Jump to content

Нуу-ча-нулт

(Перенаправлено с людей Нуу-ча-нулт )
Нуу-ча-нулт
Нуучаанкул'атх
Трое детей Нуу-ча-нулт в Юкоте , 1930-е годы.
Общая численность населения
В 2016 году (4310) человек определили свое происхождение от Нуу-ча-нулт.
Регионы со значительной численностью населения
Канада ( Британская Колумбия )
Языки
Nuu-chah-nulth , английский , французский
Родственные этнические группы
Кваквакавакв , Маках ; другие вакашноязычные народы

Нуу -ча-нулт ( / n ˈ ɑː n ʊ l θ / noo- CHAH -nulth ; [1] Nuučaan̓uł : [nuːt͡ʃaːnˀuɬʔatħ] ), [2] также ранее называвшийся Нутка , Нутка , Ахт , Нууханулт или Тахкахт , [3] — один из коренных народов северо-западного побережья Тихого океана в Канаде. Термин Нуу-ча-нулт используется для описания пятнадцати родственных племен, традиционный дом которых находится на западном побережье острова Ванкувер .

В доконтактное и раннее послеконтактное время численность племен была гораздо больше, но эпидемии оспы и другие последствия контактов с европейцами привели к исчезновению одних групп и поглощению других соседними группами. Нуу-ча-нулт связаны с кваквака'вакв , хайсла и коренной нацией дитидат . Язык Нуу-ча-нулт принадлежит к семье Вакашан .

Руководящим органом является Совет племени Нуу-ча-нулт . [4]

Изготовление текстиля из коры кедра

Контакт с европейцами

[ редактировать ]

Когда Джеймс Кук впервые встретил жителей деревни Юкот в 1778 году, они приказали ему «обойти» (Нуу-ча-нулт нууткаа означает «кружить вокруг»). [5] на своем корабле в гавань. Кук интерпретировал это как название залива, который теперь называется Нутка-Саунд. Этот термин также применялся к коренным жителям этого района.

Нуу-ча-нулт были одними из первых тихоокеанских народов к северу от Калифорнии , которые столкнулись с европейцами, которые приплывали в их район для торговли, особенно для морской торговли мехом . Напряженность вспыхнула между Испанией и Великобританией из-за контроля над заливом Нутка , что привело к ожесточенному международному спору около 1790 года, известному как Кризис Нутка . Он был урегулирован в соответствии с Нуткинской конвенцией , в которой Испания согласилась отказаться от своих исключительных претензий на северное побережье Тихого океана. Переговоры по урегулированию спора велись под эгидой и гостеприимством Макинны , могущественного вождя Мовахат Нуу -ча-нулт. [ нужна ссылка ]

Несколько лет спустя Макинна и его воины захватили американское торговое судно «Бостон» в марте 1803 года. Он и его люди убили капитана и всю команду, кроме двоих, которых они держали в качестве рабов. После освобождения Джон Р. Джуитт написал классический рассказ о плене о почти трех годах жизни с Нуу-ча-нулт и о своей неохотной ассимиляции с их обществом. Эта книга 1815 года называется «Рассказ о приключениях и страданиях Джона Р. Джуитта», единственного выжившего из экипажа корабля «Бостон», во время почти трехлетнего плена среди дикарей Нутка-Саунд: с описанием манер, режима. жизни и религиозные взгляды туземцев. [6] В конце концов Джуитт сбежал с помощью Виканинниша , вождя противоборствующей группы.

торговое судно «Тонкин» было взорвано В 1811 году в проливе Клейоквот . Воины Тла-о-ки-ахт напали на корабль в отместку за оскорбление со стороны капитана корабля. Капитан и почти весь экипаж погибли, корабль покинули. На следующий день воины снова поднялись на борт пустого корабля, чтобы спасти его. Однако скрывавшийся член экипажа поджег корабельный магазин, в результате чего погибло множество представителей коренных народов. Лишь одному члену экипажа, пилоту-переводчику, нанятому из соседней страны Кино , удалось спастись, чтобы рассказать эту историю.

