Французский фрегат Франшиза (1797 г.)
![]() Франшиза
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Франшиза («правдивость») |
Строитель | Байонна |
Заложен | август 1794 г. |
Запущен | 17 октября 1797 г. |
В эксплуатации | Май 1798 г. |
Захваченный | 28 мая 1803 г. |
![]() | |
Имя | Франшиза |
Приобретенный | 28 мая 1803 г. в плену. |
Судьба | Распад в ноябре 1815 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Coquille Фрегат типа |
Тонны нагрузки | 898 16 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 37 футов 6 + 3 ⁄ дюйма (11,4 м) |
Черновик | 5,3 м (17 футов) |
Глубина захвата | 11 футов 8 дюймов (3,6 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | Британская служба: 264 (позже 215) |
Вооружение |
|
Franchise был спущен на воду в 1798 году как 40-пушечный Coquille фрегат класса французского военно-морского флота . Британцы захватили ее в 1803 году и приняли в Королевский флот под нынешним именем. В войне с торговлей во время наполеоновских войн она была скорее защитником, чем получателем призов, захватив много мелких каперов, но мало коммерческих призов. Она также участвовала в битве при Копенгагене . Она распалась в 1815 году.
Французская служба и захват
[ редактировать ]Он входил в состав эскадры из трех фрегатов: «Конкорд» под командованием коммодора Жана-Франсуа Ландольфа , «Меде» под командованием капитана Жана-Даниэля Кудена и «Франшиза» под командованием капитана Пьера Жюриена под командованием Ландольфа, которые покинули Рошфор 6 марта 1799 года. В результате британской блокады Рошфора эскадра двинулась на юг, пока не достигла побережья Западной Африки. Там корабли Ландольфа начали расширенную торговую рейдовую операцию, нанеся серьезный ущерб торговле Западной Африки до конца года. За это время эскадра захватила португальский остров Принсипи (Принсипи). [ 1 ] В конце концов напряжение службы в тропических водах сказалось на кораблях, и все три были вынуждены пройти обширный ремонт на ближайших доступных верфях союзников, которые располагались в контролируемом испанцами районе реки Плейт в Южной Америке. В Монтевидео эскадра оказала помощь французским пленным, захватившим и доставившим в этот порт транспорт для каторжников «Леди Шор» , который вез их в Австралию.
Ремонт продолжался полгода, пока Ландольф в начале лета 1800 года не счел эскадру вновь готовой к плаванию. Эскадра практически сразу захватила у берегов Бразилии американскую шхуну «Эсперанс» ( «Надежда» ), которую использовали в качестве авизо и отправили в Кайенна с призовым экипажем под командованием энсеня де Вайссо Хамона. [ 1 ] (В то время Франция и США уже два года вели квазивойну . )
Во время боя 4 августа 1800 года у Рио-де-Жанейро HMS Belliqueux захватил Конкорд и Ландольф, а ост-индийцы Эксетер и Бомбейский замок захватили Меде . 9 августа Франшиза столкнулась с торговым судном «Уэлсли» , направлявшимся к мысу , но после часового боя британскому кораблю удалось отогнать нападавшего. [ 2 ] Франшиза следила за Уэлсли в течение двух дней, но затем прекратила погоню; [ 2 ] 7 сентября 1800 года она захватила и сожгла американский корабль «Пасифик» ( 37 ° 06' с.ш. 43 ° 06' з.д. / 37,100 ° с.ш. 43,100 ° з.д. ), [ 3 ] «Рамблер» в неизвестную дату и место и «Рассел» 10 сентября ( 39 ° 00' с.ш. 39 ° 00' з.д. / 39 000 ° с.ш. 39 000 ° з.д. ). [ 4 ] Франшизе удалось вернуться во Францию, преодолев британскую блокаду.
