Jump to content

Шеф Сиэтл

Сиэтл
сиааɬ
Единственная известная фотография Сиэтла ( ок. 1864 г.).
Суквамиша и Дувамиша Лидер
Личные данные
Рожденный в. 1780~1786 [1] [2]
Умер 7 июня 1866 г. (85–86 лет) ( 1866-06-07 )
Индейская резервация Порт-Мэдисон
Место отдыха Суквамиш, Вашингтон , США
Супруги
  • Ладейла
  • Спорт
Отношения Док Мейнард
Дети 8, включая принцессу Ангелину
Родители
  • Шолееца (мать)
  • Швеабе (отец) [1]
Известный
Прозвища

Сиэтл ( ок. 1780~86 — 7 июня 1866; Лушутсид : siʔaɬ , IPA: [ˈsiʔaːɬ] ; обычно называемый вождем Сиэтла ) — вождь народов дувамиш и суквамиш . Ведущая фигура среди своего народа, он пошел по пути приспособления к белым поселенцам, установив личные отношения с Доком Мейнардом . город Сиэтл в американском штате Вашингтон Его именем назван . Ему приписывают широко разрекламированную речь, в которой приводились доводы в пользу экологической ответственности и уважения земельных прав коренных американцев.

Название Сиэтл является англизированной версией его имени на его родном языке лушутсид, siʔaɬ . [3] По словам Верхнего Скагита старейшины Ви Хильберта , его имя традиционно произносилось как siʔaƛ̕ . После крещения в 1852 году он получил имя при крещении Ной Сиэтл . [4]

На английском его имя часто также пишется как Сиал , Сеалт , Сиатл или Си-ахт, чтобы быть более точным в произношении Лушутсида. нет звука « й ». В языке лушутосид [4]

Бюст вождя Сиэтла в городе Сиэтл

Молодость

[ редактировать ]

Сиэтл родился между 1780 и 1786 годами в семье Швеабе, лидера суквамишей из dxʷsəq̓ʷəb , главной деревни суквамишей на Агатском перевале . [5] [6] и Шолееца, [а] дувамишская женщина. [1] [2] По одним сведениям, его мать родилась рабыней, по другим – была знатной дворянкой. [7] Его точное место рождения также оспаривается. По мнению некоторых историков, а также традиции племени Суквамиш , Сиэтл родился на острове Блейк (Lushootseed: tatču ), [8] а мать его была из села Стак на реке Белой . [б] [5] [2] [7] [9] Сам Сиэтл заявил, что родился на острове Блейк. [5] Согласно племени Дувамиш , Сиэтл родился в деревне своей матери на Черной реке, недалеко от того, что сейчас является городом Кент, штат Вашингтон . [1] По словам одной из его современниц, американской поселенки по имени Эмили Инес Денни , он родился в Доме старика в dxʷsəq̓ʷəb . [10]

Сиэтл вырос, говоря на диалектах дувамиш и суквамиш южного Лушутосида . [1] Семья Суквамишей из Сиэтла была могущественной и доминировала на некоторых частях полуострова Китсап , острова Вашон , острова Бейнбридж и острова Блейк. Поскольку власть и авторитет в культуре побережья Салиша традиционно не гарантируются происхождением, Сиэтлу пришлось доказывать свою ценность обществу побережья Салишана. [2]

В 1792 году, когда Сиэтлу было около шести лет, он встретил HMS Discovery и HMS Chatham под командованием Джорджа Ванкувера , которые стояли на якоре у Реставрации-Пойнт на острове Бейнбридж. [4] [11] Сиэтл и его семью, которые занимали близлежащий остров Блейк в поисках еды, посетила группа из Ванкуверской экспедиции . [11] Отец Сиэтла Швеабе и дядя Китсап , возможно, были двумя «вождями», которых Ванкувер пригласил на свой корабль. [11] В течение нескольких дней Ванкувер и Суквамиши (к которым вскоре присоединились их соседи Дувамиши) активно взаимодействовали, обмениваясь товарами и наблюдая друг за другом. [11] Позже Сиэтл часто рассказывал об этом опыте. [11] Сиэтл также позже посетил Форт Нискуалли , чтобы торговать с Компанией Гудзонова залива . [4] Вполне вероятно, что эти события, произошедшие в годы его становления, усилили его увлечение европейцами и их культурой. [4] [11]

В какой-то момент своей юности Сиэтл участвовал в традиционной церемонии совершеннолетия, называемой поиском видений (Lushootseed: ʔalacut ). Его благородство было подтверждено получением могущественной духовной силы , Громовой Птицы . [5] [2] В традиционной религии народов южного Пьюджет-Саунда сильная духовная сила является символом силы, чистоты и престижа. [12]

