Jump to content

Люди Зия (Нью-Мексико)

Координаты : 35 ° 30'52 "с.ш. 106 ° 43'23" з.д.  /  35,5144 ° с.ш. 106,7230 ° з.д.  / 35,5144; -106,7230
Зия
Сиа [Зиа] танцовщица-буйвол, ок. 1925 год, Эдварда С. Кертиса. фото
Общая численность населения
850 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Соединенные Штаты Соединенные Штаты
( Нью-Мексико Нью-Мексико )
Языки
Хард , Английский , Испанский
Родственные этнические группы
Пуэбло Сообщество
Расположение Пуэбло Зия

Зия . / ˈ z ə / или Tsʾíiyʾamʾé — коренная нация, сосредоточенная в Пуэбло (Ция) , индейской резервации в американском штате Нью-Мексико Зиа Зия известны своей керамикой и использованием символа солнца. Они являются одним из народов Керес- Пуэбло и говорят на восточном языке Кереса . [2]

Археологи полагают, что жители Зии, говорящие на кересанском языке, являются потомками предков пуэблоа из региона Четырех Углов , которые мигрировали в долину реки Джемез где-то в 13 веке. [3] Испанский исследователь Антонио де Эспехо впервые столкнулся с Зией в 1583 году, когда он заметил, что самым большим пуэбло был тот, который туземцы называли Тсия, которого испанцы позже переименовали в Зия.

Испанские поселенцы и их религиозные ордена постепенно взяли под свой контроль регион и объявили вне закона традиционные религиозные церемонии Зия. Первый миссионер был назначен в Зию в 1598 году доном Хуаном Де Оньяте , а к 1613 году члены племени построили церковь и монастырь. [1] Напряженность между испанцами и Зией продолжала нарастать до 1680 года, когда региональное восстание под руководством Попе , религиозного лидера тева , свергло испанский режим. Восстание увенчалось успехом, и испанцы были вынуждены бежать на юг. Индейцы пуэбло приобрели лошадей у ​​испанцев, что способствовало дальнейшему распространению лошадей среди племен равнин. [4]

Испанцы не возвращались еще 9 лет, осадив Зиа Пуэбло в 1689 году. Солдаты под предводительством губернатора Доминго Хиронсы Петриса де Крузате разграбили пуэбло, убив 600 человек и взяв в плен 70 индейцев Зиа. [5] Три года спустя испанцы подавили любое сопротивление пуэбло и убедили народ Зия и их лидера Антонио Малакате вернуться в свои дома, но боевые действия и болезни взяли свое, и в 1892 году в Зии осталось всего около 120 человек. [6]

Жизнь и культура

[ редактировать ]

Техника ведения сельского хозяйства

[ редактировать ]

Из-за засушливого климата земли, где они живут, Зия пришлось приспосабливаться к образу жизни, наиболее подходящему для пустыни. Поскольку они были домашними жителями, а не кочевниками , сельское хозяйство было важно для их снабжения продовольствием. [2]

В Нью-Мексико в определенные периоды года дождей было мало, поэтому были разработаны новые методы ведения сельского хозяйства (такие как сухое земледелие и севооборот ). Зия сажали семена на плодородном участке земли недалеко от реки или ручья. Затем они прорыли тропинки к полям от ручья, и таким образом вода текла из ручья, чтобы поливать посевы. Стратегически размещая камни на дорожках, они контролировали поток воды к своим посевам.

В более возвышенных регионах мужчины сажали семена на грядках на солнечном склоне. Когда шел дождь, дождевая вода стекала по склону и поливала посевы. Другой метод заключался в рытье траншей, использовавшихся в качестве цистерн для сбора дождя. Женщины ходили в эти траншеи с глиняной посудой, чтобы набрать воды для полива полей.

Культуры

[ редактировать ]
Кукуруза, важная культура для Зия

Земледелие Зия производило широкий спектр сельскохозяйственных культур, но наиболее важными из них были кукуруза , фасоль и тыква , получившие прозвище «три сестры». Эти культуры были посажены на общей или общей земле, в которую каждый вносил свой вклад. Они были основным продуктом диеты Зия и Пуэбло. Кукуруза была самой важной из всех. Некоторые из них употреблялись в пищу в свежем виде, большая часть хранилась в горшках и подвалах на зиму и в случае засухи. Когда часть кукурузы высыхала, женщины превращали ее в муку и хлеб. Они сидели снаружи и перемалывали камни, пели религиозные песни и терли камни о кукурузу, производя муку. Они пели, потому что считали кукурузу священной. [7]

Когда мука была готова, ее смешивали с водой и замешивали тесто. Тесто раскатывали до круглых плоских листов и клали на горячие камни над огнем. После выпечки лепешка получилась ; это был самый важный продукт, доступный им.

