HMS St George (1785 г.)
![]() Святой Георгий и другие суда.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Сент-Джордж |
Заказал | 16 июля 1774 г. |
Строитель | Портсмут |
Заложен | август 1774 г. |
Запущен | 14 октября 1785 г. |
Почести и награды |
|
Судьба | Разбитый, 1811 г. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | «Дюк» класса Линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1931 ( бм ) |
Длина | 177 футов 6 дюймов (54,1 м) (гундек) |
Луч | 50 футов (15,2 м) |
Глубина захвата | 21 фут 2 дюйма (6,5 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 850 офицеров и солдат |
Вооружение |
HMS St George — 98-пушечный второго ранга линейный корабль Королевского флота , спущенный на воду 14 октября 1785 года в Портсмуте . [ 1 ] В 1793 году она получила один из самых богатых призов за всю историю. Затем он участвовал в морском сражении у Йерских островов в 1795 году и в битве при Копенгагене в 1801 году. Он потерпел крушение у Ютландии в 1811 году, потеряв почти всю свою команду.
Услуга
[ редактировать ]В 1793 году капитан Джон Гелл был назначен контр-адмиралом Синих и поднял свой флаг на корабле «Сент-Джордж» . [ 2 ] Находясь в Средиземном море со своим подразделением флота, Гелл смог захватить французского капера и его зарегистрированный в Испании приз « Сент-Яго» . Говорят, что эти корабли были одними из самых ценных призов, когда-либо привезенных в Англию. [ 2 ] Право собственности на « Сент-Яго» было предметом споров и не было урегулировано до 4 февраля 1795 года, когда стоимость груза была оценена в 935 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 122 020 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 3 ] В это время весь экипаж, капитаны, офицеры и адмиралы могли рассчитывать на долю этого приза. адмирала Худа составляла 50 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 6 520 000 фунтов стерлингов в 2023 году). Доля [ 3 ] Кораблями, которые доставили Святого Яго в Портсмут, были «Святой Георгий» , «Эгмонт» , «Эдгар» , «Ганг » и «Фаэтон» . [ 4 ]
В октябре 1793 года Геллу удалось добиться капитуляции французского фрегата «Модесте» , злоупотребившего нейтралитетом порта Генуи . После этого Геллу пришлось в последний раз вернуться в Англию по состоянию здоровья. [ 2 ]
«Святой Георгий» присутствовал в морском сражении у Йерских островов в 1795 году. В 1798 году часть его команды предстала перед военным трибуналом за мятеж . [ 5 ]
Корабль принял участие в битве при Копенгагене в 1801 году под Горацио Нельсона флагом . Перед боем он перешел на «Элефант» , так как он лучше подходил для мелководья; Святой Георгий во время боя оставался на заднем плане. Ее капитаном был Томас Мастерман Харди , будущий капитан HMS Victory под командованием Нельсона в битве при Трафальгаре . Капитан сэр Уильям Болтон получил звание командующего после службы на корабле « Сент-Джордж» в этом сражении 2 апреля 1801 года. [ 6 ] В 1847 году Адмиралтейство разрешило выдать медалью за заслуги перед флотом всем оставшимся в живых в битве с застежкой «Копенгаген 1801».
Последнее путешествие и потеря
[ редактировать ]После бомбардировки Копенгагена в сентябре 1807 года и захвата Королевского датского флота последовала война канонерских лодок между Данией/Норвегией и Соединенным Королевством . В результате войны конвои торговых судов сопровождались через датские воды кораблями британского флота, чтобы защитить торговые суда от нападений датских и норвежских каперов . «Святой Георгий» принимал участие в конвоях и поэтому осенью 1811 года находился в Балтийском море, откуда и началось ее последнее плавание.
Конвой и первые обломки
[ редактировать ]События, приведшие к гибели святого Георгия, зафиксированы в нескольких источниках. Самым важным является письмо сержанта о святом Георге Уильяме Гейли, написанное его жене и датированное Гетеборгом 2 декабря 1811 года. [ 7 ] Еще одним ключевым источником является корабельный журнал HMS Cressy , возглавляемый командиром Чарльзом Дадли Патером . Кресси сопровождала «Св. Георгия» до момента его роковой высадки на берег Ютландии .
