Jump to content

Эсселен

(Перенаправлено с людей Эсселена )

Эсселен
Уроженец Эсселена ок. 1791, Хосе Кардеро.
Общая численность населения
Предварительный контакт c. 1700, расчетное время. 500-1200;
по состоянию на 2003 год около 460
Регионы со значительной численностью населения
Центральное побережье и Северная Калифорния
Языки
Английский и испанский , ранее Эсселен
Религия
Католическая , традиционная племенная религия
Родственные этнические группы
Рамсен , Олоне и Салинан

Эсселены принадлежащие коренные американцы, к языковой группе гипотетической языковой семьи хокан , коренные жители гор Санта-Люсия в регионе к югу от реки Биг-Сур в Калифорнии . До испанской колонизации они сезонно жили на побережье и внутри страны, выживая за счет обилия морепродуктов летом и желудей и дикой природы в остальное время года.

В миссионерский период истории Калифорнии детей Эсселена крестили священники, когда они покидали свои деревни и переезжали семейными единицами, чтобы жить в миссиях, где они учились чтению, письму и различным ремеслам. Эсселены должны были работать в трех близлежащих миссиях: Миссии Сан-Карлос , Миссии Нуэстра-Сеньора-де-ла-Соледад и Миссии Сан-Антонио-де-Падуя . Как и многие индейские народы, их члены были истреблены голодом, принудительным трудом, чрезмерным трудом, пытками и болезнями, к которым у них не было естественной устойчивости.

Исторически они были одной из самых маленьких индейских популяций в Калифорнии. По оценкам различных экспертов, на момент прибытия испанцев в этом крутом, скалистом регионе проживало от 500 до 1285 человек. Из-за их близости к трем испанским миссиям они, вероятно, были одними из первых, чья культура была практически уничтожена в результате европейских контактов и доминирования. [1] Считалось, что люди были истреблены, но некоторые члены племени избегали миссионерской жизни и вышли из леса, чтобы работать на близлежащих ранчо в начале и конце 1800-х годов. Потомки эсселенов в настоящее время разбросаны, но многие из них все еще живут в районе полуострова Монтерей и близлежащих регионах.

Карта племен Эсселен

Происхождение

[ редактировать ]
Карта распространения языка есселен в Калифорнии до контакта с европейскими культурами

Археологические и лингвистические данные указывают на то, что территория первоначального народа когда-то простиралась намного дальше на север, в район залива Сан-Франциско , пока они не были вытеснены с приходом народа Олоне . Основываясь на лингвистических данных, Ричард Леви относит это перемещение примерно к 500 году нашей эры . [2] [3] Брескини и Хаверсат относят к появлению носителей олоне в районе Монтерея до 200 г. до н.э., основываясь на нескольких доказательствах. Углеродное датирование раскопанных мест показывает, что Эсселен находится в Биг-Суре примерно с 2630 года до нашей эры . [4] Однако недавно исследователи получили радиоуглеродную дату на прибрежной территории Эсселен в русле реки Биг-Сур, датированную более чем 6500 лет назад (археологический памятник CA-MNT-88). [5]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Эсселен неясно. Одна из теорий состоит в том, что это относится к названию крупной местной деревни, возможно, Эксеэйна , или места под названием Эсленес (говорят, что оно находится недалеко от нынешнего места миссии Сан-Карлос ). Название деревни, возможно, происходит от племенного места, известного как Экс'селен, «скала», которое, в свою очередь, происходит от фразы Xue elo xonia eune , «Я родом из скалы». [6] «Скала» может относиться к мысу высотой 361 фут (110 м), видимому на многие мили вверх и вниз по побережью, на котором маяк Пойнт-Сур расположен .

Испанцы расширили этот термин, чтобы обозначить всю лингвистическую группу. Варианты написания существуют в старых записях, включая Aschatliens, Ecclemach, Eslen, Eslenes, Excelen и Escelen . [7] «Ашатлиенс» может относиться к группе вокруг Миссии Сан-Карлос , в деревне Ачаста и ее окрестностях. [ нужна ссылка ]

Ачаста была деревней Румсен-Олоне и совершенно не имела отношения к Эсселену. Ачаста, возможно, была основана только после основания миссии Сан-Карлос. Это была ближайшая деревня к Миссии Сан-Карлос и находилась в 10 с лишним милях от территории Эсселена. «Эсленес» и близко не стоял к миссии Сан-Карлос. [ нужна ссылка ] 3 января 1603 года исследователь Себастьян Вискайно нашел заброшенную индейскую деревню примерно в миле от места, которое позже стало местом расположения миссии Кармель. [8]

Эсселенский язык является изолированным языком . Гипотетически является частью семьи Хокан . На этом языке говорили на севере хребта Санта-Люсия . До контакта с европейской культурой на ней было от 500 до 1000 носителей. [9] Французский исследователь Жан Лаперуз , посетивший Монтерей в 1786 году, записал в 1786 году 22 слова. Во время экспедиции он записал в своем дневнике:

Страна Экклемахов [Эсселен] простирается более чем на 20 лиг к [юго-востоку] от Монтерея. Их язык совершенно отличается от языков всех их соседей и даже больше похож на языки Европы, чем на языки Америки. Это грамматическое явление, наиболее любопытное в этом отношении, когда-либо наблюдавшееся на континенте, возможно, будет интересно тем ученым, которые ищут по аналогии с языками историю и генеалогию переселенных народов.

