Jump to content

Гермес Трисмегист

(Перенаправлено с Гермеса Трисмегиста )

Гермес Трисмегист (от древнегреческого : Ἑρμῆς ὁ Τρισμέγιστος , «Гермес Трижды Величайший»; классическая латынь : Mercurius ter Maximus ) — легендарная фигура эллинистического периода , возникшая как синкретическая комбинация греческого бога Гермеса и египетского бога Тота . [1] Он является предполагаемым автором « Герметики» , широко разнообразной серии древних и средневековых псевдоэпиграфик , которые заложили основу различных философских систем, известных как герметизм .

Мудрость, приписываемая этому деятелю в древности, сочетала в себе знание как материального, так и духовного мира, что делало приписываемые ему сочинения очень важными для тех, кто интересовался взаимосвязью между материальным и божественным. [2]

Фигуру Гермеса Трисмегиста также можно найти как в мусульманских писаниях , так и в писаниях бахаи . В этих традициях Гермес Трисмегист ассоциировался с пророком Идрисом (библейским Енохом ).

Происхождение и идентичность

[ редактировать ]
Гермес изображен с керикейоном ( кадуцеем ), кифарой , петасосом (круглой шляпой) и плащом путешественника, Музеи Ватикана.
Таут, Тот Дважды Великий, Второй Гермес , N372.2A, Бруклинский музей

Гермес Трисмегист может быть связан с греческим богом Гермесом и египетским богом Тотом . [1] [3] Греки в Птолемеевском царстве Египта признали эквивалентность Гермеса и Тота через интерпретацию graeca . [4] Следовательно, двум богам поклонялись как одному в бывшем храме Тота в Кемену, который в эллинистический период был известен как Гермополис . [5]

Гермес, греческий бог интерпретативного общения, сочетался с Тотом, египетским богом мудрости. Египетский жрец и эрудит Имхотеп был обожествлен спустя много времени после своей смерти и поэтому уподобился Тоту в классический и эллинистический периоды. [6] Знаменитый писец Аменхотеп и мудрец по имени Теос были равными божествами мудрости, науки и медицины; и, таким образом, они были помещены рядом с Имхотепом в святилищах, посвященных Тоту-Гермесу во времена Птолемеевского царства. [7]

Цицерон перечисляет несколько божеств, называемых «Гермесом»: «четвертый Меркурий (Гермес) был сыном Нила, имя которого египтяне не могут произносить»; и «пятый, которому поклоняются люди Фенея [в Аркадии ], как говорят, убил Аргуса Панопта и по этой причине бежал в Египет и дал египтянам их законы и алфавит: это он которого египтяне называют Тейт ». [8] Наиболее вероятная интерпретация этого отрывка - это два варианта одного и того же синкретизма греческого Гермеса и египетского Тота (или иногда других богов): четвертый (где Гермес оказывается «на самом деле» «сыном Нила», т.е. местный бог), рассматриваемый с египетской точки зрения, пятый (который перешел из Греции в Египет) рассматривается с греко-аркадской точки зрения. Обе эти ранние ссылки у Цицерона (самый древний материал о Трисмегисте относится к первым векам нашей эры) подтверждают точку зрения, что Трижды Великий Гермес возник в эллинистическом Египте в результате синкретизма между греческими и египетскими богами (Герметика чаще всего относится к Тоту и Амону). [9]

Гермес Трисмегист, напольная мозаика в Сиенском соборе.

Герметическая литература египтян, посвященная вызыванию духов и оживлению статуй, содержит информацию о древнейших эллинистических сочинениях по греко- вавилонской астрологии и о недавно разработанной практике алхимии . [10] В параллельной традиции герметическая философия рационализировала и систематизировала религиозные культовые практики и предлагала адепту средства личного вознесения от ограничений физического существования. Эта последняя традиция привела к смешению герметизма с гностицизмом , который развивался в то же время. [11]

Эпитет «трижды великий»

[ редактировать ]

Фауден утверждает, что первые датируемые случаи появления эпитета «трижды великий» встречаются в Легатио Афинагора Афинского и во фрагменте из Филона Библского , ок. н.э. 64–141 гг. [12] Однако в более поздней работе Копенхейвер сообщает, что этот эпитет впервые встречается в протоколе заседания совета Ибиса культа , состоявшегося в 172 году до нашей эры недалеко от Мемфиса в Египте. [13] Харт объясняет, что этот эпитет происходит от эпитета Тота, найденного в храме Эсны : «Тот великий, великий, великий». [4]

