Jump to content

Люди Хайсла

Хайсла
Хаислак'ала, Хаислак'ала, Хаислак'ала, Хаислак'ала, Хаи:сла
Логотип Национального совета Хайсла
Общая численность населения
1,500 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Британская Колумбия
Языки
английский , Хайсла
Религия
Родной, христианство ,
Родственные этнические группы
Хейлцук , Вуикинуксв , Квакиутль

Люди хайсла (Xa'islak'ala, X̄a'islak'ala, Xʼà'islak'ala, X̣a'islak'ala или Xai:sla) являются коренными народами , проживающими в Китамаате . [2] Хайсла состоят из двух групп: народа Китамаат, проживающего в верхней части пролива Дугласа и канала Опустошения , и народа Китлопе, населяющего верхнюю часть канала Принцессы Ройал и канала Гарднер в Британской Колумбии , Канада .

Жители Китамаата называют себя Хайсла, что означает «жители вниз по реке». Термин Китамаат происходит от народа цимшиан . На цимшианском языке имя Китамаат означает «снежные люди». [3]

Язык хайсла официально называется X̄a'islak̓ala. [4] Исторически хайсла вместе с соседними народами вуикинукс и хейлцук были ошибочно идентифицированы как северные квакиутли .

Название Китамаат было искажено в 1955 году, когда компания Alcan Industries захотела построить на их территории алюминиевый завод. [5] Пытаясь придать территории новое лицо, Алкан назвал ее «городом будущего» и изменил написание на Китимат. [6] Название деревни Китамаат на языке хайсла — Цее-Моца (Cʼimaucʼa) , что означает «Пляж Снаг» . [7]

Расположение

[ редактировать ]

Деревня Китамаат, которая служит заповедником Хайсла, расположена в 20 минутах езды к югу от города Китимат. Китимат известен тем, что здесь находится алюминиевый завод компании Alcan Incorporated, и расположен в истоке пролива Дуглас, фьорда длиной 90 км (56 миль), который действует как коридор с морской водой, соединяющий поселок, город и порт Китимат с Тихий океан. Название «Китамаат» произошло от народа цимшиан, поскольку европейские исследователи искали название этого места у своих цимшианских гидов. Оно переводится как «люди снегов» или «место снегов». На всей своей территории народ Хайсла на протяжении веков занимал различные деревенские территории.

Руководящим органом, представляющим народ хайсла, является нация хайсла, административные офисы которой расположены в деревне Китамаат.

Каноэ, созданное членами спортивного клуба «Хайсла» из клуба «Китимат», имеет культурное значение. В 1948 году он был подарен Музею антропологии UBC, где экспонируется по сей день.

Эллис Росс, известный избранный главный советник народа Хайсла, сыграл заметную роль в сотрудничестве с крупными нефтяными компаниями и компаниями по производству сжиженного природного газа (СПГ). С 2003 по 2016 год он занимал должность штатного советника, на смену ему пришла Кристал Смит, нынешний избранный главный советник.

Клановая система Хайсла

[ редактировать ]

В прошлом народ хайсла был разделен на шесть кланов, каждый из которых был назван в честь животного, имевшего культурное значение для племени. Считается, что клан Ворона, шестой клан, практически исчез и слился с кланом Ворона. Внутри каждого клана был главный вождь, известный как Ксаймас, который возглавлял соответствующее племя. Эти вожди собирались всякий раз, когда это было необходимо, чтобы обсудить вопросы, затрагивающие все племя. Они играли активную роль в жизни членов своего клана, контролируя такие важные аспекты, как заключение выгодных браков, распределение богатства и укрепление союзов между кланами. Вождям разрешалось иметь несколько жен, а вдовы умерших вождей могли быть унаследованы последующим вождем.

Народ хайсла был одним из немногих коренных народов на севере Северной Америки, которые имели иерархическую классовую систему, состоящую из дворян, простолюдинов и рабов. Дворяне пользовались такими привилегиями, как участие в тайных ритуалах и власть над простолюдинами и рабами в трудовой деятельности. Дворянство можно было узнать по пирсингу: мальчики носили пирсинг мочки ушей, а девочки - пирсинг нижней губы. Простолюдины имели свободу в своем образе жизни, но не участвовали в управлении племенем. Предполагалось, что рабы, обычно захваченные во время войны, будут полностью подчиняться и могут быть убиты по усмотрению владельца.

