HMS Fox (1806 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Лиса |
Тезка | Виксен (на испанском языке) |
Запущен | 1804 |
Захваченный | 7 января 1806 г. |
![]() | |
Имя | HMS Фокс |
Строитель | испанский |
Приобретенный | 7 января 1806 г., пленение. |
Судьба | Спущен на мель 15 февраля 1808 года и затоплен своей командой. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 173 [ 1 ] ( бм ) |
План паруса | Бриг |
Дополнить | 55 [ 2 ] |
Вооружение | 12 орудий [ 2 ] |
HMS Raposa — испанский бриг Raposa , спущенный на воду в 1804 году. В 1806 году его захватила экспедиция лодок HMS Franchise в западной части Карибского бассейна. Впоследствии Королевский флот принял ее на вооружение под существующим названием. Рапоса служил в Карибском море, неоднократно отбивая торговые суда, ставшие жертвами французских каперов. Через тринадцать месяцев после захвата она села на мель, преследуя вражеские корабли. Когда им не удалось снять Рапосу с мели , ее команда подожгла ее, чтобы избежать захвата, и уничтожила ее.
Британская служба
[ редактировать ]Захватывать
[ редактировать ]В январе 1806 года капитан Чарльз Дэшвуд из HMS Franchise получил информацию о том, что несколько испанских судов бросили якорь в заливе Кампече , и решил попытаться их отрезать. Ночью 6 января «Франчайз» прибыл примерно в пяти лигах от города Кампече , и «Дэшвуд» стоял на якоре на глубине четырех саженей, поскольку вода была слишком мелкой, чтобы подойти ближе. Затем он послал три Франшизы лодки под командованием лейтенантов Джона Флеминга и Питера Дугласа , своих первого и третьего лейтенантов, а также лейтенанта морской пехоты Мендса. [ 3 ]
Из-за большого расстояния, которое им приходилось преодолевать, британцы не могли подойти близко до 4 часов утра, когда взошла луна, их заметили, а испанцы предупредили. Испанские суда состояли из двух военно-морских бригов, одного из 20 орудий и 180 человек, другого из 12 орудий и 90 человек, шхуны, вооруженной восемью орудиями, и семи канонерских лодок, каждая из которых была вооружена двумя орудиями. Они открыли огонь по приближающимся гребным лодкам и могли бы сорвать атаку, если бы лейтенант Флеминг не повел свои три лодки к меньшему из бригов и не поднялся на абордаж. Примерно через десять минут рукопашного боя британцы захватили его и увели, преследуемые другими испанскими судами, которые продолжали по ним стрелять. Британцы открыли ответный огонь со своего трофея, и их лодки и испанские суда отошли. [ 3 ]
Захваченным судном оказался бриг «Рапоса» , имеющий 16 орудий, но оснащенный только 12, а также несший на борту несколько коэгорнов , вертлюжные орудия и стрелковое оружие. У нее был экипаж из 90 человек, но ее капитан дон Хоакин де ла Чева и большинство его офицеров находились на берегу, в результате чего на борту находилось всего 75 человек. У испанцев пять человек погибли, не считая тех, кто утонул, прыгнув за борт, а старший офицер на борту и 25 человек были ранены, многие смертельно. У британцев было ранено всего семь человек. Дэшвуд отправил всех испанских раненых и пленных на берег под флагом перемирия, поскольку на берегу они могли получить лучший уход. [ 3 ]
Британская служба
[ редактировать ]Британцы приняли корвет на вооружение под существующим названием, введя его в эксплуатацию на Ямайке под командованием лейтенанта Колина Кэмпбелла. [ 1 ] В июне Lloyd's List сообщил, что Рапоса задержала капитана Юниона Смарта, когда она плыла из Нью-Йорка в Сан-Доминго. [ 4 ] 27 мая 1807 года два французских капера захватили Элизу , капитана Грэнтэма, у Хенеана , когда Элиза плыла с Ямайки в Дублин. На следующий день французский капер захватил Валентина , капитана Николсона, у берегов Кубы, когда Валентин плыл с Ямайки в Ливерпуль. Рапоса отбил Элизу и Валентина и отправил их на Ямайку. [ 5 ]
В августе Рапсоа находился в Порт-Рояле на Ямайке, где доставил письмо и несколько приложений от генерала Франсиско де Миранды , венесуэльского революционера. [ 6 ] Заменой Кэмпбелла стал лейтенант Джеймс Вайолет (или Вайолетт). [ 1 ] 15 декабря французский капер захватил леди Ньюджент , Стейплс, капитана, когда леди Ньюджент плыла из Порт-Антонио в залив Морант на Ямайке. В тот же день Рапоса отбил леди Ньюджент . [ 7 ]
Заземлен и сожжен
[ редактировать ]14 февраля 1808 года «Рапоса» путешествовала по Карибскому морю примерно в 50 морских милях (93 км; 58 миль) к западу от Картахены , Новая Гранада , когда она заметила шхуну и три шлюпа. [ 8 ] В испанских записях говорится, что это были «Воладор» и три канонерские лодки ( каньонеры ), все под командованием лейтенанта де фрегата Антонио Гастона де Ириарте и Наваррете. [ 9 ]
Рапоса преследовал их до острова, где они бросили якорь и выстроились в ряд. Когда Рапоса плыла к ним, она ударилась о песчаную отмель. Увидев, что он сел на мель, ближе к вечеру вражеские суда подошли к нему и в сумерках заняли позицию в ряд впереди нее. [ 9 ] Ночью Рапосы команда попыталась осветить ее, но не смогла освободить. В пять утра Виолетт сдался, но не раньше, чем он и команда смогли поджечь «Рапосу» и добраться до ее шлюпок. [ 10 ] Затем вражеские корабли взяли в плен всех 55 человек. [ 8 ]
Последующий военный трибунал над Виолеттом, его офицерами и командой состоялся 11 апреля на борту HMS Arethusa в Порт-Рояле. [ 8 ] Военный трибунал с честью оправдал их всех и высоко оценил доблестное поведение лейтенанта Вайолет. Оно подарило ему свой меч «с очень красивым панегириком». [ 11 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уинфилд (2008) , с. 349.
- ^ Jump up to: а б Журнал «Объединенный сервис» (1834 г.), Часть 1 стр.273.
- ^ Jump up to: а б с «№15909» . Лондонская газета . 12 апреля 1806 г., стр. 463–464.
- ^ Список Ллойда №4160.
- ^ Список Ллойда №4171.
- ^ Документы, American Historical Review , (1901), Vol. 6, № 3, с.529.
- ^ Список Ллойда №4240.
- ^ Jump up to: а б с Грокотт (1997) , с. 252.
- ^ Jump up to: а б Вела (2017) , с. 115.
- ^ Хеппер (1994) , с. 122.
- ↑ Военно-морская хроника , том 20, июль – декабрь 1808 г., стр.78.
Ссылки
[ редактировать ]- Грокотт, Теренс (1997). Кораблекрушения революционной и наполеоновской эпох . Лондон: Чатем. ISBN 1861760302 .
- Хеппер, Дэвид Дж. (1994). Потери британских военных кораблей в эпоху парусного спорта, 1650–1859 гг . Ротерфилд: Жан Будрио. ISBN 0-948864-30-3 .
- Маркс, Роберт Ф. (1987). Кораблекрушения в Америке . Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-25514-9 .
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- Вела, Рубен Э. (2017). Плотины ВМС Испании 1779–1828 гг.: список кораблей, захваченных и включенных в состав Королевского флота путем захвата (на испанском языке). ISBN 978-1-86176-030-2 .