Нуу-ча-нулт
Общая численность населения | |
---|---|
В 2016 году (4310) человек определили свое происхождение от Нуу-ча-нулт. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Канада ( Британская Колумбия ) | |
Языки | |
Nuu-chah-nulth , английский , французский | |
Родственные этнические группы | |
Кваквакавакв , Маках ; другие вакашноязычные народы |
Нуу -ча-нулт ( / n uː ˈ tʃ ɑː n ʊ l θ / noo- CHAH -nulth ; [1] Nuučaan̓uł : [nuːt͡ʃaːnˀuɬʔatħ] ), [2] также ранее называвшийся Нутка , Нутка , Ахт , Нууханулт или Тахкахт , [3] — один из коренных народов северо-западного побережья Тихого океана в Канаде. Термин Нуу-ча-нулт используется для описания пятнадцати родственных племен, традиционный дом которых находится на западном побережье острова Ванкувер .
В доконтактное и раннее послеконтактное время численность племен была гораздо больше, но эпидемии оспы и другие последствия контактов с европейцами привели к исчезновению одних групп и поглощению других соседними группами. Нуу-ча-нулт связаны с кваквака'вакв , хайсла и коренной нацией дитидат . Язык Нуу-ча-нулт принадлежит к семье Вакашан .
Руководящим органом является Совет племени Нуу-ча-нулт . [4]
История
[ редактировать ]Контакт с европейцами
[ редактировать ]Когда Джеймс Кук впервые встретил жителей деревни Юкот в 1778 году, они приказали ему «обойти» (Нуу-ча-нулт нууткаа означает «кружить вокруг»). [5] на своем корабле в гавань. Кук интерпретировал это как название залива, который теперь называется Нутка-Саунд. Этот термин также применялся к коренным жителям этого района.
Нуу-ча-нулт были одними из первых тихоокеанских народов к северу от Калифорнии , которые столкнулись с европейцами, которые приплывали в их район для торговли, особенно для морской торговли мехом . Напряженность вспыхнула между Испанией и Великобританией из-за контроля над заливом Нутка , что привело к ожесточенному международному спору около 1790 года, известному как Кризис Нутка . Он был урегулирован в соответствии с Нуткинской конвенцией , в которой Испания согласилась отказаться от своих исключительных претензий на северное побережье Тихого океана. Переговоры по урегулированию спора велись под эгидой и гостеприимством Макинны , могущественного вождя Мовахат Нуу -ча-нулт. [ нужна ссылка ]
Несколько лет спустя Макинна и его воины захватили американское торговое судно «Бостон» в марте 1803 года. Он и его люди убили капитана и всю команду, кроме двоих, которых они держали в качестве рабов. После освобождения Джон Р. Джуитт написал классический рассказ о плене о почти трех годах жизни с Нуу-ча-нулт и о своей неохотной ассимиляции с их обществом. Эта книга 1815 года называется «Рассказ о приключениях и страданиях Джона Р. Джуитта», единственного выжившего из экипажа корабля «Бостон», во время почти трехлетнего плена среди дикарей Нутка-Саунд: с описанием манер, режима. жизни и религиозные взгляды туземцев. [6] В конце концов Джуитт сбежал с помощью Виканинниша , вождя противоборствующей группы.
торговое судно «Тонкин» было взорвано В 1811 году в проливе Клейоквот . Воины Тла-о-ки-ахт напали на корабль в отместку за оскорбление со стороны капитана корабля. Капитан и почти весь экипаж погибли, корабль покинули. На следующий день воины снова поднялись на борт пустого корабля, чтобы спасти его. Однако скрывавшийся член экипажа поджег корабельный магазин, в результате чего погибло множество представителей коренных народов. Лишь одному члену экипажа, пилоту-переводчику, нанятому из соседней страны Кино , удалось спастись, чтобы рассказать эту историю.