- 1 ноября 1811 года. Последний конвой в году , направлявшийся в Великобританию, покидает Ханёбуктен в Карлсхамне . Конвой состоит из 129 торговых судов, сопровождаемых Королевского флота линейными кораблями и бригами под командованием вице-адмирала Джеймса Сумареса на HMS Victory и контр-адмирала Роберта Картью Рейнольдса на острове Сент-Джордж . Другими участвующими линейными кораблями были HMS Orion , HMS Hero , HMS Defense и HMS Dreadnought . Шторм заставляет колонну развернуться.
- 9 ноября. Конвой и минует немецкий снова покидает Ханё остров Рюген .
- 12 ноября. Кресси и бриг HMS Bellette покидают Росток и присоединяются к конвою к востоку от Фемарна . Сильный шторм вынуждает корабли встать на якорь в Рёдсанне , песчаной отмели к югу от Лолланда , Дания . Многие торговые суда были повреждены во время шторма, а 12 полностью потеряны.
- 15 ноября. Святой Георгий сталкивается с другим кораблем и садится на мель в Рёдсанне . Все мачты и руль направления потеряны. Через 30 часов «Сент-Джордж» освобождают от мели и оснащают причалом и рулем направления, изготовленными из древесины, полученной от Кресси . Руль направления был того типа, который разработал Томас Пакенхэм . [ 8 ]
- 21 ноября. Конвой покидает Рёдсанд. «Сент-Джордж» буксируется Кресси .
- 1 декабря. Конвой прибывает на шведский остров Винга в архипелаге недалеко от Гетеборга . «Св. Георгий» прибывает на следующий день и проходит дальнейший ремонт. Саумарес серьезно обеспокоен тем, чтобы позволить «Сент-Джорджу» продолжить путь, но контр-адмирал Рейнольдс и Дэниел Оливер Гион , капитан «Сент-Джорджа» , утверждают, что «Сент-Джордж» способен совершить путешествие через Северное море . [ 8 ] [ 9 ]
Северное море и высадка на мель
[ редактировать ]Дни, предшествовавшие высадке на мель, задокументированы в журнале коммандера Патера на Кресси , а более подробно - в секретном отчете, написанном Патером Адмиралтейству , и в личном письме его другу, коммандеру Лукину (документы находятся в Национальном морском музее в Лондоне; доступны в датском переводе в Jepsen, 1993). Само выбрасывание на мель задокументировано рассказами очевидцев, немногочисленных выживших и зрителей на пляже, а также сохранилось в официальных отчетах датских властей и местных газет. [ 8 ]
- 16–17 декабря. Около 150 торговых судов покидают Вингу вместе с восемью линейными кораблями: HMS Victory , HMS St. George , HMS Dreadnought , HMS Vigo , HMS Cressy , HMS Orion , HMS Hero и HMS Defense , HMS Dictator , а также некоторыми меньшими военными судами. , включая Bellette . За Героем , который также пострадал во время шторма, и Сент-Джорджем внимательно следят Дефенс и Кресси .
- 19 декабря. «Сент-Джордж» , «Дефанс» , «Кресси» , «Беллетт» и многочисленные торговые суда вынуждены развернуться в Скагерраке из-за шторма и сильного волнения на море. Кресси буксирует «Сент-Джордж» , поскольку ее временный руль, удерживаемый только цепями и тяжелыми канатами, не может удерживать «Сент-Джордж» на курсе.
- 21 декабря. Корабли ищут укрытие в четырех морских милях к северо-востоку от маяка Сэлё . Ветер меняется, и решено предпринять новую попытку пересечь Скагеррак и Северное море . В этой попытке Сент-Джорджа не буксирует Кресси .

- 23 декабря 1811 года. Сейчас с северо-запада дует внетропический циклон , и корабли находятся в тяжелом положении. Кресси и Беллетт поворачиваются, чтобы не оказаться на мели. Защита ненадолго пытается отбуксировать Сент-Джорджа , но трос рвется. Позже оборона терпит крушение дальше по побережью, потеряв всех, кроме 12 человек.