Сиэтл женился на семьях дувамишей из t̕uʔəlalʔtxʷ , очень важной деревни в устье реки Дувамиш, где он взял несколько жен, как и ожидалось от человека его статуса. У него было несколько детей, самым известным из которых был Кикисоблу , его первый ребенок, рожденный от его первой жены Ладалии. Она умерла после рождения дочери, но от его второй жены Ола у Сиэтла было три сына и еще четыре дочери. [5] [10]

Внушающий страх воин Суквамиша

[ редактировать ]

С возрастом Сиэтл заработал репутацию лидера и сильного воина. Когда ему было чуть больше 20, Сиэтл участвовал в коалиционной войне против народа Коуичан на острове Ванкувер, которую возглавлял его дядя Китсап. [5] Около 1810 года Сиэтл устроил засаду против группы рейдеров на пяти каноэ, спускавшихся по Грин-Ривер . Группа рейдов Сиэтла убила или поработила пассажиров трех каноэ, а оставшиеся два каноэ отправила обратно в качестве предупреждения. [5] [2] Сиэтл также возглавил набег на людей С'Клаллам на Олимпийском полуострове и, возможно, также возглавил дальнейшие набеги на людей Сноквалми . Рабство исторически практиковалось народами побережья Салиш, и, как и многие его современники, Сиэтл владел рабами, которых он захватил во время своих набегов, что еще больше повышало его престиж. [5] [13]

К 1833 году он стал известен сотрудникам форта Нискуалли как Ле Гро , «большой парень». Его считали умным и грозным лидером благодаря его сильному голосу и высокому телосложению, росту почти шесть футов (1,8 м). Фрэнсис Херрон, главный торговец форта, посчитал его важным и опасным и попросил его подписать договор об отказе от убийства. Однако в 1837 году в Сиэтле был убит скайкомишский шаман. Новый главный торговец Уильям Киттсон надеялся, что его убьют Суквамиши, однако они продолжали ценить его как лидера. [5]

В 1841 году Сиэтл возглавил набег на деревню Ильалкью , расположенную недалеко от современного Оберна , у бывшего слияния рек Зеленая и Белая. Рейд был совершен в отместку за убийство, совершенное кем-то из деревни, и нанес деревню ущерб. Позже, в 1847 году, он был частью руководства войны Суквамиша против Чемакумов , которые были уничтожены и уничтожены после войны. Однако один из его сыновей был убит в битве с Чемакумами, что побудило Сиэтл искать крещения в католической церкви . Сиэтл, вероятно, был крещен миссионерскими облатами Непорочной Марии в Олимпии , где он выбрал имя при крещении Ной после примерно в 1848 году одноименный пророк . [5]

Дружба с американскими поселенцами

[ редактировать ]
Статуя вождя Сиэтла, 1908 год работы Джеймса Уэна, Тиликум-Плейс , Сиэтл, Вашингтон. Статуя внесена в Национальный реестр исторических мест .

После смерти сына и его обращения в христианство Сиэтл начал искать сотрудничества с американскими поселенцами, уйдя от боевых действий. Он приветствовал пионеров, приглашая их поселиться и торговать с его народом. Сиэтл начал искать контакты с бизнесменами и общественными лидерами и приобрел среди поселенцев репутацию «друга белых». [4] [5] Сиэтл и Дувамиш помогли многим первым американским поселенцам, направляя их вдоль реки Дувамиш и ее притоков, обеспечив им безопасный транспорт, а также помогли вырубить леса для выращивания сельскохозяйственных культур, а также предоставили рабочую силу на первых лесопилках и фермах. [1]

В конце концов с Сиэтлом связался Исаак Стивенс , первый территориальный губернатор территории Вашингтон, который признал известность Сиэтла среди своего народа. Сиэтл стал первой страной, подписавшей Договор в Пойнт-Эллиоте 1855 года для Суквамиша и всех народов водораздела реки Дувамиш, включая народы дувамиш, саммамиш , сткамиш , смулкамиш и скопамиш , что разрешало уступку примерно 2,5 человек. миллионов акров земли в США. [4] [5] [14] Утверждалось, что Сиэтл не имел полномочий подписывать договоры для народов верховья реки Дувамиш в соответствии с традиционным управлением, и что он и другие не осознавали желание губернатора Стивенса изменить политические системы коренных народов и контролировать коренное население. [15]

