Эсселен
Общая численность населения | |
---|---|
Предварительный контакт c. 1700, расчетное время. 500-1200; по состоянию на 2003 год около 460 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральное побережье и Северная Калифорния | |
Языки | |
Английский и испанский , ранее Эсселен | |
Религия | |
Католическая , традиционная племенная религия | |
Родственные этнические группы | |
Рамсен , Олоне и Салинан |
Эсселены принадлежащие — коренные американцы, к языковой группе гипотетической языковой семьи хокан , коренные жители гор Санта-Люсия в регионе к югу от реки Биг-Сур в Калифорнии . До испанской колонизации они сезонно жили на побережье и внутри страны, выживая за счет обилия морепродуктов летом и желудей и дикой природы в остальное время года.
В миссионерский период истории Калифорнии детей Эсселена крестили священники, когда они покидали свои деревни и переезжали семейными единицами, чтобы жить в миссиях, где они учились чтению, письму и различным ремеслам. Эсселены должны были работать в трех близлежащих миссиях: Миссии Сан-Карлос , Миссии Нуэстра-Сеньора-де-ла-Соледад и Миссии Сан-Антонио-де-Падуя . Как и многие индейские народы, их члены были истреблены голодом, принудительным трудом, чрезмерным трудом, пытками и болезнями, к которым у них не было естественной устойчивости.
Исторически они были одной из самых маленьких индейских популяций в Калифорнии. По оценкам различных экспертов, на момент прибытия испанцев в этом крутом, скалистом регионе проживало от 500 до 1285 человек. Из-за их близости к трем испанским миссиям они, вероятно, были одними из первых, чья культура была практически уничтожена в результате европейских контактов и доминирования. [1] Считалось, что люди были истреблены, но некоторые члены племени избегали миссионерской жизни и вышли из леса, чтобы работать на близлежащих ранчо в начале и конце 1800-х годов. Потомки эсселенов в настоящее время разбросаны, но многие из них все еще живут в районе полуострова Монтерей и близлежащих регионах.
Происхождение
[ редактировать ]Археологические и лингвистические данные указывают на то, что территория первоначального народа когда-то простиралась намного дальше на север, в район залива Сан-Франциско , пока они не были вытеснены с приходом народа Олоне . Основываясь на лингвистических данных, Ричард Леви относит это перемещение примерно к 500 году нашей эры . [2] [3] Брескини и Хаверсат относят к появлению носителей олоне в районе Монтерея до 200 г. до н.э., основываясь на нескольких доказательствах. Углеродное датирование раскопанных мест показывает, что Эсселен находится в Биг-Суре примерно с 2630 года до нашей эры . [4] Однако недавно исследователи получили радиоуглеродную дату на прибрежной территории Эсселен в русле реки Биг-Сур, датированную более чем 6500 лет назад (археологический памятник CA-MNT-88). [5]
Этимология
[ редактировать ]Имя Эсселен неясно. Одна из теорий состоит в том, что это относится к названию крупной местной деревни, возможно, Эксеэйна , или места под названием Эсленес (говорят, что оно находится недалеко от нынешнего места миссии Сан-Карлос ). Название деревни, возможно, происходит от племенного места, известного как Экс'селен, «скала», которое, в свою очередь, происходит от фразы Xue elo xonia eune , «Я родом из скалы». [6] «Скала» может относиться к мысу высотой 361 фут (110 м), видимому на многие мили вверх и вниз по побережью, на котором маяк Пойнт-Сур расположен .
Испанцы расширили этот термин, чтобы обозначить всю лингвистическую группу. Варианты написания существуют в старых записях, включая Aschatliens, Ecclemach, Eslen, Eslenes, Excelen и Escelen . [7] «Ашатлиенс» может относиться к группе вокруг Миссии Сан-Карлос , в деревне Ачаста и ее окрестностях. [ нужна ссылка ]
Ачаста была деревней Румсен-Олоне и совершенно не имела отношения к Эсселену. Ачаста, возможно, была основана только после основания миссии Сан-Карлос. Это была ближайшая деревня к Миссии Сан-Карлос и находилась в 10 с лишним милях от территории Эсселена. «Эсленес» и близко не стоял к миссии Сан-Карлос. [ нужна ссылка ] 3 января 1603 года исследователь Себастьян Вискайно нашел заброшенную индейскую деревню примерно в миле от места, которое позже стало местом расположения миссии Кармель. [8]
Язык
[ редактировать ]Эсселенский язык является изолированным языком . Гипотетически является частью семьи Хокан . На этом языке говорили на севере хребта Санта-Люсия . До контакта с европейской культурой на ней было от 500 до 1000 носителей. [9] Французский исследователь Жан Лаперуз , посетивший Монтерей в 1786 году, записал в 1786 году 22 слова. Во время экспедиции он записал в своем дневнике:
Страна Экклемахов [Эсселен] простирается более чем на 20 лиг к [юго-востоку] от Монтерея. Их язык совершенно отличается от языков всех их соседей и даже больше похож на языки Европы, чем на языки Америки. Это грамматическое явление, наиболее любопытное в этом отношении, когда-либо наблюдавшееся на континенте, возможно, будет интересно тем ученым, которые ищут по аналогии с языками историю и генеалогию переселенных народов.
