Jump to content

Жан Гебсер

Жан Гебсер
Жан Гебсер (1957)
Рожденный ( 1905-08-20 ) 20 августа 1905 г.
Умер 14 мая 1973 г. (1973-05-14) (67 лет)
Национальность швейцарский
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Феноменология [1]
Основные интересы
феноменология сознания [1]

Жан Гебсер (англ. Немецкий: [ˈɡeːpsɐ] ; 20 августа 1905 как Ганс Карл Герман Рудольф Гебсер — 14 мая 1973) — швейцарский философ , лингвист , [2] [3] [4] и поэт, описавший структуры человеческого сознания .

Биография

[ редактировать ]

Гебсер родился Ганс Карл Герман Рудольф Гебсер в Позене в императорской Германии (ныне Польша ). Его отцом был юрист Фредерик Гебсер, а матерью — Маргарета Грундманн. Он приходился двоюродным братом канцлеру времен Первой мировой войны Теобальду фон Бетману Хольвегу .

Он покинул Германию в 1929 году и некоторое время жил в Италии, а затем во Франции. Затем он переехал в Испанию , за несколько месяцев освоил испанский язык и поступил на государственную службу Испании, где дослужился до старшего чиновника в Министерстве образования .

Мемориальная доска на Крамгассе 52 в Берне (Швейцария)

Перед началом гражданской войны в Испании он переехал в Париж, а затем в Южную Францию. Именно здесь он сменил свое немецкое имя «Ганс» на французское «Жан». [Интернет 1] [Интернет 2] Некоторое время он жил в Париже , но увидел неизбежность немецкого вторжения. Он бежал в Швейцарию в 1939 году, сбежав всего за несколько часов до закрытия границы. Остаток своей жизни он провел недалеко от Берна , где написал большую часть своих произведений. Даже в позднем возрасте Гебсер много путешествовал по Индии , Дальнему Востоку и Америке и написал еще полдюжины книг. Он также был опубликованным поэтом.

Гебсер умер в Ваберне под Берном 14 мая 1973 года «с мягкой и понимающей улыбкой». [5] [а] Его личные письма и публикации хранятся в архивах Гебсера в Университета Оклахомы коллекциях истории науки , Норман, Оклахома , библиотеки Биззель.

Сознание в переходном периоде

[ редактировать ]

Главный тезис Гебсера заключался в том, что человеческое сознание находится в переходном состоянии, и что эти переходы являются «мутациями», а не непрерывными. Эти скачки или трансформации включают в себя структурные изменения как в уме , так и в теле . Гебсер считал, что предыдущие структуры сознания продолжают действовать параллельно возникающей структуре.

Сознание — это «присутствие» или «присутствие»: [6]

В понимании этого термина Гебсером «сознание не является ни знанием, ни совестью, но пока его следует понимать в самом широком смысле как бодрствующее присутствие». [6] [б]

Каждая структура сознания со временем становится неполноценной и заменяется следующей структурой. Стресс и хаос в Европе с 1914 по 1945 год были симптомами структуры сознания, которая подошла к концу своей эффективности и ознаменовала рождение новой формы сознания. Первым свидетельством, свидетелем которого он стал, было новое использование языка и литературы . В 1943 году он изменил эту позицию, включив в нее изменения, происходящие в то время в искусстве и науке.

Его тезис о разрушении одной структуры сознания наряду с появлением новой заставил его задаться вопросом, не случалось ли такого раньше. Его работа Ursprung und Gegenwart является результатом этого исследования. Он был опубликован в различных изданиях с 1949 по 1953 год и переведен на английский язык как The Ever-Present Origin . [7] Опираясь на исторические свидетельства почти каждой крупной области (например, поэзии , музыки , изобразительного искусства , архитектуры , философии , религии , физики и других естественных наук и т. д.), Гебсер увидел следы возникновения (которое он назвал «эффективностью») ) и коллапс («дефицитность») различных структур сознания на протяжении всей истории .

