Каджо Льюис
Каджо Льюис | |
---|---|
Рожденный | Олулае Коссола в. 1841 г. |
Умер | 17 июля 1935 г. (94/95 лет) Африкатаун , Мобил, Алабама, США |
Род занятий | Фермер, чернорабочий, церковный пономарь |
Известный | выживший после работорговли в Атлантике между Африкой и Соединенными Штатами |
Каджо Льюис ( ок. 1841 — 17 июля 1935) родился в 1841 году в Нью-Йорке , штат Массачусетс . [ 1 ] и также известный как Каджо Льюис , был предпоследним взрослым, выжившим в атлантической работорговле между Африкой и Соединенными Штатами. [ а ] Вместе со 115 другими африканскими пленниками он был доставлен в США на борту корабля «Клотильда» в 1860 году. [ 3 ] Пленников высадили в заводях реки Мобил недалеко от Мобила, штат Алабама , и спрятали от властей. Корабль был затоплен , чтобы избежать обнаружения, и оставался необнаруженным до мая 2019 года. [ 4 ]
После Гражданской войны и эмансипации Льюис и другие члены группы Клотильды стали свободными. Некоторые из них основали общину в Мэгэзин-Пойнт, к северу от Мобила, штат Алабама. К ним присоединились другие, родившиеся в Африке. которое теперь называется историческим районом Африкатаун В 2012 году это поселение, , было добавлено в Национальный реестр исторических мест . [ 5 ]
В старости Коссола сохранил опыт пленников Клотильды , предоставляя отчеты об истории группы посетителям, в том числе мобильной художнице и писательнице Эмме Лэнгдон Рош , а также писателю и фольклористу Зоре Нил Херстон . Он дожил до 1935 года и долгое время считался последним выжившим на « Клотильде» , пока историк Ханна Дуркин не выявила двух долгоживущих выживших на «Клотильде» , совершивших путешествие еще детьми: Редоши , умершего в 1937 году, и Матильду МакКрир , умершую в 1935 году. 1940 год. [ 2 ] [ 6 ]
Ранняя жизнь и порабощение
[ редактировать ]Он родился как Коссола или Олуале Коссола (американцы позже записали его имя как «Казула») примерно в 1841 году в Западной Африке. [ 7 ] Анализируя имена и другие слова, приписываемые основателям Африкатауна, историк Сильвиан Диуф пришла к выводу, что он и большинство других членов сообщества Африкатаун принадлежали к народу йоруба из региона Банте в Бенине . Отцом Льюиса был Олувале (или Олуале), а матерью Фондлолу; у него было пять полных братьев и сестер и двенадцать сводных братьев и сестер от двух других жен его отца. [ 8 ]
Интервьюеры Эмма Лэнгдон Рош и Зора Нил Херстон , а также те, кто использовал их работы, основываясь на его рассказе, называли Льюиса и его товарищей по плену «Таркарами». Диуф считает, что термин «Таркар» мог возникнуть из-за неправильного понимания имени местного короля или названия их деревни. [ 9 ]
мае 1860 года его деревня подверглась нападению, и Льюис был взят в плен женщинами-воинами под предводительством короля Глеле Дагомеи В апреле или в засушливый сезон во время ежегодного рейда за рабами . [ 10 ] [ 11 ] Вместе с другими пленниками он был доставлен в рабовладельческий порт Уида и продан капитану Уильяму Фостеру с « Клотильды» , американского корабля, недавно построенного в Мобиле, штат Алабама , и принадлежавшего бизнесмену Тимоти Миеру . Ввоз рабов в Соединенные Штаты был незаконным с 1808 года, но рабов по-прежнему регулярно ввозили контрабандой с испанской Кубы . [ 12 ]
В некоторых сообщениях утверждается, что Миер полностью намеревался нарушить закон и что он поспорил с бизнесменом на 100 000 долларов, что тот сможет успешно обойти запрет на работорговлю в Атлантике . [ 13 ] В аналогичной ситуации владельцы « Странника» , незаконно доставившего порабощенных людей в Джорджию в 1858 году, были обвинены и осуждены за пиратство в Федеральном суде США в Саванне в мае 1860 года, но были оправданы присяжными. [ 14 ]