В 1792 году капитан испанского корабля Дионисио Алькала Гальяно записал 107 слов и фраз. В 1832 году отец Фелипе Арройо де ла Куэста записал еще 58 слов и 14 фраз в миссии Соледад. Выступавшие были из района Арройо-Секо в 15 милях (24 км) к востоку. Соседние жители Румсена свободно говорили на эсселенском языке и предоставили де ла Куэсте некоторый язык. Всего было идентифицировано около 300 слов и несколько коротких фраз. Примеры включают мамаманей (огонь); кокслкохл (рыба); и ни-ч-еке (мой муж). [10] : 411 и далее Изабель Медоуз , которая также говорила на языке рамсен, была последней свободно говорящей на языке эсселен. Она умерла в 1939 году. [11]
География
[ редактировать ]Побережье Центральной Калифорнии в этом регионе отмечено высокими крутыми скалами и скалистыми берегами, прерываемыми небольшими прибрежными ручьями и редкими небольшими пляжами. Горы очень изрезаны узкими каньонами. Рельеф делает этот район относительно недоступным, долгосрочное проживание затруднительно и ограничивает численность коренного населения. [12] Это племя было соседом народа Салинан , населявшего современный южный округ Монтерей, южный округ Сан-Бенито и северный округ Сан-Луис-Обиспо. [13]
Локации
[ редактировать ]Считается, что существовало три геополитических района Эсселена: Имунахан, включающий центральный водораздел Арройо-Секо; Экселен, включая верховья реки Кармель ; и Эхихан, включая верхние водоразделы рек Арройо-Секо и Биг-Сур, а также часть побережья Биг-Сура между Постс и Биг-Крик дальше на юг. [14] Эсселены проживали в верховьях Кармель и рек Арройо-Секо , а также вдоль побережья Биг-Сура от современного Харрикейн-Пойнт до окрестностей Висенте-Крик на юге. Территория Эсселена простиралась вглубь страны через горы Санта-Лючия до долины Салинас. До прихода испанцев они были охотниками-собирателями , проживавшими небольшими группами и не имевшими централизованной политической власти. Современные исследователи полагают, что существовало пять отдельных районов Эсселена: Экселен, Эсленахан, Имунахан, Эхеахан и Аспасниахан. Считается, что в каждом из них было относительно стабильное постоянное население.
Жан Лаперуз сообщил, что «страна Экклемахов [Эсселен] простирается более чем на 20 лиг к [юго-] востоку от Монтерея». [14]
В каждом районе люди занимали несколько деревень в зависимости от сезона и наличия еды, воды и жилья. [15] Анализы радиоуглеродного датирования артефактов, найденных возле горячих источников Слейтс , в настоящее время принадлежащих Институту Эсален , указывают на присутствие человека еще в 3500 году до нашей эры. Имея легкий доступ к океану, пресной воде и горячим источникам, жители Эсселена регулярно пользовались этим местом, а некоторые территории были зарезервированы под могильники. [12]
Большой валун с дюжиной или более глубоких ступок, втертых в него, известный как ступка из коренной породы , расположен в Лагере Яблони на юго-западном склоне Пика Дьявола, к северу от Лагеря Пико Бланко . Отверстия выдалбливали на протяжении многих поколений индейцы, которые использовали их для измельчения желудей в муку. Другие камни из миномета также были найдены в лагере бойскаутов в лагерях 3 и 7 и немного выше по течению от лагеря 12, а четвертый был найден на большом камне в реке, первоначально над рекой, между лагерями 3 и 4.
Культура
[ редактировать ]Археологические свидетельства поселений были обнаружены на всей территории Эсселена. Артефакты, найденные на участке в районе Тассахара (археологический памятник CA-MNT-44), включали костяные шила, отщепы рога, наконечники снарядов, в том числе наконечники с зазубринами в пустыне, и скребки. В ходе раскопок на втором участке в устье реки Кармель (археологический объект CA-MNT-63) были обнаружены дополнительные наконечники для снарядов, различные ядра и модифицированные отщепы, костяные шила, костяная трубка, костяная игровая деталь, а также ступки и пестики. . [12] На многих сайтах представлены эстетические иллюстрации многочисленных пиктограмм черного, белого и красного цветов. [16]
Одежда и уровень жизни
[ редактировать ]До контакта с европейцами люди носили мало одежды. Мужчины были обнажены круглый год, а женщины и девушки, возможно, носили небольшой фартук. В холодную погоду они могли укрыться грязью, накидками из кроличьей или оленьей шкуры. [4] Никаких следов сандалий или обуви обнаружено не было.
Исследователь, а затем губернатор Альты Калифорнии Педро Фагес описал их одежду в отчете, написанном до 1775 года:
Почти все они ходят обнаженными, за исключением немногих, которые прикрываются небольшим плащом из кроличьей или заячьей шкуры, не допадающим ниже пояса. Женщины носят короткий фартук из красных и белых шнуров, скрученных и сшитых как можно плотнее, доходящий до колена. Другие используют переплетенный зеленый и сухой тюль и дополняют свой наряд оленьей шкурой, наполовину дубленой или совсем не дубленой, чтобы сделать жалкие нижние юбки, которые едва ли служат для обозначения различия пола или для прикрытия своей наготы с достаточной скромностью. [17]
Источники пищи
[ редактировать ]Из-за относительного обилия пищевых ресурсов народ Эсселена так и не развил земледелие и оставался охотниками-собирателями. [18] Они сезонно следовали за местными источниками пищи, зимой живя недалеко от побережья, где добывали богатые запасы мидий , блюдечек , морских ушек и других морских обитателей.
