Александр (корабль 1801 г. Шилдс)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Александр |
Владелец | Ф. Харри и Ко, Хаудон [ 1 ] |
Запущен | 1801 |
Судьба | Разбит 8 октября 1808 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Полностью оснащенный корабль |
Тонны нагрузки | 301 [ 2 ] ( бм ) |
Движение | Плыть |
Дополнить | 32 мужчины |
Вооружение | 8 × 18-фунтовых карронад [ 2 ] |
«Александр» представлял собой торговое судно водоизмещением 301 тонну, спущенное на воду в Шилдсе в 1801 году. Оно стало китобойным судном и совершило путешествие в Новую Зеландию и на китобойный промысел в Южных морях для компании Hurry & Co. Оно потерпело крушение при выходе из Ливерпуля в октябре 1808 года.
Карьера
[ редактировать ]Александр вошел в Регистр Ллойда в 1801 году вместе с владельцем Hurry & Co., У. Шарпом, капитаном, перешедшим на Т. Робсона, и торговым предприятием Лондон-Балтика. [ 3 ] В 1802 году ее хозяин сменился на Р. Роудса, а ее торговля изменилась на Лондон-Южные моря. [ 4 ] Ее оценили в 7200 фунтов стерлингов. [ 5 ]
Капитан Роберт Роудс отплыл с Александром из Великобритании 18 января 1802 года на промысел в Новом Южном Уэльсе . [ а ] Она была на острове Мейо 10 марта и на острове Сент-Яго ( оба острова Зеленого Мыса) 18 марта. [ 6 ] Она прибыла в Рио-де-Жанейро 20 апреля. Там она прошла калефикацию . [ 5 ] К октябрю она была на острове Норфолк. В марте 1803 года она была в Новой Зеландии, но к маю вернулась на остров Норфолк. [ 6 ] Пока Александра была в заливе Островов в Новой Зеландии, к ней присоединился 16-летний маори по имени Тейна в качестве моряка. [ 7 ]
Сообщается, что Александр прибыл в Порт-Джексон 1 июня 1803 года, прибыв туда из Новой Зеландии с «нефтью». [ 8 ] Масло состояло из 50 тонн масла спермацета . В Норфолке Александр набрал 18 535 фунтов. свинины, засоленной там, и привез ее обратно в Порт-Джексон от имени и за счет правительства Нового Южного Уэльса. В Порт-Джексоне Тейна, первый маори, покинувший Новую Зеландию с 1793 года, остался с губернатором Кингом . [ 9 ] Александр покинул Порт-Джексон 19 сентября, чтобы вернуть Тейну в Новую Зеландию. Губернатор Кинг подарил ему подарки, в том числе свиней. [ 10 ] Когда они прибыли в Новую Зеландию, Александр завербовал второго маори, Маки. Затем он и Тейна оставались моряками на борту «Александра» в течение следующих трех лет, пока она не вернулась в Великобританию. (Тейна умерла там, но Маки выжила.) [ 7 ] [ б ]
Александр снова был в Новой Зеландии в декабре и, как сообщается, находился у побережья в апреле – мае 1804 года. К маю она снова посетила остров Норфолк. Она вернулась в Порт-Джексон, где оставалась в июне – июле. Она была в Хобарт-Тауне и Дервенте 26 августа, когда Оушен прибыла с поселенцами, которых она привезла из несостоявшейся колонии в Порт-Филлипе. Александр находился в Дервенте, собирая китовый жир с «черного кита». Ее главным офицером был Йорген Йоргенсен, который утверждал, что загарпунил первого кита, пойманного в Дервенте. [ 12 ] В сентябре она все еще была там, но в ноябре уже в Новой Зеландии. Она вернулась в Порт-Джексон в декабре. [ 6 ]
Она оставалась в Порт-Джексоне до 27 февраля 1805 года, когда было записано, что она отплыла в Англию. [ 8 ] датского искателя приключений Йоргена Йоргенсена Находясь в Порт-Джексоне, Родс взял в помощники . На самом деле Александр сначала отплыл на остров Норфолк, а затем в Новую Зеландию, а затем направился к мысу Горн. Она была вынуждена вернуться в Отахейт , и о ней сообщили там в июне – июле 1805 года. [ 6 ]
Александр находился в церкви Святой Екатерины у берегов Бразилии с декабря 1805 по январь 1806 года. [ 6 ]
Китобой Сайрус сообщил, что Александр был на острове Святой Елены 26 марта 1806 года, приехав из Новой Голландии с 1200 баррелями сперматозоида. Александр вернулся в Великобританию 27 июня 1806 года со 105 баночками спермы и 105 баночками китового жира. 70 тонн китовых костей , 14 000 тюленьих шкур и 22½ тонны жира морских слонов . [ 6 ]
К сожалению, цены на нефть упали, и Родс оказался в затруднительном финансовом положении. Он не смог заплатить своей команде и сам отправился в King's Bench долговую тюрьму . Тейна заболела и умерла. Маки выжил, но его исказили и продали капитану другого судна. [ 13 ]
Потеря
[ редактировать ]В Регистре Ллойда продолжал храниться Александр вместе с Роудсом, магистром, до 1808 года. В 1809 году ее больше не было.