К тому времени, когда « Клотильда» достигла побережья Миссисипи в июле 1860 года, федеральное правительство Соединенных Штатов было предупреждено о ее деятельности, а Тимоти Миер, его брат Бернс и их соратник Джон Дэбни были арестованы и обвинены в незаконном владении пленниками. Однако между концом июля 1860 года, когда против Михеров и Дэбни были выданы повестки и приказы об аресте, и серединой декабря, когда они их получили, прошел почти пятимесячный перерыв. За прошедший период пленники были рассредоточены и спрятаны, и без их физического присутствия в качестве доказательства дело было прекращено в январе 1861 года. [ 15 ] [ 16 ]
До конца Гражданской войны (1861–1865 гг.) Льюис и его товарищи жили как фактические рабы Миера, его братьев или их соратников. [ 17 ] Льюис был куплен Джеймсом Миером, у которого он работал матросом на пароходе. [ 18 ] За это время он стал известен как «Каджо Льюис». Позже он объяснил, что предложил «Каджо», дневное имя, которое обычно дают мальчикам, рожденным в понедельник, в качестве альтернативы своему имени, когда Джеймс Миер с трудом произносил «Коссола». [ 19 ]
Имя «Каджо» похоже на «Коджо», популярное имя в Гане , где его также носят те, кто родился в понедельник. Каджо или Кудзо - это альтернативное имя помимо Кодзо, которое дается детям мужского пола среди племен, говорящих на гбе, простирающихся от юго-восточной Ганы до юго-западной Нигерии. Его похитителями были Фон, ветвь этого языкового кластера. Историк Диуф утверждает, что фамилия «Льюис» была искажением имени его отца Олуале, разделяющим звук «лу»; на его родине ближайшим аналогом того, что носители американского английского понимают под фамилией, было бы отчество . [ 19 ]
Жизнь в Африкатауне
[ редактировать ]Создание Африкатауна
[ редактировать ]Во время своего пребывания в рабстве Льюис и многие другие пленники Клотильды находились в районе к северу от Мобила, известном как Журнал-Пойнт, Плато или «гамак Миера», где Меахеры владели мельницей и верфью. Хотя он находился всего в трех милях от города Мобил, он был изолирован, отделен от города болотом и лесом и легко доступен только по воде.
После отмены рабства и окончания Гражданской войны пленники Клотильды пытались собрать деньги для возвращения на родину. Мужчины работали на лесопилках, а женщины выращивали и продавали продукцию, но у них не было достаточных средств. [ 20 ] Поняв, что они не смогут вернуться в Африку, группа поручила Льюису попросить Тимоти Миера о предоставлении земли. Когда он отказался, члены общины продолжили сбор денег и начали покупать землю вокруг Magazine Point. [ 21 ] 30 сентября 1872 года Льюис купил около двух акров земли в районе Плато за 100 долларов (~ 2543 доллара в 2023 году). [ 22 ]
Они превратили Африкатаун в самостоятельное, независимое чернокожее сообщество. Группа назначила лидеров для обеспечения соблюдения общинных норм, вытекающих из их общего африканского происхождения. Они также построили такие учреждения, как церковь, школа и кладбище. Диуф объясняет, что Африкатаун был уникален, потому что это был одновременно «черный город», населенный исключительно людьми африканского происхождения, и анклав людей, родившихся в другой стране. Она пишет: «Черные города были убежищем от расизма, но Африканский город был убежищем от американцев». [ 23 ]
В 1914 году Эмма Лэнгдон Рош отмечала, что выжившие основатели Африкатауна предпочитали говорить между собой на своем языке. Она описала английский взрослых как «очень ломаный и не всегда понятный даже тем, кто прожил среди них много лет». [ 24 ] Однако жители также переняли некоторые американские обычаи, в том числе христианство. Льюис обратился в 1869 году, присоединившись к баптистской церкви. [ 25 ]
Брак и семейная жизнь
[ редактировать ]В середине 1860-х годов Льюис установил гражданские отношения с другой выжившей из Клотильды , Абил (американизированной как «Селия»). Официально они поженились 15 марта 1880 года вместе с несколькими другими парами из Африкатауна. Они оставались вместе до смерти Абиле в 1905 году. [ 26 ]
