Ю Миен Американцы
Общая численность населения | |
---|---|
50,000 - 70,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Калифорния , Орегон , Вашингтон , Висконсин , Алабама | |
Языки | |
английский , мьен , лаосский , тайский , китайский | |
Религия | |
Даосизм , Яо-даосизм , христианство , буддизм | |
Родственные этнические группы | |
Американцы лаосского происхождения , американцы китайского происхождения , другие американцы азиатского происхождения |
Американцы Ю Миен ( Meiv Guoqc Mienh ) – это, прежде всего, бывшие беженцы Тайной войны в Лаосе и войны во Вьетнаме . Хотя некоторым семьям Ю Миен было предоставлено политическое убежище и возможность переселиться в Соединенные Штаты до 1980 года, подавляющее большинство иммигрантов Ю Миен прибыли в США в соответствии с Законом о беженцах 1980 года . В период с конца 1970-х по начало 1990-х годов тысячи иммигрантов из Миен переселились в основном на западное побережье США. Сегодня американское население Ю Миен оценивается в 50 000–70 000 человек.
Классификация
[ редактировать ]Что касается национальности, Ю Миен официально классифицируются в Китае и большей части Юго-Восточной Азии как подгруппа национальности Яо . Однако во Вьетнаме термин Яо называют Дао. Дальнейшая классификация национальности яо выделяет три основные группы: Пан Яо, Буну Яо и Пинди Яо. [1] Группа Пан Яо является крупнейшей в Китае и Юго-Восточной Азии, и именно к этой группе Пан Яо принадлежат американцы Ю Миен.
Гражданство Яо было официально признано китайским правительством в 1950-х годах. Недавно созданное коммунистическое правительство Китая приступило к реализации проекта «этнической классификации», целью которого было официальное признание разнообразных национальных групп внутри Китая. Для этого были сформированы правительственные исследовательские группы, которым было поручено изучить общие географические регионы, языки, культурные традиции, физические характеристики и другие определяющие факторы. По завершении проекта народ яо или яозу был официально признан одной из пятидесяти четырех национальностей Китая ( список этнических групп Китая ). В 1974 году было включено дополнительное гражданство ( Джино ), в результате чего общее число признанных национальностей достигло пятидесяти пяти. [2]
Однако Ю Миен, как и другие подгруппы, классифицируемые как Яо, не называют себя «Яо». Что касается Ю Миен, они часто называют себя Ю Миен или Миен.
История
[ редактировать ]Хотя древние китайские записи о Яо (Миен) противоречивы, они склонны сходиться вокруг идеи, что племена, проживающие в северной провинции Хунань , недалеко от озера Дунтин и его «Пяти ручьев», имели общее происхождение и культурное наследие. Южный Китай до династии Цинь (221 г. до н.э.) включал территории за пределами центра ханьского Китая , которые были населены различными племенными группами, некоторые из которых были коренными жителями этого региона, а другие - нет. Китайские государства часто разделяли эти племенные группы на определенные географические сети для удобства администрирования. [3]
Термины «Ман» (варвары), « Наньман » (южные варвары), «Цзин Ман» ( варвары Чу ) и «Ижэнь» (горные жители) представляют собой общие классификации, охватывающие различные группы. Даже вариации Яо, такие как Мояо, Яорэн и Маньяо, не ограничивались определенной этнической или племенной группой. Тем не менее, широко признано, что некоторые коренные народы, населявшие район озера Дунтин в древнем Китае, являются сегодня предками народа Яо. [3]
Согласно некоторым текстам и повествованиям Яо (Миен), народ Миен когда-то был обитателем места, известного как «Цяньцзядун», что переводится как «Тысяча семейных гротов». История гласит, что в эту потрясающую и спокойную долину можно было попасть только через ничем не примечательную пещеру, которая также была единственным способом войти или выйти. Легендарная родина, по общему мнению, была окружена каскадами водопадов и рек и находилась вдали от внешнего мира. [4] Хотя некоторые люди задаются вопросом, существовал ли когда-либо Цяньцзядун, ученые в Китае обнаружили в провинции Хунань доказательства, которые могут указывать на его вероятное местонахождение.
