Джон Р. Джуитт
Джон Р. Джуитт | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 7 января 1821 г. Хартфорд , Коннектикут , США | ( 37 лет
Род занятий | Кузнец, оружейник |
Джон Роджерс Джуитт (21 мая 1783 - 7 января 1821) был английским оружейником , который вошел в исторические записи своими мемуарами о 28 месяцах, которые он провел в качестве порабощенного пленника Макинны из народа Нуу-ча-нулт (Нутка) о том, что такое ныне побережье Британской Колумбии . Канадская энциклопедия описывает Джуитта как проницательного наблюдателя, а его « Повествование» - как «классику литературы о неволе ». Мемуары, согласно «Канадскому биографическому словарю» , являются основным источником информации о коренных народах северо-западного побережья Тихого океана .
Ранняя жизнь и путешествие
[ редактировать ]Отец Джуитта был кузнецом и обучил этому ремеслу своего старшего сына, намереваясь, чтобы его младший сын освоил одну из ученых профессий. Соответственно, с 12 лет Джон посещал академию в Донингтоне в Линкольншире , которая давала «образование, превосходящее то, которое можно получить в обычной школе» (стр. 6). Он изучил латынь , высшую математику, навигацию и геодезию. Через два года отец забрал его из школы, чтобы отдать в ученики хирургу в Рисби , по соседству с великим путешественником и натуралистом сэром Джозефом Бэнксом . Джуитт умолял своего отца позволить ему вместо этого научиться работать с металлом, и в конце концов ему разрешили это сделать. Он быстро освоил свое ремесло. Примерно через год (ок. 1798 г.) семья переехала в Халл , в то время один из главных портов и торговых центров Британии, где бизнес Джевиттов принимал с кораблей много заказов.
Джуитт читал о путешествиях таких исследователей, как капитан Кук , и познакомился с моряками; оба этих источника историй вызвали у него желание путешествовать. В 1802 году американский капитан Джон Солтер пригласил его записаться оружейником в кругосветное путешествие на его корабле «Бостон» из Бостона, штат Массачусетс . Им предстояло плыть треугольником : сначала к тихоокеанскому северо-западному побережью Северной Америки, чтобы торговать там мехами ; затем в Китай для дальнейшей торговли; и, наконец, в порт приписки в Новой Англии . Джуитту предложили возможность поселиться в Соединенных Штатах в конце путешествия, если он пожелает. Он и капитан уговорили его отца, и он подписал контракт на тридцать долларов (около 600 долларов в 2020 году). [1] в месяц. Корабль покинул британские воды в составе конвоя 3 сентября 1802 года. Частью его работы на борту было изготовление топоров, кинжалов и ножей «для индийской торговли» (стр. 15). Месячное плавание привело их к острову Святой Екатерины на побережье Бразилии (сегодняшний город Флорианополис ), затем вокруг мыса Горн и прямо к острову Ванкувер , минуя Сандвичевы острова (ныне Гавайи ). Экипаж, устав питаться соленым мясом , ловил морских свиней , которых они называли «селедочными свиньями» (с. 19), и акул, которых считали рыбами. Капитан подстрелил альбатроса с размахом крыльев 15 футов (с. 20).
Через десять недель после прохождения мыса Горн Бостон достиг Вуди-Пойнт в Нутка-Саунд . Солтер решил остановиться в нескольких милях от любого жилья, чтобы набрать дров и воды. На следующее утро, 13 марта 1803 года, несколько человек из деревни Нутка , в том числе Макинна , поднялись на борт, чтобы торговать. (Джевитт в своих мемуарах называет Макинну королем, а подчиненных ему вождей .) Из-за частого посещения британских и американских торговых судов Макинна выучил достаточно английского языка, чтобы общаться. В целом между его людьми и кораблями посещения царила сердечность и дружелюбие, хотя капитан Солтер принял меры предосторожности и заставил их обыскать оружие, прежде чем позволить им подняться на борт. Солтер подарил Макинне охотничье ружье (дробовик), которое каким-то образом сломалось. [ нужны разъяснения ] , что привело к резким словам капитана и подавленной ярости со стороны Макинны, решившей отомстить за обиды, совершенные предыдущими европейскими кораблями на протяжении многих лет.