С самого раннего контакта с европейскими и американскими исследователями и до 1830 года более 90% нуу-ча-нулт умерли в результате инфекционных заболеваний эпидемий , особенно малярии и оспы . Европейцы и американцы были невосприимчивы к этим эндемичным болезням, но у коренных народов не было иммунитета к ним (см. « Болезни и эпидемии коренных американцев »). Высокий уровень смертности усугубил социальные потрясения и культурные потрясения, возникшие в результате контактов с жителями Запада. В начале 20 века население оценивалось в 3500 человек. [7]
20 век
[ редактировать ]В 1979 году племена западной части острова Ванкувер выбрали термин Нуу-ча-нулт ( nuučaan̓uł , что означает «вдоль гор и моря»), [5] как собирательный термин идентификации. Это стало кульминацией союза, заключенного в 1958 году между этими племенами с целью представить единый политический голос на уровнях правительства и европейско-канадского общества. В 1985 году правительство Британской Колумбии подписало соглашение о делегировании полномочий по оказанию услуг по охране детства Нуу-Ча-Нулт, что сделало Нуу-Ча-Нулт первым делегированным агентством аборигенов в Британской Колумбии. Мака . северо-запада Вашингтона , расположенные на Олимпийском полуострове в собственной резервации, также являются Нуу-ча-нулт
Исследовать
[ редактировать ]В 1980-х годах ученые из других сообществ наняли людей Нуу-ча-нулт в качестве участников генетических исследований. [8] [9] В этих исследованиях использовалась кровь участников и другие материалы в целях, которые не были одобрены сообществом. [8] В 2013 году община уничтожила эти материалы. [10] [11]
Группы
[ редактировать ]В 20 веке признанными правительствами групп Нуу-ча-нулт являются:
- Первая нация Ахусахта : (население более 2000 человек) образовалась в результате слияния групп Ахусахт и Келтсмахт , Манхусахт , Кватсвиахт и Медвежья река в 1951 году;
- Эхаттесахт Первая нация ; (население 294 человека)
- Hesquiaht First Nation ; (население 653 человека)
- Kyuquot/Cheklesahht First Nation ; (население 486 человек)
- Коренные народы Мовахахт/Мучалахт : (население 520 человек), ранее группа Нутка;
- Нучатлахт Первая нация ; (население 165 человек)
- Хуу-ай-ахт Первая нация : (ранее Охайат); (население 598 человек)
- Hupacasath First Nation (ранее Opetchesaht); (256)
- Тла-о-ки-ахт «Первые нации» : (ранее Clayoquot); (население 881 человек)
- Токват исконная нация ; (население 117 человек)
- Цешахт «Первая нация» ; (население 1002 человека)
- Учуклесахт Первая нация ; (население 181 человек)
- Yuułuʔiłʔatḥ (Первая нация Уклулет); (население 606 человек)
По данным Индейского реестра Совета племени Нуучанулт по состоянию на февраль 2006 года, общая численность населения 13 племен нации Нуучанулт составляет 8 147 человек.
( Коренная нация Дитидат население 690 человек), хотя политически и культурно связана с Нуу-ча-нулт, упоминается независимо. Кроме того, коренная нация пачидат политически не связана с Советом племени Нуу-ча-нулт.
Культура
[ редактировать ]Китобойный промысел
[ редактировать ]Нуу-ча-нулт были одними из немногих коренных народов Тихоокеанского побережья, которые охотились на китов . Китобойный промысел имеет важное значение для культуры и духовности Нуу-ча-нулт . Это отражено в рассказах, песнях, именах, семейных линиях и многочисленных географических названиях на всей их территории.
Радиоуглеродное датирование показывает, что народы Нуу-ча-нулт охотились на китов более 4000 лет назад ради жира и мяса. [12] Народы Нуу-ча-нулт охотились на китов разных видов из-за разнообразия территории, на которой они проживают, и характера миграции китов. Чаще всего ловят либо серых , либо горбатых китов из-за их более послушного характера и того, насколько близко они подходят к берегу. [13]
Есть свидетельства того, что иногда представители народов Нуу-ча-нулт охотились на косаток, несмотря на опасность и трудности, чтобы продемонстрировать храбрость. Хотя это было рискованное предприятие, те, кто ел «касаток», считали, что их мясо и жир более качественные, чем у более крупных китов. [14]
Хотя китобойный промысел обеспечивал народы Нуу-ча-нулт важным источником пищи и жира, который можно было перерабатывать в нефть, он также играл важную роль в общественной жизни. Вождь возглавил группу охотников на китов, состоящую из других видных членов сообщества. Традиционные методы китобойного промысла четырнадцати различных народов Нуу-ча-нулт различаются, поскольку каждая община имеет свои собственные традиции, церемонии и ритуалы. Некоторые упрощенные примеры китобойных традиций Нуу-ча-нулт включают церемониальное купание, воздержание, молитву и церемонии, которые должны были проводиться до и после охоты. Эти ритуалы совершали вождь, руководивший охотой, а также его жена; церемонии рассматривались как ключевой фактор, определяющий исход охоты. [15] Социальный статус не только влиял на то, кому разрешалось участвовать в китобойной охоте, но также влиял на распределение китового мяса и жира. [14]
Пожалуй, самым известным артефактом Нуу-ча-нулт в наши дни является Храм китобоев Юкот , ритуальное сооружение, похожее на дом, используемое при духовной подготовке к охоте на китов. Состоящий из серии мемориальных столбов, изображающих фигуры духов и кости предков китобойного промысла, он хранится в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке и был привезен туда американцами европейского происхождения. Это было предметом фильма «Омывание слез » режиссера Хью Броуди . В нем рассказывается о повторном открытии костей и других артефактов в музее и об усилиях коренных народов Мовахахт , первоначальных владельцев святыни, которые стремились вернуть себе эти священные артефакты.
