Jump to content

Клаллам люди

Клаллам
nəxʷsƛ̕áy̕əm̕
Семья Хикс (Клаллам) позирует с каноэ возле Чимакум-Крик, Вашингтон, ок. 1914 год
Регионы со значительной численностью населения
 Канада (  Британская Колумбия )
 Соединенные Штаты (  Вашингтон )
Языки
Клаллам , английский
Родственные этнические группы
другие народы побережья Салиш
Вождь клалламов Чицаманхан и его жена, ок. 1884 г.

Клаллам народ прибрежных ( Клаллам : nəxʷsƛ̕áy̕əm̕ ; также известный как С'Клаллам или Клаллам ) — салишей, коренной народ северной части Олимпийского полуострова . Язык Клаллама — это язык Клаллам ( Клаллам : nəxʷsƛ̕ay̕əmúcən ), язык, тесно связанный с языками Салиш Северного пролива. [ 1 ] Клаллам сегодня являются гражданами четырех признанных групп: трех признанных на федеральном уровне племен в Соединенных Штатах и ​​одного правительства группы в Канаде . Два племени клаллам, Джеймстаун С'Клаллам и Нижний Элва Клаллам , живут на Олимпийском полуострове , а одно, Порт-Гэмбл С'Клаллам , - на полуострове Китсап в штате Вашингтон . В Канаде Scia'new First Nation базируется в заливе Бечер на юге острова Ванкувер в Британской Колумбии .

Имя и этимология

[ редактировать ]

Название клалламском языке племени на - nəxʷsƛ̕áy̕əm̕ (что означает «сильные люди»). Согласно устной истории клалламов, это название было получено после того, как племя выиграло соревнование по поднятию бревна на дом. Они опустили бревно в воду, а затем погрузили его на плечи. Когда они вернулись с бревном, другие племена начали аплодировать «сильным людям». [ 2 ]

Существует большое разнообразие английских вариантов написания, включая «Чалам», «Клалам», «Каллем», «Каллум», «Халам», «Клалам», «Нудсдалум», «Ноосалалум», «Ноостлалум», «Тлалум» Тлалам», «Вуселалим», «С'Клаллам», «Нс'Клаллам», «Клаллам» и «Клаллам». [ 3 ] «Каллам» использовался законодательным собранием территории Вашингтон в 1854 году, когда было создано округ Клаллам . В следующем году слово «С'клаллам» было использовано в Договоре «Без точек » . В последующие десятилетия в средствах массовой информации и исследовательской литературе преобладали более простые «Клаллам» или «Клаллам». В 1981 году «С'Клаллам» использовалось, когда Министерство внутренних дел США официально признало племена Нижнего Элва , Джеймстауна и Порт-Гэмбл (или Литл-Бостон ).

Сегодня в местных средствах массовой информации слово «Каллам» обычно используется для обозначения округа Клаллам в Вашингтоне. Он также используется в названиях ряда иностранных коммерческих предприятий. Написание с буквой «К» используется для обозначения коренных народов. Племя Нижнего Эльва приняло «Клаллам» в качестве своего официального написания. Племена Порт-Гэмбл и Джеймстаун приняли «С'Клаллам» в качестве своего официального написания.

Предварительный контакт

[ редактировать ]
Столб Клаллам для ловли уток, гора Рейнир, вид со стороны залива Адмиралтейства , на гравюре, сделанной в 1792 году Джоном Сайксом.

До прихода европейцев на северо-запад Тихого океана территория, населенная клалламами, простиралась по северному побережью Олимпийского полуострова от устья реки Хоко на западе до залива Порт-Дискавери на востоке. Были также некоторые Клалламы, живущие через пролив Хуан-де-Фука на острове Ванкувер , в сегодняшних заливах Саанич , Сук и Бичер или вблизи них . [ 4 ] Деревни Клаллама в основном располагались вдоль побережья, тогда как некоторые деревни располагались внутри страны, вдоль рек, заливов или больших озер.