Членство в клане основывалось на системе наследования по материнской линии, при этом титулы и наследование передавались от дяди к племяннику, а не от отца к сыну. Считается, что эта клановая система была унаследована в результате миграции цимшианских женщин, когда они интегрировались с различными северными племенами. У каждого клана была своя уникальная история создания, наряду с историей создания всего племени.

Кланы Хайсла были следующими:

  1. Орел (ai 'ϐksdukuyinihu, также известный как Клан Совы) Гербы: орел, калан, горностай, сова, баклан, ястреб и палтус. Клановый крик/призыв: хай хай (имитация орлиного крика)
  2. Бобер (гьцу'к [Цимшиан], каулу'н [эквивалент Хайсла], также известный как Клан Собаки) Гребни: бобр, спинной плавник акулы, кипрей, домик бобров, человеческая фигура, держащая колени, к!йЕк!а 'n (гигантский бобр), столбы или кольца на шляпах, вырезанные в виде обрезков бобра. Клановый крик/призыв: t'am t'am (имитирует удар бобра хвостом о воду)
  3. Ворон (гига'к!ени) Гербы: ворон, åsEwĕ'lgit (сидящая человеческая фигура с человеческими лицами, вырезанными или нарисованными на ладонях, ушах, коленях и ступнях), голова и клюв ворона, госЭмдела'х (фигура мужчина опустил голову у входа во время пира воронов, при этом человеческие волосы касались вождя воронов). Клановый крик/призыв: Gax gax (звук карканья ворона)
  4. Черная рыба (косатка/косатка) (hå'låxaini, также известная как клан медведей гризли) Гребни: черная рыба, спинной плавник черной рыбы, медведь гризли, сумерки (красное вечернее небо), человеческая фигура с другой человеческой фигурой на груди. (валай'гитлах), гигантский глубоководный медведь (са'нис), головы водорослей, бу'сбака (вид морского растения), бугви и бугво (водяной и русалка, напоминающие людей или обезьян), горный козел только с одним рогом, кипрей. Клановый крик/призыв: hŏc

Тотемный столб G'psgolox

[ редактировать ]

Тотемный столб Г'псголокс прикреплен легендой. Рассказывают, что в 1872 году эпидемия оспы заразила население народа Хайсла (расположенного на севере того, что мы сейчас называем Британской Колумбией), убив подавляющее большинство жителей. Лидер клана Орла племени Хайсла по имени Вождь Г'псголокс потерял из-за эпидемии всю свою семью, а также многих своих друзей. Легенда гласит, что скорбящий вождь Г'спголокс отправился в лес и попытался найти там помощь. Там он встретился с духами Цодой и Золой, которые велели Вождю на рассвете отправиться на край горы, где он увидит своих умерших близких и научится исцелять тех, кто еще жив. Согласно легенде, именно так вождь Г'псголокс подчинился и получил жизненно важные знания, изучая природу духов, дух продолжения и перехода Хайсла. В благодарность за помощь духов вождь Г'спголокс заказал тотемный столб девятиметровой высоты с тремя фигурами. Две нижние фигуры посвящены умершим, а верхняя фигура представляет дух Цода. Столб, поминая погибших, рассказал историю выживания Хайсла. Позже он стал известен как Полюс G'psgolox.

В 1928 году Олоф Хансон, шведский вице-президент Британской Колумбии, подал в Канадский департамент по делам индейцев просьбу о приобретении шеста, а в 1929 году Олоф получил разрешение срубить тотемный столб и перевезти его в Швецию. Олоф Хансон выбрал тотемный столб Г'спголокса и разрезал его у основания. Олоф Хансон взял шест, пока Хайсла отсутствовали из-за сезонного образа жизни, оставив Хайсла в замешательстве и недоумении, что случилось с шестом. Норвежский эмигрант Ивер Фугнер (1870–1947), срубивший шест, работал индийским агентом. Он был контактным лицом между властями и коренными народами обширного округа. В том же году Олоф подарил шест Гпсголокса Шведскому национальному этнографическому музею . В музее столб хранился в течение многих лет, пока в 1980 году у них не было подходящего здания для его демонстрации. Столб выставлялся в этом здании в течение 25 лет.