Другие второстепенные культуры выращивались в личных, индивидуальных садах, например, перец, лук, перец чили и табак. Нью-Мексико хорошо известен своим острым перцем чили, который возник среди таких племен. [8]

Источники мяса

[ редактировать ]

Зия были в основном вегетарианцами, но ели мясо, когда оно было доступно. Небольшие охотничьи группы мужчин и мальчиков-подростков отправлялись на охоту на мелкую дичь, такую ​​как кролики, суслики и белки. Они также охотились на крупную дичь, такую ​​как олени, антилопы и горные львы. Когда наступал весенний сезон, специальные группы отправлялись вплотную к Великим равнинам на охоту на бизонов . [8]

Туземцы юго-запада США , в том числе зиа, были известны своими «домами пуэбло», сделанными из самана . Они были построены как жилой комплекс с огромным коробчатым основанием, коробкой поменьше сверху и еще меньшей коробкой сверху. Эта архитектура создала разные этажи для хранения разных вещей и для семей. До недавнего времени на нижнем этаже не было дверей, поэтому попасть в здание можно было только по бревенчатым лестницам. Одна лестница доходила от земли до патио (второй этаж), а другая вела через отверстие в крыше на первый этаж. [9] Другие лестницы вели на верхние этажи. Ночью внутрь для защиты выводили лестницы, чтобы никто из посторонних не мог войти без разрешения. [7]

Дома из самана построены из природных ресурсов близлежащей пустыни. Adobe, строительный блок, изготавливается путем смешивания глины, песка, воды и органических материалов, таких как палки, солома и навоз. Смесь формируют в блоки и оставляют сохнуть. Тем временем в месте строительства нового здания выкапывают яму и прочно вбивают в землю опорные столбы, образуя каркас. Когда блоки самана высохнут и затвердеют, их укладывают вокруг здания и скрепляют влажной глиной, используемой в качестве цемента. Каждый год для ухода на стены наносится новый слой глинобитной смеси.

Религиозные обычаи

[ редактировать ]

Зия, как и другие пуэбло, верят в разных духов, называемых качинас . Считается, что это духи предков, живущие среди своего народа. Духи обиделись, когда люди не обратили на них внимания, и сбежали жить на небо. Говорят, что они время от времени приходили и приносили дождь и облака. В богослужении принимают участие более 300 качин , и зиа проводят религиозные праздники и церемонии, во время которых они просят их вызвать дождь и вырастить урожай. В танцах во время церемоний использовались барабаны и погремушки. Религиозные мужчины, одетые как качина, спускаются с гор и танцуют среди людей во время фестиваля. Через три дня они снова поднимаются.

Искусство

[ редактировать ]

Гончарное дело — широко признанный вид искусства и важная часть повседневной жизни в Зия-Пуэбло. Из-за высокого качества ремесла и бедных сельскохозяйственных угодий, в которых расположен пуэбло, гончарное дело исторически имело важное значение для торговли. В конце XIX века примерно 25 или меньше женщин производили всю керамику для деревни. [10]

Керамика Зия уникальна тем, что она закалена базальтом, твердой вулканической породой. [10] Горшки изготавливаются путем смешивания глины и измельченного базальта с водой, а затем скручивания веревок из этой смеси в определенные формы. [11] Когда они высыхают, горшки раскрашивают природой и религиозными символами. Затем они сидят около недели, прежде чем их обожгут в печи, в которой в качестве топлива обычно используется навоз крупного рогатого скота. Общие мотивы включают геометрические узоры, растения и животных, часто на белом или красном фоне. [12] [13]

Большую часть керамики делают женщины. [13] Одним из самых известных гончаров Зии является Элизабет Тойя Медина (родом из Джемеза ). [11]

Символ Солнца

[ редактировать ]
Символ солнца Зия изображен на флаге Нью-Мексико .

Зия считают Солнце священным. Их солярный символ — красный круг с группами лучей, направленных в четырех направлениях — рисуется на церемониальных вазах, рисуется на земле вокруг костров и используется для знакомства новорожденных с Солнцем. Четыре — это священное число Зия, которое повторяется в четырех точках, исходящих из круга. Число четыре воплощается в:

  • четыре стороны компаса (север, юг, восток и запад)
  • четыре времени года (весна, лето, осень и зима)
  • четыре периода каждого дня (утро, полдень, вечер и ночь)
  • четыре времени года (детство, юность, средние годы и старость)
  • согласно убеждению Зия, четыре священных обязательства, которые необходимо развивать (сильное тело, ясный ум, чистый дух и преданность благополучию других).