22 марта 1803 года, за день до того, как Бостон намеревался отправиться в плавание, многие нутка поднялись на борт, чтобы торговать, и получили обед. По сигналу нутка атаковали, и все белые люди, кроме двух, были убиты. Джуитт получил серьезную травму головы, но его жизнь спас Макинна, который увидел, насколько полезно было бы иметь оружейника для ремонта оружия. (Еще один человек - парусник из Бостона Джон Томпсон - скрывался до следующего дня, когда Джуитт притворился его сыном и умолял Макинну пощадить его «отца».) Макинна спросил Джуитта, будет ли он его рабом, и Джуитт согласился. под принуждением, поскольку альтернативой была немедленная смерть (стр. 31). Это было начало его трех лет среди нутка.
Жизнь с Нуткой
[ редактировать ]Порабощение
[ редактировать ]Джуитт оставался пленником Макинны до 1805 года, за это время он погрузился в культуру Нутка и был вынужден жениться. С годами Джуитт и Маккинна стали очень близки, как братья. Различие между военнопленным и рабом не является четким, но Джуитт потерял свободу и был вынужден работать на Макинну. Джуитт использует слово «раб», чтобы описать свое положение, и утверждает, что у Макинны было еще около 50 рабов, составляющих половину его семьи. Томпсон (изготовитель парусов) и Джуитт были высмеяны вне слышимости Макинны как «белые рабы», что привело к взрывным последствиям, включая смерть. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]
Рабы были самой ценной собственностью Нутка (стр. 88), и их могли убить, если они попытались сбежать. Джуитт говорит, что рабы ели вместе с семьей одну и ту же еду в разных блюдах (стр. 71), и с ними обычно хорошо обращались, но им приходилось много работать (стр. 88); часто в доме короля не хватало еды, поэтому он просил милостыню в другом месте (с. 59). Макинна разрешал Джуитту выполнять другую работу, когда он не работал с ним, и он использовал эту привилегию для изготовления браслетов, рыболовных крючков и т. д., чтобы торговать с главами деревни и другими посетителями. Другие вожди или короли, в том числе король Виканинниш из Тла-о-ки-ахта (Клайоквот), пытались купить Джуитта, но Макинна отказался (стр. 151). Мачи Улатилла , король клайззартов , пожелал купить его, пообещав отпустить на любой проходящий европейский корабль, и в конце концов именно благодаря его помощи пришло избавление.
Их христианские убеждения были источником силы для Джуитта и Томпсона. Им было разрешено соблюдать субботу , удаляясь по воскресеньям, чтобы купаться, читать и молиться. Мужчины даже пытались приготовить и съесть особый рождественский ужин и часто благодарили за свое дальнейшее существование.
Женщины, в том числе девять жен Макинны , выразили сострадание Джуитту, но 500 воинов хотели, чтобы его убили (стр. 34). Макинна неоднократно защищал его и отказывался допустить его смерть. Джуитт придерживался примирительного подхода и приложил усилия, чтобы выучить язык.
Описания жизни туземцев
[ редактировать ]Джуитт довольно подробно описывает внешний вид, одежду и головные уборы, украшения, а также раскраску лица и тела Нутки. Он объясняет предметы домашнего обихода (корзины, мешки), простую мебель (деревянные ящики, кадки, подносы) и пищу, описывая ее как постоянное либо пиршество, либо пост. икра сельди, сушеная рыба, моллюски, устрицы, жир морских млекопитающих и «железнодорожный жир» ( китовый жир Основой рациона были ) (масло добавляли даже в клубнику). Оленину и медвежатину ели в свежем виде, а вот рыбу часто ферментировали; деликатесом была икра лосося . Джуитт взял с корабля металлические кастрюли, но ему было запрещено готовить себе еду — Макинна настаивал на том, чтобы его пленники жили и ели так же, как нутка (стр. 51), то есть варили и готовили пищу на пару (стр. 69). Нутка не ели соленую пищу и ничего не солили, а Макинна запретил своим пленникам добывать соль (с. 51). Джуитт нашел коробку шоколада и ящик портвейна (стр. 47) из корабельных запасов, что очень утешило его, поскольку нутка не любили эти деликатесы, хотя и ценили их. патока , ром и другие спиртные напитки. Мужчины были полностью опьянены, когда у них был доступ к алкоголю, но женщины пили только воду (стр. 48), и Джуитт опасался за свою безопасность, когда его похитители были пьяны.
