Jump to content

Хейлцук

(Перенаправлено с людей Хейлцук )
Хейлцук
XIX века. из гнутого дерева Деталь сундука
художник из Хейлцука капитан Ричард Карпентер (Ду'клвайелла)
Общая численность населения
1,874 (1995) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Канада ( Британская Колумбия )
Языки
Английский , Хайльхзаквла , [2] Чинукский жаргон
Религия
традиционная племенная религия

Heiltsuk или Haíɫzaqv / ˈ h l t s ə k / , [3] [4] иногда исторически называемая Белла Белла , [1] Коренные жители региона Центрального побережья Британской Колумбии , сосредоточенные на островной общине Белла-Белла . Правительство народа Хейлцук — это нация Хейлцук , хотя этот термин также используется для описания сообщества. Самая большая община — Белла Белла.

Их не следует путать с салиш -говорящими народами нуксалки , которых раньше на английском языке обычно называли Белла Кула .

Предки хейлцуков (Haíɫzaqv) проживали в регионе центрального побережья Британской Колумбии по крайней мере с 7190 г. до н.э. [5] или, возможно, даже до 12 000 г. до н.э., о чем свидетельствует археологическое исследование их традиционного дома на острове Трике в 2017 году. [6] Хейлцук (Haíɫzaqv) являются основными потомками людей, говорящих на хайэлзакве (Heiltsuk), и идентифицируют себя как принадлежащие к одной или нескольким из пяти племенных групп: W̓úyalitx̌v (Wuyalitxv) (морское племя или морское подразделение; люди, живущие за пределами воды), Q̓vúqvay̓áitx̌v (Qvuqvayaitxv) (Племя спокойной воды или подразделение спокойной воды), W̓u̓íƛ̓itx̌v (Wuithitxv) (Племя Роско-Инлет; люди внутри воды), Y̓ísdáitx̌v (Yisdaitxv) (Племя Йисда, люди Йисды (Йисда), где горы встречаются с морем или Подразделение парка Маккензи, возле гавани Элчо на канале Дин), [7] которые собрались в Белла Белла ( Q̓ḷ́c ('Qélc) , что означает «Скользкий») в 19 веке.

Хейлцук (Haíɫzaqv) практиковали ряд форм культурного самовыражения, которые были сгруппированы вместе с другими подобными группами под термином « Северо-Западное побережье ». Эти выражения включают организацию в расширенные семейные группы, связь с историями происхождения, ранжирование и дифференциацию статуса, владение нефизическими прерогативами, сезонное перемещение для сбора ресурсов, сосредоточенное в крупных постоянных «зимних деревнях», сложное использование дерева, камня и других предметов. , сложные церемонии и сложные социальные взаимодействия, кульминацией которых является « потлач ».

Вновь открытые в последние годы благодаря сотрудничеству археологов и носителей традиционных знаний, сады моллюсков простираются по всему побережью Британской Колумбии.

Хейльцук (Хайезакв) были известны среди своих соседей своим художественным, военным, церемониальным и духовным опытом.

Контакт и период торговли мехом

[ редактировать ]

Их первый контакт с европейцами произошел, скорее всего, в 1793 году, а название «Белла Белла» датируется 1834 годом. [8] Обычно они называют себя Хейлцук. Как и многие другие коренные народы северо-западного побережья Тихого океана, они подверглись резкой потере населения в результате завезенных болезней и обострения военных конфликтов с соседними народами в эпоху торговли мехом . [9]

С началом торговли мехом они также стали известны как опытные торговцы. Обладая высокими навыками изготовления каноэ, а затем и судостроения, несколько торговых шхун были построены в Белла-Белла производителями каноэ, которые научились делать суда в западном стиле. Какое-то время они выступали в качестве посредников в торговле мехом, получая выгоду от раннего доступа к оружию. В некоторых своих записях торговцы жалуются на то, что с хейлцуками трудно торговать: они выдают ландышей шкуры за каланов , требуют очень большие одеяла, затем разрезают их до стандартных размеров для повторной торговли и сшивают лишние куски вместе, чтобы сделать больше одеял.

Хейлцук (Белла Белла) (коренной американец). Дом-почта, из набора из четырех штук, 19 век. Кедровое дерево, Бруклинский музей

Важной особенностью общества Белла Белла было появление высококвалифицированных ремесленников, известных изготовлением и украшением шкатулок из гнутого дерева, сундуков, каноэ, а также роговых ложек и ковшей. После контакта с Уайтом навыки этих ремесленников были обращены на рыночный спрос на каноэ и ящики.