Еда
[ редактировать ]Хотя народы Нуу-ча-нулт действительно полагались на китобойный промысел как на важный продовольственный и нефтяной ресурс, на территориях, на которых они жили, было много других источников пищи.
Народы нуу-ча-нулт собирали пищу из морской среды, включая такие виды рыб, как палтус, сельдь, морской окунь и лосось, которых ловили вдоль побережья, в то время как вдоль береговой линии других морских обитателей, таких как моллюски, морские ежи и мидии, ловили на низких уровнях. прилив. [14] [16] В ручьях с лососем ухаживали, чтобы обеспечить его постоянную силу, а рыбу либо готовили в больших деревянных сосудах с использованием воды и горячих камней, либо сушили для употребления в пищу зимой. [17]
Народы нуу-ча-нулт также собирали ресурсы с земли в качестве источника пищи. Некоторые из этих съедобных растений включают корень камаса , [18] корневища папоротников и множество различных ягод, таких как черника и черника, и это лишь несколько примеров. [19] Некоторые народы Нуу-ча-нулт также выращивали корень камас и яблони, чтобы сохранить их в качестве источника пищи. [20]
В народах Нуу-ча-нулт люди передавали свои обширные знания о том, когда и где найти эти морские и наземные продукты питания, из поколения в поколение, от старейшин до молодежи. Это достигается как посредством всесторонних устных историй , так и путем активного обучения детей этим важным навыкам и привлечения их к сбору ресурсов в раннем возрасте. [21]
Стремясь возродить традиционные диеты, Совет племени Нуу-ча-нулт и шестнадцать племен внесли свой вклад в составление рецептов традиционной кулинарной книги диких блюд. В 90-страничной кулинарной книге основное внимание уделяется традиционным рецептам и сезонным ингредиентам с западного побережья острова Ванкувер и Северного Вашингтона. Он исследует кухню коренных народов и добавляет кулинарные советы, культурные наблюдения и анекдоты из устной истории. Чамус (чум-ус) состоит из традиционных и диких ингредиентов.
Чамус исследует искусство ловли лосося бабочкой и консервирования рыбы, а также предлагает рецепты маринованных морских водорослей, приготовления блюд на пару и нуу-ча-нулт апскви . Чамус освещает традиционный способ питания и пропагандирует здоровый образ жизни. Коренные народы западного побережья острова Ванкувер и северного Вашингтона объединяют семьи и общины в уважительном отношении к самым свежим ингредиентам своей территории.
Использование кедра
[ редактировать ]Народы Нуу-ча-нулт также использовали древесину и кору красного и желтого кедра как строительный материал, так и для производства множества различных предметов. Художники и мастера по дереву внутри страны вырезали из целых бревен тотемные столбы и каноэ для плавания по океану, а кору разрывали на полоски и размягчали в воде до тех пор, пока она не стала достаточно податливой, чтобы ее можно было вплетать в корзины, одежду и церемониальные регалии. [22] [23]
- Женщина Нуу-ча-нулт, продающая корзины в Нутка-Саунд, 1930-е годы.
- Корзина Нуу-ча-нулт шириной около двух дюймов.