Страницы мемуаров посвящены описаниям таких занятий, как музыка, танцы и песни (которые использовались, чтобы сохранить время во время плавания по океану); гостеприимство и дарение подарков (знаменитый потлач ); их обычаи относительно секса, чистоты, болезней, исцеления и смерти; система правления и наказаний; религиозные верования и обряды (в том числе обращение с родителями близнецов ); и даже манера сидеть и есть. Другие племена, часто данники, перечислены, описаны и пронумерованы их воины; Джуитта Транслитерация не всегда соответствует современной интерпретации имен. Джуитт упоминает классовую структуру и говорит, что женщины не допускались к большинству пиршеств. Женщины в целом были очень скромными, но для секса использовались рабыни . Джуитт описывает их методы ловли рыбы , отлова медведей и торговли (включая работорговлю ). Он пишет об их оружии, о том, как они изготавливали свои огромные долбленые каноэ и управляли ими . Джуитт представил новый вид гарпуна , позволяющий более успешно охота на китов , а также различное другое оружие и орудия, которые Макинна оставил себе как король.
География и историческая справка
[ редактировать ]Джуитт дает подробное описание деревни Нутка в Френдли-Коув , внешнего вида и конструкции длинных домов , а также географии окружающей местности (начиная со стр. 59). Испанцы оккупировали эту территорию поколением ранее, вынудили людей мигрировать на несколько миль и построили гарнизон под названием Форт Сан-Мигель . После Нуткинских конвенций 1790-х годов, соглашения, подписанного в Европе и о котором коренные жители ничего не знали, испанцы ушли, а нутка вернулись в свою деревню. Фундамент церкви, дома губернатора и остатки огорода были видны во время пребывания там Джуитта.
Джуитт провел весну и лето в этой деревне, осень (с начала сентября до конца декабря) в Ташисе , идеально расположенном для ловли лосося, а середину зимы в Купте , в 15 милях (24 км) ближе к Нутке, в поисках сельди и кильки. рыбалка. Это ежегодное кочевничество включало упаковку всего, даже досок снаружи их длинных домов, для перевозки в каноэ.
Джуитт насчитал людей Нутка (только тех, кто проживал в городе Юкуот ) примерно в 1500 жителей, из которых 500 были воинами.
Принуждение
[ редактировать ]Джуитт написал в «Повествовании» , что ему было приказано участвовать в ночном рейде на деревню, идентифицированную как Ай-чарт. Он сказал, что взял четырех пленников, которых Макинна позволил ему оставить себе «в качестве одолжения», а Томпсон убил семерых (стр. 150). Все жители были либо убиты, либо порабощены. Однако есть сомнения, что Джуитт и Томпсон действительно участвовали в подобном нападении. Хотя эта история появляется в « Повествовании» , в оригинальном дневнике нет никаких упоминаний о таком происшествии, а также нет упоминания о четырех рабах. Современные морские исторические отчеты [ нужна ссылка ] поддержите возможность того, что Джуитт рассказывал историю нападения виканинов, о которой он слышал; возможно, это потому, что он хотел драматизировать свою историю для читателей.