- Сьюзен Ф. Хилтон, Хайхайс, Белла Белла и Оовекино [10]

Хейлцук понес значительные потери населения из-за завезенных болезней и конфликтов. Война между хейлцук и хайда включала взаимные нападения и закончилась в 1852 году соглашением, которое было охарактеризовано как мирный договор. [11]

Основание «Белла Белла» в заливе Маклафлин.

[ редактировать ]

Между 1832 и 1900 годами некоторые из хейлцуков построили деревню в заливе Маклафлин, рядом с Гудзонова залива компании фортом Маклафлин . В конце 1800-х годов к сообществу, получившему название Bella Bella или Qlts, присоединился ряд других групп хейлцук. [12]

В период до 1897 года название Белла Белла относилось только к Кельку или Старой Белле Белле (Старому городу) в заливе Маклафлин.

- Марта Блэк, Белла Белла: Сезон хейльцукского искусства [13]

Переезд из старой Беллы Беллы в новую Беллу Беллу.

[ редактировать ]

Сообщество Хейлцук в Старой Белла-Белла (расположенное в заливе Маклафлин) было вынуждено переселить сообщество на место современной деревни Белла-Белла (также известной как Ваглисла) из-за того, что колонисты пытались истребить сообщество с помощью оспенных одеял.

К 1903 году Хейлцук основал и в основном переехал в нынешнюю деревню Белла Белла.

Как и другие коренные народы побережья, хейльцуки подвергались неоднократным попыткам геноцида со стороны колонистов, в первую очередь с помощью оспы , в результате которой погибло большинство населения. Только в результате эпидемии оспы на северо-западе Тихого океана в 1862 году погибло около 72% населения Хейлцук. Коллапс населения привел к тому, что хейлцуки объединились в меньшее количество общин, и к 1919 году их численность сократилась до чуть менее 225 человек. Как и у других коренных народов, ожидаемого упадка хейлцуков не произошло. Вместо этого население восстановилось после эпидемии испанского гриппа 1918 года и по состоянию на сентябрь 2014 года превысило 2500 человек.

Когда Королевская комиссия Маккенны-Макбрайда посетила Беллу Беллу в 1913 году, им сказали:

Мы коренные жители этой страны, и нам нужна вся земля, которую мы можем получить. Мы чувствуем, что владеем всей этой страной, каждой ее частичкой, и нам есть что сказать о ней. Насколько нам известно, правительство не покупало у нас никакой земли, а мы просто одалживаем эту землю правительству. Мы владеем всем этим. Мы никогда не изменим свое мнение в этом отношении, и после нашей смерти наши дети все равно будут придерживаться тех же идей. Сколько бы времени ни потребовалось Правительству на решение этого вопроса, мы останемся прежними в своих представлениях по этому поводу... Мы считаем, что Правительство крадет у нас эту землю, и понимаем также, что это незаконно для Правительство заберет эту землю».

Боб Андерсон [14]

Хейлцук постоянно заявляли, что имеют право на самоопределение и продолжают владеть этой территорией. Соответственно, многие члены заявили о своих правах. ) признал В результате этой ситуации Верховный суд Канады (в деле Р. против Гладстона коммерческое право аборигенов Хейлцука на сельдь. Это был первый случай для Канады.

Хейлцуки всегда основывали сбор пищи в основном на море. Решение Гладстона 1997 года (R против Гладстона) признало коммерческое право аборигенов на сельдь , особенно на икру сельди, на основании истории добычи и торговли до контакта. Хейлцук и Канада находятся в споре по поводу выполнения решения Гладстона и связанных с этим вопросов управления.

Этот спор разгорелся во время сезона сельди 2015 года, когда Хейлцук Министерства рыболовства и океанов в течение четырех дней занимал офис (DFO). Спор разгорелся, когда DFO разрешил промысел сельди неводами , против чего выступил Хейлцук, ссылаясь на сохраняющиеся опасения по поводу сохранения и сомнения относительно прогнозной модели DFO. Кризис закончился, когда флот сельди с жаберными сетями покинул этот район, не промышляя промыслом. [15]

Культура

[ редактировать ]
Хейлцук, Ковш с черепом , 19 век, Бруклинский музей

Традиционно хейлцук делил год на светский летний сезон сбора урожая и зимний священный сезон, когда проводилось большинство церемоний. [16]

Структура использования ресурсов хейлцук несколько изменилась за последние двести лет, но осталась на удивление стабильной, учитывая давление и изменения, которые пережил народ хейлцук. Год Хейлцук делится на две основные части: сезон зимних церемоний и сезон сбора урожая. Эти подразделения являются общими; некоторый урожай может собираться зимой, а во время сезона сбора урожая может потребоваться дополнительная церемония, но разница совершенно ясна.