Примерно в X веке, а возможно, и раньше, племена Яо (Миен) в регионе Хунань начали миграцию в Южный Китай. Некоторые группы отважились отправиться в более южные провинции, такие как Гуандун и Гуанси , в то время как другие направились на юго-запад, в Гуйчжоу и Юньнань . [4] В последующие столетия различные подгруппы миен в Китае мигрировали в Юго-Восточную Азию , сначала поселившись во Вьетнаме , а затем распространившись на Лаос и Таиланд . Будучи горными фермерами, сосуществовавшими с другими горными племенами северного Лаоса, миены стали частью административной системы французского Индокитая . Однако в 1950-х годах французы полностью покинули Лаос и Юго-Восточную Азию, создав вакуум, который заполнили Соединенные Штаты. [1]
«Тайная война» в Лаосе
[ редактировать ]Война во Вьетнаме (1956–1975 гг.) и Тайная война в Лаосе (1962–1975 гг.) втянули народ Миен в холодную войну. При поддержке ЦРУ миен и другие горные племена, в том числе хмонги (Мяо), были завербованы для борьбы с коммунистическими силами в северном Лаосе и других местах. Военная роль Миен в первую очередь заключалась в защите деревень и работе в качестве агентов разведки США в приграничных районах недалеко от Китая. Однако они также участвовали в одном из сражений при Лунченге вместе с хмонгами в 1970 году.
В начале 1960-х годов многие семьи Ю Миен в Лаосе стали участвовать в миссиях ЦРУ США во время «Тайной войны» в Лаосе. Они предоставили разведку, наблюдение и вооруженную рабочую силу, чтобы заблокировать передачу оружия на некоторых участках тропы Хо Ши Мина. В результате их участия появились три важные фигуры Ю Миен: полковник Чао Май Саечао, полковник Чао Ла Саечао и капитан Верн Чиен Саечао. Когда в 1967 году умер полковник Чао Май, его младший брат Чао Ла Саечао получил звание полковника. [5]
В 1975 году, когда американские войска были выведены из Вьетнама и Лаоса, была создана Лаосская Народно-Демократическая Республика во главе с коммунистами Патет Лао, и многие семьи, поддерживавшие ЦРУ, были вынуждены бежать в Таиланд, чтобы избежать политических преследований. Таким образом, когда в том же году коммунистические силы пронеслись через Лаос, значительное количество людей миен бежало в Таиланд, переправившись через реку Меконг . Будучи беженцами, они столкнулись со значительными трудностями, не имея места, которое можно было бы назвать домом, в течение почти десяти лет.
Переселение
[ редактировать ]С конца 1970-х по начало 1990-х годов при содействии Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) тысячи семей Миен смогли эмигрировать в западные страны. В то время как некоторые предпочли поселиться в Европе и Канаде , большинство миен предпочли переехать в Соединенные Штаты, особенно в прибрежные районы Калифорнии , Орегона и Вашингтона .
Будучи выходцами из древних и изолированных фермерских обществ, первое поколение американцев Ю Миен столкнулось с многочисленными проблемами, такими как языковые барьеры и проблемы аккультурации, когда они поселились в ярких и современных городах. По мере того как молодые поколения ассимилируются с американской культурой, они сталкиваются с такими проблемами, как разрыв между поколениями, эрозия их языка и культуры, потеря идентичности и многое другое. Для решения этих проблем переселения среди американских общин Ю Миен в Вашингтоне, Орегоне и Калифорнии возникли общественные организации, предлагающие прямые услуги для помощи в переходный период.
С момента своего переселения в Америку американцы Миен сохранили исторические связи со своими коллегами в Китае и Вьетнаме. Кроме того, в Лаосе и Таиланде все еще живет много американских родственников Миен.
Население
[ редактировать ]Приблизительно 50 000 Ю Миен поселились вдоль западных прибрежных штатов Калифорния , Орегон и Вашингтон . Примерно 10 000 или меньше поселились в других частях страны: Алабама , Аляска , Техас , Теннесси , Мичиган , Иллинойс , Северная Каролина и другие штаты. Однако упадок численности американского населения Ю Миен связан с тем фактом, что Миен еще не был включен в перепись населения Соединенных Штатов . Следовательно, погрешность может составлять от 10 000 до 20 000.
По состоянию на 2012 год в США насчитывалось около 50 000 миен, из них 15 000 в Сакраменто и 13 000 в Ист-Бэй . [6]
Город Сакраменто, Калифорния (особенно в районе Оук-Парк), Норт-Хайлендс, [7] наряду с Оклендом, Ричмондом, Сан-Хосе, Мерседом, Визалией, Стоктоном, Фресно, Юба-Сити, Оровиллом, Гридли и Реддингом, все они стали домом для значительной части американцев Ю Миен. В Орегоне большинство общин Ю Миен расположены в Салеме и районе Большого Портленда, а в Вашингтоне большая часть населения проживает в округе Кинг в районе Большого Сиэтла.
