Тонкин (корабль 1807 г.)
![]() Тонкин взят на абордаж Тла-о-куи-ахтом
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Владелец | Эдмунд Фаннинг |
Оператор | Эдмунд Фаннинг |
Строитель | Адам и Ной Браун |
Заложен | 1 марта 1807 г. [ 1 ] |
Запущен | 26 мая 1807 г. [ 1 ] |
Приобретенный | 1807 |
Судьба | Продано Pacific Fur Company. |
![]() | |
Владелец | Джон Джейкоб Астор |
Оператор | Джонатан Торн |
Приобретенный | 23 августа 1810 г. |
Судьба | Взорван 16 июня 1811 года в заливе Клейоквот , остров Ванкувер. |
Затонул: | 1811 |
Общие характеристики | |
Тип | Лаять |
Тонны нагрузки | 269 или 290 БМ [ 2 ] |
Длина | 96 футов (29 м) |
Движение | Парус трехмачтовый |
Вооружение | 10 орудий, рассчитанных на 22 [ 1 ] |
Tonquin — американское торговое судно водоизмещением 290 тонн, первоначально принадлежавшее Fanning & Coles , а затем Pacific Fur Company (PFC), дочерней компании American Fur Company (AFC). Его первым командиром был Эдмунд Фэннинг , который в 1807 году отплыл в Империю Цин за ценными китайскими товарами. Судно было оборудовано для нового путешествия в Китай, а затем было продано немецко-американскому предпринимателю Джону Джейкобу Астору . Включенный в его сложные планы по взятию на себя контроля над частью прибыльной торговли мехом в Северной Америке , корабль предназначался для создания и снабжения торговых аванпостов на северо-западном побережье Тихого океана . Ценные меха животных, купленные и пойманные в регионе, затем будут отправлены в Китай, где потребительский спрос на отдельные шкурки высок.
Тонкин начал свое путешествие к реке Колумбия в конце 1810 года, отправившись из Нью-Йорка и направившись на юг через Атлантический океан . В декабре он достиг Фолклендских островов , где капитан Джонатан Торн ненадолго высадил восемь сотрудников PFC. [ 3 ] [ 4 ] Пройдя мыс Горн в Тихий океан , Тонкин посетил Королевство Гавайи в феврале 1811 года, где корабль пополнил запасы и нанял 24 коренных гавайских канака после переговоров с Камехамеха I и Каланимоку . Тонкин наконец достиг реки Колумбия 22 марта 1811 года. Восемь членов экипажа погибли, прежде чем корабль нашел безопасный маршрут через бар Колумбия .
В мае 1811 года начались работы над единственным торговым постом, основанным Тонкином , Фортом Астория , на современном побережье Орегона . После завершения строительства корабль отбыл с большей частью торговых товаров и общего провианта из форта, намереваясь торговать ими с коренными племенами на побережье острова Ванкувер . Когда в июне команда начала торговлю с туземцами Тла-о-ки-ат в проливе Клейокуот , возник спор из-за плохого обращения капитана Торна со старейшиной. [ 5 ] Все члены экипажа, кроме четырех, были убиты вооруженным Тла-о-ки-атом под предводительством вождя Виканинниша . Выжившие намеренно взорвали пороховой погреб корабля, а Тонкин был разрушен и затонул. Хосеачал , переводчик Кино , ранее нанятый Торном, был единственным членом экипажа, который пережил весь инцидент и вернулся в Форт Астория. Находясь там, он провел несколько бесед с Дунканом Макдугаллом и дал единственный подробный отчет о том, как был уничтожен Тонкин .