На основе ранних опросов старейшин племен, проведенных ранними этнологами и антропологами, предполагаемое количество деревень Клаллам колеблется от десяти до более тридцати, с некоторой двусмысленностью в различении постоянных поселений от сезонных, а также некоторых деревень со смешанной или спорной племенной идентичностью. [ 5 ]

Хотя язык и традиции объединяли народ клаллам, между клалламом и окружающими племенами существовала обширная торговля, смешанные браки и другие формы сотрудничества.

Как и многие другие коренные народы северо-западного побережья Тихого океана, клалламы держали потлачи , которые играли большую роль в определении социального статуса. [ 4 ]

Пост-контакт

[ редактировать ]

Европейцы впервые начали исследовать северо-западное побережье Тихого океана вместе с Хуаном Пересом в 1774 году, Джеймсом Куком в 1778 году и многими другими, особенно морскими торговцами мехом , начиная с 1780-х годов. Ранние исследователи не заходили в пролив Хуан-де-Фука и не вступали в прямой контакт с Клалламом. Ко времени установления прямого контакта, где-то до 1789 года, клалламы уже слышали о европейских пришельцах. Чарльз Уильям Баркли был первым европейцем, который, как известно, вошел в пролив Хуан-де-Фука в 1787 году. Роберт Грей достиг залива Клаллам в 1789 году. С 1790 по 1792 год испанцы, базировавшиеся в заливе Нутка на острове Ванкувер, совершили несколько экспедиций в пролив. Хуана де Фука. Мануэль Кемпер достиг залива Порт-Дискавери в 1790 году. В 1791 году Франсиско де Элиза возглавил небольшой исследовательский флот, который какое-то время базировался в Порт-Дискавери. Неизвестно, какой корабль первым вступил в контакт с «Клалламом», но, скорее всего, это произошло до 1789 года и, вероятно, в деревне в заливе Клаллам или в порту Дискавери, и речь шла о подарках в виде ножей, пуговиц и меди. Джордж Ванкувер вступил в контакт с клалламами в 1792 году. Он думал, что был первым европейцем, посетившим их, и писал об их безразличии, что его удивило. Он торговал им медью, ножами и мелкими товарами. [ 4 ]

В 1825 году компания Гудзонова залива (HBC) основала форт Ванкувер на реке Колумбия . Между Клалламом и фортом было мало движения. Единственный серьезный инцидент между ними произошел в 1828 году, когда пять белых мужчин были убиты группой клалламов, двое из которых служили проводниками и подверглись жестокому обращению со стороны белых людей. В ответ группа из примерно 60 мужчин из форта Ванкувер посетила территорию Клаллама и напала на первую найденную группу, убив семерых, включая женщин и детей, и сожгла их дом. Затем с помощью корабля HBC они атаковали, разграбили и разрушили деревню Клаллам возле косы Дандженесс . В отчетах HBC говорится, что всего они убили 25 Клалламов. [ 4 ]

В 1832 году торговый пост HBC Форт Нисквалли был основан на южном берегу Пьюджет-Саунд , на территории нынешнего города Дюпон . Записи форта показывают, что к 1833 году Клаллам приезжал сюда для торговли мехами и дичью. Между 1833 и 1835 годами группы Клаллама посещали форт Нисквалли как минимум девять раз, а в следующее десятилетие более регулярно. В тот же период торговая группа HBC посетила территорию Клаллама. Эта партия обнаружила, что клалламы в основном не желают продавать меха, заявив, что цены HBC слишком низкие и вместо этого они подождут какого-нибудь другого, более конкурентоспособного торговца. [ 4 ]

Пол Кейн посетил форт Нискуалли и более крупный регион в 1847 году. Его описания клалламов показывают, что они все еще практиковали рабство, отказались от луков и стрел в пользу ружей, что ловля утиных сетей была обычным явлением, деньги из ракушек все еще ценились и шаманизм все еще практиковался. Одна деревня, которую он посетил, была укреплена и в ней проживало около 200 клалламов. [ 4 ]