В 1792 году капитан испанского корабля Дионисио Алькала Гальяно записал 107 слов и фраз. В 1832 году отец Фелипе Арройо де ла Куэста записал еще 58 слов и 14 фраз в миссии Соледад. Выступавшие были из района Арройо-Секо в 15 милях (24 км) к востоку. Соседние жители Румсена свободно говорили на эсселенском языке и предоставили де ла Куэсте некоторый язык. Всего было идентифицировано около 300 слов и несколько коротких фраз. Примеры включают мамаманей (огонь); кокслкохл (рыба); и ни-ч-еке (мой муж). [10] : 411 и далее Изабель Медоуз , которая также говорила на языке рамсен, была последней свободно говорящей на языке эсселен. Она умерла в 1939 году. [11]

География

[ редактировать ]

Побережье Центральной Калифорнии в этом регионе отмечено высокими крутыми скалами и скалистыми берегами, прерываемыми небольшими прибрежными ручьями и редкими небольшими пляжами. Горы очень изрезаны узкими каньонами. Рельеф делает этот район относительно недоступным, долгосрочное проживание затруднительно и ограничивает численность коренного населения. [12] Это племя было соседом народа Салинан , населявшего современный южный округ Монтерей, южный округ Сан-Бенито и северный округ Сан-Луис-Обиспо. [13]

Считается, что существовало три геополитических района Эсселена: Имунахан, включающий центральный водораздел Арройо-Секо; Экселен, включая верховья реки Кармель ; и Эхихан, включая верхние водоразделы рек Арройо-Секо и Биг-Сур, а также часть побережья Биг-Сура между Постс и Биг-Крик дальше на юг. [14] Эсселены проживали в верховьях Кармель и рек Арройо-Секо , а также вдоль побережья Биг-Сура от современного Харрикейн-Пойнт до окрестностей Висенте-Крик на юге. Территория Эсселена простиралась вглубь страны через горы Санта-Лючия до долины Салинас. До прихода испанцев они были охотниками-собирателями , проживавшими небольшими группами и не имевшими централизованной политической власти. Современные исследователи полагают, что существовало пять отдельных районов Эсселена: Экселен, Эсленахан, Имунахан, Эхеахан и Аспасниахан. Считается, что в каждом из них было относительно стабильное постоянное население.

Жан Лаперуз сообщил, что «страна Экклемахов [Эсселен] простирается более чем на 20 лиг к [юго-] востоку от Монтерея». [14]

В каждом районе люди занимали несколько деревень в зависимости от сезона и наличия еды, воды и жилья. [15] Анализы радиоуглеродного датирования артефактов, найденных возле горячих источников Слейтс , в настоящее время принадлежащих Институту Эсален , указывают на присутствие человека еще в 3500 году до нашей эры. Имея легкий доступ к океану, пресной воде и горячим источникам, жители Эсселена регулярно пользовались этим местом, а некоторые территории были зарезервированы под могильники. [12]

Большой валун с дюжиной или более глубоких ступок, втертых в него, известный как ступка из коренной породы , расположен в Лагере Яблони на юго-западном склоне Пика Дьявола, к северу от Лагеря Пико Бланко . Отверстия выдалбливали на протяжении многих поколений индейцы, которые использовали их для измельчения желудей в муку. Другие камни из миномета также были найдены в лагере бойскаутов в лагерях 3 и 7 и немного выше по течению от лагеря 12, а четвертый был найден на большом камне в реке, первоначально над рекой, между лагерями 3 и 4.

Культура

[ редактировать ]

Археологические свидетельства поселений были обнаружены на всей территории Эсселена. Артефакты, найденные на участке в районе Тассахара (археологический памятник CA-MNT-44), включали костяные шила, отщепы рога, наконечники снарядов, в том числе наконечники с зазубринами в пустыне, и скребки. В ходе раскопок на втором участке в устье реки Кармель (археологический объект CA-MNT-63) были обнаружены дополнительные наконечники для снарядов, различные ядра и модифицированные отщепы, костяные шила, костяная трубка, костяная игровая деталь, а также ступки и пестики. . [12] На многих сайтах представлены эстетические иллюстрации многочисленных пиктограмм черного, белого и красного цветов. [16]

Одежда и уровень жизни

[ редактировать ]

До контакта с европейцами люди носили мало одежды. Мужчины были обнажены круглый год, а женщины и девушки, возможно, носили небольшой фартук. В холодную погоду они могли укрыться грязью, накидками из кроличьей или оленьей шкуры. [4] Никаких следов сандалий или обуви обнаружено не было.

Исследователь, а затем губернатор Альты Калифорнии Педро Фагес описал их одежду в отчете, написанном до 1775 года:

Почти все они ходят обнаженными, за исключением немногих, которые прикрываются небольшим плащом из кроличьей или заячьей шкуры, не допадающим ниже пояса. Женщины носят короткий фартук из красных и белых шнуров, скрученных и сшитых как можно плотнее, доходящий до колена. Другие используют переплетенный зеленый и сухой тюль и дополняют свой наряд оленьей шкурой, наполовину дубленой или совсем не дубленой, чтобы сделать жалкие нижние юбки, которые едва ли служат для обозначения различия пола или для прикрытия своей наготы с достаточной скромностью. [17]

Источники пищи

[ редактировать ]

Из-за относительного обилия пищевых ресурсов народ Эсселена так и не развил земледелие и оставался охотниками-собирателями. [18] Они сезонно следовали за местными источниками пищи, зимой живя недалеко от побережья, где добывали богатые запасы мидий , блюдечек , морских ушек и других морских обитателей.