Структуры сознания

[ редактировать ]

Гебсер выделил следующие структуры:

  1. Архаичная структура
  2. Волшебная структура
  3. Мифическая структура
  4. Ментальная структура
  5. Цельная структура

Архаичная структура

[ редактировать ]

Архаическая структура — это первая структура сознания, возникшая из «вездесущего начала»:

Используемый здесь термин «архаический» происходит от греческого arce, что означает зарождение или происхождение. Происхождение (или Ursprung в оригинальном немецком языке) — это источник, из которого возникает все, но это то, что возникает само. Это сущность, которая стоит за сознанием и лежит в его основе. [6]

Прямая информация об этой структуре отсутствует; это следует из сочинений более позднего времени. [8] Он нульмерен; [6] сознание — лишь «тускло освещенный туман, лишенный теней». [9] Оно не индивидуально, а «было совершенно тождественно целому»: [8]

Человек был полностью погружен в мир и не мог выбраться из этого мира. Они были идентичны этому миру. [8]

Магическая структура

[ редактировать ]

В магической структуре события, предметы и люди магически связаны. Символы и статуи не просто представляют эти события, объекты и людей, но являются теми же самыми объектами и людьми. [7] Гебсер символизирует эту «одномерную» структуру сознания внепространственной и вневременной «точкой». В отличие от архаической структуры, в которой существует «идеальное тождество человека и вселенной», [10] человек осознает природу как нечто внутри своего сообщества, к чему он должен «прислушиваться» и исходя из чего он должен действовать, чтобы выжить.

Мифическое строение

[ редактировать ]

Гебсер символизирует «двумерную» мифическую структуру кругом и циклическим временем, основанную на открытии человеком ритмической повторяемости природных событий и его внутренних размышлениях о своем опыте этих событий. «...[В] то время как отличительной характеристикой магической структуры было возникающее осознание природы, существенной характеристикой мифической структуры является возникающее осознание души». [11] В мифической структуре события, предметы и люди сплетены в истории . Мифологии придают связность сознанию. [7] Важным элементом мифа является полярность ; этимология самого мифа предполагает как говорение (рот, мифос ), так и молчание (немое, миэн ). [12] Гебсер объясняет, что полярность делает миф особенно чуждым структуре ментального сознания: «Только когда мы признаем оба значения корня, мы можем распознать фундаментальную природу мифической структуры. являются ли они конститутивными для мифической структуры». [13] «Только ментальный мир требует законов; мифический мир, защищенный полярностью, не знает их и не нуждается в них». [14]

Ментальная структура

[ редактировать ]

Ментальная структура присваивает события, предметы и людей с помощью логики. [7] В своей эффективной форме ментальная структура является «трехмерной». Гебсер символизирует его «треугольником», который иллюстрирует «троицу» тезиса, антитезиса и синтеза: «основание треугольника с двумя его вершинами, лежащими в оппозиции, представляет собой двойственные противоположности или антиномии, которые объединены в точке или вершине. ." [15] Для Гебсера в этом заключается суть «возникновения направленной или дискурсивной мысли». [16] с помощью которых будет строиться западная наука. «Потребовались столетия, чтобы в достаточной степени омертвить и демифологизировать слово, чтобы оно могло выражать отдельные концепции, освобожденные от богатства образов, а также достичь рационалистической крайности, когда слово, когда-то сила [магия], а затем образ [ миф], был низведен до простой формулы». [17]

Дефицитную форму психической структуры Гебсер назвал «рациональной» структурой. Рациональная структура сознания стремится отрицать другие структуры, утверждая, что люди исключительно рациональны.

Рациональная структура известна своими крайностями, о чем свидетельствуют различные утверждения «только...». Крайний материализм утверждает, что «все есть не что иное, как материя атомы ». Философия, любовь к мудрости заменяется инструментальным разумом, умением «творить». Созерцание – взгляд внутрь себя – обесценивается по отношению к тому, что человек «может сделать». «Мудрецы» теряют популярность и заменяются «человеками действия». Успехи в технологическом изменении материи предлагают решения некоторых проблем, но также порождают проблемы, созданные ими самими. Механизированная бойня двух мировых войн и новое атомное оружие иллюстрировали и символизировали выражение онтологии рациональной /ментальной структуры. Жить в такой структуре сознания становится трудно.