Фаннинг и Коулз
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Тонкин был построен Адамом и Ноем Браунами в сухом доке в Нью-Йорке в 1807 году. [ 1 ]
Первое путешествие
[ редактировать ]Тонкин был впервые куплен компанией Fanning & Coles для участия в « Торгове Старого Китая» . Первоначально его экипаж состоял из 24 человек, включая капитана Эдмунда Фаннинга . [ 6 ] Он покинул гавань Нью-Йорка 26 мая 1807 года и направился в порт Гуанчжоу . За пределами портовых городов Китая Тонкин пережил тайфун , пересекая банку Маклсфилд . [ 7 ] Оттуда судно миновало архипелаг Ваньшань и направилось в Гуанчжоу. Перед возвращением в США Тонкин был задержан коммодором Эдвардом Пелью . Судя по всему, Фаннинг ранее был знаком как с Пелью, так и с его отцом, и после разговора с Пелью Фэннингу впоследствии разрешили начать обратный рейс, покинув порт 18 ноября 1807 года. [ 8 ]
, принадлежавшее Fanning & Coles еще одно судно «Хоуп» В тот же день было обнаружено . После встречи с его капитаном Рубеном Брамли «Фаннинг» продолжил плыть в сторону « Бокка Тигрис» . Находившаяся там эскадра британских судов остановила Тонкин и задержала его на сутки. На следующий день прибыл приказ от коммодора Пелью, в котором подробно говорилось, что Тонкин должен быть немедленно освобожден, и отправлен Фаннингу «извинения за ваше задержание и добрые пожелания приятного и безопасного перехода». [ 9 ] Перед отъездом главных британских офицеров был произнесен тост за Соединенные Штаты и Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии . Фэннинг вернулся в Нью-Йорк с полным грузом ценных торговых товаров 6 марта 1808 года. [ 1 ]
Вторая поездка
[ редактировать ]Организованное в 1808 году второе путешествие Тонкина было ориентировано на активную торговлю сандалом по всему Тихому океану. заключил договоренность с группой людей итаукеи на Фиджи В прошлом году капитан Брамли с корабля « Хоуп» . Сандаловое дерево Санталум яси должно было быть срублено, собрано и обработано iTaukei до возвращения Брамли через 18 месяцев. [ 10 ] Действующий в то время Закон об эмбарго 1807 года стал потенциальным препятствием на пути этого зарубежного проекта. Коулз и Фаннинг отправились в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы запросить федеральное разрешение на поездку на Фиджи. Там они провели встречи с Альбертом Галлатином министром финансов . Галлатин направил предложение президенту Томасу Джефферсону , который официально его одобрил.
Тонкин был отправлен на Фиджи 15 июня 1808 года. [ 10 ] Брамли был назначен капитаном, на борту находились Коулз и Фаннинг. Из Нью-Йорка судно направилось на юг через Атлантический океан и проплыло мимо части бразильского побережья, а затем и острова Гоф . Пройдя мыс Горн , корабль продолжил плыть на запад и 8 октября 1808 года приземлился в проливе Кинг-Джордж в современной Западной Австралии. Там была построена палатка, чтобы позволить членам экипажа, заболевшим цингой, выздороветь. Местные группы нунгар часто навещали американцев в их палатке. Посредством знаков нунгары инициировали бы потенциальные коммерческие сделки, подтверждая свои мирные намерения, сбрасывая оружие. Только после того, как американцы сложит огнестрельное оружие, между двумя группами начнется оживленная торговля. Американские товары, такие как бусы, металлические пуговицы и ножи, часто обменивались на каменные инструменты и продукты питания, изготовленные в Нунгаре. Заболевшие члены экипажа в последующие дни выздоровели. Тонкин покинула звук 21 октября. Тонгатапу , где местные жители продавали экипажу запасы «свиней, хлебного дерева , [и] ямса», среди других продуктов. [ 11 ]
10 декабря Тонкин миновал Ватоа приземлился в Вануа-Леву и на следующий день . Встретив группу мужчин итаукей, несущих в дар фрукты, американцы сообщили хозяевам о предыдущем соглашении, заключенном в отношении сандалового дерева. Высокопоставленные лица вскоре отправились передавать новости в другое место. На следующий день, вскоре после восхода солнца, мужчины итаукей принесли из своих собранных каноэ свежие кокосы, плоды хлебного дерева, свиней и ямс. Местный лидер Тайнахоа прибыл со своими последователями и объявил, что он собрал и складировал согласованное количество сандалового дерева. В течение часа американцы и «Тинахоа» вели дискуссию на борту «Тонквина» . Он сообщил купцам, что несколько британских кораблей из Порт-Джексона посетили его и все еще стояли на якоре поблизости во время отсутствия Брамли. Однако он настаивал на том, что сандал им не продавался, поскольку он объявил табу на продажу сандалового дерева среди своих подчиненных. [ 12 ]