В 1847 году около 150 воинов Клаллама присоединились к Суквамишу во главе с вождём Сиэтла в крупном нападении на народ Чимакум , намереваясь полностью уничтожить его. Им во многом это удалось, разрушив последние деревни Чимакум и оставив почти всех мертвыми или порабощенными. Немногие выжившие Чимакумы бежали и впоследствии присоединились к Тване, или Скокомишу , недалеко от южного конца канала Худ . После этого Клаллам занял бывшую территорию Чимакум, которая была северо-восточной частью Олимпийского полуострова, особенно на полуострове Кемпер, где сегодня находится Порт-Таунсенд, и вдоль северного канала Худ. [ 6 ] [ 7 ]

Первый белый поселенец Порт-Таунсенда прибыл в 1850 году. В том же году вождь клалламов Четземока , известный как герцог Йоркский (многим клалламам давали королевские имена белые, которым было трудно произносить имена клалламов), был взят с визитом капитаном корабля. в Сан-Франциско и вернулся очень впечатленным. В начале 1850-х годов многие поселенцы приехали в Порт-Таунсенд и другие районы региона. К 1853 году лесопилки работали в Порт-Таунсенде, Порт-Гэмбле и Порт-Ладлоу . Небольшое поселение было основано на территории Клаллама недалеко от косы Дандженесс и современного Секима . Эти первые поселенцы, которые жили в условиях немногим лучше или хуже, чем Клаллам, начали продавать большое количество спиртных напитков Клалламам, что быстро имело пагубные последствия. [ 4 ]

Этнолог . Джордж Гиббс посетил Клаллам в 1855 году. Он сообщил, что их население составляет 926 человек, и обвинил алкоголь и болезни в сокращении их населения Хотя его подсчет, вероятно, был слишком мал, население Клаллама значительно сократилось по сравнению с более ранними временами, в основном из-за алкоголя и болезней. По словам Гиббса, клалламы регулярно совершали набеги на своих соседей, но почти полностью перестали пользоваться дубинками и луками. У Клаллама было много инструментов и посуды европейского производства. Они выращивали картофель на обработанных полях. Торговля мехом, которая раньше была жизненно важной, почти исчезла. Рабство и потлачство все еще практиковались. [ 4 ]

В 1855 году клалламы вместе со скокомишами и уцелевшими чимакумами подписали Договор «точка-точка» . По договору клалламы должны были отказаться от своей земли и переселиться в резервацию Скокомиш, недалеко от сегодняшнего Скокомиш, штат Вашингтон , в обмен на государственную помощь в виде пайков и обучения. Однако клаллам так и не предпринял этого шага и остался на своей территории вдоль северного побережья Олимпийского полуострова. [ 4 ]

Округ Клаллам был основан в 1854 году, но его население и инфраструктура на протяжении десятилетий оставались минимальными. Около 1860 года среди клалламов случилась оспа, но насколько она была серьезной, неизвестно. Последний акт межплеменной войны с участием клалламов произошел в 1869 году. Группа из более чем тридцати цимшианцев , мужчин, женщин и детей, была убита на косе Дандженесс группой из примерно двадцати мужчин клалламов. Одна цимшианская женщина выжила, притворившись мертвой. Нападение было совершено в отместку за похищение цимшианцами нескольких женщин из Клаллама несколькими годами ранее. Перед нападением клалламы обсуждали, как отреагируют белые поселенцы, но после некоторых колебаний нападение было проведено традиционным способом. Один мужчина из Клаллама был убит, что привело к спорам среди клалламов, которые в конце концов выбросили свои трофеи и унылые пошли домой. Некоторые были арестованы белыми поселенцами и приговорены к каторжным работам в резервации Скокомиш, но продержались недолго, и наказание в целом считалось мягким. [ 4 ]

