Кутенай
![]() Группа Кутенай ок. 1900 г. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,536 (2016) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Айдахо , Монтана ), Канада ( Британская Колумбия ) | |
![]() ![]() | 940 [1] |
![]() ( Айдахо , Монтана ) | 596 [2] |
Языки | |
Английский , Кутенай (Китунахан), ʔa·qanⱡiⱡⱡitnam (язык жестов Ктунакса) [3] | |
Религия | |
Кутенайский спиритуализм |
Люди | Ктунаха |
---|---|
Язык | Ктунакса , ʔa·qanⱡiⱡⱡитнам |
Страна | Ктунакса амакас |

Коренные народы в Канаде |
---|
![]() ![]() |
Кутенай ( uː / ˈ k ə t n / eɪ , - n iː ) KOO -tə-nay, -nee , [4] [5] также известный как Ктунакса ( / t ʌ ˈ n ɑː h ɑː / tun -AH -hah ; [6] Кутенай : [ktunʌ́χɑ̝] ), Ксанка ( / k ə ˈ s ɑː n k ɑː / kə- SAHN -kah ), Кутеней (в Канаде) и Кутенай (в США), коренные народы Канады и США. . Банды кутенай живут на юго-востоке Британской Колумбии , северном Айдахо и западной Монтане . Язык Кутенай является изолированным языком , поэтому не связанным с языками соседних народов или любым другим известным языком.
Четыре группы образуют Ktunaxa Nation в Британской Колумбии. Нация Ктунакса исторически была тесно связана с индейским племенем Шусвап через племенные ассоциации и смешанные браки. Два признанных на федеральном уровне племени представляют народ кутенай в США: племя Кутенай в Айдахо и Конфедерация племен Салиш и Кутенай (CSKT) в Монтане, конфедерация, в которую также входят Биттеррут Салиш и Пенд д'Орей банды .
Кутеней
[ редактировать ]около 40 вариантов имени Кутенай С 1820 года засвидетельствовано ; два других также используются в настоящее время. Кутеней — распространенное написание в Британской Колумбии , в том числе в названии коренной нации Нижнего Кутеней . Кутенай используется в Монтане и Айдахо, в том числе в племени Кутенай в Айдахо и в Конфедеративных племенах Салиш и Кутенай. Эти два написания использовались для различных топонимов по обе стороны канадско-американской границы, в частности для реки Кутеней , называемой рекой Кутенай в Соединенных Штатах. [7] Кутенай - это распространенная форма в литературе о людях, которая была принята Кутенай в обеих странах в качестве международного написания при обсуждении народа в целом. [7] [8] Название, очевидно, происходит от слова черноногих , обозначающего народ, Котонава , которое само по себе может происходить от кутенайского термина Ктунакса . [7] [8] Это подтверждается интервью с Верноном Финли, предыдущим председателем племени CSKT. Он предполагает, что этот термин был «дан... каким-то другим племенем» и что это, вероятно, было «неправильным произношением того, что это за слово», поскольку «Кутенай» не имеет значения ни на одном из соседних языков. [9]
В языке кутенайском Ктунакса считается наиболее правильным общим термином для обозначения культуры и народов. Были предложены разные этимологии, связывающие название с глаголом, обозначающим «есть пищу в чистом виде, [что означает] без приправ», или, альтернативно, с глаголом, обозначающим «слизывать кровь». [9] В том же интервью, упомянутом выше, Финли подтверждает последнее значение образа воина Ктунакса, стреляющего во врага, вытаскивающего стрелу и слизывающего кровь с наконечника стрелы. [9] Он также говорит, что исторически люди идентифицировали себя в первую очередь по названию своей группы, а не по широкому термину «Ктунакса».