С самого раннего контакта с европейскими и американскими исследователями и до 1830 года более 90% нуу-ча-нулт умерли в результате инфекционных заболеваний эпидемий , особенно малярии и оспы . Европейцы и американцы были невосприимчивы к этим эндемичным болезням, но у коренных народов не было иммунитета к ним (см. « Болезни и эпидемии коренных американцев »). Высокий уровень смертности усугубил социальные потрясения и культурные потрясения, возникшие в результате контактов с жителями Запада. В начале 20 века население оценивалось в 3500 человек. [7]

В 1979 году племена западной части острова Ванкувер выбрали термин Нуу-ча-нулт ( nuučaan̓uł , что означает «вдоль гор и моря»), [5] как собирательный термин идентификации. Это стало кульминацией союза, заключенного в 1958 году между этими племенами с целью представить единый политический голос на уровнях правительства и европейско-канадского общества. В 1985 году правительство Британской Колумбии подписало соглашение о делегировании полномочий по оказанию услуг по охране детства Нуу-Ча-Нулт, что сделало Нуу-Ча-Нулт первым делегированным агентством аборигенов в Британской Колумбии. Мака . северо-запада Вашингтона , расположенные на Олимпийском полуострове в собственной резервации, также являются Нуу-ча-нулт

Исследовать

[ редактировать ]

В 1980-х годах ученые из других сообществ наняли людей Нуу-ча-нулт в качестве участников генетических исследований. [8] [9] В этих исследованиях использовалась кровь участников и другие материалы в целях, которые не были одобрены сообществом. [8] В 2013 году община уничтожила эти материалы. [10] [11]

Маска орла Нутка с подвижными крыльями, Этнологический музей, Берлин, Германия.

В 20 веке признанными правительствами групп Нуу-ча-нулт являются:

  1. Первая нация Ахусахта : (население более 2000 человек) образовалась в результате слияния групп Ахусахт и Келтсмахт , Манхусахт , Кватсвиахт и Медвежья река в 1951 году;
  2. Эхаттесахт Первая нация ; (население 294 человека)
  3. Hesquiaht First Nation ; (население 653 человека)
  4. Kyuquot/Cheklesahht First Nation ; (население 486 человек)
  5. Коренные народы Мовахахт/Мучалахт : (население 520 человек), ранее группа Нутка;
  6. Нучатлахт Первая нация ; (население 165 человек)
  7. Хуу-ай-ахт Первая нация : (ранее Охайат); (население 598 человек)
  8. Hupacasath First Nation (ранее Opetchesaht); (256)
  9. Тла-о-ки-ахт «Первые нации» : (ранее Clayoquot); (население 881 человек)
  10. Токват исконная нация ; (население 117 человек)
  11. Цешахт «Первая нация» ; (население 1002 человека)
  12. Учуклесахт Первая нация ; (население 181 человек)
  13. Yuułuʔiłʔatḥ (Первая нация Уклулет); (население 606 человек)

По данным Индейского реестра Совета племени Нуучанулт по состоянию на февраль 2006 года, общая численность населения 13 племен нации Нуучанулт составляет 8 147 человек.

( Коренная нация Дитидат население 690 человек), хотя политически и культурно связана с Нуу-ча-нулт, упоминается независимо. Кроме того, коренная нация пачидат политически не связана с Советом племени Нуу-ча-нулт.

Культура

[ редактировать ]

Китобойный промысел

[ редактировать ]

Нуу-ча-нулт были одними из немногих коренных народов Тихоокеанского побережья, которые охотились на китов . Китобойный промысел имеет важное значение для культуры и духовности Нуу-ча-нулт . Это отражено в рассказах, песнях, именах, семейных линиях и многочисленных географических названиях на всей их территории.

Радиоуглеродное датирование показывает, что народы Нуу-ча-нулт охотились на китов более 4000 лет назад ради жира и мяса. [12] Народы Нуу-ча-нулт охотились на китов разных видов из-за разнообразия территории, на которой они проживают, и характера миграции китов. Чаще всего ловят либо серых , либо горбатых китов из-за их более послушного характера и того, насколько близко они подходят к берегу. [13]

Есть свидетельства того, что иногда представители народов Нуу-ча-нулт охотились на косаток, несмотря на опасность и трудности, чтобы продемонстрировать храбрость. Хотя это было рискованное предприятие, те, кто ел «касаток», считали, что их мясо и жир более качественные, чем у более крупных китов. [14]

