Eyamba V
Eyamba V | |||||
---|---|---|---|---|---|
Обонг из Калабара | |||||
Царствование | 1834-1847 [1] | ||||
Предшественник | Ефиом Эдем Ефиом Окохо [2] | ||||
Преемник | Арчибонг I [3] | ||||
Оно начинается с буквы В. | |||||
Предшественник | Ефиом Эдем (Великий князь Ефрем) [4] | ||||
Преемник | Нтиеро Экпеньонг [4] | ||||
Жена |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | Дом Эямба [1] | ||||
Отец | Экпеньонг Оффионг Окохо [1] | ||||
Мать | Эдим Экпеньонг [1] |
Эямба V как Джонни Янг (Эдем Экпеньонг Оффионг Окохо Эфиом Экпо Эфиом Экпо), широко известный своим друзьям из Ливерпуля и известный людям Эфик как Эямба V, [а] был Обонгом Старого Калабара и пятым Иямбой Экпе Эфика Ибоку . [1] [4] Его отцом был Экпеньонг Оффионг Окохо, также известный как Эямба III. [1] Его матерью была Эдим Экпеньонг Экпе Оку, дочь Экпеньонга Экпе Оку, также известного как Эямба II. [1]
Succession as Iyamba V
[ редактировать ]По отцовской и материнской линии Эдем Экпеньонг, как его называли при рождении, происходил из рода обладателей титула Иямба. Его отцом был Иямба III. [1] Он был внуком Иямбы II и внучатым племянником Эссьена Экпе Оку, который был Иямбой I. [6] Четвертый Иямба происходил из линии герцога Ефремова. [4] Чтобы укрепить свою власть, некоторые мбоны Калабара получили титул Иямба, чтобы приобрести традиционную и политическую власть. [7] [б] Приобретение этого титула повысит авторитет избранных Обонгов и ускорит их роль в качестве правителей. Хотя Эдем Экпеньонг по материнской и отцовской линии происходил из семьи обладателей титула Иямба, он все же потратил много денег на обеспечение вечного владения титулом Иямба для своей семьи. [8] Это действие было похоже на действия его двоюродного дяди Эсиена Экпе (Иямба I), который купил пять нижних классов Экпе для своих детей и тех, кто еще не родился. [9] [6] Эдем Экпеньонг получил титул Эямба, заплатив за него целый город. В результате дому Эямба было разрешено сохранить титул навсегда. После этого Эдем Экпеньонг решил носить имя «Эямба V». По словам Хоуп Уодделл , власть Эямбы консолидировалась после приобретения титула Иямба. [8]
Выбор на королевский сан
[ редактировать ]Хотя о деталях его избрания Обонгом Старого Калабара известно немного, Хоуп Уодделл считал Эямбу «узурпатором... и с помощью подкупа и лести заручился поддержкой других вождей и провел выборы». [10] Хотя Хоуп Уодделл не присутствовал во время избрания Эдема Экпеньонга, он, возможно, получил информацию о восхождении Эямбы на престол от недоброжелателей Эямбы, среди которых он был непопулярен из-за торговых разногласий и тех, из которых проиграл борьбу за королевский сан. с ним. [11] Наир постулирует, что Эямба мог рассматриваться как узурпатор из-за того, что он уничтожил людей, которых он считал потенциальной угрозой долговечности своего правления. [12]
Царствование
[ редактировать ]Эямба V и миссионеры
[ редактировать ]Отмена работорговли привела к дестабилизации торговли среди торговых вождей и суперкаров. Были предприняты попытки отказаться от старой практики работорговли и перейти к другим коммерческим предприятиям. Эямба, обеспокоенный последствиями отмены работорговли, выразил командиру Раймонду свои стремления к Старому Калабару. В письме от 4 декабря 1842 года Эямба заявил:
«Теперь мы заключаем договор о непродаже рабов. Я должен тебе кое-что сказать, я хочу, чтобы твоя королева сделала для нас. Теперь мы не можем снова продавать рабов, у нас должно быть слишком много людей для страны, и нам нужно что-то для работы и торговли, и если бы мы могли получить семена для хлопка и кофе, мы могли бы заняться торговлей. Здесь растет много сахарного тростника, и если какой-то человек должен прийти, чтобы преподавать книгу как следует, и сделать всех людей, говорящих о Боге, подобными белым людям, то мы поступим в том же духе. Мы очень благодарны вам за то, что вы пришли сделать, чтобы все было правильно. Давно мы не выглядим военными кораблями, как обещает Блаунт, и один француз пришел, чтобы предложить много разговоров о рабах, когда мы не можем их получить. Вы поступили с нами очень хорошо, и теперь мы хотим сохранить правильный язык. Я надеюсь, что когда-нибудь придет какой-нибудь военный корабль с подходящим капитаном, а вы, тем не менее, будьте осторожны и поможете нам сдержать слово, когда придет французский военный корабль. Что мне нужно в качестве доллара, так это прекрасное пальто и меч, говорю вам, а все остальное - медные стержни. Я надеюсь, что королева Виктория и юный принц проживут долго и у нас появится хороший друг. Еще я хочу бомбу и снаряд. [13]