28 мая 1803 года HMS Minotaur в компании с Громовержцем , к которому позже присоединился Альбион , захватил Франчизу . Срок действия франшизы составлял 33 дня из Порт-о-Пренса ; из шестнадцати 9-фунтовых орудий на квартердеке и баке десять находились в ее трюме. У нее был экипаж из 187 человек под командованием капитана Юриена. [ а ]
Поскольку она была с адмирала Уильяма Корнуоллиса флотом , Минотавру пришлось делить призовые деньги не только с Громовержцем и Альбионом , но также с Эглом , Каллоденом , Дредноутом , Хазардом , Скипетром , Почтенным и, возможно, другими. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Британская служба
[ редактировать ]С июня до середины октября компания Franchise находилась в Плимуте на установке. Она была введена в эксплуатацию в ноябре под командованием капитана лорда Джона Мюррея. Затем он отплыл на ней к Подветренным островам 26 февраля 1804 года. [ 13 ]
С возобновлением войны адмирал Джеймс Дакрес был назначен заместителем командира станции на Ямайке , служил под командованием сэра Джона Томаса Дакворта и нес его флаг во Франшизе .
26 марта 1804 года Франшиза была с конвоем, когда увидела шхуну. Дакрес приказал Мюррею преследовать шхуну. К вечеру Франшиза захватил капера «Петите Гармони» , которым командовал гражданин Герель. Он был вооружен двумя 4-фунтовыми пушками и имел экипаж из 22 человек. Дакрес уничтожил ее. [ 14 ]
Позже «Франшиза» отбила шхуны «Вултюр» и «Полли» , а каперскую шхуну «Полина» уничтожила . [ 15 ] 10 июня Франшиза захватила Хармони . [ 16 ]
Затем, 13 сентября, Франшиза восемь часов преследовала каперскую шхуну, прежде чем поймать ее. Капером была «Урания » с тремя орудиями и 64 людьми. Она находилась в 13 днях от города Санто-Доминго, но не взяла ни одного приза. Мюррей сообщил, что «[она] должна быть самым быстрым парусным судном в этих морях». [ 17 ] Наконец, 24 декабря «Франшиза» была в компании с «Пеликаном» , когда они захватили Ностра Сеньора дель Белин . [ 18 ]
Франшиза находилась у берегов Кюрасао 24 апреля 1805 года, когда увидела шхуну, стоявшую на якоре под артиллерийским орудием форта Порт-Мария. Франшиза приплыла и обстреляла шхуну и форт, прежде чем смогла ее уничтожить. Шхуна оказалась тендером голландского фрегата «Кенау Хасселар» . [ б ] Экипаж шхуны состоял из лейтенанта и 35 человек, но некоторым удалось сбежать на берег, оставив после себя 24 раненых соотечественника, а также хирурга и лейтенанта. У Франшизы один человек был серьезно ранен, а двое - легко ранены. [ 19 ] Шхуна перевозила лес и рис. [ 20 ]
6 мая Франчайз и Элк захватили Хазарда . [ 21 ] Двумя днями позже «Фортуни» захватил шлюп «Салли» . Франчайзинг был среди судов, которые разделили призовые деньги. [ 22 ] Через десять дней после этого Франчайз и Элк захватили «Глобус» . [ 23 ]
Мюррей внезапно скончался на борту корабля 13 июля 1805 года, и его заменил капитан Рэндалл М'Доннелл. [ 13 ] М'Доннелл был капитаном, когда 24 октября Франшиза захватила Вашингтон . [ 24 ] Позже в том же месяце лодки Франшизы « захватили испанскую каперскую фелукку Генерал Ферран» 25 октября . Генерал Ферран был вооружен одной 6-фунтовой пушкой, двумя 4-фунтовыми поворотными орудиями и стрелковым оружием. Она находилась в четырех днях от «Сент-Яго» (вероятно, Сантьяго-де-Куба ) и не взяла ни одного приза. [ 25 ]
Захват Рапосы
