Нана Иберийская
Святая Королева Нана | |
---|---|
Королева-консорт Иберии | |
Срок владения | 292–361 |
Предшественник | Абешура Иберийский |
Рожденный | 3 век Боспорское царство |
Умер | 4 век Мцхета, Иберийское королевство |
Похороны | Samtavro Monastery, Mtskheta |
Супруг | Мириан III Иберийский |
Проблема | Рев II Иберии Аспакур II Иберийский анонимная дочь |
Династия | Тиберийско-Юлианская династия (по рождению) Династия Хосроидов (по браку) |
Отец | Тиберий Юлий Теофорс |
Религия | Грузинская Православная Церковь |
Нана ( груз . Нана ) была королевой-консортом и Иберийского королевства второй женой Мириана III в 4 веке. обращении грузин в христианство причислена Церковью к святых и как святая равноапостольная царица Нана она Православной Грузинской лику канонизирована За свою роль в . [ 1 ] [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]Согласно грузинским хроникам, Нана была «из греческой территории, из Понта , дочь Олигота». [ 3 ] на котором Мириан женился после смерти первой жены (в 292 году по Кириллу Туманову ). Нана родила Мириану двух сыновей: Рева II , Вараз-Бакура и дочь, вышедшую замуж за Пероза , первого Мигранида из династии Гугарка . [ 4 ] Здесь Понт может относиться к Боспорскому царству , тогдашнему государству-сателлиту Римской империи . Туманов предположил, что имя отца Наны могло быть грузинским искажением слова «Олимпий» или «Олимп», представителя боспорской династии, чей сын Аврелий Валерий Согус Олимпиан, римский правитель Феодосии , известен из греческой надписи 306 года, посвященной «Всевышний Бог» по случаю строительства еврейского «молитвенного дома». [ 5 ] Альтернативно, Христиан Сеттипани идентифицирует Нану как младшую дочь Теофорса , боспорского царя. [ 6 ]
Конверсия
[ редактировать ]Средневековые грузинские источники сообщают, что Нана была убежденной язычницей и презирала христианскую проповедь, пока она не была чудесным образом излечена от ужасной болезни и впоследствии обращена каппадокийской христианской миссионеркой Нино . Римский ученый Тиранний Руфин , писавший свою историю через полвека после иберийского обращения на основании устного рассказа Бакурия Иверийского , также упоминает безымянную царицу иберийцев, которую вылечила женщина, христианка- каптива . [ 7 ] Благодаря служению Нино царь Мириан также обратился в христианство около 337 года, и христианство стало официальной религией в Иберии. Нана пережила мужа на два года и умерла, по Тумановскому летоисчислению, в 363 году. Она была канонизирована Грузинской церковью. Традиционно считается, что Нана и Мириан были похоронены в монастыре Самтавро в Мцхете , где их могилы показаны до сих пор. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ланг, Дэвид Маршалл (1956), Жития и легенды грузинских святых , стр. 13-39. Лондон: Аллен и Анвин
- ^ Перейти обратно: а б Мачитадзе, протоиерей Закария (2006 г.), «Праздник Ризы Господней, Мироточивого и Животворящего Столпа, равноапостольных царя Мириана и царицы Наны и святых Сидонии и Авиатара (4 век) . Архивировано 6 марта 2012 г. в Wayback Machine , в «Житиях грузинских святых» Архивировано 14 июня 2008 г. в Wayback Machine . Православие.Ру . Проверено 17 апреля 2009 г.
- ^ Томсон, Роберт В. (1996), Переписывая историю Кавказа , с. 112. Издательство Оксфордского университета , ISBN 0-19-826373-2
- ^ Туманов, Кирилл (1969), Хронология ранних королей Иберии. Традиция 25: стр. 21–23.
- ^ Туманов, Кирилл (1969), Хронология ранних королей Иберии. Традиция 25: с. 23.
- ^ (на французском языке) Сеттипани, Кристиан (2006), Преемственность элит в Византии в темные века. Кавказские князья и Империя с VI по IX век , с. 406. Де Боккар, ISBN 2-7018-0226-1
- ^ Амидон, Филип Р. (1997), Церковная история Руфина Аквилейского, книги 10 и 11 , стр. 48. Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-511031-5