Некоторые видели причину этого отчаяния в отсутствии ценностей и этики . Гебсер увидел, что сама структура сознания достигла своего конца. Он видел, что его метафизические предположения обязательно привели к этому этическому тупику. «Свободная от ценностей» онтология, такая как материализм, неизбежно ведет к жизни «без ценностей». Любая попытка исправить ситуацию путем возврата к «ценностям» в конечном итоге потерпит неудачу. Но именно в этой трясине «упадка Запада » Гебсер увидел возникновение новой структуры сознания, которую он назвал интегральной.

Интегральная структура

[ редактировать ]

Интегральная структура сознания стала очевидной благодаря новому отношению к пространству и времени. Во второй части своей работы Гебсер намеревался задокументировать доказательства, которые он видел в различных человеческих начинаниях. Здесь следует отметить включение времени в физику, попытки «нарисовать» время в изобразительном искусстве и тому подобное. Гебсер заметил, что интегральная структура сознания в значительной степени проявляется как вторжение времени в «фиксированную реальность» ментальной структуры. Для Гебсера дуалистически противоположные и «статичные» категории Бытия уступили место прозрачности.

Прозрачность указывает на то, что одно «отдается» и всегда «вместе» с другим. На протяжении веков время рассматривалось как имеющее отдельные категории прошлого, настоящего и будущего. Было сказано, что эти категории полностью отличны друг от друга. Конечно, это создавало всевозможные трудности относительно того, как существа переходили из одной категории в другую — например, из настоящего в прошлое. Интегральное осознание замечает, что, хотя мы можем использовать категориальное мышление для различных целей, у нас также есть осознание того, что время — это неделимое целое . Различные существа в настоящем кристаллизуются из прошлого и простираются также в будущее. Фактически, не обладая целостным осознанием, человек не мог бы иметь представления о времени как о «прошлом» или «настоящем» и т. д. Без осознания целого человек застрял бы в своего рода «незнании» всегда только «сейчас», не связанное ни с каким ощущением прошлого или будущего. Даже ментальное осознание, разделяющее это целое на отдельные категории, не могло бы осознать эти категории без осознания, которое уже было целостным. Таким образом, осознание уже является целостным.

Гебсер ввел понятие презентации , что означает сделать что-то присутствующим посредством прозрачности. Аспектом интегрального осознания является представление или «присутствие» различных структур осознания. Вместо того, чтобы допускать, чтобы только одна (рациональная) структура была действительной, все структуры распознаются и представляются одна через другую. Это осознание и принятие различных структур позволяет человеку жить посредством различных структур, а не подчиняться им («жить ими» по-немецки).

Осознать различные структуры своего языка и привычек и даже своей жизни и себя — трудная задача. Но Гебсер говорит, что это задача, которую мы не можем игнорировать, не потеряв при этом себя. Это значит, что наше так называемое «объективное мышление» не лишено последствий, не невинно. Жить «объективно» — значит давать жизнь ужасам нигилизма в сочетании с ноу-хау высоко «эффективного» оружия. Это означает, что «объективность» применяется к «инженерному человечеству», будь то в поведенческих науках или в физических науках . Он спрашивает нас, насытились ли мы уже этими ужасами. Готовы ли мы привыкнуть к комфорту повседневной жизни или приняться за процесс перемен? В качестве руководства он предлагает, что, поскольку есть время действовать, есть также время созерцания, которым часто пренебрегают. В мире, где ноу-хау переоценено, простые знания необходимо также развивать . Более того, он знал, что мысль никогда не была просто умственным упражнением, ограничивающимся письмом. Он призывает нас осознать, что мы то, что мы думаем .

Терминология

[ редактировать ]

Прерывистость

[ редактировать ]

Гебсер предостерег от использования таких терминов, как эволюция , прогресс или развитие, для описания описанных им изменений в структурах сознания.