Были обнаружены следы корзин, которые, вероятно, были основным предметом домашнего обихода. Конструкция корзин включала в себя большие конические корзины для переноски грузов, миски для приготовления пищи полусферической формы, плоские подносы и небольшие корзины в форме лодочек, которые, возможно, служили венчиками для семян. [16]
Летом и осенью они отправлялись вглубь страны, чтобы собрать один из своих основных продуктов питания — желуди, которых было очень много по всему Биг-Суру. Они собирали желуди с черного дуба , каньонного живого дуба и танкорного дуба , в основном на верхних склонах над узкими каньонами. [19] Сначала они вымачивали желуди в проточной воде, чтобы вымыть из них горький танин. Затем они измельчают желуди в ступке. На протяжении многих лет они выдолбили скальные ступки в обнажениях гранитных пород, которые использовали для измельчения семян растений и желудей в муку. Большая строительная ступа находится в лагере Эппл-Три на юго-западном склоне Пика Дьявола, к северу от лагеря Пико Бланко . Валун диаметром более 9 футов (2,7 м) содержит дюжину или более глубоких ступок, втертых в него за несколько поколений. Другие камни из миномета также были найдены в лагере бойскаутов Пико Бланко в лагерях 3 и 7 и немного выше по течению от лагеря 12, а четвертый был найден на большом камне в реке, первоначально над рекой, между лагерями 3 и 4. Несколько минометов «Эсселен» расположены в валунах возле лагеря Клевер-Бейсин в Миллер-Каньоне. [19] [16] После измельчения желуди превращали в кашу или пекли как хлеб.
Испанский исследователь Себастьян Вискайно сообщил:
Их пища состоит из семян, которые у них в большом изобилии и разнообразии, а также из мяса дичи, такой как олени, которые крупнее коров и медведей, а также из мяса крупного рогатого скота, бизонов и многих других животных. [20]
На кроликов и оленей они охотились, вероятно, с луком и стрелами, хотя каменных наконечников для стрел обнаружено не было. Стрелы делались из тростника и имели древки из твердой древесины. [16] Они торговали с другими племенами желудями, рыбой, солью, корзинами, шкурами, ракушками и бусами. [21]
Жилье
[ редактировать ]Современных записей о жизни жителей Эсселена практически нет. Исследователи полагают, что они жили так же, как народ олоне на севере и народ костоноа недалеко от современного Монтерея. Мигель Констансо , путешествовавший с экспедициями Портолы 175 лет спустя, писал о домах индейцев, живших на проливе Санта-Барбара. Он описал, как они жили в куполообразных жилищах, покрытых свернутыми циновками из туля . Дома были до 55 футов (17 м) в поперечнике, и в одном доме жили три или четыре семьи. Они построили яму для костра посередине и оставили вентиляционное отверстие или дымоход в центре крыши. [20] : 43
В горных регионах, где росли красные деревья, возможно, строили конические дома из коры красного дерева, прикрепленной к деревянному каркасу. Одно из главных деревенских зданий, парилка , было построено низко в земле, его стены были сделаны из земли, а крыша — из земли и кустарника. Они построили лодки из туле для плавания по заливам, приводимые в движение двухлопастными веслами. [22] [23] [24]
Духовные убеждения
[ редактировать ]Левая рука Эсселена отпечатается на скалах в нескольких местах. Около 250 из них были найдены в единственном каменном укрытии, расположенном в нескольких милях от Тассахары (обозначенном археологами как CA-MNT-44). Меньшее количество отпечатков ладоней было найдено в нескольких пещерах или каменных убежищах в том же районе и в следующей долине на западе. [25]
Климат
[ редактировать ]Количество осадков колеблется от 16 до 60 дюймов (от 410 до 1520 мм) по всему ареалу, при этом больше всего выпадает в более высоких горах на севере; почти все осадки выпадают зимой. Летом вдоль побережья на высоте нескольких тысяч футов часто бывают туманы и низкие облака. Поверхностный сток в результате осадков происходит быстро, и многие ручьи полностью пересыхают летом, за исключением некоторых многолетних ручьев в более влажных районах на севере. [26]
Европейский контакт
[ редактировать ]Вискаино, вероятно, первый европеец, высадившийся на центральном побережье Калифорнии, писал о своем посещении залива Монтерей с 16 декабря 1602 года по 3 января 1603 года.
Индейцы хорошего роста, со светлой кожей, женщины несколько меньше ростом, чем мужчины, и имеют приятное выражение лица. Одежда жителей прибрежных земель состоит из шкур морских волков [ каланов ], изобилующих там, которые они дублят и одевают лучше, чем это делается в Кастилии ; у них также есть в большом количестве лен, подобный кастильскому, конопля и хлопок, из которых они делают лески и сети для кроликов и зайцев. У них есть очень хорошо сделанные суда из соснового дерева, на которых они выходят в море с четырнадцатью гребцами на борту, с большой ловкостью даже в штормовую погоду». [20]
Отец Джуниперо Серра впервые основал первоначальную миссию в Монтерее 3 июня 1770 года, недалеко от родной деревни Тамо. Он также находился рядом с Президио и штаб-квартирой Педро Фагеса, который занимал пост военного губернатора Альта-Калифорнии между 1770 и 1774 годами.