- 24 декабря. Рано ночью «Сент-Джордж» пытается развернуться по ветру, поднимая кливер , но его сдувает, и верхний парус невозможно натянуть. Размещение брезента в сетке также не дает скорости поворота. Якорь брошен, но трос цепляет временный руль и ломает его. В 6 часов утра «Сент-Джордж» выходит на крайнюю песчаную косу, в 500 м от суши и в паре километров к югу от Торсминде . Она сразу же составляет сильный список. Плотник сообщает, что в хранилище 10 футов воды. Мачты срезают, чтобы разгрузить корабль, и всем людям приказывают к насосам. Все лодки, кроме баркаса, потеряны за бортом. Четырнадцать мужчин пытаются добраться до баркаса, но он переворачивается, и они тонут. Бизань -мачту разрубают ножами, так как все топоры утеряны. Всех вокруг тянет в море, когда шторм уносит мачту. В 10 утра гигантская волна стянула с корабля около 400 человек, многие из которых уже умерли от переохлаждения и истощения. В 12.00 корабль уже не под командованием. Части кормы и большой каюты все еще были видны днем. С берега видно, как несколько моряков пытаются пробраться к пляжу, цепляясь за остатки мачты, но при попытке все тонут. Вечером на борту затонувшего судна все еще находятся около 150 человек.
- 25 декабря. Около 10 человек с места крушения удается подняться на борт плота, но только четверо достаточно прочно привязались к плоту, чтобы добраться до берега скорее мертвыми, чем живыми. Позже восемь человек, привязанных к дрейфующему дереву, добираются до берега.
- 26 декабря. На борту затонувшего корабля больше нет признаков жизни.
События на корабле HMS Cressy
[ редактировать ]Отчет командующего Патера Адмиралтейству, а также две записки, подписанные офицерами Кресси (доступны в Национальном морском музее в Лондоне, а также в датском переводе в Джепсене, 1993 г.), описывают трудности, с которыми Кресси столкнулась во время шторма. . Первое письмо было представлено Патеру в 21:00 23 декабря, и в нем говорится, что они считают абсолютной необходимостью попытаться спасти корабль, подняв паруса и отвернувшись от берега. Косвенно это означало, что они предоставят Святого Георгия (и вице-адмирала) на произвол судьбы. Во второй записке, доставленной Патеру в 22:45, описывается ситуация на острове Сент-Джордж после того, как они развернулись и прошли мимо него, утверждая, что ее нос направлялся на восток-северо-восток, скорее всего, из-за состояния руль не позволял ей перейти с левого галса на правый галс (это означало, что «Сент-Джордж» неизбежно шел к берегу), и командиру настоятельно советовали поставить как можно больше парусов, чтобы спасти Кресси. , учитывая, что они не могли оказать помощь святому Георгию ничем . Несомненно, Патер сам прекрасно осознавал тяжелое положение, о чем свидетельствует его доклад Адмиралтейству, где он пишет, что уже в 15 часов знал, что Святого Георгия спасти не удастся. Единственным объяснением его нерешительности изменить курс и спасти Кресси кажется нежелание покидать вице-адмирала без его разрешения. То же самое сопротивление кажется единственным объяснением того, почему Дефенс не изменил курс и потерпел крушение на пляже. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]Существует неопределенность относительно количества выживших. Некоторые источники утверждают, что из ее экипажа 738 человек удалось спастись только семерым. [ 10 ] но другие источники говорят 11, или скорее всего 12, [ 8 ] со ссылкой на официальные протоколы допросов выживших. Один из выживших, Уильям Уотсон, заявил, что он был гражданином США и его заставили служить на борту. Он и двое других американцев, выживших в результате обороны , выразили явное желание не возвращаться в Англию и не служить дальше в Королевском флоте. [ 8 ] В течение следующих двух недель около 1400 утопленников из Сент-Джорджа и Дефенс были выброшены на берег к югу от затонувших кораблей. Среди погибших были Рейнольдс и Гион. Их тела так и не были найдены, несмотря на значительные усилия по поиску среди мертвых. Большинство тел, вышедших на берег, были похоронены в песчаных дюнах Торсминде , которые с тех пор известны как «Дюны Мертвецов». [ 11 ]