Гебсер прослеживает свидетельства трансформаций структуры сознания в их конкретизации в исторических артефактах. Он старался не называть этот процесс «эволюционным», поскольку любое такое понятие было иллюзорным применительно к «развертыванию сознания». Гебсер подчеркивал, что биологическая эволюция представляет собой замкнутый процесс, придающий виду ограниченную среду обитания . Раскрытие осознания, напротив, является открытием.

Любая попытка указать направление или цель раскрытию осознания иллюзорна, поскольку основана на ограниченном, менталистском, линейном представлении времени. Гебсер отмечает, что «прогрессировать» — значит двигаться к чему-то и, следовательно, также удаляться от чего-то другого; поэтому прогресс — неподходящий термин для описания структур сознания. Гебсер писал, что вопрос о судьбе человечества все еще открыт, что его закрытие было бы высшей трагедией, но такое закрытие остается возможным. Для Гебсера нашу судьбу не гарантирует никакое понятие «эволюции в сторону» или какой-либо идеальный способ существования.

Пространство и время

[ редактировать ]

Гебсер отмечает, что различные структуры сознания раскрываются в их отношении к пространству и времени . Например, мифическая структура воплощает время как циклическое /ритмичное, а пространство как замкнутое. Ментальная структура проживает время как линейное , направленное или «прогрессивное», а пространство становится коробчатым, вакуумным, однородным пространством геометрии .

Работы Гебсера легли в основу ряда других исследований и авторов.

Кен Уилбер

[ редактировать ]

Кен Уилбер ссылался и цитировал Гебсера (наряду со многими другими теоретиками) в своей книге « Восхождение из рая» 1981 года и последующих работах. Уилбер обнаружил, что «новаторская» работа Гебсера соответствует его собственной модели сознания, хотя Уилбер находит доказательства существования дополнительных более поздних мистических стадий, выходящих за рамки интегральной структуры Гебсера. [18]

Уильям Ирвин Томпсон

[ редактировать ]

В своей книге « Возникновение » 1996 года культурный критик Уильям Ирвин Томпсон сравнил структуры сознания Гебсера с концепцией Маршалла Маклюэна развития коммуникационных технологий от устной культуры к письменной культуре, алфавитной культуре, печатной культуре , а затем к зарождающейся электронной культуре . [19] Томпсон применил эти идеи к теории образования в своей книге «Преобразование истории: учебная программа по культурной эволюции» 2001 года . В своей книге «Я и общество: исследования эволюции сознания» 2004 года , в сотрудничестве с математиком Ральфом Абрахамом , Томпсон далее связал структуры Гебсера с периодами в развитии математики ( арифметической , геометрической , алгебраической , динамической , хаотической ) и в истории . музыки .

Нью Эйдж

[ редактировать ]

Интегральная философия Гебсера оценивается и применяется к мышлению Нью Эйдж о зарождающемся сдвиге в сознании в книге «2012» «Возвращение Кецалькоатля» Дэниела Пинчбека 2006 года . В «Тайной истории сознания » (2003) историк культуры Гэри Лахман связывает работу Гебсера с работами других альтернативных философов сознания, таких как Оуэн Барфилд , Рудольф Штайнер , Колин Уилсон и Юрий Москвитин .

Другие влияния

[ редактировать ]

Влияние Гебсера также присутствует в:

  • » Рудольфа Бахро ( «Логика дер Rettung переведенная на английский как «Избежание социальных и экологических катастроф »),
  • Бернардо Каструп « Почему материализм — это вздор»
  • Уго Эномия-Лассаль « Жизнь в новом сознании» ,
  • Дэниел Кили « Пересмотр экологической этики» ,
  • Георг Фейерштейн « Целостность или трансцендентность» .
  • Эрик Марк Крамер « Модерн/Постмодерн: с проторенной дороги антимодернизма».
  • Грант Максвелл «Динамика трансформации: прослеживание нового мировоззрения».

