Гермес Трисмегист
Часть серии о |
Герметизм |
---|
Часть серии о |
Эзотерика |
---|
Гермес Трисмегист (от древнегреческого : Ἑρμῆς ὁ Τρισμέγιστος , «Гермес Трижды Величайший»; классическая латынь : Mercurius ter Maximus ) — легендарная фигура эллинистического периода , возникшая как синкретическая комбинация греческого бога Гермеса и египетского бога Тота . [1] Он является предполагаемым автором « Герметики» , широко разнообразной серии древних и средневековых псевдоэпиграфик , которые заложили основу различных философских систем, известных как герметизм .
Мудрость, приписываемая этому деятелю в древности, сочетала в себе знание как материального, так и духовного мира, что делало приписываемые ему сочинения очень важными для тех, кто интересовался взаимосвязью между материальным и божественным. [2]
Фигуру Гермеса Трисмегиста также можно найти как в мусульманских писаниях , так и в писаниях бахаи . В этих традициях Гермес Трисмегист ассоциировался с пророком Идрисом (библейским Енохом ).
Происхождение и идентичность
[ редактировать ]Гермес Трисмегист может быть связан с греческим богом Гермесом и египетским богом Тотом . [1] [3] Греки в Птолемеевском царстве Египта признали эквивалентность Гермеса и Тота через интерпретацию graeca . [4] Следовательно, двум богам поклонялись как одному в бывшем храме Тота в Кемену, который в эллинистический период был известен как Гермополис . [5]
Гермес, греческий бог интерпретативного общения, сочетался с Тотом, египетским богом мудрости. Египетский жрец и эрудит Имхотеп был обожествлен спустя много времени после своей смерти и поэтому уподобился Тоту в классический и эллинистический периоды. [6] Знаменитый писец Аменхотеп и мудрец по имени Теос были равными божествами мудрости, науки и медицины; и, таким образом, они были помещены рядом с Имхотепом в святилищах, посвященных Тоту-Гермесу во времена Птолемеевского царства. [7]
Цицерон перечисляет несколько божеств, называемых «Гермесом»: «четвертый Меркурий (Гермес) был сыном Нила, имя которого египтяне не могут произносить»; и «пятый, которому поклоняются люди Фенея [в Аркадии ], как говорят, убил Аргуса Панопта и по этой причине бежал в Египет и дал египтянам их законы и алфавит: это он которого египтяне называют Тейт ». [8] Наиболее вероятная интерпретация этого отрывка - это два варианта одного и того же синкретизма греческого Гермеса и египетского Тота (или иногда других богов): четвертый (где Гермес оказывается «на самом деле» «сыном Нила», т.е. местный бог), рассматриваемый с египетской точки зрения, пятый (который перешел из Греции в Египет) рассматривается с греко-аркадской точки зрения. Обе эти ранние ссылки у Цицерона (самый древний материал о Трисмегисте относится к первым векам нашей эры) подтверждают точку зрения, что Трижды Великий Гермес возник в эллинистическом Египте в результате синкретизма между греческими и египетскими богами (Герметика чаще всего относится к Тоту и Амону). [9]
Герметическая литература египтян, посвященная вызыванию духов и оживлению статуй, содержит информацию о древнейших эллинистических сочинениях по греко- вавилонской астрологии и о недавно разработанной практике алхимии . [10] В параллельной традиции герметическая философия рационализировала и систематизировала религиозные культовые практики и предлагала адепту средства личного вознесения от ограничений физического существования. Эта последняя традиция привела к смешению герметизма с гностицизмом , который развивался в то же время. [11]
Эпитет «трижды великий»
[ редактировать ]Фауден утверждает, что первые датируемые случаи появления эпитета «трижды великий» встречаются в Легатио Афинагора Афинского и во фрагменте из Филона Библского , ок. н.э. 64–141 гг. [12] Однако в более поздней работе Копенхейвер сообщает, что этот эпитет впервые встречается в протоколе заседания совета Ибиса культа , состоявшегося в 172 году до нашей эры недалеко от Мемфиса в Египте. [13] Харт объясняет, что этот эпитет происходит от эпитета Тота, найденного в храме Эсны : «Тот великий, великий, великий». [4]
Многие христианские писатели, в том числе Лактанций , Августин , Марсилио Фичино , Кампанелла и Джованни Пико делла Мирандола , а также Джордано Бруно , считали Гермеса Трисмегиста мудрым языческим пророком, предвидевшим приход христианства . [14] [15] Они верили в существование prisca theologia , единого истинного богословия, пронизывающего все религии. Оно было дано Богом человеку в древности. [16] [17] и прошел через ряд пророков, среди которых были Зороастр и Платон . Чтобы продемонстрировать истинность prisca theologia, христиане присвоили герметические учения в своих целях. Согласно этому рассказу, Гермес Трисмегист был либо современником Моисея , либо [18] или третий в линии людей по имени Гермес, то есть Енох , Ной и египетский царь-жрец, известный нам как Гермес Трисмегист. [19] потому что он был величайшим священником, философом и королем. [19] [20]