[ редактировать ]В январе 1806 года Франчайз находился под командованием капитана Чарльза Дэшвуда . [ с ] Он получил информацию о том, что несколько испанских судов бросили якорь в заливе Кампече , и решил попытаться их отрезать. Ночью 6 января «Франшиза» прибыла примерно в пяти лигах от города Кампече , и «Дэшвуд» стоял на якоре на глубине четырех саженей, поскольку вода была слишком мелкой, чтобы подойти ближе. Затем он послал три Франшизы лодки под командованием лейтенантов Джона Флеминга и Питера Дугласа , своих первого и третьего лейтенантов, а также лейтенанта морской пехоты Мендса. Из-за большого расстояния, которое им приходилось преодолевать, британцы не могли подойти близко до 4 часов утра, когда взошла луна, их заметили, а испанцы предупредили. Испанские суда состояли из двух военно-морских бригов, одного из 20 орудий и 180 человек, другого из 12 орудий и 90 человек, шхуны, вооруженной восемью орудиями, и семи канонерских лодок, каждая из которых была вооружена двумя орудиями. Они открыли огонь по приближающимся гребным лодкам и могли бы сорвать атаку, если бы лейтенант Флеминг не повел свои три лодки к меньшему из бригов и не поднялся на абордаж. Примерно через десять минут рукопашного боя британцы захватили его и увели, преследуемые другими испанскими судами, которые продолжали по ним стрелять. Британцы открыли ответный огонь со своего трофея, и их лодки и испанские суда отошли. [ 27 ]
Захваченным судном оказался бриг «Рапоса» , имеющий 16 орудий, но оснащенный только 12, а также несший на борту несколько когорнов , вертлюжные орудия и стрелковое оружие. У нее был экипаж из 90 человек, но ее капитан дон Хоакин де ла Чева и большинство его офицеров находились на берегу, в результате чего на борту находилось всего 75 человек. У испанцев пять человек были убиты, не считая тех, кто утонул, прыгнув за борт, а старший офицер на борту и 25 человек получили ранения, многие из которых были смертельно опасны. У британцев было ранено всего семь человек. Дэшвуд отправил всех испанских раненых и пленных на берег под флагом перемирия, поскольку там они могли получить лучший уход. [ 27 ] Британцы приняли корвет на вооружение как HMS Raposa . подарил Патриотический фонд Ллойда каждому из трех лейтенантов меч стоимостью 50 фунтов стерлингов, а мичману Лэмбу - меч стоимостью 30 фунтов стерлингов. [ 28 ] [ д ]
Франшиза захватила испанскую шхуну « Кармен » с одним орудием и 34 людьми. 11 июня [ 29 ] [ 30 ] [ и ] Восемь дней спустя Франшиза также захватила голландскую шхуну «Брут » из 20 человек. [ 29 ] [ 30 ] Дуглас служил в шлюпках при захвате «Кармен» , и на борту этого корабля ему удалось завоевать два приза, а также вывести на берег вооруженное судно. В декабре 1807 года был объявлен призовой фонд за «Доходы от некоторого количества какао, захваченного на различных небольших испанских судах, имена неизвестны, 19 июня». [ 30 ]
Ураган
[ редактировать ]В июле Veteran , Franchise и Magicienne сопровождали конвой из 109 жителей Вест-Индии обратно в Англию. Конвой покинул Флоридский залив, когда столкнулся с ураганом. Двадцать торговых судов затонули, а Magicienne была настолько повреждена, что не смогла продолжить движение и вместо этого была вынуждена зайти на Бермудские острова для ремонта. Франшиза потеряла фок-мачту и грот-стеньгу, но Дэшвуд все же смог собрать уцелевших торговых судов и вернуть их в Англию. [ 32 ]
К середине лета 1807 года Франшиза вернулась в Англию. [ 13 ] Затем она отплыла на Балтику, где приняла участие в битве при Копенгагене . [ ж ]
К началу 1808 года Франшиза вернулась в Ла-Манш, все еще под командованием Дэшвуда. 21 февраля он отплыл на ней в Вест-Индию. Двумя днями позже она находилась в 12 лигах к югу от островов Силли, когда заметила французского капера- люгера, кружившего вокруг конвоя, который Франшиза сопровождал . При захвате капером оказался Азар с четырьмя орудиями и экипажем из 50 человек под командованием Франсуа Бланше. Хазард находился в трех днях пути от Гранвиля, Манш , и ничего не захватил. [ 34 ] [ г ] Франшиза поделилась головными деньгами со Star .