- Совет племени Хейлцук, оккупация, использование и управление «горячей точкой Хакаи-Спиллер» народом Хейлцук. [17]

Хейлцук были (и остаются) известны своими церемониями, искусством и духовной силой. Двумерный стиль дизайна, называемый арт-лайн-артом или искусством Северо-Западного побережья , простирается вдоль северного побережья, центрального побережья и вплоть до острова Ванкувер . Хейлцук являются частью этой традиции: зафиксировано несколько художников того исторического периода. Среди них капитан Карпентер, изготовитель каноэ и художник, пожалуй, самый известный. [18]

До середины девятнадцатого века племена, говорящие на языке хейльцук, занимали многочисленные независимые деревни по всей своей территории; Записаны названия двадцати четырех постоянных деревень и созданных временных лагерей. Похоже, что художники Хейльцук этого периода и, возможно, позже практиковали различные стили живописи. Эти стили, скорее всего, зародились внутри отдельных деревень или социальных групп.

- Билл МакЛеннан и Карен Даффек, Трансформирующийся образ: живописное искусство коренных народов северо-западного побережья. [19]

Изображения черепа обычно ассоциируются с церемонией Танис (Хамаца), практикуемой народами Хейлцук и Кваквакавакв . Хаматса — тайное общество , занимающееся церемониальным каннибализмом и ритуалами возвращения к человечеству. Молодых мужчин посвящают в сообщество во время ритуала, состоящего из четырех частей, в ходе которого они символически превращаются из плотоядных каннибалов (состояние, приравниваемое к смерти) в хорошо ведущих себя членов общества. Таким образом, череп символизирует возрождение посвященных, воскресших из мертвых. Предметы из черепов используются на заключительных этапах церемонии: ритуальное кормление черепа, возможно, с использованием специальных церемониальных ложек, предшествует церемониальной трапезе для посвященных, а исполняющий обязанности знахарь может носить головной убор из черепа. [20]

Культура Хэйлцук была и известна своими церемониальными, военными и художественными навыками. Хейлцук были одними из первых участников возрождения океанских кедровых каноэ в 1980-х годах, посещая Экспо 86 , участвуя в племенных путешествиях на каноэ , включая весло в Сиэтл в 1989 году. [21] Каноэ Хейлцук «Глва» совершило множество путешествий с тех пор, как было вырезано в 1980-х годах.

Канадское федеральное правительство , подстрекаемое христианскими миссионерами, объявило потлач вне закона в соответствии с Законом об индейцах . Запрет вступил в силу в 1870-х годах, но полностью соблюдался лишь намного позже, особенно громко после 1923 года. Вожди Хейлцук были возмущены запретом и миссионерским вмешательством в их традиционные обычаи. [22] Запрет действовал до тех пор, пока в 1951 году в Закон об индейцах не были внесены поправки. Согласно устной традиции Хейлцук, хотя запрет был снят, в то время никто не проинформировал Хейлцук. Миссионеры рассматривали потлач как основу социальной и политической организации хейльцуков (и в более широком смысле для других коренных народов того, что антропологи называют Северо-Западным побережьем), а также как наиболее очевидное выражение нехристианских убеждений, против которых они выступали. [23] [24]

Хотя система Потлачей не исчезла полностью среди хейлцуков, она была вынуждена уйти в подполье. Миссионерское влияние в Белла Белла было значительным с конца 19 века. Миссионер выполнял функции религиозного авторитета, врача (контролирующего здоровье) и магистрата. [25] В ответ вожди устроили рождественские пиры, на которых даже самые ярые колонисты не могли остановить раздачу подарков. Сообщения о пирах, проводимых в домах вождей того времени, включают рассказы о том, что вожди просто ждали миссионера, пока он не слишком устал и не пошел домой спать. Тогда они могли бы вести свой традиционный бизнес.