Фагес работал со своими людьми очень жестко, и жалобы росли, пока не вмешался Серра. [27] Он сказал Фагесу, что, как христианин, он должен соблюдать субботу и давать своим людям отдыхать по воскресеньям. [28] Но солдаты изнасиловали индианок и взяли их в наложницы . По настоянию Серры Фагес наказал некоторые из наиболее чрезмерных случаев сексуального насилия, но это не прекратилось. [27]
Фагес относился к туземцам неуважительно. В 1787 году он описал местных индейцев как самых ленивых, самых жестоких и наименее рациональных из всех туземцев, обнаруженных между Сан-Диего и Сан-Франциско. Он считал, что именно эти качества — наряду с туманным и ветреным климатом, нехваткой питьевой воды, высоким уровнем смертности и языковым барьером — стали причиной мучительно медленного продвижения миссии «Кармель». [29] Фагес считал испанские объекты в Калифорнии в первую очередь военными учреждениями, а во вторую — религиозными аванпостами. Фагес и Серра вели ожесточенную борьбу за власть, и Серра решил перенести миссию. [30]
Испанские миссии
[ редактировать ]В мае 1771 года вице-король одобрил прошение Серры о перемещении миссии в ее нынешнее место недалеко от реки Кармель и современного города Кармель-бай-зе-Си. [31] и назвал ее Миссией Сан-Карлос Борромео де Кармело . Частично целью Серры было установить некоторую дистанцию между неофитами миссии и Фагесом и его войсками. [12]
Новая миссия располагалась на земле, лучше подходящей для ведения сельского хозяйства, недалеко от деревень Румсен -Олоне Тукутнут и Ачаста. [12] Последняя деревня, возможно, была основана после того, как миссия Сан-Карлос была перенесена в Кармель. Миссия находилась примерно в 10 милях (16 км) от ближайшей территории Эсселена, Экселена. [12] 9 мая 1775 года Хуниперо Серра крестил, по-видимому, первого Эсселена, Пач-хепаса , который был 40-летним вождем Экселена. Его крещение произошло в Хасауане, в 10 лигах (около 26 миль (42 км)) к юго-востоку от миссии, в районе, который сейчас называется Качагуа, что очень близко к названию Эсселен.
Крещения и принудительный труд
[ редактировать ]Король Карл V Испании издал Новые законы (по-испански Leyes Nuevas , или «Новые законы Индии о хорошем обращении и сохранении индейцев») 20 ноября 1542 года. Они были заменены примерно в начале 17 века. с Repartimiento , которое давало испанскому поселенцу или чиновнику право на труд ряда рабочих из числа коренного населения на их фермах или шахтах. Испанское государство основывало свои права на землю и население Индии на поручении Папы евангелизировать коренное население. Это побудило иезуитов открыть миссии по всей Калифорнии. [32]
Согласно испанскому законодательству, Эсселены были технически свободными людьми, но их можно было принудительно заставить работать бесплатно. С помощью солдат, охранявших миссию, эсселен и олоне, индейцы жившие рядом с миссией, были насильно переселены, мобилизованы и обучены на миссию пахарями, пастухами, пастухами, кузнецами и плотниками. Болезни, голод, чрезмерная работа и пытки опустошили племя. [33] : 114
У Эсселенов продолжались конфликты с соседним племенем Румсен из-за посевов и охотничьих угодий. Румсены сначала помогали францисканцам, а когда для них настали трудные времена, научили миссионеров тому, что они могут собирать в дикой природе в пищу. [34] Когда член племени пришел в миссию Сан-Карлос, чтобы креститься, священники пытались сообщить ему, что он не может покинуть миссию и самостоятельно бродить по лесам и полям, как они делали это раньше. Фактически они стали вассалами миссии. При крещении им также дали новое христианское имя. Если индеец покинул миссию и попытался вернуться в свою деревню, испанский закон требовал, чтобы солдаты выследили его и вернули в миссию. Когда их вернули обратно, их избили и заперли. [34]
В 1776 году священники крестили нескольких Эсселенов, большинство из которых были детьми, а в последующие годы еще несколько человек. Священники разрешали детям после крещения продолжать жить с родителями в своей деревне до достижения ими «разумного возраста», который составлял около девяти лет. В 1783 году солдаты сразились с Экселенами и убили нескольких из них. Возможно, битва произошла из-за попыток солдат забрать детей и заставить их жить на миссии. После этой даты крещение возобновилось, возможно, потому, что Экселены увидели, что им не победить солдат, и решили, что хотят быть со своими детьми. При крещении эсселены считались частью монашеского ордена и подчинялись правилам этого ордена. По испанскому законодательству это поставило их под прямую власть падре. [35]
Семьи жили в маленьких комнатах в вообще антисанитарных условиях. Более половины детей, рожденных в калифорнийских миссиях, умерли в возрасте до четырех лет, и только двое из каждых десяти дожили до подросткового возраста. [36] Девочек разлучили со своими семьями в возрасте 8 лет и заставили спать в отдельном запертом общежитии, называемом монджеро (женский монастырь). Проснувшись, они работали дома, пока не закончили свои дела ближе к обеду. Им разрешили некоторое время посетить дома своих семей в миссионерской деревне. Здесь также должны были ночевать замужние женщины, чьи мужья отсутствовали, и вдовы. У мальчиков и неженатых мужчин тоже было свое общежитие, хотя оно было менее тесным. [37] : 117–119