10 ноября 1808 года Франшиза , Рейндир , Аврора , Дедал и Перт случайно встретились. Капитаны собрались и решили захватить город и порт Самана , чтобы помочь испанским патриотам, установившим блокаду Сан-Доминго . Город также был последним портом убежища для каперов с наветренной стороны от Сан-Доминго, и противник возводил батареи для его защиты. На следующий день британцы вошли и овладели гаванью. Капитан Чарльз Дэшвуд передал Саману испанскому офицеру дону Диего де Лире, который гарантировал безопасность французским жителям на их плантациях. [ 36 ]
В течение следующей недели британцы захватили две французские 5-пушечные каперские шхуны. Одним из них был « Герьер» , капитан Луи Телен, с командой из 104 человек; другим была « Биржа » с экипажем в 110 человек. Британцы также захватили три торговых судна: шхуну «Диана» и бриг, оба груженные рыбой, и шлюп «Брут» , груженный кофе. [ 36 ] Рейндир и Перт отбили два судна, одно из которых было английским, которые каперы захватили и пытались привести в Саману. [ 36 ]
В начале следующего года, 16 января 1809 года, Франшиза захватила французскую каперскую грамоту Ифигения после 30-часовой погони. На нем было пробито 18 орудий, но имелось только шесть, все из которых вместе с якорями она выбросила за борт во время погони. Она и ее команда из 26 человек отправлялись из Байонны, где она была спущена на воду двумя месяцами ранее, в Гваделупу с грузом военно-морских запасов и продовольствия, с намерением заняться каперством однажды в Вест-Индии. Дэшвуд, в надежде, что военно-морской флот сможет купить ее, описал Ифигению как «... омедненную и плывущую удивительно быстро, и во время ее перехода ее несколько раз преследовали». [ 37 ] [ ч ]
Затопление транспорта «Джон и Джейн»
[ редактировать ]Капитан Джон Аллен был назначен вместо Дэшвуда 17 февраля 1809 года. Аллен отплыл на «Франшизе» в Ньюфаундленд 18 мая 1810 года. 9 февраля 1811 года Аллен отплыл на ней в Средиземное море. [ 39 ]
21 февраля на пути к Средиземному морю произошла великая трагедия. Франшиза и ее конвой находились на Фалмут-Роудс в бурную ночь, когда она столкнулась с транспортом «Джон и Джейн» под командованием капитана Гримбси, почти разрезав Джона и Джейн пополам. Условия были слишком суровы для спуска лодок на воду, а повреждения транспорта были настолько полными, что почти все находившиеся на борту утонули. На ее борту находились элементы 11-го пешего полка , 197 из которых погибли, а также 15 женщин, шестеро детей и шесть моряков; Выжили 20 солдат и восемь моряков. Франшиза подала сигнал, что собирается поворачивать, и если бы Джон и Джейн ответили огнями, аварию можно было бы предотвратить. Сама Франшиза пострадала незначительно и обошлась без жертв. [ 40 ]
1 августа 1811 года Аллен перешёл в Родни . [ 39 ] Его заменой стал капитан Роберт Бак. [ 13 ]
В 1812 году Франшиза все еще находилась в Средиземноморье. 2 февраля он был в бухте Кальяри , где захватил французского капера Авентюрье (или Вентурье ), пробитого 14 орудиями, но установившего только три. Она и ее команда из 60 человек находились в 26 днях пути от Марселя, но ничего не захватили. [ 41 ]