У них было шестеро детей, пять сыновей и дочь, каждому из которых они дали и африканское, и американское имя. [ 13 ] Их старший сын, Алек (или Элик) Ияджеми (что в переводе с йоруба означает «я страдал»), стал бакалейщиком; он взял жену жить в доме на отцовской земле. Диуф описывает это расположение как «семейный комплекс» в стиле йоруба . Другой сын, Каджо Фейхтан, был смертельно ранен чернокожим заместителем шерифа в 1902 году. [ 13 ] Льюис пережил свою жену и всех детей. Он позволил своей невестке Мэри Вуд Льюис, своим внукам и, в конечном итоге, ее второму мужу Джо Льюису (не родственнику) остаться в их доме на территории комплекса. [ 27 ]
Льюис работал фермером и разнорабочим до 1902 года, когда его багги был поврежден, и он получил ранения в результате столкновения с поездом в Мобиле. Поскольку он не мог выполнять тяжелую работу, община назначила его церковным пономарем. В 1903 году она получила название Союзной миссионерской баптистской церкви. [ 28 ]
Участие в американских институтах
[ редактировать ]Хотя бывшие рабы коренных американцев стали гражданами после принятия Четырнадцатой поправки к Конституции Соединенных Штатов в июле 1868 года, это изменение статуса не распространялось на членов группы Клотильды , родившихся за рубежом. Каджо Казула Льюис стал натурализованным гражданином США 24 октября 1868 года. [ 29 ]
Льюис воспользовался американской правовой системой в 1902 году после того, как получил травму в результате столкновения вагона с поездом. Когда железная дорога Луисвилля и Нэшвилла отказалась возместить ущерб, он нанял адвоката, подал в суд на железную дорогу и выиграл значительную компенсацию в размере 650 долларов. Решение было отменено в апелляционном порядке. [ 30 ]
Роль рассказчика и историка
[ редактировать ]В первой четверти 20-го века Льюис начал служить информатором для ученых и других писателей, рассказывая историю африканцев Клотильды , а также традиционные истории и сказания. Эмма Лэнгдон Рош , писательница и художница из Мобила, взяла интервью у Льюиса и других выживших для своей книги 1914 года « Исторические очерки Юга». Она описала их захват в Африке, порабощение и жизнь в Африкатауне. Они попросили ее использовать их африканские имена в своей работе в надежде, что она достигнет их родины, «где некоторые смогут их запомнить». [ 31 ]
К 1925 году Льюис считался последним африканцем, выжившим после « Клотильды» ; у него взял интервью педагог и фольклорист Артур Хафф Фаузет из Филадельфии. 1927 году Фаузе опубликовал В в журнале « Журнал Американский фольклор. [ 32 ]
В 1927 году Льюис дал интервью Зоре Нил Херстон , тогда аспирантке по антропологии, которая стала фольклористом. В следующем году она опубликовала статью «Собственная история Каджо о последнем африканском работорговце» (1928). По словам ее биографа Роберта Э. Хеменвея , это произведение в значительной степени является плагиатом работы Эммы Рош. [ 33 ] хотя Херстон добавил информацию о повседневной жизни в родной деревне Льюиса Банте. [ 34 ]
В 1928 году Херстон вернулся с дополнительными ресурсами; она провела больше интервью с Коссулой, сделала фотографии и записала, как считалось, единственную известную пленку об африканце, которого продали в Соединенные Штаты через работорговлю (хотя еще один выживший из Клотильды , переживший его, также был снят ненадолго [ 35 ] ). На основе этого материала она написала рукопись « Барракун», которую Хеменуэй охарактеризовала как «весьма драматичное, полувыдуманное повествование, предназначенное для популярного читателя». [ 36 ] [ 37 ]
После этого раунда интервью литературный покровитель Херстона, филантроп Шарлотта Осгуд Мейсон , узнала о Льюисе и начала присылать ему деньги для поддержки. [ 37 ] Льюис также дал интервью журналистам местных и национальных изданий. [ 38 ]
Книга Херстона «Барракун: история последнего «черного груза»» не публиковалась в аннотированном издании до 2018 года. [ 39 ]
Наследие
[ редактировать ]Каджо Льюис умер 17 июля 1935 года и был похоронен на кладбище Плато в Африкатауне. После его смерти его статус одного из последних выживших с « Клотильды» и письменные записи, созданные его интервьюерами, сделали его публичной фигурой в истории сообщества.
