Jump to content

Каджо Льюис

Каджо Льюис
Льюис с. 1914 год
Рожденный
Олулае Коссола

в. 1841 г.
Банте (современный Бенин)
Умер 17 июля 1935 г. (94/95 лет)
Африкатаун , Мобил, Алабама, США
Род занятий Фермер, чернорабочий, церковный пономарь
Известный выживший после работорговли в Атлантике между Африкой и Соединенными Штатами

Каджо Льюис ( ок. 1841 — 17 июля 1935) родился в 1841 году в Нью-Йорке , штат Массачусетс . [ 1 ] и также известный как Каджо Льюис , был предпоследним взрослым, выжившим в атлантической работорговле между Африкой и Соединенными Штатами. [ а ] Вместе со 115 другими африканскими пленниками он был доставлен в США на борту корабля «Клотильда» в 1860 году. [ 3 ] Пленников высадили в заводях реки Мобил недалеко от Мобила, штат Алабама , и спрятали от властей. Корабль был затоплен , чтобы избежать обнаружения, и оставался необнаруженным до мая 2019 года. [ 4 ]

После Гражданской войны и эмансипации Льюис и другие члены группы Клотильды стали свободными. Некоторые из них основали общину в Мэгэзин-Пойнт, к северу от Мобила, штат Алабама. К ним присоединились другие, родившиеся в Африке. которое теперь называется историческим районом Африкатаун В 2012 году это поселение, , было добавлено в Национальный реестр исторических мест . [ 5 ]

В старости Коссола сохранил опыт пленников Клотильды , предоставляя отчеты об истории группы посетителям, в том числе мобильной художнице и писательнице Эмме Лэнгдон Рош , а также писателю и фольклористу Зоре Нил Херстон . Он дожил до 1935 года и долгое время считался последним выжившим на « Клотильде» , пока историк Ханна Дуркин не выявила двух долгоживущих выживших на «Клотильде» , совершивших путешествие еще детьми: Редоши , умершего в 1937 году, и Матильду МакКрир , умершую в 1935 году. 1940 год. [ 2 ] [ 6 ]

Ранняя жизнь и порабощение

[ редактировать ]
Карта, нарисованная Льюисом для иллюстрации его поимки.

Он родился как Коссола или Олуале Коссола (американцы позже записали его имя как «Казула») примерно в 1841 году в Западной Африке. [ 7 ] Анализируя имена и другие слова, приписываемые основателям Африкатауна, историк Сильвиан Диуф пришла к выводу, что он и большинство других членов сообщества Африкатаун ​​принадлежали к народу йоруба из региона Банте в Бенине . Отцом Льюиса был Олувале (или Олуале), а матерью Фондлолу; у него было пять полных братьев и сестер и двенадцать сводных братьев и сестер от двух других жен его отца. [ 8 ]

Интервьюеры Эмма Лэнгдон Рош и Зора Нил Херстон , а также те, кто использовал их работы, основываясь на его рассказе, называли Льюиса и его товарищей по плену «Таркарами». Диуф считает, что термин «Таркар» мог возникнуть из-за неправильного понимания имени местного короля или названия их деревни. [ 9 ]

мае 1860 года его деревня подверглась нападению, и Льюис был взят в плен женщинами-воинами под предводительством короля Глеле Дагомеи В апреле или в засушливый сезон во время ежегодного рейда за рабами . [ 10 ] [ 11 ] Вместе с другими пленниками он был доставлен в рабовладельческий порт Уида и продан капитану Уильяму Фостеру с « Клотильды» , американского корабля, недавно построенного в Мобиле, штат Алабама , и принадлежавшего бизнесмену Тимоти Миеру . Ввоз рабов в Соединенные Штаты был незаконным с 1808 года, но рабов по-прежнему регулярно ввозили контрабандой с испанской Кубы . [ 12 ]

В некоторых сообщениях утверждается, что Миер полностью намеревался нарушить закон и что он поспорил с бизнесменом на 100 000 долларов, что тот сможет успешно обойти запрет на работорговлю в Атлантике . [ 13 ] В аналогичной ситуации владельцы « Странника» , незаконно доставившего порабощенных людей в Джорджию в 1858 году, были обвинены и осуждены за пиратство в Федеральном суде США в Саванне в мае 1860 года, но были оправданы присяжными. [ 14 ]

