве государственной религии , он рассматривается Грузинской православной церковью как святой и канонизирован как святой равноапостольный царь Мириан ( груз . ფე მირიანი ). [3] [4]
Традиционная хронология после того, как князь Вахушти приписывает правлению Мириана, продолжавшемуся 77 лет, даты 268–345, которые профессор Кирилл Туманов исправляет на 284–361. Он также известен современному римскому историку Аммиану Марцеллину и средневековым армянским хроникам. [5] [6]
Имя
[ редактировать ]«Мириан» — грузинская форма иранского имени Мигран . [7] Имя транслитерируется по -гречески как Митран . [7] Согласно « Житию Вахтанга» , его имя также было связано с Мирдатом , что означает «данный Митрой », [8] имя древнеиранского бога Солнца. [9] Его имя переводится как Аммианом ( Марцеллином Мерибан римским историком XXI , 6, 8). [10] Числа правления , как в Мириане III, являются современными и не использовались средневековыми грузинскими авторами. Поскольку до него носили это имя два царя, Мириану в грузинской историографии присвоен порядковый номер «III». [11]
Предыстория и присоединение
[ редактировать ]Мириан был членом Дома Миграна , одного из Семи Великих Домов Ирана . [12] Семья, базирующаяся в Рее на севере Ирана, ведет свою родословную от правящей Империи Аршакидов , предшественников Сасанидской Империи . [13] Сам Мириан также родился в Иране и изначально был зороастрийцем . [2] В 284 году сасанидский царь царей ( шаханшах ) Бахрам II ( годы правления 274–293 ) обеспечил Мириану иберийский трон, что заложило основу правления Михранидов в Иберии, которое продлилось до шестого века. [14] Таким образом, династия Хосроидов, первым главой которой стал Мириан, была ветвью княжеского рода Мигранидов. [15] Мотивом действий Бахрама II было укрепление власти Сасанидов на Кавказе и использование положения иберийской столицы Мцхеты как входа к важным проходам через Кавказские горы . [14] Это имело настолько большое значение для Бахрама II, что он якобы сам отправился в Мцхету, чтобы закрепить положение Мириана. [14] Он также послал в страну одного из своих вельмож по имени Мирваноз (тоже Михранида), чтобы тот стал опекуном Мириана, которому тогда было всего семь лет. [16] После женитьбы Мириана на Абешуре (дочери предыдущего иберийского правителя Аспакура ) 40 000 сасанидских «избранных конных воинов/кавалерии» впоследствии были размещены в восточной Иберии, Кавказской Албании и Гугарке . В западной Иберии 7000 сасанидских кавалеристов были отправлены в Мцхету для защиты Мириана. [17]
Другие ветви рода Мигранидов через несколько десятилетий утвердились на других кавказских престолах, один из которых находился в Гугарке, а другой — в Армяно-Албанийском княжестве Гардман . [16]
Раннее правление
[ редактировать ]«Жизнь королей» подробно описывает правление Мириана. Хотя информация об участии Мириана - как иранского царя-клиента - в Сасанидской войне против Римской империи и территориальных амбициях в Армении может быть правдой, утверждения о том, что Мириан является претендентом на трон Ирана и контролирует Колхидский престол и Албании, а расширение его деятельности вплоть до Сирии является явно фиктивным. Мириан унаследовал королевство, правившее Иберией с IV века до нашей эры. [18] В Иберии, как и на остальном Кавказе, доминировали иранские культуры и смесь зороастрийской религии. [18] Действительно, по словам современного историка Стивена Х. Раппа , Кавказ был частью «Иранского Содружества», «массивного межкультурного предприятия, простирающегося от Центральной Азии до Балкан ». [18] В пайкулинской надписи шаханшаха . Нарсеха ( годы правления 293–303 ) он включает в число своих вассалов неназванного царя Иберии, скорее всего, Мириана [19]
