Десять тысяч
Общая численность населения | |
---|---|
неизвестный | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Вашингтон ) | |
Языки | |
Английский , ранее Чемакум | |
Родственные этнические группы | |
Квилет |
Чимакум . , также пишется как Чемакум и Чимакум, коренные американцы (известные как Акокуло и иногда называемые индейцами Порт-Таунсенда) [ 1 ] ), были группой коренных американцев, которые жили в северо-восточной части Олимпийского полуострова в штате Вашингтон , между каналом Худ и заливом Дискавери до их фактического исчезновения в 1902 году. Их основные поселения находились в заливе Порт-Таунсенд , на полуострове Кемпер и Порт-Ладлоу-Бей на юге. [ 2 ]
Сегодня люди Чимакум зачислены в три признанных на федеральном уровне племена : племена Скокомиш , Джеймстаун С'Клаллам и Порт-Гэмбл С'Клаллам , хотя происхождение в настоящее время не прослеживается.
Население
[ редактировать ]Население Чимакума оценивалось в 400 человек в 1780 году и 90 в 1855 году. в переписи 1910 года было всего три человека. Согласно переписи Франца Боаса, [ 1 ] Трое оставшихся членов племени говорили только на ломаном языке чимакум. В наши дни есть люди, которые идентифицируют себя как Чимакумы или потомки Чимакумов. [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Язык Чемакум был одним из двух языков Чимакуан и очень похож на язык Квилетов . Сейчас он вымер . На нем говорили до 1940-х годов на восточной стороне Олимпийского полуострова между Порт-Таунсендом и каналом Худ. Имя Чимакум (или Чемакум) представляет собой англизированную версию салишанского слова, обозначающего народ Чимакум, например тванского слова čə́bqəb [t͡ʃə́bqəb] (ранее [t͡ʃə́mqəm] ).
В 1890 году антрополог Франц Боас нашел только трех носителей языка Чемакум, и они говорили на нем несовершенно. [ 3 ] Перепись 1910 года отражает только трех носителей ломаного чемакумского диалекта.
Язык считался основным барьером общения между племенами полуострова. Известно, что у каждого племени был свой собственный диалект, включая чимакум, что затрудняло торговое и другие цели между чимакумом и другими племенами. Язык чимакум - это племенной язык, который считается похожим в лексикографическом и фонетическом аспекте с очень небольшим отклонением от языка квилетов, что означает, что племена чимакум, салишан и вакашан могут оказаться генетически связанными. [ 4 ]
Язык Чимакум описывался как «непонятный для соседей», а другие члены племени описывали этот язык как «говорящий как птицы», ссылаясь на этот языковой барьер, а также на предрасположенность к насилию и несогласию с соседними племенами из-за их гибели. [ 5 ] Считается, что брак и смешение между племенами могут объяснять некоторое языковое сходство. [ 4 ]
Франц Боас, считающийся одним из главных авторитетов в области местной индийской лингвистики, цитирует члена племени по имени Луиза как источник более 1200 оригинальных слов и диалектов Чимакум. Луиза, говорящая одновременно на клалламском и чимакумском языках, смогла устно произносить слова, которые Боас мог задокументировать в своей обширной записи местных языков коренных американцев в Тихоокеанском северо-западном регионе. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Согласно традиции квилетов, чимакумы были остатками группы квилетов. [ 3 ] Чимакумы были унесены на своих каноэ сильным наводнением через проход в Олимпийских горах и выброшены на другую сторону Олимпийского полуострова. [ 7 ] Считалось, что последние оставшиеся наводнения в этом регионе произошли 3000 лет назад. [ 3 ]