Французский исследователь Жан Лаперуз посетил Монтерей на двух кораблях 14 сентября 1786 года. Через два дня после прибытия он посетил миссию Сан-Карлос Борромео. В честь его приема индийские неофиты получили дополнительную порцию еды и выстроились в очередь, чтобы увидеть его. Лаперуз описал туземцев как безжизненных, лишенных духа, травмированных и подавленных. Среди прочего он описал суровые наказания, которым подвергались индейцы со стороны монахов. Он думал, что они считают индейцев «слишком детьми, слишком рабами и слишком маленькими мужчинами». [38] До контакта с Западом коренные жители жили в небольших деревнях с населением от 30 до 100 человек. [37] В 1786 году в деревне рядом с Миссией проживало 740 местных мужчин, женщин и детей. [39] Жрецы не знали о культурных различиях между племенами и заставляли индейцев Румсен и Эсселен жить вместе. Два племени были очень враждебны друг другу, и их близость вызывала постоянные раздоры. [35] Галауп описал их как сытых и подавленных строгим распорядком миссии. Он сказал, что с ними обращались как с рабами на плантации. [39]
С 1783 по 1785 год крестилось около 40% эксельцев. Еще трое эсселенов были крещены в миссии Соледад в начале 1790-х годов, но к 1798 году было крещено большинство индейцев. Новый священник, отец Аморо, прибыл в сентябре 1804 года и придал новую энергию усилиям по крещению. С 1804 по 1808 год за эти последние четыре года крестились 25 человек из Экселена. Они составляли почти 10% всего крещеного населения Excelen. Они продержались 33 года после того, как в их районе начался прозелитизм. Последние пятеро крещеных были все старше, от 45 до 80 лет. Общее число крещеных Эсселена оценивается в пределах от 790 до 856 человек. [40]
Возможно, старшие Эсселены крестились последними, потому что они остались одни и не могли прокормить себя после того, как их детей и внуков уже заставили жить в миссии. Есть некоторые свидетельства того, что несколько эсселенов спрятались в труднопроходимых высокогорьях гор, где испанские солдаты не могли их найти. [35]
В 1795 году испанская корона постановила, что все религиозное обучение должно проводиться на испанском языке и что родные языки должны быть запрещены. Этот указ отменил Новые законы 1542 года, предписывавшие миссионерам обучать туземцев на их родном языке. Но священники по-прежнему были обязаны соблюдать третий провинциальный совет Лимы в 1583 году, который заявил, что священники должны читать проповеди и принимать исповедь на родном языке коренных жителей.
Население
[ редактировать ]Эсселены были и остаются одним из наименее многочисленных коренных жителей Калифорнии. [32] Система испанских миссий привела к серьезному истреблению первоначально небольшого населения Эсселена. Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии, включая Эсселен, до контакта существенно различаются. Альфред Л. Кребер предположил, что в 1770 году население Эсселена составляло 500 человек. [41] : 883 [42] Шерберн Ф. Кук увеличил эту оценку до 750. [41] : 186 Основываясь на записях о крещении и плотности населения, Брескини подсчитал, что их численность составляла 1185–1285 человек. [12]
Эсселен слишком часто считают первым индейским племенем Калифорнии, которое вымерло в культурном отношении, к большому разочарованию нынешних поколений народа Эсселен. [12] Примерно к 1822 году большая часть индейского населения Калифорнии, проживавшего вблизи миссий, была вынуждена присоединиться к испанской миссионерской системе. Из-за близости народа Эсселен к трем испанским миссиям: Миссии Сан-Карлос в Кармеле , Миссии Нуэстра-Сеньора-де-ла-Соледад в Соледаде и Миссии Сан-Антонио-де-Падуя в Холоне , их присутствие сильно повлияло на племя. [12] Коренное население было уничтожено болезнями, в том числе корью , оспой и сифилисом , которые уничтожили 90 процентов коренного населения. [43] а также призывным трудом, плохим питанием и принудительной ассимиляцией. Большинство деревень народа Эсселен на территории нынешнего национального леса Лос-Падрес остались практически необитаемыми. [32] Профессор Шерберн Кук , эксперт по индейскому населению, описал причины сокращения численности населения:
Первым (фактором) было снабжение продовольствием... Вторым фактором были болезни... Третьим фактором, который сильно усилил действие двух других, были социальные и физические потрясения, постигшие индейцев. Тысячи людей выгоняли его из дома, морили голодом, избивали, насиловали и безнаказанно убивали. Ему не только не оказывали никакой помощи в борьбе с иностранными болезнями, но не позволяли принять даже самые элементарные меры по обеспечению его продовольствием, одеждой и кровом. Полное опустошение, вызванное белым человеком, было буквально невероятным, и только после того, как будут изучены данные о населении, масштабы хаоса станут очевидными. [41] : 200
Некоторые антропологи и лингвисты предполагали, что культура народа Эсселен практически исчезла уже к 1840-м годам. [12] Однако существующие члены племени приводят свидетельства того, что некоторые Эсселены смогли уйти за пределы досягаемости испанских солдат, ехавших верхом, спрятавшись в труднопроходимых внутренних районах гор Санта-Лючия . Считается, что в 1840-х годах некоторые эсселены мигрировали на ранчо и в сельские районы за пределами растущих городов. [5] [35] Археологи обнаружили могилу девочки примерно шести лет, похороненной в пещере Изабель Медоуз в районе Черч-Крик. Они подсчитали, что дата ее захоронения — около 1825 года. Два эксперта получили сообщения об индейцах, живших в этом районе в 1850-х годах. [35] Сегодня современные поколения Эсселенов ведут свою родословную от Эсселенов, которые учитывались в ходе ранней переписи населения США.