Мириан, как вассал Сасанидов, принял участие в короткой войне Нарсе против римлян с 297 по 298 год. [16] Война закончилась сокрушительным поражением Сасанидов , вынудив Нарсе уступить Армению и Иберию римлянам. [20] [16] Мириан быстро адаптировался к этому изменению политической ситуации и установил тесные связи с Римом. [21] Эта ассоциация была закреплена обращением Мириана в христианство. [22] — по преданию — через служение Нино, каппадокийской монахини. [3] Тем не менее, как рассказывает Аммиан Марцеллин, преемнику Константина, Констанцию , пришлось послать 360 посольств с дорогими подарками к Арсаку Армянскому и Мерибану Иберийскому, чтобы заручиться их верностью во время конфронтации с Ираном. [23]
Обращение в христианство
[ редактировать ]Ученые считают, что обращение Мириана в христианство и адаптация государственной религии Иберии произошло либо в 319 году, либо в 319 году. [24] или 326, [25] таким образом, Грузия стала вторым королевством после Армении, объявившим христианство государственной религией. Легенда гласит, что когда Мириан, ярый язычник , охотился в лесу недалеко от своей столицы Мцхеты, тьма окутала землю, и царь полностью ослеп. Свет не возобновился, пока Мириан не помолился «Богу Нино» о помощи. По прибытии он попросил аудиенции у Нино и вскоре после этого обратился в христианство. По традиции, вторая жена Мириана, Нана , обратилась в веру раньше мужа. [5] [26]
Его обращение способствовало росту центрального королевского правительства, которое конфисковало имущество языческих храмов и передало его дворянам и церкви; Средневековые грузинские источники свидетельствуют о том, насколько активно монархия и знать пропагандировали христианство и какое сопротивление они встречали со стороны горского народа. [27] Римский историк Руфин, а также грузинские летописи сообщают, что после своего обращения иберийцы запросили духовенство у императора Константина, который энергично отреагировал и отправил в Иберию священников и святые мощи. Затем грузинская традиция рассказывает историю строительства собора царя в Мцхете по велению Мириана и паломничества в Иерусалим незадолго до его смерти. [26] По преданию, Мириан и его жена Нана были похоронены в монастыре Самтавро в Мцхете, где их могилы показаны до сих пор. [4]
Семья
[ редактировать ]Грузинские источники говорят о двух браках Мириана. Его первой женой была Абешура, дочь последнего иберийского царя Аршакидов, который также проследил свою родословную до древней династии Фарнабазидов Иберийской . По словам Туманова, она умерла бесплодно, когда Мириану было 15 лет, в 292 году. С ее смертью «кончилось царствование и царство фарнабазидских царей в Иберии», — продолжает летописец. Впоследствии Мириан повторно женился на своей второй царице, Нане «из Понта , дочери Олигота», которая родила ему двух сыновей — Рева и Вараз-Бакура — и дочь, вышедшую замуж за Пероза , первого михранидского династии Гугарка. [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. в. Джанашвили «История Грузии с древнейших времен до 985 года». Кр. Ш. » Том I. История Грузии. I. Древние времена. РАЗДЕЛ I. ОРИГИНАЛЬНЫЕ ССЫЛКИ. Глава I. Грузинские предки и родина. Тбилиси, электронная типография. «Шрома», пр. Михеили. № 65. 1906. Примечание на стр. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэпп 2014 , с. 355.
- ^ Перейти обратно: а б Ланг, Дэвид Маршалл (1956), Жития и легенды грузинских святых , стр. 13–39. Лондон: Аллен и Анвин
- ^ Перейти обратно: а б Мачитадзе, протоиерей Закария (2006 г.), «Праздник Ризы Господней, Мироточивого и Животворящего Столпа, равноапостольных царя Мириана и царицы Наны и святых Сидонии и Авиатара (4 век) . Архивировано 6 марта 2012 г. в Wayback Machine , в «Житиях грузинских святых» Архивировано 14 июня 2008 г. в Wayback Machine . Православие.Ру . Проверено 15 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рэпп 2003 , стр. 293–295.
- ^ Туманов, Кирилл (1967). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета . стр. 83–84, 377.
- ^ Перейти обратно: а б Рэпп 2014 , с. 225.
- ^ Рэпп 2014 , с. 224, 225 (прим. 209).
- ^ Мэр 2009 , с. 1.
- ^ Алексидзе 2018 ; Туманов 1969 , с. 21
- ^ Рэпп 2003 , стр. 293–295; Туманов 1967 , стр. 83–84, 377.