Ему якобы было приказано жениться, потому что совет вождей считал, что жена и семья примирят его с тем, чтобы он остался с Нутка на всю жизнь. Сообщается, что ему был предоставлен выбор между принудительным браком для себя и смертной казнью как для него, так и для его «отца». «Доведенный до этой печальной крайности, со смертью с одной стороны и браком с другой, я счел нужным выбрать то, что казалось мне наименьшим из двух зол» (стр. 154). Однако история Джуитта о принудительном браке также подвергалась сомнению. И капитан Барклай, и более поздний британский этнолог в середине XIX века сообщили о встрече со свидетелями старшего возраста, которые сказали, что Джуитт был вовлечен в очень страстный роман с дочерью соседнего вождя. Было высказано предположение [ ВОЗ? ] что Джуитт создал историю о «принудительном браке» в соответствии с нравами того времени. Рассказ Джуитта подтверждает, что он женился на семнадцатилетней дочери соседнего вождя.
Макинна отвез его в соседнюю деревню и заплатил выкуп за избранницу Джуитта, которая действительно была маленькой дочерью вождя. Затем Джуитт поселился в длинном доме Макинны, соорудив кровати так, чтобы не спать на земляном полу, и настаивая на чистоте как для своей жены, так и для двенадцатилетнего сына Макинны, который решил жить с ними. Джуитт рассматривал брак как цепь, привязывающую его к «этой дикой земле» (стр. 161).
Затем Макинна и вожди решили, что Джуитт теперь должен «считаться одним из них и соответствовать их обычаям», особенно ношению одежды Нутка (стр. 161). Джуитт возмутился введением этого дресс-кода , найдя свободную, не скроенную одежду очень холодной, и приписал ей последующую болезнь, от которой он чуть не умер. Ему не разрешалось стричься, и ему приходилось красить лицо и тело, как это делал нутка.
Джуитта попросили подпилить зубы старшему брату короля. Он сделал это, не понимая почему, но выяснил, что это было сделано для того, чтобы дать вождю возможность откусить нос новой жене, которая отказалась с ним спать. Джуитт безуспешно пытался отговорить его от применения этого традиционного наказания (с. 207).
Спасение и обратный путь
[ редактировать ]19 июля 1805 года бриг «Лидия» прибыл в Нутка-Саунд. Капитан Сэмюэл Хилл получил одно из 16 писем, написанных Джуиттом, и попытался доставить его капитанам кораблей. Макинна спросил Джуитта, будет ли ему безопасно подняться на борт, и попросил его написать рекомендательное письмо, капитану чтобы обеспечить безопасный проход . Джуитт написал письмо совершенно иного смысла, прося капитана надежно удерживать Макинну и выражая надежду, что он и Томпсон освободятся через несколько часов. Он сказал, что не боится этого, зная, что капитан не причинит вреда королю, а люди не причинят ему вреда, пока их король находится в плену. Капитан заковал Макинну в кандалы и позволил ему поговорить с одним из своих людей, который вернулся на берег. Простые люди были в ярости и угрожали разрубить Джуитта на мелкие кусочки (стр. 186), но вожди были спокойнее и спрашивали его совета. Он сказал им, что Макинне ничего не угрожает, пока с ним и Томпсоном обращаются хорошо, и посоветовал им отпустить его «отца» на корабль, чтобы обеспечить это. Затем Джуитт и руководители придумали Схема обмена пленными .
Когда Джуитт поднялся на борт « Лидии», он выглядел очень диким: раскрашенный в красный и черный цвет, завернутый в медвежью шкуру и с зелеными листьями в пучке на макушке. Тем не менее капитан приветствовал его как христианина и спросил совета, что делать с Макинной. Когда он услышал, что именно произошло с « Бостоном» , он был склонен казнить его, но Джуитт убедил его в неполитичности этого, поскольку это приведет к дальнейшим нападениям на другие заходящие корабли. Джуитт вел переговоры о возвращении того имущества, которое осталось от « Бостона» : его пушек, якорей и остатков груза, и особенно корабельных документов, которые он много лет назад спрятал в сундуке. Как только они оказались на борту « Лидии» , Макинну отпустили, бриг немедленно снялся с якоря и покинул Нутка-Саунд.