- В 1959 году мемориальный бюст Льюиса был установлен перед Союзной миссионерской баптистской церковью Африкатауна на вершине кирпичной пирамиды, построенной пленниками Клотильды . Оно было сделано от имени Прогрессивной лиги Африкатауна. [ 40 ] [ 41 ]
- В 1977 году Ассоциация по изучению жизни и истории негров (ныне Ассоциация по изучению жизни и истории афроамериканцев ) почтила память Льюиса и группы Клотильды . [ 42 ]
- Примерно в 1990 году отделение «Город Мобил» и выпускников «Мобил» женского общества Дельта Сигма Тета установило памятный знак Льюису на кладбище Плато. [ 43 ]
- В 2007 году два африканских режиссера подарили бюст Льюиса Центру приема в Африкатауне. В 2011 году он серьезно пострадал в результате вандализма. [ 44 ] [ 45 ]
- В 2010 году археологи из Колледжа Уильяма и Мэри раскопали дом Льюиса в Африкатауне вместе с домом двух других жителей в поисках артефактов и свидетельств африканских практик в повседневной жизни основателей в Соединенных Штатах. [ 46 ]
- «Барракун: История последнего «черного груза»» , рассказ Зоры Нил Херстон о жизни Льюиса, был впервые опубликован в 2018 году. [ 47 ]
- В 2016 году в центре Мобила открылся ресторан Kazoola Eatery & Entertainment. Заведение, посвященное джазу и блюзу, служит не только данью уважения Льюису, но и символом культурного единства в центре города. [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Редоши , еще одна пленница на « Клотильде» , была продана плантатору в округе Даллас, штат Алабама , где она стала известна также как Салли Смит. Она вышла замуж, родила дочь и дожила до 1937 года в Бог Читто. Ее считают последней выжившей из « Клотильды» . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диуф, Сильвиан А. (20 октября 2009 г.). «Каджо Льюис» . Энциклопедия Алабамы . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Дуркин, Ханна (2019). «Нахождение последней выжившей в среднем проходе Салли «Редоши» Смит на странице и экране» . Рабство и отмена . 40 (4): 631–658. дои : 10.1080/0144039X.2019.1596397 . S2CID 150975893 .
- ^ Рош 1914 , с. 120.
- ^ ДЖОЭЛ К. БОРН-МЛАДШИЙ. (22 мая 2019 г.). «Последний американский невольничий корабль обнаружен в Алабаме» . Нэшнл Географик . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 20 февраля 2021 года . Проверено 23 мая 2019 г.
- ^ Тиг, Мэтью (6 июня 2015 г.). «Происхождение американских рабов живет в Африкатауне Алабамы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Дуркин, Ханна (19 марта 2020 г.). «Раскрытие скрытой жизни последней выжившей Клотильды Матильды МакКрир и ее семьи». Рабство и отмена . 41 (3): 431–457. дои : 10.1080/0144039X.2020.1741833 . ISSN 0144-039X . S2CID 216497607 .
- ^ Диуф 2007 , с. 40.
- ^ Диуф 2007 , стр. 40–43.
- ^ Диуф 2007 , с. 41.
- ^ Диуф 2007 , с. 46.
- ^ Барнс, Сандра Т., изд. (1997). Война в Африке: Старый Свет и Новый (2-е изд.). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 47–48. ISBN 978-0253210838 .
- ^ Пилигрим, Дэвид (июнь 2005 г.). «Вопрос месяца: Каджо Льюис: последний раб в США?» . Музей расистских памятных вещей Джима Кроу . Государственный университет Ферриса. Архивировано из оригинала 28 мая 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Люшер, Адам (4 мая 2018 г.). «Потомок последнего выжившего на последнем рабском корабле, отправившегося из Африки в США, рассказывает о гордости, когда история предка публикуется – спустя 87 лет после того, как она была написана» . Независимый . Архивировано из оригинала 22 мая 2018 года . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ Рорер, Кэтрин Э. (18 июня 2010 г.). «Странник» . Энциклопедия Новой Джорджии . Гуманитарный совет Джорджии и издательство Университета Джорджии. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ «Клотильда: В поисках помощи» (PDF) . Национальный архив в Атланте. Архивировано (PDF) из оригинала 14 марта 2015 г. Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «АфрикаТаун США» . Местное наследие: чествование корней сообщества . Центр американского фольклора Библиотеки Конгресса. 2000. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Диуф. Мечты об Африке, глава 4 .
- ^ Диуф 2007 , стр. 86, 93.
- ^ Jump up to: а б Диуф 2007 , стр. 92, 134.
- ^ Рош 1914 , стр. 114–115.
- ^ Рош 1914 , стр. 116–117.
