Некреси
Некреси | |
---|---|
Родное имя Грузинский : Некреси | |
Расположение | Муниципалитет Кварели , Кахетия , Грузия |
Координаты | 41 ° 58'19,11 "N 45 ° 46'3,99" E / 41,9719750 ° N 45,7677750 ° E |
Некреси ( грузинский : ნეკრესი ) — исторический и археологический памятник в восточно- грузинском регионе Кахетия , между городом Кварели и деревней Шилда, у подножия гор Большого Кавказа . Здесь находится до сих пор действующий монастырь Некреси , основанный в VI веке.
Некреси известен из раннесредневековых грузинских источников как некогда процветающий античный город. Серия археологических экспедиций, начавшаяся в 1984 году, выявила различные особенности большого поселения, но его размеры остаются неизвестными из-за густого лесного ландшафта и отсутствия письменных источников. Несколько крупных построек, раскопанных на этом месте и в основном датированных поздней античностью , несут следы землетрясений и жестоких разрушений. В 8 веке Некреси превратился в деревню или несколько деревень. Его главный монастырь продолжал функционировать, но сам город был покрыт листвой и постепенно исчез из исторической памяти, пока его не открыли современные археологи.
важных археологических открытий включают винодельню Нагебеби, зороастрийский храм огня и раннехристианские базилики Чабукаури Долочопи и Некоторые из наиболее .
История
[ редактировать ]Некреси — иногда называемый Некриси, а необычно — Нелкариси или Нелкари — появляется в раннесредневековых грузинских хрониках как царский проект в Кахетии, на дальнем востоке Картли , который был известен классическим авторам как Иберия . Основание города Некреси приписывается Парнаджому , четвертому в традиционном списке царей Картли. [1] ( годы правления 109 – 90 до н.э. , по Кирилла Туманова ). хронологии [2] ). Девятый царь Аршак (годы правления 90–78 до н. э.). [3] ), как сообщается, украсил его [4] и Мирваноз, наставник мальчика-короля Мириана (годы правления 284–361). [5] ) — в конечном итоге первый христианский монарх Картли — как говорят, укрепил стены города. [6] Еще позже царь Трдат (годы правления 394–406 гг.) [7] ) приписывают основание христианской церкви в Некреси. [8] и Дачи , сын царя Вахтанга I (годы правления 447–522). [9] ), по-видимому, имел Некреси вместе с Череми . в уделе [10]
В VI веке холм в Некреси стал домом для христианского монашеского фонда, связанного в средневековой грузинской литературной традиции с Абибосом , одним из Тринадцати ассирийских отцов , группой аскетов, которые популяризировали монашество во всех восточно-грузинских владениях. [11] [12] Абибос обращался в свою веру среди горцев долины Арагви и вызвал недовольство зороастрийцев , в конечном итоге был казнен ими. [12] [13]
История Некреси как крупного городского и религиозного центра поздней античности была подтверждена серией археологических исследований, проведенных в период с 1984 по 2017 год. [14] Руины двух крупных раннехристианских базилик были обнаружены на лесных участках Долочопи и Чабукаури , примерно в четырех километрах друг от . друга [15] а последний идентифицировался археологом Нодаром Бахтадзе с церковью царя Трдата. [16] На полпути между этими памятниками, у подножия холма, на котором стоит монастырь Некреси, зороастрийский храм огня был раскопан . Из-за отсутствия письменных источников и густой листвы, покрывающей эту территорию, размеры поселений Некреси неизвестны. После серии землетрясений и иностранных вторжений, особенно арабов в 8 веке, город начал приходить в упадок. [17] Некреси превратился в сельское поселение или группу деревень, а некогда процветающий город канул в лету и был в значительной степени освоен природой к позднему средневековью . [18] [19]
Монастырь на вершине холма в Некреси продолжал функционировать, а также служил резиденцией местного епископа по имени Некресели. сооружения учреждения были укреплены во время относительно стабильного правления сменявших друг друга царей Кахетии Леона Оборонительные (годы правления 1518–1574) и Александра II (годы правления 1574–1605). Последующие смуты и непрекращающиеся грабительские набеги со стороны соседних дагестанских племен вынудили епископа в 1785 году передать свою кафедру из монастыря в относительную безопасность церкви Богородицы в близлежащем селе . Шилда Грузинская церковь В 1811 году Некресская епархия была упразднена с последующим роспуском самого женского монастыря. Оба были восстановлены в современной Грузии после распада Советского Союза : бывшее епископство было преобразовано в Некресскую епархию в составе Грузинской Православной Церкви в 1995 году, а в 2000 году монастырь был вновь заселен монахами. [20]
Памятники
[ редактировать ]Участок Некреси занимает равнину с пахотными землями и лесистыми склонами у подножия самого южного ответвления Большого Кавказа, между руслами рек Дуруджи и Челти. Самая оживленная часть города простиралась на 1,5 км между двумя холмами: Назвреви Гора (буквально «холм бывших виноградников») на востоке и Самархебис Сери («холм захоронений») на западе. На вершине первого находится монастырь Некреси, а на втором находятся руины так называемого комплекса Нагебеби. В центральной части разрушенного города находятся руины базилики Чабукаури. Еще один крупный поселок, вероятно, самый восточный район города, находился на левом берегу Дуруджи, где была обнаружена базилика Долочопи. [21]