Датские власти быстро приказали лейтенанту Вигельсену прибыть в этот район в качестве приемщика обломков . [ 12 ] Несмотря на то, что Англия находилась в состоянии войны с Данией-Норвегией и выжившие таким образом были военнопленными, местные жители и власти относились к ним хорошо. Их относительно быстро вернули в Англию в обмен на двойное количество датских военнопленных в английских тюрьмах. [ 8 ] Правительство Дании незамедлительно проинформировало Адмиралтейство о катастрофе и выразило свое глубочайшее сочувствие тому, что до сих пор является самой большой потерей жизней для Королевского флота. [ 8 ]
Постскриптум
[ редактировать ]
Мемориал на Дюнах Мертвецов был установлен в 1937 году по инициативе датской прессы и первоначально предложен по инициативе датского вице-адмирала Х. Рехнитцера и руководителя поисково-спасательных служб В. Фабрициуса. Мемориал состоит из трех камней со следующей надписью на задней стороне главного магазина, обращенной к морю:
Под Рождество в долгие дни
ревело Вестьютландское море
Сотни молодых воинов нашел в дюнах их могилы
Камень, воздвигнутый в их память
Охраняемый, пока проходят столетия
(редактор газеты Видар Брюун, перевод с датского)
Корабельный колокол Святого Георгия был обнаружен в 1876 году и до мая 2011 года служил церковным колоколом в церкви Но возле Рингкёбинга . В мае того же года церковь отремонтировала свою колокольню и впоследствии передала колокол Страндингскому музею Святого Георгия в Торсминде. . [ 13 ]
После того, как обломки корабля «Сент-Джордж» подверглись воздействию шторма в 1981 году, на месте крушения были обнаружены тысячи артефактов, многие из которых выставлены в Страндингском музее Святого Георгия.
См. также
[ редактировать ]- Список судов, погибших на Хаак-Санде 24 декабря 1811 г. при одновременном крушении другого конвоя.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лавери, Линейные корабли , том 1, с. 179.
- ^ Jump up to: а б с «Биографические воспоминания: адмирал Гелл» . Литературная панорама, Том 1 . Лондон, Великобритания: Кокс, Сын и Бэйлисс. 1807. стр. 1385–1386.
- ^ Jump up to: а б Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Ежегодный реестр 1795 года . Том. 37 (2-е изд.). 1807 год . Проверено 6 октября 2008 г.
- ^ МакДугалл, Филипп (2022). «Морские мятежи 1798 года». Зеркало моряка . 108 (4). Общество морских исследований : 423–438.
- ^ Харрисон, Саймон. «Сэр Уильям Болтон (1777–1830)» . Сайт Threedecks.org . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ Гейли, Уильям (1812). «Письмо от Гетеборга, 2 декабря 1811 г.». Опубликовано частично в «Военно-морской хронике». Также детали напечатаны в Jepsen (1993) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джепсен, Палле Уд (1993). Св. Джордж и защита (2-е изд.). Эсбьерг, Дания: Музей рыболовства и морского судоходства.
- ^ Фёлкер стр.187
- ^ Госсет (1986) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Госсет (1986) , с. 81.
- ^ Топсе-Йенсен Том 2 стр.700
- ^ Поульсен, Эрик (13 апреля 2011 г.). «Skibsklokken fra det engelske krigsskib St. George» [Корабельный колокол с английского военного корабля «Сент-Джордж». Lemvig.nu (на датском языке). Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 16 октября 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Купер, К. Чарльз (сентябрь 2012 г.). Стеклянные бутылки для напитков с корабля HMS St. George (1785–1811) (Массачусетс). Университет Южной Дании.
- Госсет, Уильям Патрик (1986). Пропавшие корабли Королевского флота, 1793–1900 гг . Мэнселл. ISBN 0-7201-1816-6 .
- Лавери, Брайан (2003). Линейный корабль - Том 1: Развитие линейного флота 1650–1850 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-252-8 .
- Филлипс, Майкл. « Святой Георгий (98) (1785)» . Корабли Старого Флота . Проверено 2 сентября 2008 г.
- Топсе-Йенсен, штат Калифорния; Марквардт, Эмиль (1935). Офицеры датско-норвежского флота 1660-1814 гг. и датского флота 1814-1932 гг. [ Офицеры датско-норвежского флота 1660-1814 гг. и датского флота 1814-1932 гг .] (на датском языке). Копенгаген: Х. Хагеруп.
- Фёлкер, Тим (2008). Адмирал Сумарес против Наполеона: Балтика 1807–1812 гг . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-431-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с HMS St George (корабль, 1785 г.) на Викискладе?
- Strandingsmuseum St. George. Архивировано 19 февраля 2019 года в Wayback Machine.
- Стеклянные бутылки HMS St. George