Многие христианские писатели, в том числе Лактанций , Августин , Марсилио Фичино , Кампанелла и Джованни Пико делла Мирандола , а также Джордано Бруно , считали Гермеса Трисмегиста мудрым языческим пророком, предвидевшим приход христианства . [14] [15] Они верили в существование prisca theologia , единого истинного богословия, пронизывающего все религии. Оно было дано Богом человеку в древности. [16] [17] и прошел через ряд пророков, среди которых были Зороастр и Платон . Чтобы продемонстрировать истинность prisca theologia, христиане присвоили герметические учения в своих целях. Согласно этому рассказу, Гермес Трисмегист был либо современником Моисея , либо [18] или третий в линии людей по имени Гермес, то есть Енох , Ной и египетский царь-жрец, известный нам как Гермес Трисмегист. [19] потому что он был величайшим священником, философом и королем. [19] [20]

Другое объяснение в Суде (10 век) заключается в том, что «его звали Трисмегистом из-за того, что он восхвалял троицу, говоря, что в троице есть одна божественная природа». [21]

Герметические писания

[ редактировать ]

В средние века и эпоху Возрождения Герметика пользовалась большим престижем и была популярна среди алхимиков. Гермес также был тесно связан с астрологией, например, со стороны влиятельного исламского астролога Абу Машара аль-Балхи (787–886). [22] Следовательно, «герметическая традиция» относится к алхимии, магии, астрологии и смежным предметам. Тексты обычно делятся на две категории: философские и технические герметические. Первый занимается главным образом философией , а второй — практической магией, зельями и алхимией. Выражение « герметично запечатанный » происходит от алхимической процедуры изготовления Философского камня . Для этого требовалось поместить смесь материалов в стеклянный сосуд, который запечатывали путем сплавления горлышка - процедура, известная как Печать Гермеса. Затем сосуд нагревали в течение 30–40 дней. [23]

В эпоху Возрождения считалось, что Гермес Трисмегист был современником Моисея . Однако после того, как Исаак Кейсобон в 1614 году продемонстрировал, что герметические писания должны датироваться позднее появлением христианства, весь герметизм эпохи Возрождения рухнул. [24] Что касается их фактического авторства:

... они, конечно, были написаны в глубокой древности не мудрым египетским священником, как полагали в эпоху Возрождения, а различными неизвестными авторами, вероятно, греками, и они содержат популярную греческую философию того периода, смесь платонизма и стоицизма . в сочетании с некоторыми еврейскими и, возможно, персидскими влияниями. [25]

Французский фигурист- иезуит, миссионер в Китае Иоахим Буве считал, что Гермес Трисмегист, Зороастр и китайский культурный герой Фуси на самом деле были библейским патриархом Енохом . [26]

В современных научных кругах были опубликованы различные критические издания «Герметики», например «Герметика» Брайана Копенхейвера .

Исламская традиция

[ редактировать ]
Страницы арабской рукописи Циранидов XIV века , текста, приписываемого Гермесу Трисмегисту.

Антуан Фавр в книге «Вечный Гермес » (1995) отметил, что Гермес Трисмегист имеет место в исламской традиции, хотя имя Гермес не встречается в Коране . Агиографы и летописцы первых веков исламской хиджры быстро отождествили Гермеса Трисмегиста с Идрисом, [27] исламский пророк сур (ср . 19.57 и 21.85, которого мусульмане также отождествляли с Енохом Бытие 5.18–24). Согласно сообщению персидского астролога Абу Машара аль-Балхи (787–886), Идриса/Гермеса называли «Триждымудрым» Гермесом Трисмегистом, потому что он имел тройное происхождение. Первый Гермес, сравнимый с Тотом , был «героем-цивилизатором», инициатором тайн божественной науки и мудрости, оживляющих мир; принципы этой священной науки он вырезал в иероглифах . Второй Гермес, в Вавилоне , был инициатором Пифагора . Третий Гермес был первым учителем алхимии . «Безликий пророк, — пишет исламист Пьер Лори , — Гермес не обладает никакими конкретными или заметными характеристиками, отличаясь в этом отношении от большинства главных фигур Библии и Корана». [28]

Секта поклонения звездам, известная как сабианцы Харрана, также считала, что их учение произошло от Гермеса Трисмегиста. [29]

Сохранилось не менее двадцати арабских герметических книг . Хотя некоторые из этих арабских герметических сочинений были переведены с греческого или среднеперсидского языка , некоторые изначально были написаны на арабском языке. [30] Герметические фрагменты также встречаются в работах мусульманских алхимиков, таких как Джабир ибн Хайян (умер около 806–816 гг . , раннюю версию Изумрудной скрижали цитирует в своем Китаб Устукус аль-Усс ). [31] и Ибн Умайл ( ок. 900 – ок. 960 , цитировал и комментировал герметические высказывания на протяжении всей своей работы, среди них также комментарий к Изумрудной скрижали ). [32]