Капитан Томас Ашер заменил Бака в июне. [ 13 ] 26 сентября Блейк и Франшиза оказали военно-морскую поддержку ночной атаке на Таррагону войск под командованием генерала Хоакина Ибаньеса Куэваса, барона д'Эролеса. Атака оказалась успешной и привела, в частности , к захвату нескольких небольших судов. Испанские войска потеряли трех человек убитыми и восемь ранеными; Британцы не понесли никаких потерь. Капитан Эдвард Кодрингтон из Блейка написал барону д'Эролю и адмиралу сэру Эдварду Пелью , главнокомандующему в Средиземноморье, что офицеры и команда отказались от каких-либо призовых денег в пользу испанских войск». в восхищении доблестью и дисциплиной, которые они проявили в этом случае». [ 42 ]
Судьба
[ редактировать ]Франшиза была обычной в Вулидже в 1815 году. [ 13 ] В январе того же года ее выставили на продажу в Дептфорде. [ 43 ] Любой, кто хотел купить ее, должен был внести залог в виде двух поручительств на сумму 3000 фунтов стерлингов, чтобы не продавать или иным образом не избавляться от корабля. Чтобы вернуть свои поручительства, покупателю пришлось разобрать ее в течение двенадцати месяцев со дня продажи. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В оригинальном уведомлении в « Лондонской газете» фрегат назывался «Франсуаза» . [ 5 ] В следующем издании название было исправлено на «Франшиза» . [ 6 ]
- ↑ 1 января 1807 года британцы захватили Кюрасао. Там они захватили Кенау Хасселар , который приняли на вооружение, и шлюп «Суринам» , бывший британским шлюпом, а также ряд других судов.
- ↑ Уинфилд подразумевает, что М'Доннелл все еще был капитаном, [ 13 ] та же информация содержится в базе данных Национального морского музея . [ 26 ] К сожалению, они явно ошибаются.
- ^ Лейтенант Флеминг сдал в эксплуатацию шхуну Bramble на Бермудских островах в июне 1808 года.
- ^ Первоклассная доля общих денег для 34 мужчин стоила 48 фунтов 8 шиллингов 2 фунта стерлингов; акция шестого класса стоила 2 шиллинга 6 пенсов. [ 31 ]
- ↑ Доля старшины в призовых за захват датского флота составляла 22 фунта 11 шиллингов ; доля моряка составляла 3 фунта 8 шиллингов. [ 33 ]
- ↑ Призовые деньги были выплачены в феврале 1815 года. Первоклассная акция стоила 36 фунтов 14 шиллингов 6¼ пенсов ; доля моряка пятого класса стоила 2 шиллинга 11½ пенсов. [ 35 ]
- ↑ Считается, что ее купил Королевский флот, но сведений о ее службе нет. Уинфилд называет дату захвата Ифигении 28 ноября 1808 года. [ 38 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фонды, Том. 1, с. 244.
- ^ Jump up to: а б Грант (1803), с. 52.
- ^ Военно-морские документы, связанные с квазивойной между Соединенными Штатами и Францией (PDF) . Том. VI Часть 2 из 4: Военно-морские операции с июня по ноябрь 1800 г., июль-август 1800 г. Типография правительства США. п. 325 . Проверено 29 августа 2024 г. - через Ibiblio.
- ^ Военно-морские документы, связанные с квазивойной между Соединенными Штатами и Францией (PDF) . Том. VI Часть 2 из 4: Военно-морские операции с июня по ноябрь 1800 г., июль-август 1800 г. Типография правительства США. п. 342 . Проверено 31 августа 2024 г. - через Ibiblio.
- ^ «№15589» . Лондонская газета . 31 мая 1803 г. с. 650.
- ^ «№15590» . Лондонская газета . 4 июня 1803 г. с. 671.
- ^ «№15760» . Лондонская газета . 29 мая 1804 г. с. 680.
- ^ «№15712» . Лондонская газета . 19 июня 1804 г. с. 768.
- ^ «№15714» . Лондонская газета . 23 июня 1804 г. с. 800.
- ^ «№15710» . Лондонская газета . 12 июня 1804 г. с. 731.
- ^ «№15711» . Лондонская газета . 16 июня 1804 г. с. 746.