Искусство и церемониальное выражение

[ редактировать ]
Ричард Карпентер сундук из гнутого дерева, деталь 01

Хейлцуки были хорошо известны своими навыками плотников, резчиков, художников и знатоков церемоний.

Двухмерный стиль дизайна, называемый арт-лайн-артом или стилем северо-западного побережья, простирается вдоль северного побережья, центрального побережья и вплоть до острова Ванкувер. Хейлцук являются частью этой традиции: зафиксировано несколько художников того исторического периода. Среди них капитан Карпентер, изготовитель каноэ и художник, пожалуй, самый известный.

Среди первых известных художников Хайльцука колониального периода:

  • Шеф Роберт Белл (1859–1904) [26]
  • Енох (ум. 1904)
  • Капитан Карпентер (1841–1931) [27]
  • Генерал Дик (он же Старый Дик – 1822–1902?)
  • Дэниел Хасти (1880–1912)

Культура (после 1951 г.)

[ редактировать ]

Поправка 1951 года к Закону об индейцах (канадскому закону о коренных народах) устранила некоторые из наиболее репрессивных элементов, включая запрет на потлач. Хотя хейлцук продолжали тайно практиковать элементы системы праздников, только после запрета они снова начали появляться в общественном свете. В конце 1960-х и в течение 1980-х годов в Хейлцуке наблюдалось возрождение потлача и пиршеств, которое продолжается и по сей день. Там, где когда-то в общине доминировала строгая версия методизма , к 1990-м годам хейлцук снова стали регулярно проводить потлачи, пиры и другие церемониальные мероприятия.

Возрождение форм культурного самовыражения коренных народов происходит по всей Британской Колумбии. Хейлцук являются частью этого культурного и политического подъема, наблюдая рост числа художников, резчиков, пения и усилий по укреплению и восстановлению языка. Искусствам, которым грозила утрата, снова преподают.

1975 года под названием «Белла Белла». Национального совета по кинематографии Канады Фильм Барбары Грин [28] фиксирует время быстрых перемен, интересный исторический эпизод сообщества.

Хейлцук сыграли ключевую роль в возрождении культуры океанского плавания на каноэ вдоль северо-западного побережья Тихого океана, когда они впервые вырезали каноэ и проплыли на веслах из Белла-Беллы в Ванкувер на Экспо-86, в 1986 и в 1989 годах участвовали в «Вёслах в Сиэтл». ", и на этом мероприятии пригласили другие племена отправиться в Белла-Белла и провели фестиваль Катувас в 1993 году.

- Эванджелин Ханусе, Nuxalk Nation, принимает участие в историческом весле на фестивале Катувас в Белла Белл. [29]

Возрождение строительства традиционных океанских каноэ - одна из многих культурных и церемониальных практик и технологий, которые вновь обрели силу среди коренных народов Британской Колумбии. В возрождении каноэ, также называемом «Племенные путешествия на каноэ», участвуют многие общины и народы.

В 1993 году в Хейлцуке состоялось собрание океанских каноэ, известное как «Катувас». Коренные народы даже из штата Вашингтон и со всего побережья Британской Колумбии гребли в Белла-Белла. [30] Это собрание стало крупным событием и частью более широкого движения среди коренных народов за возрождение и укрепление традиций океанских долбленых каноэ . Событие 1993 года увеличило население общины более чем вдвое за десять дней, когда оно продолжалось.

Популярная выставка Kaxlaya Gvi'ilas стала результатом партнерства Heiltsuk, Музея антропологии UBC (MOA), куратора Пэм Браун (ученого Heiltsuk), Королевского музея Онтарио и Марты Блэк , автора книги «Белла Белла: сезон искусства Heiltsuk». . Совместная выставка включала в себя сочетание исторических экспонатов из Большой коллекции RW Королевского музея Онтарио и современных произведений искусства из деревни Хейлцук в Ваглисле (Белла Белла). [31] Выставка отправилась после своего первого показа в Королевском музее Онтарио в Ванкувер (MOA, 2002 г.), [31] Монреаль ( Музей МакКорда , Университет Макгилла ) и Оуэн-Саунд , Онтарио .