Непопулярные договоры заставили многих дувамишей отказаться от руководства Сиэтлом. Наряду со многими другими племенами, дувамиши участвовали в войне в Пьюджет-Саунде , которая была частью более широкой войны с индейцами Якима . Несмотря на это, Сиэтл оставался твердым сторонником американцев в конфликте, предоставляя им ценную военную разведку. [5] Сиэтл предупредил американских поселенцев о готовящемся нападении и перевез как можно больше людей из зоны боевых действий в резервацию Порт-Мэдисон. [4] После завершения войны поражением индейских сил Сиэтл пытался помочь своему народу восстановить равновесие и просил снисхождения к индейским лидерам, участвовавшим в войне, таким как Леши . [5] Одной из причин войны были нератифицированный договор и его незаконное исполнение, поэтому Сиэтл постоянно выступал за окончательную ратификацию договоров. [4] [5] Он также пытался остановить убийство рабов и ограничить влияние алкоголя на резервацию Порт-Мэдисон , а также продолжал пытаться разрешать споры в других местах. [5]

Сиэтл продолжал искать связи с американскими поселенцами, в конечном итоге установив отношения с Доком Мейнардом , Уильямом Де Шоу и Джорджем Мейгсом, которые помогли Сиэтлу достичь его целей по оказанию помощи местным коренным народам и поселенцам. Несмотря на свою дружбу с американцами, Сиэтл был вынужден покинуть город, носивший его имя, в 1865 году, после того как Постановление № 5 города Сиэтла запретило всем коренным американцам приезжать в город, если только их не прожил и не нанял белый поселенец. Затем Сиэтл переехал в резервацию Суквамиш, но продолжал часто посещать город, как для того, чтобы навестить своих американских друзей, так и для встреч с другими коренными американцами во временных кемпингах на набережной. [5]

Люди Суквамиша, с которыми в конечном итоге поселился Сиэтл, продолжали заботиться о Сиэтле и признавали его своим лидером до самой его смерти, принося ему еду и воду в его дом. [4] Сиэтл умер 7 июня 1866 года в резервации Порт-Мэдисон после кратковременной, но тяжелой лихорадки. [4] [5] [16] Его похороны были проведены как в католических, так и в суквамишских традициях, и он был похоронен в резервации Порт-Мэдисон. Хотя его оплакивали местные жители резервации, а также его друг и владелец лесопилки Джордж Мейгс, другие пионеры города Сиэтла не присутствовали на его похоронах, и ни одна газета не освещала это событие. Однако спустя годы после его смерти, в 1890 году, некоторые ранние историки и пионеры Сиэтла посетили его могилу и добавили к могиле каменный памятник. [4]

Речь вождя Сиэтла

[ редактировать ]

В 1854 году Сиэтл произнес речь, произнесенную на его родном языке лушутсид, перед Исааком Стивенсом во время визита в город Сиэтл. Пионер Генри А. Смит присутствовал на встрече и записывал речь. 33 года спустя, в 1887 году, текст был реконструирован по записям Смита и опубликован в газете Seattle Sunday Star . , версия речи Смита была «неизбежно отфильтрована», «приукрашена» и создана на основе «неполных» заметок Смита По словам историка Уолта Кроули . Точные слова речи не подтверждены, но реконструкция Смита правдоподобна, хотя и приукрашена. Реконструкция речи Смита была оценена как «мощный, горько-сладкий призыв к уважению прав коренных американцев и экологических ценностей». [17]

В 1929 году Кларенс К. Бэгли напечатал версию речи в своей «Истории округа Кинг» , в которой добавил в конец речи слова «Мертв — я говорю? Смерти не существует. Только смена миров». . Версия Бэгли стала популярной, распространяясь в брошюрах защитников окружающей среды и других работах. Работа была дополнительно изменена Уильямом Эрроусмитом и Тедом Перри, которые внесли в свой текст свои собственные дополнения. Эти версии оказали большое влияние на защитников окружающей среды и борцов за права коренных американцев в 1960-х годах. [17]

Наследие

[ редактировать ]
Крупный план надгробия вождя Сиэтла в Суквамише, Вашингтон.
Могила вождя Сиэтла в индейской резервации Порт-Мэдисон в Суквамише, штат Вашингтон.

Поскольку Сиэтл был очень известен как среди первых пионеров, так и среди современных жителей, а также был постоянной фигурой в мифах об основании Сиэтла, наследие вождя Сиэтла сохранилось во многих отношениях. Могила Сиэтла на племенном кладбище Суквамиш. [18] был превращен в памятник ему и его жизни. В 1890 году группа пионеров из Сиэтла во главе с Артуром Денни установила над его могилой памятник с надписью «СИЭТЛ, вождь сукампша и союзных племен, умер 7 июня 1866 года. Верный друг белых и для него Город Сиэтл был назван его основателями». На реверсе надпись « Имя при крещении, Ной Сеалт, Возраст предположительно 80 лет». [10] Это место было восстановлено и добавлена ​​местная скульптура в 1976 году и снова в 2011 году. [ нужна ссылка ]