Запрос на артиллерию показал, что Эямба является военным лидером, но призыв к технократам помочь в создании предприятий по производству кофе и сахара был проигнорирован, поскольку трехсторонняя торговля все еще осуществлялась незаметно. Оку постулирует, что создание предприятий по производству кофе и сахара серьезно повлияло бы на импорт из Ливерпуля, поскольку оттуда не потребовалось бы много сахара или кофе. [14] До прибытия миссионеров в Калабар пресвитерианские миссионеры проповедовали бывшим рабам в Вест-Индии. Новообращенные христиане на Ямайке хотели распространить христианское Евангелие в Африке. [15] Об их желании было доведено до сведения шотландской миссии , которая обсуждала этот вопрос. [15] Британские торговцы рассказали о стремлении народа Калабара к образованию, и официальные предложения были отправлены королю Эямбе V и вождям Дьюктауна. [15] К середине 1843 года переговоры были почти завершены, и после встречи с Эямбой и другими вождями было решено, что миссионерам будет предложена земля между Дьюк-Тауном и Хеншоу-Тауном. [15] [16] Король Эямба V и другие вожди взяли на себя обязательство продемонстрировать свою приверженность миссионерскому учреждению в Старом Калабаре. [15] [16] В 1846 году миссионеры наконец отправились в Калабар. [17] В команду пионеров входило шесть миссионеров, в которую входили преподобный Хоуп М. Уодделл (руководитель), г-н и г-жа Сэмюэл Эджерли (катехизатор и печатник), г-н Эндрю Чисхолм, г-н Эдвард Миллер (учитель), Джордж (бывший мальчик-раб). . На момент прибытия миссионеров король Эямба V был уже стариком. Когда они прибыли, они впервые встретили короля Эйо Честность , который доставлял нефть на один из своих кораблей. [15] [18] На следующий день они встретились с королем Эямбой V, который заметил: «Я давно ищу вас. Рад, что вы приехали сюда и живете здесь. Посмотрите вокруг и выберите, какое место вам нравится для постройки дома. Вся страна принадлежит мне на шесть дней пути со всех сторон. ." [19] [20] Будучи королем с высокой конкуренцией, Эямба V был недоволен, когда узнал, что в Калабаре должны быть созданы два миссионерских дома: один в Крик-Тауне и один в Дьюк-Тауне. [21] Он не видел причин, по которым должно быть два миссионерских дома, и обратился к Бикрофту , который ответил:
«Вы называете это странностью и что из этого. Мы видим новые вещи каждый день. И нет ничего более нового и странного, чем видеть, как белая леди живет в любом из ваших городов и учит ваших детей. Не бойтесь, никакого вреда не будет. .." [21]
Эямба V гарантировал миссионерам свою защиту и пообещал простить рабов, за которых миссионеры будут ходатайствовать, и пообещал не причинять вред таким рабам, если они не совершят серьезных преступлений, «как в Англии». [22] Упоминание Эямбы об Англии показывает, что он был хорошо осведомлен в международных делах, и это подтверждается во время визита капитана Бикрофта в Калабар, где он сообщает Бекрофту, что он осведомлен о событиях, происходящих в трехсторонней торговле. [23]
Эямба V и супергрузы
[ редактировать ]Эямба не пользовался большой репутацией среди иностранных купцов. [22] Известно, что он нарушал торговые соглашения, что было обычным явлением среди некоторых торговых руководителей его времени. [22] Хоуп Уодделл описал инцидент, когда капитан корабля «Мэй» задержал Эямбу V, когда пригласил его на завтрак на борт корабля. [24] Причиной его задержания было то, что он задолжал судну «тридцать пять пуншей» или около двадцати пяти тонн пальмового масла и сильно опоздал с уплатой. [24] Хотя Эямба V видел необходимость работать с иностранными торговцами, как это делали его предки, он опасался их чрезмерных подвигов. Его опасения проявились, когда он опасался британского судна, исследовавшего реку Кросс в 1841 году. [23]
Эямба V и Железный дворец
[ редактировать ]
Железный дворец Эямбы, одно из самых выдающихся архитектурных достижений Южной Нигерии XIX века, представлял собой двухэтажное здание с деревянным каркасом и крышей из оцинкованных железных пластин. [20] В то время, когда был построен Железный дворец, железные дома не были в моде в Европе. [25] Железный дворец был построен Уильямом Лэйкоком по заказу Эямбы V. [25] Что касается истории здания, было указано, что:
«Некоторое время назад из этого порта был отправлен в пользование конкурирующему принцу на том же побережье красивый деревянный дом, который, когда был построен, стал, как и британская конституция, предметом зависти окружающих народов и восхищения В этом (африканском) мире царь Эямбо решил быть vulli secuudus в приюте для себя самого и своих трехсот двадцати жен (ибо его величие равняется самому царю Соломону как в своем рвении к строительству, так и в своей любви к земле). прекрасный пол) и решил построить дворец, превосходящий не только деревянный дом, но и все, что можно увидеть на побережье Африки. [25]
Железный дворец был снесен во время правления короля Арчибонга II, который утверждал, что ему приснился сон, в котором он увидел Эямбу V в «стране призраков» без крова и попросил, чтобы его дворец был отправлен ему туда. [26]
Смерть
[ редактировать ]После смерти Эямбы в 1847 году столпотворение, охватившее Старый Калабар, было огромным. У народа Эфик был обычай хоронить членов королевской семьи вместе с рабами. В тех случаях, когда умерший был мужчиной, его хоронили вместе с некоторыми из его жен и рабов. Преподобный Хоуп Уодделл раскрывает подробности смерти Эямбы, заявляя:
Для погребения короля была вырыта большая яма, широкая и глубокая внутри дома, а с одной стороны от нее была выкопана комната, в которой были поставлены два дивана. На них было положено тело, украшенное украшениями, и корона. на его голове. Затем его зонтик, меч, носители табакерки и другие личные помощники были внезапно убиты и брошены вместе со знаками их должностей; и, по старинному обычаю, говорили также и живые девы. Было добавлено большое количество продуктов питания и торговых товаров, а также меди; после чего яма была засыпана, а земля втоптана и утрамбована, чтобы от могилы не осталось и следа. Чтобы их не нарушили из-за мести или корысти, такие меры предосторожности всегда используются для сокрытия могил знати. [27]
Тридцать жен Эямбы были убиты в первый день. [28] Для некоторых было честью быть «призванным» присоединиться к королю в загробной жизни. Миссионеры высказали несколько просьб, но все без особого эффекта. Некоторые из палачей ввели их в заблуждение ложными обещаниями, в то время как некоторые вожди упрекали миссионеров, говоря, что «...белые люди не имели права вмешиваться в моду чернокожих мужчин. [29] Школа в Дьюк-Тауне была закрыта на несколько недель, и руководители отказались отправлять своих детей в школу, чтобы уберечь их от вреда. [29]
Родословная
[ редактировать ]Предки Эямбы V [5] |
---|
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Это , стр.36
- ^ Оно , стр.11
- ^ Дьюк , стр.109
- ^ Jump up to: а б с д Харт , стр.55
- ^ Jump up to: а б Лэтэм , стр.116
- ^ Jump up to: а б Это , стр.43
- ^ Лэтэм , стр.45
- ^ Jump up to: а б Наир , стр.77
- ^ Харт , стр.63, параграф 177.
- ^ Уодделл , стр.311
- ^ Оку , стр.37-38.
- ^ Наир , стр.76
- ^ Уодделл , стр.663-664.
- ^ Оку , стр. 45-46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Это , стр.46
- ^ Jump up to: а б Уодделл , стр.209
- ^ Лэтэм , стр.123
- ^ Уодделл , стр.242
- ^ Оку , стр. 46-47.
- ^ Jump up to: а б Уодделл , стр.244
- ^ Jump up to: а б Уодделл , стр.253
- ^ Jump up to: а б с Это , стр.47
- ^ Jump up to: а б Капитан Бекрофт и Дж.Б. Кинг , с.260
- ^ Jump up to: а б Уодделл , стр.274
- ^ Jump up to: а б с Строитель , стр.170
- ^ Мир , стр.48
- ^ Уодделл , стр.336-337.
- ^ Уодделл , стр.337
- ^ Jump up to: а б Уодделл , стр.338
Библиография
[ редактировать ]- Оку, Экей Эссьен (1989), Короли и вожди Старого Калабара (1785-1925) , Калабар: Glad Tidings Press Ltd., ISBN 978-30541-0-4 .
- Харт, А. Калада (1964), Отчет о расследовании спора по поводу принадлежности Калабара , Энугу: правительственный принтер OCLC 32857131 .
- Уодделл, Хоуп Мастертон (1863), Двадцать девять лет в Вест-Индии и Центральной Африке , Лондон: Nelson & Sons OCLC 862147545 .
- Герцог, Орок Орок Эффиом (2008), Великие Калабарские хроники: Люди, мировые события и даты, 1500–2007 гг. , Калабар: Clinprint International, ISBN 978-978-016-624-3 .
- Наир, Каннан К. (1972), Политика и общество в юго-восточной Нигерии, 1841–1906: исследование власти, дипломатии и торговли в Старом Калабаре , Лондон: Фрэнк Касс, ISBN 0-7146-2296-6 .
- Да, Эфионг У. (1967), Старый Калабар на протяжении веков , Калабар: Hope Waddell Press OCLC 476222042 .
- Лэтэм, AJH (1973), Старый Калабар (1600-1891): Влияние международной экономики на традиционное общество , Оксфорд: Clarendon Press .
- «Железные дома. Восстановление Пуэнт-а-Питр» . Строитель . 1 . 1842.
- Капитан Бекрофт и Дж. Б. Кинг (1844 г.). «Подробности исследований реки Старый Калабар в 1841 и 1842 годах» . Журнал Королевского географического общества . 14 : 260–283. ISSN 0266-6235 .