Хотя китобойный промысел обеспечивал народы Нуу-ча-нулт важным источником пищи и жира, который можно было перерабатывать в нефть, он также играл важную роль в общественной жизни. Вождь возглавил группу охотников на китов, состоящую из других видных членов сообщества. Традиционные методы китобойного промысла четырнадцати различных народов Нуу-ча-нулт различаются, поскольку каждая община имеет свои собственные традиции, церемонии и ритуалы. Некоторые упрощенные примеры китобойных традиций Нуу-ча-нулт включают церемониальное купание, воздержание, молитву и церемонии, которые должны были проводиться до и после охоты. Эти ритуалы совершали вождь, руководивший охотой, а также его жена; церемонии рассматривались как ключевой фактор, определяющий исход охоты. [15] Социальный статус не только влиял на то, кому разрешалось участвовать в китобойной охоте, но также влиял на распределение китового мяса и жира. [14]

Пожалуй, самым известным артефактом Нуу-ча-нулт в наши дни является Храм китобоев Юкот , ритуальное сооружение, похожее на дом, используемое при духовной подготовке к охоте на китов. Состоящий из серии мемориальных столбов, изображающих фигуры духов и кости предков китобойного промысла, он хранится в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке и был привезен туда американцами европейского происхождения. Это было предметом фильма «Омывание слез » режиссера Хью Броуди . В нем рассказывается о повторном открытии костей и других артефактов в музее и об усилиях коренных народов Мовахахт , первоначальных владельцев святыни, которые стремились вернуть себе эти священные артефакты.

Хотя народы Нуу-ча-нулт действительно полагались на китобойный промысел как на важный продовольственный и нефтяной ресурс, на территориях, на которых они жили, было много других источников пищи.

Народы нуу-ча-нулт собирали пищу из морской среды, включая такие виды рыб, как палтус, сельдь, морской окунь и лосось, которых ловили вдоль побережья, в то время как вдоль береговой линии других морских обитателей, таких как моллюски, морские ежи и мидии, ловили на низких уровнях. прилив. [14] [16] В ручьях с лососем ухаживали, чтобы обеспечить его постоянную силу, а рыбу либо готовили в больших деревянных сосудах с использованием воды и горячих камней, либо сушили для употребления в пищу зимой. [17]

Народы нуу-ча-нулт также собирали ресурсы с земли в качестве источника пищи. Некоторые из этих съедобных растений включают корень камаса , [18] корневища папоротников и множество различных ягод, таких как черника и черника, и это лишь несколько примеров. [19] Некоторые народы Нуу-ча-нулт также выращивали корень камас и яблони, чтобы сохранить их в качестве источника пищи. [20]

В народах Нуу-ча-нулт люди передавали свои обширные знания о том, когда и где найти эти морские и наземные продукты питания, из поколения в поколение, от старейшин до молодежи. Это достигается как посредством всесторонних устных историй , так и путем активного обучения детей этим важным навыкам и привлечения их к сбору ресурсов в раннем возрасте. [21]

Стремясь возродить традиционные диеты, Совет племени Нуу-ча-нулт и шестнадцать племен внесли свой вклад в составление рецептов традиционной кулинарной книги диких блюд. В 90-страничной кулинарной книге основное внимание уделяется традиционным рецептам и сезонным ингредиентам с западного побережья острова Ванкувер и Северного Вашингтона. Он исследует кухню коренных народов и добавляет кулинарные советы, культурные наблюдения и анекдоты из устной истории. Чамус (чум-ус) состоит из традиционных и диких ингредиентов.

Чамус исследует искусство ловли лосося бабочкой и консервирования рыбы, а также предлагает рецепты маринованных морских водорослей, приготовления блюд на пару и нуу-ча-нулт апскви . Чамус освещает традиционный способ питания и пропагандирует здоровый образ жизни. Коренные народы западного побережья острова Ванкувер и северного Вашингтона объединяют семьи и общины в уважительном отношении к самым свежим ингредиентам своей территории.

Использование кедра

[ редактировать ]

Народы Нуу-ча-нулт также использовали древесину и кору красного и желтого кедра как строительный материал, так и для производства множества различных предметов. Художники и мастера по дереву внутри страны вырезали из целых бревен тотемные столбы и каноэ для плавания по океану, а кору разрывали на полоски и размягчали в воде до тех пор, пока она не стала достаточно податливой, чтобы ее можно было вплетать в корзины, одежду и церемониальные регалии. [22] [23]

Социальная иерархия

[ редактировать ]

Благодаря обилию ресурсов на территориях народов Нуу-ча-нулт социальная жизнь стала более структурированной и внутри сообществ сформировалась видимая иерархия. В их состав входили класс простолюдинов и вожди, контролировавшие регион. Хотя члены класса простолюдинов имели автономию, им по-прежнему требовалось согласие вождя на ловлю рыбы, охоту и добычу пищи на территории общины. [15]