Хейлцук решительно выступает против разработки нефти и газа, а также транспортировки нефти через территорию Хейлцук. Предлагаемый трубопровод «Северные ворота» вызвал серьезное сопротивление со стороны Хейлцука. В апреле 2012 года Объединенная экспертная группа, оценивавшая предлагаемый трубопровод, отменила часть слушаний, запланированных по делу Bella Bella. [32]

20 сентября 2014 года хейлцук отправился в Массет , Хайда-Гвайи , чтобы продлить мирный договор, который датируется окончанием войн хейлцук- хайда в 19 веке. В 2015 году договор был завершен и ратифицирован в Белла-Белла на потлаче, на котором также присутствовали вожди хайда. [11]

Второй сбор каноэ произошел в июле 2014 года. [33] - также известный как «Катувас» - и на нем было представлено больше каноэ (около 60), чем на первоначальном фестивале в 1993 году. На обоих мероприятиях (фестивали «Катувас» 1993 и 2014 годов) участвовали океанские каноэ многих других коренных народов, культурный обмен, включая танцы, пение. , делимся историями и едой. [34]

Хейльцукская сельдь и решения Гладстона

[ редактировать ]

Хейльцук употребляли сельдь на протяжении тысячелетий. Традиционный сбор сельди и ее икра являются важной частью культуры Хейлцук и частью истории торговли. Хейльцуки уже давно отстаивают свое право ловить рыбу и торговать сельдью. Прецедентное дело Верховного суда Канады против Гладстона установило ранее существовавшее право аборигенов на сельдь, которое включает в себя коммерческий компонент.

Нефть, газ и трубопроводы Enbridge Northern Gateway Pipelines

[ редактировать ]

Хейлцук решительно выступает против разработки и транспортировки нефти и газа через территорию Хейлцук в течение сорока лет, начиная с расследования в нефтяных портах в 1970-х годах. Эта давняя позиция была разработана во время планирования землепользования в 1990-х и 2000-х годах, но достигла апогея во время предложения и процесса строительства трубопроводов Enbridge Northern Gateway .

В апреле 2012 года Объединенная экспертная группа посетила нацию Хейлцук для слушаний по предложению о строительстве трубопровода Enbridge Northern Gateway. По некоторым подсчетам, треть из 1095 жителей Белла-Беллы находилась в тот день на улице, что стало одной из крупнейших демонстраций в истории общины. Столкнувшись с ненасильственным протестом в рамках приветствия в местном аэропорту , члены JRP приостановили слушания на полтора дня. Хотя слушания возобновились, значительное время было потеряно, а это означало, что на заседании JRP могло присутствовать меньше людей, чем планировалось. [35]

Диалект Хейлцук является частью так называемой языковой семьи Вакашан . [2] [36] Язык хейлцук связан с другими языками этой группы так же, как французский с испанским, язык хейлцук похож на вуикьялу (язык народа залива Риверс , вуикинуксв ). Языки хейлцук, вуикьяла, хайсла и кваквала образуют языковую группу Северного Вакашана. Хейлцук и Вуикьяла являются тональными языками , в отличие от Кваквалы, и оба считаются диалектами языка Хейлцук-Оовекьяла . [37]

На хейлцуке, богатом и сложном языке, имеющем как разговорную, так и церемониальную формы, говорят в Белла-Белла (Wágḷísḷa) и Клемту (Ɫṃ́du̓ax̌sṃ), причем сегодня в этих двух общинах сосредоточены два субдиалекта: Híɫzaqvḷa (диалект Белла Белла) и X̌íx̌íc̓ala (Клемту). диалект). Как и Oowekyala (близкий язык, на котором говорят жители Oweekeno в заливе Rivers), Haisla (язык народа Китиамаата) и Kwakwala (на котором говорят кваквака'вакв на юге), это язык Северного Вакашана.

- Марта Блэк, Белла Белла: Сезон хейльцукского искусства [38]

Хейлцуки также использовали жаргон чинук , особенно в период торговли мехом. Не являясь полноценным языком, этот жаргон позволял преодолевать множество языковых барьеров как среди коренных народов, так и среди исследователей. Условиями Хайльцука для американцев в то время были Бостонские условия. [39] или «Бостон-человек» - происходит от слова «Чинук» и произносится как бустон . Большинство американских торговых судов по торговле мехом возникли в Новой Англии – отсюда и термин «Бостон». Британец был человеком короля Георга . [39]