- ^ Диуф 2007 , с. 155.
- ^ Диуф 2007 , стр. 157, 184.
- ^ Рош 1914 , стр. 125–126.
- ^ Диуф 2007 , с. 169.
- ^ Диуф 2007 , стр. 136, 180, 217.
- ^ Диуф 2007 , стр. 217–219.
- ^ Диуф 2007 , с. 214.
- ^ Диуф 2007 , с. 165.
- ^ Диуф 2007 , стр. 211–214.
- ^ Рош 1914 , стр. 120–121.
- ^ Фаузет, Артур Хафф (1927). «Негритянские народные сказки с Юга. (Алабама, Миссисипи, Луизиана)». Журнал американского фольклора . 40 (157): 213–303. дои : 10.2307/534988 . JSTOR 534988 .
- ^ Хеменуэй, Роберт Э. (1980). Зора Нил Херстон: литературная биография . Урбана и Чикаго, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. стр. 96–99 . ISBN 978-0252008078 .
- ^ Херстон, Зора Нил (1927). «Собственная история Каджо о последнем африканском работорговце». Журнал истории негров . 12 (4): 648–663. дои : 10.2307/2714041 . JSTOR 2714041 . S2CID 150096354 .
- ^ Гарсия, Сандра Э. (3 апреля 2019 г.). «Она пережила невольничий корабль, гражданскую войну и депрессию. Ее звали Редоши» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Хеменуэй, Зора Нил Херстон , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б Диуф 2007 , с. 225.
- ^ Диуф 2007 , с. 226.
- ^ Литтл, Бекки (3 мая 2018 г.). «Один из последних выживших на корабле с рабами описывает свои испытания в интервью 1930-х годов» . История . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Бюст последней выжившей с невольничьего корабля «Клотильда», украденного в Мобиле» . Гадсден Таймс . 8 января 2002 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Лотье, Льюис (12 сентября 1959 г.). «Столичный прожектор» . Афроамериканец . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ «Сбежавшие рабы образовали «африканский город» недалеко от Мобила» . Новости Таскалузы . 2 октября 1977 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ «Историческое кладбище Плато» . Тропа афроамериканского наследия Доры Франклин Финли . Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Пикетт, Рода А. (23 марта 2011 г.). «Бюсты Каджо Льюиса и Джона Смита, подвергшиеся вандализму в Центре приема Африкатауна» . Пресс-Регистр . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Диуф 2007 , с. 232.
- ^ Хоффман, Рой (9 августа 2010 г.). «Раскопки раскрывают историю последнего невольничьего корабля Америки и его выживших» . Пресс-Регистр . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ «Последний раб (с отрывком из «Барракуна »)». Журнал Нью-Йорк . 2018. С. 32–39.
- ^ Дюма, Майкл (3 апреля 2017 г.). «Казула объединяет Мобил через еду и музыку» . Пресс-Регистр . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- Феликс Куадуга - участник Названия детей среди племен, говорящих на гбе
Библиография
[ редактировать ]- Диуф, Сильвиан А. (2007). Мечты об Африке в Алабаме: невольничий корабль «Клотильда» и история последних африканцев, привезенных в Америку . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Херстон, Зора Нил (2018). Барракун: История последнего «черного груза» . Амистад Пресс. ISBN 9780062748201 .
- Рош, Эмма Лэнгдон (1914). Исторические очерки Юга . Нью-Йорк: Никербокер Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каджо Льюис в Find a Grave
- Зора Нил Херстон, кадры из фильма 1928 года (первые 40 секунд могут изображать Каджо Коссолу Льюиса), YouTube.
- рождение 1840-х годов
- 1935 смертей
- Атлантическая работорговля
- Американцы бенинского происхождения
- Американские рабы XIX века
- Бенино-американская история
- Люди из Мобила, Алабама
- Американские люди происхождения йоруба
- Рабы йоруба
- Люди из департамента Коллин
- Афро-американские фермеры
- Фермеры из Алабамы
- Фермеры йоруба
- Афро-американские историки
- Историки йоруба
- Похороны в Алабаме
- Американцы 19 века
- Баптисты из Алабамы
- Баптисты XIX века
- Баптисты 20-го века
- Афро-американские христиане
- Йоруба-американская история
- Американские историки XX века
- Учёные из Алабамы
- Афроамериканцы 20-го века
- Натурализованные граждане США
- Ввоз рабов в США после 1808 г.