Джуитт не смог быстро вернуться домой. « Лидия » торговала вдоль побережья Тихого океана в течение четырех месяцев, в конце концов отправившись к реке Колумбия за древесиной для лонжеронов. опоздали на межконтинентальных исследователей Льюиса и Кларка Они обнаружили, что только что на две недели . В конце ноября они вернулись в Нутку, чтобы торговать мехами . Джуитт сошел на берег, чтобы встретиться с Макинной, и они встретились как старые друзья. Макинна пообещал вырастить сына Джуитта (тогда ему было пять месяцев) как своего собственного.
Спустя более года после освобождения из рабства, Джуитт покинул побережье 11 августа 1806 года. « Лидии» потребовалось четыре месяца, чтобы добраться до Китая , торгуя в Макао и Кантоне , где он встретил старого знакомого из Халла, который также вышел в море. « Лидия » покинула Китай в феврале 1807 года и через 114 дней оказалась в Бостоне, США, к огромному облегчению Джуитта, где он нашел письмо от мачехи, поздравлявшей его с побегом.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1807 году Джуитт опубликовал свой «Дневник, хранящийся в Нутка-Саунд» . Интерес, вызванный этим журналом, побудил Ричарда Олсопа взять у него подробное интервью. Этот материал, в сочетании с его более ранним и более кратким «Журналом» , завершился публикацией в 1815 году «Рассказа о приключениях и страданиях Джона Р. Джуитта», единственного выжившего из экипажа корабля «Бостон», во время почти трехлетнего плена среди дикари Нутка-Саунда: с описанием нравов, образа жизни и религиозных взглядов туземцев . Очень немногое из « Журнала» осталось за пределами «Повествования» — например, эпизод (28 марта 1804 г.), в котором отец своих детей случайно выстрелил со смертельным исходом. Основное различие состоит в том, что в первом Джуитт называет Макинну вождем, а во втором - королем.
Джуитт провел последние годы своей жизни в Новой Англии и умер в Хартфорде , штат Коннектикут, 7 января 1821 года в возрасте 37 лет. [ нужна ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Приключения и страдания Джона Р. Джуитта: Пленник Макинны Хилари Стюарт (1987)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «30 долларов в 1800 году → 2020 | Калькулятор инфляции» . www.officialdata.org . Проверено 13 февраля 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олсоп, Ричард. (2007) Пленник Нутки или Приключения Джона Р. Джуэтта (1841) [так в оригинале], Kessinger Publishing ISBN 978-0-548-74823-7
- Сокращенная версия отчета Джуитта была опубликована в книге «Захваченные индейцами: 15 рассказов из первых рук, 1750–1870 » под редакцией Фредерика Дриммера, Dover Press. ISBN 0-486-24901-8
- Некоторые комментарии о Джуитте см. в «Приключениях Джона Джуитта: единственного выжившего из экипажа корабля «Бостон» во время почти трехлетнего плена среди индейцев Нутка-Саунд на острове Ванкувер (1896 г.), перепечатка с примечаниями и 30-страничным введением. журналистом, исследователем и ботаником Робертом Брауном из Интернет-архива .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись о Джуитте в Канадской энциклопедии.
- Биография в онлайн-словаре канадской биографии
- Работы Джона Р. Джуитта в Project Gutenberg
- Работы Джона Р. Джуитта в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Джона Р. Джуитта или о нем в Интернет-архиве
- Оцифрованная версия журнала, хранящегося в Nootka Sound.
- Оцифрованная версия повествования
- 1783 рождения
- 1821 смертей
- Люди из Бостона, Линкольншир
- История первых наций в Британской Колумбии
- История острова Ванкувер
- Рабы XIX века
- Авторы рассказов о плене
- Американские писатели-публицисты XIX века.
- Английские протестанты
- Американские протестанты
- Пленники коренных народов
- Люди, написавшие рассказы о рабах
- Нуу-ча-нулт
- Британские бывшие рабы
- Английские беглецы
- Английские рабы
- Торговцы мехом
- Английские эмигранты в США
- Моряки XIX века
- Оружейники
- Рабство в Канаде
- Люди Британской Колумбии до Конфедерации
- Морская история Канады