Другое объяснение в Суде (10 век) заключается в том, что «его звали Трисмегистом из-за того, что он восхвалял троицу, говоря, что в троице есть одна божественная природа». [21]
Герметические писания
[ редактировать ]В средние века и эпоху Возрождения Герметика пользовалась большим престижем и была популярна среди алхимиков. Гермес также был тесно связан с астрологией, например, со стороны влиятельного исламского астролога Абу Машара аль-Балхи (787–886). [22] Следовательно, «герметическая традиция» относится к алхимии, магии, астрологии и смежным предметам. Тексты обычно делятся на две категории: философские и технические герметические. Первый занимается главным образом философией , а второй — практической магией, зельями и алхимией. Выражение « герметично запечатанный » происходит от алхимической процедуры изготовления Философского камня . Для этого требовалось поместить смесь материалов в стеклянный сосуд, который запечатывали путем сплавления горлышка - процедура, известная как Печать Гермеса. Затем сосуд нагревали в течение 30–40 дней. [23]
В эпоху Возрождения считалось, что Гермес Трисмегист был современником Моисея . Однако после того, как Исаак Кейсобон в 1614 году продемонстрировал, что герметические писания должны датироваться позднее появлением христианства, весь герметизм эпохи Возрождения рухнул. [24] Что касается их фактического авторства:
... они, конечно, были написаны в глубокой древности не мудрым египетским священником, как полагали в эпоху Возрождения, а различными неизвестными авторами, вероятно, греками, и они содержат популярную греческую философию того периода, смесь платонизма и стоицизма . в сочетании с некоторыми еврейскими и, возможно, персидскими влияниями. [25]
Французский фигурист- иезуит, миссионер в Китае Иоахим Буве считал, что Гермес Трисмегист, Зороастр и китайский культурный герой Фуси на самом деле были библейским патриархом Енохом . [26]
В современных научных кругах были опубликованы различные критические издания «Герметики», например «Герметика» Брайана Копенхейвера .
Исламская традиция
[ редактировать ]Антуан Фавр в книге «Вечный Гермес » (1995) отметил, что Гермес Трисмегист имеет место в исламской традиции, хотя имя Гермес не встречается в Коране . Агиографы и летописцы первых веков исламской хиджры быстро отождествили Гермеса Трисмегиста с Идрисом, [27] исламский пророк сур (ср . 19.57 и 21.85, которого мусульмане также отождествляли с Енохом Бытие 5.18–24). Согласно сообщению персидского астролога Абу Машара аль-Балхи (787–886), Идриса/Гермеса называли «Триждымудрым» Гермесом Трисмегистом, потому что он имел тройное происхождение. Первый Гермес, сравнимый с Тотом , был «героем-цивилизатором», инициатором тайн божественной науки и мудрости, оживляющих мир; принципы этой священной науки он вырезал в иероглифах . Второй Гермес, в Вавилоне , был инициатором Пифагора . Третий Гермес был первым учителем алхимии . «Безликий пророк, — пишет исламист Пьер Лори , — Гермес не обладает никакими конкретными или заметными характеристиками, отличаясь в этом отношении от большинства главных фигур Библии и Корана». [28]
Секта поклонения звездам, известная как сабианцы Харрана, также считала, что их учение произошло от Гермеса Трисмегиста. [29]
Сохранилось не менее двадцати арабских герметических книг . Хотя некоторые из этих арабских герметических сочинений были переведены с греческого или среднеперсидского языка , некоторые изначально были написаны на арабском языке. [30] Герметические фрагменты также встречаются в работах мусульманских алхимиков, таких как Джабир ибн Хайян (умер около 806–816 гг . , раннюю версию Изумрудной скрижали цитирует в своем Китаб Устукус аль-Усс ). [31] и Ибн Умайл ( ок. 900 – ок. 960 , цитировал и комментировал герметические высказывания на протяжении всей своей работы, среди них также комментарий к Изумрудной скрижали ). [32]
Писания бахаи
[ редактировать ]Бахаулла , основатель Веры Бахаи , отождествляет Идриса с Гермесом в своей Скрижали о Несоставной Реальности . [33]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Обзор литературных и археологических свидетельств происхождения Гермеса Трисмегиста как греческого бога Гермеса и египетского бога Тота можно найти в Булл, Кристиан Х. (2018). «Миф о Гермесе Трисмегисте». Традиция Гермеса Трисмегиста: египетский жрец как учитель эллинизированной мудрости . Религии в греко-римском мире. Том. 186. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 31–96. дои : 10.1163/9789004370845_003 . ISBN 978-90-04-37081-4 . ISSN 0927-7633 . S2CID 172059118 .