Когда до некоторых членов Haisla Nation дошли слухи о том, что шест, возможно, был выставлен напоказ в Швеции, было решено, что Луиза Смит и Джеральд Амос должны поехать в Швецию, чтобы расследовать эти слухи. Как только они подтвердили, что выставленный шест был шестом G'psgolox, народ Хайсла потребовал его репатриации. В 1992 году сотрудник Этнографического музея отправился в деревню Хайсла в Британской Колумбии, где люди Хайсла рассказали ему, что шест был украден у них и что они безуспешно искали его с момента кражи в 1929 году. Ему также сказали, что, поскольку столб найден, его необходимо вернуть законным владельцам. Люди Хайсла предложили вырезать идентичную копию тотема в обмен на оригинал. Музей согласился на предложение народа Хайсла. Это привело к тому, что в 1994 году правительство Швеции разрешило музею подарить тотемный столб народу Хайсла при условии, что копия будет точно соответствовать оригиналу. В 2000 году община Хайсла построила две копии шеста. Одну из копий передали в Швецию, а другую установили на том месте, где когда-то стоял столб Гпсголокса. Столбы были вырезаны Генри Робертсоном и сыновьями его сестер Дереком и Барри Уилсон . Нация Хайсла также построила исторический центр сохранения в деревне Китамаат, в котором разместится оригинальный столб.

В 2006 году, после 77 лет пребывания в музее, столб прибыл в деревню Китамаат в Британской Колумбии. В торговом центре, где он был установлен, школьники могли слушать, как старейшины рассказывают историю столба. В 2012 году вождь клана Китлопе Игл решил переместить шест на старое кладбище недалеко от первоначального местоположения шеста, где он был оставлен разлагаться. [8]

Ооличанская рыбалка

[ редактировать ]

Оличан — это корюшка, настолько жирная, что масло может гореть, как свеча, поэтому ее еще называют рыбой-свечой. Для многих народов Западного побережья оолихан известен как рыба-спаситель, представляющая собой свежую пищу после долгой зимы. Оолиханский жир был одним из самых ценных ресурсов для хайсла, ценным товаром для торговли с другими племенами. [9] Процесс извлечения жира заключается в варке оолихана в больших кедровых ящиках до тех пор, пока жир не отделится от мяса и не поднимется наверх. Затем жир снимают и переливают в другие контейнеры для хранения, чтобы потом продать его или съесть в течение года. [10] Изготовление масла/смазки Oolican очень трудоемко и часто требует участия всего племени. Женщины отвечали за изготовление сетей для ловли ооличана. Сети делались из сбора крапивы и прядения волокон в шпагат. На вязание замысловатых сетей обычно уходило около трех месяцев; когда они были закончены, они имели длину 50 футов и ширину у устья 24 фута, сужаясь до 2 футов. [11] Если олиханские сети были изготовлены с осторожностью, они могли прослужить более 10 лет. [11]

Потлач и пиршество

[ редактировать ]

