Марко Паллис
Марко Паллис | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 5 июня 1989 г. | ( 93 года
Национальность | Британский |
Известный | Сочинения о Тибете |
Марко Александр Паллис (19 июня 1895 — 5 июня 1989) — греко - британский писатель и альпинист, тесно связанный с традиционалистской школой . Он писал труды по религии и культуре Тибета .
Ранняя жизнь: образование, путешествия и опыт военного времени
[ редактировать ]Он родился в Ливерпуле 19 июня 1895 года и был младшим сыном в семье богатых и космополитичных греков . [1] Паллис получил образование в школе Харроу и Ливерпульском университете , где изучал энтомологию . [2] В 1911 году он отправился в Британскую Гвиану для изучения насекомых, а в 1912 году присоединился к греческой кампании против Османской империи во время первой из Балканских войн . Во время осады Янины , родового города семьи Паллис, он работал в полевом госпитале в Арте .
Во время Первой мировой войны Паллис первоначально помогал Армии спасения в районе реки Сава в Сербии . В 1916 году он поступил на службу в британскую армию и получил должность армейского переводчика в Македонии . Малярия и сильное воспаление правого глаза прервали его службу в Македонии. После длительного выздоровления на Мальте Паллис подал заявление и был принят в гренадерскую гвардию. Прошел начальную подготовку, затем повышение квалификации на пулеметчика. В 1918 году в звании подпоручика его направили воевать в окопы Западного фронта. Во время битвы при Камбре , в результате атаки, в результате которой погибли его капитан и первый лейтенант, Паллис получил ранение в колено и был вынужден выйти из боя.
Альпинизм, Гималаи и введение в буддизм
[ редактировать ]После войны Паллис вопреки указаниям врача лазил и исследовал свое травмированное колено. [3] он отправлялся в экспедиции в Арктику , Швейцарию , Доломитовые Альпы , Сноудонию , Пик-Дистрикт и Шотландское нагорье Когда он был ближе к дому, . В 1933 году Паллис возглавил небольшую альпинистскую группу в район Киннаура , одного из приграничных районов Гималаев. Около деревни Нако, на границе с Тибетом, Паллису и его команде удалось совершить первовосхождение на Лео Паргиала (22 280 футов). [4]
В 1936 году Паллис вернулся в Гималаи во главе очередной экспедиции. Его группа сначала отправилась в Сикким , «прихожую Тибета», где их неспособность подняться на вершину Симву (22 360 футов) была, по крайней мере для Паллиса, более чем компенсирована их встречей со святым настоятелем Лахена в у которых, по словам Паллиса, «интеллект, сострадание и инициатический авторитет были отражены в равной степени». [5]
Из Сиккима Паллис надеялся пересечь границу с Тибетом, но по политическим обстоятельствам получить необходимые разрешения не удалось. Вынужденный изменить свои планы, он решил вместо этого отправиться в Ладакх . Его сопровождал его близкий друг Ричард Николсон. [6] и еще один член их альпинистской группы, доктор Роберт Роуф. Оказавшись в Ладакхе, они отказались от западной одежды в пользу чубы , [7] и принял, насколько это возможно, тибетский образ жизни. «Это был наш способ сказать нашим хозяевам: «Мы хотим быть одними из вас. Пожалуйста, не принимайте никаких необычных мер от нашего имени. Мы любим вашу традицию и надеемся, что она не будет опрометчиво изменена. Мы нашли способ настроиться». себя на его пути». [8]
Паллис к тому времени считал себя «паломником» тибетского буддизма и как в Сиккиме, так и в Ладакхе он получил религиозное образование непосредственно у квалифицированных наставников в рамках живой традиции. В частности, он посвящает свои Пики и Ламы четырем учителям: «великому созерцателю, настоятелю Лачхена, почтенному Даве, казначею Спитука , почтенному Кончхогу Гьялцану из Пхиянга и почтенному геше Вангьялу из Дрепунга , Лхаса, который для меня на благо и на благо всех существ, приведших в движение Колесо Учения». [9] [10]
Вторая мировая война [11] [ ненадежный источник? ] препятствовали дальнейшим поездкам до 1947 года, когда Паллис и Ричард Николсон смогли посетить центр Тибета перед предстоящим китайским вторжением. Они много путешествовали по тибетской провинции Цанг , стремясь осуществить свое общее желание «впитать дух Традиции посредством непосредственного опыта». [12] За время своего пребывания они смогли установить контакт с каждой из четырех основных школ тибетского буддизма ( Гелугпа , Ньингмапа , Кагьюпа и Сакьяпа ), посетив такие святые места, как древний монастырь Пел Сакья , резиденция Сакьяпы и сокровищница всех искусств в их лучших проявлениях». [13] а также монастырь Ташилунпо , резиденция Панчен-ламы и один из четырех великих монастырей Гелугпа.