В 1909 году лесные инспекторы сообщили, что три индейские семьи все еще жили на территории, которая тогда называлась Национальным лесом Монтерей. Семья Энсинале из 16 человек и семья Кинтана из трех человек жили в окрестностях Индейцев (ныне известного как Мемориальный парк Санта-Лючия к западу от Форта Хангер-Лиггетт). Семья Мора, состоящая из трех человек, жила на юге, вдоль дороги Насимьенто-Фергюсон. [44]
Федеральное признание
[ редактировать ]Около 460 человек назвали себя потомками коренного народа Эсселен и объединились в племя. Министерство внутренних дел выделило 45 акров (18 га) форта Орд , который племя может использовать для строительства культурного центра и музея. Но сначала они должны получить федеральное признание. Им помогали Алан Левенталь, преподаватель и волонтер Государственного университета Сан-Хосе , и доктор Лес Филд из Университета Нью-Мексико , которые помогли установить культурную самобытность племени. [45]
Племя было ненадолго официально идентифицировано в 1883 году как племя агентом по делам индейцев Хелен Хант Джексон. Он также был обнаружен в официальных переписях населения Индии, на картах и в петиции о правах на землю, отправленной президенту Теодору Рузвельту. Но в 1899 году антрополог Альфред Крёбер заявил, что это племя вымерло, поскольку большинство членов племени вступили в брак, взяли испанские имена и обратились в католицизм . Кребер писал в 1925 году:
Еще дальше на север, от Монтерея до Сан-Франциско и вглубь страны до горы Дьябло, обитали многочисленные убогие и взаимосвязанные банды, названия многих деревень которых сохранились, но для которых не существует общего названия, кроме испанских «прибрежных жителей». Костаньос, искаженный на костаноанский язык в технической книге на английском языке. Столетие и треть контактов с высшей расой оказались фатальными и для этой группы, и она практически исчезла. [46]
В 1955 году Кребер решил, что допустил ошибку, и попытался убедить BIA, но агентство отказалось прислушаться к его аргументам и принять его показания.
В 1927 году суперинтендант Сакраментоского управления Бюро по делам индейцев перечислил калифорнийские племена, которым должны быть предоставлены права на землю, но исключил из списка эсселен и еще более 135 племен. [46] Член племени и исследователь идентифицировал более 100 особей Эсселен, которые жили в округе Монтерей в 1923 году, когда группа еще была признана на федеральном уровне. Племя заявляет, что их исключение из числа признанного племени было ошибкой, которую следует исправить. [45]
Многие антропологи полагали, что люди, говорящие на костаноанском языке, охватывали географическую территорию от севера Сан-Франциско до Монтерея. Название Костаноан происходит от родового имени Костаньос («жители побережья»), которое испанцы применяют ко всем коренным жителям побережья. Позже он был искажен как Костаноан на английском языке. В результате принятия в 1928 году Закона о юрисдикции индейцев Калифорнии почти каждый «участник» Бюро по делам индейцев эсселенского происхождения был отнесен агентством к категории костаноанцев. [46]
В 2010 году нация Эсселен обратилась к федеральному правительству с просьбой признать ее племенем. [47] Бюро по делам индейцев заявляет, что это племя не соответствует формальным критериям, используемым для признания племени. [48]
Племенная земля
[ редактировать ]В 20 веке Аксель Адлер построил хижину на бывшем ранчо Биксби и постепенно приобрел больше земли. В 2013 году потомки семьи Адлер, жившей в Швеции, выставили на продажу 1312 акров (531 га) ранчо Адлера за 15 миллионов долларов. Он расположен в конце и к югу от Пало-Колорадо-роуд . Ранчо расположено вдоль реки Литтл-Сур на северо-западной окраине дикой местности Вентана, рядом с районе полуострова Монтерей в заповедником Милл-Крик-Редвуд и национальным лесом Лос-Падрес , и включает в себя вершину горы Биксби и верхнюю часть реки. Мескаль Ридж. Ранчо Эль-Сур и гора Пико-Бланко находятся на юге. В урочище есть старовозрастные секвойи, луга, дубовые леса, чапараль и мадроновый лес. Ранчо является важным местом обитания калифорнийских пятнистых сов, калифорнийских кондоров, калифорнийских красноногих лягушек, мраморных муррелей, белоголовых и беркутов. Объект особенно ценен тем, что включает в себя девять юридических участков, пять из которых могут быть застроены. Big Sur Land Trust заявила, что не заинтересована в приобретении недвижимости. [49] [50] [51]
Некоммерческая организация Western Rivers Conservancy , которая покупает землю с целью защитить среду обитания и обеспечить общественный доступ, заключила договор купли-продажи. Первоначально компания была заинтересована в продаже земли Лесной службе США, что позволило бы туристам путешествовать из Ботчерс-Гэп к морю. Однако некоторые местные жители были против того, чтобы лесная служба приобрела землю. Они обеспокоены отсутствием федерального финансирования для поддержания критической противопожарной защиты на участке. [49] [50]