Было засвидетельствовано, что некоторые группы Колумбийского плато, возможно, называли себя «Упнуканик». [10] Ксанка , что означает «люди стоячей стрелы», — это название самой юго-восточной из семи групп, которые сегодня в первую очередь связаны с тем, что сейчас является северо-западной Монтаной, и политически организованы в рамках CSKT. [9]
Сообщества
[ редактировать ]Четыре группы кутенай живут на юго-востоке Британской Колумбии, одна живет в северном Айдахо и одна живет на северо-западе Монтаны:
- Национальный совет Ктунакса (KNC) (до 2005 года Совет племен Ктунакса / Кинбаскет) [11] включает четыре канадские группы:
- Коренная нация Акискнук («место двух озер»; также известная как индейская группа озера Колумбия). [12] Группа Верхнего Кутенай со штаб-квартирой в Акискнуке, к югу от Уиндермира . Заповедники включают: озеро Колумбия № 3, церковь Святой Марии № 1А, ок. 33 км 2 , население: 264) [13]
- Группа Нижнего Кутеней (Якан Нукий или коренная нация Нижнего Кутеней). [14] Группа Нижнего Кутенай, их штаб-квартира находится в Крестоне , в самом густонаселенном заповеднике Крестон № 1 вдоль реки Кутеней, ок. В 6 км к северу от границы США и Канады. Запасы включают: Крестон № 1, Нижний Кутеней № 1A, № 1B, № 1C, № 2, № 3, № 5, № 4, Сент-Мэри № 1A, ок. 26 км 2 , население: 214)
- Первая нация Святой Марии (аккам или акамник, «глубокий густой лес»). [15] Группа Верхнего Кутенай, они живут вдоль реки Святой Марии недалеко от Крэнбрука . Штаб-квартира племени расположена в самом густонаселенном заповеднике Кутеней №1 ; резервы включают: Баммерс-Флэт № 6, Кассимаюкс (Мейук) № 5, Ранчо Исидора № 4, Кутеней № 1, Сент-Мэри № 1А, ок. 79 км 2 , население: 357)
- Индийский оркестр Табачных равнин (Tobacco Plains First Nation, ʔa·kanuxunik, Akan'kunik или ʔakink̓umⱡasnuqⱡiʔit - «Люди места летающей головы»). [16] Группа Верхнего Кутенай, они живут недалеко от Грасмера на восточном берегу озера Кокануса ниже устья реки Элк , ок. В 15 км к северу от границы Британской Колумбии и Монтаны. Резервы включают: Св. Марии № 1А, Табачные равнины № 2, ок. 44 км 2 , население: 165) [17]
Кроме того, индейский оркестр Шусвап ранее входил в состав народа Ктунакса. Это группа секвепемк (шусвап), поселившаяся на территории Кутенай в середине 19 века. В конце концов они были включены в группу, вступили с ней в брак и говорили на языке кутенай. Они покинули нацию Ктунакса в 2004 году и теперь являются частью Племенного совета нации Шусвап . Они расположены недалеко от Инвермира , к северо-востоку от озера Уиндермир ; в их запасы входят: Св. Марии № 1А, Шусвап, штат Иллинойс, ок. 12 км 2 , население: 244).
- Племя Кутенай из Айдахо [18] ( ʔaq̓anqmi или ʔa·kaq̓ⱡahaⱡxu , также называемый Айдахо Ксанка). Группа нижнего Кутенай, они управляют индейской резервацией Кутенай в округе Баундэри . Их население составляет 75 человек.
- Кутенай ( K̓upawişqnuk или Ksanka ) являются членами Конфедерации племен Салиш и Кутенай , а также Биттеррут Салиш и Пенд д'Орей . групп [19] Группа Верхнего Кутенай, они живут в основном в резервации Флэтхед в западной Монтане. Общая численность населения около 6800 человек проживает в резервации, а 3700 человек живут за пределами резервации поблизости.
История
[ редактировать ]Сегодня кутенай живут на юго-востоке Британской Колумбии , в Айдахо и Монтане . Они условно разделены на две группы: Верхний Кутенай и Нижний Кутенай, имея в виду различные участки реки Кутенай (в США пишется «Кутенай»), где живут группы. Верхние Кутенай - это коренная нация Акискнук (группа озера Колумбия), группа Святой Марии и индейская группа Табачных равнин в Британской Колумбии, а также Монтана Кутенай. Нижние Кутенай — коренная нация Нижнего Кутенай в Британской Колумбии и племя Кутенай в Айдахо . [20]
Происхождение
[ редактировать ]У ученых есть множество идей о происхождении Ктунакса. Одна из теорий состоит в том, что изначально они жили в прериях и были перевезены через Скалистые горы конкурирующим народом черноногих. [21] или голодом и болезнями. [22] Некоторые жители Верхнего Кутенея часть года вели образ жизни коренных жителей равнин, пересекая Скалистые горы на востоке для охоты на бизонов . Они были относительно хорошо известны черноногим, и иногда их отношения с ними принимали форму ожесточенной конфронтации из-за пищевой конкуренции.