После ухода с Тибетского нагорья Паллис жил в Калимпонге , Индия . почти четыре года [14] перед возвращением в Англию в 1951 году. [15] [ ненадежный источник? ] Калимпонг был тогда центром литературной и культурной деятельности, а также убежищем для многих из тех, кто был вынужден покинуть Тибет. За это время Паллис сформировал множество прочных отношений, включая знакомство с тогдашней королевой Бутана и ее семьей, которую он позже посетил в Англии, а также с бывшим наставником Далай-ламы Генрихом Харрером , с которым Паллис позже сотрудничал в разоблачении писателя-мошенника Сирила. Хоскин, псевдоним « Лобсанг Рампа ». [16] Находясь в Калимпонге, Паллис также встретился с Великой Королевской Матерью Далай-ламы и установил близкие отношения с настоятелем близлежащего монастыря Тарпа Чолинг.
После политических потрясений в Тибете в 1950-х годах Паллис стал активно участвовать в делах Тибетского общества, первой западной группы поддержки, созданной для тибетского народа. Паллис также смог разместить членов тибетской диаспоры в своей лондонской квартире. Паллис также установил отношения с молодым Чогьямом Трунгпой , который только что прибыл в Англию. [17] Трунгпа попросил Паллиса написать предисловие к первой автобиографической книге Трунгпы «Рожденный в Тибете». В знак признательности Трунгпа выражает Паллису «большую благодарность» за «большую помощь», которую Паллис оказал в доведении книги до завершения. Далее он говорит, что «мистер Паллис, согласившись написать предисловие, посвятил много недель работе по окончательному приведению книги в порядок». [18]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Паллис изучал музыку у Арнольда Долмеча , выдающегося возродителя ранней английской музыки, композитора и исполнителя. [19] и считался «одним из самых преданных протеже Дольмеча». [20] Вскоре Паллис обнаружил любовь к старинной музыке, особенно к камерной музыке шестнадцатого и семнадцатого веков, а также к виоле да гамба . Даже во время восхождения в районе водораздела Сатледж-Ганг он и его музыкально настроенные друзья не преминули взять с собой свои инструменты.
Паллис преподавал игру на скрипке в Королевской музыкальной академии и воссоздал The English Consort of Viols , ансамбль, который он впервые сформировал в 1930-х годах. Это была одна из первых профессиональных исполнительских групп, занимавшихся сохранением старинной английской музыки. Они выпустили три пластинки [21] и совершил несколько концертных туров по Англии и два тура по США. [22]
Согласно обзору New York Times, их концерт в ратуше в апреле 1962 года «был настоящим музыкальным наслаждением», поскольку исполнители обладали «ритмической плавностью, которая придавала музыке элегантность и достоинство». [23] Паллис также опубликовал несколько композиций, в первую очередь для скрипки. [24] и написал об истории скрипки и ее месте в ранней английской музыке. [25]
Королевская музыкальная академия в знак признания многолетнего вклада в область старинной музыки наградила Паллиса почетной стипендией. В возрасте восьмидесяти девяти лет его «Ноктюрн де л'Эфемер» был исполнен в зале Королевы Елизаветы в Лондоне; его племянница пишет, что «он смог выйти на сцену, чтобы принять аплодисменты, что он и сделал со своей обычной скромностью». [26] Когда он умер, он оставил незаконченной оперу, основанную на жизни Миларепы . [27]
Сочинения о буддизме и традициях
[ редактировать ]Паллис назвал «традицию» лейтмотивом своего творчества. Он писал с точки зрения того, что стало называться традиционалистской или перенниалистской школой сравнительного религиоведения, основанной Рене Геноном , Анандой К. Кумарасвами и Фритьофом Шуоном , каждого из которых он знал лично. [28] Как традиционалист, Паллис исходил из «трансцендентного единства религий» (название знаковой книги Шуона, вышедшей в 1948 году), и отчасти это понимание дало Паллису понимание сокровенной природы духовной традиции Тибета, его избранной любви. Он часто писал статьи в журнал «Исследования сравнительного религиоведения» (вместе с Шуоном, Геноном и Кумарасвами), публикуя статьи как по темам тибетской культуры и религиозной практики, так и по философии перенниализма .