После сомнительной переписи населения Гиббса 1855 года, насчитывавшей 926 клалламов, в 1860-х и 1870-х годах были проведены несколько лучшие переписи. Похоже, что с момента первого контакта примерно до 1862 года популяция Клаллама сократилась, но не слишком сильно. Между 1862 и 1878 годами произошло более быстрое снижение численности - примерно с 1300 до 597. К 1870 году большая часть клалламов жила недалеко от косы Дандженесс и на месте нынешнего Секима. Период около 1870 года стал, по-видимому, самой низкой точкой в ​​​​истории Клаллама. Из-за безудержного алкоголизма, мелких ссор, драк и воровства белые жители Дандженесса дважды вынуждали их переселиться в другие близлежащие районы, а затем угрожали переселить их в резервацию Скокомиш. Это привело к тому, что вождь Джеймс Балч, который сильно пил до своей реформы в 1873 году, возглавил клаллам в покупке собственной земли и создании собственного сообщества. Он и другие ведущие Клаллам собрали достаточно денег, чтобы купить участок площадью 250 акров в 1874 году и основали город, который они назвали Джеймстаун в честь Джеймса Балча. Это было очень необычно для того времени, не в последнюю очередь потому, что коренным народам в то время по закону было запрещено покупать землю. Сделав это и не переехав в резервацию Скокомиш, они отказались от возможности какой-либо федеральной помощи. На протяжении многих десятилетий Джеймстаун был одним из немногих примеров поселения коренных жителей, полностью принадлежавшего и управляемого самими коренными жителями, без какой-либо государственной помощи или надзора. [ 4 ]

В 1981 году, более века спустя, после шести лет попыток получить официальное признание в качестве племени, федеральное правительство согласилось, в результате чего в Вашингтоне было признано на федеральном уровне Джеймстаунское племя С'Клаллам . Некоторые Клалламы так и не присоединились к Джеймстаунскому проекту. Сегодня существует несколько других групп клаллам, таких как племя Нижнего Элва Клаллам , группа индейцев С'Клаллам Порт-Гэмбл и, в Канаде, Scia'new First Nation . [ нужна ссылка ]

Культура

[ редактировать ]

Транспорт

[ редактировать ]

Пересеченная местность и густая растительность Олимпийского полуострова сделали каноэ предпочтительным видом транспорта. Каноэ были вырезаны из западного красного кедра ( Thuja plicata ) посредством сложного и трудного процесса, требующего большого мастерства, начиная с выбора подходящего дерева. Для выдолбления и придания формы каноэ использовались каменные тесла, огонь и нагретая вода. Эти знания передавались избранным представителям каждого поколения, а некоторые каноэ были куплены у других племен, особенно у более крупных.

Клаллам использовал два основных типа каноэ: меньший тип прибрежного салиша, используемый в защищенных водах, и более крупный тип каноэ типа «Чинук» для использования в более бурных водах. Каноэ меньшего типа имело закругленное дно, имело длину 12–30 футов (4–9 м), ширину 20–48 дюймов (50–120 см) и глубину 9–20 дюймов (20–50 см). Этот тип использовался на спокойной воде для рыбалки или перевозки небольших грузов. Каноэ большего размера имели плоское дно и могли иметь длину более 30 футов (10 м), ширину 6 футов (200 см) и глубину 3 фута (100 см). Они использовались в бурных водах Пьюджет-Саунда , пролива Хуан-де-Фука и, в частности, у тихоокеанского побережья для китобойного промысла, перевозки более крупных грузов и перевозки до тридцати пассажиров.

Первые белые поселенцы в этом районе отметили большое мастерство клалламов в управлении каноэ и навигации, а также то, что каноэ клалламов, как правило, были больше, чем те, которые использовались другими племенами Пьюджет-Саунд. [ 8 ]

Мужчины Клаллама на пляже на фоне церкви Шейкер, Джеймстаун, Вашингтон , ок. 1903 год

Земли, реки, морские воды и пляжи на территории Клаллама обеспечивали обильный круглогодичный запас продовольствия. Стратегические межплеменные браки и соглашения также давали им разрешение охотиться или добывать пищу за пределами своей родины. Хотя в их рацион входили крупная и мелкая наземная дичь, морская птица и моллюски, наиболее важным источником пищи была рыба. Лосось по-прежнему играет важную пищевую и духовную роль в культуре Клаллама.