- ^ Ван ден Брук, Рулоф (2006). «Гермес Трисмегист I: Античность». В Ханеграафе, Воутер Дж. (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден: Брилл. стр. 474–478. ISBN 9789004152311 . п. 474.
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1904). Боги египтян Том. 1 . стр. 414–5.
- ^ Перейти обратно: а б Харт, Г., Словарь египетских богов и богинь Рутледжа , 2005, Рутледж, второе издание, Оксон, стр. 158.
- ^ Бейли, Дональд, «Классическая архитектура» в Риггс, Кристина (ред.), Оксфордский справочник по римскому Египту (Oxford University Press, 2012), стр. 192.
- ^ Артманн, Бенно (22 ноября 2005 г.). «Об обложке: Математическое завоевание третьего измерения» (PDF) . Бюллетень Американского математического общества . Новая серия. 43 (2): 231. doi : 10.1090/S0273-0979-06-01111-6 . Проверено 7 августа 2016 г.
- ^ Тот или Гермес Египта: исследование некоторых аспектов богословской мысли в Древнем Египте , стр. 166–168, Патрик Бойлан, Oxford University Press, 1922.
- ^ О природе богов III, Гл. 56
- ^ «Цицерон: О природе богов III» . Thelatinlibrary.com Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Фауден 1993: стр. 65–68.
- ^ «Стадии Вознесения в герметическом возрождении» . Esoteric.msu.edu . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Фауден, Г., «Египетский Гермес», издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1987, стр. 216.
- ^ Копенхейвер, BP, «Герметика», Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1992, стр. xiv.
- ^ Хейзер, Джеймс Д. (2011). Prisci Theologi и герметическая Реформация в пятнадцатом веке (1-е изд.). Мэлоун, Техас: Repristination Press. ISBN 978-1-4610-9382-4 .
- ^ Джафар, Имад (2015). «Енох в исламской традиции». Священная паутина: журнал традиций и современности . XXXVI .
- ^ Йейтс, Ф., «Джордано Бруно и герметическая традиция», Рутледж, Лондон, 1964, стр. 14–18 и стр. 433–434.
- ^ Ханеграаф, WJ, «Религия Нью-Эйдж и западная культура», SUNY, 1998, стр. 360.
- ^ Йейтс, Ф., «Джордано Бруно и герметическая традиция», Рутледж, Лондон, 1964, стр. 27 и стр. 293.
- ^ Перейти обратно: а б Йейтс, Ф., «Джордано Бруно и герметическая традиция», Рутледж, Лондон, 1964, стр. 52.
- ^ Копенхейвер, BP, «Герметика», издательство Кембриджского университета, 1992, стр. xlviii.
- ^ Копенгавер, Герметика , стр. хli
- ^ Ван Бладель 2009 , 122 и далее.
- ^ Принсипи, Л.М., Секреты алхимии , 2013, University of Chicago Press, стр. 123
- ^ Ханеграаф, Воутер Дж . (1996). Религия Нью Эйдж и западная культура . Лейден: Брилл. стр. 390–391.
- ^ Йейтс Джордано Бруно и герметическая традиция, стр. 2–3.
- ^ Мунгелло 1989 : 321
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 168: «Биография Гермеса Абу Машара, написанная примерно между 840 и 860 годами, сделает ее общеизвестной».
- ^ (Февр, 1995, стр. 19–20)
- ^ Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC 706947607 . стр. 398–403.
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 17, примечание 42.
- ^ Зирнис, Питер (1979). Китаб Устукус аль-Усс Джабира ибн Хайяна (неопубликованная докторская диссертация). Нью-Йоркский университет. вариант Изумрудной Скрижали С. 64–65, 90. Джабир прямо отмечает, что цитируемый им взят из «Балинаса Мудреца» (т. е. псевдо - Аполлония Тианского ), хотя и несколько отличается от (вероятно, даже более раннего) версия сохранилась у псевдо-Аполлония Тианы в «Сирр аль-Халика» ( «Тайна творения »): см. Вайссер, Урсула (1980). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN 978-3-11-086693-3 . п. 46.
