Люди Зия (Нью-Мексико)
Сиа [Зиа] танцовщица-буйвол, ок. 1925 год, Эдварда С. Кертиса. фото | |
Общая численность населения | |
---|---|
850 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Нью-Мексико ) | |
Языки | |
Хард , Английский , Испанский | |
Родственные этнические группы | |
Пуэбло Сообщество |
Зия . / ˈ z iː ə / или Tsʾíiyʾamʾé — коренная нация, сосредоточенная в Пуэбло (Ция) , индейской резервации в американском штате Нью-Мексико Зиа Зия известны своей керамикой и использованием символа солнца. Они являются одним из народов Керес- Пуэбло и говорят на восточном языке Кереса . [2]
История
[ редактировать ]Археологи полагают, что жители Зии, говорящие на кересанском языке, являются потомками предков пуэблоа из региона Четырех Углов , которые мигрировали в долину реки Джемез где-то в 13 веке. [3] Испанский исследователь Антонио де Эспехо впервые столкнулся с Зией в 1583 году, когда он заметил, что самым большим пуэбло был тот, который туземцы называли Тсия, которого испанцы позже переименовали в Зия.
Испанские поселенцы и их религиозные ордена постепенно взяли под свой контроль регион и объявили вне закона традиционные религиозные церемонии Зия. Первый миссионер был назначен в Зию в 1598 году доном Хуаном Де Оньяте , а к 1613 году члены племени построили церковь и монастырь. [1] Напряженность между испанцами и Зией продолжала нарастать до 1680 года, когда региональное восстание под руководством Попе , религиозного лидера тева , свергло испанский режим. Восстание увенчалось успехом, и испанцы были вынуждены бежать на юг. Индейцы пуэбло приобрели лошадей у испанцев, что способствовало дальнейшему распространению лошадей среди племен равнин. [4]
Испанцы не возвращались еще 9 лет, осадив Зиа Пуэбло в 1689 году. Солдаты под предводительством губернатора Доминго Хиронсы Петриса де Крузате разграбили пуэбло, убив 600 человек и взяв в плен 70 индейцев Зиа. [5] Три года спустя испанцы подавили любое сопротивление пуэбло и убедили народ Зия и их лидера Антонио Малакате вернуться в свои дома, но боевые действия и болезни взяли свое, и в 1892 году в Зии осталось всего около 120 человек. [6]
Жизнь и культура
[ редактировать ]Техника ведения сельского хозяйства
[ редактировать ]Из-за засушливого климата земли, где они живут, Зия пришлось приспосабливаться к образу жизни, наиболее подходящему для пустыни. Поскольку они были домашними жителями, а не кочевниками , сельское хозяйство было важно для их снабжения продовольствием. [2]
В Нью-Мексико в определенные периоды года дождей было мало, поэтому были разработаны новые методы ведения сельского хозяйства (такие как сухое земледелие и севооборот ). Зия сажали семена на плодородном участке земли недалеко от реки или ручья. Затем они прорыли тропинки к полям от ручья, и таким образом вода текла из ручья, чтобы поливать посевы. Стратегически размещая камни на дорожках, они контролировали поток воды к своим посевам.
В более возвышенных регионах мужчины сажали семена на грядках на солнечном склоне. Когда шел дождь, дождевая вода стекала по склону и поливала посевы. Другой метод заключался в рытье траншей, использовавшихся в качестве цистерн для сбора дождя. Женщины ходили в эти траншеи с глиняной посудой, чтобы набрать воды для полива полей.
Культуры
[ редактировать ]Земледелие Зия производило широкий спектр сельскохозяйственных культур, но наиболее важными из них были кукуруза , фасоль и тыква , получившие прозвище «три сестры». Эти культуры были посажены на общей или общей земле, в которую каждый вносил свой вклад. Они были основным продуктом диеты Зия и Пуэбло. Кукуруза была самой важной из всех. Некоторые из них употреблялись в пищу в свежем виде, большая часть хранилась в горшках и подвалах на зиму и в случае засухи. Когда часть кукурузы высыхала, женщины превращали ее в муку и хлеб. Они сидели снаружи и перемалывали камни, пели религиозные песни и терли камни о кукурузу, производя муку. Они пели, потому что считали кукурузу священной. [7]
Когда мука была готова, ее смешивали с водой и замешивали тесто. Тесто раскатывали до круглых плоских листов и клали на горячие камни над огнем. После выпечки лепешка получилась ; это был самый важный продукт, доступный им.