Были обнаружены следы корзин, которые, вероятно, были основным предметом домашнего обихода. Конструкция корзин включала в себя большие конические корзины для переноски грузов, миски для приготовления пищи полусферической формы, плоские подносы и небольшие корзины в форме лодочек, которые, возможно, служили венчиками для семян. [16]

Летом и осенью они отправлялись вглубь страны, чтобы собрать один из своих основных продуктов питания — желуди, которых было очень много по всему Биг-Суру. Они собирали желуди с черного дуба , каньонного живого дуба и танкорного дуба , в основном на верхних склонах над узкими каньонами. [19] Сначала они вымачивали желуди в проточной воде, чтобы вымыть из них горький танин. Затем они измельчают желуди в ступке. На протяжении многих лет они выдолбили скальные ступки в обнажениях гранитных пород, которые использовали для измельчения семян растений и желудей в муку. Большая строительная ступа находится в лагере Эппл-Три на юго-западном склоне Пика Дьявола, к северу от лагеря Пико Бланко . Валун диаметром более 9 футов (2,7 м) содержит дюжину или более глубоких ступок, втертых в него за несколько поколений. Другие камни из миномета также были найдены в лагере бойскаутов Пико Бланко в лагерях 3 и 7 и немного выше по течению от лагеря 12, а четвертый был найден на большом камне в реке, первоначально над рекой, между лагерями 3 и 4. Несколько минометов «Эсселен» расположены в валунах возле лагеря Клевер-Бейсин в Миллер-Каньоне. [19] [16] После измельчения желуди превращали в кашу или пекли как хлеб.

Испанский исследователь Себастьян Вискайно сообщил:

Их пища состоит из семян, которые у них в большом изобилии и разнообразии, а также из мяса дичи, такой как олени, которые крупнее коров и медведей, а также из мяса крупного рогатого скота, бизонов и многих других животных. [20]

На кроликов и оленей они охотились, вероятно, с луком и стрелами, хотя каменных наконечников для стрел обнаружено не было. Стрелы делались из тростника и имели древки из твердой древесины. [16] Они торговали с другими племенами желудями, рыбой, солью, корзинами, шкурами, ракушками и бусами. [21]

Современных записей о жизни жителей Эсселена практически нет. Исследователи полагают, что они жили так же, как народ олоне на севере и народ костоноа недалеко от современного Монтерея. Мигель Констансо , путешествовавший с экспедициями Портолы 175 лет спустя, писал о домах индейцев, живших на проливе Санта-Барбара. Он описал, как они жили в куполообразных жилищах, покрытых свернутыми циновками из туля . Дома были до 55 футов (17 м) в поперечнике, и в одном доме жили три или четыре семьи. Они построили яму для костра посередине и оставили вентиляционное отверстие или дымоход в центре крыши. [20] : 43 

В горных регионах, где росли красные деревья, возможно, строили конические дома из коры красного дерева, прикрепленной к деревянному каркасу. Одно из главных деревенских зданий, парилка , было построено низко в земле, его стены были сделаны из земли, а крыша — из земли и кустарника. Они построили лодки из туле для плавания по заливам, приводимые в движение двухлопастными веслами. [22] [23] [24]

Духовные убеждения

[ редактировать ]

Левая рука Эсселена отпечатается на скалах в нескольких местах. Около 250 из них были найдены в единственном каменном укрытии, расположенном в нескольких милях от Тассахары (обозначенном археологами как CA-MNT-44). Меньшее количество отпечатков ладоней было найдено в нескольких пещерах или каменных убежищах в том же районе и в следующей долине на западе. [25]

Количество осадков колеблется от 16 до 60 дюймов (от 410 до 1520 мм) по всему ареалу, при этом больше всего выпадает в более высоких горах на севере; почти все осадки выпадают зимой. Летом вдоль побережья на высоте нескольких тысяч футов часто бывают туманы и низкие облака. Поверхностный сток в результате осадков происходит быстро, и многие ручьи полностью пересыхают летом, за исключением некоторых многолетних ручьев в более влажных районах на севере. [26]

Европейский контакт

[ редактировать ]

Вискаино, вероятно, первый европеец, высадившийся на центральном побережье Калифорнии, писал о своем посещении залива Монтерей с 16 декабря 1602 года по 3 января 1603 года.

Индейцы хорошего роста, со светлой кожей, женщины несколько меньше ростом, чем мужчины, и имеют приятное выражение лица. Одежда жителей прибрежных земель состоит из шкур морских волков [ каланов ], изобилующих там, которые они дублят и одевают лучше, чем это делается в Кастилии ; у них также есть в большом количестве лен, подобный кастильскому, конопля и хлопок, из которых они делают лески и сети для кроликов и зайцев. У них есть очень хорошо сделанные суда из соснового дерева, на которых они выходят в море с четырнадцатью гребцами на борту, с большой ловкостью даже в штормовую погоду». [20]

На рисунке миссии Сан-Карлос Борромео де Кармело , подготовленном капитаном Джорджем Ванкувером, изображена территория в том виде, в котором она выглядела в ноябре 1792 года. На заднем плане показаны круглые местные хижины из соломенных ветвей. Из путешествия открытий в северную часть Тихого океана и вокруг света.

Отец Джуниперо Серра впервые основал первоначальную миссию в Монтерее 3 июня 1770 года, недалеко от родной деревни Тамо. Он также находился рядом с Президио и штаб-квартирой Педро Фагеса, который занимал пост военного губернатора Альта-Калифорнии между 1770 и 1774 годами.