Паллис опубликовал три книги за почти сорок лет. Его первая работа «Пики и ламы» (1939). [29] упомянутый ранее, рассказывает историю, «как в ходе различных эпизодов гималайского путешествия был получен доступ к традиционному миру, все еще целостному и энергичному, миру буддизма в его тибетской ветви». [30] Эта книга основана на его путешествиях в Киннаур , Ладакх и Сикким в индийских Гималаях. [29] За этим последовал «Путь и гора» (1960). [31] и «Буддийский спектр» (1980), [32] оба сборника эссе пытаются рассмотреть «ряд буддийских тем первостепенной важности таким образом, чтобы составить... последовательный взгляд на мир и на человеческую судьбу, реализуемую в этом мире, как она увидена глазами буддиста» [33] Несколько эссе Паллиса были также включены в книгу Джейкоба Нидлмана « Меч гнозиса» . [34] После своего последнего путешествия в Тибет, живя в Калимпонге, Паллис написал небольшую книгу на тибетском языке, в которой рассказал об опасностях, которые представляет для Тибета вторжение современной культуры. [35] Помимо написания собственных сочинений, Паллис переводил буддийские тексты на греческий язык и переводил произведения других писателей-традиционалистов Рене Генона и Фритьофа Шуона с французского на английский. Некоторые из собственных работ Паллиса также были переведены на итальянский, французский, испанский и турецкий языки. [36]
С момента публикации его первой книги шестьдесят шесть лет назад поколения ученых и студентов обращались к Паллису за пониманием буддизма и Тибета. Его работы цитируются такими писателями, как Генрих Харрер , Генрих Циммер , Джозеф Кэмпбелл , Томас Мертон , Роберт Эйткен и Хьюстон Смит . Несмотря на такое научное признание, верно также, как утверждает Гарри Олдмидоу, что «Паллис не интересовался ни исследованиями ради самих себя, ни каким-либо чисто теоретическим пониманием доктрины: его работа всегда была созвучна требованиям самой духовной жизни». . [Его очерки] должны представлять интерес не только для тех, кто следует буддийским путем, но и для всех духовных путников». [37] Хьюстон Смит выражает аналогичное суждение, когда заявляет: «Хотя Паллис уважает науку, он не считает себя буддийским ученым... Что он делает, так это сосредотачивается на ключевых буддийских учениях и исследует их сущностный и экзистенциальный смысл. В этом проекте он регулярно обращается к другим традициям, особенно к христианству. [38] Венделл Берри , Гэри Снайдер и Роберт Эйткен поддержали переиздание классической книги Паллиса « Пики и ламы », которую Венделл Берри назвал «лучшей книгой из моего ограниченного чтения, связывающей одну из форм буддизма с поддерживающей ее культурой». . [Это] полезно всем, кто интересуется тем, чем является или может быть традиционная культура, и как такая культура может сохранить себя». [39]
Смерть
[ редактировать ]Марко Паллис «ушёл на небесные поля» 5 июня 1989 года. В своей статье для « Индепендент » Питер Тэлбот Уилкокс завершает некролог своего друга такими словами:
Остается рискнуть кратко прокомментировать: он был и остается великим учителем. . . который имел смысл жизни и жизни грядущей; в чьем присутствии непреодолимые трудности становились менее устрашающими; который брал на себя бесконечные хлопоты, чтобы помочь тем, кто приносил ему свои проблемы; тот, для кого духовный поиск в молитве был единственным, что необходимо, кто своей жизнью продемонстрировал обоснованность и истинность традиционных учений; и что, хотя они и выхолощены модернизмом, они остаются единственными действительными критериями для тех, у кого, как он выразился, есть уши, чтобы слышать. Его жизнь была празднованием «Свадьбы мудрости и метода»: так называется одно из его эссе. [40]