Другие второстепенные культуры выращивались в личных, индивидуальных садах, например, перец, лук, перец чили и табак. Нью-Мексико хорошо известен своим острым перцем чили, который возник среди таких племен. [8]
Источники мяса
[ редактировать ]Зия были в основном вегетарианцами, но ели мясо, когда оно было доступно. Небольшие охотничьи группы мужчин и мальчиков-подростков отправлялись на охоту на мелкую дичь, такую как кролики, суслики и белки. Они также охотились на крупную дичь, такую как олени, антилопы и горные львы. Когда наступал весенний сезон, специальные группы отправлялись вплотную к Великим равнинам на охоту на бизонов . [8]
Жилье
[ редактировать ]Туземцы юго-запада США , в том числе зиа, были известны своими «домами пуэбло», сделанными из самана . Они были построены как жилой комплекс с огромным коробчатым основанием, коробкой поменьше сверху и еще меньшей коробкой сверху. Эта архитектура создала разные этажи для хранения разных вещей и для семей. До недавнего времени на нижнем этаже не было дверей, поэтому попасть в здание можно было только по бревенчатым лестницам. Одна лестница доходила от земли до патио (второй этаж), а другая вела через отверстие в крыше на первый этаж. [9] Другие лестницы вели на верхние этажи. Ночью внутрь для защиты выводили лестницы, чтобы никто из посторонних не мог войти без разрешения. [7]
Дома из самана построены из природных ресурсов близлежащей пустыни. Adobe, строительный блок, изготавливается путем смешивания глины, песка, воды и органических материалов, таких как палки, солома и навоз. Смесь формируют в блоки и оставляют сохнуть. Тем временем в месте строительства нового здания выкапывают яму и прочно вбивают в землю опорные столбы, образуя каркас. Когда блоки самана высохнут и затвердеют, их укладывают вокруг здания и скрепляют влажной глиной, используемой в качестве цемента. Каждый год для ухода на стены наносится новый слой глинобитной смеси.
Религиозные обычаи
[ редактировать ]Качинас
[ редактировать ]Зия, как и другие пуэбло, верят в разных духов, называемых качинас . Считается, что это духи предков, живущие среди своего народа. Духи обиделись, когда люди не обратили на них внимания, и сбежали жить на небо. Говорят, что они время от времени приходили и приносили дождь и облака. В богослужении принимают участие более 300 качин , и зиа проводят религиозные праздники и церемонии, во время которых они просят их вызвать дождь и вырастить урожай. В танцах во время церемоний использовались барабаны и погремушки. Религиозные мужчины, одетые как качина, спускаются с гор и танцуют среди людей во время фестиваля. Через три дня они снова поднимаются.
Искусство
[ редактировать ]Гончарное дело — широко признанный вид искусства и важная часть повседневной жизни в Зия-Пуэбло. Из-за высокого качества ремесла и бедных сельскохозяйственных угодий, в которых расположен пуэбло, гончарное дело исторически имело важное значение для торговли. В конце XIX века примерно 25 или меньше женщин производили всю керамику для деревни. [10]
Керамика Зия уникальна тем, что она закалена базальтом, твердой вулканической породой. [10] Горшки изготавливаются путем смешивания глины и измельченного базальта с водой, а затем скручивания веревок из этой смеси в определенные формы. [11] Когда они высыхают, горшки раскрашивают природой и религиозными символами. Затем они сидят около недели, прежде чем их обожгут в печи, в которой в качестве топлива обычно используется навоз крупного рогатого скота. Общие мотивы включают геометрические узоры, растения и животных, часто на белом или красном фоне. [12] [13]
Большую часть керамики делают женщины. [13] Одним из самых известных гончаров Зии является Элизабет Тойя Медина (родом из Джемеза ). [11]
Символ Солнца
[ редактировать ]Зия считают Солнце священным. Их солярный символ — красный круг с группами лучей, направленных в четырех направлениях — рисуется на церемониальных вазах, рисуется на земле вокруг костров и используется для знакомства новорожденных с Солнцем. Четыре — это священное число Зия, которое повторяется в четырех точках, исходящих из круга. Число четыре воплощается в:
- четыре стороны компаса (север, юг, восток и запад)
- четыре времени года (весна, лето, осень и зима)
- четыре периода каждого дня (утро, полдень, вечер и ночь)
- четыре времени года (детство, юность, средние годы и старость)
- согласно убеждению Зия, четыре священных обязательства, которые необходимо развивать (сильное тело, ясный ум, чистый дух и преданность благополучию других).