- ^ Туманов 1969 , с. 22; Рэпп 2014 , стр. 243–244; Пуршариати 2008 , с. 44; Ленский 2002 , с. 157; Боуман 2005 , с. 489; Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 121
- ^ Пуршариати 2008 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэпп 2014 , стр. 243–244.
- ^ Рэпп 2017 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Туманов 1969 , с. 22.
- ^ Рэпп 2014 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэпп 2017 , с. 1.
- ^ Рэпп 2017 , с. 29.
- ^ Вебер 2016 .
- ^ Солнечный 1994 , с. 15.
- ^ Ленски 2002 , с. 157.
- ^ Гамильтон, Уолтер (1986), Поздняя Римская империя (354–378 гг. Н.э.), Аммиан Марцеллин , стр. 215. Пингвин Классика, ISBN 0-14-044406-8
- ^ Джефферсон Саутер, Ираклий Симония, Ф. Ричард Стивенсон, Уэйн Орчистон (2015). Историческая астрономия Кавказа: Источники из Грузии и Армении . Springer International Publishing, Швейцария. п. 114.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ МакГакин, Джон Энтони (3 февраля 2014 г.). Краткая энциклопедия православия . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-75933-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Томсон, Роберт В. (1996), Переписывая историю Кавказа , стр. 83-90. Издательство Оксфордского университета , ISBN 0-19-826373-2
- ^ Амидон, Филип Р. (1997), Церковная история Руфина Аквилейского, книги 10 и 11 , с. 48. Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-511031-5
- ^ Туманов 1969 , стр. 21–23.
Источники
[ редактировать ]- Алексидзе, Николоз (2018). «Мириан (Мерибаны)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Бруннер, Кристофер (1983). «Географическое и административное деление: Поселения и экономика» . Кембриджская история Ирана: периоды Селевкидов, парфянский и сасанидский периоды (2) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 747–778. ISBN 978-0-521-24693-4 .
- Ленски, Ноэль (2002). Крах империи: Валент и Римское государство в четвертом веке нашей эры . Издательство Калифорнийского университета.
- Стаусберг, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (2015). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Уайли и сыновья, ООО
- Мэр Адриенн (2009 г.). Ядовитый король: жизнь и легенда о Митридате, самом смертоносном враге Рима . Издательство Принстонского университета. стр. 1–448. ISBN 9780691150260 .
- Боуман, Алан (2005). Кембриджская древняя история: Том 12, Кризис империи, 193–337 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–965.
- Микаберидзе, Александр (2015). Исторический словарь Грузии . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-4422-4146-6 .
- Рэпп, Стивен Х. (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты . Питерс. ISBN 978-2-87723-723-9 .
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. ISBN 978-1472425522 .
- Рэпп, Стивен Х. (2017). «Грузия до монголов (2017)» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии . Издательство Оксфордского университета: 1–39.
- Рэйфилд, Дональд (2013). Край империй: История Грузии . Книги реакции. ISBN 978-1780230702 .
- Суни, Рональд Григор (1994). Создание грузинской нации (второе изд.). Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20915-3 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Туманов, Кирилл (1959). «Введение в христианскую историю Кавказа: формирующие века (IV-VIII)». Традицио . 15 . Издательство Кембриджского университета: 1–106. дои : 10.1017/S0362152900008217 . JSTOR 27830383 . S2CID 151606969 . ( требуется регистрация )
- Туманов, Кирилл (1969). «Хронология первых царей Иберии». Традицио . 25 . Издательство Кембриджского университета: 1–33. дои : 10.1017/S0362152900010898 . JSTOR 27830864 . S2CID 151472930 . ( требуется регистрация )
- Вебер, Урсула (2016). «Нарсе » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Хосроидские цари Иберии
- Святые Грузии (страна)
- Иранский народ III века
- Иранский народ IV века
- Христианские святые IV века
- Христианство 4-го века
- Монархи IV века в Азии
- Монархи Азии III века
- Переходит в христианство из зороастризма
- Дом Миграна
- Вассальные правители Сасанидской империи
- Люди римско-сасанидских войн
- Христиане в Сасанидской империи
- 270 рождений
- 361 смерть