Контролируя церемониальные и территориальные права, вожди также несли ответственность за перераспределение богатства внутри своих сообществ. Это перераспределение богатства было ключевым социальным фактором для народов Нуу-ча-нулт. Статус вождя реализуется и поддерживается благодаря его способности обеспечивать членов своей нации. Диктуя использование ресурсов, вожди могли поддерживать социальную структуру и обеспечивать постоянную жизнеспособность и силу этих ресурсов. [21]

Нуу-ча-нулт и другие культуры северо-запада Тихого океана известны своими церемониями потлача , во время которых хозяин награждает гостей щедрыми подарками. Термин «потлач» в конечном итоге является словом происхождения нуу-ча-нулт. Цель потлача многообразна: перераспределение богатства, поддержание и признание социального статуса, [24] [25] укрепление союзов, празднование и торжество бракосочетания, а также празднование важных событий.

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  • Уу-а-тлук , организация по управлению водными ресурсами

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Руководство по произношению коренных народов Британской Колумбии» (PDF) . Министерство по делам аборигенов и примирению Британской Колумбии . Проверено 5 июля 2010 г.
  2. ^ «Нуучаанул (Нуу-ча-нулт, Нутка)» . Языки . Проверено 5 июля 2010 г.
  3. ^ Найп, К. (1868). Некоторые сведения о языке тахкат, на котором говорят несколько племен на западном побережье острова Ванкувер . ISBN  9780665153891 .
  4. ^ Примирение, Министерство по делам аборигенов и. «Совет племени Нуу-ча-нулт — провинция Британская Колумбия» . www2.gov.bc.ca. ​Проверено 27 января 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 396 н. 34
  6. ^ Джуитт, Джон Роджерс; Олсоп, Ричард (25 марта 1851 г.). «Рассказ о приключениях и страданиях (!) Джона Р. Джуитта, единственного выжившего из команды корабля «Бостон», во время почти 3-летнего плена среди дикарей Нутки, звучит: с изложением нравов, образа жизни и религиозные воззрения туземцев» . Итака, Нью-Йорк, Андрус, Гаунтлетт и компания . Проверено 25 марта 2023 г. - из Интернет-архива.
  7. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ах ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 434.
  8. ^ Перейти обратно: а б Вивчар, Дэвид (22 июля 2013 г.). «Исследователь-генетик использует кровь Нуу-ча-нулт для несанкционированных исследований в области генетической антропологии» . hashilthsa.com . Ха-Шилт-Са.
  9. ^ Аткинс, К; Рейффель, Л; Родди, Дж; Платтс, М; Робинсон, Х; Уорд, Р. (апрель 1988 г.). «Ревматическое заболевание у коренных индейцев Нуу-Ча-Нулт на северо-западе Тихого океана». Журнал ревматологии . 15 (4): 684–90. ПМИД   3260954 .
  10. ^ Вивчар, Дэвид (22 июля 2013 г.). «Уорд отвечает» . www.hashilthsa.com . Ха-Шилт-Са.
  11. ^ Вивчар, Дэвид (22 июля 2013 г.). «Кровь, взятая на исследование, уничтожена» . www.hashilthsa.com . Ха-Шилт-Са.
  12. ^ Монкс, Грегори Г. (28 февраля 2018 г.). «Хватит рыдать: исследование китового промысла Нуу'ча'нулт (Нуткан)». Международный журнал остеоархеологии . 11 (1–2): 136. doi : 10.1002/oa.552 .
  13. ^ Беланд, Стефани Л.; Маклеод, Бренна А.; Мартин, Джо; Мартин, Жизель М.; Дорогая, Джеймс Д.; Фрейзер, Тимоти Р. (2018). «Видовой состав китобойных промыслов коренных народов в районе залива Клейоквот острова Ванкувер, оцененный с помощью генетического анализа». Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 235. Бибкод : 2018JArSR..17..235B . дои : 10.1016/j.jasrep.2017.11.015 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Макмиллан, Алан Д. (осень 2015 г.). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии; Ванкувер . 187 : 229, 230, 236.