Фагес работал со своими людьми очень жестко, и жалобы росли, пока не вмешался Серра. [27] Он сказал Фагесу, что, как христианин, он должен соблюдать субботу и давать своим людям отдыхать по воскресеньям. [28] Но солдаты изнасиловали индианок и взяли их в наложницы . По настоянию Серры Фагес наказал некоторые из наиболее чрезмерных случаев сексуального насилия, но это не прекратилось. [27]

Фагес относился к туземцам неуважительно. В 1787 году он описал местных индейцев как самых ленивых, самых жестоких и наименее рациональных из всех туземцев, обнаруженных между Сан-Диего и Сан-Франциско. Он считал, что именно эти качества — наряду с туманным и ветреным климатом, нехваткой питьевой воды, высоким уровнем смертности и языковым барьером — стали причиной мучительно медленного продвижения миссии «Кармель». [29] Фагес считал испанские объекты в Калифорнии в первую очередь военными учреждениями, а во вторую — религиозными аванпостами. Фагес и Серра вели ожесточенную борьбу за власть, и Серра решил перенести миссию. [30]

Испанские миссии

[ редактировать ]

В мае 1771 года вице-король одобрил прошение Серры о перемещении миссии в ее нынешнее место недалеко от реки Кармель и современного города Кармель-бай-зе-Си. [31] и назвал ее Миссией Сан-Карлос Борромео де Кармело . Частично целью Серры было установить некоторую дистанцию ​​между неофитами миссии и Фагесом и его войсками. [12]

Новая миссия располагалась на земле, лучше подходящей для ведения сельского хозяйства, недалеко от деревень Румсен -Олоне Тукутнут и Ачаста. [12] Последняя деревня, возможно, была основана после того, как миссия Сан-Карлос была перенесена в Кармель. Миссия находилась примерно в 10 милях (16 км) от ближайшей территории Эсселена, Экселена. [12] 9 мая 1775 года Хуниперо Серра крестил, по-видимому, первого Эсселена, Пач-хепаса , который был 40-летним вождем Экселена. Его крещение произошло в Хасауане, в 10 лигах (около 26 миль (42 км)) к юго-востоку от миссии, в районе, который сейчас называется Качагуа, что очень близко к названию Эсселен.

Крещения и принудительный труд

[ редактировать ]

Король Карл V Испании издал Новые законы (по-испански Leyes Nuevas , или «Новые законы Индии о хорошем обращении и сохранении индейцев») 20 ноября 1542 года. Они были заменены примерно в начале 17 века. с Repartimiento , которое давало испанскому поселенцу или чиновнику право на труд ряда рабочих из числа коренного населения на их фермах или шахтах. Испанское государство основывало свои права на землю и население Индии на поручении Папы евангелизировать коренное население. Это побудило иезуитов открыть миссии по всей Калифорнии. [32]

Согласно испанскому законодательству, Эсселены были технически свободными людьми, но их можно было принудительно заставить работать бесплатно. С помощью солдат, охранявших миссию, эсселен и олоне, индейцы жившие рядом с миссией, были насильно переселены, мобилизованы и обучены на миссию пахарями, пастухами, пастухами, кузнецами и плотниками. Болезни, голод, чрезмерная работа и пытки опустошили племя. [33] : 114 

У Эсселенов продолжались конфликты с соседним племенем Румсен из-за посевов и охотничьих угодий. Румсены сначала помогали францисканцам, а когда для них настали трудные времена, научили миссионеров тому, что они могут собирать в дикой природе в пищу. [34] Когда член племени пришел в миссию Сан-Карлос, чтобы креститься, священники пытались сообщить ему, что он не может покинуть миссию и самостоятельно бродить по лесам и полям, как они делали это раньше. Фактически они стали вассалами миссии. При крещении им также дали новое христианское имя. Если индеец покинул миссию и попытался вернуться в свою деревню, испанский закон требовал, чтобы солдаты выследили его и вернули в миссию. Когда их вернули обратно, их избили и заперли. [34]

В 1776 году священники крестили нескольких Эсселенов, большинство из которых были детьми, а в последующие годы еще несколько человек. Священники разрешали детям после крещения продолжать жить с родителями в своей деревне до достижения ими «разумного возраста», который составлял около девяти лет. В 1783 году солдаты сразились с Экселенами и убили нескольких из них. Возможно, битва произошла из-за попыток солдат забрать детей и заставить их жить на миссии. После этой даты крещение возобновилось, возможно, потому, что Экселены увидели, что им не победить солдат, и решили, что хотят быть со своими детьми. При крещении эсселены считались частью монашеского ордена и подчинялись правилам этого ордена. По испанскому законодательству это поставило их под прямую власть падре. [35]

Индейцы миссии Сан-Карлос-Борромео выстроились с военной точностью, чтобы приветствовать французскую экспедицию под руководством Жана Франсуа Галаупа, графа де лаперуза. Акварель, приписываемая Томасу де Суриа или Хосе Кардеро, 1791 год, по мотивам утерянного по этому случаю оригинала картины Гаспара Дюше де Ванси, 1786 год.