Благодаря меморандуму о взаимопонимании, подписанному в 2016 году, Центр культурного образования Хайльцук, [40] Общественная школа Белла Белла [41] и Программа Университета Британской Колумбии « Первые нации и языки, находящиеся под угрозой исчезновения». [42] сотрудничают в усилиях по совместному созданию новых возможностей для разговора, письма и чтения на языке хизакв (хейлцук) путем расширения и углубления существующего возрождения языка сообщества и культурной документации в цифровой среде. [43]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Прицкер 166
  2. ^ Перейти обратно: а б "О нас." Племенной совет Хэйльцук. Проверено 19 июля 2012 г.
  3. ^ Уильям К. Стертевант, 1978. Справочник североамериканских индейцев: Северо-Западное побережье.
  4. ^ Ричард, Грэм. «Положить медь на пол» . www.haidanation.ca . Совет народа хайда . Проверено 31 октября 2018 г.
  5. ^ «Немного о Хейлцуке». Архивировано 21 января 2018 г. в Культурно-образовательном центре Wayback Machine Heiltsuk. Проверено 19 июля 2012 г.
  6. ^ Кац, Бриджит. «Найдено: одно из старейших поселений Северной Америки» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский журнал . Проверено 21 ноября 2023 г.
  7. ^ Heiltsuk Nation - Центр реагирования морской пехоты коренных народов, вдыхающий жизнь в примирение
  8. ^ Притцкер с. 166–167
  9. ^ Дафф, Уилсон. Индийская история Британской Колумбии . Том 1: Влияние Уайтмена. Провинциальный музей Британской Колумбии. 1964 год
  10. ^ Хилтон, Сюзанна Ф. «Хайхайс, Белла Белла и Оувекино» в Справочнике североамериканских индейцев: Том 7, Северо-Западное побережье. Смитсоновский институт. Вашингтон. 1990. с. 316
  11. ^ Перейти обратно: а б Эрвин, Райан Хейлцук и Хайда Нэйшнс завершают заключение мирного договора . Глобальные новости. 30 июня 2015 г., по состоянию на 29 марта 2016 г.
  12. ^ Большой, Р. Геддес (1968). Барабаны и скальпель: от местного целителя до врача на северном побережье Тихого океана . Ванкувер: Mitchell Press Limited.
  13. ^ Блэк, Марта (1997). Белла Белла: Сезон хейльцукского искусства . Торонто/Ванкувер/Сиэтл: Королевский музей Онтарио/Дуглас и Макинтайр/Вашингтонский университет Press. п. 9. ISBN  1-55054-556-6 .
  14. ^ Heiltsuk Nation, доступ 13 октября 2014 г.
  15. ^ Талмазан, Юлия (2 апреля 2015 г.). «Первая нация Хейлцук заявляет о крупной победе в споре о вылове сельди» . Глобальные новости. Глобальные новости . Проверено 6 июня 2015 г.
  16. ^ Хилтон, Сюзанна Ф. «Хайхайс, Белла Белла и Оовекино» в Справочнике североамериканских индейцев - Том. 7 Северо-Западное побережье. Смитсоновский институт. 1990. с. 318.
  17. ^ Оккупация, использование и управление «горячей точкой Хакаи-Спиллер» народом Хейлцук . Племенной совет Хэйльцук. Апрель 2000. с. 21. ISBN  0-9687018-0-9 .
  18. ^ МакЛеннан, Билл и Карен Даффек. Трансформирующийся образ: живописное искусство коренных народов северо-западного побережья. ЮБК Пресс. 2000. ISBN   0-7748-0427-0
  19. ^ МакЛеннан, Билл и Карен Даффек. Трансформирующийся образ: живописное искусство коренных народов северо-западного побережья. ЮБК Пресс. 2000. с. 165 ISBN   0-7748-0427-0
  20. ^ «Ковш с черепом» . Бруклинский музей . Проверено 22 июля 2014 г.
  21. ^ Нил, Дэвид Великие каноэ: возрождение традиции северо-западного побережья. Дуглас и Макинтайр. 1995. ISBN   1-55054-185-4
  22. ^ Большой, Р. Геддес (1968). Барабаны и скальпель: от местных целителей до врачей северного побережья Тихого океана . Ванкувер: Mitchell Press Limited. стр. 16, 17.
  23. ^ Коул, Дуглас; Чайкин, Ира (1990). Железная рука над народом: Закон против потлача на северо-западном побережье . Ванкувер/Торонто: Дуглас и Макинтайр. п. 1. ISBN  0-88894-695-3 .