К тому времени, когда « Клотильда» достигла побережья Миссисипи в июле 1860 года, федеральное правительство Соединенных Штатов было предупреждено о ее деятельности, а Тимоти Миер, его брат Бернс и их соратник Джон Дэбни были арестованы и обвинены в незаконном владении пленниками. Однако между концом июля 1860 года, когда против Михеров и Дэбни были выданы повестки и приказы об аресте, и серединой декабря, когда они их получили, прошел почти пятимесячный перерыв. За прошедший период пленники были рассредоточены и спрятаны, и без их физического присутствия в качестве доказательства дело было прекращено в январе 1861 года. [ 15 ] [ 16 ]

До конца Гражданской войны (1861–1865 гг.) Льюис и его товарищи жили как фактические рабы Миера, его братьев или их соратников. [ 17 ] Льюис был куплен Джеймсом Миером, у которого он работал матросом на пароходе. [ 18 ] За это время он стал известен как «Каджо Льюис». Позже он объяснил, что предложил «Каджо», дневное имя, которое обычно дают мальчикам, рожденным в понедельник, в качестве альтернативы своему имени, когда Джеймс Миер с трудом произносил «Коссола». [ 19 ]

Имя «Каджо» похоже на «Коджо», популярное имя в Гане , где его также носят те, кто родился в понедельник. Каджо или Кудзо - это альтернативное имя помимо Кодзо, которое дается детям мужского пола среди племен, говорящих на гбе, простирающихся от юго-восточной Ганы до юго-западной Нигерии. Его похитителями были Фон, ветвь этого языкового кластера. Историк Диуф утверждает, что фамилия «Льюис» была искажением имени его отца Олуале, разделяющим звук «лу»; на его родине ближайшим аналогом того, что носители американского английского понимают под фамилией, было бы отчество . [ 19 ]

Жизнь в Африкатауне

[ редактировать ]

Создание Африкатауна

[ редактировать ]
Льюис и его товарищ, переживший Клотильду, Абаше (Клара Тернер) ок. 1914 год . К тому времени в живых осталось восемь членов группы Клотильды .

Во время своего пребывания в рабстве Льюис и многие другие пленники Клотильды находились в районе к северу от Мобила, известном как Журнал-Пойнт, Плато или «гамак Миера», где Меахеры владели мельницей и верфью. Хотя он находился всего в трех милях от города Мобил, он был изолирован, отделен от города болотом и лесом и легко доступен только по воде.

После отмены рабства и окончания Гражданской войны пленники Клотильды пытались собрать деньги для возвращения на родину. Мужчины работали на лесопилках, а женщины выращивали и продавали продукцию, но у них не было достаточных средств. [ 20 ] Поняв, что они не смогут вернуться в Африку, группа поручила Льюису попросить Тимоти Миера о предоставлении земли. Когда он отказался, члены общины продолжили сбор денег и начали покупать землю вокруг Magazine Point. [ 21 ] 30 сентября 1872 года Льюис купил около двух акров земли в районе Плато за 100 долларов (~ 2543 доллара в 2023 году). [ 22 ]

Они превратили Африкатаун ​​в самостоятельное, независимое чернокожее сообщество. Группа назначила лидеров для обеспечения соблюдения общинных норм, вытекающих из их общего африканского происхождения. Они также построили такие учреждения, как церковь, школа и кладбище. Диуф объясняет, что Африкатаун ​​был уникален, потому что это был одновременно «черный город», населенный исключительно людьми африканского происхождения, и анклав людей, родившихся в другой стране. Она пишет: «Черные города были убежищем от расизма, но Африканский город был убежищем от американцев». [ 23 ]

В 1914 году Эмма Лэнгдон Рош отмечала, что выжившие основатели Африкатауна предпочитали говорить между собой на своем языке. Она описала английский взрослых как «очень ломаный и не всегда понятный даже тем, кто прожил среди них много лет». [ 24 ] Однако жители также переняли некоторые американские обычаи, в том числе христианство. Льюис обратился в 1869 году, присоединившись к баптистской церкви. [ 25 ]

Брак и семейная жизнь

[ редактировать ]

В середине 1860-х годов Льюис установил гражданские отношения с другой выжившей из Клотильды , Абил (американизированной как «Селия»). Официально они поженились 15 марта 1880 года вместе с несколькими другими парами из Африкатауна. Они оставались вместе до смерти Абиле в 1905 году. [ 26 ]