В Регистре судоходства ( РС ) за 1809 год изображены Александр с Г.Уайтом, капитаном, Эдвардс, владелец и торговый лондонский транспорт. [ 2 ]
8 октября 1808 года в Ливерпуле случился сильный шторм. Капитан «Александр Уэйд», который накануне отплыл в Бразилию, вернулся и проплыл несколько миль вверх по реке Мерси до места, где он потерпел крушение. Ее мачты были отрезаны, и она была полна воды. Сообщается, что еще три судна потерпели крушение. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Родс был на рыболовстве в Новом Южном Уэльсе и в Южной Атлантике в качестве помощника капитана, а затем капитана Хиллсборо . Он вернулся в Великобританию в апреле 1801 года.
- ↑ Первым маори, прибывшим в Англию, был Моеханга на китобойном судне « Хорек» . [ 11 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тайн построил корабли «А».
- ^ Jump up to: а б с РС (1809), посл.№А434.
- ^ Регистр Ллойда (1801 г.), Приложение, Seq. №65.
- ^ Регистр Ллойда (1802 г.), Seq. №334.
- ^ Jump up to: а б Клейтон (2014) , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж База данных Британского южного китового промысла – рейсы: Александр .
- ^ Jump up to: а б Коуторн (nd) , с. 4.
- ^ Jump up to: а б «Прибытие судов в Порт-Джексон и их отбытие» . Австралийский журнал Town and Country Journal, суббота, 3 января 1891 г., стр. 16 . 3 января 1891 года . Проверено 10 мая 2012 г.
- ^ «СУДОВЫЕ НОВОСТИ» . Рекламодатель The Sydney Gazette и Нового Южного Уэльса . Новый Южный Уэльс. 5 июня 1803 г. с. 4.
- ^ Салмонд (1997) .
- ^ О'Мэлли (2015) , стр. 16–18.
- ^ Йоргенсон (1996) , с. 62.
- ^ О'Мэлли (2015) , с. 11.
- ^ Список Ллойда №4291.
Ссылки
[ редактировать ]- Коуторн, Миссури (nd). Маори, киты и «китобойный промысел»: постоянные отношения . Веллингтон, Новая Зеландия: Департамент охраны природы.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Клейтон, Джейн М. (2014). Корабли, занимавшиеся промыслом китов в Южном море из Великобритании: 1775–1815 гг.: Алфавитный список кораблей . Группа Берфортс. ISBN 978-1908616524 .
- Йоргенсон, Йорген (1996). Ричардс, Рис (ред.). Наблюдения Йоргена Йоргенсона (Первое изд.). Веллингтон, Новая Зеландия: Paremata Press. ISBN 0473039710 .
- О'Мэлли, Винсент (2015). Путешествие: ранние путешествия маори по всему миру . Книги Бриджит Уильямс. ISBN 9780908321193 .
- Салмонд, Энн (1997). Между мирами . Книги Пингвинов (Новая Зеландия). ISBN 0-670-87787-5 .