Сандал постепенно доставлялся в Тонкин от подданных Тайнахоа. Этот процесс растянулся на несколько месяцев, хотя ожидание, видимо, того стоило. Позже Фаннинг заявил, что весь корпус и часть палубы были загружены сырьем. Табу было официально отменено Тайнахоа, что позволило ожидающим британским купцам наконец приобрести собственные запасы сандалового дерева. Тонкин отправился в Гуанчжоу 22 марта 1809 года. [ 12 ] Плывя примерно на северо-запад от Вануа-Леву, были замечены острова современного Вануату и Соломоновы острова , а также части Федеративных Штатов Микронезии , такие как Капингамаранги , которые Фэннинг назвал Экваторными островами. [ 13 ] После прибытия в порт Гуанчжоу груз сандалового дерева был продан в обмен на различные китайские товары. Тонкин благополучно вернулся в Нью-Йорк. [ 14 ]
Тихоокеанская меховая компания
[ редактировать ]Тонкин был продан за 37 860 долларов (что эквивалентно 738 000 долларов в 2023 году) немецко-американскому бизнесмену Джону Джейкобу Астору 23 августа 1810 года. [ 15 ] Астор приобрел судно, чтобы воплотить в жизнь свои планы по закреплению в продолжающейся морской торговле мехом на тихоокеанском северо-западном побережье Северной Америки. [ 16 ] Тонкин был направлен в Pacific Fur Company (PFC) для достижения этой важной коммерческой цели. PFC была дочерним предприятием, финансируемым в основном Американской меховой компанией , первым меховым предприятием, основанным Астором в 1808 году. Астор смог воспользоваться услугами ВМС США лейтенанта Джонатана Торна и поручить ему командовать 10-пушечным торговым судном. . [ 16 ]
Атлантический океан
[ редактировать ]8 сентября 1810 года Тонкин покинул гавань Нью-Йорка и направился к реке Колумбия на северо-западе Тихого океана. [ 17 ] Груз на борту включал товары для торговли мехом, семена, строительный материал для торгового поста, инструменты и корпус шхуны, которая будет использоваться в прибрежной торговле. [ 16 ] Экипаж состоял из 34 человек, включая капитана, 30 из которых были британскими подданными. [ 18 ] На борту находились четыре партнера компании: Дункан Макдугалл , Дэвид и Роберт Стюарты и Александр Маккей . [ 16 ] Кроме того, было 12 клерков и 13 канадских путешественников , а также четыре торговца: Огюст Руссель, кузнец; Иоганн Коастер, плотник; Джоб Айткем, строитель лодок; и Джордж Белл, бондарь. [ 19 ]
Покинув национальные воды Соединенных Штатов, Тонкин направился на юго-восток в Атлантику. 5 октября корабль оказался в пределах видимости Боа-Виста на островах Зеленого Мыса . [ 20 ] Навязанная Соединенным Королевством политика воздействия заставила Торна опасаться проходящих мимо британских судов. Следовательно, он решил не оставаться во владениях Королевства Португалия и избегал островов Зеленого Мыса. [ 21 ] Пройдя вдоль побережья Западной Африки , Тонкин направился в Южную Америку. У берегов Аргентины разразился сильный шторм, разрушивший многие паруса и добавив еще две протечки в корпусе. [ 22 ] По мере продолжения плавания запасы пресной воды сократились до трех жабр в день на каждого члена экипажа. [ 23 ]
Судно приземлилось на Фолклендских островах 4 декабря для ремонта и снабжения водой, при этом подходящий источник пресной воды находился в Порт-Эгмонте . [ 24 ] Капитан Торн отправился в плавание 11 декабря без восьми человек, включая партнера Дэвида Стюарта, Габриэля Франшера и Александра Росса . [ 3 ] [ 4 ] Имея только гребную лодку, восемь человек провели более шести часов на гребле, прежде чем догнали Тонквина . [ 3 ] [ 4 ] Роберт Стюарт быстро пригрозил Торну остановить корабль, сказав, что если он откажется, то «Ты сейчас мертвец». [ 4 ] Это зрелище заставило Торна приказать команде Тонкина отплыть обратно и забрать застрявшую команду. Действия Торна привели к усилению напряженности между ним и сотрудниками Pacific Fur Company. Общение между работниками компании больше не велось на английском языке, чтобы исключить капитана из обсуждений. Партнеры компании вели переговоры на своем родном шотландском гэльском языке , а наемные работники PFC использовали канадский французский язык . Атмосфера «их шуток и пения их диковинных песен» сильно расстраивала Торна. [ 4 ] 25 декабря «Тонкин» благополучно обогнул мыс Горн и направился на север, в Тихий океан .