У них было шестеро детей, пять сыновей и дочь, каждому из которых они дали и африканское, и американское имя. [ 13 ] Их старший сын, Алек (или Элик) Ияджеми (что в переводе с йоруба означает «я страдал»), стал бакалейщиком; он взял жену жить в доме на отцовской земле. Диуф описывает это расположение как «семейный комплекс» в стиле йоруба . Другой сын, Каджо Фейхтан, был смертельно ранен чернокожим заместителем шерифа в 1902 году. [ 13 ] Льюис пережил свою жену и всех детей. Он позволил своей невестке Мэри Вуд Льюис, своим внукам и, в конечном итоге, ее второму мужу Джо Льюису (не родственнику) остаться в их доме на территории комплекса. [ 27 ]

Льюис работал фермером и разнорабочим до 1902 года, когда его багги был поврежден, и он получил ранения в результате столкновения с поездом в Мобиле. Поскольку он не мог выполнять тяжелую работу, община назначила его церковным пономарем. В 1903 году она получила название Союзной миссионерской баптистской церкви. [ 28 ]

Участие в американских институтах

[ редактировать ]

Хотя бывшие рабы коренных американцев стали гражданами после принятия Четырнадцатой поправки к Конституции Соединенных Штатов в июле 1868 года, это изменение статуса не распространялось на членов группы Клотильды , родившихся за рубежом. Каджо Казула Льюис стал натурализованным гражданином США 24 октября 1868 года. [ 29 ]

Льюис воспользовался американской правовой системой в 1902 году после того, как получил травму в результате столкновения вагона с поездом. Когда железная дорога Луисвилля и Нэшвилла отказалась возместить ущерб, он нанял адвоката, подал в суд на железную дорогу и выиграл значительную компенсацию в размере 650 долларов. Решение было отменено в апелляционном порядке. [ 30 ]

Роль рассказчика и историка

[ редактировать ]

В первой четверти 20-го века Льюис начал служить информатором для ученых и других писателей, рассказывая историю африканцев Клотильды , а также традиционные истории и сказания. Эмма Лэнгдон Рош , писательница и художница из Мобила, взяла интервью у Льюиса и других выживших для своей книги 1914 года « Исторические очерки Юга». Она описала их захват в Африке, порабощение и жизнь в Африкатауне. Они попросили ее использовать их африканские имена в своей работе в надежде, что она достигнет их родины, «где некоторые смогут их запомнить». [ 31 ]

К 1925 году Льюис считался последним африканцем, выжившим после « Клотильды» ; у него взял интервью педагог и фольклорист Артур Хафф Фаузет из Филадельфии. 1927 году Фаузе опубликовал В в журнале « Журнал Американский фольклор. [ 32 ]

Памятный знак Льюиса на кладбище Плато, Африкатаун

В 1927 году Льюис дал интервью Зоре Нил Херстон , тогда аспирантке по антропологии, которая стала фольклористом. В следующем году она опубликовала статью «Собственная история Каджо о последнем африканском работорговце» (1928). По словам ее биографа Роберта Э. Хеменвея , это произведение в значительной степени является плагиатом работы Эммы Рош. [ 33 ] хотя Херстон добавил информацию о повседневной жизни в родной деревне Льюиса Банте. [ 34 ]

В 1928 году Херстон вернулся с дополнительными ресурсами; она провела больше интервью с Коссулой, сделала фотографии и записала, как считалось, единственную известную пленку об африканце, которого продали в Соединенные Штаты через работорговлю (хотя еще один выживший из Клотильды , переживший его, также был снят ненадолго [ 35 ] ). На основе этого материала она написала рукопись « Барракун», которую Хеменуэй охарактеризовала как «весьма драматичное, полувыдуманное повествование, предназначенное для популярного читателя». [ 36 ] [ 37 ]

После этого раунда интервью литературный покровитель Херстона, филантроп Шарлотта Осгуд Мейсон , узнала о Льюисе и начала присылать ему деньги для поддержки. [ 37 ] Льюис также дал интервью журналистам местных и национальных изданий. [ 38 ]

Книга Херстона «Барракун: история последнего «черного груза»» не публиковалась в аннотированном издании до 2018 года. [ 39 ]

Наследие

[ редактировать ]

Каджо Льюис умер 17 июля 1935 года и был похоронен на кладбище Плато в Африкатауне. После его смерти его статус одного из последних выживших с « Клотильды» и письменные записи, созданные его интервьюерами, сделали его публичной фигурой в истории сообщества.