Кроме того, люди Ю Миен расселились по всем континентам мира. По всему миру есть Ю Миен, обосновавшиеся в США , Австралии , Бельгии , Канаде , Дании , Франции , Лаосе , Мьянме , Новой Зеландии , Швейцарии , Таиланде и Вьетнаме .
7 июля 2007 года американцы Ю Миен отпраздновали свое 31-летие в Сакраменто, штат Калифорния, и наградили военнослужащих, врачей, педагогов, ученых, лидеров и других наградами за достижения. Совсем недавно фестиваль Mien, прошедший в средней школе Хирама Джонсона в Сакраменто 1 апреля 2023 года, собрал тысячи участников.
Культура
[ редактировать ]Яо (Миен) Даосизм
[ редактировать ]Даосизм, в том виде, в котором он в настоящее время практикуется народом Яо (Миен), берет свое начало во времена династии Северная Сун (960–1127). Император Хуэйцзун (1100-1126), искусный каллиграф и практик традиции Тяньсинь Чжэнфа, также известной как «Истинные обряды Сердца Небес», сыграл значительную роль в распространении этой традиции и влиянии на религиозные устремления двора. К сожалению, Северная Сун попала в руки варварских групп, и принцу Сун пришлось бежать на юг, в конечном итоге поселившись в Ханчжоу на территории нынешней провинции Гуандун на юго-востоке Китая.
В Ханчжоу принц перегруппировал остатки Северной Сун и основал династию Южная Сун (1127-1229). Кроме того, Южная Сун уполномочила миссионеров распространять традицию Тяньсинь Чжэнфа среди несинитских этнических групп в Южном Китае, обучая их ритуалам этой традиции и упрощенной форме даосизма, раскрывающей секреты исцеления и экзорцизма. Яо (миен) были одними из первых южных народов, принявших даосизм и принявших китайскую систему письма. Поскольку традиция, вероятно, была передана даосскими мастерами из юго-восточного Китая, ритуальные тексты Яо до сих пор читаются на кантонском диалекте Гуанси. [3]
Свадьба
[ редактировать ]Патрилинейная клановая система играет центральную роль в идентификации культуры Ю Миен. Двенадцать названий кланов Ю Миен действуют аналогично клановой системе хмонгов. В практике смешанные браки между кланами имеют важное значение. Однако для членов, имеющих семейные отношения, особенно если эти родственники принадлежат к одной и той же духовной линии предков, смешанные браки запрещены. В отдельных семьях есть субкланы, которые играют решающую роль в религиозных и социальных функциях. Субкланы имеют большее социальное значение, чем кланы, поскольку они поддерживают более тесные отношения с отдельными членами.
Брак имеет большое значение в обществе Ю Миен, поскольку это важнейшая социальная функция. В культуре существуют особые традиции, связанные с браками и сексуальностью, при этом старейшины берут на себя решающую роль в председательстве на таких мероприятиях. Они пользуются большим уважением и играют центральную роль в вызове духов-защитников для новорожденных. Старшие не одобряют добрачный секс и рождение детей вне брака, а любой ребенок, рожденный при таких обстоятельствах, требует от семьи жениха выплаты дополнительного приданого.
Музыка
[ редактировать ]В древние времена Яо (Миен) общались посредством пения и обмена народными сказками, которые служили философским и образовательным инструментом для передачи глубоких историй от одного поколения к другому. Пение и декламация этих историй во время благородных ритуальных подношений предкам, а также возжигание благовоний «Дао/Дао» были способами укрепить общину и способствовать мирной гармонии во время церемоний. Подобно тибетской «Книге мертвых» и «Три Бардо Тодол», «Книга смерти» содержит имена предков от рождения до смерти, а также семейную линию, передаваемую из поколения в поколение.
Новое поколение музыки Mien отражается в смеси хип-хопа, поп-музыки и R&B, и некоторые из этих песен известны своим четким, мощным и политическим характером. В настоящее время жители Миен часто сочиняют свои собственные песни или переводят тайские и лаосские песни на язык Миен.
Традиционные блюда
[ редактировать ]У миен есть множество традиционных, простых, горных блюд с разнообразной зеленью и мясом. Среди аутентичных блюд – свиные колбаски Миен, приправленные миенскими травами.