Библиография
[ редактировать ]- Путь и гора: Тибет, буддизм и традиции ( World Wisdom , 2008). ISBN 978-1-933316-53-6
- Духовное восхождение: сборник мировой мудрости (Fons Vitae, 2008 г.) ISBN 978-1-933316-53-6
- Буддийский спектр: вклад в христианско-буддийский диалог ( World Wisdom , 2004). ISBN 978-0-941532-40-2
- Пики и ламы: классическая книга по альпинизму, буддизму и Тибету (Shoemaker & Hoard, 2004). ISBN 978-1-59376-058-8
- Сикким , (Космо, 2003) ISBN 978-81-7020-759-7
- Ладакх , («Космо», 2002) ISBN 978-81-7020-756-6
См. также
[ редактировать ]- Вечная философия
- Титус Буркхардт
- Хоссейн Наср
- Мартин Лингс
- Хьюстон Смит
- Жан-Луи Мишон
- Жан Борелла
- Элемир Золла
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Дополнительную информацию о семье Паллис см. в статье Лауры Кэмерон и Дэвида Мэтлесса, «Мариетта Паллис», в Оксфордском национальном биографическом словаре.
- ^ См. Томас Мертон, Азиатский журнал Томаса Мертона (Нью-Йорк: New Directions Books, 1975), стр. 71-72.
- ^ По словам одного из его партнеров по восхождению на Гималаи, «Паллис скрывает большую решимость за своей мягкой манерой» (Ф. Спенсер Чепмен, Хелвеллин в Гималаи: включая отчет о первом восхождении на Чомолхари [Лондон: Книжный клуб путешествий, 1941], с. 84).
- ^ Восхождение под руководством Паллиса цитируется Стивеном Венейблсом, Эверест: вершина достижений (Лондон: Королевское географическое общество, 2003); Уолт Ансворт, Эверест: История альпинизма (Сиэтл: Альпинисты, 2000); и Хариш Кападиа, Трекинг и восхождение в Индийских Гималаях (Лондон: New Holland Publishers, 2001).
- ^ Пики и Ламы, с. 360.
- ↑ Паллис и Николсон встретились в 1920-х годах, когда оба были учениками Арнольда Долмеча, и с тех пор остались друзьями на всю жизнь. Они были частыми партнерами по альпинизму до того, как вместе отправились в Гималаи.
- ^ Традиционная одежда тибетских мужчин. Чуба, изготовленная из шерсти и часто на меховой подкладке, представляет собой халат длиной до щиколотки с длинными рукавами, который носится с поясом на талии.
- ^ Пики и Ламы, с. 201.
- ^ Пики и ламы, Посвящение
- ↑ О разнообразии преподавателей Паллиса свидетельствует история, рассказанная Арно Дежарденом , французским писателем и режиссером. В начале 1960-х годов под руководством личного переводчика Далай-ламы Дежарден встретился и взял интервью у многих наиболее уважаемых тибетских духовных лидеров, находившихся тогда в изгнании. Он рассказывает: «Я помню разговор, состоявшийся однажды вечером в Сиккиме, когда возник вопрос о жителях Запада, которые действительно подошли достаточно близко к тантраяне, чтобы понимать нечто большее, чем слова и формулы. Один такой человек, о котором присутствующие говорили с величайшее уважение и почтение, неоднократно упоминалось в этом разговоре английским словом «традиция». «Традиция» провела некоторое время с таким-то гуру; «Традиция» посетила такой-то монастырь, и мне внезапно стало ясно, что этим господином «Традицией» был Марко Паллис ( под своим тибетским именем Тубден Тендзин). (Арно Дежарден, «Послание тибетцев» [Лондон: Стюарт и Уоткинс, 1969], стр. 20).
- ↑ Паллис служил офицером полиции Ливерпуля во время Второй мировой войны.
- ^ Пики и Ламы, с. 200.
- ^ Марко Паллис, «Брак мудрости и метода», Срединный путь: Журнал буддийского общества, Том. XXXVI, № 2, август 1961 г., с. 54.