  • В 1959 году мемориальный бюст Льюиса был установлен перед Союзной миссионерской баптистской церковью Африкатауна на вершине кирпичной пирамиды, построенной пленниками Клотильды . Оно было сделано от имени Прогрессивной лиги Африкатауна. [ 40 ] [ 41 ]
  • В 1977 году Ассоциация по изучению жизни и истории негров (ныне Ассоциация по изучению жизни и истории афроамериканцев ) почтила память Льюиса и группы Клотильды . [ 42 ]
  • Примерно в 1990 году отделение «Город Мобил» и выпускников «Мобил» женского общества Дельта Сигма Тета установило памятный знак Льюису на кладбище Плато. [ 43 ]
  • В 2007 году два африканских режиссера подарили бюст Льюиса Центру приема в Африкатауне. В 2011 году он серьезно пострадал в результате вандализма. [ 44 ] [ 45 ]
  • В 2010 году археологи из Колледжа Уильяма и Мэри раскопали дом Льюиса в Африкатауне вместе с домом двух других жителей в поисках артефактов и свидетельств африканских практик в повседневной жизни основателей в Соединенных Штатах. [ 46 ]
  • «Барракун: История последнего «черного груза»» , рассказ Зоры Нил Херстон о жизни Льюиса, был впервые опубликован в 2018 году. [ 47 ]
  • В 2016 году в центре Мобила открылся ресторан Kazoola Eatery & Entertainment. Заведение, посвященное джазу и блюзу, служит не только данью уважения Льюису, но и символом культурного единства в центре города. [ 48 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Редоши , еще одна пленница на « Клотильде» , была продана плантатору в округе Даллас, штат Алабама , где она стала известна также как Салли Смит. Она вышла замуж, родила дочь и дожила до 1937 года в Бог Читто. Ее считают последней выжившей из « Клотильды» . [ 2 ]
  1. ^ Диуф, Сильвиан А. (20 октября 2009 г.). «Каджо Льюис» . Энциклопедия Алабамы . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 1 мая 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б Дуркин, Ханна (2019). «Нахождение последней выжившей в среднем проходе Салли «Редоши» Смит на странице и экране» . Рабство и отмена . 40 (4): 631–658. дои : 10.1080/0144039X.2019.1596397 . S2CID   150975893 .
  3. ^ Рош 1914 , с. 120.
  4. ^ ДЖОЭЛ К. БОРН-МЛАДШИЙ. (22 мая 2019 г.). «Последний американский невольничий корабль обнаружен в Алабаме» . Нэшнл Географик . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 20 февраля 2021 года . Проверено 23 мая 2019 г.
  5. ^ Тиг, Мэтью (6 июня 2015 г.). «Происхождение американских рабов живет в Африкатауне Алабамы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  6. ^ Дуркин, Ханна (19 марта 2020 г.). «Раскрытие скрытой жизни последней выжившей Клотильды Матильды МакКрир и ее семьи». Рабство и отмена . 41 (3): 431–457. дои : 10.1080/0144039X.2020.1741833 . ISSN   0144-039X . S2CID   216497607 .
  7. ^ Диуф 2007 , с. 40.
  8. ^ Диуф 2007 , стр. 40–43.
  9. ^ Диуф 2007 , с. 41.
  10. ^ Диуф 2007 , с. 46.
  11. ^ Барнс, Сандра Т., изд. (1997). Война в Африке: Старый Свет и Новый (2-е изд.). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 47–48. ISBN  978-0253210838 .
  12. ^ Пилигрим, Дэвид (июнь 2005 г.). «Вопрос месяца: Каджо Льюис: последний раб в США?» . Музей расистских памятных вещей Джима Кроу . Государственный университет Ферриса. Архивировано из оригинала 28 мая 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Люшер, Адам (4 мая 2018 г.). «Потомок последнего выжившего на последнем рабском корабле, отправившегося из Африки в США, рассказывает о гордости, когда история предка публикуется – спустя 87 лет после того, как она была написана» . Независимый . Архивировано из оригинала 22 мая 2018 года . Проверено 21 мая 2018 г.
  14. ^ Рорер, Кэтрин Э. (18 июня 2010 г.). «Странник» . Энциклопедия Новой Джорджии . Гуманитарный совет Джорджии и издательство Университета Джорджии. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 9 августа 2016 г.