Потлач начался с введения массового производства товаров в поселениях коренных народов вдоль канадского тихоокеанского побережья, в основном в Британской Колумбии, а также в некоторых частях Соединенных Штатов, таких как Орегон и Вашингтон. Слово потлач происходит от жаргона чинук, который в основном использовался в торговых целях в деревнях вдоль тихоокеанского побережья Канады, и означает «отдавать». [12] Рост благосостояния в этот период увеличил благосостояние многих людей в общинах коренных народов. Многие люди, накопившие большое богатство, считали, что, отдав свое богатство, они смогут получить более высокий социальный статус в своем сообществе. Потлач — это церемония, отмечающая праздник, посвященный особому событию, такому как возмещение семейного бесчестия, похороны, рождение ребенка и бракосочетание. Коренные жители Тихоокеанского побережья Канады и США практиковали эти обряды на протяжении сотен лет, и эти церемонии часто длятся несколько дней. [13] Исторически потлач был очень важным общественным событием для народа хайсла. Потлач служил для перераспределения товаров внутри племени. Раздача материальных благ за потлач была наиболее важным способом сохранения и улучшения социального положения. [13] Церемонии такого типа являются важной частью культуры коренных народов, и нередко коренная нация, принимающая потлач, получает ссуду для удовлетворения потребностей своих гостей во время праздника. Некоторые из мероприятий, происходящих во время этих церемоний, — это танцы, пение, рассказывание историй и пиршества. Цель этих ритуалов — объединить коренные народы и построить более прочные социальные и культурные связи. По этой причине хозяева потлача обычно отдают большую часть или все свое богатство, поскольку тем самым повышается их социальный статус внутри сообщества и обеспечивается место в их культурной социальной иерархии. Для потлача требуется так много материальных благ, что часто кланам приходится работать вместе, чтобы изготовить и собрать достаточно припасов для проведения потлача. [11]

Танцы обычно исполняются зимой на больших пирах и потлачах. У хайсла есть ряд танцев, которые они исполняют, ранжируя их от низшего к высшему. Самые низкие танцы обычно исполняются молодыми членами и простолюдинами, тогда как более высокие танцы предназначены для знати и вождей. Участников танца узнают по «пяти вертикальным полосам по обеим сторонам лица». [14] Три высших танца являются тайными и называются хайликула (слово, означающее магический или шаманский), и простым людям не разрешается знать подробности. Шуты используются для развлечения толпы, так же как танцоры готовятся за ширмой. Они также танцуют избранные танцы. Должность шута передается по наследству по материнской линии. Подготовка к высшим танцам предназначена для дворян и женщин, поскольку они единственные члены племени, которым разрешено наблюдать за этими приготовлениями. Хотя дворянкам не разрешалось танцевать в высших танцах, они помогали в подготовке. Эти три высших танца также включают использование свистков и погремушек, а тон свистка характерен для исполняемого танца. Считается, что участники двух высших танцев обладают магическими способностями. [14]

Серия танцев, начиная с самой низкой:

1) Митла

Этот танец обычно исполняют молодые дворяне и простолюдины в пожилом возрасте. Большинство взрослых дворян уже давно «закончили» исполнение этого танца, если только он не бездетен и/или не способен передать танец.

2) Глоалаха («спустился второй раз»)

Этот танец, как и Митла, является распространенным танцем.

3) Без цели

Это высший из обычных танцев, и чтобы его танцевать, нужно быть потенциальным дворянином. Этим участникам разрешается стать свидетелями подготовки к высшим танцам. Танцорами обычно являются сыновья дворян, которые хотят начать подготовку их к высшим танцам.

4) Нутлам

Народ Хисла верит, что этот танец зародился в Кемано у племени (Китлопе). Это так называемый танец собакоедов, участники которого во время танца украшают черепа собак. Количество носимых черепов определяется количеством собак, которых человек убил и сожрал. Исторически люди хайсла считали, что употребление в пищу собачьего или человеческого мяса ядовито. Тех, кто смог проглотить мясо и выжить, считали особенными.

5) Nu'ntlsista (что означает головокружение или безумие )

Этот танец еще называют танцем огня. Этот танец считается вторым по важности танцем народа хайсла. В этом танце танцоры спутали волосы и ведут себя как сумасшедшие. Если кто-то из зрителей улыбается, смеется или говорит, танцоры на него нападают. Чтобы продемонстрировать свою мощь, танцоры пройдут по раскаленным углям. Чтобы участвовать в этом танце, вы должны быть дворянином.

6) Знакомство

Слово хайхай, означающее каннибал или людоед. Право на участие в танце Таниш передается только по наследству, за некоторыми исключениями, такими как подарок в приданое. Женщинам не разрешается танцевать, но они помогают в подготовке к этому танцу и выступают в роли сопровождающих.