Некоторые ктунакса оставались в прериях или возвращались в них круглый год; у них было поселение недалеко от Форта Маклауд , Альберта . Эта группа ктунакса страдала от высокого уровня смертности, отчасти из-за набегов черноногих, а отчасти из-за эпидемий оспы . Когда их численность резко сократилась, эти равнинные ктунакса вернулись в регион Кутеней в Британской Колумбии. [ нужна ссылка ]
Некоторые из ктунакса говорят, что их предки родом из района Великих озер штата Мичиган . На сегодняшний день ученые не нашли ни археологических, ни исторических свидетельств, подтверждающих эту версию. [ нужна ссылка ]
На территории Ктунакса в Британской Колумбии есть археологические памятники с некоторыми из старейших искусственных артефактов в Канаде , датируемых 11 500 годами ранее (BP). Не доказано, были ли эти артефакты оставлены предками Ктунакса или другой, возможно, Салишанской , группой. [ нужна ссылка ] Заселение Скалистых гор Кутеней человеком было продемонстрировано датированными памятниками со свидетельствами добычи и раскола кремня , особенно кварцита и турмалина . [ нужна ссылка ] Это старейшее собрание артефактов известно как Комплекс Гоутфелл, названный в честь региона Гоутфелл, расположенного примерно в 40 км к востоку от Крестона, Британская Колумбия, на шоссе 3. Эти артефакты были найдены в карьерах в Гоутфелле, Харви-Маунтин, Айдахо, Негро-Лейк и Киахо-Лейк. (оба недалеко от Ламбертона и Крэнбрука ), гора Норт-Стар к западу от Крестона на шоссе 3 и в Блю-Ридж. Все эти места находятся в пределах 50 км от Крестона , за исключением Блю-Ридж, который находится недалеко от деревни Касло , на значительном расстоянии к северу, на западной стороне озера Кутеней .
Археолог доктор Уэйн Шокетт считает, что артефакты, представленные в комплексе Гоутфелл, датированные периодом от 11 500 лет до раннего исторического периода, показывают, что в археологических записях не было никаких перерывов. Кроме того, он говорит, что, судя по всему, технология была местной. Нет никаких доказательств, подтверждающих гипотезу о том, что первые жители региона эмигрировали из этой области или что их заменили или сменили другие люди. Шокетт заключает, что современные ктунакса являются потомками тех первых людей, населявших эту землю. [ нужна ссылка ]
Другие ученые, такие как Рег Эшвелл, предполагают, что ктунакса переселились в регион Британской Колумбии в первой половине 18 века, подвергнувшись преследованиям и вытеснению туда с востока от Скалистых гор со стороны черноногих . Он отмечает, что их язык изолирован от языка племен салиш, распространенных на Тихоокеанском побережье. Кроме того, их традиционная одежда, многие их обычаи (например, использование переносных жилищ в стиле вигвама) и их традиционная религия имеют больше общего с народами равнин, чем с прибрежными салишами. [23]
Коллекция артефактов Гоутфелла предполагает, что до 11 500 лет назад люди, пришедшие заселить горы Кутеней, возможно, жили на территории, которая сейчас является юго-западом Соединенных Штатов , в период, когда Британская Колумбия Кордильеров находилась под ледниковым щитом последнего ледникового периода. . Комплекс Гоатфелл, а в частности методы изготовления инструментов и наконечников , являются частью традиции дробления , существовавшей в Североамериканском Большом бассейне и межгорных районах к западу от континента в позднем плейстоцене . Преобладающая теория состоит в том, что по мере отступления ледников люди двинулись на север вслед за возрождением флоры и фауны на севере. [ нужна ссылка ]
Со времени первого поселения Ктунакса в Кутенайсе и до исторического периода, начавшегося в конце 18 века, о социальном, политическом и интеллектуальном развитии народа мало что известно. Технологии каменных орудий изменились, стали более сложными и дифференцированными. [ нужна ссылка ] Вероятно, они были охотниками на крупную дичь на самой ранней доисторической стадии своего существования. Ктунакса впервые упоминаются в исторических записях на Александра Маккензи около 1793 года. карте [ нужна ссылка ]