  15. ^ «Клотильда: В поисках помощи» (PDF) . Национальный архив в Атланте. Архивировано (PDF) из оригинала 14 марта 2015 г. Проверено 29 мая 2016 г.
  16. ^ «АфрикаТаун США» . Местное наследие: чествование корней сообщества . Центр американского фольклора Библиотеки Конгресса. 2000. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  17. ^ Диуф. Мечты об Африке, глава 4 .
  18. ^ Диуф 2007 , стр. 86, 93.
  19. ^ Jump up to: а б Диуф 2007 , стр. 92, 134.
  20. ^ Рош 1914 , стр. 114–115.
  21. ^ Рош 1914 , стр. 116–117.
  22. ^ Диуф 2007 , с. 155.
  23. ^ Диуф 2007 , стр. 157, 184.
  24. ^ Рош 1914 , стр. 125–126.
  25. ^ Диуф 2007 , с. 169.
  26. ^ Диуф 2007 , стр. 136, 180, 217.
  27. ^ Диуф 2007 , стр. 217–219.
  28. ^ Диуф 2007 , с. 214.
  29. ^ Диуф 2007 , с. 165.
  30. ^ Диуф 2007 , стр. 211–214.
  31. ^ Рош 1914 , стр. 120–121.
  32. ^ Фаузет, Артур Хафф (1927). «Негритянские народные сказки с Юга. (Алабама, Миссисипи, Луизиана)». Журнал американского фольклора . 40 (157): 213–303. дои : 10.2307/534988 . JSTOR   534988 .
  33. ^ Хеменуэй, Роберт Э. (1980). Зора Нил Херстон: литературная биография . Урбана и Чикаго, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. стр. 96–99 . ISBN  978-0252008078 .
  34. ^ Херстон, Зора Нил (1927). «Собственная история Каджо о последнем африканском работорговце». Журнал истории негров . 12 (4): 648–663. дои : 10.2307/2714041 . JSTOR   2714041 . S2CID   150096354 .
  35. ^ Гарсия, Сандра Э. (3 апреля 2019 г.). «Она пережила невольничий корабль, гражданскую войну и депрессию. Ее звали Редоши» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 24 ноября 2023 г.
  36. ^ Хеменуэй, Зора Нил Херстон , стр. 100–101.
  37. ^ Jump up to: а б Диуф 2007 , с. 225.
  38. ^ Диуф 2007 , с. 226.
  39. ^ Литтл, Бекки (3 мая 2018 г.). «Один из последних выживших на корабле с рабами описывает свои испытания в интервью 1930-х годов» . История . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 8 мая 2018 г.
  40. ^ «Бюст последней выжившей с невольничьего корабля «Клотильда», украденного в Мобиле» . Гадсден Таймс . 8 января 2002 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 27 мая 2016 г.
  41. ^ Лотье, Льюис (12 сентября 1959 г.). «Столичный прожектор» . Афроамериканец . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  42. ^ «Сбежавшие рабы образовали «африканский город» недалеко от Мобила» . Новости Таскалузы . 2 октября 1977 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  43. ^ «Историческое кладбище Плато» . Тропа афроамериканского наследия Доры Франклин Финли . Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  44. ^ Пикетт, Рода А. (23 марта 2011 г.). «Бюсты Каджо Льюиса и Джона Смита, подвергшиеся вандализму в Центре приема Африкатауна» . Пресс-Регистр . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  45. ^ Диуф 2007 , с. 232.
  46. ^ Хоффман, Рой (9 августа 2010 г.). «Раскопки раскрывают историю последнего невольничьего корабля Америки и его выживших» . Пресс-Регистр . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  47. ^ «Последний раб (с отрывком из «Барракуна »)». Журнал Нью-Йорк . 2018. С. 32–39.
  48. ^ Дюма, Майкл (3 апреля 2017 г.). «Казула объединяет Мобил через еду и музыку» . Пресс-Регистр . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 27 мая 2016 г.
  • Феликс Куадуга - участник Названия детей среди племен, говорящих на гбе

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ce1c74deb6042e851c159dd9542bd97__1722694260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/97/8ce1c74deb6042e851c159dd9542bd97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cudjoe Lewis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)