Некоторые потомки Сиэтла также получили известность сами по себе. Кикисоблу, также известная как Анджелина, была его самым известным ребенком и хорошо известна жителям раннего Сиэтла, где она жила до своей смерти в 1896 году. Его сын Джим на какое-то время стал лидером Суквамиша, но был непопулярен и был заменен в пользу видного лидера католической общины Суквамиша Джейкоба Вахалчу. [4] Его внучатая племянница Дувамиша, Ребекка Лена Грэм , также известна своим успешным иском о наследстве после дела Грэм против Матиаса, 63 F. 523 (1894). [ нужна ссылка ]

Две статуи Сиэтла были созданы в его честь Джеймсом А. Веном. Бронзовый бюст, расположенный на Пионерской площади , был изготовлен в 1909 году, а полноценная статуя, расположенная в Треугольнике Денни , изготовлена ​​в 1912 году. [4]

Город Сиэтл и многие другие учреждения, относящиеся к городу, названы в его честь. В честь Сиэтла названы и другие вещи, в том числе:

В его честь отмечают несколько фестивалей и праздников. В третьем августе племя Суквамиш проводит фестиваль под названием «Дни вождя Сиэтла». [ нужна ссылка ] Евангелическо -лютеранская церковь в Америке отмечает жизнь Сиэтла 7 июня в своем Календаре святых . Литургический цвет этого дня — белый. [22]

Soundgarden , рок-группа из Сиэтла, сделала кавер на песню Black Sabbath « Into the Void », заменив текст словами из того, что предположительно было речью шефа Сиэтла.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ также пишется Шолица
  2. ^ Теперь Зеленая река
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Вождь Сиахл» . Племя Дувамиш . Проверено 17 марта 2024 г. [ самостоятельный источник ]
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «Шеф Сиэтл» . Племя Суквамиш . Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 года . Проверено 17 марта 2024 г. [ самостоятельный источник ]
  3. ^ Бейтс, Дон; Хесс, Том; Гильберт, Ви (1994). Словарь Лушутосида . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . п. 203. ИСБН  978-0-295-97323-4 . OCLC   29877333 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Бюрге, Дэвид М. «Вождь Сиэтла и вождь Джозеф: от индейцев к иконам» . Университет Вашингтона . Проверено 17 марта 2024 г.
  5. ^ Уотерман 2001 , с. 48-49, 199.
  6. ^ Jump up to: а б Каммингс 2020 , с. 17-18.
  7. ^ Уотерман 2001 , с. 232.
  8. ^ Уотерман 2001 , с. 133.
  9. ^ Jump up to: а б с Денни, Эмили Инес (1899). Прокладывая путь, или Правдивые истории, песни и зарисовки о Пьюджет-Саунд и других пионерах . Сиэтл: Rainier Printing Company (опубликовано в 1909 г.).
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Каммингс 2020 , с. 19.
  11. ^ Смит, Мэриан В. (1940). Пуйаллап-Нисквалли . Нью-Йорк: AMS Press (опубликовано в 1969 г.). стр. 56–57. дои : 10.7312/smit94070 . ISBN  9780231896849 . LCCN   73-82360 .
  12. ^ Дэвид М. Бюрге (2017) Вождь Сиэтла и город, носивший его имя: изменение миров для коренных жителей и поселенцев на Пьюджет-Саунд, стр. 55, 60-61 ISBN   978-1632171351
  13. ^ Лейн 1973 , с. 34.
  14. ^ Лейн 1973 , с. 35-36.
  15. ^ Гиффорд, Эли (2015). Многие речи вождя Сиэтла (Ситла): Манипулирование записями от имени религиозных политических и экологических причин . Независимая издательская платформа CreateSpace. стр. 38–39. ISBN  978-1-5187-4949-0 .
  16. ^ Jump up to: а б Кроули, Уолт (28 июня 1999 г.). «Речь вождя Сиэтла» . ИсторияСсылка . Проверено 1 июля 2007 г.
  17. ^ «Культура Суквамиша» . Племя Суквамиш . Проверено 1 июля 2007 г.
  18. ^ «Тропа главного морского котика» . ТрейлЛинк . Проверено 12 февраля 2012 г.
  19. ^ Салекер, Джин Э.; Салекер, Э. (9 октября 2007 г.). «Чиф Сиэтл» и команда . Книги Хачетта. ISBN  9780306817151 . Проверено 27 декабря 2008 г.
  20. ^ Джин Эрик Салекер (2001). Крепость против Солнца . Да Капо Пресс . 978-1580970495.
  21. ^ «Церковный год» (PDF) . Обновление богослужения . Январь 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2006 г. . Проверено 2 июня 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22864e5b7795c7a237078070deb83adf__1719098280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/df/22864e5b7795c7a237078070deb83adf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chief Seattle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)