Социальная иерархия
[ редактировать ]Благодаря обилию ресурсов на территориях народов Нуу-ча-нулт социальная жизнь стала более структурированной и внутри сообществ сформировалась видимая иерархия. В их состав входили класс простолюдинов и вожди, контролировавшие регион. Хотя члены класса простолюдинов имели автономию, им по-прежнему требовалось согласие вождя на ловлю рыбы, охоту и добычу пищи на территории общины. [15]
Контролируя церемониальные и территориальные права, вожди также несли ответственность за перераспределение богатства внутри своих сообществ. Это перераспределение богатства было ключевым социальным фактором для народов Нуу-ча-нулт. Статус вождя реализуется и поддерживается благодаря его способности обеспечивать членов своей нации. Диктуя использование ресурсов, вожди могли поддерживать социальную структуру и обеспечивать постоянную жизнеспособность и силу этих ресурсов. [21]
Потлач
[ редактировать ]Нуу-ча-нулт и другие культуры северо-запада Тихого океана известны своими церемониями потлача , во время которых хозяин награждает гостей щедрыми подарками. Термин «потлач» в конечном итоге является словом происхождения нуу-ча-нулт. Цель потлача многообразна: перераспределение богатства, поддержание и признание социального статуса, [24] [25] укрепление союзов, празднование и торжество бракосочетания, а также празднование важных событий.
Известные люди
[ редактировать ]- Джордж Клутези , художник, актер, писатель
- Самуэль Хайюпис , резчик
См. также
[ редактировать ]- Уу-а-тлук , организация по управлению водными ресурсами
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Руководство по произношению коренных народов Британской Колумбии» (PDF) . Министерство по делам аборигенов и примирению Британской Колумбии . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ «Нуучаанул (Нуу-ча-нулт, Нутка)» . Языки . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ Найп, К. (1868). Некоторые сведения о языке тахкат, на котором говорят несколько племен на западном побережье острова Ванкувер . ISBN 9780665153891 .
- ^ Примирение, Министерство по делам аборигенов и. «Совет племени Нуу-ча-нулт — провинция Британская Колумбия» . www2.gov.bc.ca. Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 396 н. 34
- ^ Джуитт, Джон Роджерс; Олсоп, Ричард (25 марта 1851 г.). «Рассказ о приключениях и страданиях (!) Джона Р. Джуитта, единственного выжившего из команды корабля «Бостон», во время почти 3-летнего плена среди дикарей Нутки, звучит: с изложением нравов, образа жизни и религиозные воззрения туземцев» . Итака, Нью-Йорк, Андрус, Гаунтлетт и компания . Проверено 25 марта 2023 г. - из Интернет-архива.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ах ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 434.
- ^ Перейти обратно: а б Вивчар, Дэвид (22 июля 2013 г.). «Исследователь-генетик использует кровь Нуу-ча-нулт для несанкционированных исследований в области генетической антропологии» . hashilthsa.com . Ха-Шилт-Са.
- ^ Аткинс, К; Рейффель, Л; Родди, Дж; Платтс, М; Робинсон, Х; Уорд, Р. (апрель 1988 г.). «Ревматическое заболевание у коренных индейцев Нуу-Ча-Нулт на северо-западе Тихого океана». Журнал ревматологии . 15 (4): 684–90. ПМИД 3260954 .
- ^ Вивчар, Дэвид (22 июля 2013 г.). «Уорд отвечает» . www.hashilthsa.com . Ха-Шилт-Са.
- ^ Вивчар, Дэвид (22 июля 2013 г.). «Кровь, взятая на исследование, уничтожена» . www.hashilthsa.com . Ха-Шилт-Са.
- ^ Монкс, Грегори Г. (28 февраля 2018 г.). «Хватит рыдать: исследование китового промысла Нуу'ча'нулт (Нуткан)». Международный журнал остеоархеологии . 11 (1–2): 136. doi : 10.1002/oa.552 .
- ^ Беланд, Стефани Л.; Маклеод, Бренна А.; Мартин, Джо; Мартин, Жизель М.; Дорогая, Джеймс Д.; Фрейзер, Тимоти Р. (2018). «Видовой состав китобойных промыслов коренных народов в районе залива Клейоквот острова Ванкувер, оцененный с помощью генетического анализа». Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 235. Бибкод : 2018JArSR..17..235B . дои : 10.1016/j.jasrep.2017.11.015 .
- ^ Перейти обратно: а б с Макмиллан, Алан Д. (осень 2015 г.). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии; Ванкувер . 187 : 229, 230, 236.
- ^ Перейти обратно: а б Харкин, Майкл (осень 1998 г.). «Киты, вожди и гиганты: исследование политической мысли Нуу-ча-нулт». Этнология . 37 (4): 317–318. дои : 10.2307/3773785 . JSTOR 3773785 .