На языке хайсла говорят потомки групп Гитамаат и Китлопе из района Китимат на северном побережье Британской Колумбии. [15] Это язык Северного Вакашана, на котором говорят несколько сотен человек, и географически он является самым северным языком Вакашана. Ближайший сосед Вакашана — Оовекьяла . Хайсла родственен другим языкам Северного Вакашана: вуикьяла, хейлцук и кваквала . Он состоит из двух диалектов, иногда определяемых как подъязыки: Китамаат и Китлопе (также известный как Ксенаксиалакала). Имена хайсла записываются фонематическим алфавитом. [16] это позволяет отличить звуки языка от звуков других коренных народов. Для написания хайсла использовалось несколько научных алфавитов, а система транскрипции, разработанная Эммоном Бахом для чтения надписей хайсла используется .

[ редактировать ]
  • Роман « Пляж обезьян » канадского писателя Идена Робинсона повествует о жизни подростка Хайсла и ее семьи. [17]
  • «Сын обманщика» Идена Робинсона был выпущен в 2017 году. Этот роман рассказывает о Джареде, который учился в 10-м классе в Китимате, и о его первых встречах с магией. Премьера канадского телесериала «Трикстер» , основанного на романе, состоялась в 2020 году.
  • Хип-хоп-дуэт Snotty Nose Rez Kids из Haisla Nation получил премию Juno Award как лучший музыкальный альбом коренных народов в 2019 году. [18]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ "Дом" . Haisla.ca . Архивировано из оригинала 7 июня 2013 г. Проверено 16 мая 2013 г.
  2. ^ «Нация Хайсла | Ассамблея коренных народов Британской Колумбии» . www.bcafn.ca . Архивировано из оригинала 18 июня 2023 г. Проверено 18 июня 2023 г.
  3. ^ «Культура и история | Узнайте о коренной нации хайсла» . Китимат Связанный . Архивировано из оригинала 18 июня 2023 г. Проверено 18 июня 2023 г.
  4. ^ «Давайте поговорим о Хайсле!» . haislakala.wordpress.com . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 г. Проверено 18 июня 2023 г.
  5. ^ «Первопроходцы: то, как коренные жители Британской Колумбии реализуют свою экономическую и политическую власть, будет иметь огромные последствия» . БК Бизнес . 27 февраля 2020 г. Проверено 12 марта 2024 г.
  6. ^ Кундок, Жаки Грин (2008). «Восстановление путей Хайсла: воспоминания о оликанской рыбалке». Канадский журнал местного образования . 31:11 – через базу данных канадского бизнеса и текущих событий.
  7. ^ «Обсерватория сообщества деревни Китамаат | Ocean Networks Canada» . www.oceannetworks.ca . Архивировано из оригинала 24 февраля 2019 г. Проверено 23 февраля 2019 г.
  8. ^ Андерс Бьёрклунд. «Дело о тотемном столбе вождя Гпсголокса «balticworlds.com» . balticworlds.com . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 г. Проверено 17 февраля 2023 г.
  9. ^ Правительство, деревня Гинголкс. «Образ жизни - древние деревни и тотемные столбы Нисгаа» . www.gingolx.ca . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
  10. ^ «Что такое «оличан?» » . Управление по науке и обществу . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Робинсон, Гордон (1965). Сказания о Китамаате . Китимат, Британская Колумбия: Northern Sentinel Press. стр. 39–40.
  12. ^ «Церемония потлача» . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Потлач | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Олсон, Рональд Л. (1940). «Социальная организация Хайсла Британской Колумбии». Антропологические записи . 2 (5): 169–185.
  15. ^ «Культура» . Нация Хайсла . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 г. Проверено 23 февраля 2019 г.
  16. ^ «фонематический алфавит» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2019 г. Проверено 23 февраля 2019 г.
  17. ^ «Пляж обезьян» . Книги Си-Би-Си . ЦБК. Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 2 февраля 2016 г.
  18. ^ «АЛЬБОМ ГОДА КОРЕННОЙ МУЗЫКИ 2019 | Snotty Nose Rez Kids» . Премия ЮНОНА . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
  19. ^ Теппер, Лесли (2014). Большой зал: Первые народы северо-западного побережья Канады . Библиотека и архивы Канады. п. 55. ИСБН  9780660202792 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d061782055d91477852d5f1f65ae4341__1719755880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/41/d061782055d91477852d5f1f65ae4341.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haisla people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)