Примерно в 1789 году на полуострове Кемпер и вдоль канала Худ проживало около 400 индейцев чимакум, около 2000 калламов расселились в 16 деревнях от Дискавери до залива Клаллам, еще 2000 мака и озеттов в заливе Неа и к западу от озера Озетт, и еще 500 квилетов. на юг, в результате чего численность коренных народов составляет около 6000 человек. [ 8 ] Незадолго до 1790 года они воевали с рядом племен, включая снохомиш , сноквалми , клаллам, маках и дитидат (или нитинахт ). [ 3 ]
В 1847 году катастрофический конфликт с Суквамишем опустошил Чимакум, фактически уничтожив их. [ 9 ] По словам Вахельчу из Суквамиша, различные конфликты и напряженность между Суквамишем и Чимакумом достигли точки, когда Суквамиши решили начать «войну на истребление», как только была предложена немедленная провокация. Вскоре появилось по крайней мере два предлога для войны, и был организован военный отряд. Поскольку вождь Китсап , военачальник Суквамиша, был либо мертв, либо не мог руководить, вождь Сиэтл , в честь которого был назван город Сиэтл , [ 10 ] стал руководителем войны против Чимакума. [ 2 ] Суквамишу под командованием вождя Сиэтла помогали около 150 воинов Клаллама . Вскоре чимакумы были ограничены одной деревней с частоколом, расположенной недалеко от устья ручья Чимакум, недалеко от современного Айрондейла . [ 2 ] Деревенский оплот назывался Цецибус. [ 9 ] или C'íc'abus, [ 11 ] и долгое время был важным местом сбора. [ 3 ] Воины Суквамиша спрятались возле деревни и ждали удобного случая для атаки. Семья Чимакум покинула деревню и направилась на север, минуя спрятанный Суквамиш. Отец был признан виновным в смерти уважаемого Суквамиша Тулебота, которая стала одним из предлогов для войны. Суквамиш немедленно произвел залп пуль. Многие жители села Чимакум бросились на помощь мужчине и его семье. Увидев, что деревня практически пуста, Суквамиш бросился через лес и вошел в деревню сзади. Как только их численность внутри частокола стала достаточной, суквамиши открыли огонь по Чимакуму внутри деревни. Чимакумы были застигнуты врасплох и оказались не в состоянии сопротивляться или бежать. По словам Эдварда С. Кертиса , пересказывающего рассказ Вахелчу, «их косил быстрый дождь пуль». Женщин и детей захватывали в плен и увозили в рабство. Суквамиши уплыли, оставив последнюю деревню Чимакум в руинах, а почти все люди были либо мертвы, либо взяты в плен. Одним из немногих Суквамишей, погибших в бою, был старший сын вождя Сиэтла. [ 2 ]
Немногие выжившие Чимакумы, включая главного вождя, который рано утром ушел вверх по течению, впоследствии присоединились к Тване, или Скокомишу , в истоке Худ-канала. [ 2 ]
Чемакумы были категорически против того, чтобы покинуть свои земли, несмотря на то, что в соответствии с Договором «Нет-Нет-Пойнт» им было обещано, что им будут предоставлены средства для продолжения рыбалки и охоты, как они всегда делали, если они согласятся объединиться с другими племенами в верховьях реки Скокомиш. рот. Во время Договора «Точка-нет-точка» в 1855 году племя не могло быть переселено в резервацию Скокомиш из-за сокращения численности населения в результате войн, истощения племени Клаллам и истощения племени болезнями. [ 3 ]
После исчезновения Чимакумов их страна была оккупирована Клалламами. [ 12 ]
В 1855 году твана и чимакум вместе с клалламами подписали Договор «Точка-но-точка» , согласно которому была создана резервация в устье реки Скокомиш недалеко от южного конца канала Худ. [ 13 ] Одним из подписавших договор Чимакумов был вождь Кулкахан, также известный как генерал Пирс. [ 3 ]