  15. ^ Перейти обратно: а б Харкин, Майкл (осень 1998 г.). «Киты, вожди и гиганты: исследование политической мысли Нуу-ча-нулт». Этнология . 37 (4): 317–318. дои : 10.2307/3773785 . JSTOR   3773785 .
  16. ^ Атлео, Э. Ричард (2004). Цавалк: Мировоззрение Нуу-ча-нулт . Ванкувер: UBC Press. п. 14.
  17. ^ Джуитт, Джон Р. (1807). Журнал, хранящийся в Нутка-Саунд . Бостон. п. 6.
  18. ^ Тернер, Нэнси Дж.; Бхаттачарья, Джонаки (2016). «Птица лососевая и женщина-гусь: птицы, растения и люди в образе жизни коренных народов северо-запада Северной Америки». Журнал этнобиологии . 36 (4): 729. дои : 10.2993/0278-0771-36.4.717 . S2CID   90272377 .
  19. ^ Тернер, Нэнси Дж.; Эфрат, Барбара С. (1982). Этноботаника индейцев хескиат острова Ванкувер . Провинциальный музей Британской Колумбии.
  20. ^ Тернер, Нэнси Дж. (1995). Пищевые растения прибрежных первых народов . ЮБК Пресс. п. 118.
  21. ^ Перейти обратно: а б Райбмон, Пейдж (2004). «Жизнь на грани: история Нуу-ча-нулт с точки зрения вождя Ахусата (обзор)». Канадский исторический обзор . 85 (4): 825–826. дои : 10.1353/can.2005.0041 . S2CID   161156730 .
  22. ^ Пегг, Брайан (2000). «Дендрохронология, CMT и история Нуу-ча-нулт на западном побережье острова Ванкувер». Канадский журнал археологии . 24 (1+2): 12.
  23. ^ Грин, Дениз Николь (3 декабря 2013 г.). «Отчет о гранте Стеллы Блюм: Хуултин (шали) коренных народов Нуу-Ча-Нулт: исторические и современные практики». Журнал Общества костюмов Америки . 39 (2): 153–201. дои : 10.1179/0361211213z.00000000016 . S2CID   162342285 .
  24. ^ «Потлач» . Оксфордский словарь английского языка . Проверено 26 апреля 2007 г.
  25. ^ «Потлач» . Словарь.com . Проверено 26 апреля 2007 г.
  • Эллис, Дэвид, В.; И Свон, Люк. (1981). Учение о приливах: использование морских беспозвоночных жителями Манхусата . Нанаймо, Британская Колумбия: Theytus Books.
  • Гувер, Алан Л. (ред.). (2002). Голоса Нуу-Ча-Нулта: истории, предметы и путешествия . Виктория, Британская Колумбия: Королевский музей Британской Колумбии.
  • Ким, Ын Сук. (2003). Теоретические вопросы фонологии и морфологии Нуу-Ча-Нулт. (Докторская диссертация, Университет Британской Колумбии, факультет лингвистики).
  • Макмиллиан, Алан Д. (1999). Со времен Трансформеров: древнее наследие Нуу-Чах-Нулта, Дитидата и Макаха. Ванкувер: UBC Press.
  • Сапир, Эдвард (1938). «Глоттализованные продолжения в языках навахо, нутка и квакиутль (с примечанием об индоевропейском языке)». Язык . 14 (4): 248–274. дои : 10.2307/409180 . JSTOR   409180 .
  • Сапир, Эдвард; И Сводеш, Моррис . (1939). Тексты нутки: сказки и этнологические повествования с грамматическими примечаниями и лексическим материалом . Филадельфия: Лингвистическое общество Америки.
  • Сапир, Эдвард; И Сводеш, Моррис. (1955). Местные рассказы об этнографии Нутка . Публикация Исследовательского центра антропологии, фольклора и лингвистики Университета Индианы (№ 1); Международный журнал американской лингвистики (том 21, № 4, часть 2). Блумингтон: Исследовательский центр антропологии, фольклора и лингвистики Университета Индианы. (Перепечатано в 1978 г. в Нью-Йорке: AMS Press, ISBN   0-404-11892-5 ).
  • Шанк, Скотт; и Уилсон, Ян. (2000). «Акустические доказательства ʕ как голосового скольжения глотки в Нуу-Ча-Нулт». В книге С. Гесснер и С. О (ред.), Материалы 35-й Международной конференции по салишам и соседним языкам (стр. 185–197). Рабочие документы UBC по лингвистике (Том 3).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe0c40e5f2b8a1610196b31bdfbc177e__1721150700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/7e/fe0c40e5f2b8a1610196b31bdfbc177e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nuu-chah-nulth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)