Символ является представителем гораздо более широкого сообщества пуэбло , связанных с ним испаноязычных сообществ и культуры Нью-Мексико , например, он изображен на флаге Нью-Мексико , в дизайне Капитолия штата Нью-Мексико Нью-Мексико , на въезде в квартал штата , во многих городах. флаги, включая Альбукерке и Розуэлл , а также указатель шоссе штата . Племя Зия не владеет товарным знаком на этот символ, поскольку в соответствии с федеральным законом США оно имеет повсеместное региональное представительство. Правительство штата Нью-Мексико направляет людей к образовательным ресурсам по правильному использованию символа солнца в Зия-Пуэбло и в Культурном центре индейцев-пуэбло в Альбукерке, включая информацию о получении разрешения на коммерческое использование и просьбу уважительно использовать этот символ в гражданских целях. использовать. [14] [15] [16] Этот символ был изображен на флаге Мэдисона, штат Висконсин, с 1962 по 2018 год, когда опасения по поводу культурного присвоения символов Зиа, Пуэблоан и Нью-Мексико заставили город удалить его. [17] В 2014 году Национальный конгресс американских индейцев принял резолюцию о признании права зиа пуэбло на этот символ.
Известные люди Зия
[ редактировать ]- Марселина Эррера , художник
- Элизабет Тойя Медина , гончар (родом из Джемеза )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Добро пожаловать в Пуэбло Зия» . zia.com. 2009 . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Зия Пуэбло» . индейский пуэбло. 2009. Архивировано из оригинала 12 мая 2009 года . Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ стр. 189 - Дэвид Пайк (2004). Придорожный Нью-Мексико (изд. от 15 августа 2004 г.). Издательство Университета Нью-Мексико. п. 440. ИСБН 0-8263-3118-1 .
- ^ стр. 32 - Филип М. Уайт (2006). Хронология американских индейцев (изд. от 30 августа 2006 г.). Гринвуд Пресс. п. 184. ИСБН 0-313-33820-5 .
- ^ стр. 33 - Маргарет Сас (2001). Между индийским и белым мирами (изд. сентября 2001 г.). Университет Оклахомы Пресс. п. 386. ИСБН 0-8061-3385-6 .
- ^ Ричард Флинт и Ширли Кушинг Флинт (2009). «Бартоломе де Охеда» . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Зия Пуэбло» . AAANativeArts.com. 2009. Архивировано из оригинала 28 сентября 2009 года . Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пуэбло» . мсе. 2009 . Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ «Сведения об индейцах пуэбло» . ассортимент. 2009. Архивировано из оригинала 1 мая 2009 года . Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тримбл, Стивен (1987). Разговор с глиной: искусство гончарного искусства Пуэбло (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американской исследовательской прессы. ISBN 0933452152 . ОСЛК 15082081 .
- ^ Перейти обратно: а б Шааф, Грегори (2002). Керамика Южного Пуэбло: 2000 биографий художников . Серия произведений искусства американских индейцев. Том. 4. Санта-Фе, Нью-Мексико: CIAC Press. п. 203.
- ^ «Зия Пуэбло» . Департамент туризма Нью-Мексико. 2009 . Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харлоу, Фрэнсис Х. (2003). Керамика Зиа Пуэбло . Лэнмон, Дуайт П. (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американской исследовательской прессы. стр. 234–257. ISBN 1930618263 . OCLC 52057686 .
- ^ МакШерри, Эрин (30 августа 2014 г.). «Отчет комитету по делам индейцев Законодательного собрания Нью-Мексико: Зия Пуэбло» (PDF) . Департамент культуры Нью-Мексико.
- ^ Тернер, Стефани Б. (2012). «Дело Зия: выход за рамки закона о товарных знаках для защиты священных символов» (PDF) . Документы на получение студенческой стипендии. Хранилище юридических стипендий Йельской школы права. Документ 124.
- ^ Босуэлл, Алиса (21 апреля 2015 г.). «Зия Пуэбло говорят, что они хотят, чтобы символ использовался с уважением» . Журнал Альбукерке . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Роге, Логан (24 июля 2018 г.). «Городской совет Мэдисона одобряет измененный дизайн флага» . Государственный журнал Висконсина . Проверено 15 апреля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пуэбло из Зии
- Стэнфордский солнечный центр
- Синти-поп-группа ZIA, названная в честь символа солнца Зия.
35 ° 30'52 "с.ш. 106 ° 43'23" з.д. / 35,5144 ° с.ш. 106,7230 ° з.д.