Писания бахаи

[ редактировать ]

Бахаулла , основатель Веры Бахаи , отождествляет Идриса с Гермесом в своей Скрижали о Несоставной Реальности . [33]

  1. ^ Перейти обратно: а б Обзор литературных и археологических свидетельств происхождения Гермеса Трисмегиста как греческого бога Гермеса и египетского бога Тота можно найти в Булл, Кристиан Х. (2018). «Миф о Гермесе Трисмегисте». Традиция Гермеса Трисмегиста: египетский жрец как учитель эллинизированной мудрости . Религии в греко-римском мире. Том. 186. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 31–96. дои : 10.1163/9789004370845_003 . ISBN  978-90-04-37081-4 . ISSN   0927-7633 . S2CID   172059118 .
  2. ^ Ван ден Брук, Рулоф (2006). «Гермес Трисмегист I: Античность». В Ханеграафе, Воутер Дж. (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден: Брилл. стр. 474–478. ISBN  9789004152311 . п. 474.
  3. ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1904). Боги египтян Том. 1 . стр. 414–5.
  4. ^ Перейти обратно: а б Харт, Г., Словарь египетских богов и богинь Рутледжа , 2005, Рутледж, второе издание, Оксон, стр. 158.
  5. ^ Бейли, Дональд, «Классическая архитектура» в Риггс, Кристина (ред.), Оксфордский справочник по римскому Египту (Oxford University Press, 2012), стр. 192.
  6. ^ Артманн, Бенно (22 ноября 2005 г.). «Об обложке: Математическое завоевание третьего измерения» (PDF) . Бюллетень Американского математического общества . Новая серия. 43 (2): 231. doi : 10.1090/S0273-0979-06-01111-6 . Проверено 7 августа 2016 г.
  7. ^ Тот или Гермес Египта: исследование некоторых аспектов богословской мысли в Древнем Египте , стр. 166–168, Патрик Бойлан, Oxford University Press, 1922.
  8. ^ О природе богов III, Гл. 56
  9. ^ «Цицерон: О природе богов III» . Thelatinlibrary.com Проверено 25 июня 2015 г.
  10. ^ Фауден 1993: стр. 65–68.
  11. ^ «Стадии Вознесения в герметическом возрождении» . Esoteric.msu.edu . Проверено 25 июня 2015 г.
  12. ^ Фауден, Г., «Египетский Гермес», издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1987, стр. 216.
  13. ^ Копенхейвер, BP, «Герметика», Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1992, стр. xiv.
  14. ^ Хейзер, Джеймс Д. (2011). Prisci Theologi и герметическая Реформация в пятнадцатом веке (1-е изд.). Мэлоун, Техас: Repristination Press. ISBN  978-1-4610-9382-4 .
  15. ^ Джафар, Имад (2015). «Енох в исламской традиции». Священная паутина: журнал традиций и современности . XXXVI .
  16. ^ Йейтс, Ф., «Джордано Бруно и герметическая традиция», Рутледж, Лондон, 1964, стр. 14–18 и стр. 433–434.
  17. ^ Ханеграаф, WJ, «Религия Нью-Эйдж и западная культура», SUNY, 1998, стр. 360.
  18. ^ Йейтс, Ф., «Джордано Бруно и герметическая традиция», Рутледж, Лондон, 1964, стр. 27 и стр. 293.
  19. ^ Перейти обратно: а б Йейтс, Ф., «Джордано Бруно и герметическая традиция», Рутледж, Лондон, 1964, стр. 52.
  20. ^ Копенхейвер, BP, «Герметика», издательство Кембриджского университета, 1992, стр. xlviii.
  21. ^ Копенгавер, Герметика , стр. хli
  22. ^ Ван Бладель 2009 , 122 и далее.
  23. ^ Принсипи, Л.М., Секреты алхимии , 2013, University of Chicago Press, стр. 123
  24. ^ Ханеграаф, Воутер Дж . (1996). Религия Нью Эйдж и западная культура . Лейден: Брилл. стр. 390–391.
  25. ^ Йейтс Джордано Бруно и герметическая традиция, стр. 2–3.
  26. ^ Мунгелло 1989 : 321
  27. ^ Ван Бладель 2009 , с. 168: «Биография Гермеса Абу Машара, написанная примерно между 840 и 860 годами, сделает ее общеизвестной».
  28. ^ (Февр, 1995, стр. 19–20)
  29. ^ Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC   706947607 . стр. 398–403.
  30. ^ Ван Бладель 2009 , с. 17, примечание 42.