Символ является представителем гораздо более широкого сообщества пуэбло , связанных с ним испаноязычных сообществ и культуры Нью-Мексико , например, он изображен на флаге Нью-Мексико , в дизайне Капитолия штата Нью-Мексико Нью-Мексико , на въезде в квартал штата , во многих городах. флаги, включая Альбукерке и Розуэлл , а также указатель шоссе штата . Племя Зия не владеет товарным знаком на этот символ, поскольку в соответствии с федеральным законом США оно имеет повсеместное региональное представительство. Правительство штата Нью-Мексико направляет людей к образовательным ресурсам по правильному использованию символа солнца в Зия-Пуэбло и в Культурном центре индейцев-пуэбло в Альбукерке, включая информацию о получении разрешения на коммерческое использование и просьбу уважительно использовать этот символ в гражданских целях. использовать. [14] [15] [16] Этот символ был изображен на флаге Мэдисона, штат Висконсин, с 1962 по 2018 год, когда опасения по поводу культурного присвоения символов Зиа, Пуэблоан и Нью-Мексико заставили город удалить его. [17] В 2014 году Национальный конгресс американских индейцев принял резолюцию о признании права зиа пуэбло на этот символ.

Известные люди Зия

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Добро пожаловать в Пуэбло Зия» . zia.com. 2009 . Проверено 6 июля 2009 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Зия Пуэбло» . индейский пуэбло. 2009. Архивировано из оригинала 12 мая 2009 года . Проверено 5 июля 2009 г.
  3. ^ стр. 189 - Дэвид Пайк (2004). Придорожный Нью-Мексико (изд. от 15 августа 2004 г.). Издательство Университета Нью-Мексико. п. 440. ИСБН  0-8263-3118-1 .
  4. ^ стр. 32 - Филип М. Уайт (2006). Хронология американских индейцев (изд. от 30 августа 2006 г.). Гринвуд Пресс. п. 184. ИСБН  0-313-33820-5 .
  5. ^ стр. 33 - Маргарет Сас (2001). Между индийским и белым мирами (изд. сентября 2001 г.). Университет Оклахомы Пресс. п. 386. ИСБН  0-8061-3385-6 .
  6. ^ Ричард Флинт и Ширли Кушинг Флинт (2009). «Бартоломе де Охеда» . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Зия Пуэбло» . AAANativeArts.com. 2009. Архивировано из оригинала 28 сентября 2009 года . Проверено 5 июля 2009 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Пуэбло» . мсе. 2009 . Проверено 5 июля 2009 г.
  9. ^ «Сведения об индейцах пуэбло» . ассортимент. 2009. Архивировано из оригинала 1 мая 2009 года . Проверено 5 июля 2009 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Тримбл, Стивен (1987). Разговор с глиной: искусство гончарного искусства Пуэбло (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американской исследовательской прессы. ISBN  0933452152 . ОСЛК   15082081 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Шааф, Грегори (2002). Керамика Южного Пуэбло: 2000 биографий художников . Серия произведений искусства американских индейцев. Том. 4. Санта-Фе, Нью-Мексико: CIAC Press. п. 203.
  12. ^ «Зия Пуэбло» . Департамент туризма Нью-Мексико. 2009 . Проверено 5 июля 2009 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Харлоу, Фрэнсис Х. (2003). Керамика Зиа Пуэбло . Лэнмон, Дуайт П. (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американской исследовательской прессы. стр. 234–257. ISBN  1930618263 . OCLC   52057686 .
  14. ^ МакШерри, Эрин (30 августа 2014 г.). «Отчет комитету по делам индейцев Законодательного собрания Нью-Мексико: Зия Пуэбло» (PDF) . Департамент культуры Нью-Мексико.
  15. ^ Тернер, Стефани Б. (2012). «Дело Зия: выход за рамки закона о товарных знаках для защиты священных символов» (PDF) . Документы на получение студенческой стипендии. Хранилище юридических стипендий Йельской школы права. Документ 124.
  16. ^ Босуэлл, Алиса (21 апреля 2015 г.). «Зия Пуэбло говорят, что они хотят, чтобы символ использовался с уважением» . Журнал Альбукерке . Проверено 6 июня 2020 г.
  17. ^ Роге, Логан (24 июля 2018 г.). «Городской совет Мэдисона одобряет измененный дизайн флага» . Государственный журнал Висконсина . Проверено 15 апреля 2020 г.
[ редактировать ]

35 ° 30'52 "с.ш. 106 ° 43'23" з.д.  /  35,5144 ° с.ш. 106,7230 ° з.д.  / 35,5144; -106,7230

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19de64c065b218fc867a5f69b898872b__1699686480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/2b/19de64c065b218fc867a5f69b898872b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zia people (New Mexico) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)