  24. ^ Хоу, Чарльз (1983). Потлач или не потлач: углубленное исследование культурного конфликта между прибрежными индейцами Британской Колумбии и белым человеком . Федерация учителей Британской Колумбии . - Всего страниц: 82
  25. ^ Большой, Р. Геддес (1968). Барабаны и скальпель: от местного целителя до врача на северном побережье Тихого океана . Ванкувер: Mitchell Press Limited. п. 129.
  26. ^ Блэк, Марта (1997). Белла Белла: Сезон хейльцукского искусства . Торонто/Ванкувер/Сиэтл: Королевский музей Онтарио/Дуглас и Макинтайр/Вашингтонский университет Press. стр. 107–110. ISBN  1-55054-556-6 .
  27. ^ Блэк, Марта (1997). Белла Белла: Сезон хейльцукского искусства . Торонто/Ванкувер/Сиэтл: Королевский музей Онтарио/Дуглас и Макинтайр/Вашингтонский университет Press. стр. 110–112. ISBN  1-55054-556-6 .
  28. ^ «Белла Белла» фильм NFB Барбары Грин. 1975
  29. ^ Ханусе, Эванджелин Нуксалк Нэйшн принимает участие в историческом весле на фестивале Катувас в Белла Белла . Июль 2014 г. Coast Mountain News, по состоянию на 29 марта 2016 г.
  30. ^ Нил, Дэвид Великие каноэ: возрождение традиции северо-западного побережья. Дуглас и Макинтайр. 1995. стр. 2-3. ISBN   1-55054-185-4
  31. ^ Перейти обратно: а б Калхейн, Эрин. «Многие руки ответственны за выставку Какслаи Гвиласа» . ammsa.com . амса . Проверено 16 мая 2015 г.
  32. ^ Кляйн, Наоми Это меняет все: Капитализм против климата. 2014. Альфред А. Кнопф, Канада. стр. 337-342. ISBN   978-0-307-40199-1
  33. ^ «Tribal Journeys» прибудет в Белла-Белла в июле этого года . Новости прибрежной горы. 10 января 2014 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  34. ^ Гаровиц, Сара (15 июля 2014 г.), «Племенное путешествие в Беллу Белла приводит тысячи представителей коренных народов в Британскую Колумбию» , Британская Колумбия: The Huffington Post , получено 24 ноября 2016 г.
  35. ^ Кляйн, Наоми Это меняет все: Капитализм против климата. Альфред Кнопф Канада. 2014. ISBN   978-0-307-40199-1
  36. ^ Рат, Джон К. (1981). Практический хейльцук-английский словарь с грамматическим введением . Национальный музей человека. Ртутная серия. Документ Канадской этнологической службы № 75. Том 1 и 2.
  37. ^ Рат, Джон К. (1981). Практический хайльцук-английский словарь . Серия «Меркурий» Национального музея человека.
  38. ^ Блэк, Марта (1997). Белла Белла: Сезон хейльцукского искусства . Торонто/Ванкувер/Сиэтл: Королевский музей Онтарио/Дуглас и Макинтайр/Вашингтонский университет Press. п. xii. ISBN  1-55054-556-6 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Лоуренс К. и М. Дейл Кинкейд «Языки» в Справочнике североамериканских индейцев: Том 7 Северо-Западного побережья, стр. 51
  40. ^ Центр культурного образования Хейльцук
  41. ^ Общественная школа Белла Белла
  42. ^ Программа коренных народов и языков, находящихся под угрозой исчезновения
  43. ^ «Главная | Мобилизация языка и культуры хизака» . heiltsuk.arts.ubc.ca . Проверено 12 июня 2017 г.
  • Блэк, Марта. Белла Белла: Сезон хейльцукского искусства . Королевский музей Онтарио. 1997. ISBN   1-55054-556-6
  • Кэннон, Обри Экономическая предыстория Наму . Бернаби, Британская Колумбия. Археологическая пресса. 1991. ОСЛК   26382653
  • МакЛеннан, Билл и Карен Даффек. Трансформирующийся образ: живописное искусство коренных народов северо-западного побережья . ЮБК Пресс. 2000. ISBN   0-7748-0427-0
  • Нил, Дэвид. Великие каноэ: возрождение традиции северо-западного побережья . Дуглас и Макинтайр. 1995. ISBN   1-55054-185-4
  • Барри Притцкер (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513897-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f4faa1680a3067dcbf0391553b78506__1718894400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/06/7f4faa1680a3067dcbf0391553b78506.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heiltsuk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)