- ↑ Другой английский эмигрант и знакомый Паллиса, тогдашний монах-послушник Ургьен Сангхаракшита (урожденный Деннис Лингвуд ), дает нам краткий, но информативный обзор домашней жизни Паллиса в Калимпонге: «Бунгало располагалось наверху пролета каменные ступени неправильной формы, а позади виднелись деревья и кустарники, наступающие по обеим сторонам, это было достаточно тихое и уединенное место. Здесь Табден Ла, как он любил себя называть, жил со своим другом Ричардом Николсоном, также известным как Табден Шедуб. не совсем готов, он показал мне место, висевшее на стенах, а полированные деревянные полы были покрыты тибетскими коврами. , спутник путешествий, записанный в «Пиках и Ламах», поскольку обед был еще лампы на алтаре и массивные медные чайники на буфете , все блестящие в полутьме с закрытыми ставнями. В одной комнате я мог различить незнакомую форму клавесина» (Сангхаракшита (DPE Lingwood), «Лицом к горе Канченджанга: английский язык»). Буддисты в Восточных Гималаях [Глазго: Windhorse Publications, 1991], с. 173).
- ↑ В 1959 году Паллис совершил ответный визит в северную Индию и Сикким.
- ↑ См. «Частное против Третьего глаза», журнал Time, понедельник, 17 февраля 1958 г.
- ↑ Дополнительную информацию об отношениях между Трунгпой и Паллисом см. в статье Паллиса «Открытие внутренней жизни», опубликованной в журнале «Меч гнозиса: метафизика, космология, традиция, символизм» (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Penguin, 1974).
- ^ Чогьям Трунгпа, Родившийся в Тибете (Бостон, Массачусетс: Шамбала, 2000), с. 15.
- ^ Арнольд Долмеч (1858-1940) был настоящим пионером в своей области. В круг его друзей и сотрудников входили многие крупные деятели литературы и искусства конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, включая Уильяма Морриса, Джорджа Бернарда Шоу, Эзру Паунда и У.Б. Йейтса. См. Маргарет Кэмпбелл, Долмеч: Человек и его работа (Сиэтл: University of Washington Press, 1975).
- ^ Гарри Хаскелл, Возрождение старинной музыки: история (Нью-Йорк: Dover Publication, 1996), стр. 38.
- ^ Музыка их королевских дворов (Saga Records, Лондон, 1967); Нам, дитя. . . (Abbey "Pan" Records, Эйншам, Оксфорд, 1968); и Музыка с ее Серебряным Звуком. . . (Decca "Turnabout/Vox" Records, Лондон, 1971).
- ↑ Во время своего второго турне в 1964 году Паллис имел возможность встретиться с католическим писателем Томасом Мертоном в Гефсиманском аббатстве в Кентукки, где они говорили о дзэн, Шиве и тяжелом положении изгнанного тибетского правительства. См. Томас Мертон, «Танцы в воде жизни: в поисках мира в Эрмитаже» (Журналы Томаса Мертона, том 5: 1963–1965) (Нью-Йорк, Нью-Йорк: HarperSanFrancisco, 1998), с. 157; и Томас Мертон, В поисках одиночества: В поисках истинной жизни монаха (Журналы Томаса Мертона, том 3: 1952–1960) (Нью-Йорк, Нью-Йорк: HarperSanFrancisco, 1996), стр. 279.
- ^ HK, «Viol Consort дает программу ратуши», The New York Times , 14 апреля 1963 г., стр. 15.
- ^ Его композиции, напечатанные или записанные, включают: Марко Паллис, «Разделы на земле: современное произведение для скрипки с аккомпанементом для органа или клавесина» (Лондон: Thames Publishing, 1980); Марко Паллис, аранжировка, «Мелодии эпохи Возрождения: ансамблевые пьесы для струнных инструментов» (Лондон: Thames Publishing, 1983–4); Марко Паллис, Ноктюрн де л'Эфемер (Вадхерст, Восточный Суссекс, Англия: Перл, 1985); Марко Паллис, Струнный квартет фа # минор (Сент-Олбанс: Corda Music Publications, 1991).