- ^ Стэплтон, HE ; Льюис, Г.Л.; Тейлор, Ф. Шервуд (1949). «Высказывания Гермеса, цитируемые в Ма' аль-Вараки Ибн Умаила». Амбикс . 3 (3–4): 69–90. дои : 10.1179/amb.1949.3.3-4.69 .
- ^ «Гермес Трисмегист и Аполлоний Тианский в Писаниях Бахауллы» . Bahai-library.com . Проверено 25 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Офрере, Сидней Х. (2008) (на французском языке). Тот-Гермес-египтянин: От бесконечно большого к бесконечно малому . Париж: L'Harmattan. ISBN 978-2296046399 .
- Булл, Кристиан Х. 2018. Традиция Гермеса Трисмегиста: египетский жрец как учитель эллинизированной мудрости . Лейден: Брилл. (стандартный справочник по теме)
- КАЧОРНЬЯ, Марилена и ГЕРРИНИ, Роберто: Пол Сиенского собора . Искусство инкрустации мрамора с 14 по 19 века истоки и символика. Сиена 2004.
- КАЧОРНЬЯ, Марилена: Междисциплинарные исследования на полу Сиенского собора . Материалы международной конференции по изучению Церкви СС. Аннунциата, 27 и 28 сентября 2002 г. Сиена, 2005 г.
- Копенхейвер, Брайан П. (1995). Герметика: греческий Corpus Hermeticum и латинский Asclepius в новом английском переводе с примечаниями и введением , Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995. ISBN 0-521-42543-3 .
- Эбелинг, Флориан, Тайная история Гермеса Трисмегиста: герметизм от древних до наших дней [Перевод с немецкого Дэвида Лортона] ( Издательство Корнеллского университета : Итака, 2007), ISBN 978-0-8014-4546-0 .
- Фестюжьер, А.-Ж., Откровение Гермеса Трисмегиста . 2-е изд., 3 тома, Париж, 1981.
- Фауден, Гарт, 1986. Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому разуму . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (Издательство Принстонского университета, 1993): рассказывает о Тоте (Гермесе) от его самой примитивной известной концепции до его более поздней эволюции в Гермеса Трисмегиста, а также о многих приписываемых ему книгах и сценариях.
- Хорнунг, Эрик (2001). Тайные знания Египта: их влияние на Запад . Перевод Дэвида Лортона. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801438470 .
- Лупини, Кармель, Святой Трисмегист в «Словаре наук и техники Греции и Рима», Рим, 2010, том. 1.
- Меркель, Ингрид и Аллен Г. Дебус , 1988. Герметизм и Возрождение: интеллектуальная история и оккультизм в Европе раннего Нового времени Библиотека Шекспира Фолджера ISBN 0-918016-85-1
- Мангелло, Дэвид Эмиль (1989), Любопытная земля: жилье иезуитов и истоки китаеведения , Гонолулу: Гавайский университет Press, ISBN 0-8248-1219-0
- Ван Блейдел, Кевин (2009). Арабский Гермес: от языческого мудреца к пророку науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780195376135.001.0001 . ISBN 978-0-19-537613-5 . (стандартная ссылка на Гермеса в арабо-исламском мире)
- Ван ден Керчове, Анна 2012. Путь Гермеса: ритуальные практики и герметические трактаты . Лейден: Брилл.
- Йейтс, Фрэнсис А. , Джордано Бруно и герметическая традиция . Издательство Чикагского университета, 1964. ISBN 0-226-95007-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Corpus Hermeticum вместе с полным текстом классической работы Г. Р. С. Мида « Трижды величайший Гермес» .
- Hermetic Research - портал по изучению и обсуждению герметики.
- Дэн Меркур, «Стадии Вознесения в герметическом возрождении»
- Асклепий. Архивировано 17 января 2007 г. в Wayback Machine — латинский текст издания Paris: Henricus Stephanus 1505.
- Пимандер - латинский перевод Марсилио Фичино, Милан: Дамиан де Милано, 1493 г.
- БОЖЕСТВЕННЫЙ ПИМАНДР Гермеса Меркурия Трисмегиста на английском языке
- Интернет-галереи, коллекции истории науки, библиотеки Университета Оклахомы — изображения произведений Гермеса Трисмегиста в высоком разрешении в форматах JPEG и TIFF.
- Гермес Трисмегист
- Древние астрологи
- Древние оккультисты
- Египетские боги
- Эпитеты Гермеса
- Греческие алхимики
- Эллинистические египетские божества
- Эллинистическая религия
- Герметизм
- Волшебные боги
- Мифологические персонажи
- Оккультные писатели
- Люди, существование которых оспаривается
- Первобытные учителя
- Сверхъестественные существа, отождествляемые с христианскими святыми
- Енох (предок Ноя)
- Тот