Поскольку температура продолжала повышаться, ледниковые озера высыхали, и рыба нашла среду обитания в более теплых водах. Для жителей Нижнего Кутеней на северо-западе Тихого океана рыбная ловля стала фундаментальной частью их рациона и культуры, сохраняя при этом старые традиции охоты на дичь. [ нужна ссылка ]
Ранняя история
[ редактировать ]
Антропологический и этнографический интерес к Ктунакса регистрируется с середины 19 века. К тому, что записали эти европейские и североамериканские ученые, следует относиться критически, поскольку они не обладали той теоретической изощренностью, которую ожидают от сегодняшних антропологов. Они приписывали большую часть своих культурных ценностей тому, что им удалось наблюдать среди ктунакса. Но их отчеты представляют собой наиболее подробное описание образа жизни Ктунакса в то время, когда образ жизни аборигенов во всем мире резко менялся перед лицом заселения европейцами и американцами европейского происхождения. [ нужна ссылка ]
Самые ранние этнографии подробно описывают культуру Ктунакса на рубеже 20-го века. Европейцы наблюдали, как Ктунакса ведут стабильную экономическую жизнь и богатую социальную жизнь, основанную на подробном ритуальном календаре. Их экономическая жизнь была сосредоточена на рыболовстве, использовании ловушек и крючков для рыбы и путешествии по водным путям на каноэ с осетровым носом . они проводили сезонную, а иногда и ритуальную охоту на медведя , оленя , карибу , сусликов , гусей и многих других домашних птиц В стране Нижнего Кутеней . Как упоминалось выше, жители Верхнего Кутенея часто пересекали Скалистые горы, чтобы участвовать в охоте на бизонов . Однако жители Нижнего Кутенэя не участвовали в коллективной охоте на бизонов; они не были важны для их экономики или культуры. [ нужна ссылка ]
Ктунакса проводила поиски видений, особенно молодого человека, находящегося на пути к взрослой жизни. Они употребляли табак ритуально. Они практиковали « Танец Солнца» и «Танец медведя гризли» , зимний фестиваль, « Танец голубой сойки » и другие общественные и церемониальные мероприятия. [ нужна ссылка ] Мужчины принадлежали к разным обществам или ложам, таким как Общество бешеных собак, Общество бешеной совы и Общество шаманов. Эти группы брали на себя определенные обязанности, а членство в ложе налагало обязательства в бою, охоте и общественных работах.
Ктунакса и их соседи Синикст использовали каноэ с осетровым носом . Впервые это плавсредство было описано в 1899 году как имеющее некоторое сходство с каноэ, использовавшимися в Приамурье в Азии. [24] В то время некоторые ученые верили в теорию расселения и пришли к выводу, что сходство артефактов или символов между культурами означает, что высшая культура передала свои элементы другой культуре. Однако с тех пор большинство ученых пришли к выводу, что многие подобные нововведения возникли независимо в разных культурах.
Гарри Холберт Терни-Хай , первый, кто написал обширную этнографию ктунакса (сосредотачиваясь на племенах в Соединенных Штатах), записал подробное описание сбора коры для изготовления этого каноэ (67):
Разыскивается дерево… растущее довольно высоко в горах. Найдя кусок нужного размера и качества, человек поднялся на нужную высоту и вырезал кольцо вокруг коры долотом из лосиного рога или кремневым ножом. Тем временем помощник вырезал еще одно кольцо у основания дерева. После этого по длине ствола был сделан разрез, соединяющий два кольца. Этот разрез должен был быть максимально прямым и точным. Палкой диаметром около двух дюймов осторожно отделяли кору от дерева. Кору заворачивали, чтобы она не засохла по дороге в лагерь. Внутренняя часть листа коры, или древесная сторона, стала внешней частью каноэ, а внешняя поверхность стала внутренней частью лодки. Кору считали готовой к немедленному использованию. Не было никаких царапин или приправ, и оно не было каким-либо образом украшено.
Христианские миссионеры путешествовали по территориям Ктунакса и работали над обращением народов, ведя обширные письменные записи этого процесса и своих наблюдений за культурой. Благодаря их рассказам о миссионерском процессе имеется больше информации, чем о других аспектах истории Ктунакса на рубеже 20-го века.