Тихий океан
[ редактировать ]Тонкин достиг Королевства Гавайи 12 февраля 1811 года, бросив якорь в заливе Килакекуа . [ 25 ] Возможность того, что люди покинут корабль и перейдут на острова, стала серьезной угрозой. У Торна не было другого выбора, кроме как помириться с партнерами PFC, чтобы следить за экипажем. [ 26 ] Несколько человек покинули корабль, но благодаря сотрудничеству местных коренных гавайцев они вернулись. Одного человека выпороли, другого заковали в цепи. Торн собрал всю команду и сотрудников PFC и заставил людей остаться на корабле. [ 26 ] Коммерческие сделки в конечном итоге начались с гавайцами; Экипаж закупил капусту , сахарный тростник , фиолетовый ямс , таро , кокосы , арбуз , плоды хлебного дерева, свиней, коз, двух овец, [ 27 ] и птицу за «стеклянные бусы, железные кольца, иголки, хлопчатобумажную ткань». [ 26 ] [ 25 ] Курьер правительственного агента Джона Янга приказал Тонкину навестить его за запасами мяса, а затем встретиться с королем Камехамеха I, проживавшим на Оаху . [ 28 ] [ 22 ]
При входе в Гонолулу экипаж приветствовали Франсиско де Паула Марин и Исаак Дэвис . Марин выступал в качестве переводчика на переговорах с Камехамеха I и Каланимоку , видным чиновником гавайского правительства. [ 29 ] Помимо своей работы в переговорах между Гавайским монархом и офицерами PFC, Марин также выступал в роли лоцмана, проводившего корабль в порт, за что он получил пять испанских долларов . [ 30 ] Двадцать четыре гавайских канака были набраны на трехлетнюю службу: половина на меховом предприятии, а другая половина в качестве чернорабочих на Тонквине . [ 31 ] Один из гавайцев, Наукане , был назначен Камехамеха I курировать интересы этих рабочих. Наукане получил имя Джон Кокс на Тонквине и позже присоединился к Северо-Западной компании . [ 32 ] Тонкин и его команда покинули Гавайское королевство 1 марта 1811 года. [ 33 ]

Река Колумбия была достигнута 22 марта 1811 года, но ее опасная перемычка представляла собой серьезную проблему. [ 34 ] Торн послал пятерых человек на лодке, чтобы попытаться найти канал, но сильный прибой опрокинул судно, и его команда погибла. Двумя днями позже затонула еще одна попытка еще одной небольшой лодки. Из пяти членов экипажа, в том числе двух гавайских канаков, выжили только американец и гавайец. Всего восемь человек погибли, пытаясь найти безопасный путь мимо бара «Колумбия». [ 35 ] Наконец, 24 марта «Тонкин» Колумбии переправился в устье и стал на якорь в заливе Бейкер . Затем личный состав проследовал пятнадцать миль вверх по реке до современной Астории, штат Орегон . [ 16 ] где они провели два месяца, работая над созданием форта Астория . Некоторые товары и другие материалы, входящие в состав груза, были перевезены в новый торговый пост. [ 36 ] В ходе этой работы происходили небольшие сделки с любопытными людьми Chinookan Clatsop .