Семьи жили в маленьких комнатах в вообще антисанитарных условиях. Более половины детей, рожденных в калифорнийских миссиях, умерли в возрасте до четырех лет, и только двое из каждых десяти дожили до подросткового возраста. [36] Девочек разлучили со своими семьями в возрасте 8 лет и заставили спать в отдельном запертом общежитии, называемом монджеро (женский монастырь). Проснувшись, они работали дома, пока не закончили свои дела ближе к обеду. Им разрешили некоторое время посетить дома своих семей в миссионерской деревне. Здесь также должны были ночевать замужние женщины, чьи мужья отсутствовали, и вдовы. У мальчиков и неженатых мужчин тоже было свое общежитие, хотя оно было менее тесным. [37] : 117–119 

Французский исследователь Жан Лаперуз посетил Монтерей на двух кораблях 14 сентября 1786 года. Через два дня после прибытия он посетил миссию Сан-Карлос Борромео. В честь его приема индийские неофиты получили дополнительную порцию еды и выстроились в очередь, чтобы увидеть его. Лаперуз описал туземцев как безжизненных, лишенных духа, травмированных и подавленных. Среди прочего он описал суровые наказания, которым подвергались индейцы со стороны монахов. Он думал, что они считают индейцев «слишком детьми, слишком рабами и слишком маленькими мужчинами». [38] До контакта с Западом коренные жители жили в небольших деревнях с населением от 30 до 100 человек. [37] В 1786 году в деревне рядом с Миссией проживало 740 местных мужчин, женщин и детей. [39] Жрецы не знали о культурных различиях между племенами и заставляли индейцев Румсен и Эсселен жить вместе. Два племени были очень враждебны друг другу, и их близость вызывала постоянные раздоры. [35] Галауп описал их как сытых и подавленных строгим распорядком миссии. Он сказал, что с ними обращались как с рабами на плантации. [39]

С 1783 по 1785 год крестилось около 40% эксельцев. Еще трое эсселенов были крещены в миссии Соледад в начале 1790-х годов, но к 1798 году было крещено большинство индейцев. Новый священник, отец Аморо, прибыл в сентябре 1804 года и придал новую энергию усилиям по крещению. С 1804 по 1808 год за эти последние четыре года крестились 25 человек из Экселена. Они составляли почти 10% всего крещеного населения Excelen. Они продержались 33 года после того, как в их районе начался прозелитизм. Последние пятеро крещеных были все старше, от 45 до 80 лет. Общее число крещеных Эсселена оценивается в пределах от 790 до 856 человек. [40]

Возможно, старшие Эсселены крестились последними, потому что они остались одни и не могли прокормить себя после того, как их детей и внуков уже заставили жить в миссии. Есть некоторые свидетельства того, что несколько эсселенов спрятались в труднопроходимых высокогорьях гор, где испанские солдаты не могли их найти. [35]

В 1795 году испанская корона постановила, что все религиозное обучение должно проводиться на испанском языке и что родные языки должны быть запрещены. Этот указ отменил Новые законы 1542 года, предписывавшие миссионерам обучать туземцев на их родном языке. Но священники по-прежнему были обязаны соблюдать третий провинциальный совет Лимы в 1583 году, который заявил, что священники должны читать проповеди и принимать исповедь на родном языке коренных жителей.

Население

[ редактировать ]

Эсселены были и остаются одним из наименее многочисленных коренных жителей Калифорнии. [32] Система испанских миссий привела к серьезному истреблению первоначально небольшого населения Эсселена. Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии, включая Эсселен, до контакта существенно различаются. Альфред Л. Кребер предположил, что в 1770 году население Эсселена составляло 500 человек. [41] : 883  [42] Шерберн Ф. Кук увеличил эту оценку до 750. [41] : 186  Основываясь на записях о крещении и плотности населения, Брескини подсчитал, что их численность составляла 1185–1285 человек. [12]

Эсселен слишком часто считают первым индейским племенем Калифорнии, которое вымерло в культурном отношении, к большому разочарованию нынешних поколений народа Эсселен. [12] Примерно к 1822 году большая часть индейского населения Калифорнии, проживавшего вблизи миссий, была вынуждена присоединиться к испанской миссионерской системе. Из-за близости народа Эсселен к трем испанским миссиям: Миссии Сан-Карлос в Кармеле , Миссии Нуэстра-Сеньора-де-ла-Соледад в Соледаде и Миссии Сан-Антонио-де-Падуя в Холоне , их присутствие сильно повлияло на племя. [12] Коренное население было уничтожено болезнями, в том числе корью , оспой и сифилисом , которые уничтожили 90 процентов коренного населения. [43] а также призывным трудом, плохим питанием и принудительной ассимиляцией. Большинство деревень народа Эсселен на территории нынешнего национального леса Лос-Падрес остались практически необитаемыми. [32] Профессор Шерберн Кук , эксперт по индейскому населению, описал причины сокращения численности населения:

Первым (фактором) было снабжение продовольствием... Вторым фактором были болезни... Третьим фактором, который сильно усилил действие двух других, были социальные и физические потрясения, постигшие индейцев. Тысячи людей выгоняли его из дома, морили голодом, избивали, насиловали и безнаказанно убивали. Ему не только не оказывали никакой помощи в борьбе с иностранными болезнями, но не позволяли принять даже самые элементарные меры по обеспечению его продовольствием, одеждой и кровом. Полное опустошение, вызванное белым человеком, было буквально невероятным, и только после того, как будут изучены данные о населении, масштабы хаоса станут очевидными. [41] : 200 

Некоторые антропологи и лингвисты предполагали, что культура народа Эсселен практически исчезла уже к 1840-м годам. [12] Однако существующие члены племени приводят свидетельства того, что некоторые Эсселены смогли уйти за пределы досягаемости испанских солдат, ехавших верхом, спрятавшись в труднопроходимых внутренних районах гор Санта-Лючия . Считается, что в 1840-х годах некоторые эсселены мигрировали на ранчо и в сельские районы за пределами растущих городов. [5] [35] Археологи обнаружили могилу девочки примерно шести лет, похороненной в пещере Изабель Медоуз в районе Черч-Крик. Они подсчитали, что дата ее захоронения — около 1825 года. Два эксперта получили сообщения об индейцах, живших в этом районе в 1850-х годах. [35] Сегодня современные поколения Эсселенов ведут свою родословную от Эсселенов, которые учитывались в ходе ранней переписи населения США.