- ^ Его статьи включают: Марко Паллис, «Инструменты английской скрипичной музыки-консорта», Chelys, Vol. 1, 1969, стр. 27–35; Марко Паллис, «Тенор I или альт? Некоторые мысли об инструментарии консорта альтов», VdGSA Journal, Vol. 9, 1972, стр. 5–15; и Марко Паллис, «Возрождение старинной музыки», Early Music, Vol. 6, № 1, январь 1978 г., стр. 41-45.
- ^ Домини Николлс, Довольно много (частное издание, 2002), гл. 12.
- ^ Миларепа: Духовная драма в четырех частях (неопубликовано).
- ↑ Паллис путешествовал по Индии с сыном Кумарасвами Рамой, который позже также стал писателем, и знал Кумарасвами-старшего благодаря длительной переписке. Паллис переписывался как с Геноном, так и с Шуоном и смог в 1946 году навестить Генона в его доме в Каире; Паллис встречался с Шуоном либо в квартире Паллиса в Лондоне, либо в доме Шуона в Лозанне почти каждый год на протяжении более тридцати лет.
- ^ Перейти обратно: а б Марко Паллис, Пики и Ламы (Лондон: Cassell & Co, 1939, 1940, 1942; Лондон: Союз читателей, 1948; Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1940, 1949; Лондон: Woburn Press, 1974; Нью-Йорк: Gordon Press , 1975; Дели: Book Faith India, 1995; Вашингтон, округ Колумбия: Shoemaker & Hoard, 2005).
- ^ Путь и гора, с. xxxvii.
- ^ Марко Паллис, Путь и гора (Лондон: Peter Owen Limited, 1960, 1991; и Блумингтон, Индиана: World Wisdom, 2008).
- ^ Марко Паллис, Буддийский спектр: вклад в буддийско-христианский диалог (Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1980; Нью-Йорк: Seabury Press, 1981; и Блумингтон, Индиана: World Wisdom, 2003).
- ^ Буддийский спектр, с. xi.
- ^ Джейкоб Нидлман, Меч гнозиса: метафизика, космология, традиция, символизм (Нью-Йорк: Penguin, 1974)
- ↑ См. «Разве мы не встретились?», журнал Time, понедельник, 4 декабря 1950 г.
- ^ На итальянском языке: Марко Паллис, Лотос и Крест (Турин: Borla Editore, 1969). На французском языке: Марко Паллис, Предисловие, Миларепа: Ses Mefaits, ses Epreuves, son Illumination, перевод Жака Бако (Париж: Fayard, 1971); Cimes et Lamas (Париж: Editions Albin Michel, 1955; и Париж: Editions Kailash, 1997); Люмьер Буддик (Париж: Файяр, 1983); и «Активная жизнь, что это такое и чем она не является» (Лион: Поль Дерен, 1954). На испанском языке: El Camino y la Montaña (Буэнос-Айрес: Kier Editorial, 1973, 1998); Саммиты и ламы (Буэнос-Айрес: Editorial Sudamericana, 1946). На турецком языке: Дорога и гора (Стамбул: Дженгиз Эренгил, 2007).
- ^ Гарри Олдмидоу, Предисловие, в книге Марко Паллиса, «Путь и гора» (Блумингтон, Индиана: World Wisdom, 2008), px.
- ^ Хьюстон Смит, Обзор Марко Паллиса, Буддийский спектр в The Eastern Buddhad Vol. 15, № 2, осень 1982 г., с. 145.
- ^ Задняя обложка, Марко Паллис, Путь и гора (Блумингтон, Индиана: World Wisdom, 2008).
- ↑ Питер Талбот Уилкокс, The Independent, Лондон, июнь 1989 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1895 рождений
- 1989 смертей
- Люди, получившие образование в школе Харроу
- Выпускники Ливерпульского университета
- Мистики 20-го века
- Английские альпинисты
- английские писатели
- Исследователи Тибета
- Английские буддисты
- Греческие буддисты
- Традиционалистская школа
- Тибет
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Офицеры гренадерской гвардии
- Британские люди греческого происхождения
- Военные из Ливерпуля
- Греческие военнослужащие Балканских войн
- Религиозные философы
- Английские композиторы XX века
- Гималайские исследования