Разрушение
[ редактировать ]
5 июня 1811 года Тонкин покинул Бейкерс-Бей с командой из 24 человек и отплыл на север, к острову Ванкувер, чтобы торговать с различными народами Нуу-ча-нулт, живущими на западном побережье острова. [ 16 ] Александр Маккей находился на борту корабля в качестве супергруза , а Джеймс Льюис - клерком. [ 16 ] Рядом с Островом Разрушения член нации Кино , Джозичал , был нанят Торном в качестве переводчика, и Макдугалл записал его как «Джозечал» в отчетах компании. У него была сестра, вышедшая замуж за человека из Тла-о-ки-ах , и этот фактор объясняется его дальнейшим выживанием на острове Ванкувер. [ 37 ]
Находясь на якоре в заливе Клейоквот , команда Тонкина занималась торговлей мехом с туземцами. Члены соседней нации Тла-о-ки-ахт в большом количестве поднялись на борт корабля, чтобы торговать. Коммерческие сделки заключались между опытным старейшиной Нукамисом и Торном. Торн предложил обменный курс, который старейшина нашел неудовлетворительным, поскольку он хотел пять одеял за каждую проданную меховую шкурку. [ 37 ] Эти дискуссии продолжались в течение дня, и Торн все больше разочаровывался в непримиримости коренных народов принять его условия. Позже переводчик сообщил Макдугаллу, что Торн «влюбился в Нукамиса», взял одну из меховых шкур Нукамиса и ударил его ею по лицу. [ 37 ] После этой вспышки Торн приказал кораблю подготовиться к отплытию, оставив на борту «Тла-о-ки-ахт».
Тла-о-ки-ат посоветовались между собой и 15 июня, когда Тонкин был близок к тому, чтобы покинуть этот район, снова предложили обменять свои запасы меха. Они предложили в обмен на шкуру сотрудникам ПФУ продать три одеяла и нож. Макдугалл вспоминал, что «оживленная торговля продолжалась до тех пор, пока всем индейцам, сидевшим на палубах корабля, не было предоставлено по ножу». [ 38 ] Сразу же вспыхнуло насилие, когда воины во главе с Виканиннишем напали на команду на борту, убив всех, кроме четырех человек. Во время суматохи трое членов экипажа спаслись на весельной лодке, а один тяжело раненый, Джеймс Льюис, остался на борту корабля. На следующий день, 16 июня, Льюис предположительно затопил Тонкин , поджег запал, который взорвал пороховой погреб корабля, когда «Тла-о-ки-ахт» вернулся, чтобы разграбить корабль; в результате взрыва могло погибнуть более 100 местных жителей. Члены экипажа, которым удалось спастись во время первоначальной резни, предположительно были схвачены и замучены до смерти членами Тла-о-ки-ах после взрыва. Единственным известным выжившим из команды был Хозеачал , который вернулся в Форт Астория с помощью известного Нижнего Чинука дворянина Комкомли . [ 37 ] Его рассказ — единственный, подробно описывающий судьбу Тонкина .
Наследие
[ редактировать ]Известные тезки включают пляж Тонкин в Тофино, Канада; и Тонкин-Вэлли и Тонкин-Пасс , оба в канадских Скалистых горах. В 2008 году на стадии планирования находился фильм, изображающий события, закончившиеся разрушением Тонквина в 1811 году . [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- Джон Р. Джуитт , чей корабль «Бостон» был захвачен неподалеку.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Фэннинг 1838 , с. 84.
- ^ Ирвинг (1836), с. 58
- ^ Перейти обратно: а б с Франшер 1854 , стр. 47–49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Росс 1849 , стр. 25–26.
- ^ Джонс 1997 , с. 300.
- ^ Фэннинг 1838 , с. 105.
- ^ Фэннинг 1838 , с. 94.