Ктунакса познакомились с христианством еще в 18 веке, когда пророк из Нижнего Кутенея из озера Флэтхед в Монтане по имени Сияющая Рубашка распространил новость о приходе «Черных роб» (французских миссионеров-иезуитов) (Коколла 20). Люди Ктунакса также столкнулись с христианскими ирокезами, посланными на запад компанией Гудзонова залива . К 1830-м годам Ктунакса начали перенимать определенные христианские элементы в синкретической смеси церемоний. На них повлияли не столько европейские миссионеры, сколько контакты с коренными христианами из других частей Канады и Соединенных Штатов.
Отец Пьер-Жан де Смет в 1845–1846 годах был первым миссионером, совершившим поездку по региону. Он намеревался основать миссии для служения коренным народам и оценить успех и потребности уже созданных миссий. [ нужна ссылка ] Католические иезуиты сделали своим приоритетом служение этим недавно открытым народам в Новом Свете . Хотя миссионерская деятельность в восточной части Северной Америки велась в течение 200 лет, Ктунакса не были объектом внимания церкви до середины-конца 19 века. жил иезуит по имени Филиппо Канестрелли среди народа ксанка в Монтане Вслед за Де Сметом в 1880-х и 90-х годах . Он написал знаменитую грамматику их языка, опубликованную в 1896 году. Первым миссионером, занявшим постоянный пост на территории Якан-Нукий, то есть в группе Крестона из Нижнего Кутенея, был отец Николас Коккола, прибывший в район Крестона. в 1880 году. Его мемуары, подтвержденные газетными сообщениями и устными рассказами Ктунакса, легли в основу истории Ктунакса начала 20 века.
На первых этапах контактов Ктунакса с европейцами, в основном в результате золотой лихорадки , которая всерьез началась в 1863 году с открытием золота в Уайлд-Хорс-Крик, Ктунакса мало интересовались экономической деятельностью, движимой европейцами. Торговцы пытались завербовать их в ловушки для поддержки торговли мехом, но немногие из Нижнего Кутенэя сочли это стоящим. Как упоминалось выше, регион Нижний Кутеней необычайно богат рыбой, птицами и крупной дичью. Поскольку экономическая жизнь Якан Нукий была особенно безопасной, они сопротивлялись новой и незнакомой экономической деятельности.
Однако постепенно Якан Нукий начал участвовать в отраслях, ориентированных на Европу. Они служили охотниками и проводниками для горняков на серебряно-свинцовом руднике Блюбелл в Рионделе . Самый богатый золотой рудник, когда-либо обнаруженный в Кутенейсе, был обнаружен человеком из Ктунакса по имени Пьер и заложен им и отцом Кокколой в 1893 году. [ нужна ссылка ]
20 век
[ редактировать ]Хотя между Якан Ну'кий и местными поселенцами в Крестоне иногда возникали конфликты, их отношения в большей степени характеризовались мирным сосуществованием. Их конфликты, как правило, касались землепользования. Напротив, отношения между Нижним Кутеней и окружающим европейским обществом в Боннерс-Ферри, штат Айдахо , ухудшились.
На рубеже 20-го века некоторые Якан Нуки занимались сельскохозяйственной деятельностью, привезенной европейскими поселенцами, но их подход к земле был другим. Примером конфликта, который неоднократно возникал между европейскими поселенцами и местными фермерами, является газетная статья в Creston Review от пятницы, 9 августа 1912 года:
Спор о правах на косить сено на равнинных землях между индейцами и белыми людьми, который мог привести к кровопролитию, был урегулирован в среду У. Ф. Титцелем, правительственным агентом Нельсона, который сказал как индейцам, так и белым, что если насилие сделано, никому не будет разрешено косить сено на государственной земле. ... Основная проблема в этом году произошла, когда некоторые индейцы угрожали Фрэнку Льюису и выгнали его из сена, которое он уже скосил. Индейцы утверждают, что они уже много лет косят землю именно в этом месте, в то время как старые владельцы ранчо говорят, что сено здесь никогда раньше не косили. Г-н Льюис пожаловался полицейскому Ганну, который, поскольку точная граница [ sic ] индейской резервации неизвестна, не знал, что делать, поскольку не было совершено никакого насилия, посредством которого он мог бы действовать. ... Г-н Титцель прибыл из Нельсона в среду и на совещании с вождём Александром заставил его пообещать проследить за тем, чтобы г-н Льюис получил сено, и предупредил его, чтобы он удерживал индейцев от насилия под страхом потери права косить сено на квартиры. Это предупреждение он также дал белым людям. Это не единственный случай, произошедший в этом году. Одного фермера, дом которого расположен недалеко от резервации, постоянно беспокоили индейцы, срезавшие его заборы и сгонявшие скот пастись на его территории.