- ^ «№15708» . Лондонская газета . 9 июня 1804 г. с. 705.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уинфилд (2008) , с. 214.
- ^ «№15705» . Лондонская газета . 26 мая 1804 г. с. 662.
- ^ «№15722» . Лондонская газета . 24 июля 1804 г. с. 898.
- ^ «№15722» . Лондонская газета . 25 января 1812 г. с. 898.
- ^ «№16566» . Лондонская газета . 24 ноября 1804 г. с. 172.
- ^ «№16866» . Лондонская газета . 12 марта 1814 г. с. 546.
- ^ «№15823» . Лондонская газета . 9 июля 1805 г. с. 902.
- ^ «№15827» . Лондонская газета . 23 июля 1805 г. с. 954.
- ^ «№16499» . Лондонская газета . 25 июня 1811 г. с. 1178.
- ^ «№16316» . Лондонская газета . 18 ноября 1809 г. с. 1855.
- ^ «№16458» . Лондонская газета . 23 февраля 1811 г. с. 363.
- ^ «№16423» . Лондонская газета . 10 ноября 1810 г. с. 1790.
- ^ «№15880» . Лондонская газета . 11 января 1806 г. с. 42.
- ^ «НММ, ID судна 367151» (PDF) . Истории военных кораблей, том i . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2011 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «№15909» . Лондонская газета . 12 апреля 1806 г., стр. 463–464.
- ^ Лонг (1895) , стр. 407, 410, 414 и 417.
- ^ Jump up to: а б «№16004» . Лондонская газета . 24 февраля 1807 г. с. 246.
- ^ Jump up to: а б с «№16098» . Лондонская газета . 19 декабря 1807 г., стр. 1707–1708.
- ^ «№18415» . Лондонская газета . 16 ноября 1827 г. с. 2370.
- ^ Маршалл (1824) , с. 457.
- ^ «№16275» . Лондонская газета . 11 июля 1809 г. с. 1103.
- ^ «№16144» . Лондонская газета . 10 мая 1808 г., стр. 661–662.
- ^ «№17017» . Лондонская газета . 30 мая 1815 г. с. 1024.
- ^ Jump up to: а б с «№16223» . Лондонская газета . 24 января 1809 г., стр. 109–110.
- ^ «№16241» . Лондонская газета . 28 марта 1809 г., стр. 418–419.
- ^ Уинфилд (2008) , с. 365.
- ^ Jump up to: а б О'Бирн (1849) , с. 10.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 25, стр. 297–299.
- ^ «№16602» . Лондонская газета . 9 мая 1812 г. с. 888.
- ^ «№16668» . Лондонская газета . 14 ноября 1812 г., стр. 2295–2296.
- ^ «№16979» . Лондонская газета . 28 января 1815 г. с. 152.
- ^ «№17055» . Лондонская газета . 26 августа 1815 г. с. 1745.
Ссылки
[ редактировать ]- Морской фонд. Кампании (операции; морские дивизии и станции; различные миссии). Инвентарь подсерии Marine BB4. Том первый: BB4 с 1 по 209 (1790–1804) [1]
- Грант, Джеймс (1803) Рассказ о путешествии открытий: Совершенном в 1800, 1801 и 1802 годах в Новый Южный Уэльс... (Эгертон).
- Лонг, Уильям Х. (1895). Медали британского флота и как они были завоеваны: со списком офицеров, которым за доблестное поведение Комитет Патриотического фонда наградил почетными мечами и пластинами . Лондон: Нори и Уилсон.
- Маршалл, Джон (1824). . Королевская военно-морская биография . Том. 2, часть 1. Лондон: Лонгман и компания. п. 457.
- О'Бирн, Уильям Р. (1849). . Военно-морской биографический словарь . Лондон: Джон Мюррей. п. 10.
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с франшизой HMS (корабль, 1803 г.) на Викискладе?
- База данных ВМФ. Архивировано 21 апреля 2008 г. на Wayback Machine.