Помимо этих блюд, на Миен также повлияли другие кухни, такие как Тум Сом (салат из папайи), который изначально является тайским/лаосским блюдом, и Ларб, тайское/лаосское блюдо. Другие блюда включают Кланг Пхен, блюдо из рисовой муки, подаваемое с острой фасолевой пастой и кислым бульоном, приготовленную на пару или вареную свинину, курицу или говядину с тофу, Ка-Сою, рисовую лапшу и мясные салаты, ферментированную маринованную зелень горчицы и ферментированные бобы Миен. паста, известная как топ чой/топ жай. Жареную или запеченную рыбу заворачивают в банановый лист (или фольгу в наше время), а также жареный/паровой свиной фарш, говядину или курицу, завернутый в банановый лист. Традиционной приправой, используемой в кухне Миен, является перечный соус Миен.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Саечао, Дэвид. От гор к небоскребам: путешествие Ю Миен. 2018. Печать.
- ^ Лу, Шу С. Народ Китая (Китай: новая сверхдержава). Филадельфия, штат Пенсильвания: Мейсон Крест: 2014. Электронная книга.
- ^ Jump up to: а б с Альбертс, Эли. История даосизма и народа яо Южного Китая. Янгстаун, Нью-Йорк: Cambria Press, 2006. Электронная книга.
- ^ Jump up to: а б Литцингер, Ральф А. Другие китаи: Яо и политика национальной принадлежности. Дарем и Лондон: Duke University Press, 2000. Печать.
- ^ Йонссон, Хьорлейфур. Онтогенез войны: ополчения и этнические границы в Лаосе и изгнании. Исследования Юго-Восточной Азии, Vol. 47, № 2, сентябрь 2009. Журнал.
- ^ «Архив новостей | Новости KQED» . 7 октября 2021 г.
- ^ «Лаосцы в системе уголовного правосудия» . oac.cdlib.org .
Источники
[ редактировать ]- PBS, Смерть шамана . Фильм
- [1] Архивировано 14 февраля 2015 г. в Wayback Machine. Архивировано 14 февраля 2015 г. в Wayback Machine, История Ю-Миен, Общественные службы Ю-Миен.
- «Архив новостей | Новости KQED» .
- Альбертс, Эли. История даосизма и народа яо Южного Китая. Янгстаун, Нью-Йорк: Cambria Press, 2006. Электронная книга.
- Чен, Ляньшань. Китайские мифы и легенды: Легенды Вселенной, божеств и героев. China International Press, 2009. Печать.
- Он, Хонги. Волшебные древние книги Волшебные древние книги народа Яо Народа Яо: исследование рукописей Яо в коллекции Библиотеки Конгресса. Электронная книга.
- Хомсани, Джон-Томас А. Джон Ф. Кеннеди, Советский Союз и лаосский кризис, 1961-1962 гг. Калифорнийский государственный университет, Фуллертон, 2000. Диссертация.
- Хай, Нгуен В. и Кендалл, Лорел. Вьетнам: путешествия тела, разума и духа. Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 2003. Печать.
- Йонссон, Хьорлейфур. Отношения между менами: горцы и государственный контроль в Таиланде. Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета, 2005. Печать.
- Йонссон, Хьорлейфур. Онтогенез войны: ополчения и этнические границы в Лаосе и изгнании. Исследования Юго-Восточной Азии, Том. 47, № 2, сентябрь 2009. Журнал.
- Лири, Уильям М. ЦРУ и «Тайная война» в Лаосе: битва за Скайлайн-Ридж, 1971–1972 гг. Журнал военной истории, Vol. 59, № 3 (июль 1995 г.), стр. 505-517. Журнал.
- Лемуан, Жак. Церемониальные картины Яо. Бангкок, Таиланд: White Lotus Co. Ltd., 1982. Печать.
- Льюис, Пол и Элейн. Народы золотого треугольника: шесть племен в Таиланде. Лондон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1984. Печать.
- Литцингер, Ральф А. Другие Китая: Яо и политика национальной принадлежности. Дарем и Лондон: Duke University Press, 2000. Печать.
- Лу, Шу С. Народ Китая (Китай: развивающаяся сверхдержава). Филадельфия, штат Пенсильвания: Мейсон Крест: 2014. Электронная книга.
- Макдональд, Джеффри Л. Транснациональные аспекты идентичности беженцев Ю-Миен. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарленд, 1997. Печать.
- Саечао, Дэвид. От гор к небоскребам: путешествие Ю Миен. 2018. Печать.
- Сик, Fmprc и Го Люк Г. Яо со статистическими данными. Пекин и Вашингтон: Межкультурная пресса, 2014. Электронная книга.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный музей Hilltribe
- Mienh.net
- Интернет-сообщество Ю-Миен
- IMMIEN.com
- LearnMien.com
- Голос для народа
- Этническое меньшинство яо
52 ° 46'00 ″ с.ш. 22 ° 42'00 ″ в.д. / 52,7667 ° с.ш. 22,7000 ° в.д.