2 октября 2019 года Калифорнийское агентство природных ресурсов объявило, что ищет финансирование в рамках Предложения 68, меры залога, одобренной избирателями в 2018 году, для получения земли для племени. Семья Адлер согласилась продать 1199 акров (485 га) ранчо Адлера. [51] Земля была куплена за счет гранта в размере 4,52 миллиона долларов от Калифорнийского агентства природных ресурсов. В конце июля 2020 года покупка ранчо Адлер успешно завершилась, и собственность была передана племени Эсселен. [52] [53] Приобретение земли могло бы способствовать признанию племени на федеральном уровне. [51] [52]
«Для нас это неописуемо, это высшая честь», — сказал Том Литтл Медведь Нейсон, председатель племени Эсселен округа Монтерей. «Земля — самое важное для нас. Это наша родина, история создания нашей жизни. Мы так воодушевлены и благодарны». Племя Эсселен насчитывает 214 членов и намерено разделить его с другими племенами Центрального побережья, такими как Олоне, Амах Муцун и народом Румсен, которые также были уничтожены в эпоху Миссии. [54]
В популярной культуре
[ редактировать ]Институт Эсален в Биг-Суре назван в честь этого племени, как и бывшие бойскауты Америки, члены Совета района залива Монтерей, Орден Стрелы Эсселен Лодж № 531 . [55]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Обзор индейцев есселен округа Монтерей» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Леви, стр.486
- ^ Бин, стр.xxi
- ^ Перейти обратно: а б «Индейцы Эсселен» . Эсаленский институт. Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Лингвистика и предыстория: пример из района залива Монтерей» . Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года.
- ^ Фридбург, Питер. «Руки Эсселена» . Эсаленский институт. Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года.
- ^ Хестер, стр. 498-499.
- ^ «Особняк доктора Харта — Пасифик-Гроув, Калифорния» . hartmansion.com . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Кребер, Альфред Л. (1925). Справочник индейцев Калифорнии .
- ^ Митхун, Марианна (июль 2001 г.). Языки коренных народов Северной Америки . Санта-Барбара: Калифорнийский университет. ISBN 0521232287 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ «Имя нации» . Архивировано из оригинала 22 октября 2015 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Брескини, Гэри С.; Труди Хаверсат. «Краткий обзор индейцев Эсселен округа Монтерей» . Историческое общество округа Монтери. Архивировано из оригинала 22 ноября 2011 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ Мейсон, Дж. Олден (1912). «Этнология салинских индейцев» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б «DCQ Осеннее равноденствие 1999 — Ранчо Кейвс» . www.ventanawild.org . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Брескини, Гэри С. и Труди Хаверсат. 2001 Обзор индейцев эсселен округа Монтерей. Архивировано 21 сентября 2016 года на Wayback Machine . Проверено 27 октября 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейган, Клемент В. (1952). «Раскопки пещеры Изабеллы Медоуз, округ Монтерей, Калифорния» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 31 октября 2015 г.
- ^ Пристли, Гавайи (1937). Историческое, политическое и природное описание Калифорнии Педро Фагеса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 112 . ISBN 978-0-19-513877-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Хенсон, Пол; Дональд Дж. Уснер (1993). «Естественная история Биг-Сура» (PDF) . Издательство Калифорнийского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2010 г. Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уоткинс, Ролин Г. (1925). История округов Монтерей и Санта-Крус, Калифорния (PDF) . Чикаго: SJ Clarke Publishing Co., стр. 41–42. Архивировано (PDF) из оригинала 8 ноября 2014 г. Проверено 7 ноября 2014 г.
- ^ Индейцы Эсселен. Архивировано 28 октября 2017 г. в Wayback Machine Институт Эсален. Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Дома из тростника Туле, дома из красного дерева и парилки, Тейшейра, 1997:2
- ^ Дома из красного дерева в Монтерее, Кребер, 1925: 468.
- ^ Лодки Туле, Кребер, 1925: 468.
- ^ Брескини, Гэри. «РУКИ: УНИКАЛЬНОЕ ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭССЕЛЕНА» . Предыстория Калифорнии . Архивировано из оригинала 10 мая 2008 года . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ «Информация об экологическом субрегионе хребта Санта-Люсия» . Архивировано из оригинала 15 марта 2005 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтон, Джон (2003). Легендарная земля: сообщество и память в Монтерее . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 15 и далее. ISBN 9780520935679 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 5 сентября 2016 г.