В 1909 году лесные инспекторы сообщили, что три индейские семьи все еще жили на территории, которая тогда называлась Национальным лесом Монтерей. Семья Энсинале из 16 человек и семья Кинтана из трех человек жили в окрестностях Индейцев (ныне известного как Мемориальный парк Санта-Лючия к западу от Форта Хангер-Лиггетт). Семья Мора, состоящая из трех человек, жила на юге, вдоль дороги Насимьенто-Фергюсон. [44]

Федеральное признание

[ редактировать ]

Около 460 человек назвали себя потомками коренного народа Эсселен и объединились в племя. Министерство внутренних дел выделило 45 акров (18 га) форта Орд , который племя может использовать для строительства культурного центра и музея. Но сначала они должны получить федеральное признание. Им помогали Алан Левенталь, преподаватель и волонтер Государственного университета Сан-Хосе , и доктор Лес Филд из Университета Нью-Мексико , которые помогли установить культурную самобытность племени. [45]

Племя было ненадолго официально идентифицировано в 1883 году как племя агентом по делам индейцев Хелен Хант Джексон. Он также был обнаружен в официальных переписях населения Индии, на картах и ​​в петиции о правах на землю, отправленной президенту Теодору Рузвельту. Но в 1899 году антрополог Альфред Крёбер заявил, что это племя вымерло, поскольку большинство членов племени вступили в брак, взяли испанские имена и обратились в католицизм . Кребер писал в 1925 году:

Еще дальше на север, от Монтерея до Сан-Франциско и вглубь страны до горы Дьябло, обитали многочисленные убогие и взаимосвязанные банды, названия многих деревень которых сохранились, но для которых не существует общего названия, кроме испанских «прибрежных жителей». Костаньос, искаженный на костаноанский язык в технической книге на английском языке. Столетие и треть контактов с высшей расой оказались фатальными и для этой группы, и она практически исчезла. [46]

В 1955 году Кребер решил, что допустил ошибку, и попытался убедить BIA, но агентство отказалось прислушаться к его аргументам и принять его показания.

В 1927 году суперинтендант Сакраментоского управления Бюро по делам индейцев перечислил калифорнийские племена, которым должны быть предоставлены права на землю, но исключил из списка эсселен и еще более 135 племен. [46] Член племени и исследователь идентифицировал более 100 особей Эсселен, которые жили в округе Монтерей в 1923 году, когда группа еще была признана на федеральном уровне. Племя заявляет, что их исключение из числа признанного племени было ошибкой, которую следует исправить. [45]

Многие антропологи полагали, что люди, говорящие на костаноанском языке, охватывали географическую территорию от севера Сан-Франциско до Монтерея. Название Костаноан происходит от родового имени Костаньос («жители побережья»), которое испанцы применяют ко всем коренным жителям побережья. Позже он был искажен как Костаноан на английском языке. В результате принятия в 1928 году Закона о юрисдикции индейцев Калифорнии почти каждый «участник» Бюро по делам индейцев эсселенского происхождения был отнесен агентством к категории костаноанцев. [46]

В 2010 году нация Эсселен обратилась к федеральному правительству с просьбой признать ее племенем. [47] Бюро по делам индейцев заявляет, что это племя не соответствует формальным критериям, используемым для признания племени. [48]

Племенная земля

[ редактировать ]

В 20 веке Аксель Адлер построил хижину на бывшем ранчо Биксби и постепенно приобрел больше земли. В 2013 году потомки семьи Адлер, жившей в Швеции, выставили на продажу 1312 акров (531 га) ранчо Адлера за 15 миллионов долларов. Он расположен в конце и к югу от Пало-Колорадо-роуд . Ранчо расположено вдоль реки Литтл-Сур на северо-западной окраине дикой местности Вентана, рядом с районе полуострова Монтерей в заповедником Милл-Крик-Редвуд и национальным лесом Лос-Падрес , и включает в себя вершину горы Биксби и верхнюю часть реки. Мескаль Ридж. Ранчо Эль-Сур и гора Пико-Бланко находятся на юге. В урочище есть старовозрастные секвойи, луга, дубовые леса, чапараль и мадроновый лес. Ранчо является важным местом обитания калифорнийских пятнистых сов, калифорнийских кондоров, калифорнийских красноногих лягушек, мраморных муррелей, белоголовых и беркутов. Объект особенно ценен тем, что включает в себя девять юридических участков, пять из которых могут быть застроены. Big Sur Land Trust заявила, что не заинтересована в приобретении недвижимости. [49] [50] [51]

Некоммерческая организация Western Rivers Conservancy , которая покупает землю с целью защитить среду обитания и обеспечить общественный доступ, заключила договор купли-продажи. Первоначально компания была заинтересована в продаже земли Лесной службе США, что позволило бы туристам путешествовать из Ботчерс-Гэп к морю. Однако некоторые местные жители были против того, чтобы лесная служба приобрела землю. Они обеспокоены отсутствием федерального финансирования для поддержания критической противопожарной защиты на участке. [49] [50]