Клаллам ловили рыбу круглый год, используя различные инструменты и методы, зависящие от вида, места и сезона. Известно, что они использовали ловушки , троллинг , жаберные сети , копья , грабли, сети и ямы, вырытые на пляже. Было известно, что в определенных местах в нужное время года добывается определенная рыба, и для успешной ловли использовались специальные орудия и навыки.

Этноботаника

[ редактировать ]

При боли прикладывают припарки из измельченных цветков фиалки адунской к груди или боку. [ 9 ]

Племенные группы

[ редактировать ]

Племена Клаллам не имеют собственных школ.

Детям Нижнего Эльва Клаллама предлагается программа культурного и языкового погружения Клаллама в школе Lower Elwha Klallam Head Start. Детям старшего возраста предлагаются курсы языка клаллам и истории племен в начальной школе Драй-Крик, средней школе Стивенса и средней школе Порт-Анджелеса, где большинство детей Нижнего Элва-Клаллама посещают школу.

Большинство детей Джеймстауна С'Клаллама посещают школы школьного округа Секим.

Большинство детей Порт-Гэмбл С'Клаллам посещают школы школьного округа Норт-Китсап в районе Кингстона.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Клалламский язык» . Клалламский язык . Проверено 7 октября 2023 г.
  2. ^ «Сильные люди Nəxʷsƛ̕áy̕əm» . Племя Нижнего Эльва Клаллам . Проверено 31 марта 2024 г.
  3. ^ Фредерик В. Ходж, 1909, Справочник американских индейцев к северу от Мексики , стр. 302
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лэнгнесс, LL (1984). «Индивидуальная психология и культурные изменения, этноисторический случай из Клаллама». В Миллере, Джей; Истман, Кэрол М. (ред.). Цимшианцы и их соседи на северном побережье Тихого океана . Вашингтонский университет Press. стр. 255–280. ISBN  978-0-295-96126-2 .
  5. ^ Джозеф Х. Стаусс, История Джеймстауна С'Клаллама , стр. xxv
  6. ^ Кертис, Эдвард С. (1913). Североамериканский индеец. Том 9 - Прибрежные племена Салишан. Чимакум и Квиллиут. Уиллапа . Классические книги. стр. 138–143. ISBN  978-0-7426-9809-3 .
  7. ^ Бюрге, Дэвид М. «Вождь Сиэтла и вождь Джозеф: от индейцев к иконам» . Университет Вашингтона . Проверено 11 июля 2010 г.
  8. Джозеф Х. Стаусс, История Джеймстауна С'Клаллама , стр. 2–3.
  9. ^ Гюнтер, Эрна, 1973, Этноботаника Западного Вашингтона, Сиэтл. Вашингтонский университет Press. Переработанное издание, стр. 40

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бойд, Коллин Э. 2009 «Вы видите, как ваша культура выходит из-под земли, как сила»: жуткие встречи во времени и пространстве на северо-западном побережье. Этноистория 56 (4): 699–732.
  • Бойд, Коллин Э. 2009 «Сами индейцы в большом восторге»: Закон Уиллера-Ховарда и реорганизация пространства Клаллама. Журнал северо-западной антропологии 43 (1): 3–26.
  • Бойд, Коллин Э. 2006 «Этот правительственный человек пытался отравить всех индейцев Клаллам»: Метанарративы истории и колониализма на центральном северо-западном побережье. Этноистория 53(2):331–354.
  • Бойд, Коллин Э. 2006 «Устные традиции северо-запада Тихого океана». В «Религиозных традициях американских индейцев: энциклопедия», Сюзанна Кроуфорд и Деннис Келли, ред. стр. 663–672. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO
  • Гиббс, Джордж (1863). Алфавитные словари Клаллама и Люмми . Крамузи Пресс. Доступно здесь в коллекции «Классика по истории Вашингтона» Библиотеки штата Вашингтон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34baa472919147e6391b65717b88ef35__1711913100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/35/34baa472919147e6391b65717b88ef35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Klallam people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)