Договор «Без точек» требовал от Клалламов переселения в резервацию Скокомиш, но немногие это сделали. В 1936–37 годах федеральное правительство создало резервации Клаллам для общин Нижнего Эльвы и Порт-Гэмбл. Сообщество Джеймстауна не было признано на федеральном уровне до 1981 года. [ 14 ] Клалламы подали иск в Индийскую комиссию по претензиям о компенсации сверх той, которая уже была получена за земли, уступленные в соответствии с Договором Point No Point. Клалламы утверждали, что чимакумы почти вымерли во время Договора «Точка-нет-точка» и что те немногие оставшиеся чимакумы были поглощены племенем Клаллам. Клалламы оккупировали бывшие земли Чимакума и объявили их своими. В 1957 году комиссия признала претензии Клаллама на владение землями Чимакум на момент заключения договора и выплатила компенсацию в размере более 400 000 долларов. [ 3 ]
В 1962 году останки убитых индейцев были обнаружены бульдозером, проводившим некоторые работы в районе Чимакум-Крик, а после надлежащих раскопок, проведенных Льюисом Эгнью, археологом на пенсии, недавно переехавшим в Порт-Таунсенд, были обнаружены два останка индейцев с каменными стрелами, все еще застрявшими в них. в их костях, сохранившихся где-то до того, как в 1860 году через этот район была построена дорога. Индейские скелеты принадлежали людям, насильственно убитым и оставленным для земляного захоронения, а не для церемониального захоронения. Эти скелетные останки теоретически принадлежат племени Чимакум, хотя в настоящее время это не доказано. [ 15 ]
Тезки
[ редактировать ]Чимакум-Крик [ 16 ] и Чимакум, штат Вашингтон , оба расположены в долине Чимакум , [ 17 ] все названы в честь Чимакума. [ 7 ] Существует также паром штата Вашингтон , M/V Chimacum . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Суонтон, Джон Рид (2003). Индейские племена Северной Америки . Генеалогическое издание. п. 417. ИСБН 978-0-8063-1730-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кертис, Эдвард С. (1913). Североамериканский индеец. Том 9 - Племена Салишан побережья. Чимакум и Квиллиут. Уиллапа . Классические книги. стр. 138–143. ISBN 978-0-7426-9809-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Руби, Роберт Х.; Браун, Джон Артур (1992). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Университет Оклахомы Пресс. стр. 22–23, 28. ISBN. 978-0-8061-2479-7 .
- ^ Jump up to: а б Фрахтенберг, Лео (1920). " "Аборнальные типы речи в квилете" ". Международный журнал американской лингвистики . 1 (4): 295–299. дои : 10.1086/463728 . JSTOR 1263204 . S2CID 144727512 .
- ^ Смит, Мэрион (1969). Индейцы городского Северо-Запада . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: AMS Press.
- ^ Боас, Франц (январь 1892 г.). «Заметки о чемакумском языке» . Американский антрополог . 5 : 37–44. дои : 10.1525/aa.1892.5.1.02a00050 .
- ^ Jump up to: а б Холлидей, Ян; Чехак, Гейл (2000). Коренные народы Северо-Запада: Путеводитель по земле, искусству и культуре для путешественников . Книги Сасквотча. п. 109. ИСБН 978-1-57061-241-1 .
- ^ Кэмпбелл, Патрисия (1979). История Северного Олимпийского полуострова . Порт-Анджелес: Peninsula Publishing Inc.
- ^ Jump up to: а б Бюрге, Дэвид М. «Вождь Сиэтла и вождь Джозеф: от индейцев к иконам» . Университет Вашингтона . Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ «Сиэтл, статуя вождя Суквамиша» . Служба национальных парков . Проверено 18 июля 2010 г.
- ^ «Жизнь Сиала, «Вождь Сиэтла» » . Племя Дувамиш. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ Кертис, стр. 19–20.
- ^ Кертис, с. 25
- ^ «История Джеймстауна С'Клаллама» . Джеймстаунское племя С'Клаллам . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Слелетоны убитых идианцев обнаружены в Чимакум-Крик». Лидер Порт-Таунсенда . 4 октября 1962 года.
- ^ «Чимакум-Крик» . Информационная система географических названий . Геологическая служба США , Министерство внутренних дел США .
- ^ «Долина Чимакум» . Информационная система географических названий . Геологическая служба США , Министерство внутренних дел США .
- ^ "WSDOT - Паромы - т/х Чимакум" .