- ^ Мейнард Гейгер. Жизнь и времена Фра Хуниперо Серры. Академия американской истории францисканцев, 1959, том. 1, с. 253.
- ^ Мейнард Гейгер. Жизнь и времена Фра Хуниперо Серры. Академия американской истории францисканцев, 1959, том. 1, с. 259.
- ^ Паддисон, Джошуа, изд. (1999). Преобразованный мир: рассказы из первых рук о Калифорнии до золотой лихорадки . Беркли, Калифорния: Книги расцвета. п. 23 . ISBN 1-890771-13-9 .
- ^ Смит, Фрэнсис Рэнд (1921). Архитектурная история миссии Сан-Карлос-Борромео, Калифорния . Беркли, Калифорния: Комиссия по историческим исследованиям Калифорнии. п. 18 .
Миссия была основана на новом месте 1 августа 1771 года; первая месса была отслужена 24 августа, а 24 декабря Серра официально поселился в недавно построенных зданиях.
- ^ Перейти обратно: а б с Блейкли, скорая помощь «Джим»; Барнетт, Карен (июль 1985 г.). «Исторический обзор национального леса Лос-Падрес» (PDF) . Лесной Дозор. Архивировано (PDF) из оригинала 7 февраля 2016 г.
- ^ Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд [ua]: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Костаноанское племя Рамсен Кармель» . Костаноан Рамсен. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Постконтактная оккупация Эсселеном гор Санта-Лючия» . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ «Какова была жизнь индийских детей, живших в миссии?» . Ресурсный центр миссий Калифорнии . Архивировано из оригинала 26 октября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фогель, Дэниел (1988). Хуниперо Серра, Ватикан и теология порабощения . Сан-Франциско: Изм Пресс. ISBN 978-0910383257 .
- ^ Кастильо, Элиас (8 ноября 2004 г.). «Темная, ужасная тайна калифорнийских миссий» . СФГейт . Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Жан Франсуа Галауп, граф де Лаперуз» . Архивировано из оригинала 25 октября 2015 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Краткий обзор индейцев Эсселен округа Монтерей» . Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 6 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кук, Шерберн Ф. (1976). Население индейцев Калифорнии, 1769-1970 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520029231 .
- ^ Кребер, А.Л. (1925). Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии. п. 883.
- ^ Крипал, Дж. Эсален: Америка и религия без религии . Издательство Чикагского университета. (2007) с. 31
- ^ Блейкли, Джим; Барнетт, Карен (июль 1985 г.). Исторический обзор: Национальный лес Лос-Падрес (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мур, Сильвия (20 апреля 2003 г.). «Нация Эсселен борется за идентичность» . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эскобар, Лотарингия; Филд, Лес; Левента, Алан (сентябрь 1999 г.). «Понимание состава костаноанцев/олоне» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ «Петиции племени о федеральном признании» . Центральное побережье, Калифорния: KSBW Action News 8. 29 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г.
- ^ «Олоне/Костонойская нация» (PDF) . 24 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Графс, Крис (26 марта 2010 г.). «Гора Биг-Сур выставлена на продажу: 15 миллионов долларов» . www.pineconearchive.com .
- ^ Перейти обратно: а б Шмальц, Дэвид. «Предложение о создании большего количества общественных земель в Биг-Суре вызывает у некоторых жителей тревогу» . Еженедельник округа Монтерей . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шалев, Асаф. «Эсселены Биг-Сура больше не являются безземельными благодаря государственному гранту в размере 4,5 миллионов долларов» . Еженедельник округа Монтерей . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роджерс, Пол (27 июля 2020 г.). «Племя Биг-Сур возвращает себе землю через 250 лет после изгнания» . Новости Меркурия . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Саймонс, Эрик. «Почему репатриация земель коренных народов редко встречается в районе залива» . Природа залива . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Племя Биг-Сур возвращает себе землю через 250 лет после изгнания» . Новости Меркурия . 27 июля 2020 г. Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Доан, Джефф. «Легенда о белом медведе» . Салинас, Калифорния. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бин, Лоуэлл Джон, редактор. 1994. Олоне: прошлые и настоящие коренные американцы региона залива Сан-Франциско. Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN 0-87919-129-5 . Включает Левенталя и др. Олоне Возвращение из вымирания.
- Брескини, Гэри С. и Труди Хаверсат, 2004. Индейцы Эсселен страны Биг-Сур: земля и люди. Салинас, Калифорния: Coyote Press.
- Брескини, Гэри С. и Труди Хаверсат, 2005. Краткий обзор индейцев Эсселен округа Монтерей . Файл получен 7 сентября 2007 г.
- Леви, Ричард. 1978. Костаноан , в «Справочнике североамериканских индейцев» , том. 8 (Калифорния) . Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN 0-16-004578-9 / 0160045754
- Кук, Шерберн Ф. 1976. Конфликт между калифорнийской индейской и белой цивилизацией . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
- Хестер, Томас Р. 1978. Эсселен , в Справочнике североамериканских индейцев , том. 8 (Калифорния). Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978, страницы 496–499. ISBN 0-16-004578-9 / 0160045754
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт племени Эсселен
- Сайт племени Олоне Костаноан
- Обзор индейцев эсселен округа Монтерей - Торговая палата Биг-Сура