Библиография

[ редактировать ]

Английский

[ редактировать ]
  • Вечное происхождение , авторизованный перевод Ноэля Барстада с Альгисом Микунасом (Афины: издательство Университета Огайо, 1985, 1991)
  • Тревога, состояние современного человека , (Визуальная серия, 2) Хейри Штайнер и Жана Гебсера (мягкая обложка, 1962)

немецкий

[ редактировать ]
  • Рильке и Испания , 1936–1939 гг.
  • Грамматическое зеркало , 1944 год.
  • Происхождение и настоящее время , 1949-1953 гг.
  • «Перерыв во времени» , 1995.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гебсер написал в Die Schlafenden Jahre : «Когда мы рождаемся, мы плачем и плачем, когда мы умираем, мы должны улыбаться». Альгису Микунасу, почетному профессору философии Университета Огайо, вдова Гебсера подарила пленку с последними высказываниями Гебсера на смертном одре, и эта пленка была обработана в цифровом виде в медиа-лаборатории Университета Оклахомы (его ослабленное состояние и астма затрудняли его работу). чтобы понять).
  2. Это напоминает хайдеггеровское Dasein : присутствие, сознание . Сознание — это не просто зеркало, а активное присутствие. Сравните также немецкое слово «сознание» bewusstsein , которое буквально означает «сознание-бытие». Это также напоминает азиатские религиозно-философские термины и взгляды, такие как Ригпа в Дзогчене и взгляд Раманы Махарши на осознание как единственную реальность, лежащую в основе эго-структуры или «я-мысли».

Веб-ссылки

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Арнесон, Пэт (2007), Космология Джин Гебсер». В: Перспективы философии коммуникации. Под редакцией Пэта Арнесона , Purdue University Press.
  • Фейерштейн, Джордж (1987), Структуры сознания: гений Жана Гебсера: введение и критика
  • Гебсер, Жан (1944), Грамматическое зеркало
  • Гебсер, Жан (1991) [1985], Вечное происхождение, авторизованный перевод Ноэля Барстада с Альгисом Микунасом , Афины: Издательство Университета Огайо
  • Хяммерли, Рудлоф (1980), послесловие редактора. В: Жан Гебсер, полное издание, том VII , Novalis Verlag Gbr.
  • Махуд, Эд (1996), Первобытный скачок и настоящее: вечное происхождение - обзор творчества Джин Гебсер
  • Микунас, Альгис (1997), Введение в философию Жана Гебсера. В: Интегративные расследования , январь 1997 г., Том 4, номер 1. Страницы 8–21 (PDF) [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Томпсон, Уильям Ирвин (1996), Возникновение: артефакты и тексты в эволюции сознания
  • Уилбер, Кен (1996), Из Эдема. Трансперсональный взгляд на человеческую эволюцию

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Английский

[ редактировать ]
  • Георг Фейерштейн (1987), Структуры сознания: гений Жана Гебсера: введение и критика
  • Георг Фейерштейн (1989), Жан Гебсер: Какого цвета ваше сознание
  • Эрик Марк Крамер (1992) Сознание и культура: введение в мысль Жана Гебсера (Вклад в социологию)
  • Эрик Марк Крамер, Кларк Каллахан, С. Дэвид Цукерман (2013). «Межкультурная коммуникация и глобальная интеграция» Дубьюк, Айова: Кендалл-Хант

немецкий

[ редактировать ]
  • Иоахим Иллиес (1975), Адольф Портманн, Жан Гебсер, Иоганн Якоб Бахофен: Три исследователя культуры, три образа людей (тексты, тезисы; 67)
  • Урсула Ассинг-Грош (1993), Трудный ребенок: Феноменология сознания Джин Гебсер в детской и подростковой психиатрической практике (серия по психологии)
  • Эльмар Шюбль (2003), Жан Гебсер (1905–1973)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d34daf2fe349b3d106c6ccc36659dfdf__1712845860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/df/d34daf2fe349b3d106c6ccc36659dfdf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Gebser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)