  31. ^ Зирнис, Питер (1979). Китаб Устукус аль-Усс Джабира ибн Хайяна (неопубликованная докторская диссертация). Нью-Йоркский университет. вариант Изумрудной Скрижали С. 64–65, 90. Джабир прямо отмечает, что цитируемый им взят из «Балинаса Мудреца» (т. е. псевдо - Аполлония Тианского ), хотя и несколько отличается от (вероятно, даже более раннего) версия сохранилась у псевдо-Аполлония Тианы в «Сирр аль-Халика» ( «Тайна творения »): см. Вайссер, Урсула (1980). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN  978-3-11-086693-3 . п. 46.
  32. ^ Стэплтон, HE ; Льюис, Г.Л.; Тейлор, Ф. Шервуд (1949). «Высказывания Гермеса, цитируемые в Ма' аль-Вараки Ибн Умаила». Амбикс . 3 (3–4): 69–90. дои : 10.1179/amb.1949.3.3-4.69 .
  33. ^ «Гермес Трисмегист и Аполлоний Тианский в Писаниях Бахауллы» . Bahai-library.com . Проверено 25 июня 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Офрере, Сидней Х. (2008) (на французском языке). Тот-Гермес-египтянин: От бесконечно большого к бесконечно малому . Париж: L'Harmattan. ISBN   978-2296046399 .
  • Булл, Кристиан Х. 2018. Традиция Гермеса Трисмегиста: египетский жрец как учитель эллинизированной мудрости . Лейден: Брилл. (стандартный справочник по теме)
  • КАЧОРНЬЯ, Марилена и ГЕРРИНИ, Роберто: Пол Сиенского собора . Искусство инкрустации мрамора с 14 по 19 века истоки и символика. Сиена 2004.
  • КАЧОРНЬЯ, Марилена: Междисциплинарные исследования на полу Сиенского собора . Материалы международной конференции по изучению Церкви СС. Аннунциата, 27 и 28 сентября 2002 г. Сиена, 2005 г.
  • Копенхейвер, Брайан П. (1995). Герметика: греческий Corpus Hermeticum и латинский Asclepius в новом английском переводе с примечаниями и введением , Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995. ISBN   0-521-42543-3 .
  • Эбелинг, Флориан, Тайная история Гермеса Трисмегиста: герметизм от древних до наших дней [Перевод с немецкого Дэвида Лортона] ( Издательство Корнеллского университета : Итака, 2007), ISBN   978-0-8014-4546-0 .
  • Фестюжьер, А.-Ж., Откровение Гермеса Трисмегиста . 2-е изд., 3 тома, Париж, 1981.
  • Фауден, Гарт, 1986. Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому разуму . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (Издательство Принстонского университета, 1993): рассказывает о Тоте (Гермесе) от его самой примитивной известной концепции до его более поздней эволюции в Гермеса Трисмегиста, а также о многих приписываемых ему книгах и сценариях.
  • Хорнунг, Эрик (2001). Тайные знания Египта: их влияние на Запад . Перевод Дэвида Лортона. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN   0801438470 .
  • Лупини, Кармель, Святой Трисмегист в «Словаре наук и техники Греции и Рима», Рим, 2010, том. 1.
  • Меркель, Ингрид и Аллен Г. Дебус , 1988. Герметизм и Возрождение: интеллектуальная история и оккультизм в Европе раннего Нового времени Библиотека Шекспира Фолджера ISBN   0-918016-85-1
  • Мангелло, Дэвид Эмиль (1989), Любопытная земля: жилье иезуитов и истоки китаеведения , Гонолулу: Гавайский университет Press, ISBN  0-8248-1219-0
  • Ван Блейдел, Кевин (2009). Арабский Гермес: от языческого мудреца к пророку науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780195376135.001.0001 . ISBN  978-0-19-537613-5 . (стандартная ссылка на Гермеса в арабо-исламском мире)
  • Ван ден Керчове, Анна 2012. Путь Гермеса: ритуальные практики и герметические трактаты . Лейден: Брилл.
  • Йейтс, Фрэнсис А. , Джордано Бруно и герметическая традиция . Издательство Чикагского университета, 1964. ISBN   0-226-95007-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1916972d85c3a7cb2bf8ba9c6a781ae__1720637100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/ae/f1916972d85c3a7cb2bf8ba9c6a781ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hermes Trismegistus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)