Некресский монастырь
[ редактировать ]Монастырь Некреси представляет собой комплекс зданий, включающий трехцерковную базилику Успения Богородицы , заупокойную часовню, датируемую VI веком, церковь Архангела Михаила центрального планирования, построенную в VIII или IX веке. века, епископский дворец 9 века, а также трапезная 12 века, оборонительная башня 16 века, остатки складов и других вспомогательных построек. [22] Погребальная часовня долгое время считалась - после Георгия Чубинашвили - протобазиликой IV века и одной из самых ранних христианских церквей в Грузии, построенной на месте бывшего зороастрийского храма, но археологические раскопки не обнаружили никаких свидетельств какого-либо проживания на этом месте. раньше, чем VI век, и «базилика IV века» была окончательно идентифицирована как погребальная часовня VI века. [12]
Храм огня
[ редактировать ]Остатки зороастрийского храма, традиционно известного как храм огня Некреси , были найдены к югу от монастыря, у подножия Назвреви горы. Это сложное прямоугольное сооружение, построенное в два этапа: со 2 по 4 века. Древесный уголь из руин был датирован V веком, что позволяет предположить, что это место было разрушено в то время. Международные исследования на этом месте показали, что храм был ориентирован на дни летнего и зимнего солнцестояния и, возможно, включал в себя элементы поклонения Солнцу. Альтернативная интерпретация состоит в том, что комплекс на самом деле был манихейским святилищем. [23]
Базилики Чабукаури и Долочопи
[ редактировать ]Руины двух крупных базилик, известных как церкви Чабукаури и Долочопи , были обнаружены примерно в 1,5 км к северо-западу и в 3,5 км к востоку от монастыря Некреси соответственно в 1998 и 2012 годах. Первая типологически датирована IV–V веками, а вторая датирована углекислым газом. до с. 387 г. , эти открытия бросили вызов доминирующей до сих пор интерпретации, основанной на аргументе молчания , о том, что раннехристианские церковные здания в восточной Грузии обычно ограничивались небольшими и простыми часовнями. [24] Обе эти церкви являются предшественниками трехцерковной базилики , своеобразного георгианского проекта, в котором прямое сообщение между тремя нефами отсутствовало или было ограничено. [25]
Комплекс Нагебеби
[ редактировать ]Археологические раскопки на холме Самархебис-Сери, в западной части стоянки Некреси, в месте, известном как Нагебеби, обнаружили каменный винный завод прямоугольной формы и размером 20 х 20 м. В нем было пять просторных точил и две цистерны. Инвентарь ограничивался в основном керамикой, некоторые из них были покрыты глазурью . Постройка датируется IV–V веками. В слое под винодельней обнаружены остатки дохристианского святилища с ритуальными и жертвенными ямами и захоронениями, датированные по характеристикам обнаруженной глиняной посуды III–II веком до нашей эры. [26]
Примерно в 30 метрах находятся руины трехцерковной базилики VI века, внешний вид которой изменился в начале VIII века, вероятно, в результате нападения противника, о чем свидетельствуют следы огня. Фрагменты керамики XII–XIII веков, найденные на полу церкви, указывают на то, что церковь все еще использовалась в то время и в конечном итоге пришла в упадок в XIV веке, вероятно, в результате вторжения Тимура в Грузию . Вокруг церкви имеется ряд захоронений. [27]
Надписи Некреси
[ редактировать ]Винодельня Нагебеби стала местом резонансного открытия в 1986 и 1987 годах по меньшей мере шести фрагментированных грузинских надписей, вырезанных в древних асомтаврули на каменных плитах, которые повторно использовались при строительстве более поздних сооружений. Основываясь на личных именах, упомянутых в этих текстах, и отсутствии намеков на христианство, Леван Чилашвили , главный археолог в Некреси, приводил доводы в пользу дохристианской датировки этих надписей и отнес самую старую надпись к 4-2 векам до нашей эры, а самую позднюю до IV века нашей эры. [28] Большинство грузинских и международных археологов и лингвистов, включая преемника Чилашвили Нодара Бахтадзе, считают, что такие датировки трудно принять, и полагают, что надписи Некреси датируются пределами признанного горизонта, известного для ранней грузинской письменности, то есть V века нашей эры или позже. . [29] Стивен Рапп предполагает, что надписи могут быть примером использования грузинского письма нехристианскими и особенно зороастрийскими общинами в позднеантичной восточной Грузии. [28]
Троицкая церковь
[ редактировать ]Церковь Троицы Некреси стоит примерно в 3 км к юго-западу от монастыря Некреси, на лесистом холме, известном как Кудигора. Это трехцерковная базилика VI–VII веков размером 3,7 х 3,2 м. Вероятно, он функционировал как подсобный монастырь и скит монастыря Некреси. Монастырь, судя по всему, действовал до 14 века; после этого здание время от времени использовалось для богослужений жителями близлежащих деревень. Археологические раскопки выявили несколько захоронений, керамические изделия, а также кабаньи клыки, отложенные в слоях XI–XIII веков, что напоминает давно устоявшуюся традицию жертвоприношения кабана в Некреси. [30]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Томсон 1996 , с. 42.