2 октября 2019 года Калифорнийское агентство природных ресурсов объявило, что ищет финансирование в рамках Предложения 68, меры залога, одобренной избирателями в 2018 году, для получения земли для племени. Семья Адлер согласилась продать 1199 акров (485 га) ранчо Адлера. [51] Земля была куплена за счет гранта в размере 4,52 миллиона долларов от Калифорнийского агентства природных ресурсов. В конце июля 2020 года покупка ранчо Адлер успешно завершилась, и собственность была передана племени Эсселен. [52] [53] Приобретение земли могло бы способствовать признанию племени на федеральном уровне. [51] [52]

«Для нас это неописуемо, это высшая честь», — сказал Том Литтл Медведь Нейсон, председатель племени Эсселен округа Монтерей. «Земля — самое важное для нас. Это наша родина, история создания нашей жизни. Мы так воодушевлены и благодарны». Племя Эсселен насчитывает 214 членов и намерено разделить его с другими племенами Центрального побережья, такими как Олоне, Амах Муцун [ Викиданные ] и народом Румсен, которые также были уничтожены в эпоху Миссии. [54]

[ редактировать ]

Институт Эсален в Биг-Суре назван в честь этого племени, как и бывшие бойскауты Америки, члены Совета района залива Монтерей, Орден Стрелы Эсселен Лодж № 531 . [55]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Обзор индейцев есселен округа Монтерей» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 11 октября 2016 г.
  2. ^ Леви, стр.486
  3. ^ Бин, стр.xxi
  4. ^ Перейти обратно: а б «Индейцы Эсселен» . Эсаленский институт. Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Лингвистика и предыстория: пример из района залива Монтерей» . Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года.
  6. ^ Фридбург, Питер. «Руки Эсселена» . Эсаленский институт. Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года.
  7. ^ Хестер, стр. 498-499.
  8. ^ «Особняк доктора Харта — Пасифик-Гроув, Калифорния» . hartmansion.com . Проверено 6 января 2021 г.
  9. ^ Кребер, Альфред Л. (1925). Справочник индейцев Калифорнии .
  10. ^ Митхун, Марианна (июль 2001 г.). Языки коренных народов Северной Америки . Санта-Барбара: Калифорнийский университет. ISBN  0521232287 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 10 октября 2016 г.
  11. ^ «Имя нации» . Архивировано из оригинала 22 октября 2015 года . Проверено 10 октября 2016 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Брескини, Гэри С.; Труди Хаверсат. «Краткий обзор индейцев Эсселен округа Монтерей» . Историческое общество округа Монтери. Архивировано из оригинала 22 ноября 2011 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
  13. ^ Мейсон, Дж. Олден (1912). «Этнология салинских индейцев» (PDF) .
  14. ^ Перейти обратно: а б «DCQ Осеннее равноденствие 1999 — Ранчо Кейвс» . www.ventanawild.org . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
  15. ^ Брескини, Гэри С. и Труди Хаверсат. 2001 Обзор индейцев эсселен округа Монтерей. Архивировано 21 сентября 2016 года на Wayback Machine . Проверено 27 октября 2017 года.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Мейган, Клемент В. (1952). «Раскопки пещеры Изабеллы Медоуз, округ Монтерей, Калифорния» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 31 октября 2015 г.
  17. ^ Пристли, Гавайи (1937). Историческое, политическое и природное описание Калифорнии Педро Фагеса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  18. ^ Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 112 . ISBN  978-0-19-513877-1 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Хенсон, Пол; Дональд Дж. Уснер (1993). «Естественная история Биг-Сура» (PDF) . Издательство Калифорнийского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2010 г. Проверено 12 августа 2016 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Уоткинс, Ролин Г. (1925). История округов Монтерей и Санта-Крус, Калифорния (PDF) . Чикаго: SJ Clarke Publishing Co., стр. 41–42. Архивировано (PDF) из оригинала 8 ноября 2014 г. Проверено 7 ноября 2014 г.
  21. ^ Индейцы Эсселен. Архивировано 28 октября 2017 г. в Wayback Machine Институт Эсален. Проверено 27 октября 2017 г.
  22. ^ Дома из тростника Туле, дома из красного дерева и парилки, Тейшейра, 1997:2
  23. ^ Дома из красного дерева в Монтерее, Кребер, 1925: 468.
  24. ^ Лодки Туле, Кребер, 1925: 468.
  25. ^ Брескини, Гэри. «РУКИ: УНИКАЛЬНОЕ ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭССЕЛЕНА» . Предыстория Калифорнии . Архивировано из оригинала 10 мая 2008 года . Проверено 17 декабря 2020 г.
  26. ^ «Информация об экологическом субрегионе хребта Санта-Люсия» . Архивировано из оригинала 15 марта 2005 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Уолтон, Джон (2003). Легендарная земля: сообщество и память в Монтерее . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 15 и далее. ISBN  9780520935679 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 5 сентября 2016 г.
  28. ^ Мейнард Гейгер. Жизнь и времена Фра Хуниперо Серры. Академия американской истории францисканцев, 1959, том. 1, с. 253.
  29. ^ Мейнард Гейгер. Жизнь и времена Фра Хуниперо Серры. Академия американской истории францисканцев, 1959, том. 1, с. 259.
  30. ^ Паддисон, Джошуа, изд. (1999). Преобразованный мир: рассказы из первых рук о Калифорнии до золотой лихорадки . Беркли, Калифорния: Книги расцвета. п. 23 . ISBN  1-890771-13-9 .