Газета Creston Review также сообщила 21 июня 1912 года: «[Индийский агент Гэлбрейт] говорит, что все в хорошем состоянии, и большинство индейцев работают, собирая ягоды для владельцев ранчо, которые считают их помощь полезной и прибыльной».
Эти примеры иллюстрируют динамику отношений между двумя народами: ктунакса, чьи земли были значительно сокращены из-за введения резервной системы, и европейскими поселенцами, которые постоянно стремятся расширить свой доступ к земле (а позже и к промышленности).
В течение 20 века Якан Нукий постепенно стал участвовать во всех отраслях промышленности долины Крестон: сельском хозяйстве , лесном хозяйстве , горнодобывающей промышленности , а затем здравоохранении , образовании и туризме . Этот процесс интеграции отделил Якан Нуки от их традиционного образа жизни, но они остались очень успешным и уверенным в себе сообществом. Постепенно они получили больше контроля и самоуправления при меньшем участии Департамента по делам индейцев и аборигенов. Как и большинство племен Британской Колумбии , якан нукий не имели договора, определяющего их права на свою территорию. Они десятилетиями работали над тщательным и более или менее совместным переговорным процессом по договору с правительством Канады . [ нужна ссылка ] Сегодня группа Крестон Ктунакса насчитывает 113 человек, живущих в заповеднике, и многие другие, живущие за пределами резервации и работающие в различных отраслях промышленности в Канаде и Соединенных Штатах. [ нужна ссылка ]
Чувствуя, что они утратили некоторые очень важные для них традиции, ктунакса работают над возрождением своей культуры и, в частности, над поощрением изучения языка. Всего в США и Канаде проживают 10 человек, свободно говорящих на ктунаксе. Якан Нукий разработал языковую программу для 4–6 классов и преподает ее уже четыре года, чтобы воспитать новое поколение носителей языка. Они участвуют в разработке учебной программы для 7–12 классов, которая требует соблюдения руководящих принципов учебной программы Британской Колумбии. Одновременно с этим они записывают устные истории и мифы, а также снимают на видео практику своих традиционных ремесел и технологий с устными указаниями.
«Национальная война Кутенай»
[ редактировать ]20 сентября 1974 года племя Кутенай во главе с председателем Эми Трайс объявило войну правительству Соединенных Штатов. Их первым действием было размещение членов племени на каждом конце шоссе 95 США , которое проходит через город Боннерс-Ферри . Они попросили автомобилистов платить за проезд по земле, которая была исконной землей племени. (Около 200 полицейских штата Айдахо были готовы поддерживать мир, и случаев насилия не было.) Они намеревались использовать деньги, полученные от дорожных сборов, на размещение и уход за пожилыми членами племени. Большинству племен в Соединенных Штатах запрещено объявлять войну правительству США на основании договоров, но племя Кутенай никогда не подписывало договор.
В конечном итоге правительство Соединенных Штатов предоставило в дар землю площадью 12,5 акров (0,051 км²). 2 ), основа того, что сейчас является резервацией Кутенай. [25] В 1976 году племя выпустило « Облигации национальной войны Кутенай », каждая из которых продавалась по 1 доллару. Облигации были датированы 20 сентября 1974 года и содержали краткое объявление войны Соединенным Штатам. Эти облигации были подписаны Амелией Кастак Трайс, председателем племени, и Дугласом Джеймсом Уитоном-старшим, представителем племени. Они были напечатаны на плотной бумаге, разработаны и подписаны западной художницей Эмили Турен . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Конфедеративные племена салиш и кутенай народа плоскоголовых
- Дом Кутанаэ , ранний пост по торговле мехом, связанный с племенем Кутенай.
- Кутенейс
- Кутенайский язык
- Каусума Нупика
- Дженнифер Портер
- Колледж Салиш Кутенай
Литература
[ редактировать ]- Боас, Франц и Александр Фрэнсис Чемберлен. Кутенайские сказки. Вашингтон: Правительство. Распечатать. Офф, 1918 год.
- Чемберлен, А. Ф. , «Отчет индейцев Кутеней на юго-востоке Британской Колумбии», в отчете Британской ассоциации содействия развитию науки (Лондон, 1892 г.)