- ^ Атлео, Э. Ричард (2004). Цавалк: Мировоззрение Нуу-ча-нулт . Ванкувер: UBC Press. п. 14.
- ^ Джуитт, Джон Р. (1807). Журнал, хранящийся в Нутка-Саунд . Бостон. п. 6.
- ^ Тернер, Нэнси Дж.; Бхаттачарья, Джонаки (2016). «Птица лососевая и женщина-гусь: птицы, растения и люди в образе жизни коренных народов северо-запада Северной Америки». Журнал этнобиологии . 36 (4): 729. дои : 10.2993/0278-0771-36.4.717 . S2CID 90272377 .
- ^ Тернер, Нэнси Дж.; Эфрат, Барбара С. (1982). Этноботаника индейцев хескиат острова Ванкувер . Провинциальный музей Британской Колумбии.
- ^ Тернер, Нэнси Дж. (1995). Пищевые растения прибрежных первых народов . ЮБК Пресс. п. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Райбмон, Пейдж (2004). «Жизнь на грани: история Нуу-ча-нулт с точки зрения вождя Ахусата (обзор)». Канадский исторический обзор . 85 (4): 825–826. дои : 10.1353/can.2005.0041 . S2CID 161156730 .
- ^ Пегг, Брайан (2000). «Дендрохронология, CMT и история Нуу-ча-нулт на западном побережье острова Ванкувер». Канадский журнал археологии . 24 (1+2): 12.
- ^ Грин, Дениз Николь (3 декабря 2013 г.). «Отчет о гранте Стеллы Блюм: Хуултин (шали) коренных народов Нуу-Ча-Нулт: исторические и современные практики». Журнал Общества костюмов Америки . 39 (2): 153–201. дои : 10.1179/0361211213z.00000000016 . S2CID 162342285 .
- ^ «Потлач» . Оксфордский словарь английского языка . Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ «Потлач» . Словарь.com . Проверено 26 апреля 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эллис, Дэвид, В.; И Свон, Люк. (1981). Учение о приливах: использование морских беспозвоночных жителями Манхусата . Нанаймо, Британская Колумбия: Theytus Books.
- Гувер, Алан Л. (ред.). (2002). Голоса Нуу-Ча-Нулта: истории, предметы и путешествия . Виктория, Британская Колумбия: Королевский музей Британской Колумбии.
- Ким, Ын Сук. (2003). Теоретические вопросы фонологии и морфологии Нуу-Ча-Нулт. (Докторская диссертация, Университет Британской Колумбии, факультет лингвистики).
- Макмиллиан, Алан Д. (1999). Со времен Трансформеров: древнее наследие Нуу-Чах-Нулта, Дитидата и Макаха. Ванкувер: UBC Press.
- Сапир, Эдвард (1938). «Глоттализованные продолжения в языках навахо, нутка и квакиутль (с примечанием об индоевропейском языке)». Язык . 14 (4): 248–274. дои : 10.2307/409180 . JSTOR 409180 .
- Сапир, Эдвард; И Сводеш, Моррис . (1939). Тексты нутки: сказки и этнологические повествования с грамматическими примечаниями и лексическим материалом . Филадельфия: Лингвистическое общество Америки.
- Сапир, Эдвард; И Сводеш, Моррис. (1955). Местные рассказы об этнографии Нутка . Публикация Исследовательского центра антропологии, фольклора и лингвистики Университета Индианы (№ 1); Международный журнал американской лингвистики (том 21, № 4, часть 2). Блумингтон: Исследовательский центр антропологии, фольклора и лингвистики Университета Индианы. (Перепечатано в 1978 г. в Нью-Йорке: AMS Press, ISBN 0-404-11892-5 ).
- Шанк, Скотт; и Уилсон, Ян. (2000). «Акустические доказательства ʕ как голосового скольжения глотки в Нуу-Ча-Нулт». В книге С. Гесснер и С. О (ред.), Материалы 35-й Международной конференции по салишам и соседним языкам (стр. 185–197). Рабочие документы UBC по лингвистике (Том 3).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница Нуу-ча-нулт
- Отрывок , Nuuchahnulth Dictionary
- Нутка Тексты
- Библиография материалов по языку нуучанулт (YDLI)
- Nuuchahnulth (Nootka) (шрифт и клавиатура Криса Харви на родном языке)
- карта коренных народов северо-западного побережья (включая Нуу-ча-нулт)
- Страница лингвистики Вакашана
- Омывание слез , База данных фильмов в Интернете