- ^ Фэннинг 1838 , с. 102.
- ^ Фэннинг 1838 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Фаннинг, 1838 г. , стр. 115–116.
- ^ Фаннинг 1838 , стр. 119–121.
- ^ Перейти обратно: а б Фэннинг, 1838 г. , стр. 123–126.
- ^ Фаннинг 1838 , стр. 129–131.
- ^ Фэннинг 1838 , с. 135.
- ^ Гоф, Барри М. «Тонкин» . Канадская энциклопедия . Историка Канады . Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эддинс 2007 .
- ^ Франшер 1854 , с. 31.
- ^ Бегг 1894 , с. 7.
- ^ Франшер 1854 , стр. 29–31.
- ^ Росс 1849 , с. 16.
- ^ Франшер 1854 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Росс 1849 , с. 19.
- ^ Франшер 1854 , с. 41.
- ^ Франшер 1854 , стр. 43–44.
- ^ Перейти обратно: а б Франшер 1854 , стр. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Росс 1849 , стр. 31–32.
- ^ Франшер 1854 , с. 81.
- ^ Франшер 1854 , с. 59.
- ^ Франшер 1854 , стр. 63–64.
- ^ Росс 1849 , с. 34.
- ^ Франшер 1854 , с. 84.
- ^ Дункан 1973 , с. 95.
- ^ Росс 1849 , с. 52.
- ^ Франшер 1854 , стр. 86–88.
- ^ Франшер 1854 , с. 94.
- ^ Франшер 1854 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонс 1997 , стр. 301–302.
- ^ Джонс 1997 , с. 308.
- ^ «Тербист-смертник из залива Клейокуот, возрожденный» . Тайи . 14 марта 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бегг, Алексанер (1894 г.), История Британской Колумбии от ее самого раннего открытия до наших дней , Торонто: Уильям Бриггс, заархивировано из оригинала 05 марта 2016 г. , получено 13 июля 2008 г.
- Дункан, Дженис К. (1973), «Путешественники по всему миру Канака и сотрудники меховой компании, 1785–1860», Гавайский исторический журнал , 7 , Гавайское историческое общество: 95, hdl : 10524/133
- Эддинс, О. Нед (2007), «Асторианцы и Тихоокеанская меховая компания - первая компания, захватившая северо-западную часть Тихого океана» , Роль торговли мехом в западной экспансии , TheFurTrapper.com , получено 8 января 2017 г.
- Фаннинг, Эдмунд (1838), Путешествия в Южные моря, Индийский и Тихий океаны (4-е изд.), Нью-Йорк: Уильям Х. Вермили
- Франшер, Габриэль (1854 г.), Рассказ о путешествии к северо-западному побережью Америки в 1811, 1812, 1813 и 1814 годах, или «Первое американское поселение на Тихом океане» , перевод Дж. В. Хантингтона, Нью-Йорк: Редфилд
- Ирвинг, Вашингтон (1836), Астория: или Предприятие за Скалистыми горами , Ричард Бентли
- Джонс, Роберт Ф. (1997), «Личность переводчика Тонкина», Oregon Historical Quarterly , 98 (3), Историческое общество Орегона: 296–314
- Росс, Александр (1849), Приключения первых поселенцев на реке Орегон или Колумбия , Лондон: Смит, Элдер и компания, ISBN 9780598286024
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет о Тонкинской резне Эдгара Аллана По
- Тонкин Якорь
- History Link.org - Тонкин видит устье реки Колумбия (эссе 8673)
- «Астория» (1836) Вашингтона Ирвинга – Проект Гутенберг
- Корабли наполеоновской эпохи
- Конфликты 1811 года
- Астория, Орегон
- Американская меховая компания
- До Конфедерации Британская Колумбия
- Нуу-ча-нулт
- Кораблекрушения у побережья Британской Колумбии
- Корабли, построенные в Нью-Йорке
- 1807 кораблей
- Морские происшествия 1811 года
- Конфликты коренных народов в Канаде
- Торговля мехом
- Торговые корабли США Age of Sail