  31. ^ Смит, Фрэнсис Рэнд (1921). Архитектурная история миссии Сан-Карлос-Борромео, Калифорния . Беркли, Калифорния: Комиссия по историческим исследованиям Калифорнии. п. 18 . Миссия была основана на новом месте 1 августа 1771 года; первая месса была отслужена 24 августа, а 24 декабря Серра официально поселился в недавно построенных зданиях.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Блейкли, скорая помощь «Джим»; Барнетт, Карен (июль 1985 г.). «Исторический обзор национального леса Лос-Падрес» (PDF) . Лесной Дозор. Архивировано (PDF) из оригинала 7 февраля 2016 г.
  33. ^ Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд [ua]: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513877-1 .
  34. ^ Перейти обратно: а б «Костаноанское племя Рамсен Кармель» . Костаноан Рамсен. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Постконтактная оккупация Эсселеном гор Санта-Лючия» . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
  36. ^ «Какова была жизнь индийских детей, живших в миссии?» . Ресурсный центр миссий Калифорнии . Архивировано из оригинала 26 октября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Фогель, Дэниел (1988). Хуниперо Серра, Ватикан и теология порабощения . Сан-Франциско: Изм Пресс. ISBN  978-0910383257 .
  38. ^ Кастильо, Элиас (8 ноября 2004 г.). «Темная, ужасная тайна калифорнийских миссий» . СФГейт . Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б «Жан Франсуа Галауп, граф де Лаперуз» . Архивировано из оригинала 25 октября 2015 года . Проверено 20 октября 2015 г.
  40. ^ Брескини, Гэри С.; Хаверсат, Труди. «Краткий обзор индейцев Эсселен округа Монтерей» . Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 6 ноября 2011 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Кук, Шерберн Ф. (1976). Население индейцев Калифорнии, 1769-1970 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520029231 .
  42. ^ Кребер, А.Л. (1925). Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии. п. 883.
  43. ^ Крипал, Дж. Эсален: Америка и религия без религии . Издательство Чикагского университета. (2007) с. 31
  44. ^ Блейкли, Джим; Барнетт, Карен (июль 1985 г.). Исторический обзор: Национальный лес Лос-Падрес (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 февраля 2016 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Мур, Сильвия (20 апреля 2003 г.). «Нация Эсселен борется за идентичность» . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Эскобар, Лотарингия; Филд, Лес; Левента, Алан (сентябрь 1999 г.). «Понимание состава костаноанцев/олоне» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
  47. ^ «Петиции племени о федеральном признании» . Центральное побережье, Калифорния: KSBW Action News 8. 29 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г.
  48. ^ «Олоне/Костонойская нация» (PDF) . 24 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2017 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б Графс, Крис (26 марта 2010 г.). «Гора Биг-Сур выставлена ​​на продажу: 15 миллионов долларов» . www.pineconearchive.com .
  50. ^ Перейти обратно: а б Шмальц, Дэвид. «Предложение о создании большего количества общественных земель в Биг-Суре вызывает у некоторых жителей тревогу» . Еженедельник округа Монтерей . Проверено 19 марта 2018 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Шалев, Асаф. «Эсселены Биг-Сура больше не являются безземельными благодаря государственному гранту в размере 4,5 миллионов долларов» . Еженедельник округа Монтерей . Проверено 4 июня 2020 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Роджерс, Пол (27 июля 2020 г.). «Племя Биг-Сур возвращает себе землю через 250 лет после изгнания» . Новости Меркурия . Проверено 28 июля 2020 г.
  53. ^ Саймонс, Эрик. «Почему репатриация земель коренных народов редко встречается в районе залива» . Природа залива . Проверено 17 февраля 2021 г.
  54. ^ «Племя Биг-Сур возвращает себе землю через 250 лет после изгнания» . Новости Меркурия . 27 июля 2020 г. Проверено 17 декабря 2020 г.
  55. ^ Доан, Джефф. «Легенда о белом медведе» . Салинас, Калифорния. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2010 г.
  • Бин, Лоуэлл Джон, редактор. 1994. Олоне: прошлые и настоящие коренные американцы региона залива Сан-Франциско. Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN   0-87919-129-5 . Включает Левенталя и др. Олоне Возвращение из вымирания.
  • Брескини, Гэри С. и Труди Хаверсат, 2004. Индейцы Эсселен страны Биг-Сур: земля и люди. Салинас, Калифорния: Coyote Press.
  • Брескини, Гэри С. и Труди Хаверсат, 2005. Краткий обзор индейцев Эсселен округа Монтерей . Файл получен 7 сентября 2007 г.
  • Леви, Ричард. 1978. Костаноан , в «Справочнике североамериканских индейцев» , том. 8 (Калифорния) . Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN   0-16-004578-9 / 0160045754
  • Кук, Шерберн Ф. 1976. Конфликт между калифорнийской индейской и белой цивилизацией . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  • Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
  • Хестер, Томас Р. 1978. Эсселен , в Справочнике североамериканских индейцев , том. 8 (Калифорния). Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978, страницы 496–499. ISBN   0-16-004578-9 / 0160045754
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98658bcba74d5153b5bf2828a9c9a687__1722441600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/87/98658bcba74d5153b5bf2828a9c9a687.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Esselen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)