- ^ Туманов 1969 , с. 10.
- ^ Туманов 1969 , с. 11.
- ^ Томсон 1996 , с. 47.
- ^ Туманов 1969 , с. 21.
- ^ Томсон 1996 , с. 77.
- ^ Туманов 1969 , с. 27.
- ^ Томсон 1996 , с. 151.
- ^ Туманов 1969 , с. 28.
- ^ Томсон 1996 , с. 218.
- ^ Рэпп 2014 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Лиминг Журнал 2018 , стр. 44–45.
- ^ Рэпп 2014 , с. 347.
- ^ Бахтадзе и др. 2018 , с. 13.
- ^ Лусли Лиминг 2018 , с. 118.
- ^ Бахтадзе 2014 , с. 73.
- ^ Leeming Journal 2018 , стр. 45–46, 49–50.
- ^ Leeming Journal 2018 , стр. 49–50.
- ^ Бахтадзе и др. 2018 , с. 12.
- ^ Бахтадзе 2017 , стр. 552–553.
- ^ Бахтадзе и др. 2018 , стр. 4, 13–14.
- ^ Бахтадзе 2017 , с. 553.
- ^ Лусли Лиминг 2018 , с. 46.
- ^ Leeming Journal 2018 , стр. 28–30.
- ^ Leeming Journal 2018 , стр. 115–117.
- ^ Бахтадзе 2017 , стр. 556–557.
- ^ Бахтадзе 2017 , с. 557.
- ^ Перейти обратно: а б Рэпп 2014 , стр. 214–215.
- ^ Leeming Journal 2018 , стр. 22: сн. 22
- ^ Бахтадзе, Тевдорашвили и Багратиони 2010 , стр. 65–71.
Ссылки
[ редактировать ]- Бахтадзе, Нодар; Тевдорашвили, Натела; Багратиони, Георгий (2010). Некрес: Справочник для паломников и путешественников [ Некреси: путеводитель для паломников и путешественников ] (на грузинском языке). Воскресение. ISBN 978-9941-0-2499-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бахтадзе, Нодар (2014). «Археологические исследования одной из древнейших грузинских христианских базилик». Temporis Signa: Археология поздней античности и средневековья . 9 :65–73.
- Бахтадзе, Нодар (2017). «НекРЕСи [Некреси]». Православная энциклопедия. Т. XLVII [ Православная энциклопедия. Том 47 ] (на русском языке). Москва: Православная энциклопедия. стр. 551–561. ISBN 978-5-89572-054-7 .
- Бахтадзе, Нодар; Мамиашвили, Важа; Габехадзе, Бачо; Чхвимиани, Джимшер (2018). Археологическое исследование древних церквей бывшего города Некреси . Тбилиси: Государственный университет Ильи.
- Лусли Лиминг, Эмма (2018). Архитектура и аскетизм: культурное взаимодействие Сирии и Грузии в поздней античности . Тексты и исследования восточного христианства, Том: 13. Брилл. ISBN 978-90-04-37531-4 .
- Мамиашвили, Важа (2019). «Археологические исследования древнейшего христианского поселения в Некреси». Вестник Национальной академии наук Грузии . 13 (4): 186–191.
- Рэпп-младший, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Эшгейт. ISBN 9781472425522 .
- Томсон, Роберт В. (1996). Переписывая историю Кавказа: средневековая армянская адаптация грузинских летописей; оригинальные грузинские тексты и армянская адаптация . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0198263732 .
- Туманов, Кирилл (1969). «Хронология ранних королей Иберии». Традицио . 25 : 1–33. дои : 10.1017/S0362152900010898 . JSTOR 27830864 . S2CID 151472930 .