- Финли, Дебби Джозеф и Говард Кэлловат. Глаза совы и поиск духа: индийские истории Кутенай . Пабло, Монт: Издательство колледжа Салиш Кутенай, 1999. ISBN 0-917298-66-7
- Комитет культуры Кутенай (осень 2015 г.). «Традиционное мировоззрение народа Кутенай». Монтана: Журнал западной истории . 65 (3). Хелена, Монтана: Издательство Исторического общества Монтаны: 47–73.
- Линдерман, Фрэнк Берд и Селеста Ривер. Кутенай «Почему истории». Линкольн, Наб: Университет Небраски Press, 1997. ISBN 0-585-31584-1
- Маклин, Джон , канадский дикий народ (Торонто, 1896 г.)
- Танака, Беатрис и Мишель Гей. Погоня: индийская сказка Кутенай . Нью-Йорк: Корона, 1991. ISBN 0-517-58623-1
- Томпсон, Салли (2015). «Люди перед парком» — национальный парк Кутенай и черноногих перед ледником . Хелена, Монтана: Издательство Исторического общества Монтаны.
- Школа Терни, Гарри Холберт. Этнография кутенайцев . Менаша, Висконсин: Американская антропологическая ассоциация, 1941.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ответы аборигенов о происхождении (73), одиночные и множественные ответы аборигенов (4), проживание в резервации или за ее пределами (3), проживание внутри или за пределами инуитского Нунангата (7), возраст (8А) и пол (3) для населения в частном порядке Домохозяйства Канады, провинций и территорий, перепись 2016 года — выборочные данные 25 %» . www12.statcan.gc.ca . Правительство Канады . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ «Американский FactFinder — Результаты» . factfinder.census.gov . Бюро переписи населения США. Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 года . Проверено 13 января 2018 г.
- ^ Олд, Фрэнсис. «ʾa·qanⱡiⱡⱡитнам» . Facebook (в Кутенае) . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «Кутэнай» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз.
- ^ «Кутэнай» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
- ^ «Руководство по произношению для коренных народов Британской Колумбии» . По делам аборигенов и развитию Севера Канады . 15 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 23 января 2014 года . Проверено 14 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Морган, Лоуренс Ричард (1991). Описание языка кутенай (доктор философии). Калифорнийский университет. п. 1.
- ^ Jump up to: а б Макмиллан, Алан Д.; Йеллоухорн, Элдон (2009). Первые народы в Канаде . Издательство Д&М. п. 180. ИСБН 978-1-926706-84-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Томпсон, Салли (режиссер). «Племена Монтаны» (2007), Опыт Монтаны: Истории из страны большого неба, https://www.youtube.com/watch?v=YgEvbYgGfus
- ^ PBS , Неизведанная территория: Дэвид Томпсон на плато Колумбия на YouTube , Рассказ о жизни и путешествиях Дэвида Томпсона. / февраль 2011 г., протокол: 14:13–14:20.
- ^ Нация Ктунакса
- ^ «Акискнук: Наше сообщество» . www.akisqnuk.com. Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ Источник данных о населении: Канада по делам индейцев и северных стран (INAC), зарегистрированное население по состоянию на июнь 2011 г.
- ^ "Первая нация Нижнего Кутеней" . lowkootenay.com. Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ "Акам - О" . www.aqam.net
- ^ Группа Tobacco Plains. Архивировано 2 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Аборигены Канады - Профиль подключения к первой нации. Архивировано 6 февраля 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ «Племя Кутенай из Айдахо» . Архивировано из оригинала 29 октября 2006 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ «Конфедерация племен Салиш и Кутенай из резервации Флэтхед» . www.csktribes.org. Получено 31 мая.
- ^ Морган, Лоуренс Ричард (1991). Описание языка кутенай (доктор философии). Калифорнийский университет. п. 3.
- ^ Андерсон, Фрэнк В. (1972). Тропа Дьюдни . Канада: Frontier Press. стр. 9–10.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Рег Эшвелл, Индийские племена Британской Колумбии, Hancock House (1977/2012, стр. 55)
- ^ Мейсон в Rep. Nat. Муз., 1899, 19 июня 2012 г.
- ^ Забытая война Айдахо , Университет Айдахо
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт Ktunaxa Nation
- Племя Кутенай из Айдахо. Архивировано 29 октября 2006 года на официальном сайте Wayback Machine .